Занятие по естествознание во второй младшей группе. Конспект по естествознанию. на тему: "Мы идем гулять"
Интегрированное занятие для детей 3-4 лет "Путешествие с Капитошкой"
Тип: Интегрированное.Вид : Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема НОД: "Путешествие с Капитошкой"
Возрастная группа: 2 младшая
Программное содержание:
Обеспечить узнавание причины возникновения дождя;
Вызвать желание понять речь взрослого и активно реагировать на неё.
Вызвать желание детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение, делать простые выводы.
Убедить в том что умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра это хорошо;
Подвести к мысли, что нужно быть аккуратным, при работе водой;
Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Словарная работа: капает, льется, губка, эксперимент, теплая, лёгкая, тяжёлая.
Оборудование : магнитофон, магнитная доска.
Демонстрационной материал комплект картинок «Появление дождя», изображение «Капитошки».
Раздаточный материал : комплект для экспериментирования: губки, по количеству детей, глубокая тарелка, салфетки для рук.
Предварительная работа с детьми:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера А. Барто «Девочка –чумазая», чтение сказки «Дождик»,разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Организация детей на непосредственной образовательной деятельности:
1.Организационный момент проходит в полукруге на стульчиках;
2. В основной части занятия «Капитошка» предлагает детям пройти к столу, на котором заготовлены материалы для занятия;
3. Далее «Капитошка» предлагает поиграть и дети перемещаются в свободную часть группы (ковер);
4. Далее «Капитошка» предлагает пройти за второй стол.
5. На завершающем этапе дети садятся в полукруг на стульчики, для подведения итогов.
Ход занятия:
(Звучит аудиозапись «Шум дождя»). Дети сидят перед воспитателем полукругом.
Воспитатель:
Добрый утро, ребята! Сегодня у нас в гостях Капитошка. А почему вы такие хмурые? Давайте мы улыбнемся Капитошке, улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Здравствуй, Капитошка» (Дети повторяют за воспитателем). Капитошка очень рад видеть ваши улыбки, он тоже вам улыбается.
Воспитатель:
Ой, детки, вы слышите? Что это за звуки раздаются?
Дети: (Гремит гром, дождь идет.)
Воспитатель
: Да! Это шумит дождь.
Воспитатель:
а как гром гремит?
Дети: Громко
Воспитатель:
Вам не страшно?
Дети: Страшно.
Воспитатель
: Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)
Воспитатель:
Ой, послушайте, как стало тихо.
Капитошка: А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете?
Дети: С неба капает, из туч.
Капитошка: Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?
Дети: (Нет.)
Воспитатель:
А давайте спросим у Капитошки, может быть он знает?
Воспитатель:
Капитошка, расскажи нам тайны волшебного дождя.
Капитошка: Расскажу, проходите к столам.
Воспитатель:
У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, какие они на ощупь? Сухие или мокрые? Легкие или тяжелые?
Дети: Сухие и лёгкие.
Воспитатель:
А в тазике у нас вода, это озеро из которого тучка пьет водичку.
Воспитатель:
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наша тучка попила водички из нашего озера.
Дети: Опустить в воду нашу тучку
Воспитатель:
Правильно, опускаем в воду свои тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке!
Теперь скажите, какая тучка стала? Сухая или мокрая? Легкая или тяжелая?
Дети: тяжёлая, мокрая.
Воспитатель:
А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите, из тучки польётся дождь.
Воспитатель:
Если нажать слегка, то дождь будет слабый, а если сильно нажать на нашу тучку, то дождь будет сильный.
Воспитатель:
Маша, Капитошке интересно, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?
Дети: Сильный.
Воспитатель:
Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
Воспитатель
: Наши тучки устали, давайте положим их на стол.
Воспитатель:
Скажите, а какие у нас ручки теперь?
Дети: Мокрые.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы они стали сухие?
Дети: Вытереть салфеткой (вытираем руки).
Воспитатель
: Спасибо нашему другу Капитошке, он помог нам узнать, какие тайны хранит волшебный дождик.
Воспитатель
: Давайте вспомним, как появляется дождик?
