Гендерные различия в подростковом возрасте. Гендерный признак и его отличие от полового


На жизненную позицию человека, его мировоззрение, ценностные ориентации, в том числе в области семейных отношений, влияет ряд некоторых особенностей и различий: личностных, возрастных, гендерных. Для нас наиболее интересны последние.

Само понятие “гендер” стало использоваться относительно недавно, оно определяется как “социально-психологический пол” и используется для описания социально-психологических характеристик пола в отличие от биологических .

Гендер (gender)

1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.

2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин "нормативное давление" описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем, таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип

поведения, когда человек полностью согласен с нормами - одобрение, интернализация. Третьим типом является - идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Гендер устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Считается, что впервые термин "гендер" был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд "Пол и гендер": про развитие мужественности и женственности. По мнению Р. Столлера, гендер – это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях, достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол .

Различия между мужчиной и женщиной привлекают большее внимание исследователей. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных.

Рассмотрим различия между мужчиной и женщиной.

Психологические различия

Психологические различия между полами ученые исследуют уже давно, пытаясь найти им объяснение издревле сложившихся стереотипов поведения. Казалось бы, самой природой предназначено мужчине охотиться, ради пропитания и сражаться с врагами, а женщине – баюкать дитя и поддерживать огонь в очаге. А. Гезель обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая. Сравнение интеллекта и способностей показало различия: женщины по сравнению с мужчинами, обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи, однако общий показатель интеллекта у мужчин несколько выше. Восприятие и внимание к изменению деталей обычно лучше развиты у женской части популяции, однако при этом они чаще ошибаются в оценке пространственных отношений. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. В. М. Русалов обнаружил различия в исследовании темпераментных особенностей. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, а у мужчин – показатели энергичности, пластичности и индивидуального темпа .

Проявления эмоциональности можно представить в виде таблицы в сравнении :


По сравнению с женщиной мужчина По сравнению с мужчиной женщина
1. Рационален 1. Чувствительная
2.тверд 2. Гибкая
3. Решителен, склонен к риску 3. Эмоциональная
4. Уверен в себе 4. Отзывчивая
5. Сдержан 5. Тревожная
6. Агрессивен 6. Осторожная
7. Предприимчив 7. Сострадательна
8. Активен 8. Исполнительна
9. Индивидуалист 9. Старательна
10. Замкнут 10. Коллективистка
11. Молчалив 11.общительна

Мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышлении, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, а женщины – легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, эмпатичностью, заботливостью.

Гендерная вариативность речевого поведения

Женщины чаще говорят от первого лица, а мужчины в безличной форме. Женщины реже перебивают собеседника, говорят на более правильном, литературном языке. Их язык избегает фривольностей, резкости, подшучивания, обзываний, слэнга и т.д. женщины предпочитаю общаться инвертированным порядком слов, в их речи имеется больше незаконченных предложений, имеющий свой выразительный подтекст. Женский язык более точен. Как правило, фемининные индивиды бывают лучше ориентированны в названиях цветовой гаммы, в случае использования их в своей работе, а мускулинные личности по этой же причине пользуются терминами, связанными с различным техническим инструментарием. С целью демонстрации своей принадлежности к фемининной субкультуре люди довольно часто перенасыщают речь прилагательными. Обнаружено, что мужской речи свойственны: настойчивость, требовательность, авторитарность, стремление захватить инициативу в разговоре, агрессивность. Мускулинные индивиды, обозначая свою субкультуру, склоны к использованию грубой, ненормативной лексики. Однако в использовании ненормативной лексики мужчины и женщины могут демонстрировать гораздо больше сходства, чем различия, то есть это- вопрос гендерной идентификации, а не половой принадлежности .

