Библейский герой потерявший с волосами силу. Легенда о самсоне и далиле. Энергия человеческих волос


как звали героя мифов древней греции чья сила была в волосах? и получил лучший ответ

Ответ от Андреев Андрей[гуру]
В то время когда иудеи находились под властью филистимлян, для спасения избранного народа Бог послал Самсона, обладавшего великой силой. Секрет его силы заключался в его волосах - до тех пор пока их не коснулась бритва или ножницы, богатырь мог своротить горы. Пользуясь этим даром, Самсон причинял своим врагам большие неприятности, убивая их тысячами. Однажды, заметив, что богатырь увлекся одной женщиной (ее звали Далила) , филистимляне попросили ее выведать у Самсона секрет его силы, посулив блуднице крупное вознаграждение. С большим трудом блуднице удалось уговорить Самсона открыть ей свое сердце, в результате чего филистимляне заковали Самсона в цепи и, выколов ему глаза, посадили в темницу. Спустя некоторое время многие филистимляне собрались в одном доме, чтобы отпраздновать низвержение своего врага и принести жертвы богам. Когда веселье было в самом разгаре, позвали Самсона, чтобы посмеяться над ним. Однако волосы богатыря уже начали отрастать, и, по молитве, к нему снова вернулась былая сила. Самсон сломал столбы, на которых стоял дом; дом обрушился, и под завалами погибли все, кто там был.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как звали героя мифов древней греции чья сила была в волосах?

Ответ от Phoenix [гуру]
Самсон


Ответ от Анатолий розет [гуру]
Самсон, жену звали Далила


Ответ от снегурка [гуру]
самсон это! как вы уже все догадались!)


Ответ от Азат Амантаев [новичек]
самсон


Ответ от BK89 [новичек]
Библейский персонаж - необыкновенной силы человек - Самсон. .
Самсо?н (ивр. ???????????, Шимшо?н) - знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.
Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. 13–16). Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.
Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества.
Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида) , обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. .
И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.
Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! »
И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.
Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.
Самсон - израильский Геракл.
Несомненно, что Самсон, несмотря на мифические элементы в повествовании, превращающие его в израильского Геракла, является реальной личностью, в которой странным образом смешались несовершеннолетний преступник и герой, супермен и недоумок с параноидальной тягой к насилию, вандализму, поджогам, распущенности с падшими женщинами. Самсон-прекрасный пример линии, которую проводит Библия, а именно: Б-гу и обществу зачастую великую службу оказывают полукриминальные личности, отверженные и неудачники, которые благодаря своим подвигам становятся народными героями, а затем и канонизируются религией. .
"Длинные (подобно солнечным лучам?) волосы Самсона побудили ряд ученых считать его мифическим персонажем, этимологически родственным ханаанейскому богу-солнцу Шемешу, чье святилище Бейт Шемеш, или Иршемеш, располагалось в центре территории, первоначально принадлежавшей племени Дана. Во всяком случае, Самсон приобрел известность как буйный исполин, фольклорный герой, прославившийся неуемной силой и непристойными выходками. Но при всем том он, вероятно, был исторической личностью, одним из лидеров упорного сопротивления, заслужившим доброе имя"....

Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой.

Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена долгое время не имели детей, но их молитвы были услышаны, к ним явился ангел и объявил, что у них родится сын. Затем он добавил, что его предназначением будет служение богу, поэтому родители с раннего детства должны готовить сына к назорейству. Под назорейством понимали обет, после принятия которого человек должен был посвятить себя Богу. При этом посвященный должен был воздерживаться от употребления вина, соблюдать ритуальную чистоту, не стричь волос.

Через некоторое время, как и было предсказано, у Маноя и его жены родился сын. С самого детства мальчик чувствовал присутствие «духа господня», который давал ему силу и помогал побеждать врагов.

На протяжении всей жизни Самсон совершал поступки, непонятные окружающим, но имеющие тайный смысл. Например, достигнув совершеннолетия, он, несмотря на протесты родителей, принял решение жениться на девушке-филистимлянке. Но Самсон сделал это не из любви к девушке, а для того, чтобы найти подходящую возможность отомстить филистимлянам. Самсон отправился в Финмафу к своей невесте, но по дороге на него напал лев. Самсон голыми руками разорвал льва, обнаружил у него в желудке пчелиный рой и подкрепился медом. На свадьбе он задал тридцати филистимлянам, брачным друзьям, загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Далее он поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что филистимлянам не удастся найти отгадку.