Дети: Тучка пьет водичку, а потом когда капелькам становится мало места, они падают дождем на землю.
Воспитатель
: Правильно.
Физминутка:
Воспитатель:
Ребята, что-то наш Капитошка загрустил, давайте немного поиграем.
Встаём в круг (Капитошку посадить на стульчик в центр круга) и повторяем за мной:
Капля – раз, капля – два, (показываем поочерёдно ладошки)
Очень медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)
а потом, потом, потом –всё бегом, бегом, бегом. (бег)
Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)
От дождя себя укроем.
Воспитатель: Ребята, а у нас для Капитошки, есть подарок, (показать ярко оформленную коробку). В этой коробке волшебное мыло.
Воспитатель
: Что можно делать с мылом?
Дети: Мыть руки
Воспитатель:
При помощи мыла и воды мы с вами можем не только мыть руки стирать, умываться, а еще делать удивительные вещи с водой.
Воспитатель:
Проходите за второй стол.
Воспитатель:
Что у настоит на столе?
Дети: Стаканы
Воспитатель:
а что в них налито?
Дети: Вода.
Воспитатель:
Правильно, вода, а теперь я добавлю жидкого мыла в стаканчики, мы размешаем и будем дуть, что получилось?
Дети: пузыри.
Воспитатель
: Правильно ребята, что мы с вами сделали?
Дети: Мыльные пузыри.
А теперь ребята, уберём трубочки в коробочку и подарим их Капитошке
Ведь ему пора улетать, его ждут сестрички- капельки на тучках.
Капитошка: Мне очень понравилось у вас, спасибо вам ребята. Я обязательно прилечу к вам еще. Мне с вами так интересно было.
Воспитатель:
А теперь, вспомним ребята, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом Капитошкой. Мы сегодня узнали, откуда в тучке появляются капельки дождя, почему идет дождь, познакомились с новыми играми. Капитошка на прощание дарит вам свой портрет, чтобы вы его не забывали.
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Образовательные области: Познание, Коммуникация.
Раздел: Естествознание
Тема: Кто любит воду?
Цель: Расширять понятие детей о животным мире, дать поняте о том, что есть животные и птицы, которые не могут жыть без воды Развивать внимание, речь, умение отвечать на вопросы, воспитывать любовь к природе.
Оборудование и материалы: картинки рыбки, лисы, утки, зайца, раздаточный материал.
Словарная работа: нырять.
Билингвальный компонент: су-вода, балық-рыба, түлкі-лиса, үйрек-утка, қоян-заяц.
Мотивационно -побудительный
Игровой момент. В гости пришла кукла Асель. Асель хочет узнать, кто из животных любит воду, нырять и плавать. Поможем Асель?
Проявляют интерес к гостье, здороваются с ней., эмоционально настраиваются на учебно-игровую деятельность. Соглашаются помочь Асель.
Организационно-поисковой
Предлагает разгадать загадку.
После каждой отгадки показывает картинку соответствующего животного:
Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
Где живет рыба?
Она любит воду и жить без нее не может.
Летает и крякает целык сутки.
Скажите, дети мне, кто это?
Утка тоже любит воду. Она может долгое время находиться и на суше.
Словарная работа: ныряет.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадет.
Лиса любит воду? Любит она плавать или нырять?
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык!
А зайчик любит плавать?
Отвечает на вопросы.
Рыба.
В воде.
Утка.
Повторяют: ныряет.
Лиса.
Нет, лиса не любит воду.
Зайчик.
Нет.
Обобщает ответы.
Проводит словарную работу.
Физминутка: ЗВЕРИНАЯ ЗАРЯДКА
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
Работа с раздаточным материалом. Объясняет порядок выполнения работы.
Проводит индивидуальную работу.
Присесть, встать
улачками потереть глаза
потянуться
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
движение бедрами в стороны
прогнуться в спине
прыжок
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Ноги на ширине плеч
переступание с ноги на ногу
раскачивание туловища в стороны
Рефлексивно-корригирующий
Просить вспомнить, с каким животными и птицами познакомились. Кукла Асель благодарит за помощь и прощается с детьми.
