Закономерности и принципы процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания


Наука состоятельна только тогда, когда открывает реальные законы, действующие в области, которую она исследует. Это относится и к воспитатике как науке о воспитании.

Законы представляют собой объективные, существенные, глубинные связи явлений. Практическая деятельность в области воспитания продуктивна лишь при условии учета действующих в этой области законов. Нарушать или игнорировать законы нельзя - они «мстят» за себя (конечно, если это истинные законы).

Рассмотрение сущности воспитания позволяет нам определить основные его законы, которые вытекают из нее. Каковы же основные законы воспитания?

Их можно сформулировать следующим образом.

Закон жизнедеятельности

Воспитание личности происходите организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребенка.

Отсюда следует, что попытка воспитывать детей, не затрагивая и не организуя их деятельность, малопродуктивна. Увлечение всевозможными беседами педагогов или родителей с детьми, какими бы хорошими ни казались сами по себе эти разговоры, не приведут к успеху в воспитании, если они не вплетены в организованную педагогом деятельность детей с такой же воспитательной установкой, как и эти беседы. Она понимается здесь не просто как выполнение конкретного дела, включающего систему действий, а как многократная, постоянная деятельность, ставшая жизнедеятельностью.

Закон отношений

Определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, функционирующих между данным человеком (в частности, ребенком) и обществом, его частями и отдельными людьми.

Особенности складывающихся у человека отношений к другим людям, объектам и явлениям окружающего мира зависит от того, насколько все эти объекты способствуют или препятствуют удовлетворению его потребностей в самом широком смысле слова. Все, что способствует удовлетворению его потребностей, вызывает у него положительное отношение, то, что препятствует - отрицательное. Это необходимо учитывать воспитателям, которые стремятся вызвать положительные отношения школьников к социально ценным явлениям и культурной деятельности.

Из этого закона следует, что не сама по себе деятельность, в которую включен школьник, какой бы она увлекательной или социально приемлемой ни была, воспитывает ребенка. Всем известно много случаев, когда дети включены в труд, часто работают в школьной мастерской, но вовсе не становятся трудолюбивыми. Занять детей какими-либо делами - это не главное. Решающим для воспитания является то, в какие именно отношения они становятся в ходе этой деятельности, - к ее задачам, процессу, участникам и т.д., какие отношения налаживаются, повторяются и становятся привычными. Процесс воспитания предполагает закрепление социально ценных, культурных отношений в опыте человека.

Закон моделирования ближайшей среды

Вооружение воспитанника опытом культурного (в частности, нравственного и гражданского) поведения происходит лишь тогда, когда существенная часть его микросреды построена как целесообразная модель общества и государства, а его поведение в этой среде организовано подобно поведению культурного гражданина в обществе.

Весьма сильное влияние микросреды на развитие ребенка становится действительно воспитательным, т. е. способствующим его культурному развитию, когда оно педагогически облагорожено и скорректировано в виде разумного подобия отношений, принятых в данном обществе и государстве. Это способствует эффективной социализации школьника. Так могут быть построены отношения школьника в школе, классе, в воспитательной детской организации и даже в семье .

Закон мотивации положительной деятельности

Воспитание совершается путем вызова и укрепления положительных мотивов поведения и культурных отношений через актуализацию и возможное удовлетворение соответствующих потребностей.

Целенаправленное влияние педагогов на школьников происходит, прежде всего, через побуждение к культурному поведению на основе актуализации и определенного удовлетворения некоторых их потребностей.

Поэтому стимулирование положительного поведения, а также стремления к самосовершенствованию является ключевой педагогической задачей.

Закон адаптации воспитательных средств

Существенные различия между отдельными детьми, а также между детскими группами, включенными в воспитательный процесс, требуют приспособления форм, характера, методов и приемов воспитательной работы к их особенностям.

Это значит, что общешкольный воспитательный процесс должен дополняться дифференцированным и индивидуальным подходом воспитателей к различным группам детей и к каждому ребенку.

