Физиологические особенности развития новорожденных. Анатомо-физиологические особенности новорожденных. Особенности строения подкожной клетчатки


Здоровые младенцы сразу после появления на свет имеют спектр функций для дальнейшей жизни. После родов врачи внимательно изучают кроху и отмечают его соответствие нормативным показателям. Оптимальным считается вес от 2,5 до 4,5 кг, а рост – 46-56 см. Дополнительно неонатологи измеряют окружность головы и грудной клетки.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка дают возможность сделать вывод о состоянии его здоровья и наличии патологий внутриутробного развития. Дополнительно у младенца должен присутствовать набор условных рефлексов, которые помогут ему в дальнейшем ориентироваться в пространстве.

Доношенные дети в течение первых дней жизни упражняются концентрировать внимание на статичном объекте, шевелить руками и ногами. Они также должны быстро научиться сосать грудь.

Основные отличия недоношенного ребенка

Ребенок может появиться на свет раньше срока. Как правило, это случается в период с 28 по 37 неделю созревания плода. При этом масса его тела будет в пределах от 1 до 2,5 кг, при общем росте от 35 до 46 см. У доношенного ребенка данные показатели находятся в другом пределе.

Существует ряд внешних признаков, которые позволяют отличить таких малышей:

  • Детальный осмотр недоношенного малыша позволяет выявить недостаточное количество подкожной клетчатки. У некоторых детей она отсутствует полностью. Дополнительно на коже можно заметить складки и морщинки в большом количестве.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного, появившегося на свет раньше срока, – большая голова. На данном этапе внутриутробного развития такое тельце для ребенка считается нормальным. На следующем уровне развития данный симптом должен прийти в норму.
  • У младенца можно явно просмотреть родничок. Соседние кости также сильно выпирают над поверхностью, а швы еще не до конца прикрыты хрящами.
  • Пушковые волосики можно наблюдать не только на голове, но также по всему телу.
  • При ощупывании поверхности головки можно заметить невероятную мягкость ушей, которые плотно придавлены.
  • Для девочек также характерно увеличение половых губ. Они еще не до конца сформировались, поэтому не могут полностью прикрыть щель во влагалище. У мальчиков на данной стадии развития яички еще не опустились в мошонку.

Данные физиологические особенности новорожденного развиваются из-за недостаточной зрелости всего организма. Изменения наблюдаются также в развитии дыхательной и пищеварительной систем. Родители должны обязательно это учитывать в процессе ухода за крохой дома. Если степень недоношенности сильно выражена, то кроху помещают в кувез.

Особенности строения подкожной клетчатки

Ребенок появляется на свет полностью окутанный сыровидной смазкой. Она состоит из жира и холестерина. Благодаря данному веществу ребенок хорошо защищен и легко проходит по родовым путям. У младенца кожа тонкая и имеет характерный розовый цвет. На ней также можно рассмотреть сетку из кровеносных сосудов. Эпидермис светлый, поскольку в организме меланин вырабатывается в недостаточном количестве. Ситуация полностью изменится на протяжении первого месяца жизни крохи.

Благодаря коже все внутренние органы хорошо защищены, поэтому если ее слой истончается, то заметно увеличивается риск проникновения внутрь организма вирусов и инфекций. Достаточно часто у таких детей возникают опрелости из-за чрезмерного количества влаги или неправильно подобранной одежды.

Кожный покров – это один из самых главных органов чувств. Благодаря ему у крошки формируется необходимая связь с матерью и внешним миром. Данный орган используется для выведения остатков продуктов обмена веществ.

Сразу после родов малыш не может держать головку самостоятельно

Подкожно-жировая клетчатка младенца полностью отличается от взрослого человека. Прежде всего ее процентное соотношение к общей массе тела намного больше. Благодаря этому организм крохи может качественно противодействовать внешним негативным факторам. Главная задача клетчатки – избежать переохлаждения. У новорожденного она практически полностью состоит из бурой жировой ткани. Дело в том, что организму крохи необходимо оградить себя от переохлаждения. Задача всех обменных процессов – предотвратить такую ситуацию.

По мере взросления жировой ткани и волосков станет намного меньше, ведь тельце крохи больше не нуждается в сборе дополнительного количества тепла.

Особенности строения костей и мышц

У грудного ребенка соотношение мышц к общей массе тела намного меньше, чем у взрослого человека. Именно поэтому у новорожденного ребенка животик значительно больше остальной части туловища. При детальном осмотре можно также отметить тонкие ручки и ножки. По мере взросления данные показатели приближаются к нормальным, ведь начинают регулярно тренироваться. Благодаря этому малыш начинает сначала ползать, а затем и ходить.

Сразу после появления на свет у грудного ребенка все мышцы находятся в тонусе. На фоне этого конечности не могут разогнуться полностью. Малышу намного комфортнее находится в позе зародыша. У детей также плохо развиты мышцы шеи, поэтому они не могут самостоятельно ее удерживать. Родители могут наблюдать хаотическое движение ручек и ножек.

Дополнительно следует отметить, что в костях содержится большое количество солей. Именно поэтому они еще не прочные и могут легко быть повреждены. Нормализация данной системы происходит в течение первого года жизни. Родители в этот период должны обеспечить кроху необходимым питанием и активностью. Благодаря этому удастся снять чрезмерный тонус мышц.

У новорожденного свои особенности имеет и череп. На нем можно с легкостью рассмотреть участки, которые еще не окостенели. Родители сами смогут отыскать большой и малый родничок. Эта зона уязвима, поэтому следует беречь ее от повреждений и механического воздействия.

Позвоночник не отличается особенностями после родов. Все его изгибы соответствуют строению системы взрослого человека. Грудной изгиб заканчивает свое формирование только к шести месяцам. Как только кроха начинает ходить, то это свидетельствует о нормальном функционировании поясничной зоны. Дополнительно следует отметить, что опорно-двигательная система будет полностью сформирована только к 20 годам.

Особенности строения органов дыхания и нервной системы

Данные системы также продолжают свое формирование после родов. К примеру, у крохи еще слишком маленький нос и дыхательные пути. В слизистой оболочке присутствует большое количество кровеносных сосудов. Из-за ее нежности и тонкости организм крохи подвержен влиянию вирусов и инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Считается нормальным, если периодически из носика грудничка выделяется небольшое количество слизи.

Процесс дыхания производится исключительно за счет диафрагмы. Анатомо-физиологические особенности приводят к тому, что процесс циркуляции воздуха легко нарушить. Негативный эффект оказывает тугое пеленание, нарушения стула, колики. На их фоне фиксируется нарушение движения диафрагмы.

Нервная система также не является зрелой после появления ребенка на свет. Далее продолжат свое формирование головной мозг, сердце, сосуды. В нервной деятельности нет навыков речи, письма и мышления. Однако со второй недели после родов они начнут постепенно проявляться. За их счет будут сформированы условные рефлексы.


Детки любят хаотически двигать конечностями

Особенности формирования сердца, сосудов и иммунной системы

У каждого грудного ребенка соотношение массы тела к объему сердца намного больше, чем у взрослого. Данный орган находится в грудной клетке практически в горизонтальном положении. По форме он похож больше на шар. Сердцу приходится работать в интенсивном режиме для того, чтобы обеспечить организм достаточным количеством кислорода. Только в таком случае все обменные процессы будут проходить с нужной скоростью.

Особенности новорожденных заключаются в интенсивном сердцебиении. Этот показатель может достигать 140 ударов в минуту, а во время кормления – 200. Частота заметно снижается сразу после того, как ребенок начинает активно ходить.

Часть иммунитета кроха получает от матери во время внутриутробного развития. Остальные защитные функции проходят в организм вместе с молоком матери. Именно поэтому во время лактации дети практически не болеют. Однако негативное воздействие может оказать любой вирус или болезнетворный организм. Иммунной системе придется формироваться на протяжении всей жизни и становится более совершенной.

Особенности формирования органов пищеварения

В момент появления на свет желудочно-кишечный тракт еще не заселен всеми необходимыми бактериями. В связи с этим органы пищеварения страдают от чрезмерной нагрузки. Облегчить ситуацию помогает специальная диета, которой должна придерживаться женщина в период лактации. В противном случае увеличивается риск возникновения расстройства желудка или кишечника.

У новорожденного можно отметить наличие большого языка. Для обеспечения сосательного рефлекса на губах есть участок с возвышением. При детальном исследовании щечек можно обнаружить скопление небольшого количества жировой ткани, которое называется комочками Биша. У новорожденного слюнные железы еще не сформировались, поэтому в первые несколько месяцев он может страдать от недостатка данного секрета.

