Дети стремятся к самостоятельности. О стремлении детей к самостоятельности. Общение дошкольников со взрослыми
Непростая задача вырастить здорового и счастливого ребенка стоит перед всеми родителями, и в этом деле очень важно дошкольное воспитание детей. В этом возрасте дети, подобно губкам, впитывают знания и умения, а родители должны задать им нужное и правильное направление в жизни. Воспитание ребенка дошкольного возраста можно сравнить с заделкой фундамента. Именно с этого начинается дальнейшее развитие личности ребенка, поэтому очень важно начинать подготавливать его к будущей жизни психологически и умственно как можно раньше, знакомя его с навыками общения, правилами поведениями и другими важными жизненными аспектами.
Воспитания ребенка дошкольного возраста: от 3 до 6 лет
Принято считать, что дошкольный возраст начинается в 3 года, с наступлением кризиса трех лет. Это один из самых ярких кризисных периодов в жизни человека. Для него характерны всплески повышенной самостоятельности, когда психологически у ребенка развивается потребность все делать самому, а физические возможности еще этого не позволяют. В этом время повышаются и требования к ребенку со стороны взрослых. Чтобы благополучно разрешить этот кризис, взрослым нужно раскрыть перед ребенком больше новых видов деятельности, в которых ему будет представлена свобода самовыражения, и таким образом, он сможет проявить инициативу и самостоятельность.
В возрасте от 4 до 6 лет наступает относительно спокойный период: дети послушны, хорошо едят и спят, им не нужна постоянная опека. Главная особенность ребенка в этом возрасте – чрезвычайное любопытство и стремление к познанию мира. Это время бесчисленных вопросов, которые дети задают родителям. Для гармоничного умственного воспитания ребенка дошкольного возраста родителям нужно набраться терпения и отвечать на все вопросы, поощряя его познавательный интерес, что, в свою очередь, поможет при дальнейшей подготовке малыша к школе.
В данном возрасте важно также трудовое воспитание ребенка дошкольника, которое заключается в приобщении к самообслуживанию и труду. Дети стараются все делать сами, и пусть это получается еще неловко, взрослые не должны подавлять эти стремления. Разумеется, мама быстрее и лучше оденет, причешет и накормит малыша, но очень важно проявлять терпение и создавать условия для проявления ребенком самостоятельности. Когда у него получится справиться с непослушными застежками, шнурками и столовыми приборами, он искренне обрадуется, и будет стараться в следующий раз сделать еще лучше. Задача родителей – подбодрить и похвалить.
Кроме того, с 3 лет дошкольника нужно приобщать к домашним делам. Дети в этом возрасте с радостью помогают взрослым поливать цветы, протирать пыль, мыть посуду, стирать вещи и т.п. Родителям нужно поощрять малышей, давая им посильные задания.
Особенности воспитания ребенка в 6 лет
Когда ребенок достиг 6 лет, его развитие и воспитание подразумевает наличие у родителей огромного терпения и умения договариваться. Дети в этом возрасте имеют круг общения со сверстниками, который может оказаться не слишком доброжелательным, поэтому родителям нужно подготовить ребенка к возникновению ссор, конфликтов и трений.
Кроме того, в 6-летнем возрасте воспитание ребенка дошкольника должно включать специальные обучающие программы, которые помогут подготовить его к школе. Хорошо, если ребенок проявляет желание учиться, ему хочется узнавать новое, он с радостью в игре изображает школьника. Родителям нужно всячески поддерживать ребенка в этом стремлении.
В современной педагогике существуют различные методики и программы воспитания ребенка дошкольника. Каждый детский сад самостоятельно выбирает развивающую программу, по которой работает 5 лет. Любая программа имеет свои плюсы и минусы, обычно в каждой из них сделан упор на определенное направление: развитие речи, математику, художественно-эстетическое воспитание или другое.