Гендер и невербальные средства общения

Межличностное общение в значительной степени осуществляется через невербальные средства коммуникации, которые усиливают или ослабляют речевые воздействия, способствуют определению гендерной идентичности партнеров по общению. В невербальном общении личности ее гендерная идентичность выражается через экспрессивность, невербальную чувствительность, пространственное и тактильное поведение. Во многих исследованиях принято считать женщин склонными к улыбке, чем мужчин, психологи пришли к выводу о том, что это невербальное проявление поведения также связано с гендерной идентичностью. Другой элемент невербального поведения – контакт глаз - также взаимосвязан с гендерными характеристиками. Женщины чаще и дольше смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, а у мужчин не наблюдается значимых различий в частоте смотрения в периоды слушания и говорения. При изучении тактильного поведения отмечено, что мужчины чаще используют прикосновения к другим, а женщины чаще прикасаются друг к другу, их прикосновения более интимны .

Взаимопонимание и гендер

Возникновение и успешное развитие отношений, как и процесса межличностного общения, возможно лишь в том случае, если между его участниками установлено взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают характеристики, чувства, намерение друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые складываются между ними, и способы, с помощью которых будет осуществляться совместная работа. Основными источниками формирования представлений о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Внешность, прежде всего очертания прически, позволяет нам конструировать образ гендерной идентичности партнера. На интерпретацию внешнего облика партнера по общению влияет маскулинность- фемининность партнеров общения, проявляющиеся в их гендерной интерпретационной схеме, позволяющей наделять их определенными гендерными характеристиками и вписывать их в определенные модели гендерных отношений .

Особенности морального сознания у мужчин и женщин

В своих исследованиях моральных отношений людей Л. Колберг выделил основу – личную честность и уважение прав других. Проявления "мужской и женской" морали отмечались многие исследования. Так, ранжируя по значимости 15 терминальных ценностей М. Рокича, российские женщины ответили " честности" 7-е место, а "правдивости"- 11-е. Мужчины "честность" поставили на 6-е место, а "правдивость" на 9-е. В США мужчины, и женщины отводят указанным ценностям 1-е и 2-е места.

У мужчин ложь и обман, как правило, бывают ситуативными: они точнее женщин могут описать ситуацию, в которых лгут, и отчетливо осознают, зачем, с какой целью они это делают. А поскольку они знают обстоятельства, в которых нарушают известную им моральную норму, то критичнее женщин относятся к собственной честности. Описывая сущность лжи и обмана, мужчины обычно дают когнитивную и моральную оценку суждений, не соответствующих объективной реальности. Женщины подчеркивают, что в общении наиболее сильное эмоциональное впечатление у них вызывает не искажение фактов, а ложь и обман (иногда свои, иногда чужие) с целью сокрытия или представлении в неверном свете подлинных мыслей и чувств .

Сравним личностные качества, которые более развиты у мужчин и женщин, и представим в виде таблицы .

У мужчин У женщин
1. Логика 1. Интуиция
2. Обобщение 2. Анализ
3. Восприятие в целом 3. Внимание к детям
4. Склонность к абстракциям 4. Конкретика
5. Романтизм 5. Практицизм
6. Ориентация в пространстве и времени 6. Ловкость и чуткость рук
7. Техническая направленность 7.гуманитарная направленность
8. Мотив достижения успеха 8. Мотив отношения с окружающими
9. Стремление к лидерству 9. Умение подчиняться
10. Склонность к новаторству 10. Следовать правилам
11. Желание быть первым у женщин 11. Желание быть единственной

На основании таблицы мы можем сделать вывод, что личностные качества представляют собой специфическую конструкцию психологических черт, поведенческих моделей которые раскрываются в мужских и женских сферах деятельности.

Гендерные характеристики влияния

В процессе общения люди сознательно или неосознанно воздействуют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих личностных потребностей, которые сопряжены с гендерными характеристиками человека.