Отсюда следует, что воспитатель должен постоянно изучать и знать особенности каждой детской группы и каждого из своих воспитанников, наблюдать, фиксировать, помнить и учитывать изменения, которые с ними происходят. Потому что если воспитание - это целенаправленное влияние на развитие личности, то, естественно, его успешность зависит как от состояния субъекта влияния, т. е. от воспитателя, от организации процесса влияния, так и от состояния объекта влияния, т. е. детей.

Закон специфики индивидуального воспитательного влияния

Влияние на воспитание человека окружающих его людей тем

выше, чем более их действия и поведение отвечают потребностям данного человека.

Влияние педагога на детей зависит не столько от его возраста, опыта, общественного положения и т.д. (хотя все это тоже имеет определенное значение), сколько от того, в какой мере он включен в жизнедеятельность детей, в их отношения и в удовлетворение их потребностей.

Мать, бесспорно, основательно влияет на своих детей, пока они маленькие, поскольку включена в их жизнедеятельность и отношения и поскольку удовлетворяет многие их потребности. С ростом детей ее влияние на них может уменьшаться, если ее доля в удовлетворении их потребностей существенно снижается.

То же можно сказать и об учителях. Авторитет учителей начальных классов среди их учеников нередко бесспорен. Влияние же педагогов на подростков и старшеклассников очень неодинаково. Одних учителей школьники буквально боготворят и каждую их просьбу немедленно выполняют, а других - едва замечают. И все по тем же вышеуказанным причинам.

При рассмотрении воспитания проблема влияния очень важна. Мы уже говорили, что воспитание есть влияние на развитие и формирование качеств личности человека. Но если влияние педагога малозаметно или отсутствует и, тем более, если влияние на ребенка всех окружающих его педагогов, а также родителей ослаблено, то его воспитание в этих условиях окажется неэффективным.

Воспитание, как мы уже видели, совершается в процессе направляемой педагогом деятельности детей. В своей деятельности ребенок самостоятельный деятель. А значит, будучи объектами направленного на них воздействия воспитателей, дети являются субъектами собственной деятельности. Формирует своя деятельность, а не чужая! В этом и заключается сложность воспитательной работы педагогов. Воспитателю надо постоянно сотрудничать с детьми, договариваться, искать и находить правильное решение возникающих проблем, а для этого учитывать их особенности, потребности и состояние.

  • Подробнее мы рассмотрим эту проблему в главах «Воспитание личности вгруппе», «Воспитательная работа», «Воспитание в общественной деятельности» и других.

Ребенок как объект научного познания един и целостен. Науки, изучающие его, стремятся к комплексному познанию. Но предмет исследования у каждой науки свой, особенный, специфический. Анатомия и физиология изучают закономерности детского организма и протекания физиологических процессов. Педиатрия - особенности и закономерности состояния детского организма в период его заболевания. Возрастная и педагогическая психоло­гия -закономерности становления и развития психических функ­ций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

Педагогика является сложной общественной наукой, объединя­ющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естест­венных и общественных наук о ребенке, о законах развития вос­питательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения. Она есть высший этап развития наук о ребенке, о формировании его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.Предметом пе­дагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, а также реальная общественная воспи­тательская практика формирования подрастающих поколений, осо­бенности и условия организации педагогического процесса. Педа­гогика изучает проявление, характер, воспитывающее действие тех общественных отношений, которые формируются, организуются между старшим и подрастающим поколением. Эти отношения от­ражают в себе отношения и противоречия всего общества.

Педагогика как наука направляет свои усилия на разрешение основного противоречия. Его суть состоит в том, что старшее поколение, на основе познанных законов воспитания как обще­ственного явления, стремится к созданию максимально эффектив­ной, абсолютно завершенной организации целостного педагогиче­ского процесса, к формированию в нем современной, целостной человеческой личности. Но общественная жизнь и воспитание как ее органическая часть не стоит на месте. На каждом новом этапе развития она предъявляет все более сложные требования к рас­тущему человеку и педагогическому процессу. Канонизируя ус­таревающую педагогическую систему, содержание воспитания, об­разования, обучения, их формы и методы, педагогика вступает в противоречие с жизнью. Путь разрешения этого основного педаго-

гического противоречия состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в педагогическом процессе, рассматривать его как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему. Необходи­мо видеть все педагогические явления, прежде всего-содержа­ние, формы и методы обучения и воспитания, в движении, разви­тии, отмирании и зарождении. Снятие противоречия обеспечива­ется своевременным совершенствованием педагогического процес­са, всей системы социального воспитания. Примером научного выявления, вскрытия и преодоления основного педагогического противоречия, перестройки системы обучения и воспитания с уче­том новых требований общественной жизни является осуществле­ние реформы высшей, средней общеобразовательной и профессио­нальной школы.