Детские психологи сходятся на том, что оптимальный вариант воспитания ребенка дошкольного возраста предполагает индивидуальный подход. Разумеется, родителям стоит ознакомиться с различными программами воспитания ребенка дошкольника и выбрать для своего малыша лучшее. Можно делать тематические недели. Например, одну неделю посвятите диким животным: расскажите о них ребенку, посмотрите картинки с их изображениями, нарисуйте, раскрасьте, слепите их фигурки, почитайте стихи и сказки, спойте песни о них, а в завершение подберите подвижные игры по этой тематике. Так ребенок легко и с удовольствием запомнит информацию.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Известно, что моральные основы человеческой личности закладываются в раннем детстве, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста нельзя откладывать. Именно в этом возрасте ребенок активно усваивает нравственные нормы поведения. Все детские психологи единодушно сходятся во мнении, что наиболее действенным способом привить ребенку морально-этические нормы является подражание. Дети копируют мам и пап во всем: внешнем виде, поведении и эталонах оценки окружающих, поэтому они должен видеть вокруг себя доброту, нежность, щедрость и другие положительные нравственные качества. Важно хвалить и поощрять малыша, когда он их проявляет, чтобы они продолжали развиваться в его характере. Кроме того, процесс воспитания ребенка дошкольного возраста должен научить его ставить себя на место другого человека.
При этом родителям нужно помнить, что воспитание детей должно всегда сочетаться с уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность не должна вымещать любовь. Нужно учитывать индивидуальные черты характера ребенка, его возможности и особенности. Формирование основ нравственного поведения малыша не должно подавлять его инициативу и нивелировать индивидуальность.
Галина Яковлева
Консультация «Детская инициатива»
Приоритетная сфера инициативы в младшем дошкольном возрасте это в продуктивная деятельность. Младшая группа. В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем. Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим : как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить. Младшие дошкольники - это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах : в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
Для этого воспитатель в детском саду должен :
Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка
Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей
Всемирно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу
Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей
Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости
В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе
Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности
Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям : выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность.
Приоритетная сфера инициативы в среднем дошкольном возрасте – это познание окружающего мира. Средняя группа Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю : «Почему?» , «Зачем?» , «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой -укрепляет доверие дошкольников к взрослому. В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные занятия в организованных в группе центрах активности. Это - центры игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в свободной детской деятельности воспитатель создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу , активность, совместно найти правильное решение проблемы. По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает. У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы : чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам : «Помоги другу» , «Поделись с другими» , «Нашим животным с нами хорошо» , «Мы - помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь. Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей -в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада . Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр -примерно 1 раз в 2 месяца) . Около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность ребятам, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше. В средней группе активно развивается детская самостоятельность . Постепенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, учить находить и исправлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, модели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу , активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Для поддержки инициативы воспитатель должен :
Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду
Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться
Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку
Создать в группе возможность, использую мебель и ткани, строить «дома» , укрытия для игр
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы
Недопустимо диктовать детям, как и во что должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий : дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие, сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог, характер исполнения роли также определяется детьми
Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения
Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая их мнения взрослых
Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
Ребенок – исследователь: как развивать и поддерживать в ребенке стремление познавать мир в игре»
У специалистов есть термин познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта, исследованию мира. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.
Как развить у ребенка желание и умение познавать мир?
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно через игру ребенок и познает мир. Игра позволяет ему проявлять свою любознательность, и вовлекает в активное освоение окружающего мира.
Игры детей характеризуются следующими особенностями:
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности.
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
Как развивать и поддерживать в ребенке стремление познавать мир в игре?
Прежде всего надо создать такую обстановку в группе, которая располагала бы детей к играм. Подобрать игрушки, имитирующие реальные предметы: мебель, посуду, одежду. Разместить их в удобном и доступном для детей месте (зоне) группы (веранде).
Чтобы удовлетворить активность и интерес детей, взрослому необходимо руководить игрой, воспитывать стремление к узнаванию нового и обогащению духовного мира маленького непоседы. Если взрослый правильно подойдет к организации игры, то это будет активно способствовать умственному, а также общему развитию ребенка.
Принципы организации игр для поддержания интереса детей к познавательной активности
1. Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.2. Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.3. Игровые задания должны быть понятными и посильными, но в то же время содержать элемент трудности. Ребенку необходимо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели игры.4. В каждой игре необходимо участие взрослого. Он должен следить за объяснением правил игры, показом действий, совместными действиями с ребенком, выполнением заданий, а также предупреждением конфликтных ситуаций и детского травматизма.5. Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.6. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.