Спектр воздействия достаточно широк. Женщины с выраженной способностью личного влияния (впрочем, как и мужчины) отличаются от среднестатистической выборки своего пола и являются нетипичными женщинами. По отдельным своим свойствам они приближаются к среднестатистическим мужчинам. Исследователи данного феномена дают этому следующее объяснение: чтобы влиять на других людей, мужчинам и женщинам необходимо более широкий спектр свойств, включающий как мускулинные, так и фемининные черты. По мнению В. М. Погольши, именно андрогинность способствует более полному развитию и реализации социально- психологического потенциала личного влияния, позволяет наилучшим образом адаптироваться к окружающей обстановке, к конкретному человеку или ситуации и параллельно изменять их. Влиятельные женщины способны приобретать черты, свойственные противоположному полу. Так, женщины к своим женским чертам – пониманию, мотивации помощи, эмпатии, невротичности, общительности, добавляют черты, свойственные в целом мужской выборке в виде агрессивности, уверенности, мотива достижения .

Таким образом, различия между мужчиной и женщиной – интеллектуальные, эмоциональные – существуют, но они скорее носят качественный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность, по-разному ее оценивают. Существуют различия в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, имеющие причинами как социокультурную действительность, так и биологическую природу. Генетически мужчина и женщина приспособлены в процессе развития для выполнения различных функций: мужчины создают новое, женщины сохраняют. Эта общая закономерность находит свое выражение в интеллектуальных различиях, в частности, в креативности.

Женщины ищут постоянства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосабливаясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меняются, и они приспосабливают обстановку к себе, насколько это возможно.

Наряду с явными женскими признаками организма, принимается во внимание хромосомный набор, так как иногда вместе с женскими половыми органами соседствуют . Это дает спортсменкам преимущества в соревнованиях.

В настоящее время при помощи современной медицины пол можно изменить.

Гендерный признак, в отличие от полового, является социальным, общественным, приобретенным в результате воспитания. На людей оказывает большое влияние культурное бессознательное окружения. Так как гендер – явление социальное, оно претерпевает изменения одновременно с развитием социума и культуры. К примеру, еще в 19 веке считалось, что мужчина обязательно носит короткую прическу и брюки, а женщина - длинные волосы и платье. В настоящее время эти вещи не считаются признаком гендера.

Смысл понятия «гендерный стереотип»

Гендерный признак, приписываемый женщинам и мужчинам, живуч в массовом сознании. В неразвитом обществе он давит на индивидов, навязывая определенные формы социального поведения. Например, считается, что мужчина – это «добытчик», он обязательно должен зарабатывать больше жены. Считается также, что мужчина должен быть агрессивным, напористым, заниматься «мужскими» профессиями, карьеру на работе, увлекаться рыбалкой, спортом. Женщина же должна быть эмоциональной и мягкой, уступчивой и покладистой. Ей «предписывается» выйти замуж, иметь , заниматься «женскими» профессиями, основное время она должна посвящать семье.

В разных обществах гендерные стереотипы могут отличаться. К примеру, в Испании умение готовить является признаком настоящего мачо, тогда как у славян - это чисто женское занятие.

Подобные стереотипы порождают для некоторых гендерные проблемы. То есть, муж, находящийся в декретном отпуске по уходу за , жена, кормящая семью, мужчина, который увлекается вышиванием, женщина, делающая карьеру вместо замужества - все они подвергаются социальному осуждению за несоответствующее полу поведение. Таким образом, гендерный признак является социальным стереотипом, который приводит также к дискриминации по половому признаку, так как руководящие роли в обществе часто отводятся мужчинам. Многими развитыми странами проводится специальная гендерная политика: государство старается услышать проблемы своих граждан и устранить неравенство по половому признаку. В этих целях создается кодекс законов, ведущих к формированию общества, равного для всех людей.

Слово «гендер» в буквальном переводе означает «пол». Тем не менее, смысловое наполнение этих двух терминов различно. Это особенно ярко проявляется в таком понятии, как «гендерная политика».

Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и . Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.

Различие между полом и гендером

Источники:

  • Основные механизмы гендерной политики

Бессознательное и сознательное – два эти понятия входят в концепцию в психологии, характеризующую две тесно связанные стороны представлений человека о собственной личности. Поэтому, если речь заходит о бессознательном, нельзя не затронуть и сознательное. Несмотря на то, что обычно эти аспекты личности противопоставляются, они все же формируют единое целое, хотя и работают на разных уровнях.

