Женщины в древней руси. Жизнь женщины в древней руси


Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К 10 годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей. Любопытно читать об этом, наблюдая перед глазами современных девочек в этом возрасте.

Источник фото: deti.mail.ru

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся.

Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 - уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь». А с другой - в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.

Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости , и осознание того, что семья - это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.


Источник фото: http://russian7.ru

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью - стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку . И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.

Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки - «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей - сумма, немалая для подростка.

Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.


Источник фото: http://slawa.su

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой.

Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем - трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено - поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент - это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам - «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину.

В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей - от мала до велика - нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку - удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Светлана Голицына.

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков…

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности.

Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Что умел мальчик 100 лет назад

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит ».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Что умела девочка 100 лет назад

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.

Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь ». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета.

Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи».

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом ».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.

Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили.

Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В наше время издано и написано столько книг о воспитании детей, что современные родители, желая вырастить достойных детей, поглощают горы информации, но ситуация с чадами отнюдь не становиться лучше, родителям всё труднее найти общий язык с детьми. А если мы обратимся в прошлое и посмотрим, как воспитывали детей на Руси, то увидим, что подход к воспитанию детей был абсолютно иным и дети почитали своих родителей гораздо больше, нежели сейчас. Семьи раньше были большими, детей рожали много и по их количеству определялся уровень жизни и благосостояния. Так что рождение ребенка всегда было праздником. Сегодня мы поговорим о том, кто и как занимался воспитанием детей, а также чему учили их на Руси.

Как воспитывали детей на Руси

На Руси детей разного возраста воспитывали по-разному, а также разница касалась и воспитания мальчиков и девочек

Дети от рождения до 7 лет

До семи лет детей вообще не воспринимали всерьез, считая их глупыми и неспособными мыслить. Примерно до 4 лет воспитанием занималась исключительно мать, которая до этого возраста кормила грудью и присматривала за дитятком. Но если малыши рождались каждый год, то забота о младших ложилась на плечи более старших детей.

Как такового понятия о воспитании не было, детей кормили и ухаживали по возможностям, ожидая, когда те подрастут, чтобы помогать в поле или по хозяйству. Наиболее ценные качества у детей того времени были: здоровье, выносливость, сила и сообразительность. До трех лет детишек одевали в мешки с прорезями и только по достижении необходимого возраста переодевали в длинную рубашку (независимо от половой принадлежности). В сезон холодов из-за отсутствия теплой одежды малыши не выходили на улицу, сидели на теплой печке, а летом – играли в самодельные игрушки на улице.

Битье – обычное явление того времени. Считалось, что такое «воспитание» идет детям на пользу. Если родители по какой-то причине отказывались применять физическую силу, окружение осуждало за отказ воспитывать свое чадо.

Отрочество (от 7 до 14)

Штаны, которые считались символом вступления во взрослую жизнь, одевались на мальчиков по достижении семи лет. С этого момента ребенка называют уже отроком (отроковицей). Девочек же облачали в длинные рубахи, сшитые из старой материнской. Так, одежда становилась еще и оберегом.

Считалось, что именно возраст 7 лет идеален для начала обучения ремеслу. Привлекали детей и к посильному труду, поручения при этом отдавались приказным тоном и не обсуждались. А по выполнении детей хвалили за правильно сделанную работу. В свободное от работы время отрокам разрешалось играть со сверстниками на улице.

В семьях крестьян мальчики участвовали почти во всех работах на поле, естественно, под присмотром родителей. Девочки же участвовали в хлопотах по дому и старались как можно больше узнать того, что пригодиться в дальнейшей семейной жизни.

Но не только трудовым воспитанием занимались родители. Воспитывались и другие нужные качества:

  • милосердие к нищим, калекам, убогим;
  • почитание авторитета старших;
  • благоговейное отношение к пище, и прежде всего к хлебу;
  • основы религиозности и веры.

Особенности воспитания девушек и юношей на Руси (от 14 лет)

Важнейшие категории нравственно воспитанного человека – совесть, честь, стыд и целомудрие. В тоже время заниматься половым воспитанием было неприемлемо. Об этом даже не разговаривали. Да и растущие рядом с домашними животными ребята отлично представляли весь физиологический процесс половых отношений.

Родители разрешали юношам и девушкам посещать вечерние «посиделки», где объятия и поцелуи были самым обычным делом. А вот сексуальная близость была строго запрещена. Да пары и сами были в них не заинтересованы, так как боялись общественного осуждения и Божьей кары за добрачные отношения. Осуждалось обществом и проявление инициативы девушки в отношениях, а также частая смена партнеров на таких «посиделках».

