Воспитательная программа по нравственному воспитанию младших школьников. Назаренко Е. В. «Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников “По дорогам притчи” (из опыта работы). Формы реализации направления “Учусь общаться”


Пояснительная записка.

Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- патриотическое воспитание;

- формирование духовности младших школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

- эстетическое развитие детей;

- развитие детского общественного движения;

- совместная работа школы и семьи.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Переживания, связанные с нрав­ственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.

Программа нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений.

Эффективным средством нрав­ственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Ее направленность выступает тем каналом, по которому младший школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.

Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание. Воспитание младших школьников в детском общественном объединении на принципах нравственности - это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

Цель, задачи и ожидаемые конечные результаты программы.

Цель программы - формирование нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи программы:

формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;

формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

обогатить эмоциональный мир детей;

вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм.

Ожидаемые конечные результаты программы:

- формирование навыков и привычек нравственного поведения;

- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

- накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путем организации их практической деятельности;

- формирование у детей ответ­ственности за свое здоровье;

- вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

- снижение агрессивности в поведении школьников.

Основное содержание программы нрав­ственного воспитания.

Блок 1. Диагностический.

Цель: проведение диагностических исследований поведения педагогов, учащихся и их родителей.

Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.

Блок 2 . «Воспитание духовности».

Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычки заботиться о своем внешнем виде и навыков организации повседневного быта.

Формы: беседы, классные часы, « Традиции нашей школы», конкурсы, показ коллекции «Школьная мода».

Блок 3 . «Здоровье».

Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

Формы: внеклассные формы занятий (кружки, секции), физкультурно-­оздоровительные мероприятия (соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», Дни здоровья, спортивные олимпиады, игра «Зарница»), турниры, соревнования, походы,экскурсии.

Блок 4. «Гражданин и семьянин».

Цель: овладение младшими школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу;

Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела, конкурсы, участие в районных, областных и всероссийских конкурсах рисунков и сочинений на темы «Я - россиянин», «Мир, в котором я живу» и др., конкурсы чтецов.

Блок 5. «Экология».

Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.

Формы: экологические праздники, пресс-конференции, игры, выпуск листовок, газет, «Лесные репортажи», проекты летней оздоровительной кампании («Спасем окружающую среду», «Зеленая планета»), конкурс «Ботанический поезд».

Блок 6 «Школа и семья»

Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоко­нравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.

Формы: психолого-педагогическое просвещение родителей, индивидуальные консультации, родительские собрания, тренинги, дни открытых дверей, участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах, совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, фестивали.

Блок 7 «Красота спасет мир»

Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического вкуса.

Формы: этические беседы, тренинги, рыцарские турниры, посещение кружков эстетической направленности, музеев, театров; встречи с интересными людьми - художниками, поэтами, писателями; выставки детских художественных работ, семейные выставки достижений.

Блок 8 «Трудовое и экономическое воспитание»

Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде.

Формы: организация самообслуживания, трудовые десанты, экономические игры, уборка школьного двора.

Карта

изучения личности учащегося

Фамилия, имя

Отношение
к учебе

Отношение

к труду

Отношение
к обществ.

деят-ти

Отношение
к искусству

Отношение

к физ-ре

Отношение
к товарищам

Уровень
воспитан.

Примечание: «+» – наличие качества Уровень воспитанности: до 50 % – низкий;

«–» – отсутствие качества 50–70 % – средний;

Свыше 70 % – высокий

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: выявить отношение к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, справедливость, принципиальность, честность).

Х о д в ы п о л н е н и я

Учащимся в довольно быстром темпе (чтобы они были вынуждены сразу дать наиболее привычный для них ответ) предлагается закончить предложения, содержащие рассуждения на темы морали, или рассказ.

В а р и а н т А. Предложения.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…

6. Если бы я был на месте учителя, то…

В а р и а н т Б. Рассказы.

1. В школьной столовой дежурный ученик нечаянно уронил тряпку в котел с молоком и никому не сказал об этом. Один из одноклассников видел случившееся, но также скрыл это. Молоко прокисло, и вся школа осталась без завтрака. При разборе происшествия я…

2. На традиционном вечере встречи с бывшими выпускниками школы должен был играть вокально-инструментальный ансамбль старшеклассников, который подготовил специальную программу. Но ведущий солист ансамбля, без которого срывалось все выступление, должен был в этот же вечер принять участие в отборочных соревнованиях по боксу, открывавших ему возможность войти в состав сборной юношеской команды города. Пришлось...