Важным условием разрешения основного педагогического про­тиворечия является также организация и осуществление постепен­ного, осознанного ребенком перехода от воспитания к самовоспи­танию. Задача педагогической деятельности взрослых в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способную к анализу, оценке событий, выбору нравственного по­ступка, ответственности, творческой самодеятельности. Выработ­кой в ребенке непреодолимого стремления к самовоспитанию, са­мообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконт­ролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию и самопо­ощрению педагогический процесс закладывает в личность надеж­ный духовный «механизм» саморегулирования, неуклонного следо­вания убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение детям возможности внутреннего самоуправления снимает необхо­димость в абсолютной педагогической организации детской жизни и систематических внешних воздействий.

Педагогика как наука изучает воспитание, сложное обществен­ное явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения. Можно вычленить три слоя общественных отношений, в которых действуют законы воспитания. Эти слои взаимно про­никают друг в друга, соотносятся, соподчиняются, а законы в них проявляются в виде устойчивых тенденций и в более или менее выраженных зависимостях одних отношений от других.

Первый слой отношений непосредственно связан с экономиче­ским базисом. Здесь, в процессе общественного производственного взаимодействия и отношений собственности, возникают и действу­ют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требований к человеку, его образованию и воспитанию. Само вос­питание в производственных отношениях выступает в качестве механизма осуществления естественной смены поколений, подго­товки и развития человеческих производительных сил. Закон вос­питания на этом уровне можно определить как проявление устой­чивых тенденций-требований, оказывающих существенное, опре­деляющее влияние на характер и протекание педагогических про­цессов.

Второй слой отношений проявляется в сфере идеологии, в

форме общественного сознания, в политических, научных, этиче­ских, правовых, эстетических, религиозных взглядах и убеждениях людей. В системе идеологических отношений порождаются зако­номерности воспитательного процесса, с помощью которых уста­навливаются принципы организации жизни; отбора содержания воспитания и обучения; направленности отношений между взрос­лыми и детьми; этические, эстетические, политические идеалы. Педагогический принцип есть теоретическое выражение требова­ний законов воспитания, характера общественных отношений и идеологии.

Наконец, третий слой отношений существует и действует в личностно-психологической сфере. В системе этих отношений ус­танавливается непосредственный контакт между взрослыми и детьми, детей между собой. Тут решается судьба авторитета вос­питателя, симпатий и антипатий, воспитываемости и сопротивле­ния воспитанию, организованности, целеустремленности или бес­перспективности детской жизни. В личностных отношениях дейст­вуют и проявляются не только объективные закономерности, но и субъективно установленные принципы, правила поведения и обще­ственного взаимодействия. Их воспитательная эффективность за­висит от личности педагога, его морально-волевых качеств и ма­стерства. Педагогическое правило есть частный случай педагоги­ческого принципа, примененного с учетом личностно-психологических особенностей участников воспитательного процесса.

Дифференцированный подход к каждому слою отношений, дей­ствующих в нем законов, принципов и правил позволяет педаго­гической науке на основе познания объективных законов разра­батывать объективно-субъективные закономерности педагогическо­го процесса, обосновывать принципы, правила и рекомендации организации педагогических отношений с детьми.

Принципы-закономерности педагогического процесса, а также принципы и правила педагогического искусства будут рассмот­рены в разделах, посвященных организации и содержанию учеб­но-воспитательного процесса. В данном параграфе дается обосно­вание объективным законам воспитания, которые действуют в об­щественных отношениях первого основного слоя и являются частью предмета педагогики.