Филистимляне думали в течение недели, но не смогли ничего придумать. Тогда они пошли к жене Самсона и напугали ее тем, что сожгут дом, если она не узнает отгадки. Девушка выведала отгадку у мужа и сообщила ее брачным друзьям, из-за чего Самсон проиграл спор.

Затем он убил тридцать филистимлянских воинов и отдал их одежды брачным друзьям, после чего покинул свою жену и вернулся в родной город Цор.

По филистимлянским законам жена восприняла уход мужа как развод и вышла замуж за одного из брачных друзей. Самсон, узнав об этом, увидел очередной повод отомстить. Он поймал триста лисиц, разделил по парам и связал хвосты, к которым прикрепил горящие факелы. Затем он выпустил лисиц в поля филистимлян, и они погубили весь урожай. Филистимляне узнали, что причиной голода является Самсон, и в отместку убили его жену и ее отца. В ответ на это Самсон совершил еще один акт мести, приведший к тому, что между иудеями и филистимлянами началась война. Иудейские посланники стали просить милости у филистимлян и обещали выдать им Самсона, зачинщика войны. Его связали и передали филистимлянам, но во вражеском стане, благодаря божественному вмешательству, веревки сами собой развязались. Самсон опять почувствовал в себе огромную силу, поднял с земли ослиную челюсть и с ее помощью убил тысячу филистимлян. В честь этого события местность была названа Рамат-Лехи, что в переводе на русский язык означает «нагорье челюсти».

После победы над филистимлянами Самсон был избран «судьей народа израилева». Его правление продолжалось десять лет. На протяжении этого времени сила не покидала богатыря. Например, когда филистимляне узнавали, что Самсон будет ночевать в доме женщины, то запирали ворота в надежде, что Самсон не сможет покинуть город, и они убьют богатыря. Но он подходил к запертым воротам, вырывал их из земли, уносил с собой и устанавливал на горе.

Согласно предсказанию, Самсон был рожден для того, чтобы спасти еврейский народ от филистимлян, под игом которых евреи находились в течение сорока лет.

Наиболее известными являются две легенды о Самсоне: о том, как он разорвал льва, а также о самом герое и Далиле. Филистимлянка Далила явилась причиной гибели Самсона. Она пыталась выведать, как лишить богатыря силы, но он каждый раз скрывал от нее правду, говоря, что он лишится силы, если его свяжут семью сырыми тетивами или новыми веревками или воткнут в его волосы ткань.

Далила выполняла все эти действия, но сила не покидала богатыря: он с легкостью разрывал и тетивы, и веревки. Наконец, Далила сумела выведать его секрет, который Самсон открыл, чтобы доказать свою любовь к ней: он потеряет силу, если ему остригут волосы.

В ту же ночь Далила остригла его волосы и позвала филистимлян. Самсон увидел врагов, но вдруг почувствовал, что сила покинула его, и он ничего не может сделать. Филистимляне схватили Самсона, связали веревками, ослепили, а затем заставили вращать мельничные жернова.

Через некоторое время волосы Самсона отросли, и к нему вернулась его богатырская сила. Он разорвал цепи, которыми был прикован к жерновам, подошел к храму, где собрались филистимляне, и обрушил опоры, поддерживающие крышу. Все, кто находился в здании, погибли, но вместе с ними под обломками умер и сам Самсон.

К ленгендам о Самсоне не раз обращались в своем творчестве художники, скульпторы, архитекторы. Среди них А. Дюрер, Дж. Болоньи, А. Монтеньи, А. Ван Дейк, Рембрандт и др. Стены церкви Санкт-Гереон в Кёльне украшены мозаикой, рассказывающей о гибели Самсона. Один из фонтанов Петродворца (пригород Санкт-Петербурга) украшает скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», выполненная М. И. Козловским.

