Дымковская глиняная игрушка. История



Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.

Дымковская игрушка краткое сообщение расскажет Вам много полезной информации об одном из старейших народных русских промыслов. Информация о дымковской игрушке может быть дополнена интересными фактами.

Дымковская игрушка: сообщение

Дымковская игрушка: история создания

Данный народный промысел родом из Дымковской слободы, современная территория города Кирова. С созданием этой игрушки связана одна интересная легенда. Много веков назад к стенам города подошло два дружественных войска. На улице была уже ночь и ничего не видно. Они решили, что перед ними стоит враг и начался страшный бой. В сражении много воинов погибло. После такого трагического события было решено править каждый год по весне тризну. С годами о происшествии было забыто и вместо тризны появились «свистопляски» — народные гуляния. Женщины занимались лепкой различных шариков и фигурок из глины, которые красочно расписывали. На гуляньях весело свистели этими фигурками, а шариками, внутри которых были горошины, кидались друг в друга, создавая дополнительный шум. Так гулянья превратились в традицию по лепке керамических изделий, игрушек с особенными росписями, ставшими настоящей визитной карточкой Кирова. Кроме того, в пределах Дымковской слободы находились залежи глины, что также сыграло свою роль.

Дымковская игрушка: особенности и процесс изготовления

Дымковская игрушка от других отличается статуэток и фигурок отличается тем, что она может трещать, свистеть, грохотать, то есть создавать шум.Ее первоначальное предназначение – разогнать злых духов, которые шум таки не любят. Сегодня разгоном злых сил не занимаются, однако дымковская игрушка заняла прочное место в ремесленном промысле России, оставив при себе прежний способ изготовления и росписи.

Процесс создания состоит из нескольких этапов:

  • Лепка

Лепка полностью ручная. Поэтому среди огромного количества дымковских игрушек вы не найдете двух одинаковых. Каждая из них уникальна по-своему. Для поделки используют ярко-красную глину вперемешку с речным песком. Каждая часть создается отдельно, потом скрепляется между собой красной жидкой глиной. Стыки для плавного перехода затирают мокрой тканью. В лепке дымковской игрушки составляет туловище. Вначале скатывают шарик, а после из него вытягивают нужную форму. Аналогично делаются и другие детали. В конце игрушку украшают колечками, колбасками, шариками, канавками. Особенность изделия в том, что все они к низу расширяются (дамы в пышных платьях, мужчины часто на конях, а животные на коротких ножках). Благодаря этому в процессе сушки игрушка выдерживает тяжесть веса и не видоизменяется.

  • Сушка

Длительность сушки изделия зависит от его размеров и климата внутри помещения В среднем процесс занимает ль 3 дней до месяца.

  • Обжиг

Раньше дымковские игрушки обжигались в деревенских печах: их клали на противень и устанавливали на дрова. Как только изделие накалилось, его остужали. Сегодня обжиг проводят в специальных печах, которые значительно экономят время.

  • Побелка

После обжига игрушка стает красно-коричневого цвета. Перед нанесением узора ее выбеливают специальным раствором из скисшего молока и мелового порошка. Когда раствор затвердевает, на поверхности изделия создается ровный слой белого цвета.Благодаря этому можно наносить на поверхность краски, которые сделают игрушку более яркой и привлекательной.

  • Роспись

Рассказ про дымковскую игрушку невозможен без описания технологии росписи. Она отличается сочетанием контрастных и ярких цветов с геометрическими формами. Изначально использовали краски разведенные уксусом, квасом или же растертые на яйце. Наносилось 8 основных цветов палочками, на которых были накручены тряпочки. Для прорисовки бровей и глаз использовались лучинки-палочки.

Сегодня мастера рисуют специальными красками для керамики, гуашью или акрилом, растертым на яйце.Рисунок наносится кистями. Классическая роспись состоит из гладкоокрашенных частей и крупных геометрических узоров. Цвета контрастные, перемежаемые с черным и белым, используются листки сусального золота. Чаще всего для росписи игрушек берут синий, красный, зеленый, малиновый, голубой, оранжевый, черный, изумрудный и коричневый цвета.

Рисунок наносится последовательно: волосы, глаза, брови, головной убор, юбка. Для придания узору дополнительного блеска наклеивают сусальное золото. Узор сочетает в себе цветовые решения и геометрические фигуры: круги, кольца, полоски, змеи.

Интересные факты о дымковской игрушке

  • Несмотря на то, что дымковскому промыслу уже 400 лет, к ХХ веку он пережил упадов. В 1942 году благодаря художнику Алексею Деньшину он получил вторую жизнь, став визитной карточкой Кирова.
  • В СССР дымковскую барыню изображали на автоматах с газировкой.
  • Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.
  • Секрет изготовления игрушек в семье передавался по женской линии.
  • Символ «дымки» — барыня.

Надеемся, что «Дымковская игрушка» доклад помог узнать о народном русском промысле, который возник 400 лет назад. А краткий рассказ о дымковской игрушке для 2 класса Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

«Дымковская игрушка» — одна из старейших игрушек в России, родившееся в Кировской области, в селе Дымково более 400 лет назад. До сих пор мастера игрушек преданы своим традициям.»Дымковская игрушка» для детей очень ценна так как передает традиции предков и экологически безопасна.
Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский, потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу Вятки, напротив города Кирова. В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность, но писаная история дымковских игрушек охватывает лишь немногим более полутора веков. Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. В этот день, с утра, в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, удалые всадники – веселы и задорны. Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, в качестве сувениров их увозят во все страны мира, а у нас дома используют как забавное скульптурное украшение.