Основным законом воспитания как общественного явления, на который опирается и из которого исходит педагогическая наука, являетсязакон обязательного присвоения подрастающим поколе­ниям социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преем­ственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, от­дельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно прояв­ляется в различных конкретно-исторических условиях. Он может быть не осознан людьми или понят частично, проявляться узко, односторонне, действовать стихийно в зависимости от конкретно-исторических условий, интересов и потребностей тех или иных

социальных групп в обществе. Основной закон всегда ориентирует общественное воспитание на подготовку человеческих производи­тельных сил и осуществление жизнедеятельности в системе кон­кретных производственных отношений. В результате его требова­ний в обществе возникает и действует собственно педагогический процесс, различные разновидности школ. Дети вводятся в систему социальных отношений, зависимостей и присваивают приуготов­ленный им в этой системе опыт. В условиях демократизации и гуманизации, на основе действия основного закона, общество од­новременно решает проблему подготовки производительных сил и всестороннего развития, воспитания человеческой личности.

С основным законом органично связан законобязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества. Многове­ковая история педагогики убедительно показывает, что в связи с потребностями общественного развития старшие поколения всегда включали в содержание образования детей прежде всего те зна­ния, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное - поддержание жизни, производство матери­альных благ. Пренебрежение требованиями этого закона, напри­мер, исключение общетрудовой подготовки из общеобразователь­ной системы, может привести к сдерживанию развития производ­ства. Требованиями этого закона обусловливается и всестороннее развитие личности в силу необходимости проявления ею, в первую очередь, в труде, интеллекта и творчества.

Объективным законом воспитания является такжеобусловлен­ность содержания, форм и методов воспитания, обучения харак­тером производственных отношений и соответствующей им над­стройкой. Этот закон проявляется прежде всего в том, что орга­низация и содержание педагогического процесса в обществе оп­ределяется интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Объективным законом воспитания является возникновениене­избежных воспитательных* последствий в результате взаимодейст­вия детей с миром, в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Этот закон нашел свое выражение в требовании педа­гогики соединения воспитания и обучения с производительным тру­дом, с жизнью общества. У таких советских педагогов, как А. С. Ма­каренко,. И. Ф. Козлов, этот закон выражался в формуле «па­раллельного педагогического действия». Каждое явление, утверж­дали они, помимо своего непосредственного жизненного значения, имеет значение воспитательное. Закон требует сознательного, пе­дагогически продуктивного трансформирования общественных от­ношений в отношения воспитательно направленные. Педагогиче­ское обобщение передовых форм жизни, поведения, отношений и организация на этой основе разнообразных форм детской жизни способствует развитию педагогической науки. В свою очередь, пе­дагогические отношения, реализованные в детской среде, воспиты­вающие ребят в духе высокой нравственности, по мере становле-

ния детей взрослыми людьми влияют на совершенствование обще­ственных отношений в целом.

Объективный процесс формирования сущности человека как совокупности всех общественных отношений для педагогики может быть осмыслен в качестве законаформирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоут­верждения в деятельности, отношениях, общении. Этот педагогиче­ский закон нашел подтверждение в психологии, установившей ве­дущую роль деятельности, особенно педагогически организованной, в становлении психических процессов, свойств и качеств детской личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец). В педагогике наиболее четкое раскрытие «механизма» воспитания дано И. Ф. Козловым: «...какова деятельность ребенка, - писал он, - таково и движение вовлеченных в эту деятельность его есте­ственных сил и способностей, их упражнение, а каково движение этих сил, таково их развитие, их изменение, а следовательно, таков и результат этого развития - воспитания определенных человече­ских качеств, определенный тип личности, его своеобразие»".

Еще один объективный закон воспитания можно сформулировать какзакон гармонического развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с уче­том возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности. Гармоническое развитие личности, ее сущностных сил осуществляется в первую очередь за счет естественной потребности производства и общественной жизни в людях с высокоразвитым интеллектом, богатой эмоционально-волевой сферой, физическим, действенно-практическим развитием и естественной потребностью в творчестве.

Вечность и необходимость воспитания как общественного явле­ния проявляются в вечности и необходимости его объективных законов. Их действие осуществляется и будет своеобразно осуще­ствляться в любых цивилизациях и конкретно-исторических усло­виях. Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их сознания в качестве объектив­ной необходимости отдельными людьми или обществом в целом.