Фонтан «Самсон»

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Самсон Самсон – знаменитый библейский судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

ДАЛИЛА - САМСОН Самсон (Шамшон) - великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и предсказал, что

Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

Фонтан «Самсон» (1735 и 1802 гг.) Большой каскад в Петергофе, или, как его называли в 18-м столетии, Большой грот с каскадами, выделяется размерами, богатством скульптурного убранства и мощью водяной декорации. Среди сооружений подобного рода Большой каскад не имеет равных в

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Самсон Яковлевич Макинцев (1776–1849) Авантюрист, вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию. Малоросс по происхождению. Поступив на персидскую службу под именем Самсон-хана, стал вербовать в ряды персидских войск русских дезертиров, за что последовательно был

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Самсон (библ.) - иудейский силач, сын Маноя из города Пора. Маною и его жене, долго бывшим бездетными, ангел предвестии рождение С. сказав, что ребенок избран на служение Богу, и велел подготовить его к пожизненному назорейству. Назореи соблюдали ритуальную чистоту,

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Самсон-борец (Samson Agonistes)Трагедия (1671)Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряетего тело, а душевные страдания терзают душу.Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был

Из книги Город заката автора Иличевский Александр Викторович

Из книги Герои мифов автора

ПЧЕЛЫ, САМСОН И ПАНТЕРА Чтобы узнать, где находится дикий улей, бортник находит пчелу и определяет направление, куда она полетела со взятком после того, как снялась с цветка. После чего он отходит на какое-то расстояние, пока не найдет еще одну пчелу, за которой тоже

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Самсон и Далила Около XII века до нашей эрыИстория эта произошла давно, очень давно, настолько давно, что существуют сомнения - а была ли она на самом деле? Но найдутся и верящие в нее, ибо записана она в Ветхом Завете, и уверенные в том, что исторические Самсон и Далила жили

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Самсон Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой. Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена

Из книги автора

Samson and Delilah Самсон и Далила 1949 - США (131 мин)? Произв. PAR (Сесил Б. Де Милль)· Реж. СЕСИЛ Б. ДЕ МИЛЛЬ· Сцен. Джесси Ласки-мл. и Фредрик М. Фрэнк по синопсису Херолда Лэма, основанному на Библии (Книга Судей, 13–16) и романе Владимира (Зеева) Жаботинского «Самсон Назорей»· Опер.

Йоги Бхаджан (Yogi Bhajan) был богатым индийским эмигрантом, который познакомил США с Кундалини Йогой. По вопросу стрижки он высказался примерно так:

«Наша стрижка может следовать за модой, но обрезая волосы, мы лишаем себя существенного источника жизненной силы. Когда мы позволяем волосам на голове достигать своей полной длины и зрелости, то фосфор, кальций, витамин D и все производные, попадают в лимфатическую жидкость, и затем в спинномозговую жидкость через два канала в верхней части головного мозга. Это ионное изменение создает более эффективную память и приводит к большей физической энергии, улучшению выносливости и терпения … Ваши волосы на своём месте не по ошибке. Они имеют определенную цель, которую обнаружат святые, а другие люди будут высмеивать».

Большинство из нас слышали о мифическом силаче Самсоне, который утратил свою силу вместе с потерей волос. Даже сегодня, некоторые культуры поддерживают традицию никогда не обрезать волосы. В некоторых культурах это связано с религиозными убеждениями. Сикхи могут быть одним из примеров. Некоторые христианские группы, такие как Пятидесятники (Pentacostals), воздерживаются от стрижки волос в знак уважения к буквальным толкованиям Библии. Ортодоксальные еврейские мужчины никогда не стригут волосы по бокам головы, и растафари никогда не обрезают свои дреды. Многие индейские мужчины, особенно до современности, никогда не стригли волосы. Сегодня мы просто хотим спросить … Почему?

Многие группы имеют свой отличительный стиль. Зачастую конкурирующие племена имеют различные стрижки и стиль одежды. Но сегодня речь не о стилевых предпочтениях и различиях. Нам хочется изучить культурные корни людей, свято верующих в силу своих волос. Достаточно немало людей считает, что длина волос имеет прямую, физическую, измеримую связь с их здоровьем, силой, талантом и мудростью.

