Зачем совершают сжигание масленицы и что было раньше. Почему на Масленицу сжигают чучело и пекут блины: народные поверья и обычаи


Масленица является долгожданным для многих праздником. В дни празднования масленичной недели соблюдаются многие традиции, и самой зрелищной из них считается сжигание чучела.

Масленица — это проводы зимы, именно поэтому в народе принят обычай мастерить чучело. Оно олицетворяет собой студеную пору, которую приходит пора прогонять. Дата празднования Масленицы привязана к Пасхе, поэтому высчитать ее не составляет труда. Этот праздник проходит за неделю до Великого поста, и в 2018 году масленичная неделя ранняя: с 12 по 18 февраля.

Традиция сжигания чучела

Традиционный обряд сжигания чучела пришел к нам из времен язычества. Наши предки ассоциировали зиму с Богиней Марой, повелительницей холодов. Мастерили чучело из соломы и одевали в старые одежды, затем возили по улицам с веселыми песнями. В последний день масленичной недели, когда гулянья завершаются, чучело сжигают. Пеплом от костра, на котором сгорело чучело, принято было посыпать поля. Люди верили, что Мара возрождалась через новый урожай. Этот обряд символизирует смерть на костре и возрождение через борьбу, когда зерно пробивает себе путь через толщу земли к долгожданному свету.

В 2018 году чучело Масленицы будут сжигать 18 февраля , так как именно в этот день завершается масленичная неделя. Также этот день в народе назван Прощеным воскресеньем , когда каждый может попросить прощения за свои неблаговидные поступки и простить всех своих обидчиков. Перед началом Великого поста обязательно помиритесь со всеми, с кем у вас разлад, чтобы начать путь очищения души от негатива. Вечер завершите молитвой и обязательно раскайтесь в своих проступках.

В современном мире сжигание чучела уже не несет такого сакрального смысла, однако проводы зимы всегда завершаются красочным шоу. Чтобы прогнать зиму и открыть дорогу долгожданной весне, необходимо прокричать: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Желаем вам прекрасного настроения и веселой масленичной недели. Пеките блины по старинным рецептам и не забывайте нажимать на кнопки и

12.02.2018 06:39

Сретение Господне - важный христианский праздник. Именно в этот день верующие люди читают молитвы, чтобы...

Кому покровительствуют муромские святые и в чем смысл праздника. Какие приемы любовно магии в этот день помогут найти...

Один из эпитетов, которым награждали масленичную неделю - «разорительница», поскольку много сил, энергии и средств тратилось на этот праздник. Но не остаться без денег на масленицу можно. Вам помогут денежные заговоры.

Денежные заговоры на Масленицу чаще всего связаны, конечно, с чучелом. В старину его делали всеми дворами вместе, общими усилиями наряжая куклу в старую женскую одежду, с которой охотно расставались. Считалось, что таким образом можно избавиться от бед и болезней, а также от всего негативного — от долгов, безденежья и бедности.

Поскольку Масленичная неделя связана с привлечением достатка и благополучия в каждый дом, в день сожжения чучела можно читать заговоры, которые помогут вашему кошельку всегда быть полным, а вам — не знать нужды. Сила заговоров увеличивается сжиганием чучела и самой энергетикой масленичной недели, поэтому вы наверняка пополните ваш бюджет.

Первый заговор

После того, как чучело Масленицы будет сожжено, возьмите как можно больше пепла в руку, положите туда монетку и произнесите трижды заговор:

Как реки стекаются в море, как месяц за собою звезды водит, так и ты приведи ко мне себе подобных, да столько, сколько пепла вокруг тебя будет. Пусть будет так, отныне и во веку.

Монетку вместе с пеплом закопайте и оставьте так на ночь. Делайте это в укромном месте и не забудьте, куда именно вы ее зарыли. На откопайте монетку. Чтобы к ней не пристали болезни и беды, надо быстро сказать семь раз: «Сгинь беда, как с гуся вода» . И трижды подуть на нее после. Носите монетку всегда в своем кошельке.


Второй заговор

Когда горит Чучело масленицы нужно произнести на монетку:

Дым клубом идет, деньги зовет, я монетку покажу и на свой кошелек укажу. Пусть дым богатство позовет, а кошелек мой себе его возьмет. Сказано — сделано, да сбудется так.

Монетку надо три раза подкинуть вверх и поймать, сделать это нужно левой рукой. Потом положите ее в самое легкодоступное место в кошельке.

Третий заговор

Возьмите десятикопеечную монетку и повторите семь раз:

Монетка плохая — не для меня. Пусть после цифры один будет три ноля! А ты забирай бедноту и неси в кошелек полноту. Слово мое исполняй, отныне и вовек помогай.