Правила организации игры:
- тема игры должна отображать интересы ребенка;- не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;- руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;- взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения; - взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
Помимо всего остального следует помнить, что в познавательной игре должен присутствовать мотив. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблемы им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструкторов и тому подобное. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда помощь требуется их близкому другу, к которому он привязался и полюбил. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным.
Осуществляя взаимодействие с детьми с целью развития познавательных способностей через различные игры, важно придерживаться принципов гуманистической психологии, среди которых особенно существенны следующие:
создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себя, поощрять интересы, развивать творческое начало;
создавать климат взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безоценочности (следует помнить, что критическое высказывание в адрес ребенка подавляет его творческие возможности);
восхищение каждой идеей ребенка, что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, поощрение оригинальных идей, использование ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное, максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям.
В процессе самой игры необходимо, по возможности, представить ребенку, полную, свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок попал в затруднительное положение, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ему, подсказать, поставить какой-нибудь интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда и поиграть с ним.
Игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Таким образом, познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.
Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности (рис.
Рис. 7.1. Начальные этапы развития самостоятельности ребенка
Особенности осознания ребенком своего «Я» можно представить в виде схемы (рис. 7.2).
Осознание ребенком себя как «Я» может быть:
Рис. 7.2. Особенности осознания ребенком своего «Я»
Осознавая себя, ребенок сравнивает себя со взрослым:
¦он хочет быть таким, как взрослый;
¦он хочет выполнять такие же действия, как взрослый;
¦он хочет быть независимым и самостоятельным.
В определенный момент у ребенка является противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так возникает кризис 3 лет (табл. 7.1). Взрослый может сталкиваться с большими трудностями в общении с ребенком, с его упрямством и негативизмом.
Таблица 7.1
Кризис 3 лет
Симптомы | Основные характеристики |
1. Негативизм ярко выражен | Проявляется чаще: В отношении не к предметной ситуации, а к человеку; Не просто в желании выполнять какое-то указание взрослого, а делать наоборот; Ребенок поступает наперекор и собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям |
2. Упрямство как немотивированная настойчивость | Ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Например, он отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение |
3. Строптивость | Постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый, капризы по любому поводу. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше. Например, он проявляет нежелание идти с мамой за руку |
Симптомы | Основные характеристики |
4. Своеволие | Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность |
5. Бунт против окружающих | Проявляется реже в следующих формах: Постоянные ссоры с людьми; Очень агрессивное поведение |
6. Обесценивание ребенком личности близких | Ребенок называет близких бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Кроме того, он резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними |
Деспотичное подавление окружающих | Ребенок убежден, что все должны удовлетворять его желания, ведет себя как маленький тиран. В противном случае устраивает истерики, пытается задействовать слезы. При этом: Появляется ревность, даже агрессия к младшим детям; Ребенок требует постоянного внимания к себе |
Ситуация. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», - и выжидательно посмотрела на бабушку.
2Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?
Решение. Здесь проявился негативизм ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация - порождение кризиса 3 лет.
Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка:
¦отношение к предметному миру;
¦отношение к другим людям;
¦отношение к себе.
Ребенок все больше стремится к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых, обижается на самые невинные замечания. У малыша отмечается обостренная чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости, застенчивости, смущении.
Например, Игорь не смог выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно.
Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший успех может вызвать бурную радость, хвастовство.
Например, Коля (2 года 8 месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом, помог Мише и Ване. Воспитательница сказала, что я хороший». В действительности ничего подобного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую постройку.
Протекание кризиса 3 лет зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку.
Сохранение существующего (принятого) общения ведет:
¦к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство);
¦к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста.
Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность,
уравновешенность и др.) ведет:
¦к предоставлению максимально возможной самостоятельности;
¦к смягчению проявления негативизма.
Помните! Притязания детей намного превосходят их реальные возможности.
Стремясь быть таким, как взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально!
Удовлетворение потребностей ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью.
При правильно выстроенных взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости проходит смягченно и сокращается.
Кризис 3 лет - явление субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему взрослых.