Йоги Бхаджан выдвинул утверждение, что волосы принимают участие в метаболизме и являются живой частью организма человека. Это легко опровергнуть даже поверхностным наблюдением. Волосы, состоящие из кератина, не имеют каналов для транспортировки каких либо питательных веществ, описанных гуру. Легко рассмотреть поперечный срез волоса под микроскопом, обнаружив твёрдые клетки без признаков жизни. Они аккуратно уложены в красивое волокно корнем волоса, но они мертвы. Волос человека не имеет возможности принимать участие в метаболизме или другом процессе. Йоги Бхаджан не сказал, что волосы доставляют какой-то мистический неизвестный поток энергии, он сказал, что они транспортирует физические вещества, такие как витамины и минералы. Это ошибка. Можно применить любой подходящий метод исследований, но Йоги Бхаджан не понимал, о чём он вообще говорит.

Его последователи говорят, что после 3 лет роста волосяные фолликулы разрабатывают антенны на окончаниях волос, которые собирают космическую энергию, таким образом, стрижка обрекает на 3х летнюю засуху магнетизма. Это всё по-детски глуповато. Некоторые из культур должны иметь более убедительные обоснования, каковы же они?

Одна из наиболее популярных легенд современности скопирована многими веб сайтами, автору так и не удалось выяснить первоисточник. Эта история повествует об индейских следопытах, которые были завербованы для войны во Вьетнаме, но остригшись как все солдаты, они потеряли свою способность отслеживать, и стали бесполезными в военных действиях. Последовавшее тестирование показало значительное снижение эффективности остриженных следопытов, которые ранее демонстрировали весьма высокие результаты. Продолжая, история говорит об отмене стрижек для индейских следопытов и даже отказе от этого принимавших участие в эксперименте военных. Рассказ довольно сомнительный, если не сказать более. Никакого цитирования подобных «экспериментов» не обнаружено. Вероятность достоверности сходит на нет, если учесть насколько мало людей в США имели возможность развивать искусство следопыта в 1960-1970х годах, а также, если учесть насколько существенны отличия вьетнамских джунглей от юго-запада Америки.

Таким образом, история о взаимосвязи навыков следопыта и длиной волос не выдерживает пристального взгляда. Но мы знаем, что волосы связаны с одним знакомым всем ощущением, это касание. Коснитесь своих волос, и вы почувствуете о чём говорит автор. Волосы отличный проводник чувства касания. Вот почему множество животных полагаются на них в ощущении окружающей среды, это одно из преимуществ иметь усы. Кожа имеет более 20 классов чувствительных нервных клеток, некоторые из которых обнаруживают тепло, прикосновение, боль, и так далее. Каждый из наших волосяных фолликулов связан с чувствительными нервами. Учитывая обширность, сложность и чувствительность этой системы, представляется очевидным, что волосы очень важная часть нашей сенсорной системы. Тем не менее, только корень фолликула обладает чувствительностью. Если дёрнуть волосок, сигнал будет одинаков и при метровой, и при сантиметровой длине волоса. Фактически, чем длиннее волос, тем менее его движение затрагивает корень. Представьте человека с длинными волосами, сидящего перед вами в театре. Вы можете крутить его волосы незаметно. А если стрижка коротка? Любое касание извне даст немедленный сигнал владельцу. Длинные волосы не дают увеличения возможности осязать.

Наши современники наделяют мистическими способностями привычки древности. В религии Сикхов, длинные волосы оставляют в знак уважения к Создателю. Бог создал всё живое, волосы растут, обрезать их не следует. Такая практика, называемая Кеш, является одним из «пяти K» для Сикхов. Это довольно просто, и не означает ничего больше, чем говорится. Тем не менее, некоторые современные Сикхи, особенно пришедшие в религию извне, в поисках альтернативы христианству, интерпретируют Кеш с неким смыслом Новой Эры, говоря, что волос является источником мистической энергии. Автор не смог отыскать авторитетного объяснения этому, вероятно убеждения о силе волос, подобно Самсону, находятся за пределами Кеш.