Обработка полученных данных

Качественный анализ, аналогичный предшествующим методикам.

Изучение личности учащегося

в учебно-воспитательном процессе

Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности коллектива. В этом важном деле классному руководителю можно предложить набор разных методик.

Современный педагог – это прикладной психолог. Он стремится воспитание и обучение строить на основе объективных сведений о школьнике. Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода.

Педагог-воспитатель может использовать предложенные ниже диагностические методы или самостоятельно придумать анкету-опросник.

При этом следует помнить следующее:

Как правильно составить анкету?

Содержание:

1. Определить основную задачу-проблему.

2. Расчленить ее на составляющие; предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы.

Тип вопросов.

Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной.

Структура анкеты.

Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу.

Внешнее оформление.

Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Мое учение

Ребята! Подчеркните в тексте или дополните.

1. Учиться в школе мне:

а) интересно;

б) не интересно;

в) не знаю.

2. Мои любимые предметы …………………………………………….

3. Выполняя самостоятельную работу, я

а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро;

б) сначала стараюсь понять задание, тщательно его обдумываю, но потом действую без колебаний, быстро;

в) очень долго думаю, не решаюсь к нему приступить, чувствую себя неуверенно;

г) всегда волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что ………….

д) чувствую себя всегда спокойно, потому что ………………………

4. Чаще всего я:

а) не понимаю цель работы;

б) не понимаю задание;

в) не знаю, как его выполнить;

г) не умею контролировать ход своей работы;

д) не знаю, как проверить результаты;

е) не умею правильно распределить время.

5. Я очень дорожу помощью учителя, товарищей (да, нет).

6. Если бы я был учителем, то таким ученикам, как я, помог бы в следующем: …………………………………………………………………..

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

(на основе тестирования и самоанализа учащегося)

Как составить характеристику выпускника?

Для составления характеристики, в первую очередь, необходимо определить методом исследования уровень отношения к учению.

Предлагается характеристика высокого, среднего и низкого уровней отношения к учению.

Высокий уровень отношения к учению:

    учится в полную меру своих сил, способностей, старательный, требовательный к себе, слова не расходятся с делом, доводит начатую работу до логического завершения;

    личные успехи в учении рассматривает в единстве с общественными интересами, как дело коллектива группы, учебного заведения в целом. Настойчив в достижении цели;

    значимы не только познавательные, но и нравственные мотивы долга и ответственности в учении;

    целеустремленный. Обладает самостоятельностью в принятии решений, в действиях.

Близкий к высокому уровень

    характерно преобладание проявлений ответственного отношения к учению, но суждения о долге и ответственности не всегда подкрепляются требовательностью к качеству и результатам своего труда;

    иногда активен по престижным мотивам. Из-за этого в коллективной учебной деятельности создается напряженная обстановка;

    ответственность перед родителями выше, чем перед коллективом.

Средний уровень ответственного отношения к учению:

    характерно незначительное преобладание положительных проявлений ответственного отношения к учению;

    имеет множество отклонений от нормы: ситуативный характер ответственности, инертность, имеет рассеянное внимание, отвлечения, связанные с внеучебными занятиями, леность;

    активность проявляется в условиях коллективной работы.

Низкий уровень ответственного отношения к учению:

    характерно преобладание отрицательных проявлений к учению по всем предметам;

    не рассматривает учебу как обязанность перед обществом, а считает сугубо личным делом;

    пассивен на уроках, не имеет деловых контактов в учебе со своими однокурсниками;

    не выполняет «Единые педагогические требования» на уроках, с готовностью поддерживает нарушителей порядка и дисциплины. Ведет себя вызывающе, грубит и т. д. Не умеет (или не хочет) работать индивидуально, коллективно.

В характеристике необходимо отметить личностные качества учащегося, например:

Инициатива – ищет дополнительные занятия, очень искренний, находчив, смекалист при выполнении заданий. Выполняет необходимый объем работ без указаний. Безынициативный, ждет напоминаний, указаний.

Отношение к другим – позитивное дружелюбное отношение к товарищам по учебе, преподавателям, работникам учебного заведения. Иногда с ним трудно работать, общаться. Сварливый, некоммуникабельный. Не терпит вмешательства в свои дела, не прислушивается к мнению других.