Инструкция

Сознание, иначе называемое сознательное, это форма, в которой предстает объективная реальность, отраженная психикой человека. Нельзя сказать, что сознательное и реальность совпадают, но можно утверждать, что между ними есть нечто общее. Именно сознательное и является связью между реальностью и бессознательным, на его основе человек формирует свою картину мира.

Бессознательное иначе называют подсознанием. Это различные процессы в человеческой психике, которые не управляются им самим, чаще всего, они вообще не осознаются и не находят отражения в разумной деятельности. Даже если поместить подсознательное в определенных его аспектах в фокус своего внимания, уловить его чрезвычайно трудно.

Бессознательное может проявляться в нескольких аспектах. В первую очередь, это неосознаваемая человеком мотивация к действию. Может быть так, что истинные причины поведения неприемлемы с точки зрения этики или социальности личности, поэтому они не осознаются. Бывает, что несколько истинных причин поведения вступают в явное противоречие, и хотя они побуждают к одному действию, часть из них располагается в области бессознательного, поэтому противоречия в голове человека не возникает.

Во вторую очередь, к бессознательным относятся различные алгоритмы поведения, которые настолько отработаны человеком, что воспринимать их даже не нужно, чтобы не занимать ресурс мозга. Третье проявление бессознательного – это восприятие. Обычно, чтобы обработать информацию об имеющейся ситуации, мозгу приходится анализировать огромный объем информации, и если бы каждое действие происходило сознательно, человек бы не смог среагировать на раздражитель. Также к бессознательным относят процессы интуиции, вдохновения, озарения и подобные явления. Они тоже базируются на накопленном в бессознательном пласте информации, который используется непонятным для сознания образом.

Первым теорию бессознательного начал разрабатывать Зигмунд Фрейд – австрийский психолог. Его заинтересовал тот факт, что неосознанные мотивации людей проявляются в снах, невротических патологиях и творчестве, то есть, в состояниях, когда человек не особенно себя сдерживает. Фрейд заметил, что противоречие между сознанием и желаниями, диктуемыми подсознанием, нередко приводит к внутренним конфликтам у человека. Метод психоанализа призван разрешить это противоречие и помочь человеку найти приемлемый выход для реализации подсознательного напряжения.

Фрейдовскую теорию подсознательно развивали австрийский ученый Карл Густав Юнг, который выявил бессознательные процессы не только одной личности, но и коллективные, а также Жак Мари Эмиль Лакан, который провел параллель между психоаналитикой и лингвистикой и предлагал лечение пациентов лингвистическими методами. С ним оказались согласны далеко не все психотерапевты, хотя в ряде случаем метод Лакана действительно приводил к успеху.

Видео по теме

Полоролевая идентичность как мужская, так и женская формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в управлении, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» и «женских» ролях в управленческой деятельности довлеют среди значительной части населения.

Типично мужской образ, описанный еще в 1960-е годы, сохраняется до сих пор и включает набор черт, связанных с мужской компетенцией, рациональным мышлением и активной жизненной позицией, а типично женский - с социальными и коммуникативными навыками, душевной теплотой и эмоциональной поддержкой.

В последние десятилетия произошли существенные изменения в позитивном направлении по участию женщин в руководстве не только предприятиями, но и в управлении государством. Так на управленческих местах в семидесятые годы 20 столетия в США было 16% женщин, а уже в девяностые их стало до 40%. По мнению психологов в настоящий период происходит снижение половых различий при занятии руководящих должностей женщинами из-за усиления процессов самоактуализации Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

Проблема учёта гендерных различий в управленческом процессе возникает чаще всего в предвыборный период. Различия между мужчинами и женщинами исследователи проводят по пяти основным направлениям.

1. Различия на генетическом уровне. У мужчин доминирует правое полушарие, которое отвечает: за распознавание зрительных и музыкальных образов; за сознательную ориентацию в пространстве; за более развитое абстрактное мышление. Преобладает оперативная память и нестандартность мышления. Мужчины являются носителями изменчивости. У женщин более развито левое полушарие, которое отвечает: за регуляцию речи, письма и счета; за интуитивную ориентацию в пространстве; за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, доминирует долговременная память и консервативность мышления. Они являются носителями наследственности.