У младенца недоразвит также толстый кишечник. Клетки его стенок еще не обросли достаточным количеством мышц. Именно поэтому пища передвигается очень медленно, поэтому малыш страдает от колик и газов. На фоне метеоризма может нарушиться и стул. В таком случае ребенок начинает страдать от запора.

В первые дни жизни у каждого ребенка можно зафиксировать необычный стул. Он называется меконием и формируется за счет жидкости, которая попала в пищеварительную систему из околоплодных вод. Стул имеет зленый цвет и не отличается наличием неприятного запаха. При его отхождении можно сделать вывод о том, что пищеварительная система сформировалась правильно. Меконий используется врачами также для оценки общего состояния здоровья маленького пациента.

Если первый стул не появится вовремя, то потребуется производить хирургическое вмешательство. В таком случае подозревают наличие пороков в развитии данной системы.

В первые дни жизни кишечник активно заселяется бактериями, которые впоследствии образуют микрофлору. Она используется для переваривания пищи и правильного отхождения стула. Масса должна быть желтого цвета и дополнительно включать слюну, желудочные соки и небольшое количество еды. При грудном вскармливании стул ребенка не будет иметь неприятный запах.


Анатомо-физиологические особенности одинаковы для всех доношенных детей

Особенности физиологии новорожденных

Младенец имеет не только отличительные черты в строении черепа и кожи. Каждая система и орган отличаются рядом особенностей, которые делают жизнь малыша максимально комфортной.

В мочеполовой системе все органы после родов находятся в хорошо сформированном состоянии. Однако на фоне стресса они могут снизить свою активность. Именно поэтому нарушения в функционировании характерны для первых месяцев жизни крохи.

На первой неделе жизни для младенца считается нормальным испражнение мочевого пузыря до шести раз в сутки. Однако со второй недели развития интенсивность увеличивается сразу в три раза. Дополнительно следует отметить, что из мочевого пузыря выводится большое количество мочи каждый день.

Если ребенок родился не раньше срока, то его внешние половые органы должны быть полностью сформированы. У мальчика яички должны быть уже в мошонке. Для девочек характерно полное прикрытие входа во влагалище большими и малыми половыми губами.

У новорожденных практически не функционируют органы чувств. Только после внимательного изучения мира внешнего и внутреннего к малышу приходит осознание вкуса и осязания. Он начинает чувствовать изменения температуры. Родители должны знать, что первые 60 дней у крохи не вырабатывается слезная жидкость, поэтому он плачет без нее.

В кровеносной системе начинается процесс активного продуцирования красных кровяных телец. У взрослого человека процесс происходит под воздействием красного костного мозга. Также в этом действии активное участие принимают печень, селезенка и лимфатические узлы. На фоне высокой потребности организма в эритроцитах селезенка заметно увеличивается в размере.

У новорожденного все обменные процессы проходят с высокой скоростью. Младенцы получают энергию за счет переработки углеводов и жиров. В дополнительной жидкости необходимости нет, ведь малыш в полном объеме получает ее вместе с молоком матери. Она также содержится и в искусственных смесях.

Об особой чувствительности молодой мамы позаботилась сама Природа. Иначе как выжить крохотному пищащему комочку? У его мамы обостряется слух, зрение и осязание. Даже только что родившая женщина, лишь раз услышавшая крик своего малыша, может узнать родной голос в хоре сверстников. Что уж говорить о том, как внимательно мама изучает, разглядывает, тихонько дотрагиваясь до пальчиков и ушек, своего кроху! Знаете, что является самым потрясающим и неожиданным выводом из такого первого «знакомства»? Вы со мной согласитесь: «Боже мой, да у него уже все есть, только совсем крошечное! Он настоящий человек, только маленький...» Это непередаваемое чувство сохраняется на долгие годы, всплывая в памяти каждый раз в день рождения ребенка.

Новорожденный - это ребенок с момента рождения до 4 недель.
В первые дни знакомства с малышом у молодых родителей возникает множество вопросов и тревог. Это возникает в частности и потому, что мы не обладаем достаточными знаниями о том, как выглядит новорожденный ребенок, почему считаются нормой те или иные анатомические и физические показатели. Предлагаю рассмотреть крошечное тельце новорожденного ребенка, разобраться в его анатомо-физиологических особенностях, чтобы зря не тревожится и в то же время, правильно ухаживать и заботиться о малыше.

Головка новорожденного ребенка

Голова младенца часто имеет неправильную форму — это результат сдавливания во время прохождения по родовым путям. На кожице щек, на лобике, на волосистой части головки могут быть синюшные пятна из-за расширения сосудов кожи.

Особенно настораживает молодых родителей не окостеневший участок на черепе — родничок (у недоношенных детей еще и малый родничок на затылке не закрыт). Благодаря такому неполному сращению костей ваш малыш и смог родиться: форма головы в процессе родов изменялась, и это помогало продвигаться по родовым путям. Родничок, по мере роста головы, будет постепенно закрываться (уменьшаться), окончательно это произойдет к 1-1,5 годам.

Кожа головы младенца часто покрыта желтоватой корочкой, это так называемый «млечный струп». Поверьте, никакого беспокойства ребенку он не доставляет. Поэтому и удалять его нет необходимости. Когда малыш станет постарше, и вы решите все-таки избавиться от корочки, сделайте это следующим образом. За 30-40 минут до вечернего купания протрите головку ребенка ваткой, смоченной в детском масле. Затем помойте голову малыша детским мылом или детским шампунем (пользоваться такими предметами детской косметики нужно только после 2 месяцев!). Затем специальной детской расческой с небольшими зубчиками аккуратно проведите у корней волос — вся корочка останется на расческе. Часто пользоваться расческой с зубчиками до закрытия родничка не рекомендуется, используйте детские мягкие щетки с натуральной щетиной.

Кожа новорожденного малыша

Кожа у младенца нежная, розовая, бархатистая на ощупь.

Щеки и плечи, как, впрочем, и все тельце новорожденного ребенка, иногда покрыто остатками пушковых волос. Некоторая «волосатость» тела — индивидуальная особенность, нежный пушок на спинке и ручках может сохраняться долго. Разной бывает и густота волос на голове: не волнуйтесь, нормой является все — и полное отсутствие волос, и густая, черная шевелюра, которую впору «стричь и укладывать». Делать это, конечно, не нужно, ведь через некоторое время «лишние» волосики выпадут, возможно, измениться и цвет волос.

У некоторых новорожденных на 2-3-й день после родов появляется желтушное окрашивание кожи тела. Это физиологическая желтуха, которая длится не больше 10 дней.

Практически у всех младенцев на вторые сутки после рождения возникает покраснение кожи, причина которого — исчезновение первородной смазки. Это «простая эритема», к концу первой недели жизни она пропадет. Возможно, после нее останется шелушение кожи, особенно на ладошках и ступнях малыша, в складочках, между пальчиками рук и ног. Шелушение достаточно быстро проходит и не требует особого лечения. В течение дня, 1-2 раза, такие участки можно смазывать детским маслом или кремом.

Существует еще так называемая «токсическая эритема». Для нее характерно появление на коже красных пятен, иногда с пузырьком в центре. Эти высыпания могут быть на разных участках тела и пройдут через 2—3 дня. Специальное лечение требуется только в том случае, если высыпания сильно беспокоят малыша.

Половой (гормональный) криз новорожденных детей

Половой криз проявляется не только прыщиками, пятнышками и «точечками» на коже, но и нагрубанием грудных желез как у девочек, так и у мальчиков. Иногда припухлость бывает довольно значительная. Ни в коем случае нельзя выдавливать секрет из грудных желез, поскольку можно занести инфекцию. У новорожденных девочек часто бывают довольно обильные серовато-белые выделения из половой щели или скудные кровянистые выделения, продолжающиеся 2-3 дня. И у мальчиков, и у девочек в течение 2-3 недель половые органы остаются отечными. Все вышеописанные симптомы характерны для гормонального криза новорожденных и требуют не специального лечения, а соблюдения элементарных гигиенических норм — обтирания или подмывания половых органов после каждой дефекации и, хотя бы несколько раз в день, после мочеиспускания.

Специалисты и опытные родители советуют в первые дни и недели пользоваться марлевыми — они мягкие, удобные для малыша, позволяют коже «дышать». К тому же, считая их, вы сможете убедиться в достаточном количестве пищи: если мокрыми становятся не менее 8-12 подгузников или пеленок в день, значит, . Если вы пользуетесь одноразовыми подгузниками промышленного производства, «освобождайте» от них малыша несколько раз в день — кожа малыша даже в самых «мокрых местах» должна дышать.