Лидерство – сильный, внушает уверенность и доверие. Умело отдает эффективные приказы, ведущий, ведомый. Пользуется уважением в учебной группе и у преподавателей. Надежный в делах. Независимый, искренний. Целесообразность действий. Любит власть, стремится к власти, болезненно воспринимает, когда указывают, что делать и как делать. Если не удается стать лидером, может стать бунтарем, агрессивным. Нерешительный, малодушный.

Ответственность – добросовестно и в срок выполняет поручения. Соглашается с поручениями, хотя и не без протеста. Неохотно соглашается с поручениями. Уклоняется от любых поручений.

Организаторские способности – очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке. Способный организатор, средние организаторские способности, плохой организатор.

Решительность – быстрый и точный, основательный и осторожный, осмотрительный. Быстрый, но часто делает ошибки, сомневающийся и боязливый.

Упорство – целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями. Предпринимает постоянные усилия. Добивается цели любыми средствами. Средний уровень упорства и решимости. Низкий уровень упорства и решимости.

Оптимист-пессимист – оптимистом человек может быть от рождения или стать им. Оптимизм может перейти в необузданное легкомыслие. Здоровый юмор, самоирония. Реалист. Пессимист – не видит выхода из окружающих его проблем. Подвержен депрессии и нужна помощь для выхода из нее.

Нерешительный – взвешивает все «за» и «против» в любой жизненной ситуации. Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхает с огромным облегчением. Часто принимает половинчатые решения. На собраниях предпочитает молчать, чаще из-за трусости. На человека нерешительного трудно положиться, он может в любой момент подвести.

Каждый человек – это индивидуальность, с присущими только ему особенностями нервной системы. Рассмотрим характеристики темперамента.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие его действие, поведение.

Шкала определения поведения ребенка

1. Проявление уважения к взрослым.

2. Проявление способности заводить и сохранять друзей.

3. Способен контролировать чувства.

4. Способен принимать чужие идеи.

5. Способен учиться.

6. Быстро адаптируется в новой ситуации.

7. Говорит правду.

8. Уверенно себя чувствует в новой ситуации.

9. Хорошо ведет себя для его возраста.

10. Проявляет честность.

11. Слушается взрослых.

12. Хорошо справляется со стрессом.

13. Завершает начатое.

14. Внимателен к другим.

15. Проявляет зрелость суждений.

16. Удерживает внимание.

17. Реагирует соответствующим настроением.

18. Следует основным правилам.

19. Выражает несогласие спокойно.

20. Хорошо ладит с сестрами (братьями).

21. Справляется с неприятностями.

22. В основном счастлив.

23. Обладает хорошим аппетитом.

24. Хорошо спит.

25. Чувствует себя частью семьи.

26. Защищает себя.

27. Здоров.

28. Выдерживает критику.

29. Нуждается в поощрении.

30. Проявляет лидерство.

31. Может делить внимание взрослых с другими.

32. Обладает чувством справедливости.

33. Рассеян.

34. Сознает свою вину.

35. Взаимодействует со взрослыми.

36. Способен думать, прежде чем делать.

В современной психолого-педагогической литературе описаны несколько подходов к моделированию и реализации нравственного процесса воспитания:

  • 1). И.С. Марьенко (1987), Е.В. Бондаревская (1998), В.А. Караковский - предлагают нравственное воспитание реализовать через приобщение к искусству, живописи, музыке, театру, а также через творческую деятельность. В научной литературе этот подход называют культурологическим. Правда, есть и другие мнения по использованию указанного подхода. Так, О.С. Газман (1995, 1997) подчеркивает, что при этом подходе реализуется лишь учебно - познавательный аспект, но «затушевывается» воспитательное воздействие.
  • 2). Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Центральное звено базовой культуры - культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности). Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции. Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность. Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). «Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно - технического прогресса, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям человечества.
  • 3). Нравственное воспитание должно реализовываться через развитие образно-эмоциональной сферы.
  • 4). Нравственное воспитание должно реализовываться через оценку развития знаний, умений и навыков (Л.И. Маленкова), что является одновременно и критерием гармоничности и нравственного развития, а также объектом внешнего управления процессом становления личности.
  • 5). Н.А. Соловьева (2000 г.) предлагает следующие пути и критерии определения уровней нравственной воспитанности: наличие целостного мировоззрения, внутренней свободы, адекватной самооценки, стремление к самореализации, успешность в ведущей деятельности.
  • 6). Н.Е. Щуркова считает, что «воспитание присутствует там, и только там, где присутствует отношение». Отношения к жизни и ценностям человеческой жизни придают факту существования человека определенный смысл, окрашивают личностным смыслом содержание его жизни и отдельные эпизодические моменты жизни; жизнь, наполненная смыслом, расценивается человеком как счастливая жизнь. Формирование способности быть счастливым подразумевает одновременное наделение воспитанников умениями саморегуляции, самоконтроля, самооценки и самовоспитания. «Лучший способ развить букет достойных качеств - содействовать развитию способности человека быть счастливым».