2. Различия на физическом уровне. У мужчин большая масса тела и большая физическая сила. Мужской тип руки отличатся более короткими и утолщенными пальцами; указательный палец короче безымянного (один из показателей мужской асимметрии). Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожен при работе с инструментом (чаще травмируется). У него доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали. Мужчина изучает в первую очередь окружающую среду и объекты, с которыми контактирует. Предпочтение отдается практическим действиям перед вербаликой.

У женщин меньшая масса, но большая грация, гибкость и подвижность. Женский тип руки характеризуется тонкими и удлинёнными пальцами, указательный палец длиннее безымянного (как элемент женской асимметрии). Женщины быстрее развивают точность и координацию движений; аккуратны и осторожны при работе с предметами; у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Визуальное восприятие у женщин происходит по горизонтали. Женщины изучают в первую очередь себя и своё окружение, и у них сильная тяга к вербальной деятельности.

3. Различия на когнитивном уровне. У мужчин доминирует качественный подход к изучению нового материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Им свойственны широкий полёт фантазии и бесшабашность, большая тяга к абстрагированию и философствованию. Преобладает синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе. Наблюдается склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность. Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.

Женщинам свойственна стройность и чёткость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и к исполнительности; им присущи интуиция и предусмотрительность, большая конкретность мышления, аналитический подход, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе. Наблюдается пристрастие к монологу и повествованию, расчётливость. У женщин ниже скорость концентрации внимания, в критических ситуациях они часто теряются. У них более развиты эстетические способности и способности к языкам. Они раньше различают цвета и оттенки, прочнее овладевают трудовыми навыками, учатся более ровно.

4. Различия на психологическом уровне. У мужчин быстрая реакция на взаимодействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится с трудом, а иногда и через резкое действие. Они более логичны и склонны к общению. Мужчины чаще впадают в состояние аффекта, а их чувства более драматичны. Мужчина более индивидуален по своей природе. Самохарактеристика его более объективна, так как анализируются реальные события и явления. У многих наблюдается относительно небольшой словарный запас и объём кратковременной памяти, но в то же время они обладают творческим характером мышления.

У женщин адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слёзы). Они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слёзы. Полагаются больше на интуицию, склонны к анализу и чаще находятся во власти настроения. Чувства у них более оптимистичны. Самооценка у них субъективна, так как упор делается в основном на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты. Обладают хорошим объёмом кратковременной памяти и неплохим словарным запасом. У женщин более высокие показатели развития внимания: изобразительность, объём, переключаемость.

5. Различия на уровне общения (коммуникативный компонент). Мужчины воинственны и более агрессивны, чаще проявляют твёрдость и суровость; более постоянны в дружбе и своих привязанностях; более в своих действиях, любят риск, способны к работе с элементами риска, с нестрогой программой действий. Наблюдается резкое чередование активности и пассивности, проявляется больше властности и дерзновения, стремления руководить: они подчиняются с трудом. Мужчинам присущ дух соревнования в силе, ловкости и уме. Наблюдается любовь к силовому спорту и технике; интерес к самоутверждению в своей профессии на личностном уровне. Противоположный пол - цель, а не средство (актуализация на своих проблемах и возможностях). Чаще всего отмечается неустойчивость интересов и склонностей в период полового созревания.

Женщина сострадательна и более человеколюбива, чаще проявляет большую нежность и заботу. Склонна к переменам и разнообразию в общении. Более осторожна и осмотрительна в деятельности, обладает способностью, к тонкой, однообразной работе (сборка часов, вязание и т.п.). Наблюдается способность тела к спокойным, равномерным движениям; большая старательность и послушание, и как следствие - готовность скорее подчиняться, чем руководить. Женщинам присущи соревновательность в овладении вниманием противоположного пола; культ красоты и женственности с детства. У них чаще проявляется любовь к легкой атлетике, танцам и т.п. Высок интерес к самоутверждению среди себе подобных на межличностном уровне. Противоположный пол средства для достижения своих целей. Женщина устойчива и настойчива в своей женской роли и своём предназначении с детства Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

Всё вышеизложенное является доказательством того, что между мужчиной и женщиной существуют реальные различия, но они никак не учитываются при проведении предвыборной компанией кандидатами в органы власти.

