Что едят и пьют в сочельник. Приметы в сочельник. Начинка из гречи и картофеля


Молодые люди часто задают вопросы: сочельник что это за праздник либо что такое сочельник и когда он бывает?

Действительно, понятия сочельник, Рождество Христово очень тесно связаны и одно событие непосредственно следует за другим. В старые времена вечер в канун Рождества представлял собой тихий семейный ужин с кутьёй и колядками. Канун Рождества имеет множество названий: Богатая кутья, Богатый вечер, Свят-вечер, Вилия. К этим зимним праздникам готовились ещё задолго до их прихода. Важно, что в это время был установлен строгий пост, заканчивающийся в полночь с 6 на 7 января. На самом деле, традиции в этот день намного более разнообразные, и мы поговорим обо всех.

  • Что означает слово сочельник?
  • Когда празднуют сочельник?
  • Традиции в сочельник
    • Церковные христианские традиции в сочельник
    • Католические традиции в сочельник
    • Застольные традиции в Свят-вечер
    • Славянские традиции в Свят-вечер
  • Кушанье в сочельник
    • Колядование перед Рождеством
    • Приметы в сочельник

Что означает слово сочельник?

Современному человеку не сразу понятно, что такое сочельник и почему так называется. Чтобы понять, что означает слово сочельник, нужно вернуться к корням старославянского языка. Это слово связано с таким предметом, как «сочень » – так назывались лепёшки, выпекавшиеся на Рождество на конопляном масле. Из теста также лепили маски, сквозь которые нужно было смотреть на встречных на улице и судить о будущем по их внешнему виду.

Вообще же сочельник – это то, как называется канун Рождества или Крещения, то есть, каждый из этих двух важный христианский праздников предваряется днём, называемым сочельник.

Этим можно кратко ответить на вопрос, что такое сочельник, но мы расскажем вам об этом празднике намного больше!

Когда празднуют сочельник?

Вопрос, когда празднуют сочельник, всецело завязан на календаре, которым пользуется та или иная христианская конфессия. Там, где действует григорианский календарь, рождественский сочельник приходится на 24 декабря (по новому стилю) .

В тех же церквах, которые остались приверженцами старого юлианского календаря и отказались от перехода на григорианский (РПЦ, другие православные конфессии, греко-католики), Рождество оказалось сдвинутым на 2 недели, и здесь дата сочельника падает на 6 января (по старому стилю) .

На рубеже III-IV веков христиане объединили празднование Рождества и Крещения в единый день – 6 января, который назвали Богоявлением. Армянская апостольская церковь и в наши дни придерживается этой традиции. Но в середине IV века католики выделили для Рождества отдельный день – 25 декабря, разделив его с Крещением.

Поэтому правильным ответом на вопрос, какого числа празднуется сочельник по новому стилю , будет именно 24 декабря .

Но это мы поговорили, что значит сочельник в мире христианском, ведь очень многие христианские праздники проросли на месте гораздо более древних языческих вех. То же касается и Свят-вечера, который ничего общего с христианским не имел и не мог иметь, поскольку был задолго до прихода христианства на Русь. Среди таких традиций были святочные гадания. Кроме того, наши пращуры в этот день отмечали праздник «Корочун», в котором приветствовали и славили Солнце. Другие источники говорят о праздновании в этот день Сварога. По убеждению наших предков, земля в Свят-вечер наделяла всё живое (людей, животных и даже растений) особой энергией, позволявшей впоследствии уберечь и приумножить урожай, сберечь скот от падежа и дать ему богатый приплод.

Традиции в сочельник

Церковные христианские традиции в сочельник

Что делать в сочельник перед Рождеством – часто возникающий вопрос. В этот день христиане усиленно готовятся к предстоящему Рождеству Христову. Женщины убирали в доме и готовили вкусный ужин.

Пост

Но если вы спросите, какая традиция в сочельник соблюдалась строже всего, то это пост, продолжавшийся до появления на небе первой звезды – если говорить образно, а на практике – до наступления полуночи.

В одной замечательной рекламе 90-х годов прекрасно показано, что такое сочельник перед Рождеством у русских православных – когда граф Александр Суворов отказывался приступить к трапезе с императрицей, пока не появится первая звезда, которая тут же и оказалась на его мундире по распоряжению быстро смекнувшей царицы. Появление этой традиции поститься до наступления темноты связано с библейской историей о появлении на небе Вифлеемской звезды, которая дала знак волхвам, что где-то родился Мессия.