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом - педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека .

Автор данной концепции исключает «формирующую», «воздействующую» позицию воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий - учитель - воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

Такое понимание сущности воспитания позволяет автору концепции соответственно формулировать цель и принципы воспитательного процесса.

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Другим целевым блоком в данной концепции является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто чего не создала природа (homo creatus - человек творческий или homo faber - человек созидающий).

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У той жизни, как уже отмечалось, есть три основания - истина, добро и красота.

Другими словами, жизнь, достойная Человека, - эта жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую человеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis.

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни» .

Только философическое воспитание может содействовать становления субъекта поступка («поступания», по М.М. Бахтину), субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдающей себе отчет в том, какую жизнь она предпочитает.

Субъект - это хозяин и распорядитель собственной жизни. Философическое воспитание предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Но оно возможно там и тогда, когда всей жизнедеятельности школьников удалось обеспечить философическую направленность.

Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.

Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе - предъявление социально - культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и.глубоком значении».

Третье направление - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют их духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, ценностному отношению к ней, постоянно ставя воспитанников в ситуацию нравственного выбора. В повседневной жизни в со - бытии со школьниками педагог использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.

Четвертое - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это организация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. Это путь от сознания к сердцу, а от сердца снова к сознанию.

Пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия .

Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т. д. Педагог научает детей размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, действиями.

Этическое воспитание - при осуществлении которого педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность т.е. выстраивается взаимодействие «человек - человек». В процессе этического воспитания ребенка приучают к мысли, что у него есть всего два запрета: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.

Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н. Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности Программу воспитания школьника, включающую следующие задачи - доминанты:

формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;

формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

формирование образа жизни, достойной Человека;

формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути .

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение, т. к. считает, что способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, что выливается в жизненный опыт.

первый шаг - формирование отношения к Природе как общему дому человечества (1 класс);

вторая ступень - осмысление и принятие общечеловеческих ценностей и норм культурной жизни.

Учащиеся 2 - 4 классов, считает Н.Е. Щуркова, в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.

Программу «Азбука нравственности» разработала группа учёных: Э.Козлов (заведующий лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук, доцент), В.И. Петров, И.С. Хомяков .

Руководитель данной работы говорит, что эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности, которую К.Д. Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся и, конечно же, разработки его иного содержания в самой школе.

Одним из таких подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе (с I по XI класс).

В научно-исследовательской лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения в школе Российской академии образования разработана система обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с I по XI (XII) класс как новый системообразующий компонент общего среднего образования. Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) впервые полностью подготовлены и доработаны учебные программы специальных занятий по основам морали в соответствии с возрастом: «Азбука нравственности» (I--IV классы), «Нравственная грамматика» (V-1X классы), «Основы морали» (IX, X--XI (XII) классы). Завершена разработка учебно-методических комплектов (трех уровней) с I по XI (XII) класс для проведения этих занятий: методические разработки по темам для учителей, рабочие тетради и книги для чтения для учащихся. Все эти программы и пособия прошли 5-7-летнюю экспериментальную проверку и апробацию в ряде школ и средних учебных заведений Москвы и областей Российской Федерации в рамках самостоятельных учебных курсов регионального и школьного компонентов, а также частично в рамках интегрированных курсов «Окружающий мир», граждановедения и обществознания,- неотъемлемой частью которых является мораль, а также в процессе проведения классных часов, внеклассной работы и дополнительного образования.

Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетентности.

Школьники первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.

Урок в I классе должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное -- отметить тех, кто домашнюю работу принес или выполнил. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель подобных уроков -- сформировать у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

Программу «Этическая грамматика» разработала Шемшурина А., кандидат педагогических наук.

