Что говорить на курбан байрам. Строго по Корану: главные традиции Курбан-байрама


Курбан (жертвоприношение) – это одна из характерных черт нашей исламской религии. Оно было предписано Аллахом Тааля как одно из средств приближения к Нему, а также чтобы верующие помнили о беспримерной жертве нашего отца Ибрагима (мир ему). Аллах послал Своему пророку множество испытаний, и он преодолел их с большим терпением. И наконец настало время для последнего – очень серьезного испытания – когда окончательно стало бы ясно, будет ли он до конца послушен повелениям Аллаха, либо последует за желаниями своего сердца. Ибрагиму (мир ему) был дарован ребенок – долгожданный сын – в очень преклонном возрасте, и вот ему было велено принести в жертву этого единственного сына. Как и другим родителям, Ибрагиму (мир ему) хотелось бы видеть своего сына живым и здоровым. Однако, несмотря на его сильную любовь к сыну, ему было повелено пожертвовать своим сыном. Ибрагим (мир ему) ни на мгновение не поколебался в своей решимости подчиниться приказу Аллаха, а не собственным желаниям.

Всевышний Аллах описал в Коране жертву отца и сына в следующих словах:

فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ

فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ

وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ

قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ

إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلَاء الْمُبِينُ

А когда же он [Исмаил] достиг (такого возраста) чтобы (уже) (ходить и) работать вместе с ним [наравне с отцом], он [пророк Ибрахим] сказал (ему) (однажды): «О, сынок мой! Поистине, я вижу во сне (откровение), что закалываю тебя в жертву, и посмотри же, что ты думаешь». Он [Исмаил] сказал (чтобы обрести довольство своего Господа и желая помочь отцу исполнить его обязанность перед Аллахом): «О, отец мой! Делай, что тебе повелено (Аллахом); (и) ты найдёшь меня, если пожелает Аллах, из (числа) терпеливых».

И когда они оба [пророк Ибрахим и его сын Исмаил] предались (Аллаху) и (тогда Ибрахим) уложил его [своего сына] лбом (на землю, чтобы принести его в жертву), и (в этот момент) Мы воззвали [обратились] к нему (в тот трудный для него момент, когда он уже прикоснулся ножом к шее своего сына): «О, Ибрахим, (остановись)! 105. Ты уже (выполнил то, что тебе было повелено) и (уже в действительности) увидел истинность сна». (И Аллах Всевышний дал ему барана, которого он и принёс в жертву Аллаху.) Поистине, Мы так вознаграждаем искренне добродетельным!

Поистине, это [принесение в жертву собственного сына] – явное испытание. (37:102-106)

Истинный смысл курбана

Каждый год тысячи животных приносятся в жертву в праздничные дни Ид аль-Адха. И мы должны спросить себя: «В чем истинный смысл курбана, чему нас должно научить это действие?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описывал курбан как часть шариата нашего отца Ибрагима (мир ему) (Тирмизи, 883) и его сунну (Маджма аз-Заваид, 5593). Ибрагиму (мир ему) было велено принести в жертву своего юного сына Исмаила (мир ему). Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрагима (мир ему) – когда встает выбор между нашими желаниями и повелением Аллаха, следует принести в жертву свои страсти и прихоти. Так же, как Ибрагим (мир ему) повиновался Аллаху в каждый момент своей жизни, и ему не приходило в голову ослушаться Его повелений даже ни на мгновение, так и мы должны повиноваться каждому приказу Аллаха, — касается ли это прав Аллаха или прав Его творений.

Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха

«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).

Существуют особые награды, которые обещаны за действия, совершаемые в особые дни. Жертвоприношение в день Курбана – это одно из таких действий. Это самое любимое для Аллаха деяние в этот день и поэтому наиболее вознаграждаемое. Так что курбан следует совершать с радостным сердцем (а не считать тягостью), поскольку в нем содержится только благо и добро.

Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана

За совершение курбана каждому верующему обещана большая награда (как передается в хадисах), но за пренебрежение этим действием (для тех, кому оно обязательно) также существуют серьезные предупреждения. Если курбан обязателен для человека, но он пренебрегает его совершением, он становится грешником перед Аллахом Тааля.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).

Суннаты и адабы курбана

1.В день Ид аль-Адха самое лучшее и любимое для Аллаха деяние – это пролитие крови жертвенного животного (Тирмизи, 1494).

2.Перед принесением жертвы, равно как и во время принесения жертвы, нельзя плохо обращаться с животным, причинять ему боль – наоборот, нужно делать это максимально безболезненно для животного (Муслим, 1955).

3. Если у человек есть (лишние) средства, будет желательным (мустахаб) совершить курбан ради Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), его сподвижников и праведников нашей уммы (Тирмизи, 1495).

4. Человеку следует поспешить с исполнением обязательного курбана. За совершение курбана в первый день обещано больше награды, чем за курбан во второй день, а за совершение курбана во второй – больше, чем в третий день праздника (Тирмизи, 1521).

5. Считается Сунной не есть ничего утром праздничного дня. Желательно, чтобы первой пищей, которую человек съест в этот день, было мясо его жертвенного животного (Ибн Маджа, 1756).

6. Не дозволяется держать пост в 10-ый, 11-ый, 12-ый и 13-й дни месяца зуль-хиджжа (Муснад Ахмад, 20722).

7. Для жертвоприношения следует выбирать самое лучшее животное – какое только вы можете позволить по своим средствам. Самое здоровое и красивое животное принесет тому, кто его пожертвовал, бОльшую награду в Судный день (Ибн Маджа, 3122).

8. По возможности желательно самому вырастить/откормить животное для жертвоприношения (Бухари, 5553).

9. Если человек умеет это делать, считается Сунной самому принести свое животное в жертву. Если такой возможности нет, желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении своего животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1662).

10. Женщина также может сама забить собственное животное (если при этом нет опасности смешения полов).

11. Нельзя забивать одно животное на виду у другого.

12. Следует использовать острый нож для забоя. Не причиняйте животному лишней боли, используя тупой нож во время забоя (Ибн Маджа, 3172).

13. Не точите нож на виду у животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 3422).

14. Следует привести животное на место убоя без насилия, не следует тащить животное силой (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1664).

15. Следует уложить животное на левый бок, повернув его в сторону кыблы (Базлюль-маджхуд, т.4, с. 70) (Тирмизи, 1494).

16. Не следует снимать с животного шкуру, пока оно совершенно не остынет, и в его теле не останется признаков жизни (Шами, т.6, с. 296).

17. Человеку, который забивает животное, нужно держать нож в правой руке и делать это как можно быстрее.

18. Во время забоя следует произнести следующие слова:

Бисмиллях, Аллаху акбар!

19. Если произнесение имени Аллаха будет упущено намеренно, мясо такого животного становится запретным (харам).

20 .Перед забоем считается Сунной произнести следующее дуа:

«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»

Поистине, мой намаз, мой курбан, моя жизнь и моя смерть – ради Аллаха Тааля, Господа миров, у Которого нет сотоварища (Абу Дауд, 2797).

21. Желательно поесть мяса забитого животного и угостить других. Однако, дозволяется полностью раздать мясо курбана нуждающимся. Самым лучшим будет разделить его мясо на три части: первую употребить для нужд своей семьи, вторую – раздать друзьям и родным, и третью – раздать бедным и нуждающимся (Алямгири, т.5, с. 300).

22. Передается в хадисах, что самое лучшее деяние в день Курбана – это пролитие крови. Однако, передается, что еще бОльшей награды заслужит тот человек, который этот день посвятит упрочению уз родства. Так что вместе с обязательностью жертвоприношения нам следует постараться укреплять семейные узы в этот день.

Ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил в день Ид аль-Адха: «Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).

Ответы на вопросы относительно курбана

Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). Что означает слово «курбан»?

Слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.

На какой день в этом году выпадает Курбан-Байрам?