Необходимо обращать внимание на сам процесс мочеиспускания, особенно у мальчиков. В норме мочеиспускание должно быть спокойное, непрерывной струёй, без болезненных для ребенка ощущений. Кстати, практически у всех новорожденных малышей в течение первых дней бывает красноватый оттенок мочи. Это явление проходит к концу первой недели жизни малыша.

Глаза и зрение новорожденного ребенка

Глаза почти у всех младенцев немного отекшие, взгляд неопределенный, косящий. Может вовсе пока не быть бровей и ресниц. Слез у малышей нет до двух месяцев: присмотритесь внимательно, действительно, они плачут без слез!

До самого последнего времени было широко распространено мнение о том, что новорожденные малыши почти не видят и окружающие предметы воспринимают, как расплывчатое пятно. Новейшие исследования убедительно доказывают: практически с момента рождения ребенок в состоянии видеть мир вокруг себя. К тому же младенцы могут интересоваться и даже выражать свое предпочтение каким-то определенным формам и цвету.

Зрение развивается быстрыми темпами в течение первых 6 месяцев жизни малыша. Несколько расплывчатое в начале, визуальное (зрительное) восприятие становится абсолютно четким в течение первых 10-12 недель. Хотя ребенок и может сфокусироваться на каком-либо объекте, при этом один его глаз «сосредотачивается» на предмете, отличном от «фокуса» другого глаза. Это происходит потому, что глазные мышцы еще недостаточно сильны, чтобы держать оба глаза «в соответствии». К шести месяцам они должны действовать уже скоординированно. Если этого не происходит, обратитесь к педиатру или детскому окулисту. Чем раньше эта проблема будет обнаружена, тем больше возможностей для корректировки. К шести месяцам малыш может видеть контрастные образы так же хорошо, как и взрослые.

Новорожденный ребенок может видеть предметы не только вблизи, но и на расстоянии, слегка расплывчато. Особенно интересны для младенца большие предметы, поскольку он еще не различает деталей, а также яркие, контрастные цвета. Нежные, пастельные тона, которые так нравятся родителям, не привлекают внимания ребенка до 3-месячного возраста. Гораздо более интересными для него являются контрастные игрушки и образы. В обычной домашней обстановке есть масса вещей, стимулирующих зрительное развитие малыша. Прутики детской кроватки, тени, создаваемые светом на потолке, зеленые домашние растения на фоне белой стены — все это и многое другое представляет собой контрастные образы, так интересные ребенку.

Для малыша старше трех месяцев большие предметы уже не очень интересны, поскольку он начинает реагировать на маленькие детали. Ребенок хорошо различает цвета, иногда даже отдавая предпочтение тем или иным оттенкам.

К четырем месяцам ребенок имеет такое же цветовое зрение, как и взрослый. Наибольший интерес для грудничка первого полугодия жизни представляют красный и синий цвет, наименьший — желтовато-зеленые тона.

Нос новорожденного ребенка

Нос -это чудесное творение природы, которое позволяет нам дышать и при этом не задумываться об этом. А дышать - это значит, снабжать себя тем количеством кислорода, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности. В носовой полости воздух согревается, увлажняется и проходит несколько уровней очистки. Механическая очистка осуществляется за счет наличия в носу особо устроенных носовых ходов, а также волосков и ресничек. Защита от бактерий и токсинов происходит с помощью барьерной и иммунной функций слизистой носа. Новорожденный ребенок дышит носом. Если носовое дыхание ребенка затруднено (ребенок сопит или храпит) за счет повышенного выделения слизи, это может быть симптомом заболевания (ринит, ОРВИ и др.). В этом случае необходимо обратиться к врачу.

Ребенок различает более трех тысяч запахов, по этому запаху он найдет только одну - свою маму. Такое свойство у детей проявляется пока они не видят, но потом исчезает, а вот у животных нюх остается. В основном здоровые младенцы дышат животом. Такое дыхание называется диафрагмальным. А вот, к сожалению, с годами, как только человек занимает вертикальное положение и начинает вести "сидячий" образ жизни, этот природный навык теряется.

Ушные раковины у доношенного новорожденного ребенка

У доношенных детей твердые, у недоношенных и физиологически незрелых малышей — мягкие. Но к концу первого месяца они твердеют. Очень часто, когда дети рождаются, у них уши торчат, т.е. они бывают лопоухими, но это не значит, что они такими останутся, поэтому не нужно сразу бежать к косметологу. Слуховая, или евстахиева, труба шире и короче, чем у детей старше возрастом, что облегчает проникновение инфекции и развитие отита (воспаление среднего уха).

Особенность органов дыхания у доношенных новорожденных детей

Слизистые оболочки дыхательных путей у младенцев нежные, содержат большее количество кровеносных сосудов, поэтому при инфекциях, чаще вирусных, быстро развивается отечность, выделяется большое количество слизи, что сильно затрудняет дыхание. Ему препятствует и анатомическая узость носовых ходов новорожденного, а также его трахеи (дыхательного горла) и бронхов. Но зато никогда не бывает воспаления лобной пазухи (фронтита) и гайморовой, или верхнечелюстной, пазухи (гайморита), т.к. они еще отсутствуют. Легкие недостаточно развиты, дыхание поверхностное и в основном осуществляется за счет диафрагмы - мышцы, расположенной на границе грудной и брюшной полостей. Поэтому дыхание легко нарушается при скоплении газов в желудке и кишечнике, запорах, тугом пеленании, оттесняющих диафрагму вверх. Отсюда пожелание - следить за регулярным опорожнением кишечника, не пеленать ребенка слишком туго.
Так как при своем поверхностном дыхании младенец не получает достаточного количества кислорода, он дышит часто. Норма 40-60 вдохов-выдохов в минуту, но такая частота увеличивается даже при незначительной нагрузке. Поэтому обращать внимание надо в первую очередь на одышку, которая сопровождается ощущением нехватки воздуха и может быть признаком заболевания.

Органы чувств новорожденных детей

В первые недели органы обоняния почти не ощущают запаха, разбудить может только чрезвычайно громкий звук, побеспокоить лишь слишком яркий свет. Неосмысленный взгляд ребенка не задерживается на чем-либо, у многих наблюдается физиологическое косоглазие, обусловленное слабостью глазных мышц, непроизвольные движения глазных яблок - нистагм. До 2 месяцев грудничок плачет без слез - слезные железы не вырабатывают жидкость. Ему помогают познавать мир пока лишь вкусовые ощущения, осязание и температурная чувствительность. Но про двухмесячного ребенка уже не скажешь, что он «слеп и глух». Верная примета - упорно смотрит на звонкую яркую погремушку.

Сердечно-сосудистая система и кроветворение новорожденных детей

С появлением на свет у младенцев происходят изменения в системе кровообращения, вначале функциональные-пупочные сосуды и вена прекращают свою деятельность, а затем и анатомические - закрываются внутриутробные каналы кровотока. С первым вдохом включается в работу малый круг кровообращения, проходя по которому кровь насыщается в легочной ткани кислородом.
Частота пульса 120-140 ударов в минуту, при кормлении или плаче увеличивается до 160-200 ударов. Артериальное давление в начале первого месяца 66/36 мм рт.ст., а к концу его - 80/45 мм рт.ст.
У новорожденных основной очаг кроветворения - красный костный мозг всех костей, дополнительные - печень, селезенка, лимфоузлы. Селезенка по величине приблизительно равна ладони самого ребенка, нижний край ее находится в проекции левой реберной дуги (самое нижнее выступающее ребро на границе груди и живота). Лимфатические узлы, как правило, при осмотре выявить не удается, защитная функция их снижена.

Эндокринная система доношенных новорожденных детей

Надпочечники во время родов несут наибольшую из всех желез нагрузку и часть их клеток погибает, что определяет течение некоторых пограничных состояний. Вилочковая железа, играющая защитную роль, при рождении относительно велика, впоследствии уменьшается в размерах. Щитовидная и околощитовидные железы, гипофиз продолжают развиваться после рождения. Поджелудочная, участвующая в пищеварении и принимающая участие в обмене углеводов (вырабатывает гормон инсулин) к моменту рождения функционирует хорошо.

Нервная система новорожденного ребенка

Нервная система у младенцев незрелая. Извилины головного мозга едва намечены. Сильнее развиты в тех отделах, где находятся жизненно важные центры, отвечающие за дыхание, работу сердца, пищеварение и т.д. В младенческом возрасте спят большую часть суток, просыпаясь только от голода и неприятных ощущений. , такие, как сосательный, глотательный, хватательный, мигательный и др., выражены хорошо, а к 7-10 дню жизни начинают складываться т.н. условные рефлексы, реакция на вкус пищи, определенную позу, обычно связанную с кормлением, к его часу ребёнок скоро начинает просыпаться сам.