Только те девушки, репутация которых не была запятнана, рассматривались, как кандидатки в невесты. Их первых выбирали в хороводы, а на посиделках им отводились почетные места. Конечно, не только репутация играла роль в выборе жены, требовались и другие качества: трудолюбие, послушание, здоровье и физическая выносливость, уважительное отношение к старшим и другое.

До конца 18 века подходящим возрастом для вступления в брак считался 15 лет. Согласия молодоженов для этого и не требовалось, достаточно было родительского слова и благословения, которому в те времена придавалось огромное значение. Только в середине девятнадцатого были введены законы, которые позволяли юношам жениться с 18 лет, а девушкам вступать в брак с 16.

Разница в воспитании полов

Разительно отличался процесс воспитания мальчиков от девочек. Любая семья как крестьянская, так и княжеская, считала наследником и продолжателем рода только сына. Именно ему предстояло встать на защиту родных земель при нападении врага. С малых лет им прививали любовь к родине и патриотические чувства, ведь они должны были стать воинами и защитниками.

Как воспитывали юношей на Руси

  • уметь защищать женщину. Русские женщины всегда славились своей красотой, поэтому нападая, враги стремились посягнуть на девушек. Но правильно воспитанный мужчина должен умереть, но защитить свою женщину. К этому же критерию относится и способность мужчины обеспечить свою семью материально – крышей над головой, пищей и одеждой. Не менее важной считалась в те времена и психологическая защита слабого пола. Ведь в силу особенностей характера женщины эмоционально менее стабильны. Мужчина должен уметь поддержать, окружить заботой и вниманием, сносить капризы и психи своей избранницы;
  • уметь сдерживать эмоции. Только полный контроль над собой позволит воздержаться от искушений, душевных или телесных. Даже мысли должны быть чистыми. А вот открытое причитание над своей судьбой порицалось. Осуждалось и открытое проявление своих чувств на людях в Древней Руси, например, слезы. Касался этот критерий и верности своим женам. Воспитание было построено таким образом, что с детства мальчикам внушали не обижать своих жен, заглядываясь на соседок.

О том, что мальчик является будущим мужчиной и воином, внушали родители сызмальства. Только таким образом можно было вырастить потомка, как продолжателя рода, вызывающего гордость.

Воспитание девушки

Роль девочки – стать хорошей хозяйкой в будущем, а еще матерью. Поэтому основное направление в воспитании – приучить к послушанию, сначала отца, потом мужа. Приучить к аккуратности, прилежности и хозяйственности, научить умению ухаживать за маленькими детьми, готовить и рукодельничать, шить и поддерживать порядок в доме – это основная задача матерей. Ну и конечно, целомудренность и скромность были важны.

Но неважно, какого пола был ребенок, воспитание было построено таким способом, что ребенок точно знал свои обязанности и родителям никогда не нужно было напоминать об их выполнении.

Обряды на Руси

Были на Руси и особые обряды, которые неукоснительно выполнялись по мере взросления детей. Например, мальчиков сажали на лошадь как можно раньше, в три, а то и два года. И по тому, как ребенок держался верхом, судили, какой из него получится воин.

Девочкам с малых лет волосы в косу из трех частей заплетали. Она была символом единения сил природы и здоровья. Строго вдоль спины носили ее, верили люди, что через волосы проходит светлая энергия, которая наполнит девочку здоровьем и подготовит ее к будущему материнству. После замужества девушки начинали заплетать две косы, ведь получаемую силу нужно было теперь делить между женщиной и ее будущим ребенком.

Известен и такой ритуал, как впрыгивание в юбку. Он символизировал о том, что девушка выросла и ее можно начинать сватать. До 15 лет девицы носили длинные рубахи, и только после проведения ритуала девушка начинала носить юбку. Обряд проводился следующим образом. Мама становилась возле края лавки и держа в руках юбку, уговаривала дочь впрыгнуть в нее. Девушка ходила по этой лавке от края до края и недовольно говорила следующие слова: «Может впрыгну, может нет…» Это являлось еще и символом согласия выйти замуж и уйти из отчего дома в другую семью.

Во время свадьбы был и еще один обряд, отец передавал жениху символическую плеть, которой он отныне должен был воспитывать молодую жену.

Обучение и образование

Именно семья была обязана в Древней Руси обучить детей грамоте и писанию. Так как воспитанием занималась в основном мама, именно на ее плечи ложилась эта обязанность. Перед тем как отправить сватов, невесту обязательно проверяли на грамотность, ведь от ее знаний зависела грамотность будущих внуков.