Тот или иной объективный закон постепенно осознается как все более очевидная потребность или тенденция развития общественной жизни. Например, люди не сразу осознают нарастающие требования закона «обязательного соответствия», но развивающееся производ­ство, новые технологии наталкивают на естественную мысль, что общеобразовательная и профессиональная подготовка подрастаю­щего поколения должна включать в себя и знания о действии наиболее распространенных машин, и о новых технологиях произ­водства, и компьютерную грамотность.

Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко.- М., 1987.- С. 52.

Педагогическая наука сосредоточивает внимание на познании объективных законов воспитания как общественного явления, на организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с их требованиями. Развитие педагогики, все более глубокое проникно­вение в существо закона создает возможность своевременного уст­ранения противоречий между требованиями общественной жизни, производства и организацией образования, обучения, воспитания молодежи, требованием гармонического развития детей и органи­зацией педагогического процесса.


Похожая информация.


Процесс воспитания, как специфический вид социальной деятельности, подчиняется определенным правилам, имеет свои законы и закономерности. Они определяют порядок достижения целей и задач воспитания, способствующих эффективному управлению воспитательной деятельностью, дают возможность предсказать результаты воспитательной работы и научно обосновать, гуманизировать и оптимизировать цель, идеал, содержание, методы и формы воспитания украинских граждан на современном этапе развития нашего государства.

Законы воспитания дают возможность выяснить сущность воспитательного процесса, отражают его объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи. В педагогических трудах А. М. Алексюка, Ю. К. Бабанского, А. М. Бойко, С. В. Гончаренко, С. Г. Карпенчук, И. П. Пидласого, М. М. Фицули, И. Ф. Харламова, Н. Д. Ярмаченка и других ученых сформулированы много педагогических законов. Проанализируем содержание тех законов, которые проявляются в большинстве образовательно-воспитательных систем.

Закон социальной обусловленности целей, содержания, принципов и методов воспитания выявляет объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование основных компонентов процесса воспитания.

Сегодня актуальной является проблема национального или гражданского воспитания или национальной направленности воспитания. Теория воспитания на основе общепедагогических концепций воспитания граждан должно проработать цель, идеал, задачи, принципы, содержание, формы и критерии оценки национального воспитания - в том числе и определиться с национальной направленностью содержания всего воспитания. Этот процесс неизбежен, он необходим, потому что связан с украинским созданием государства, формированием национальной системы образования и воспитания, формированием менталитета гражданина.

Отсюда вытекает такая закономерность воспитания: воспитания наиболее успешно проходит в естественной для него национальном среде с учетом национального менталитета воспитанника. «Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно снова распускается, цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке воплощен весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который громко звучит в любви человека к его иногда суровой родине, который отчетливо отражается в родной песне, в родных мелодиях, в устах народных поэтов». На основе языка у воспитанников эффективнее формируется национальная психология, характер, мировоззрение, сознание, самосознание и другие компоненты духовности народа.

Закон обусловленности воспитания характером деятельности и общения воспитанников выясняет соотношение между педагогическим управлением и развитием активности воспитанников как субъектов самовоспитания, между способами организации воспитательного процесса и его результатами, то есть характер воспитательной и иной деятельности воспитанников должно формировать гармонично развитых граждан, способных эффективно реализовать собственные жизненные установки. В этом процессе деятельность и общение - важные факторы формирования сознания и самосознания, ведущих черт личности воспитанника.

Российский психолог А. Г. Асмолов основой формирования личности считает совместную деятельность, в которой происходит социализация личности, то есть овладение ею социальным опытом. Обретение социального опыта - основное содержание воспитания.