Я слышал о посте перед Курбан-Байрамом, расскажите о нем.

Первая декада – первые 10 дней — месяца Зуль-хиджжа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост. Особенно важно держать пост в день Арафа, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (23 сентября, среда).

Однако, нельзя держать пост в праздник и следующие три дня после него.

В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».

Для кого курбан является обязательным?

Согласно ханафитскому мазхабу, курбан обязателен для здорового (находящегося в здравом уме) и совершеннолетнего мусульманина, который обладает нисабом (минимальным имущественным порогом, обладание которым делает закят обязательным) к моменту наступления дня Ид (Шами, т.6, с. 312, Алямгири, т.1, с.191).

Курбан будет обязательным для мусафира (путника)?

Курбан не обязателен для мусафира (Шами, т.6, с. 313).

Будет ли действителен обязательный (ваджиб) курбан, если он совершается от имени кого-то без его согласия?

Обязательный курбан не будет действительным (Бадаи ас-санаи, т.5, с.67; Шами, т.6, с.315).

Если бедный человек, для кого курбан не является обязательным, приобретет животное, станет ли курбан обязательным для него?

Курбан станет обязательным для него (Шами, т.5, с.478).

Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?

Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху, который совершается в память о жертве Ибрагима (мир ему) и покорности Исмаила (мир ему). Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.

Время совершения курбана

Когда наступает время принесения жертвы?

Время жертвоприношения наступает с момент рассвета 10-го дня зуль-хиджжа и продолжается до окончания 12-го числа месяца зуль-хиджжа (Алямгири, т.5, с.296).

Разрешается совершить курбан до времени праздничной молитвы Ид?

Не разрешается совершать курбан до праздничной молитвы в городах, но разрешается в деревнях и на фермах, где не читается праздничный намаз. Там можно совершить курбан сразу после рассвета (Шами, т.6, с. 318).

А если человек, который живет в городе, приобретет животное на ферме, и его забьют там же до праздничной молитвы, будет ли его курбан действительным?

Его курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 318).

Можно совершать курбан ночью?

Если он будет совершаться в хорошо освещенном месте, где нет опасности заблудиться, курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 320; Алямгири, т.5, с. 296).

Животные для курбана

Каких животных можно приносить в жертву?

Коз, овец, буйволов, коров, быков и верблюдов можно приносить в жертву на курбан. Но кроме этих, никаких других животных нельзя приносить в жертву на курбан. (Алямгири, т.5, с.295).

Сколько человек могут принести в жертву быка, корову, буйвола или верблюда?

Этих животных могут принести в жертву семь человек – то есть, в курбане могут быть до семи частей (участников) (Алямгири, т.5, с. 296).

Барана или козу каждый человек приносит в жертву от себя.

Можно ли принести в жертву кастрированное животное?

Да, это разрешается. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).

Какой возраст должен быть у животных, чтобы курбан был действительным?

Козам и овцам должно быть не меньше года. Однако, если шестимесячная овца будет напоминать (по виду, по размеру) годовалую овцу, курбан будет действительным. Быки, коровы, буйволы должны быть не моложе двух лет. Верблюдам должно быть не меньше пяти лет (Шами, т.6, с.321).

Можно ли принести в жертву беременное животное?

Да, это дозволяется (Алямгири, т.5, с.302).

Что следует сделать с детенышем (которое находилось внутри беременного животного) в таком случае?

Его следует также принести в жертву. Если оно не будет принесено в жертву в течение дней Ид, тогда его следует живым отдать в виде милостыни (Алямгири, т.5, с. 302).

Дефекты жертвенных животных

Животные, предназначенные для курбана, должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:

  1. слепота на один или оба глаза;
  2. слабость и истощение;
  3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (если оно не может жевать пищу);
  4. сломанный (до основания) рог;
  5. хромота (так, что оно не может опираться на больную ногу);
  6. явная болезнь.

Если животное ослабело от голода, оно подходит для курбана?