Для каждого класса А.И. Шемшурина предлагает программу и поурочные методические разработки. Занятия проводятся один раза в неделю по 35 мин. каждые. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом учащихся.

Если учитель, систематически проводит уроки этической грамматики, то он добьётся у детей того, что постепенно у них формируется привычка морального самоконтроля, в коллективе утверждается доброжелательная атмосфера, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций, нравственного выхода из случившихся конфликтов. Работа с детьми в этом направлении изменяет и самого учителя: побуждает его оптимистически взглянуть на ребенка, доброжелательно и уважительно относиться к каждому ученику.

Способствует этому и осуществляемая повседневно методика этического заряда, являющаяся неотъемлемой частью работы учителя. В чем ее сущность? Учитель начинает учебный день, высказывая детям уверенность, что они будут доброжелательны друг к друг, внимательны и уступчивы, постараются никого не обижать, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций. Высказав такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность к детям.

В таком же ключе заканчивается день. Перед тем, как дети отправятся по домам, учитель проводит этическую пятиминутку.

Анализируя возникшие конфликты, педагог учит ребят находить пути выхода из них, а также их предотвращения в дальнейшем. Учащиеся с помощью педагога пытаются разобраться, как можно было избежать нежелательной ситуации и что сделать, чтобы конфликтующие стороны примирились и никто не ушел домой обиженным. Опыт показывает, что дети успешно находят способы решения споров и испытывают большое удовлетворение от этого.

Чтобы связать уроки этической грамматики, методические приемы «этический заряд» и «моральная пятиминутка» с внеурочной деятель-ностью, создается «школа вежливости». Ее занятия проводятся в форме театрализованного представления-диалога один раз в месяц. Готовят представление классные коллективы по очереди, а учащиеся-зрители, анализируя ситуации, участвуют в разрешении нравственных конфликтов. Они вспоминают пословицы, поговорки, тренируются в различных формах этического поведения. На каждом таком представлении специальными знакамл-медальками отмечаются классы и отдельные ученики, ярче других проявившие свою воспитанность.

Учителям, желающим включить в свою деятельность уроки этической грамматики, предлагается включить программу занятий в I -- III классах.

Первый раздел этической грамматики (всего их четыре - по одному на каждую четверть учебного гола) посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача - воспитать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям. Вспомним слова К.Д. Ушинского о том, что добрая привычка - это нравственный капитал, который растет беспрестанно, процентами с него человек пользуется всю жизнь.

Второй раздел курса посвящен этикету. Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, мальчики к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Третий раздел курса включает в себя ознакомление детей с нормами этики в отношениях с окружающими - в семье, с соседями и т. д. У школьников укрепляется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение, чувство собственного достоинства.

Четвертый раздел посвящен этике отношений и школьном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации. проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.

Уроки проходят и увлекательной форме, они эмоциональны, методически разнообразны. Дети играют, поют, ставят маленькие театральные сценки, состязаются о танин пословиц. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Если говорить о результатах проведенного анализа в более общем плане, то в целом они совпали с выводами ученых-дидактов, касающимися принципиальных недочетов в содержании образования, в том числе его гуманистического аспекта. (Лернер, 1993, C. 3-8). Это следующие выводы.

  • 1. Все содержание образования в начальной школе не имеет достаточно системно разработанного теоретического обоснования. Оно строится, главным образом, на традициях и эмпирическом опыте.
  • 2. Второй недочет состоит в неполноте материала, в недостатке представленного в нем т.н. внепредметного содержания, обеспечивающего соответствующие средства усвоения учебного предмета. (К таким знаниям относятся логические, методологические, философские, историко-научные, оценочные знания и знания из других учебных дисциплин).
  • 3. Содержание образования почти не ориентировано на развитие творческих потенций и формирование у учащихся ценностного отношения.
  • 4. Базовое содержание не проработано с точки зрения гуманистической ориентации всего образования, авторы программ и учебников каждый по - своему понимают и пытаются решить эту проблему.
  • 5. Имеет место серьезная перегрузка программ усложненным, объемным материалом, ориентированным на высшие учебные заведения, при явной недогруженности его историческими, общекультурными сведениями.
  • 6. Наблюдается диспропорция между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным началом при общей перегруженности программ.
  • 7. Поставленные в "Пояснительных записках" к программам общегуманитарные задачи не обеспечиваются содержательно, не прослеживается их связь общегуманитарными требованиями, содержащимися в "Требованиях к уровню подготовки".