Начинать трапезу после поста было принято с «сочива» – размоченных зёрен пшеницы (а позднее и других злаков), в которые добавлены фрукты и мёд. Из этого готовились вкусные лепёшки. Позднее это блюдо трансформировалось в привычную нам кутью.

Богослужения

С наступлением вечера приходила пора богослужения, во время которого читались Евангелия, молитвы, вспоминалась история с волхвами, а также служилась литургия. Если же сочельник приходился на субботу или воскресенье, то в основном богослужения проводились пятничным вечером, а на сам сочельник переносилась только литургия. Если же по неким причинам не удавалось прийти в церковь, то в этот праздник разрешалось всей семьёй прочитать дома молитвы, после которых можно было переходить к праздничной трапезе.

Католические традиции в сочельник

Католические традиции в сочельник выглядят более мягко – они не требуют строгого поста. Вечером семья усаживается за торжественный стол, на котором представлены постные блюда. Перед началом трапезы кто-то должен обязательно прочитать евангельский отрывок на тему рождения Иисуса. В некоторых странах Восточной Европы во время этой трапезы преломляют облатки (специальные рождественские хлебцы). Когда семейная трапеза заканчивается, все вместе идут в храм к вечерней службе, посвящённой Рождеству Христову.

Застольные традиции в Свят-вечер

В сочельник принято было надевать самую новую одежду. Если же на обновки не хватало средств, то достаточно было облачиться во всё чистое. В этой традиции прослеживалось стремление очищения от старых грехов и стремление к обновлению.

Традиции в сочельник перед Рождеством касались и определенных правил проведения ужина. В сочельник за столом необходимо было проявлять спокойствие и сдержанность, а до его окончания нельзя было даже вставать из-за стола. Домочадцы не могли оставить без внимания ни одного выставленного на столе угощения – каждый хоть по ложке, но должен был попробовать всего.

Хорошей приметой было, если за столом оказывалось чётное число едоков, а в противном случае хозяйка ставила ещё один прибор для усопшей родни.

В процессе непринуждённого разговора во время трапезы полагалось касаться только добрых поступков. Хотя сочельник и был семейным праздником, но правильным считалось приглашение к столу одинокого соседа или знакомого, даже если он исповедовал иную веру.

Иногда гость мог и вовсе оказаться случайным человеком или нищим, поскольку поверье гласило, что в этот вечер в образе попрошайки в дом может заглянуть сам Бог.

Хозяин во время трапезы поздравлял даже домашних животных, а за порог выставляли миску с угощением для бездомной животинки.

Славянские традиции в Свят-вечер

Славянское народное название рождественского сочельника – Свят-вечер, он также был очень популярен у наших предков и отмечался очень торжественно. В родительский дом на него собиралась вся многочисленная семья, хозяйка же прибиралась в доме и готовила праздничное угощение. На стол накрывали новую белую скатерть, а под неё подкладывалось немного сена. Рождественский стол требовал особого украшения. На него ставили большую свечу, которая в переплетении с христианской верой позднее стала обозначать Вифлеемскую звезду.

Также у славян был дидух – сноп сена в горшке, который вносили в дом и ставили на стол в качестве главного украшения. Готовили дидух ещё летом – сжинали немного ржаных или пшеничных колосьев и сохраняли их необмолоченными до зимы. В других местностях было принято отделять дидух от последнего необмолоченного снопа хлеба.

Глава семьи брал дидух в одну руку, а сноп сена – в другую. За ним следовал старший сын, нёсший в каждой руке по снопу сена. Находясь во дворе, старший приговаривал:

«Сено трусись, скотинку корми. Пусть её душечкам будет мягко, пусть и Святому Дитяти будет мягко вместе со скотинкой на сене лежать!»

и одновременно вместе с сыном он разбрасывал по двору сноп сена.

Перед входом в избу глава провозглашал: «Святки идут!». На что сын должен был ответить «Святки пришли!». А мать же подыгрывала такими словами: «Чтим Дидуха и просим его и вас пожаловать в дом».