Если животное достаточно сильное, оно подходит для курбана. Если оно сильно ослабело от голода, его не подходит для жертвоприношения (Шами, т.6, с. 323).

Для курбана было приобретено здоровое животное. Однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?

Такое животное приносить в жертву нельзя (Шами, т.6, с. 325).

Если бедный человек приобрел здоровое животное без дефектов для курбана, однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?

Бедный человек может забить такое животное для курбана (Шами, т.6, с.325).

Можно ли принести в жертву животное с дефектом зрения?

Если у него потеряно более одной трети зрения (слепота на один или оба глаза), его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с. 297).

Если у животного оторваны хвост или ухо, его можно приносить в жертву?

Если более одной трети хвоста или уха животного оторваны или отрезаны, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.297).

Если животное хромает на одну ногу, можно ли его использовать для курба на?

Если оно ходит только на трех ногах, не опираясь на хромую ногу, его нельзя приносить в жертву. Однако, если оно может опираться на хромую ногу, его можно использовать для курбана (Шами, т.6, с.323).

Можно ли приносить в жертву слабое животное?

Если оно очень слабое, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.298).

Можно ли использовать животное, у которого нет зубов?

Если у него нет зубов, так что оно не может жевать, его нельзя использовать. Однако, если оно в состоянии жевать пищу, оно подходит для курбана (Алямгири, т.5, с.298).

Можно ли использовать животное, которое родилось без ушей?

Такое животное использовать нельзя (Шами, т.6, с.324).

Можно ли использовать животное, у которого обломан рог?

Если рог отломан под корень, его нельзя приносить в жертву. Если он сломался не до основания (не под корень), его можно принести в жертву (Алямгири, т.5, с.297).

Мясо и шкура жертвенного животного

Что следует сделать с мясом жертвенного животного?

Его можно употребить для своих нужд, разделить со своей семьей, друзьями и т.д. Но более предпочтительным будет отделить одну треть для неимущих (Алямгири, т.5, с.300).

Что следует сделать со шкурой жертвенного животного?

Человек может использовать ее для своих нужд. Также можно подарить ее или отдать как милостыню (Шами, т.6, с. 327; Алямгири, т.5, с.300; Маджма аз-Заваид, т.4, с.174).

Можно ли продать шкуру животного?

Можно, но деньги нужно раздать в качестве милостыни (Алямгири, т.5, с.301).

Можно ли дать мясо курбана тем, кто помогал снимать шкуру с животного (и потрошить его), в качестве вознаграждения?

Нет, не дозволяется отдавать мясо в качестве вознаграждения тем, кто помогал снимать шкуру с животного и т.д. в качестве вознаграждения (Шами, т.6, с. 328).

Можно ли отдавать мясо курбана немусульманам? Некоторые утверждают, что его можно давать только мусульманам, а некоторые считают, что можно давать и мусульманам, и немусульманам.

Допускается раздавать мясо курбана немусульманам. Раздача мяса курбана не ограничивается одними мусульманами (Муфтий Ибрахим Десаи)

А Аллах знает лучше.

Курбан-байрам издревле символизирует милосердие, единение, заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. По массовости и значимости он не уступает другому важному празднику всех мусульман – . С каждым годом Курбан-байрам отмечают раньше, чем в предыдущем году на 10-11 дней, поскольку летоисчисление мусульман не совпадает с Григорианским календарем. Оно ведется от 16 июля 622 года до н.э. – дня, когда пророк Мухаммед и первые мусульмане переселились из Мекки в Медину.

Этот особенный для всех мусульман день знаменует собой окончание обряда хаджа – паломничества в Мекку как одного из пяти основных заповедей ислама. Считается, что его хотя бы раз в жизни должен совершить каждый уважающий себя мусульманин. Но те мусульмане, у которых пока нет возможности отправиться в масштабное паломничество, исполняют необходимые обряды там, где окажутся в этот день.

Празднование Курбана-байрама традиционно начинается с раннего утра, около 07:00. предшествует полное омовение, после которого мусульманин облачается в чистую одежду. Принимать пищу до молитвы не рекомендуется.