Закон целостности и единства процесса воспитания выявляет соотношение части и целого в воспитательном процессе, необходимость гармонического единства всех его компонентов. Характер будущей профессиональной деятельности воспитанников предусматривает наличие в них комплексных духовных и профессиональных качеств. Через это, процесс воспитания, должен организовываться в комплексе, составлять как в теоретическом, так и прикладном аспекте сплошное единство и служить основному назначению - формированию духовно богатой, национально сознательной, профессионально развитой личности воспитанника - гражданина государства, с активным положительным отношением к планете Земля, к человечеству, к другому человеку и к самой себе, к труду, к семье.
Закон единства и взаимосвязи теории и практики воспитания раскрывает соотношение между содержанием и методами воспитания и будущей деятельностью воспитанников, зависимостью теории воспитания от современной социальной практики. Содержание деятельности воспитанников в современных условиях имеет сложный характер, накладывает на их сознание и психику чрезвычайно большие нагрузки. Поэтому большинство воспитательных мероприятий должна иметь профессиональную и национальную направленность и основываться на общечеловеческих, национальных и профессиональных ценностях, которые должны своевременно отражаться в содержании воспитания, как и последние достижения педагогической и психологической науки, в частности - педагогики сотрудничества, гуманистической педагогики и личностно ориентированной педагогики.

Следовательно, законы воспитания - это объективные, внутренние, существенные и относительно устойчивые связи, которые проявляются во время организации и проведения воспитательного процесса. В этих законах - сущность процесса воспитания. Поэтому их знание помогает воспитателям научно обосновать содержание воспитания, правильно определить приемы и средства воспитательной работы, избегать шаблонного подхода к педагогической деятельности, инновационно и творчески организовывать и проводить воспитательные мероприятия, эффективно решать воспитательные задачи и в целом оптимизировать и гуманизировать этот сложный социально значимый процесс.

История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и...
(Педагогика. Теоретическая педагогика)
  • Закон 2 (адаптации воспитательных средств). Индивидуальные, возрастные и культурные различия между воспитанниками требуют приспособления форм, методов, содержания воспитания
    Во-первых, закон утверждает, что содержание деятельности детей в воспитании и характер складывающихся отношений должны соответствовать актуальным потребностям возраста воспитанников. Все, что способствует их удовлетворению, вызывает у ребенка положительный отклик, обеспечивает воспитательный эффект....
  • Законы и закономерности педагогического процесса
    Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса. С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические...
    (Психология и педагогика)
  • Законы и закономерности управления инновационной деятельностью
    Требования законов организации к управлению инновационной деятельностью Законы и закономерности образуют теоретический фундамент и способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному. Законы организации характеризуют всеобщие связи и отношения в социальной среде, выступают в роли...
    (Управление инновациями)
  • Законы и закономерности менеджмента
    Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления: на макроуровне (национальная экономика в целом); на региональном уровне (например, хозяйство субъекта РФ); на микроуровне (организация, предприятие). При этом существует ряд общих законов функционирования социальных...
    (Менеджмент)
  • Федерального закона "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности"
    1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят но два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной...
    (Правоведение)
  • Закон 4 (внимания к внутреннему состоянию воспитанника). Внутреннее состояние ребенка определяет эффективность воспитательного влияния
    Данный закон основан на потребности ребенка в любви и уважении, которую знает и удовлетворяет по мере возможности грамотный воспитатель. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, пожалуй, решающим условием воспитания является демонстрация любви в их адрес. Когда ребенок уверен, что его любят,...
    (Теория и методика воспитания младших школьников)
  • В современной педагогике нет единства по этим вопросам.

    Закономерности воспитания представляют существенные внутренние и внешние связи между важными компонентами системы воспитания.

    Воспитательная деятельность не может быть успешной, если не учитываются закономерности воспитания.

    К основным закономерностям воспитания относятся:

    Обусловленность воспитания социально-экономическими условиями, в которых оно протекает;

    Деятельность и общение ведущей строительный материал для формирования личности;

    Процесс воспитания невозможен без активной деятельности самих воспитанников;

    Обусловленность процесса воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей и др.

    В принципах воспитания сформированных требованиями к процессу его формам и методам.

    К ним относятся:

    Связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

    Комплексности, целостности, единства всех компонентов ВП;

    Принцип педагогического руководства и самодеятельности школьников;

    Принцип воспитания в труде;

    Гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;

    Воспитание в коллективах учащихся;

    Опора на положительное в личности ребенка;

    Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    Систематичность, последовательность единства действий и требований школы, семьи и др;

    Зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми;

    Воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от согласованности воспитательных воздействий и возможностей воспитанников.