Монетку кидайте в костер, и все беды вскоре уйдут.

Заговор на спичку

Спичку надо положить на неделю в кошелек и носить ее все это время там. Перед поджогом чучела на спичку произносится заговор:

Чучело горит и беды горят, вместе с этим огнем гори беда из кошелька, гори и не возвращайся. Пусть сколько от костра пепла в землю втопчется, столько ко мне, (имя), денег придет. Держи слово крепко, как камень и твердо, как замок. Да будет так.

Этой спичкой подожгите чучело либо бросьте ее в общий костер.

Все четыре заговора достаточно сильны и обязательно подействуют. Достатка вам сегодня и завтра, и не забывайте нажимать на кнопки и

11.03.2016 01:10

Масленица - славянский праздник, зародившийся в глубокой древности. Раньше его ждали с нетерпением. Особые приметы...

Масленица является одним из любимейших народных праздников. Гулянья в это время растягиваются надолго, и это...

После её окончания начинается Великий пост...

Вся неделя перед Великим постом, который предваряет Прощеное воскресенье, называется мясопустной, т.е. употреблять в пищу согласно церковным правилам нельзя только мясо животных, всё остальное, включая рыбу можно. Такой вот, на Масленицу нестрогий пост. Еще Масленицу называют сырной неделей, наверное как раз в связи с ограничениями в еде. В связи с постом в народе часто путают христианско - церковную и светские составляющие этих праздничных дней. А ведь Масленица никак не может быть церковным праздником, ведь корни её ведут из глубокой языческой славянской древности, и означала она проводы зимы и празднование прихода весны. Многие задаются вопросом - зачем и почему сжигают чучело на Масленицу? Соломенное чучело, олицетворяющее зиму, всенародно сжигали, символически отгоняя холода, метели, темноту, как бы освобождая этим путь солнцу и весне. Даже круглые блины, которые традиционно пеклись на масленицу в больших количествах - это не что иное, как символ солнца.

Чтобы в тяжелых стопках блины не слипались между собой, их перед тем, как положить друг на друга обильно смазывали маслом. Отсюда и название: "Масленица". Блинные традиции, как сжигание соломенных чучел, связаны с древними языческими культами поклонению солнцу и возрождению природы с приходом весны. Ярило - так назывался бог солнца у древних славян. Плавный переход в конце Масленицы к православному христианскому празднику Прощеного воскресенья - это лишь совпадение по датам. В народе же прочно связывают эти праздники, по умозрительным причинам. Многие даже считают проведение Масленицы церковной традицией. Веселое, многолюдное празднество на Масленицу с поеданием блинов и различных закусок к ним, с песнями и танцами, с распиванием горячительных напитков и с буйными забавами, раскатыванием на тройках, сжиганием соломенного чучела и кулачными боями - все, что отличало этот праздник в древности, с незначительными изменениями добралось до и наших дней.
Очень красиво и самобытно изобразил кулачный бой на холсте русский художник - передвижник Василий Суриков, ниже его картина от 1891 года "Взятие снежного городка":

Заканчивалась эта веселая и разухабистая масляничная неделя "Прощеным Воскресеньем", во время которого немного усталые от празднеств и притихшие люди встречаясь между собой, просили у друг друга прощения, за обидные слова или проступки, которыми они возможно обидели собеседника в прошлую неделю, а за одно и за прошедший год.

В этот день люди также прощались с Масленицей и проводили обряд сжигания чучела зимы. На картине выше горит такое чучело из соломы.

Кроме воскресенья, каждый день на масленицу праздновался по традиции особым образом:


Понедельник – радостная встреча Масленицы.
Вторник – заигрыши . Молодые парни отпускали немудреные шутки и прибаутки, а девчата весело отвечали. Пели частушки. Молодежь подъискивала себе пару.
Среда – лакомки . Зятья с семьями шли в гости к теще. Видимо тещи умели хорошо готовить, вот и закрепилась в народе поговорка "к тёще на блины".
Четверг – широкий четверг – самые людные санные катания и народные гулянья. С этого дня заниматься домашними и хозяйственными делами запрещается.
Пятница – тещины посиделки или вечерки . Теперь наоборот, зятья ответно звали тещ на блины и закуски с хмельными напитками.
Суббота – золовкины посиделки . Теперь к молодой паре в гости на блины шли золовоки с семьями.
Прощеное воскресенье , как описывалось выше - это проводы Масленицы и всеобщее покаяние. Соломенные чучела, олицетворяющие зимнее ненастье, сжигали, чаще всего в этот день. Но не воспрещено было жечь чучела, встречая весну, хоть во все дни недели Масленицы.