Мочеполовая система доношенных новорожденных детей

К моменту рождения почки, мочеточники, мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо. Однако сильный стресс, испытанный ребенком во время родов, кратковременно нарушает обмен веществ. В зонах, где образуется моча, происходит отложение кристаллов мочевой кислоты и первые несколько дней функция почек несколько снижена. Ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в стуки. Эта частота нормальная для первых месяцев, учитывая сравнительно небольшой объем и недостаточную растяжимость стенок мочевого пузыря. Наружные половые органы сформированы. У мальчиков яички чаще всего опущены в мошонку, если же находятся в нижней части живота, то могут опуститься самостоятельно в первые 3 года. У девочек большие половые губы прикрывают малые. Важно учитывать анатомо-физиологические отличия в строение половых органов при совершении .

Иммунитет новорожденного ребенка

Некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции.

Анатомо-физиологические особенности ручек и ножек новорожденных детей

Ручки и ножки ребенка могут иметь несколько синюшную окраску и быть прохладными даже в теплом помещении. Это нормально, и так же, как учащенный пульс, изменение температуры тела свидетельствует о временном несовершенстве системы кровообращения, становлении обмена веществ в организме. Движения рук и ног младенца хаотичны, бессознательны. Преобладает — руки согнуты в локтях, ноги слегка согнуты и притянуты к животу. Эта так называемая «поза эмбриона», которая сохранится в течение всего первого месяца привыкания ребенка к новым условиям жизни. Если вы попробуете аккуратно развести ручки и ножки, вряд ли это получится, так как мышцы препятствуют разгибанию.

Возможно, вы читали о том, что нужно пеленать малыша «с ручками», младенцы якобы пугаются собственных рук, становятся беспокойными, не могут заснуть или часто просыпаются. Такие утверждения верны только для детей с достаточными неврологическими отклонениями. Желательно не пеленать младенца, давать ему свободу движений.

Ноги грудного ребенка всегда искривлены в форме буквы О, малыши еще не могут вытягивать тазобедренные и коленные суставы. Когда ребенок выпрямляется, учась стоять или ходить, ноги впервые получают нагрузку. В результате меняется их форма. Они вытягиваются в суставах, колени сближаются, а лодыжки отдаляются друг от друга. Это расстояние может составлять добрых 7 см. X-образное положение ног тоже является преходящим. К 6-7 годам лодыжки снова сближаются, ноги вытягиваются. Вмешательство врача требуется лишь в редких случаях, например, когда расстояние между лодыжками составляет значительно больше 7 см или только одна нога имеет Х-образную форму.

Ногти на руках и ногах новорожденного плотные, доходят до кончиков пальцев и иногда требуют стрижки уже в конце первой недели. Подстригать ноготки нужно специальными ножницами с закругленными концами, делая ровный срез без закруглений. Если вы боитесь ранить малыша ножницами, подстригайте ногти во время сна. У младенцев часто бывают заусенцы, которые быстро воспаляются. Их надо смазывать несколько раз в день йодом. Если воспаление не проходит за день-два и обрадуется гнойник, то нужно обратиться к врачу, потому что есть опасность возникновения серьёзного воспалительного процесса.

Пищеварительная система новорожденного ребенка

Пищеварительная система у грудничков незрелая в функциональном отношении, и, так как у новорожденных повышен обмен веществ, несет большую нагрузку - незначительные погрешности в диете кормящей грудью матери и режиме питания ребенка могут вызвать расстройство пищеварения (). Пищеварительные железы, в том числе слюнные, еще не развились: слюны в первые дни выделяется очень мало. Мышцы, перекрывающие вход из пищевода в желудок, тоже недоразвиты - это влечет частые необильные срыгивания— выброс молока из желудка обратно, через ротик. Излишки молока надо вытирать мягкой марлей, нечто подобное держите всегда под рукой. Процесс срыгивания связан с тем, что слабо развита мускулатура достаточно широкого пищевода. Сообщение между пищеводом и желудком малыша таково, что пища легко поступает обратно из желудка. Поэтому после каждого кормления некоторое время надо держать ребенка вертикально, слегка поглаживая по спинке — необходимо, чтобы вышел проглоченный воздух и уменьшилась вероятность срыгиваний. Малыш может «выпускать» только воздух, без молока, это немножко похоже на отрыжку у взрослых. Если же срыгивания слишком обильны (рвота фонтаном) и происходят после каждого кормления, то необходимо обратиться к врачу.

Особенность обмен веществ новорожденных детей заключается в повышенной потребности в углеводах, усиленном всасывание жиров и их отложение в тканях. Водно-солевой баланс у младенцев легко нарушается. Вначале желудок вмещает около 10 мл жидкости, к концу первого месяца его емкость возрастает до 90-100 мл. Мышцы кишечника еще мало тренированы и продвижение пищи по нему замедлено. Поэтому новорожденных так мучают скопления газов, образующихся при переваривании молока и вздутия живота - метеоризм. Нередки запоры и . Испражнения в первые 1-3 дня жизни (называются «меконий») имеют характерную вязкую консистенцию темно-зеленого цвета, запаха практически нет. Меконий образуется из околоплодных вод, слизи, желчи, которые попадают в желудок и кишечник плода. Непосредственно после рождения, по наличию этих выделений судят об отсутствии у ребенка пороков в развитии пищевода, желудка, кишечника, заднепроходного отверстия. Непроходимость органов требует немедленного хирургического вмешательства.
В течение первых 10-20 часов жизни кишечник ребенка почти стерилен, затем начинается заселение его бактериальной флорой, необходимой для переваривания пищи. Меняется и вид испражнений - появляется кал - масса желтой окраски.

Рот у младенцев

Полость рта младенца чудесно приспособлена для сосания маминой груди: язык относительно большой, на деснах слизистая оболочка образует складки, они обеспечивают герметичность полости рта при сосании. Слюны в первые недели жизни выделяется мало. На верхней губке малыша после кормления грудью иногда появляется своеобразная «присоска» — мозолька. Она может исчезать между кормлениями и появляться сразу после кормления. Никаких неприятных ощущений малыш не испытывает.

Пупок у новорожденного ребенка

С перерезанием пуповины после родов исчезает последняя телесная связь, соединявшая мать и ребенка. Именно через пуповину ребенок на протяжении девяти месяцев получал необходимое питание и кислород. Теперь младенец может дышать и принимать пищу самостоятельно. От пуповины у него остается лишь культя длиною три-пять сантиметров, требующая (во избежание инфекций) правильного ухода. Итак, после родов пуповину перерезают на расстоянии 3-5 см от пупка и сдавливают зажимом. При правильном уходе ранка быстро заживает, зажим остается на месте еще 2-3 дня. Через 6-10 дней культя пуповины засыхает и отпадает. Вскоре после этого пупок уже выглядит красивым. Вообще говоря, окончательная форма пупка предопределена генетически, но разовьется она лишь при хорошем уходе.

Пупок должен привлекать ваше внимание в течение первых 10-14 дней. 2-3 раза в день, желательно утром, после сна, и вечером, после купания, необходимо его обрабатывать. Чистой пипеткой закапайте в пупок несколько капель 3%-го раствора перекиси водорода, удалив излишки ватным шариком. Затем ватной палочкой с зеленкой энергичными движениями смажьте пупок, «подсушивая» его. Пупок может стать входной дверью для инфекции, поэтому отнеситесь к уходу за ним серьезно, но без лишней паники. Если вначале вы боитесь обрабатывать пупок сами, попросите научить вас патронажную сестру из детской поликлиники или опытную подругу, которой вы доверяете. Позже вы прекрасно справитесь и не с такими медицинскими «задачками», уж поверьте!

Во время процесса заживления пупок не должен соприкасаться с подгузником, чтобы с мочой или калом в ранку не попали бактерии. Поэтому сначала запеленайте младенца, затем вымойте руки и только после этого займитесь пупком. Подгузник должен сидеть туго и не доходить до пупка.

Источник изображения «Фотобанк Лори» “http://lori.ru/”

У доношенного новорождённого голова составляет 1/4 всей площади тела, у недоношенного - до 1/3. При этом мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Плотность костей черепа зависит от гестационного возраста. На голове определяются швы (стреловидный, венечные, лямбдовидные), большой и малый роднички. Может присутствовать родовая опухоль - тестоватое образование в теменно-затылочной области, которое исчезает самостоятельно на вторые сутки жизни.