Этот дидух сохраняли до Щедрого вечера, после которого его предавали огню вместе со старыми вещами и хламом, а также одежду того члена семьи, который тяжело болел. Так предки пытались избавиться от негативного наследия ушедшего года.

Видео о традициях в сочельник перед Рождеством Христовым:

Кушанье в сочельник

Главное кушанье в сочельник – это сочиво (позднее кутья), которую готовили изначально из варёных зёрен пшеницы или ячменя, куда добавлялся мёд. Позднее появился вариант кутьи с рисом.

Дальнейшая перемена блюд также подчинялась строгим правилам. Вначале были закуски, после которых подавался суп (грибной, борщ или уха) с пирожками, лепёшками или ушками, называемыми также сочнями. В конце уже шли сладости – медовики, рулеты с маком, кисель с пирогами и прочее. Также к сочельнику хозяйки старались обязательно сделать сладких пряников.

Лакомым блюдом был и узвар, который сейчас превратился в компот из сухофруктов. В него шли яблоки, вишня, сливы, груши, изюм и другие доступные фрукты. Во время трапезы все блюда принято было запивать этим самым узваром.

На столе должно было присутствовать 12 блюд, и каждое из них имело символическое значение:

  1. Кутья была символом пролитой крови и принесённой драгоценной жертвы.
  2. Вкусный борщ готовится хозяйкой из самых обычных продуктов, что говорит о том, что ежедневный и настойчивый труд обязательно выливается в прекрасный результат. К тому же, верующим он напоминает о коварном приказе царя Ирода об убиении всех младенцев мужского пола.
  3. Капустник символизировал надёжность и простоту.
  4. Голубцы олицетворяли любовь Бога к человеку.
  5. Рыба – древнейший христианский символ.
  6. Горох вселял надежду, как весна, напоминая, что человек после упадка способен вновь возродиться.
  7. Вареники олицетворяют достаток и то, что верующим уготована райская жизнь в райских кущах.
  8. Блины по внешнему виду напоминали горячее солнце. Хотя традиция выпекания блинов уходит в недра язычества, но позднее их стали олицетворять с Христом, как новым солнцем.
  9. Каша означала крепость семьи и продолжение рода.
  10. Пирожки были символами счастья и здоровья.
  11. Узвар помогал очиститься от скверны, ведь он – символ подаренной Богом жизни.
  12. Пампушки значили вечную жизнь, которая ожидает христианина после смерти.

Трудно представить, чтобы в простой семье на праздничном столе появились бы разом все эти разнообразные блюда. Поэтому, как правило, хозяйки упрощали задачу, стремясь приготовить дюжину постных блюд. А уже к предстоящему Рождеству готовилась свиная голова, домашняя колбаса, студень, блюда из мяса, рыбы, грибов, а также кисель.

Колядование перед Рождеством

Для молодёжи самое интересное начиналось после праздничной трапезы – все спешили на гуляния, а особенно все любили колядки. Девушки и парубки собирались возле церкви или другого «пятачка», к ним нередко присоединялись и ещё не успевшие жениться мужчины. Собравшись вместе, они выбирали Берёзу – заводилу, который будет командовать колядками, а кроме него, звездаря, казначея, латкового и других персонажей. Все участники колядования наряжались в причудливые костюмы и придумывали сценарий рождественской буффонады. Чаще всего главным персонажем была коза, символизирующая богатство.

Сейчас колядуют не так, как это происходило в прежние времена. Например, раньше не стучали и не входили в дом, а вместо этого вызывали хозяев снаружи криками «Коляда идёт!». Если кто-то выходил из дома, то ему доставалось представление с пением народных песен и колядок. Хозяину желали в наступающем году всего наилучшего. И только потом хозяин мог пригласить всех в дом, где им доставались разнообразные подарки.

Приметы в сочельник

На Рождество предки придумали множество примет, поскольку по этому дню стремились заглянуть немного в будущее, и понять, что год грядущий им готовит.

Поскольку подготовка к Рождеству шла подготовка именно в сочельник, то и всю еду к праздничному столу стремились сделать до восхода солнца, что, согласно поверьям, должно было принести в дом богатство и достаток.