Основным ритуалом праздника и символом верности Аллаху по традиции остается жертвоприношение. Эта традиция известна не только по Корану, но и по Библии. В христианском Священном писании можно найти эпизод, где Авраам говорит о необходимости возложить своего сына Исаака на жертвенный алтарь. В мусульманской культуре главным действующим лицом аналогичного сюжета стал пророк Ибрахим. Во сне он видит архангела Джабриила, и тот передает ему повеление Аллаха: нужно принести в жертву Исмаила, твоего единственного сына (пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын Исмаил). Ни сын, ни отец не стали перечить воле Господа, поскольку были послушными мусульманами. Ибрахим отправляется в долину Мина (ныне Мекка), чтобы подготовиться к обряду. В это время его сын смиренно ожидает своей участи. «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым», – восклицает Исмаил.

Однако как только Ибрахим занес нож над шеей покорного сына, Аллах решил, что нет необходимости в этой кровавой жертве. Он сказал Ибрахиму, что тот успешно прошел испытание. «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего», – сказал Аллах. Первенец пророка чудом остался жив. Вместо сына Аллах велел пророку зарезать барашка и тем самым дал понять, что человеческие жертвы не нужны. Заклания животного вполне достаточно.

В наше время барана в качестве объекта жертвоприношения могут заменять верблюд, корова (бык), буйвол, коза (козел). Считается, что человеку, совершающему жертвоприношение, с первой капли крови прощаются все грехи. Обряд предполагает множество тонкостей. Например, если мусульманин выбрал козу или овцу, то приносить их в жертву он должен один, а если он выбрал верблюда или корову, то обряд может совершить только группа из семи человек. Во-вторых, животное должно подходить по возрасту. Так, коза и овца (баран) должны быть не старше года, буйвол и корова (бык) – двух лет, а верблюда разрешается приносить в жертву до пяти лет от роду. В-третьих, животное должно быть здоровым, без серьезных заболеваний, чтобы мясо было качественное. В-четвертых, для заклания лучше всего выбрать животное с белой шерстью, чем с черной, поскольку пророк Мухаммед над двумя белыми баранами. Жертву перед закланием обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.

Считается, что совершить жертвоприношение мусульмане могут в течение трех праздничных дней. После заклания барана из его мяса готовят блюда для праздничного застолья. Причем мясо обычно делят на три части. Одну часть раздают бедным и малоимущим людям, второй угощают родственников, а третья остается в доме хозяина животного, который совершил заклание. Коран категорически запрещает отдавать мясо и шкуры животных кому-либо за деньги, а также расплачиваться ими.

В дни Курбан-байрама мусульманам полагается не работать, навещать родных и близких (в том числе усопших на кладбище), давать милостыню, обмениваться поздравлениями. Трудовых мигрантов, которые проживают в России, в этот день освобождают от работы. Любые добрые дела каждый мусульманский верующий должен сопровождать молитвой-благодарностью и просьбами к Всевышнему о прощении грехов.

Курбан-байрам или Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‎‎‎ - праздник жертвоприношения) в исламе — это день радости, благодарения, поклонения, братства, солидарности и нравственности. Мусульманин должен воспользоваться этим днем, чтобы быть ближе к Всевышнему Аллаху.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Каждый народ имеет свой праздник, и это — ваш праздник».

Здесь он сослался на то, что эти два праздника (Ид аль-Фитрр и Ид аль-Адха) предназначены исключительно для мусульман.

У мусульман нет больше праздников кроме этих двух. Анас (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел в Медину, люди Медины праздновали два праздника. В эти два дня у них были карнавалы и фестивали. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил ансаров (мусульман Медины) об этом. Они ответили, что до ислама у них были карнавалы в эти два радостных дня. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Вместо этих двух дней, Аллах назначил два других дня, которые лучше, дни Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха» (Абу Дауд).