Кожа

Эпидермис новорождённого имеет тонкий роговой слой и с дермой связан слабо, так как базальная мембрана рыхлая и содержит мало соединительной ткани. Кожа богата кровеносными сосудами, стенки которых имеют один ряд эндотелиальных клеток. У потовых желёз недоразвиты выводящие протоки. Сальные железы расположены поверхностно и активны с рождения. Волосы только пушковые, брови и ресницы мало выражены и их рост замедлен. Защитная функция кожи снижена. Она легко ранима, её местный иммунитет незрелый. Эти особенности облегчают газообмен через кожу и обеспечивают 1% потребляемого организмом кислорода. Для новорождённых характерны следующие физиологические изменения на коже:

Milia - желтоватые точки на крыльях носа, подбородке, представляющие собой сальные железы с избыточным секретом и закупоренными выводными протоками;

Физиологическая эритема - покраснение кожи, возникающее как реакция на снятие первородной смазки и гигиенические процедуры;

Физиологическое шелушение - крупнопластинчатое шелушение на 3-5-е сутки жизни;

Токсическая эритема - серовато-жёлтые папулы на эритематозном фоне, находящиеся на разгибательных поверхностях рук и ног, груди, спине, ягодицах и возникающие на 2-3-й сутки жизни;

Телеангиэктазии на веках, в области переносицы и задней поверхности шеи.

Подкожная жировая клетчатка у новорождённых имеет склонность к отёкам и формированию локальных уплотнений. Жировая ткань составляет до 16% массы тела. Она представлена в основном бурой жировой тканью, в которой содержится большое количество твёрдых жирных кислот.

Дыхательная система

У новорождённого относительно маленькая носовая полость и узкие носовые ходы. Голосовая щель узкая и располагается выше - на уровне IV шейного позвонка. Там же находится верхний край трахеи. Правый главный бронх короче и шире левого и является как бы продолжением трахеи, что определяет более частое поражение правого лёгкого при аспирации. У новорождённых легко развивается эмфизема из-за недостаточно развитой эластической ткани лёгкого. Более горизонтальное расположение рёбер и недостаточное развитие межрёберных мышц - причина низких компенсаторных возможностей новорождённого при развитии дыхательной недостаточности. В дыхании участвуют и грудная клетка и диафрагма. Частота дыхательных движений у доношенных новорождённых до 30-40 в минуту. Дыхательный объём 20 мл. Минутный объём дыхания в среднем составляет 36 мл/мин, функциональная остаточная ёмкость лёгких 100-150 мл. Для новорождённых характерна нерегулярность дыхания, 10-15-секундные циклы, которые перемежаются с паузами, длящимися в среднем 3 с. Апноэ - это признак патологии.

Апноэ - пауза между дыхательными циклами длительностью 15 с и более или задержка дыхания любой длительности, сопровождающаяся брадикардией и/или цианозом. Апноэ является признаком патологии у новорождённого.

Сердечно-сосудистая система

У новорождённых диафрагма находится выше, чем у взрослых, и сердце расположено более высоко, а продольная ось сердца имеет почти горизонтальное направление. Объём сердца относительно объёма фудной клетки больше, чем у детей старшего возраста. Проекция верхушки находится в четвёртом межреберье. Систолический объём составляет 0,8 мл/кг, минутный объём - 120 мл/кг, объём циркулирующей крови - 80-100 мл/кг. Вязкость крови у новорождённого в 10 раз выше, чем у взрослого, а скорость кровотока выше в 2 раза. Частота сердечных сокращений очень лабильна и составляет в среднем 130-150 в минуту, что объясняется слабым парасимпатическим влиянием на иннервацию сердца. Необходимо помнить, что в период новорождённое™ в зависимости от условий возможно функционирование фетальных коммуникаций, так как анатомическое закрытие овального окна и артериального протока происходит позже.

Нервная система

Спинной мозг новорождённого представляет собой наиболее зрелую часть нервной системы. Он достигает нижнего края III поясничного позвонка и относительно длиннее, чем у взрослого, что важно для проведения спинномозговой пункции. Среди долей головного мозга наиболее развита височная.

У новорождённых отмечают недостаточную миелинизацию волокон вегетативной нервной системы и преобладание тонуса симпатической нервной системы.

Пищеварительная система

Желудок имеет относительно малый объём, его моторика замедлена, кардиальный отдел развит слабее пилорического. Это обусловливает склонность к срыгиваниям. Кислотность в желудке, активность панкреатической амилазы и липазы относительно низкие. Основной орган, в котором происходит переваривание и всасывание пищи - тонкая кишка, причём проксимальный отдел более активен, чем дистальный. Для новорождённого характерен пиноцитоз - внутриклеточное пищеварение и везикулярное всасывание. Заселение кишечника микрофлорой происходит в первые дни жизни. Такие защитные факторы, как иммуноглобулины, лизоцим и другие вещества, играющие важную роль в становлении нормального биоценоза и барьерной функции, новорождённый получает с молоком матери.

Таблица 1-1. Физиологические рефлексы новорождённых

Название

Описание рефлекса

Время появления

Время угасания

Рефлексы орального автоматизма

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина)

Надавливание на ладонь вызывает открывание рта и сгибание головы

С рождения

После 2-3 мес

Хоботковый рефлекс

Быстрый лёгкий удар пальцем по губам вызывает сокращение т. orbicularis oris, вытягивание губ «хоботком»

С рождения

После 2-3 мес

Поисковый рефлекс Куссмауля

Поглаживание пальцем области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает опускание угла рта и головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы

С рождения

После 3-4 мес

Сосательный рефлекс

Возникновение сосательных движений в ответ на раздражение полости рта

С рождения

Рефлексы спинального автоматизма

Защитный рефлекс новорождённого

При укладывании новорождённого на живот происходит рефлекторный поворот головы в сторону

С рождения

Рефлекс опоры и

автоматической

Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. При наклоне новорождённого слегка вперёд он делает шаговые движения

С рождения

Угасает в норме к 2 мес

Рефлекс ползания (Бауэра)

При укладывании новорождённого на живот (голова по средней линии) он совершает ползающие движения. Если к подошвам подставить ладонь, то ребёнок будет рефлекторно отталкиваться от неё ногами

С рождения

После 4 мес

Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона

При надавливании на ладони новорождённый обхватывает пальцы осматривающего (хватательный рефлекс) и его можно приподнять (рефлекс Робинсона)

С рождения

После 3-4 мес

Хватательный рефлекс нижних конечностей

Надавливание большим пальцем на подушечки стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев

С рождения

После 3-4 мес

Физиологический рефлекс Бабинского

Штриховое раздражение подошвы вызывает тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев

С рождения

После 3-4 мес

Рефлекс Таланта

При раздражении кожи спины паравертебрально новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах

С рождения (хорошо вызывается с 5-6 сут жизни)

После 3-4 мес

Рефлекс Переза

При проведении пальцами, слегка надавливая по остистым отросткам позвоночника, от копчика к шее, ребёнок начинает кричать, поднимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности (исследуется в последнюю очередь, так как сопровождается болевой реакцией)

С рождения

Рефлекс Моро

Вызывается различными приёмами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки (фаза 1). Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (фаза 2)

С рождения

Таблица 1-2. Надсегментарные позотонические автоматизмы

Название

Описание рефлекса

Время появления

Время угасания

Миелоэнцефальные позотонические автоматизмы

Асимметричный шейный тонический рефлекс

При повороте головы лежащего на спине новорождённого (нижняя челюсть на уровне плеча) происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо, и сгибание противоположных конечностей

С рождения

После 4 мес

Симметричный шейный тонический рефлекс

Сгибание головы вызывает повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного в ногах

С рождения

После 2 мес

Тонический лабиринтный рефлекс

В положении на спине отмечается максимальное повышение тонуса в разгибательных группах мышц; в положении на животе - в сгибательных

С рождения

После 2 мес

Мезэнцефальные установочные рефлексы

Шейная выпрямляющая реакция

За поворотом головы в сторону, произведённым активно или пассивно, следует ротация туловища в ту же сторону

С рождения

После 5-6 мес

Туловищная

выпрямляющая

При соприкосновении стоп ребёнка с опорой происходит выпрямление головы

Отчётливо определяется с конца первого месяца

После 5-6 мес

Выпрямляющий рефлекс туловища

К повороту головы присоединяется плечевой пояс и поворот таза вокруг оси тела

Выражен к 6-8 мес

Видоизменяется после 10-15 мес

Рефлекс Ландау

Если ребёнка держать свободно в воздухе лицом вниз, то поднимается голова и наступает тоническое разгибание спины

Мочевыделительная система

Ёмкость мочевого пузыря новорождённого 30 мл, частота мочеиспусканий до 20-25 раз в сутки, суточный диурез 250 мл, относительная плотность мочи 1005-1010. У новорождённого отмечают следующие особенности функционирования почек:

Низкая концентрационная функция, высокая частота мочеиспусканий;

Низкая способность экскретировать избыток солей склонность к отёкам;

Выведение мочевины снижено, а мочевой кислоты - увеличено;

Натрий почти полностью реабсорбируется;

Ограничена способность выведения ионов водорода;

Легко возникает глюкозурия.