Сжигание чучела - не только старинное масленичное развлечение, но и сильный обряд. С его помощью вы сможете изменить свою жизнь к лучшему, избавившись от негатива и неудач.

С давних времен Масленица является одним из самых ожидаемых праздников. В это время люди наслаждаются веселой атмосферой и наедаются блинами, а те, кто желает изменить свою жизнь в лучшую сторону, проводят действенные ритуалы и обряды. В первый же день масленичной недели принято создавать и наряжать чучело, а затем устанавливать его на вершине снежной горы. Завершается праздничный период сжиганием соломенной куклы. Для многих людей это просто развлечение, но наши предки считали, что вместе с чучелом можно избавиться от проблем и неудач.

1. Зачем на Масленицу сжигают чучело

В 2018 году масленичная неделя началась 12 февраля. С этого дня люди начали активно готовиться к проводам зимы и встрече теплой весны. Основная подготовка проходит в понедельник. В этот день принято баловать своих близких блинами, строить снежные горы и наряжать соломенное чучело. В течение всей недели кукла находится на самой вершине горы, а сожгут ее 18 февраля - в день проводов Масленицы.

Для каких же целей сжигают чучело Масленицы? На самом деле для многих людей это просто развлечение и старинная традиция. Сама же кукла - символ зимы. Еще на Руси, сжигая ее, наши предки давали понять, что таким образом они выгоняют надоевшую зиму и готовятся встретить долгожданную весну.

Обряд сжигания чучела всегда сопровождался песнями и танцами. Многие люди, чтобы избавиться от проблем и долгов, кидали в костер старые вещи и мусор. Также считалось, что вместе с чучелом можно избавиться от проблем и несчастий. Можно сказать, что для наших предков Масленица была не просто веселым праздником, а началом нового жизненного этапа.

2. Как сжигать чучело Масленицы, чтобы избавиться от проблем и негатива

В современном мире проблемы буквально атакуют нашу жизнь. Неприятности на работе, конфликты с близкими людьми и личные переживания негативно сказываются на нас и нашей энергетике. В 2018 году на Масленицу вы сможете изменить свою жизнь, а поможет вам в этом старинный обряд сжигания соломенного чучела.

В давние времена Масленица являлась олицетворениям птицы Феникс, которая обладала способностью возрождаться после самосожжения. Сжигая чучело, вы избавляетесь от проблем и неудач и начинаете жить заново. Чтобы окончательно распрощаться с прошлым, пепел нужно развеять над полем. На Руси считалось, что с появлением нового урожая происходит возрождение.

Если у вас нет возможности самостоятельно создать и сжечь чучело, то вы можете провести ритуал избавления от негатива с помощью готовой куклы. Для этого в воскресенье, 18 февраля, посетите гулянья, в завершение которых обязательно будут проводить обряд сжигания Масленицы. Заранее напишите на листке о проблемах и неприятностях, которые беспокоят вас, а затем киньте бумагу с вашими записями в костер.

Один из действенных способов избавиться от проблем с помощью чучела Масленицы - нарядить его в свою старую одежду, особенно если у вас связаны с ней неприятные воспоминания. В карманы можно положить и другие предметы, которые взывают у вас негативные мысли. Когда чучело загорится, внимательно смотрите на пламя и представляйте, как беды и неудачи покидают вашу жизнь. Пепел необходимо собрать и закопать в лесу или на перекрестке.

На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний.

Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи Екатерина Бурмистрова, Лидия Сиделева, Евгения Андреева и протоиерей Максим Первозванский.

Бессмысленнее действо на грани хулиганства

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог:

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет – с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.

Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни.

И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.

Тут есть ряд и других моментов. Если делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают - это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.

Для школьников вообще эта акция - бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек.

Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.

Мотивируем агрессию?

Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ »:

Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.

Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы.

Первоначально была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и “направляли” дух вверх, дабы он там “договорился” на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.

На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением.

С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…

Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.

Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.

Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?

Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.

Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки - в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость.

Ёлочка - это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании.

Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые - это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её.

Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него вкладывали наши предки.

Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», - настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», - заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила.

В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами).

Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы - нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.

Но только при чём здесь Масленица?

Масленица в школе: рассказать, а не показать

Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО :

За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу - древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают.

Но при этом сжигание Масленицы - все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье.

Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование или 8 марта.

В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием.

В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.

Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь - тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим.

Если преподаватель решает все-таки участвовать с детьми в этом обряде, важно, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена.

Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным…

Протоиерей Максим Первозванский:

Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов.

В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это - символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы - это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его - «Проводы зимы», «Сжигание зимы», - все равно это будет языческий обряд.

Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют.

Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае – что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…









2024 © rukaraoke.ru.