Проведенные исследования показывает, что женщина-предприниматель, например, с доминантой по мужскому гендеру легче общается с мужской аудиторией, а мужчина с доминантой по женскому гендеру легче контактирует с женской аудиторией или с женской частью смешанной аудитории. Так, например, до распада СССР мы видели в органах власти женщин, которых можно отнести к мужскому гендеру. Для получения места во властных структурах как мужчинам, так и женщинам было необходимо пройти комсомольские коридоры в которых шёл в основном бессознательный отбор маскулиннх женщин. За тем их назначали третьими секретарями райкомов или горкомов партии.

После распада Союза, в период становления рыночных отношений женщины, имеющие мужской гендер стали заниматься предпринимательством и многие из них получили позитивные результаты, а вот в политической карьере, т.е. в избрании их на выборные должности, совершенно противоположные результаты и до сих пор. Проведённые исследования женских движений в городе Челябинске и их членов показывает, что они в основном имеют мужской гендер, а в период предвыборной и выборной кампании они обращаются к женской аудитории и пытаются провести свои предвыборные программы через женщин, имеющих феминные качества личности, что негативно влияет на результаты выборов.

Кроме того, следует отметить, что женщине труднее пройти во власть не только по вышеперечисленым причинам, но и потому что со времён Гиппократа женский пол ассоциировался с неизвестным, мистическим и опасным. Подобные верования приписывали женщинам иррациональность, неразумность, что приближало их к описанию психически и умственно больных или нестабильных.

В средние века представления о женском сумасшествии проявилось в известной «охоте на ведьм»: христианская церковь преследовала и сжигала на кострах женщин, отличившихся чем-либо или случайным образом отобранных в связи с их «ненормальностью». Достаточно было женщине быть более активной, чем предписывалось в те времена, или защищать какую-либо идею, и тут же её клеймили как еретичку или сумасшедшую Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что женщине труднее пройти во властные структуры, но прохождение в органы власти по нашему мнению может осуществляться по нескольким направлениям. Во-первых, это способность женщины оценить себя по доминантному гендеру и широко использовать свои коммуникативные способности при прохождении во власть.

Во-вторых, необходимы изучение и отработка методов и приёмов при коммуникации с тремя видами коллективов: мужском, женском и гетерогенном. Так при общении в мужских коллективах использовать примеры на рациональную и доказательную сферу, а при выступлениях перед женскими аудиториями оказывать воздействие на эмоциональную сферу слушателей.

В-третьих, важно продумывать содержательную часть выступления, а для этого желательно провести социологические исследования по потребностям и запросам электората, проживающего на территории, где будут проходить выборы.

В-четвёртых, необходимо всестороннее изучение опыта и специфики всех предыдущих избираемых на этом участке представителей власти.

В-пятых, желательно хорошо знать все пять направлений ваших оппонентов (на генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и коммуникативном уровнях). С целью эффективного использования их в предвыборной работе.

В-шестых, для снятия женской «ненормальности» использовать гендерно-ориентированные стороны при выступлениях в СМИ, а также хорошо знать свое поведение перед слушателями.

Указанные выводы необходимо использовать в рамках предвыборной программы партий для привлечения к участиям в выборах женской части населения страны.