Если в процессе обучения выяснялось, что ребенок весьма талантлив, его отдавали уже на воспитание другому человеку, владеющему книжной наукой. Так что внушение, что грамота на Руси появилась только во времена Кирилла и Мефодия, не имеет под собой почвы. Писать люди умели еще задолго до крещения.

Как раз после крещения грамоте учили только детей знати, а у крестьянских ребятишек шансов стать образованным практически не было. Изменилось положение только в 1804 году, когда школы стали бессословными, а обучение бесплатным.

Вот оказывается как подходили к воспитанию детей на Руси, нам полезно обращаться к нашей истории, черпать из неё необходимые знания, чтобы применять и адаптировать их под себя. Раньше родители не знали проблем с детьми, которые знают родители в наше время, но тогда были свои проблемы. Что мне очень нравиться у наших предков, так это их совместная деятельность с детьми, их близость к природе, они жили на лоне природы, они были сильнее и здоровее нас намного, и на этот счёт мне очень понравилось высказывание, не знаю, кто его написал, но оно очень точно и очень верно отражает картину нашей сегодняшней современной жизни, прочтите, может и вам это будет близко.

С уважением и любовью, Елена Курбатова.

В системе духовных ценностей славян за основу всегда бралось сохранение традиций, воспитание детей, передачу нравственных ценностей из поколения в поколение. Сегодня мы убедимся насколько сильно искажены наши представления о настоящих ценностях, в которые так свято верили наши предки.

Как воспитывали своих детей на Руси наши предки?

Любовь к Отчизне

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать всё для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с её лугами, полями, лесами, соседние сёла и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те сёла, города, где расселилось «русское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребёнок: «глупа та птица, которой своё гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Доброта и милосердие

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своём доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали.

Заботясь о том, чтобы жизнь ребёнка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить - себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек - как уголь: если не жжёт, то чернит», отказаться от мщения за обиды.

Особенно старались предохранить ребёнка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить обидчику его «неразумное поведение».

Честь и достоинство

Учили в народе хранить «честь с молоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга - в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды.

Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нём. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле».

Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек - чистоту, для женщин - отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить своё поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребёнка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определённой, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребёнка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду.

Процесс трудовой подготовки ребёнка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объём нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учётом количества лет прожитых ребёнком. В противном случае можно отбить у ребёнка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжёлой повинности.

В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребёнка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребёнок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребёнку.

С раннего детства ребёнка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая своё чадо к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нём ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда.

Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, колоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери.

В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, - что он «только и может гонять в бабки».

Брак по-древнеславянски

Надо сказать, что само по себе понятие «брака» во времена вятичей, древлян, полян и северян не существовало.

Моногамия тогда не была в почете, мужчины имели несколько жен. Мужчины, любившие в качестве развлечений посмотреть на медвежью травлю или поучаствовать в кулачных боях, не были склонны к романтике. Вполне обычным делом считалось похитить себе невесту во время языческих праздников, при этом еще ограбив и разорив ее семью и жилище.

Хотя по легендам некоторые древнеславянские женщины тоже были способны на такие «подвиги». Былины и древние предания сохранили образы женщин-воинов, женщин-богатырш, которые сами могли похитить понравившегося жениха, да еще и победив его при этом в рукопашной схватке. Таких женщин, которые могли командовать дружиной и сражаться с врагами, мужчины уважали и боялись, считали, что они наделены колдовской силой и могучими чарами.

Со временем воровство невест и женихов уступило место более цивилизованной форме заключения брака. Брак стал чем-то вроде сделки купли-продажи. Во время предсвадебных смотрин невесту внимательно осматривали, выводя на середину избы, практически так же, как осматривают перед покупкой корову или лошадь. Критерием женской красоты тогда считалась белоснежная кожа, красные щеки, соболиные брови дугой, светлые большие глаза, пышные формы, высокий стан. При этом женщина должна была еще обладать крепостью и выносливостью как будущая производительница и хозяйка. Согласия на брак невесты, конечно, никто тогда не спрашивал. Жена покупалась как товар за определенную плату и становилась собственностью своего мужа.

Женщина замужем

Женщина вела затворнический образ жизни, живя в женской половине дома (тереме), не имея права куда-либо отлучаться без позволения мужа, разговаривать с посторонними людьми, принимать от них подарки. Более того, без разрешения мужа она не имела права даже принимать пищу.