Обобщает, что к природе надо относиться бережно, беречь леса, поля и реки. Чтоб сохранилось все навеки!
Отвечают на вопросы. Радуются, прощаются с куклой.
Ожидаемый результат .
Воспроизводят: отгадывают загадки, называют животных и птиц, кто любит плавать, нырять и живет в воде.
Понимают: о необходимости воды для животных и птиц, для всего живого.
Применяют: отвечают на вопросы, включаются в беседу.
Программное содержание : научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы-от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы-люди-являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Материал: Объекты природы и,не природы’’ (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и,не природы’’, схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина)
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Вы знакомы со словом,природа’’. А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)
Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)
Растения, животные, птицы-они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека)); дышат (выставить модель-дыхание (нос)); размножаются (выставить модель—размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель—роста (цыпленок-курица)).
Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.
А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,—это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)
—Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)
Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)
Природа-это то, что существует без помощи человека, а,не природа’’-это все то, что сделано руками человека.
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на,природу’’.
Вертолет похож на стрекозу.
Подводная лодка-на кита. (дети продолжают этот ряд.)
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой-неживую природу. (дети расставляют и объясняют: живая природа-это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое-неживое»
У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом-живая природа, с другой стороны красная цветом-не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:
Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)
Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.
Физкультминутка.
А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)
Давайте выясним и докажем, что Человек-сам часть природы. Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.
Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):
Слепой котенок-маленький котенок-подрастающий котенок-большая кошка.
Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)
А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (выставляются картинки)
Грудной ребенок-ребенок-дошкольник-юноша-мужчина.
Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
А поскольку человек-сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.
Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).
Человек-существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
Екінші кіші тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в младшей группе
Өткізу күні/Дата проведения: 1.03.18г.
Тәрбиеші/Воспитатель: Бернгардт Н.А
Білім беру саласы/Образовательная область: Познание
Пән/Предмет: Естествознание
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Әрқашан күн сөнбесін» - «Пусть всегда будет солнце».
Тақырыбы/Тема: Солнышко лучистое.
Мақсаттары/Цель: Формирование понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание у детей умения видеть красоту природы в любое время года.
2.Дамытушылық развивающая: Развитие элементарных опытно-экспериментальных навыков.
3.Оқыту- обучающая: Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: Развивающая, личностно-ориентированная, познавательная, здоровье- сберегающая.
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: зеркала, платочки, таз с водой, картинки по теме, раздаточные листы, цветные карандаши.
Билингвалдық компонент: күн-солнце
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент.
И. Токмакова
Где ночует солнце?
У бабушке в постельке.
А кто его бабушка?
Синее небо.
Чем оно укроется?
Шерстяной тучкой.
А кто его укроет?
Дедушка ветер.
Предлагает назвать признаки весны, определить, какая сегодня погода.
Интересуется, почему в группе так светло?
Просыпается солнышко раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? Солнышко землю освещает, всех согревает у него много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками.
Но иногда, ребята, бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, когда это бывает?
Нацеливает на предстоящую деятельность.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Предлагает детям подумать – куда уходит солнышко спать? Подставляют ладошки около окна – греет, но не так как летом.
Привлекает детей принять участие в беседе о влиянии солнца на окружающий мир. Сравнивают картинки с изображением ночи и солнечного дня.
Рады солнцу все на свете –
И животные, и дети,
И деревья, и цветы,
Бабочки и мотыльки.
Солнце дает свет и тепло всему живому, оно радует нас своими, яркими и теплыми лучиками, поднимает настроения. А давайте представим, если бы не было солнышка, что бы с нами было. На Земле было бы темно и холодно и исчезло бы все живое. А значит, это прекрасно, что есть Солнышко, которое дарит нам свое тепло и свет.
Дидактическая игра «Найди такой же».
Называют предметы, такого же цвета, как и солнышко. Либо такой же формы, как и солнышко.
Динамическая пауза
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх.Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки.Руки опустить на пол )
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши.Улыбаться).
Привлекает детей к участию в экспериментальной деятельности.
Определяют, какие предметы в группе нагрелись сильнее. Окно, подоконник, возможно, игрушки или детская мебель. Почему предметы, стоящие в глубине группы, остались холодными? На них не падают лучи солнца.