Вместе с тем, в содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных потребностей учащихся- подростков. Это следующие ценности:

  • - стремление к истине;
  • - социальное благополучие общества;
  • - социальная справедливость;
  • - гуманистические и нравственные ценности;
  • - ценность знания;
  • - уважение к талантам и умельцам;
  • - достоинство личности;
  • - ценность личности;
  • - здоровье личности и людей, ее окружающих;
  • - сохранность природы;
  • - социальная активность личности;
  • - нравственное здоровье личности, коллектива и общества;
  • - ценность других народов, их особенностей и культуры;
  • - патриотизм;
  • - национальная история и культура;
  • - ценность творчества;
  • - ценность традиций и ряд других.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.

Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Цели программы

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.


2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Самарского края, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи программы

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.


2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Основные принципы программы

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

II. Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ
(показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.


2. Изложение материала рассчитано на три года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время


  • чтения педагогом рассказов;

  • экскурсий в картинную галерею;

  • наблюдений;

  • показа сказок (педагогом, детьми);

  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

  • проведения дидактических игр;

  • экскурсий по городу, целевых прогулок;

  • моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений воспитателем;

  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;

  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

  • ответов на вопросы педагога, детей;

  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

  • сообщения дополнительного материала воспитателем;

  • загадывания загадок;

  • рассматривания наглядного материала;

  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

  • разбора житейских ситуаций;

  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

  • чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;

  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);

  • оформить коллекцию семян для занятия;

  • сшить кукол к сказкам;

  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

  • провести экскурсии различной направленности;

  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми.

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

  • Проведение совместных праздников.

  • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).

  • Детская благотворительность.

  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

  • Творческие вечера.

  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).


2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:


  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;

  • лекторий для родителей;

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

  • вечера вопросов и ответов;

  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);

  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

  • индивидуальные консультации специалистов;

  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

  • экскурсии;

  • визиты домой;

  • индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

  • совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

  • помощь родителей школе (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Учебно-тематический план

Предлагаемый нами курс включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «О чем рассказывает крепость?»; «О чем поет колокол?»; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».

«Мир вокруг нас» - 7 часов

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть" "Питание, отдых, здоровье, болезни" «Жизнь человека»; «Времена года - весна»; «Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года - зима»; "Рыбы" «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».

«Дерево добра» - 7 часов

«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17

Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: "Добро и зло: справедливость", «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; "Послушание и непослушание" «Братья и сестры»; "О дружбе и друзьях" верность»; «Кто мой ближний?»; "Жадность и щедрость"; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»; "Совесть"; «Благодарность»; «Порядочность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; "Осуждение, смирение" «Зависть»; "Милосердие, сочувствие" «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; "Память"; «Предательство»; "Прощение"; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги - наши друзья»; «Бедность и богатство».

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах» - 7 часов

Занятия данных циклов знакомят детей с родным краем (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Самарского края, русского государства.

Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь» : «История возникновения родного села»; «Герб города Похвистнево»; «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город - село».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках» : храмы и соборы (края, в котором мы живем).

Тематика занятий цикла «О чем поет колокол?»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси» («Откуда пошла земля русская?», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Владимир Мономах», «Святой блаженный Василий», «Святой преподобный Нестор», «Святые Антоний и Феодосии Киево-Печерские»). «Святые покровители г. Печоры» («Святой преподобномученик Корнилий», «Святой преподобный Марк», «Святой преподобный Иона», «Святая праведная Васса», «Святой преподобный Лазарь»).

«Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи).

«Православная культура» - 6 часов

Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография».

«Хозяева и хозяюшки» - 6часов

На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Формы работы

1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).


2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Предполагаемый результат

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.


  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сострадание.

  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

  • Деятельное отношение к труду.

  • Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремления к добру и неприятия зла.

В основе программы духовно-нравственного воспитания лежат методические рекомендации Мышкиной М.С., Нестеренко Л.П., Семёновой Н.А., Соколовой Г.И. «Православная радуга». СИПКРО. Самара, 2006

Тематическое планирование




Дата

Тема занятия

Мир вокруг нас – 7ч.

1

Рукотворный и нерукотворный мир.

Земля, космос. Природные явления.

Разнообразие животного мира.

Многообразие растений.

Зачем птице крылья?

Зачем нужна вода?

Мир - наш мир.


Дерево добра – 7 ч.