Приметы же отмечали следующие:

  • Ясная погода в Рождество сулила хороший урожай на следующий год.
  • Россыпь звёзд на небе намекала на хороший урожай гороха, ягод и грибов, а также на приплод скота.
  • Если в рождественскую ночь разыгралась метель, то летом уродится пшеница, будут хорошо роиться пчёлы и дадут много мёда.
  • Но если на Рождество будет оттепель, то не миновать холодной весны и плохого урожая овощей.
  • Если снег падает хлопьями или всё украшено инеем, то летом уродятся хлеба.
  • Если стожары на небе почти не видны – быть ненастью.
  • Чем обильней будет угощение в сочельник, тем тучнее окажется грядущий год.
  • Начиная с сочельника, домочадцы стремились избегать всяческих разногласий и не ссориться, чтобы потом не браниться весь оставшийся год.
  • В сочельник запрещалось ловить рыбу и охотиться, иначе год преисполнится лишений и несчастий.
  • Очень плохим занятием на Рождество считалось шитьё. Работающая в праздник рукодельница могла накликать на кого-то из домочадцев слепоту.

А как Вы отмечаете сочельник? Есть ли в Вашей семье свои обычаи или Вы придерживаетесь традиционных церковных? Расскажите об этом в комментариях – другим читателям будет интересно узнать об этом!

Рождественский Сочельник – что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Сочельником, Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Рождественский Сочельник

Собственно говоря, сочельник - это не совсем праздник. Церковное название этого дня: «предпразднество Рождества Христова». Получается, что сочельник предваряет один из главных христианских праздников, служит, образно говоря, дверью в празднование Рождества Христова.

Слово «сочельник» берет свое название от сочива, основного блюда этого дня. Впрочем, устав допускает приготовление вместо сочива кутии. Как сочиво, так и кутья готовятся из вареных или пропаренных зерен злаковых культур и приправляются медом.

Кстати, если следовать уставу, сочиво и кутья являются праздничным, хотя и и постным блюдом сочельника, но этим не ограничивается стол в сочельник. По уставу есть в этот день полагается лишь один раз, после вечернего богослужения, но растительное масло и вино допускаются к употреблению. Нельзя есть лишь скоромную пищу и рыбу. Впрочем, это монастырский устав, строгость воздержания в миру следует согласовывать с приходским священником или же духовником.

Предпразднество Христова Рождества - особый день в жизни христианина. Богослужение в храме полностью посвящено наступающему празднику. Оно отличается по своему чину как от будничных служб, так и от чина богослужения в сам день Рождества Христова. Завершается богослужение пением тропаря Рождества. Можно обратить внимание на то, что богослужебные песнопения, посвященные Рождеству Христову, звучат в храме задолго до наступления самого праздника. Так Церковь готовит своих чад к наступающему торжеству.

Сочельник: традиции

Существует много разных традиций празднования сочельника. В некоторых местностях уже с вечера начинают поздравлять друзей и знакомых с Рождеством Христовым, в других местах этот день проводят в кругу семьи за особой трапезой с кутьей или сочивом. Главное - выделить день, предшествующий великому христианскому празднику, подготовиться к радостному событию воспоминания Рождения Богочеловека Христа. В сочельник, как и в сам день Рождества Христова желательно подготовиться к причащению Святых Христовых Таин, заранее исповедаться и, если священник благословит причаститься, соединиться со Христом, причастившись Его Божественных Тела и Крови.

Сочельником также называют день, предшествующий празднику Богоявления - Крещения Господня. Время между Рождеством Христовым и навечерием Богоявления - крещенским сочельником называют святками. В эти дни нет поста, в храмах поются рождественские песнопения а христиане поздравляют друг друга с радостным событием прихода в мир Спасителя - Рождеством Христовым.

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

Рождественский сочельник – праздник перед Рождеством

6 января – Навечерие , или Рождественский сочельник , – последний день , канун Рождества Христова . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову . Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник . Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Как поститься в Сочельник?

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества !

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

или что такое сочельник и с чем его едет

У православных христиан принято Сочельник - ночь перед Рождеством - проводить в храме за молитвами. Готовясь к рождественским праздникам, на Руси строго соблюдали одно важное правило - тщательно убирали дом. Ну, может, не так основательно, как к Пасхе, но все-таки скоблили полы, натирали до блеска кастрюли-сковородки, чистили столовое серебро. Дом украшают елкой. Традиционные рождественские цвета - красный и зеленый, и в создании праздничного настроения можно опираться именно на них. Излюбленная символика праздника - ангелочки, ослики, ясли с младенцем, вифлеемская звезда. У католиков принято вешать на стены и двери рождественские венки из соломы и веток хвои, у нас больше прижились елочные букеты. В убранстве дома должны присутствовать свечи. Они придают особый уют и очарование всей атмосфере новогоднего праздника, символизируя Солнце, а рождественские свечи - свет Христа. На Руси к Новому году и к Рождеству делали особые толстые свечи, которые зажигались с вечера и горели до исхода следующего дня.

Поскольку 7 января заканчивается пост и разговеться следует видимо с размахом. На рождественском столе непременно в изобилии должно быть мясо, рыба, вино и сладости. Традиционные блюда к этому празднику - холодец, пельмени, запеченный поросенок с хреном, щи из кислой капусты, пирожки с мясом, рисом или повидлом. Перед торжественным обедом раньше подавали «жирную кутью» - рассыпчатую рисовую или пшеничную кашу с изюмом и медом, политую растопленным сливочным маслом.

Хотя Рождество и сугубо семейный праздник, большим грехом считается отказать в угощении случайно оказавшимся рядом обездоленным людям. Конечно, звать их за домашний стол, может, и не стоит, но ведь нетрудно отнести несколько пирожков и горсть конфет к ближайшей церкви. Или раздать соседским ребятишкам по шоколадке - тоже не в тягость.

Особенно пожилым родственникам, стоит позвонить и поинтересоваться здоровьем. Традиционно на Рождество подносили съедобные подарки, причем не только в православном, но и в католическом мире: годятся и самодельные конфеты, и баночки с вареньями-соленьями, и торты. Из несъедобного годятся любые игрушки и сувениры, зимние аксессуары вроде варежек или шарфов и другие мелочи.

Говорят, что в рождественскую ночь надо обязательно надеть что-то новенькое, а если такового нет, то хотя бы один предмет белого цвета. Кроме того, известно, что сразу после Рождества наступают Святки, когда можно наряжаться во всякие карнавальные костюмы.

До первой звезды в Сочельник обычно сидят в тишине и думают. К счастью, зимой первая звезда на небе появляется довольно рано, примерно в половине шестого вечера. Потом надо сесть за стол, выпить-закусить и по-хорошему идти на улицу - петь песни, играть в снежки и кататься на санках. Приветствуются огненные забавы типа салютов и фейерверков и обход соседей с целью позвать повеселиться вместе.

Канун рождества, Коляды, называют также Рождественским сочельником. Это название связано с обычаем православных христиан употреблять в этот день пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, попросту говоря - кашу. Сочивом называли не только кашу и всякую постную пищу, а также сок; или, как говорили раньше, "молоко" разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие. Этим "молоком" приправляли каши во время 40-дневного Филиппового поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.

Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша была разной по составу.

В сочельник у православных варили кутью, у католиков - бигилию. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили "Бабину кашу", или "бабкину кутью". Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи "бабкину кашу" готовили "богатой". Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многими традициями и обрядами. В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост.

По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа. "В Сочельник, под Рождество бывало, до звезды не ели, - описывал русский писатель - эмигрант И. С. Шмелев обычай встречи Рождества в рассказе "Лето Господне". - Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла... Первая звезда, а вон - другая... На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды большие, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро... В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет.

Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... - гул и гул.

Уже в IV в. было установлено Православной Церковью, как праздновать повечерие Рождества Христова. В V в. Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские (VI в.), Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие. В повечерие издавна совершались Царские Часы, называемые так из-за того, что на них было положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам.

Подготавливаются же к достойному празднованию Рождества Христова верующие сорокадневным рождественским постом - Филиппов. В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами. Блюд насчитывалось 13, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов. В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.

Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. У католиков обряд начинался с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения. У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным. Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.

За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).

Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза - Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требовани-ям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспи-тательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство трад-ций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение. Подарки тут же разворачивались, радость и благодарность хозяйке и друг другу переполняли сердца всех.

Колодки, Колядки, Калитки - маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.