    Все принципы тесно связаны между собой и должны быть реализованы на практике.

    Принципы гуманизации воспитания представляет собой требования строить ВП на гуманной основе, на уважении, чуткости, доброжелательности педагога, которые должны сочетаться с разумной требовательностью к воспитанникам.

    Данный принцип строится на добровольности учащихся принимать участие в различных видах деятельности, на предупреждении негативных последствий в процессе воспитания, на активности воспитанников, на доброте воспитателя, на его умении защищать интересы, на поиске различных вариантов решения актуальных задач воспитания.

    Принцип природосообразности состоит в том, что воспитание необходимо основывать на научном осознании естественных и социальных процессов, согласовывать с законами развития природы, человека. Содержание воспитания, его формы и методы должны быть сориентированы возрастом, полом детей.

    У молодого поколения важно воспитывать стремление к здоровому образу жизни, природоохранного поведения, осознание проблем человечества, ответственности за природу, общество.

    Принцип культуросообразности требует, чтобы воспитание строилось на общечеловеческих ценностях с учетом этнической и региональной культур. Необходимо приобщать детей к различным составляющим культуры (физическая, бытовая, речевая, сексуальная, нравственная, интеллектуальная и т.д.).

    Культура успешно реализует функцию развития личности, если она побуждает к деятельности.

    Принцип дифференциации воспитания состоит в том, что организация процесса воспитания, выбор его содержания, форм, методов должны создавать оптимальные условия для каждого ребенка, ориентироваться на удовлетворение различных образовательных потребностей, запросов, задатков, учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять им права выбора школьных предметов, занятий по интересам, видам деятельности.

    Принципы воспитания и обучения тесно между собой связаны, функционируют как целостная система.

    Методы воспитания – это пути (способы) достижения заданной цели. Методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение учащихся для выработки заданных качеств. В современной педагогике представлены различные методы воспитания.

    Научному познанию методов воспитания способствует их классификация. Однако, в современной педагогике нет единой классификации, потому принято говорить о системе методов и форм воспитания, которые определяются целью, содержанием и условиями воспитания. На практике педагог имеет дело с целостным педагогическим процессом, с целостной личностью школьника, поэтому ему необходимо знать систему методов и форм воспитания.

    В середине 20 века (50-60годы) нашла подтверждение идея о системообразующей функции методов воспитания, которые применялись для организации детского коллектива. В процессе становления коллектива, прохождение его через ряд этапов проявилась тенденция перехода от методов деятельности воспитателей к методам деятельности коллектива детей, от педагогического требования к коллективу и личности к требованию учащегося к самому себе.

    Системообразующая функция методов воспитания проявляется в педагогическом стимулировании, убеждении.

    В практике современной школы применяются различные методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспуты, пример и т. д.); методы организации деятельности и создание опыта общественного поведения детей (приучение, упражнение, педагогическое требование, поручение и т. д.); методы стимулирования поведения и деятельности детей (поощрение, соревнование, наказание и др.)

    Форма воспитания – внешнее выражение данного процесса. Категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в воспитании. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Содержание воспитательного процесса включает качества всесторонне и гармонически развитой личности: физические, трудовые, духовные, нравственные, интеллектуальные, социальные. В практической деятельности содержание реализуется в конкретной организации, которая должна ему соответствовать. Если соответствия нет, то возникают серьезные противоречия.

    Из истории известно, что существовали различные формы воспитания, которые создавались для реализации определенного содержания в определенных условиях (пионерский сбор, комсомольское собрание, коммунистический субботник, коллективно творческое дело (КТД) и т.д.). Известно, что условия меняются, что влечет за собой изменение формы воспитания. В тоже время долголетняя практика воспитания отшлифовала систему традиционных форм воспитания, которые прошли проверку временем. Это субботники, классные часы с разнообразной тематикой, календарные и школьные праздники, различные конкурсы, олимпиады, турниры, КВН, школьные театры и пресс-центры, музеи, походы, экскурсии, соревнования, дискуссии, прогулки и т.д.







    

    2024 © rukaraoke.ru.