8

Добро и зло. Справедливость.

Мать и дитя.

Семья, дом.

Святые семьи.

Послушание и непослушание.

Добрые слова и добрые дела.

Книги - наши друзья.


Край, в котором ты живёшь – 7 ч.

15

История возникновения родного села.

Герб города Похвистнево.

Улицы и здания города.

Парки города.

Памятники города.

Город-село.

Храмы и соборы края, в котором мы живем.


Православная культура – 6 ч.

22

Детская Библия в картинках.

Православные праздники.

Православные праздники.

История в архитектуре, памятниках.

О чём поёт колокол?

Православная Россия в лицах.



Хозяева и хозяюшки - 6ч.

28

Изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта, утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов.

Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.

Знакомство с русским народным творчеством.

Знакомство с русскими народными подвижными играми.

Русские сувениры.

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

«Возлюби ближнего, как себя самого…» Значит – возлюби себя? Да. Конечно. Не «самовлюбленность», а именно любовь к самому себе. Как к образу и подобию Божьему. Но иногда что-то ломается в нас, наших детях. К сожалению, мы не сможем весь мир спасти от такого безумия, как наркотики, жестокость, зло, но сидеть, сложа руки тоже нельзя. Родители доверяют нам, педагогам, самое дорогое, что у них есть – детей. И все эти дети заслуживают того, чтобы они могли добиться успеха, осуществить свои таланты и способности, вырасти людьми, способными сострадать и сорадоваться, творить добро, гордиться своей семьей, Россией. Все это привело к необходимости создания программы духовно-нравственного воспитания.

Очень важно, в каких условиях окажется ребенок, придя в первый класс. Превратится ли он в развитую, творческую, ориентированную на созидание личность, или существо с отрицательным социальным законом, способное лишь к разрушению. Эти условия создаются семьей и, конечно же, школой.

Программа расчитана на учащихся начальных классов, учитывая возрастные особенности детей.

Цель программы:

Создание социокультурного и духовного пространства для развития позитивного мышления и восприятия окружающего мира.

Задачи:

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

2.Преобщение к вечным истинам, истокам родной культуры.

4.Воспитание здорового образа жизни.

5.Формирование у детей нравственных смыслов и духовного ориентира.

6.Сохранение и преумножение преемственности поколений, перенимание ценных традиций.

6.Педагогическое просвещение родителей.

Принципы программы

    Принципы духовно-нравственного воспитания .

    • Гуманизм (любовь к ближнему)

      Природосообразность (воспитание основывается на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека)

      Культуросообразность (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры, и учитываются ценности и нормы конкретных национальных культур)

2.Принципы проведения занятий.

    Научность;

    Учет возрастных и индивидуальных особенностей;

    Последовательность и систематичность;

    Доступность;

    Воспитание в процессе обучения;

    Наглядность.

Формы работы с детьми:

    Проведение совместных праздников.

    Просмотр фильмов.

    Экскурсии, поездки, прогулки.

    Все виды творческой художественной деятельности детей.

    Организация выставок.

    Постановка музыкальных пьес, спектаклей духовно-нравственного содержания.

    Беседы, игры, занятия духовно-нравственного содержания.

    Классные часы, лекции, диспуты.

    Чтение литературы по нравственному воспитанию.

    Фестивали.

    Ярмарки.

    Исследовательская работа.

    Кружковая работа.

Свою программу строю по разделам:

1-ый раздел — «Родной край».

Основные задачи раздела — воспитание любви к родному краю, России; знакомство с людьми, внесшими большой вклад в развитие края, России; знакомство с символикой, памятниками, достопримечательностями.

Темы : «Твои люди, село», «Флаг и герб края», «История возникновения села, края», «Памятники края», «Родное село», «О чем рассказывает название села», «Они защищали родное село», « Я и мое село», «Холодный родник», «Каменный крест», «Районный музей», «Люди пославившие твой край».

2-ой раздел – «Православная культура».

Задача раздела — знакомство с православными традициями культуры, привитие уважения к православным традициям своего народа.

Темы : «Масленица», «Рождественские колядки», «Покров», «Пасха», «Успение», «Крещение», «Троица», «Откуда пошла наша земля русская?», «Благовещенье», «Успение», «Повесть временных лет», «Моя первая Библия», «Живи по Слову».

3-ий раздел – «Семья».

Знакомство с укладом и бытом русской семьи. Семейными традициями, обязанностями в семье.