Относительно больший диаметр мочеточников, слабо развитые мышечные и эластические волокна обусловливают склонность к пузырно-мочеточниковому рефлюксу.

Олигурия в первые-вторые сутки жизни и «инфарктная моча» (жёлто-кирпичного цвета) на первой неделе жизни - физиологические состояния. Тесная связь лимфатических сосудов почек и кишечника предрасполагает к распространению инфекционного процесса кишечника на почки.

Кровь

У новорождённого в первые дни жизни можно наблюдать более высокое содержание гемоглобина (180-200 г/л), эритроцитов (5-6х1012/л), гематокрита (более 60%), ретикулоцитов (до 15-40%) и цветового показателя (до 1,0-1,1). Содержание HbF достигает 60-85%. В лейкоцитарной формуле в первые дни жизни преобладают нейтрофилы, сдвиг формулы влево. На 4-5-е сутки жизни наблюдается первый «перекрёст», т.е. количество нейтро- филов и лимфоцитов становится примерно одинаковым. В крови отмечается относительно низкая активность тромбоцитов и витамин К-зависимых факторов свёртывания крови, таких, как II, VII, IX и X.

28 дней жизни ребенка принято называть периодом новорожденности (неонатальным периодом). Это самый опасный период жизни ребенка. Из всех детей, умерших до достижения одного года, 70 % умирают именно в течение первых четырех недель после рождения.

А первая неделя жизни входит в перинатальный период.

В момент рождения ребенок попадает из утробы матери, температура которой около 37° С, в комнатные условия. Температура в родильном зале поддерживается обычно в среднем в пределах 20 (от 15 до 20°), и, следовательно, перепад температуры в первые минуты жизни ребенка равен примерно 18°. Это вызывает защитную реакцию новорожденного - рефлекторное повышение мышечного тонуса, поднимающее температуру тела до 36-37°. Чем ниже температура комнаты, тем выше при этом оказывается температура тела новорожденного.

От интенсивности мышечного тонуса зависит и степень полноценности первых в неутробных дыханий: вдоха, объем которого у физиологически зрелого новорожденного составляет 30-35 куб. см, и последующего выдоха - „первого крика”. Этот крик может служить критерием качества дыхания: чем громче крик, тем полноценнее выдох и тем самым предшествующий ему вдох. Полное расправление легких новорожденного происходит уже через минуту-полторы после выхода из чрева матери.

В первые мгновения после появления на свет ребенок еще продолжает получать от матери питание (и кровь) через пуповину. Поэтому перевязывать пуповину следует не раньше, чем прекратится ее пульсация - чтобы новорожденный успел получить из плаценты максимум содержащейся в ней крови.

Взрослый человек, оказавшийся без одежды, т. е. голым при комнатной температуре (18-20° С), может поддерживать постоянную температуру тела (36-37°) двумя путями:

во-первых, снижением теплоотдачи, т. е. сужением кровеносных сосудов кожи (вазоконстрикцией), снижением потовыделения или даже полным прекращением действия потовых желез;

во-вторых, повышением образования тепла, т. е. повышением тонуса скелетной мускулатуры, доходящей до дрожи.

Повышение мышечного тонуса у новорожденных сразу после рождения, при резком понижении температуры среды вызывает, наоборот, не снижение, а повышение теплоотдачи. При этом кровеносные сосуды кожи расширяются (вазодилятация), и ребенок не бледнеет, а розовеет. Более высокая теплоотдача предупреждает возможность возникновения повышенной температуры тела вследствие рефлекторно вызванного повышения мышечного тонуса.

Сразу после рождения (точнее, после перевязки пуповины) новорожденный, уложенный на специальный стол в родильной комнате, приобретает специфическую позу - сгибательную гипертонию: головка сгибается по отношению к туловищу, сгибаются локти, пальчики сгибаются в кулачок, сгибаются колени, пальчики стопы сгибаются к подошве.

Всякое дополнительное раздражение - легкое пощипывание, световой поток, резкие, даже не очень громкие звуки - усиливает степень сгибательной гипертонии.

Новорожденный еще не поворачивает головку в сторону вспышки света или источника звука, но отвечает на такие раздражения сгибательным вздрагиванием. О степени выраженности сгибательной гипертонии (у рождающихся физиологически зрелыми детей) можно судить по сопротивлению ребенка попыткам врача (акушерки) разогнуть локтевой или коленный сустав.

Такое сопротивление - первый диагностический признак физиологической зрелости новорожденного. Этот признак сочетается с розовым
цветом кожи - невзирая на оголенность ребенка и температуру в родильной комнате, существенно более низкую, чем в чреве матери.

Для более точной диагностики состояния только что родившегося ребенка необходимо иметь портативный электрокожный термометр и такой же омометр - для оценки потовыделения.

В области лба новорожденного температура кожи составляет обычно 34,5°; в плечевой области - 33,8°, груди - 35°, живота - 35,2°, бедер и верхней части голени - 34°, стопы - 30,3°. Это намного выше температуры соответствующих участков кожи взрослых. Довольно значительная разница температур кожи груди - стопы (около 5°) показывает хорошую терморегуляцию новорожденного, а также высокий уровень теплоотдачи и, соответственно, высокий уровень теплопродукции.

У родившегося физиологически зрелым ребенка сразу же устанавливаются полноценные реакции терморегуляции. Однако до последнего времени считалось, что терморегулирующие реакции новорожденного еще несовершенны, что лишь в процессе дальнейшего развития в организме ребенка созревают механизмы химической терморегуляции, и лишь после этого - физической. Это неверно. В действительности реакции химической (рефлекторная стимуляция скелетных мышц) и физической терморегуляций у новорожденных столь же совершенны, как и терморегуляция у взрослых, но имеют свои отличительные особенности.

Следует отметить, что физиологически зрелый новорожденный не должен оставаться оголенным на столе более 20-30 минут - время, в течение которого он может сохранять постоянную температуру тела. После этого срока мышечный тонус новорожденного снижается, и температура его тела падает. Чтобы этого не случилось, необходимо предупредить дальнейшее охлаждение - облачить ребенка в предлагаемую нами специальную одежду (см. рис. 2)

Итак, в течение 20-

30 минут необходимо проделать туалет новорожденного, диагностическую оценку его физиологической зрелости - и сразу же одеть ребенка.

Одежда новорожденного должна обеспечивать сохранение ребенком ортотонической позы сгибательной гипертонии. Это, в частности, позволяет уменьшить поверхность его тела и снизить теплоотдачу. Рекомендуемое и поныне ТУГОЕ ПЕЛЕНАНИЕ, при котором насильственно вытягиваются ручки и ножки младенца, не только нарушает химическую теплопродукцию, но и увеличивает поверхность теплоотдачи. Кроме Того, тугое пеленание в какой-то степени препятствует нормальному кровообращению и может отрицательно сказаться на развитии нервно-мышечной системы. Наконец, тугое пеленание сразу же после рождения заглушает в ребенке естественный „инстинкт свободы” (по И. П. Павлову - „рефлекс свободы”). Этот „восточный” обычай неосознанно вызывает у ребенка привычку подчиняться, подавляет волю, затрудняет поиск своего „Я” и в конечном счете весьма вредно влияет на психику развивающегося индивидуума.

Физиологически обоснованной для новорожденного может быть лишь одежда, НЕ СТЕСНЯЮЩАЯ естественной (ортотонической) позы ребенка, не препятствующая осуществлению его специфических движений. Эго может быть кофточка или распашонка из бумазеи или фланели с тесемками спереди; при завязывании тесемок один край распашонки должен заходить на другой. Возможна также комбинация с зашитыми на концах штанишками. Наряду с распашонками возможно использование подгузника, который (вместе с пеленкой) не должен искажать согнутого положения ножек. Поэтому не следует вытягивать ножки ребенка.