Особенности глиняной игрушки из Дымкова

Дымка действительно уникальная игрушка, потому что каждая игрушка неповторима и уникальна в своем роде. У каждого свой узор и орнамент.«Обычно игрушка состоит из нескольких деталей. Красная глина обеспечивает возможность «склеить» все детали вместе без швов.», — говорит Оксана Романова, преподаватель скульптуры и живописи Дымки в Академии керамики Амфоры.

Готовую игрушку оставляют сушиться в течение 5-7 дней, а затем ее помещают в печь и обжигают при температуре 900 градусов Цельсия. Затем применяется отбеливание.Никто точно не знает, когда и кто первым придумал белое покрытии для дымки. Его предшественники — глиняные шарики и свистки — были либо черными (они смоляные), либо красными, цвет глины. Некоторые считают, что отбеливание игрушек началось в начале 19 века, когда фарфор был в моде среди элит.«Крестьяне, видя фарфор в домах своих хозяев, приняли белый фон, который был сделан из порошкообразного мела, который был разбавлен в молоке. Игрушку погружали в смесь и затем давали высохнуть. Когда он высушился, молоко испорялось, позволяя грунтовке прилипать очень хорошо », — объяснила Романова. Люди также были очень изобретательны в приготовлении цветов: с использованием яичного желтка, белка и кваса. Несмотря на ограниченные возможности крестьянина, цветовая гамма была широкой и яркой. Бледные оттенки никогда не используются при изготовлении Дымки, и образцы часто просты. У первых мастеров не было специальных инструментов, а порой у них даже не было кистей.

Изображения на Дымковских игрушках

Дымковские игрушечные мастера были вдохновлены предметами из жизни. «Они вылепляли все, что видели вокруг: животные, сцены из крестьянской жизни, рыбаков, женщинс кокошниками, прекрасные дамы и красивые господа, которых они видели на ярмарках», — сказала Романова. В советские времена мастера Дымки представляли темы, связанные с научными и космическими достижениями; например, мужчина и женщина в скафандрах, стоящих под яблоней, таких как Адам и Ева, очень популярны среди коллекционеров Дымки. Считается, что эти персонажи представляют Гагарина и Терешкову. Смешные и глупые события из жизни самих мастеров также проникали в художественную форму. Зоя Пенкина, наследственный мастер Дымки, была вдохновлена московским метро и создала композицию с взбудораженной женщиной, которая застревает в турникете, и ее встречает старик, который помог ей выбраться. Игрушка из Дымково в ее традиционной форме могла исчезнуть 100 лет назад, но она была спасена от забвения Анной Мезриной, единственным мастером Дымки, который скульптурировал игрушки по традиции, а также художник из города Вятка Алексей Деншин. Он популяризировал ремесло, издавал альбомы, организовывал национальные и международные выставки, организовывал мастерские и снабжал мастеров всеми необходимыми инструментами.

Дымковская игрушка сегодня

Позднее Кировский Союз Художников создал Художественный совет для оценки использования традиционных канонов при изготовлении Дымки. Игрушки, не приготовленные по традиции, были сразу же уничтожены молотком. Этот метод препятствовал появлению новой ветви нетрадиционной «Дымковской игрушки». Сначала производству Дымки обучались в семьях, а знания передавались от матери к дочери. Но к 60-м годам философия стала менее жесткой, и учеников можно было брать не из родственников. Будущие мастера должны были сдать экзамен по живописи, рисованию и композиции и пройти уникальный тест: перед учениками была поставлена ​​простая фигура, из которой они должны были сделать точную копию. Они копировали эти общие игрушки, пока не достигли совершенства, а затем создали свои собственные формы. Давным-давно многие люди хотели стать мастерами Дымки, но сегодня в школе всего от 7 до 15 человек.

Самая большая коллекцию «Дымковской игрушки» можно найти в музее и «Дымковской игрушки» и в Художественном музее Вятки Васнецова.

Техника изготовления дымковской игрушки

Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна. Игрушка лепится из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке. Лепить начинают с основной, массивной части – туловища у животных, а барыню со ступки – с широкой юбки, для чего раскатывают из глины блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отверстия прокалывают палочками (протыкалками). После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солнце. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные – за неделю или даже за две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900°С, обожженные мелкие игрушки несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, крупные – дважды покрывают этим же раствором. Такой раствор об- разует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный «казеиновый» грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками. Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос и т. д. Для усиления декоративности иногда на них наклеивают небольшие квадратики и другие фигурки из сусального золота и серебра.

Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. Кроме того, каждая мастерица работает в своей индивидуальной манере. Отличаются дымковские игрушки также безупречным соответствием росписи форме изделия. Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки – все это усиливает ощущение праздничности игрушки.

Интерес к бытовому жанру, передаваемому довольно своеобразно, проявил- ся в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.

Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют, в основном, в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове.

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах . Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея . Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса - роспись .

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке .

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.









2024 © rukaraoke.ru.