Темы : «Семья», «Вечные ценности», «Семейные традиции», «Реликвии», «Родительский дом», «Имя», «Род», «Родительская любовь», «Дом», «Почитание родителей», «Ими гордиться мой род», «Святые семьи», «Традиции моей семьи», «Быт русской семьи».

4-ый раздел — « Доброе сердце».

Учить детей различать добро и зло, стремиться делать добрые поступки, любить людей.

Темы: «Кто твой друг?», «Добро и зло», «Жадность и щедрость», «Предательство», «Правда и ложь», «Богатство и бедность», «Храбрость», «Совесть», «Зависть», «Скромность», «Поступок от души», «Осуждение», «Добрые дела», «Десять заповедей», «Золотое сердечко», «5 талантов золотого сердечка».

5-ый раздел – « Храмы Ставрополья ».

Знакомство с храмами, находящимися на Ставрополье.

Темы : «О чем звонит колокол?», «Храмы моего села», «Храмы Ставрополя», «Свято-Троицкий храм», «Свято-Успенский храм», «Как льют колокола», «Для чего нужны колокола?», «Лики Святых», «Как вести себя в храме», «Храм души».

6-ой раздел – «Наш мир».

В данном разделе учу детей видеть красоту окружающего нас мира; отличать мир созданный руками человека от первозданного. Бережно относиться ко всему живому.

Темы: «Времена года», «Величие лесов», «Нерукотворный мир», «Как прекрасен этот мир», «Сохрани полевые цветы», «Лекарственные растения», «Санитары леса», «Красная книга», «Редкие животные и растения края», «Наш мир – наш дом», «Какие праздники связаны с животными?», «Братья меньшие», «Забота о животных», «Береза – символ России».

Детство всегда с надеждой обращено в будущее и дети ждут, чтобы мы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из детства мы все уходим в большую жизнь. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Дети чутки ко всему, что их окружает.

Программа рассчитана на усвоение детьми таких понятий, как вечные ценности, сострадание, милосердие, доброе отношение к окружающим, на сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Мы, как архитекторы планируем будущую жизнь детей, и дай нам Бог, каждое свое слово, каждый шаг совершать во благо наших детей!

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости,
а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир,
но и самого себя. В наших воспитанниках дремлют задатки разных талантов.
Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит
в воспитателе ту “живую воду”, без которой задатки засыхают
и хиреют…

В. Сухомлинский

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовному по своей сути.

Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

  • строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
  • воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
  • воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многие другие.

Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Многие считают, что духовно-нравственное воспитание – это сугубо религиозное воспитание. Такое мнение ошибочно. Достаточно ознакомиться с планированием занятий и убедиться в отсутствии религиозной тематики.

Современное состояние религий, их разветвление на многочисленные направления и секты, все перипетии их развития и становления ребёнок может изучить (если появится интерес), став взрослее. Гораздо важнее дать ребёнку почувствовать основы мировых религий. Этот начальный курс по духовно-нравственному воспитанию должен показать всё самое светлое, чистое и доброе , что есть в каждой священной книге. Главное, не пропагандировать, не вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В.Сароян.

Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, человековедение, эстетика, мировая художественная культура, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению.

Разработанная мною программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса и если нет возможности изыскать время на внеурочные занятия, то это позволяет “вплести” их в сами уроки (см. Приложение 1).

Перспективная программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Птица счастья” составлена на основе книг А.Лопатиной и М.Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.

Программа поможет учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся (см. Приложение 2). Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Классные руководители и организаторы воспитательной работы помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий. Эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.

Метод “снежного кома”

2002-2003 уч.г. "Мир твоей души"

2003-2004 уч.г. “Природа глазами души”.

2004-2005 уч.г. “Азбука мудрости”.

2005-2006 уч.г. “Счастье семьи”.

Само же название программы “Птица счастья” означает, что каждый имеет возможность поймать эту чудесную “птицу”, но, даже поймав, надо суметь её удержать.

Надо верить, что нас ждёт другое, лучшее будущее. Никогда не поздно начать делать к нему шаги. И первые шаги лучше всего посвятить детям, отдавая им всё самое светлое и хорошее, что у нас есть.

Цель программы: формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • развивать познавательную активность учащихся.

Основные разделы программы:

2 класс. Природа глазами души. (Приложение 4).









2024 © rukaraoke.ru.