Эти два праздника являются одними из знамений Аллаха, к которым мы должны проявить внимание и понять их цели. Ниже мы подробно рассмотрим правила и этикет праздника Курбан-байрам (Ид аль-Адха).

Правила Курбан-байрама

  1. Пост. Поститься в этот день — харам. Согласно хадису Абу Саид аль-Худри (да будет Аллах доволен им Аллах), в котором сообщено, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься в день Фитр и в день Адха (Муслим).
  2. Праздничная молитва. Некоторые ученые говорят, что праздничная молитва является ваджиб (должное, но не с такими вескими доказательствами, как у фард). Это по мнению ученых ханафитского мазхаба и шейха аль-Ислам ибн Теймии. Некоторые ученые говорят, что праздничная молитва — это фард Кифайа (обязательный для мусульманской общины). Этого мнения придерживаются Ханбалиты. Третья группа придерживается мнения, что молитва Ид аль-Адха — это сунна муаккада (действия, которые Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) выполнял постоянно и пропускал очень редко). Это мнения разделяют маликиты и Шафииты.
  3. Дополнительные молитвы. Нет дополнительных молитв, которые проводятся перед или после праздничной молитвы. Ибн Аббас сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), молился в день Ид аль-Адха в два ракята без дополнительных молитв перед и после. Это в случае, если молитва возносится на открытом пространстве. Однако, если люди совершают праздичную молитву в мечети, то они должны молиться два ракята молитвы Тахиятуль-масджид (после входа в мечеть).
  4. Участие женщин в праздничной молитве. В соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) каждому настоятельно рекомендуется принимать участие в праздничной молитве и состязаться друг с другом в благочестии и богобоязненности. Женщина в момент месячных не должна оставлять поминания Аллаха или места собраний с целью поиска знаний и поминания Аллаха — кроме мечетей. Женщины, безусловно, не должны выходить на улицу без хиджаба.

Этикет Курбан-байрам

  1. Гусль (полное омовение). Считается правильным принять ванну в день Ид аль-Адха, прежде чем отправиться на молитву. Было сообщено, что Саид ибн Джубайр сказал: «Три вещи являются сунной в день Ид: отправиться в место совершения праздничной молитвы, принять ванну и поесть перед выходом (если это Ид аль-Фитр)».
  2. Еда перед выходом на молитву . В отличии от праздника Ид аль-Фитр в который рекомендуется принять нечетное количество фиников перед выходом на молитву, в Курбан-байрам рекомендуется не есть до окончания праздничной молитвы, когда можно употребить мясо жертвенного животного.
  3. Такбир в день Ид аль-Фитр . Это является одной из самых больших сунн в этот день. Аль- Даракутни и другие сообщили, что когда Ибн Умар выходил на Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха, он усердно читал такбир, пока не достигал места молитвы и продолжал делать такбир, пока не приходил имам.
  4. Поздравления с праздником . Люди могут обмениваться поздравлениями и добрыми пожеланиями на Ид, в любой словесной форме. Например, они могут сказать друг другу «Такаббал Аллаху минна уа минкум» (Да примет Аллах от Вас и от нас), «Ид мубарак» (Счастливого праздника). Джубайр ибн Нуфайр сказал: «Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда люди встречали друг друга в день Ид, они говорили: «Такаббал Аллаху минна уа минкум» (Передано Ибн Хаджаром)
  5. Одевание своей лучшей одежды в день Ид . Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «У пророка (мир ему и благословение Аллаха) был джубба (плащ), который он носил на Ид и по пятницам». Аль- Байхаки сообщил, что Ибн Умар носил его лучшие одежды на Ид, таким образом, мужчины должны носить свою лучшую одежду, когда они выходят на Ид.
  6. Изменение маршрута по возвращении с праздничной молитвы . Джабир ибн Абдулла (да будет Аллах доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял свой маршрут по возвращению в день Ид с праздничной молитвы. (Аль -Бухари).