Под влиянием Церкви положение женщин становится еще более рабским и униженным. С одной стороны, Церковь защищает честь женщины, запрещает браки между кровными родственниками, налагает высокие штрафы за моральное оскорбление женщины (тем более, если она из знатного рода) или за прелюбодеяние. С другой стороны, аскетические взгляды на женщину как на нечистое, греховное существо лишь укрепляют идею о великом неравенстве мужчин и женщин. Теперь женщина считалась помехой для благочестивой жизни мужчин. Аскетизм диктовал заниматься умерщвлением плоти и молитвами и запрещал любимые ранее забавы – игры, пляски, хороводы, считая их нечестивыми занятиями от сатаны. Оправданием сексуальных отношений было только рождение детей. Жизнь женщин в теремах стала похожа на жизнь в тюрьмах и в монастырях. Особенно это касалось женщин из боярских и княжеских сословий, за чьим нравственным обликом следили наиболее строго. Женщины-крестьянки и ремесленницы не могли быть затворницами, поскольку им приходилось работать в поле и в мастерской вместе с другими мужчинами и женщинами.

Семейное воспитание

Мужчина считался холопом государя, но государем в собственном доме, и должен был проявлять свою власть в семье - воспитывать своих домочадцев. В качестве методов воспитания служили систематические побои. Доставалось и жене и детям. Даже беременность жены не защищала ее от кулака мужа. Причем такие «поучения» практиковались достаточно долго. Созданный в 16 веке «Домострой» попытался немного облегчить судьбу женщин, призывая мужчин не бить их в гневе и у всех на виду, не бить их деревом, железом или посохом. «Домострой» советовал бить жен только за серьезную провинность, но не кулаком под сердце или в глаз, поскольку от этого страдали внутренние органы, а бережно плеточкой.

Права на имущество

Несмотря на домашнее семейное бесправие женщины в Древней Руси, тем не менее, обладали некоторыми юридическими правами. Женщины имели право обладать имуществом и распоряжаться им по собственному усмотрению, могли выступать в суде. Представительницы знатных сословий могли свободно покупать и продавать земли, обменивать их, отдавать в качестве приданого дочерям.

С особой заботой и почтением древнеславянское общество относилось к вдовам. Считалось долгом и обязанностью всячески поддерживать вдову, которая после смерти мужа пользовалась его правами. Вдова признавалась главой семьи, могла распоряжаться и управлять имением ее покойного мужа. Да что уж там – могла даже управлять целым государством – вспомним самую известную древнерусскую вдову княгиню Ольгу.

Хозяйка и рукодельница

На женщине лежала вся ответственность по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Достойным для нее занятием считалось рукоделие. Рукоделие могло быть для женщины и источником дохода. Повседневной одеждой женщин того времени была льняная рубашка с рукавами, поверх которой надевался сарафан или длинная юбка. В качестве обуви – лапти или кожаные башмаки. Голову покрывали платком. Незамужним девушкам разрешалось ходить с открытой головой. Они заплетали волосы в косу, украшали голову обручем или лентой. Головным украшением замужних были кокошник и специальная шапочка – рогатая кика, поверх которой надевался платок. Одежда обычно украшалась вышивкой. В качестве орнамента для вышивки использовались знакомые природные мотивы – солнце, звезды, богатый урожай, цветы, деревья, кони, птицы. Одежду для детей шили из рубах их родителей. Дочери из рубахи матери, сыну – из рубахи отца. Считалось, что такая рубаха будет для ребенка оберегом, что его будет защищать сила его рода.

Косметикой пользовались преимущественно женщины из боярских сословий – подводили брови, щедро использовали белила и румяна . Но и обычным крестьянкам были известны секреты красоты – они собирали травы и делали из них настои для волос, ухаживали за кожей лица, смягчая и увлажняя ее сливками и простоквашей.

Женщина и образование

Затворнический образ жизни, который приходилось вести женщинам, был помехой для получения ими образования. Большинство женщин даже из высших сословий были безграмотны. Хотя в летописях некоторые представительницы привилегированного класса (дочери Ярослава Мудрого – Анна, Елизавета, Анастасия, внучки Владимира Мономаха – Анна и Евпраксия, княгини Анна Романова, Ефросинья Полоцкая и Ефросинья Суздальская) предстают как высокообразованные личности, знающие несколько языков, азы математики, философии и медицины.

Лишь после принятия Русью христианства, для женщин стало возможным получать образование в школах при монастырях. Одну из первых таких школ основала дочь Всеволода I - Анна в одиннадцатом веке.









2024 © rukaraoke.ru.