Такая одежда, предложенная нами в 1950 г., не была тогда принята. Однако с 1954 г. она принята в роддомах Чехословакии и лишь с 1956 г.- в нашей стране. Позднее такая одежда принята Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и рекомендована всем странам, входящим в ВОЗ, в том числе и нашей стране. Однако и по сей день ее используют не во всех роддомах; но и там, где используют, лишь с четвер- того-пятого дня, а в первые дни чаще всего применяют тугое пеленание.

Тем не менее многие молодые родители в нашей стране, следящие за рекомендациями в печати, после возвращения ребенка из роддома пользуются описанной выше одеждой.

Не позднее чем через 20-30 минут новорожденный должен быть подан матери для первого кормления грудью.

При нормальном протекании беременности молочные железы матери образуют к этому времени молозиво, и новорожденный может получить 40-60 мл его. По мере заполнения желудка растяжение его стенок рефлекторно вызывает замедление сосательных движений, ребенок засыпает на материнской груди, и его в сонном виде осторожно переносят в кроватку, поставленную рядом с кроватью матери.

Еще с 30-х годов мы проводили исследования особенностей лактации (образования молока) вначале у животных, а затем и у человека. Выяснилось, что практикуемое кое-где и по сей день позднее начало кормления (через сутки после рождения и более) вредно и для матери, и, особенно, для ребенка.

В „Справочнике по детской диетике” (1977 г.) И. М. Воронцов и А. В. Мазурин отмечали: „До сих пор продолжает дискутироваться вопрос об оптимальном времени первого прикладывания к груди. Во многих зарубежных странах принято осуществлять первое прикладывание еще в родильной комнате, буквально через 15-20 минут после рождения ребенка”. Авторы, к сожалению, не указали, что практикуемое в этих странах раннее начало вскармливания грудью впервые предложено в нашей стране, хотя далее следует: „Среди советских ученых также имеются сторонники раннего прикладывания к груди (И. А. Аршавский)... Тем не менее в практике отечественной педиатрии эта методика пока не находит распространения, и это связано с клинической аргументацией, требующей щадящего отношения и к матери, и к ребенку в первые часы после рождения”. Это ложное понимание гуманности. В действительности, истиннная гуманность предполагает осуществление контакта между матерью и ребенком сразу же после родов.

Позднее прикладывание ребенка к груди матери нельзя считать „щадящим”; при этом существенно нарушается естественная физиология как организма матери, так и младенца. В самом деле, ребенок, получавший до рождения от матери питательные вещества непрерывно, обрекается сразу после рождения на длительное голодание.

В 1980 г. ВОЗ признала обязательным для всех стран предложенный нами еще в 1952 г. метод раннего вскармливания грудью через 20-30 минут после рождения. Этот метод очень скоро стал использоваться во многих странах мира. Наша страна тоже входит в ВОЗ; у нас метод должен был применяться с начала 1981 г. Однако даже в случае издания соответствующего приказа Минздравом на практике применять метод в нашей стране было бы невозможно, ибо принятая у нас практика наркотического обезболивания родов ИСКЛЮЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ раннего начала кормления: так называемые лекарственные вещества, введенные в кровь матери во время родов, проникая через плаценту в кровь плода, наркотизируют его нервные центры и только что родившийся младенец не может реализовать необходимые сосательные движения. А мать не может осуществить „установку на лицо” родившегося ребенка. Так, вследствие возникающей у матери гипогалактии, новорожденный лишается самого главного - молозивного периода кормления грудью.

Молозиво является очень важным не только благодаря содержанию в нем белка (казеина), углевода (лактозы), жира (липидов), но и имеет существенное иммунобиологическое действие. В молозиве содержатся такие сложные белки, как альбумины, глобулины (иммуноглобулины - 1g), т. е. естественные антитела, связывающие чужеродные вещества (антигены), с которыми рождающийся организм может прийти во взаимодействие. У новорожденных эти белки, в отличие от белка казеина, еще не подвергаются расщеплению пищеварительными соками и переходят в неизменном виде в их кровь. Наконец, в молозиве содержится лизоцим - фермент, обладающий бактерицидными свойствами, естественный физиологический антибиотик. Через пассивную иммунизацию мать обеспечивает высокую иммунобиологическую устойчивость новорожденного к различным инфекционным заболеваниям (например, сепсису, пневмонии, кишечным заболеваниям). Позднее же начало кормления угнетает лактацию, и в первые дни у матери возникает состояние, известное под названием гипогалактии; новорожденный лишается самого главного, что ему требуется после рождения, не только питательных веществ, но и иммунизации молозивом.

В условиях нормально протекающей беременности плод рождается с ярко выраженными показателями естественного иммунитета. Это проявляется в клеточном иммунитете (высоко выраженная фагоцитарная активность лейкоцитов, которые, образно выражаясь, „пожирают” бактерии). А так же в гуморальном иммунитете. После кормления молозивным молоком уже через 2-3 дня после рождения естественные иммунозащитные возможности младенца становятся в четыре и более раз выше, чем у матери. Ребенок, родившийся физиологически зрелым, если не нарушается его естественная физиология, не только не может умереть, но даже не может заболеть.

Существенное значение имеет раннее начало кормления не только для младенца, но и для матери. Через акт сосания у нее происходит стимуляция передней доли гипофиза и образуется гормон пролактин; при одновременной стимуляции задней доли гипофиза образуется гормон окси- тоцин. Оба гормона способствуют как дальнейшему развитию функции клеток молочной железы (лактогенез), так и полноценной молокоотдаче. Именно поэтому позднее начало кормления может привести к недостаточному образованию пролактина и окситоцина и к возникновению ги- погалактии.

Окситоцин, кроме того, способствует сокращению матки, бескровному отделению плаценты и, что еще более важно, исключает послеродовые кровотечения. Таким образом, раннее начало кормления способствует быстрой инволюции (сокращению) матки и предупреждает ту патологию, которая может иметь место при задержке сокращения матки. А такая задержка может наступить именно по причине позднего начала кормления. Наконец, выделяемое в первые дни кормления молозиво, содержащее большое количество лизоцима, способствует обильному смазыванию кожи груди матери и тем самым препятствует заболеванию маститом.

Чем же расплачиваются новорожденные в связи с поздним началом кормления грудью матери - через сутки, двое и даже трое? Их ожидает потеря в весе от 150 г и более, она названа „физиологической”. Затем - желтуха, вследствие того, что у него в связи с голоданием образуется ацидоз, т.е. то эакисление крови, которое, нарушая функцию печени, исключает для нее возможность переводить непрямой биллирубин в прямой. Непрямой биллирубин, поступая в кровь, обусловливает желтуху, названную также „физиологической”. Впоследствии это в подавляющем числе случаев завершается заболеванием печени. В крови новорожденных, помимо того, что они лишены возможности получения из молозивного молока тех белков, которые повышают их естественный иммунитет, снижается содержание собственных. Это называется „физиологической” гипопротеинемией. Новорожденные теряют воду. Из-за чего не только резко сокращается выделение мочи („физиологическая” олигурия), но и резко сгущается кровь. Это также называется „физиологическим” экси- козом, т. е. состоянием, вызванным потерей воды. В результате уже в пределах первого месяца жизни возникает дальнейшее снижение содержания эритроцитов и гемоглобина в крови. И это сильнейшее отклонение от нормального развития характеризуется современной педиатрией как состояние якобы неизбежное и даже естественное для родившихся младенцев, а посему и названное „физиологической” анемией. Отсюда можно понять заболевание крови у новорожденных, в частности, злокачественных и известных под названием лейкозов. Они возникают у тех детей, у которых из-за позднего начала кормления грудью матери развивается резкое закисление крови (ацидоз). Мы перечислили еще не все последствия. Но и из сказанного можно понять, почему дети, рождающиеся совершенно здоровыми и физиологически зрелыми, уже в роддоме приобретают симптомы, свойственные младенцам, появившимся на свет физиологически незрелыми. Итак, создаваемое состояние резкого отклонения от нормы и представляющее собой несомненную патологию, узаконено как состояние, якобы „физиологическое”. Всего этого можно избежать при условии раннего начала кормления грудью матери (через 20-30 минут после появления младенца на свет).

Когда мать впервые видит своего только что родившегося ребенка, когда она начинает его кормить - лицо и, особенно, глаза матери приобретают черты ни с чем не сравнимой духовной красоты. А ее наслаждение несравнимо ни с какими другими эмоциями во всей ее жизни. У матери как бы пробуждается всепоглощающая нежность к только что рожденному ею ребенку. Все жизненные невзгоды кажутся матери несущественными и отходят на второй план, весь внутренний духовный мир матери как бы облагораживается. Это материнский инстинкт, пробуждающийся даже у тех женщин, которые первоначально и не хотели иметь ребенка. Такое чувство наслаждения повторяется и при каждом последующем кормлении грудью.