Праздник жертвоприношения посвящен окончанию хаджа – паломничества в Мекку

1 сентября 2017 года мусульмане отметят один из главных исламских праздников Курбан-байрам (арабское название – Ид аль-Адха) или праздник жертвоприношения, посвященный окончанию хаджа – паломничества в Мекку.

Ежегодно праздник Курбан Байрам отмечается на семидесятый день после праздника Ураза-Байрам, то есть на десятый день исламского месяца зуль-хиджа. Таким образом в 2017 году этот праздник выпадает на 1 сентября.

Праздник жертвоприношения восходит к истории испытания пророка Ибрахима жертвоприношением в честь Аллаха. Как рассказывается в Коране, к Ибрахиму явился Джабаил, ангел, и передал от Аллаха повеление принести в жертву сына (первое слово Аллаха). Будучи набожным, Ибрахим покорился повелению Всевышнего и стал готовиться к приношению в жертву своего сын Исмаила. Исмаил, узнав о своей участи, также не стал противиться, поскольку был послушен и отцу, и Богу. Однако в последний момент, когда жертвенный кинжал уже был занесен, Аллах сделал так, что сын Ибрахима не был заколот. Впоследствии вместо него на заклание был отправлен баран. Ибрахим же был благословлен, поскольку вера его прошла испытание.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется.

В этот праздник мусульмане совершают омовение и наряжаются в праздничные одежды, особенно важно, чтобы наряды были светлых тонов. Поэтому не нужно одевать темные вещи.

По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

В этот мусульманский праздник считается обязательным принести в жертву Аллаху молодого барашка, корову или верблюда возрастом до года, без внешних недостатков и не имеющих потомства. Жертву разделяют на три части: первую хозяин дома оставляет себе, вторую жертвует общине, а третью раздает беднякам на улице. Если после пиршества часть жертвенного животного не было съедена, то уже на следующий день употреблять ее в пищу нельзя. Шкуры убитых животных отдаются храму.

Напомним, что в мусульманских странах Курбан-байрам является праздничным днем, а в некоторых странах Курбан-байрам празднуют три дня.

Н азвание одного из главных исламских торжеств - Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.) - дословно переводится как «праздник жертвы». Он отмечается мусульманами всего мира через 70 дней после завершения священного месяца Рамадан .

В течение полутора месяцев до наступления Курбан-байрама у мусульман принято совершать хадж - паломничество к святым местам в Мекке. Непростой, полный лишений путь помогает поднять уровень религиозного и нравственного развития. Согласно столпам ислама, совершить хадж хотя бы раз в жизни должен каждый правоверный. Курбан-байрам выступает апогеем паломничества и провозглашает милосердие, доброту и любовь к людям.

Праздник отмечается в честь пророка Ибрахима. Как гласит Коран, во сне к нему явился ангел Джабраил и повелел по воле Аллаха принести в жертву своего сына Исмаила. Готовясь к обряду, Ибрахим отправился в долину Мина, к месту расположения Мекки. Исмаил последовал за отцом, повинуясь воле родителя и Всевышнего. Во время жертвоприношения ангел Джабраил дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. За преданность и душевную чистоту Ибрахима Аллах даровал Исмаилу жизнь.

Мусульмане во время исламского праздника Курбан-байрам у Соборной мечети в Санкт-Петербурге. Фотография: ИТАР–ТАСС / Интерпресс / А. Николаев

Мусульманин во время исламского праздника Курбан-байрам у Соборной мечети. Фотография: ИТАР–ТАСС / З. Джавахадзе

Мусульмане во время исламского праздника Курбан-байрам у мечети на Фурмановской улице в Ростове-на-Дону. Фотография: ИТАР–ТАСС / В. Матыцин

«Аллах, узнав искренность Ибрахима и его сына через это испытание, воззвал к нему как к другу: «О Ибрахим! Ты оправдал Наше внушение и не колебался в выполнении Нашего повеления. Этого с тебя достаточно. Мы Свое испытание облегчим награждением за твое добродеяние. Так Мы награждаем добродеющих! Испытание, которому Мы подвергли Ибрахима и его сына, - испытание, которое выявило их настоящую веру в Господа обитателей миров. Мы выкупили его сына великой жертвой, чтобы он жил по повелению Аллаха Всевышнего».