Состав: для теста: 1 стакан пшеничной муки, 1 стакан ржаной муки, 0,25 стакана воды, 0,25 стакана молока, 0,25 стакана простокваши или кефира, 0,25 стакана сметаны, растительное масло, соль; для начинок: 7-8 картофелины, 2-3 ст. ложки растительного масла, соль; 500 гр. свежих грибов или 100 гр. сушеных, 1-2 ст. ложки растительного масла, 1 луковица, зелень укропа или петрушки, соль; 500 гр. творога, 1-2 ст. ложки сахара.

Тесто: Смешайте муку, воду, молоко, простоквашу и сметану, немного посолите и вымесите тесто. Накройте салфеткой и дайте отстояться 20 минут.

— светлый и радостный праздник. Но встречаем ли мы Рождество как полагается? Что такое Сочельник (канун Рождества), как его отмечают и какие существуют предрождественские христианские традиции, расскажем в этой статье.

До первой звезды нельзя…

Прежде всего, следует знать, что правильное название кануна Рождества (навечерия) не «Сочельник», а «Сочевник» . Сочиво (кутья) — главное ритуальное блюдо рождественского стола. Ознаменован Сочельник — вечер 6 января (24 декабря по старому стилю) особой праздничной атмосферой, когда за общим столом собираются все члены семьи.

Весь день накануне Рождества верующие держат строгий пост . Лишь когда на небе взойдет первая звезда, возвещая рождение Иисуса Христа, христиане поздравляют друг друга с Рождеством и приступают к праздничной трапезе. За стол садятся по возвращению с рождественской службы. Те же, кто не был на церковной службе, узнают о восхождении первой звезды от детей, которые в это время играют на улице. Либо сами выходят из дома, чтобы увидеть появление Рождественской Звезды. Если же погода пасмурная и звёзд не видно, трапезу в Сочельник начинают как только стемнеет.

Рождественское меню в Сочельник

Для рождественского стола готовят двенадцать блюд , по числу верных апостолов Христа, а также кладут на стол пучок сена, символизирующий ясли, где родился Иисус.

В православный Сочельник едят исключительно постную пищу . Никаких яиц, мяса, сала и других животных жиров, в том числе, молочных продуктов, сливочного масла. Алкоголь тоже строго запрещен. На рождественском столе должны быть: сочиво (кутья) как символ рождения и смерти Сына Человеческого, запеченая или вареная рыба — ещё один известный символ христианства, любые овощи и фрукты. Традиционный напиток — взвар из сухофруктов.

Не надо отчаиваться, существует огромное количество рецептов вкуснейших постных блюд, которые можно приготовить из этих продуктов. Не забывайте, ведь есть растительные масла, да и кутью необязательно варить из пшеницы, можно и из риса.

Сочиво (кутья) имеет множество вариантов приготовления, например, в нее можно, кроме изюма, положить цукаты, орехи, мак, и даже мелко нарезанный разноцветный мармелад.

Взвар — это своебразный компот из сушеных яблок, груш, слив и вишни. Наши предки готовили взвары на меду, т.к. сахар был баснословного дорогим продуктом. Взвар иногда заменяли ягодным киселем.

Наши бабушки готовили даже постное молоко, чтобы «сдобрить» кутью! Вот вам рецепт: 200-300гр любых орехов измельчить в муку, постепенно добавляя воду (3 стакана кипяченой воды), процедить через марлю, хорошенько отжать. Полученную жидкость можно подсластить по вкусу, получается просто и необычно.

Настали Святки — то-то радость!

Рождественский Сочельник — праздник чисто религиозный. Он скромный и тихий, проходящий за столом в благовоспитанной беседе. Заканчивается трапеза довольно-таки быстро. Люди семейные, старики, малые дети остаются дома, а молодёжь отправляется колядовать . Парни и девушки наряжаются и ходят по домам, распевая колядки — обрядовые песни, славящие Рождество Христово. Взамен они просят у хозяев дома угощения или денег, чтобы пожелания счастья непременно сбылись.

А с рассветом в каждом доме накрывается совершенно другой рождественский стол — изобилующий скоромной мясо-молочной пищей. Строгий рождественский пост окончен и теперь можно побаловать себя разносолами. В праздник Рождества Христова встречают гостей и сами ходят в гости, дарятся рождественские подарки, звучат и пожелания счастья. Так начинаются 12-дневные праздничные гуляния — Святки , завершающиеся праздником .









2024 © rukaraoke.ru.