Сосательные движения ребенка рефлекторно стимулируют у кормящей матери образование тех гормонов и, в частности, нейропептидов, в числе которых эндорфин, нейтрализующий болевые ощущения и вызывающий положительные эмоции („радостные ощущения”). Эти гормоны с молоком матери получает и ребенок, у которого тем самым вызываются ответные положительные эмоции. В него как бы „вливается доброта”, которую „недополучают” дети, вскармливаемые искусственно.

При рождении физиологически зрелого ребенка и раннем начале вскармливания грудью у младенца обычно вызываются только положительные эмоции. Отрицательные эмоции могут возникнуть (у физиологически зрелого младенца) лишь при несоблюдении гигиенических условий или неправильном поведении родителей и других окружающих лиц. Принятые в литературе указания, что якобы дети родятся с отрицательными эмоциями и лишь позднее возникают положительные, не соответствуют действительности.

Во многих роддомах принято подавать ребенка матери б раз в сутки. Такой „распорядок”, удобный для обслуживающего персонала, мы считаем необоснованным.

После первого кормления непосредственно в родильной комнате (не более, чем через полчаса после родов!) следующее кормление должно быть в палате, где кроватку ребенка следует поставить рядом с кроватью матери. Время второго и последующих кормлений должно определяться самим ребенком.

У физиологически зрелого новорожденного молоко всасывается (т. е. удаляется из желудка) в среднем через 2,5-3 часа, у каждого ребенка в РАЗНОЕ ВРЕМЯ. Опустевший желудок вызывает очередное возбуждение пищевого центра - это чаще всего проявляется криком, ребенок как бы требует очередного кормления, и мать охотно (с удовольствием!) кормит своего ребенка. Физиологические процессы в организме ребенка в первые дни после рождения протекают БЕЗ ночного перерыва, поэтому ребенка следует кормить столько раз в сутки, сколько он „просит”, иногда до 8 раз.

Наши рекомендации НЕ РАЗЛУЧАТЬ ребенка с матерью вызвали еще в 50-х годах резкие возражения. В педиатрических руководствах главным среди правил обслуживания новорожденных считалось „обязательное. разобщение новорожденных и рожениц. Как нами установлено, такое разобщение, как и позднее начало кормления грудью, для развития ВРЕДНО. Так, заболеваемость раноприкладываемых новорожденных в 34 раза ниже, чем поздноприкладываемых.

Как показали наши исследования, даже физиологически зрелые новорожденные, попадая в принятые в наших роддомах принципиально неверные гигиенические условия, не соответствующие особенностям их физиологии, могут стать физиологически незрелыми и, следовательно, подвергнуться многим заболеваниям, особенно в возрасте до одного года. Отсюда высокая детская смертность в нашей стране (56-е место в мире!).

А при соблюдении гигиенических условий, соответствующих специфическим особенностям физиологии новорожденных, дети, родившиеся физиологически зрелыми, подчеркнем еще раз, не только не могут умереть, но даже не могут заболеть!

Рождение малыша это самая большая радость в жизни каждой семьи. Правда, вместе с радостью в дом приходят и дополнительные заботы. Молодые родители, особенно, воспитывающие первенца, часто становятся в тупик, поскольку не отдают себе отчета в особенностях новорожденного. Маленький человечек, недавно появившийся на свет, в значительной степени отличается от детей старшего возраста или взрослых. Поэтому для того, чтобы обеспечить здоровье малыша и его хорошее самочувствие, нужно понимать, что особенности новорожденного делают его очень восприимчивым к определенным воздействиям извне.

Период, когда ребенок считается новорожденным, длится первые 4 недели после его появления на свет. Хотя и по окончанию этого периода некоторые особенности новорожденного ребенка остаются. По мере роста, малыш продолжает адаптироваться к окружающей среде.

Каковы особенности новорожденного ребенка?

Сразу после рождения нельзя не заметить физиологические особенности новорожденного ребенка. Первый крик малыша запускает работу многих систем, которые до этого момента находились в состоянии ожидания. Они не могут сразу начать работать в полную силу, для этого требуется время. Рассмотрим, каковы же основные физиологические особенности новорожденного:

  • Кожа ребенка при рождении нежная и тонкая. Ее отличительной особенностью является повышенная чувствительность, поэтому раздражения и ссадины на коже малыша не редкость. К моменту рождения младенец имеет хорошо выраженный подкожный жировой слой. Кожа пронизана большим количеством капилляров, поэтому ребенок быстро краснеет при перегревании или крике.
  • Система терморегуляции сразу после рождения еще не развита. Это приводит к тому, что малыш быстро перегревается, или, наоборот, остывает. Определить, тепло или холодно малышу, можно по внешнему виду его кожных покровов. Если ребенку холодно, кожа бледнеет и покрывается мелкими пупырышками, если же ему жарко, то на коже может выступать мелкая испарина. Нужно сказать, что новорожденный гораздо хуже переносит перегрев, чем переохлаждение.
  • Мышечно-связочный аппарат у новорожденного также еще не развит. Наблюдается ограничение двигательной активности, сгибательно-разгибательные мышцы постоянно напряжены, поэтому ручки и ножки младенца все время находятся в полусогнутом состоянии. Ребенок не может держать головку, а первые несколько месяцев после родов стремится принять позу, в которой находился в утробе матери.
  • Еще одной анатомо-физиологической особенностью новорожденных детей является рыхлость костной ткани, хотя скелет к моменту родов уже полностью сформирован. В результате этого кости ребенка мягкие и легко деформируются. Некоторые кости представляют собой хрящи и лишь со временем они укрепляются и становятся столь же прочными, как у взрослого человека.
  • Строение черепа – одна из наиболее заметных анатомо-физиологических особенностей новорожденного. Он состоит из отдельных костных долей, которые соединяются между собой мягкой тканью. Такое строение позволяет головке малыша легко пройти сквозь родовые пути. На темени и в лобно-теменной области черепа находятся так называемые «роднички», представляющие собой впадины, закрытые мягкой тканью. По мере роста малыша они закрываются костной тканью. Малый родничок закрывается к 7-8 месяцам, а большой к году.
  • Система кровообращения новорожденного испытывает большую нагрузку, чем у взрослого человека. Частота сердечных сокращений ребенка в спокойном состоянии составляет 120-140 ударов в минуту, а во время крика может повышаться до 160-180 ударов в минуту.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного затрагивают также и органы дыхания малыша. Гортань и носовые ходы выстланы слизистой оболочкой, насыщенной кровеносными сосудами. При этом гортань и носовые ходы короткие, что делает их очень чувствительными к воздействию холода и тепла. Рыхлая слизистая быстро разбухает, что вызывает отек и затрудняет дыхание малыша. Дыхание новорожденного чаще, чем у взрослого примерно в 3 раза. Так, малыш делает от 40 до 60 вдохов в минуту, в то время как взрослый человек всего 18-20 вдохов.
  • Отличается по своему строению и желудочно-кишечный тракт новорожденного. Пищевод у малыша короткий, а размер желудка равен размеру сжатого кулачка ребенка. У детей плохо развит клапан, расположенный между пищеводом и желудком, что приводит к частому забросу пищи из желудка в пищевод, который проявляется у малыша в виде срыгиваний. Тонкий кишечник малыша длинный, но его стенки отличаются проницаемостью для разного рода токсических веществ. Поэтому малейшие нарушения в питании приводят к возникновению проблем.

Психическое развитие ребенка

Особенности развития новорожденного отражаются не только на физическом уровне, они касаются также и его психического развития. В момент рождения психика малыша представляет собой некий набор рефлексов, которые помогают ему существовать в новых условиях первое время. По мере роста ребенка, его психика трансформируется и стремительно развивается.

О зрелости ЦНС говорит наличие всех основных безусловных рефлексов. Психическое развитие ребенка сопровождается созреванием его мозга и постепенным угасанием первичных рефлексов. Особенностью развития новорожденного является тот факт, что к году практически все первоначальные рефлексы исчезают, а малыш приобретает сложные рефлексы и поведенческие комплексы.

В то же время, сразу после рождения ребенок уже обладает определенной чувствительностью. Он может различать вкус, а также реагировать на звук. Реакция на визуальные раздражители происходит, как правило, на 3-5 неделе. По мере созревания нервной системы, совершенствуется зрительное и звуковое восприятие и реакция на внешние раздражители. Это, наряду с совершенствованием двигательных функций, является подтверждением нормального психического развития малыша. Если выявляются особенности развития новорожденного, не соответствующие норме, следует обязательно обратиться к врачу.









2024 © rukaraoke.ru.