Из хадисов пророка Мухаммада

К празднованию мусульмане готовятся заранее и в течение 10 дней соблюдают пост.

Ночь накануне Курбан-байрама правоверным желательно провести, читая намаз. Считается, что в это время Всевышний отвечает на просьбы своих рабов. Посланник Аллаха сказал: «Кто бы ни был, бодрствовавший в ночь разговения и ночь Курбана в служении Всевышнему - не постигнет сердце его печаль, когда печаль постигнет других».

Праздновать Курбан-байрам начинают с раннего утра. Совершив полное омовение и надев опрятную одежду, мусульмане коллективно молятся в мечети. В святилище читают Коран, слушают проповедь имама, в которой объясняется значение и происхождение обряда жертвоприношения.

После жертвоприношения одну треть следует оставить себе, вторую треть раздать в качестве милостыни, а оставшуюся часть использовать для праздничной трапезы в семье. Поскольку жертва совершается во имя Аллаха, она должна принести пользу нищенствующим и вознаграждение жертвователям в будущей жизни. Ритуальное угощение малоимущих - садака, худойи - защищает дарующих от всевозможных несчастий и болезней.

Блюда мусульманской кухни

Мусульманская семья во время праздничного застолья. Фотография: ИТАР–ТАСС / В. Александров

Традиционное блюдо праздника Курбан-байрам

Празднование Курбан-байрама длится три-четыре дня и считается желательным и благословенным временем для визитов к родственникам и друзьям, которым принято дарить подарки.

Издревле мусульмане славятся гостеприимством и радушием. Каждый истинно верующий в эти дни старается собрать под крышей своего дома как можно больше гостей, от души попотчевать и порадовать людей. Из мяса жертвенного барашка принято готовить традиционные для этого праздника блюда, причем чем больше удастся приготовить кушаний - тем лучше.

В первый день хозяйки подают на стол блюда из печени и сердца. Во второй день начинают угощение с супов, сваренных на бараньих головах и ножках. На второе - жаркое, дополненное гарниром из риса или овощей. В третий и четвертый день готовят жареные бараньи ребрышки и традиционные манты, шашлык, лагман, плов, бешбармак. Ни одно застолье не обходится без всеми любимых сладостей и десертов - пирогов, лепешек и блюд из миндаля и изюма.

Курбан-байрам в России - официальный праздничный день в республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан и в Чеченской Республике.

В этом году праздник запомнится мусульманам долгожданным событием: открытием главной святыни Москвы - Соборной мечети на проспекте Мира. Это здание появилось здесь еще в 1904 году. Ему чудом удалось уцелеть в годы советской власти. Уже около 10 лет в мечети находится Совет муфтиев и располагается резиденция муфтия Гайнутдина.

После реконструкции здание обрело шесть этажей, а площадь мечети увеличилась в 20 раз. Проектировщики обновленного строения совместили каноническое убранство мечети с современными технологиями. Работы совершались за счет благотворительных взносов и добровольных пожертвований.

«Курбан-байрам - это день, когда жертвоприношение становится благом для всех имущих и неимущих. Он напоминает нам, что традиции ислама, как и других мировых религий, основаны на вечных ценностях справедливости, добра, милосердия и заботы о ближнем, независимо от его национальности и вероисповедания. Поистине это праздник сближения семей, наций и общины в целом, что особенно важно сегодня, когда в обществе становится все больше проявлений экстремизма, попыток извратить суть ислама, использовать его в корыстных целях.
В своей знаменитой проповеди, произнесенной во время «Прощального хаджа», ставшей завещанием потомкам, пророк Мухаммад сказал: «Превосходство лишь в благочестии и добрых поступках».

Сайгидгусейн Магомедов, учредитель Первого благотворительного фонда









2024 © rukaraoke.ru.