Аналогично в Ортодоксальном Иудействе. Практика оставлять бороды и локоны никак не связана с черпанием силы, исходя в основном из Мишне Торы. Поиск источника такой практики приводит к выводу, что причины нет. Причина, скорее, в желании иметь выразительное отличие от других этнических групп. Другая возможная причина, это общение с умершими через подношение волос. Отказ от стрижки волос мог означать отказ от подобной практики. Но в истории Иудейства было и есть множество формальностей в отношении волос. Люди определенного положения должны иметь свой тип прически, другие должны побриться в субботу, некоторые раз в 30 дней, а некоторые должны иметь особый уход за волосами головы или бороды, иногда должна использоваться только бритва, иногда только ножницы. Уход за волосами в Иудействе намного сложнее, чем: «Ортодоксальные Иудеи не стригутся и не бреются», но нет никакого намёка на черпание силы или энергии из волос.

Растафарианизм ближе всего к убеждению, что волосы придают силу, но это ни организованная религия, ни сформированная вера. Бывший король Эфиопии, Хайле Селассие (Haile Selassie), признан растафарианцами как второй Христос и был известен как Лев – Покоритель Иуды (Conquering Lion of Judah). Лев имеет гриву, и растафрианцы носят дредлоки как символ львиной гривы и уважения к Селассие. Некоторые растафарианцы изображают Самсона с дредлоками, веря в силу длины волос.

В поисках ответа автор посетил форумы «Длинных Волос». Похоже, что немало людей заботятся о длине своих волос. Длинные волосы не дают силу, зато сильные и здоровые волосы говорят о здоровье их обладателя. Некоторые считают, что длинные волосы говорят о способности ломать стереотипы. Некоторые считают их защитой. Некоторые считают, что длинные волосы придают мужественный вид и демонстрируют силу. Некоторые считают их средством самовыражения.

При всём уважении к Йоги Бхаджан, нет физиологического механизма при котором длинные волосы делают человека сильнее. Как антенна для космической энергии волосы не нужны, как не нужны они в виде проводника витаминов, минералов, солнечной энергии или чего-то там ещё. Причёска в стиле Самсона не нужна для физической силы и здоровья. Здоровье нужно для того, чтобы иметь такие волосы. Не требуется искать физиологического объяснения. Люди, имеющие длинные волосы, чувствуют себя отлично, как и те, кто имеет короткие, вьющиеся, красные, голубые или вообще не имеют волос. Каждому своё, и каждый из нас делает свой выбор, что ему больше по душе.

Иллюстрация «Самсон» любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2014

Библейский герой, еврей, ветхозаветный судья из земли Ханаан. Боролся с недружественным народом филистимлян и прославился подвигами. Имя Самсон переводится с иврита как «солнечный».

В библейскую Эпоху Судей «судьями» называли авторитетных людей, к которым израильтяне обращались за судом. Эти же люди были значимыми носителями этнического самосознания, которые призывали израильтян противостоять ассимиляции и утрате этнической идентичности. В этом качестве мог выступать любой человек - и пророк, и женщина, и даже главарь разбойничьей банды. Мифологический Самсон - один из них.

Самсон в Библии

Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.


Самсон был назореем - посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов - не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.

Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.


Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек. Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз». Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.

После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину. А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия. Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.


Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.

Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.


Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.

Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке . Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.


Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.

  • Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой - действующий - в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.

  • В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
  • Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.

Экранизации

В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.


Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки и , после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.

Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва - такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.


Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам - не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.

Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.

В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.


Главные герои - подростки Самсон и Далила - живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город. Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню. Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.

В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» - зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.

Цитаты

«И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было».
«Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек».
«И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».

), чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13–16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона - характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине (см. Сарра , Рахиль , Самуил). Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое (см. Ритуальная чистота), а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян (Суд. 13:2–25).

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва. В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона. (15:2). В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею , чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе . Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону » (16:1–3).

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона. После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы (см. выше). Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его» (16:19). Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30). Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом (16:31).

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет (15:20; 16:31). Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон - единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену. Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» - буквально `солнечный`, «косы головы его» - солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Библейский сюжет о Самсоне - одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, - драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-х а-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано - издательство «Библиотека-Алия» , Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ах ават Шимшон» - «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт , Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).









2024 © rukaraoke.ru.