Предлагает проверить - быстро ли солнышко высушит мокрые платочки.
Работа с раздаточными листочками
Когда светит солнышко, у людей и предметов появляется тень. Найди к каждой картинке её тень. Укажи стрелочкой.
Организует игру «Солнечный зайчик»
С помощью зеркала навести световое пятно. Предложить детям поймать солнечного зайчика.
3. Қорытынды/итоговая часть
Подводит итог:
Мотивирует на обследование окружающих предметов на прогулке: потрогать стены дома на солнечной стороне, потрогать стены на теневой стороне, попробовать погреть ручки на солнечной и на теневой стороне. Вывод: солнышко светит, но мало греет.
1 к іші төбындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспекттер
Конспект организованной учебной деятельности в 1-ой младшей группы Өткізу к үні. Дата проведения: 11 января
Тәрбиеші. Воспитатель: Жангонова А.Б.
Білім беру саласы. Образовательная область: Познание
Пән - Предмет: Естествознание
Өтпелі тақыры п - Сквозная тема: «Как зимуют звери?»
Тақырыбы- Тема : «Кто живет в лесу?»
Мақсаттары - Цели:
1.Тәрбиелік - воспитательная: воспитывать доброжелательное, бережное отношение ко всему живому, отзывчивость.
2.Дамытушылық – развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику; активизировать качественный словарный запас.
3.Оқыту – обучающая: закрепить знания детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни; знания об основных цветах, умение узнавать и называть их; умение различать геометрические формы и фигуры; уточнить представления детей о качестве предметов (длинный – короткий, большой - маленький); о количестве (один - много).
Педагогикалык технологиялар – пед. технологии: игровые,здоровьесберегающие,развивающие.
Ресурстармен қамтамасыз ету - ресурсное обеспечение: картинки животных,мольберт,игрушки животных.
Билингвалдық компонент - билингвальнный компонент: заяц – коян.
1.Ұйымдастырылған кезені - организационный момент.
Сюрпризный момент.
С добрым утром, глазки! Указательным пальцами поглаживать глаза
Вы, проснулись? Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него
С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши
Вы проснулись? Приложить ладони к ушам «чебурашка»
С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую руку+
Вы проснулись? Хлопки в ладоши
С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок
Вы проснулись? Потопать ногами
С добрым утром, солнце!
Я – проснулся! Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
(проснулась) (посмотреть вверх).
Отправляются в путешествие на лесную полянку. Дети садятся в машины и едут в лес.
2.Негізі бөлімі - основная часть.
На полянке детей встречает лиса: спрашивает детей кто – это?(лиса)
Просит детей рассмотреть лису, какая она? Спрашивают у лисы, как зовут твоих деток? (лисята).
Где живет лиса?(в норке).
Ой, кто это там прячется за елкой? (Ответы детей).
Да это зайчик.
У него шубка зимой белая. В такой шубке лиса его не увидит. На белом снегу зимой он будет не заметен. А летом у него шубка …(серая).
Ребята давайте скажем слово заяц на казахском языке коян
Физминутка.
Раз, два (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Встречают спящего медведя.
Загадка. Кто в берлоге спит зимой
Под большущею сосной?( Медведь, мишка)
Он какой?( Большой, косолапый)
Как зовут детей медведя?(медвежата)
Ребята а что любит медведь?(мед)
Рассказывают о том, что дикие животные сами о себе заботятся, сами добывают пищу.
Приглашает всех детей назад в группу.
Приглашает детей сесть за стол и на листочках подобрать каждого животного и соединить нужные картинки линиями найти домик кто где живет.
Индивидуальная работа с Алисой,Кирой,Женей. Игра «Чей хвост?»
3.Қорытынды - итоговая часть.
Ребята, а куда мы свами ездили?(на поляну в лес)
А кого мы видили?(лису,зайца,медведя)
А у лисы какой хвост?(пушистый)
Ау зайца уши какие?(длинные)
А медведь какой?(большой)
Молодцы, ребята, лесные звери очень довольны за то, что вы приехали в гости.