Если не касаться анатомических и гормональных различий, то в чем еще состо­ит разница между мужчиной и женщиной? До сих пор неясно, являются ли характе­рологические особенности полов и их различия в способностях врожденными или приобретенными. Бегли и Кари (Begley and Carey, 1979), изучавшие эту проблему на обезьянах, получили данные, согласно которым можно предположить, что агрес­сивность связана с мужскими гормонами. Однако ни одно из проведенных исследо­ваний не смогло достоверно доказать, что половые различия в уровне агрессивности обусловлены только гормональным влиянием. Агрессивность - не единственная черта, отличающая мужчин от женщин. Описано также много других различий меж­ду полами, большинство из которых связаны со специальными способностями. На­пример, обнаружено, что у мальчиков лучше развиты аналитические способности, а у девочек - моторные и вербальные. Возможно, для этого есть какие-то генети­ческие предпосылки, но вполне вероятно, что в большей мере они вызваны внешни­ми факторами. Ученые сходятся во мнении, что большинство подобных различий между мужчинами и женщинами не обусловлены непосредственно биологическими причинами. Просто мальчики, как правило, играют с машинками и другими механи­ческими игрушками, тогда как девочкам обычно дарят кукол, чтобы они наряжали и причесывали их. Замечено, что матери чаще поют колыбельные дочерям, чем сыно­вьям, больше разговаривают с ними, и это обстоятельство, вероятно, может вызвать лучшее развитие вербальных способностей у девочек по сравнению с мальчиками.

Многие данные свидетельствуют о том, что способности и склонности челове­ка могут развиваться и меняться в процессе обучения и специальной тренировки. Так, изменения в системе образования значительно сократили разрыв между пола­ми в степени развития вербальных, математических и пространственных способно­стей (Deaux, 1985). Многие психологи пришли к заключению, что на основании только половой принадлежности нельзя предсказывать поведение или склонность к тем или иным навыкам (Hyde, 1984; Hyde, Linn, 1988; Matlin, 1987).

Упражнение 12.2

Психолог рассказал журналисту, что девочки-восьмиклассницы получили более низкие оценки за контрольную по математике, чем мальчики того же класса. На основании этого в газетной статье был сделан вывод о том, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия в математических способностях. Теперь, когда вы знаете о факторах половых различий, объясните, в чем некорректность вывода журналиста.

_________________________________________________________________

Эволюция представлений о гендерных ролях

За последние пятьдесят лет представления о мужской и женской ролях стали более гибкими. Традиционно мужественность связывалась с жестокостью, агрессивностью и независимостью. Роль мужчины состояла в том, принимать решения, обеспечивать благополучие семьи и зарабатывать деньги. От женщины же требовались сочувствие, понимание, мягкость, нежность, чувствительность и покорность; ее интересы должны были ограничиваться семьей, хозяйством.

Одной из главных причин изменения половых ролей стал рост числа работающих женщин. Современную женщину уже не может удовлетворить роль исполнительницы воли мужчины, теперь она сама принимает решения, как на работе, так и дома. Исследования показывают, что дочери усваивают полоролевые установки своих матерей. Есть женщины, которые с большей охотой занимались бы детьми и домом, но они вынуждены работать ради заработка, не получая удовлетворения от работы. Естественно, такие женщины придерживаются традиционных взглядов на свою половую роль, и эти взгляды передаются их детям. И наоборот, женщины, увлеченные работой, воспитывают у своих детей менее традиционное, более либеральное отношение к половым ролям.

Икс и Барнс (Ickes and Barnes,1978) на примере студенческой группы влияние полоролевых установок на межполовое общение. Они заметили, что юноши и девушки с традиционными представлениями о половых ролях реже смотрят друг на друга, реже разговаривают друг с другом, меньше улыбаются и меньше жестов при общении по сравнению с теми студентами, полоролевые установки которых более либеральны. Последние охотнее идут на контакт с представителями противоположного пола, более раскованны и свободны в своем поведении. Исследователи обнаружили также, что девушки с традиционными представлениями о женской роли отличаются чрезмерным беспокойством и низкой самооценкой. Точно так же «мужественные» юноши часто бывают беспокойны, неуверенны в себе и невротичны (Unger, Crawford, 1992).

Либерализация полоролевых установок устраняет неловкость и скованность, свойственные ситуации знакомства мужчины и женщины, повышает комформность общения, но она же вызывает и определенные проблемы у женщин. Все больше женщин жалуется на то, что они подвергаются сексуальным домогательствам кол­лег-мужчин. Диапазон этих домогательств варьируется от грязных шуток и сальных замечаний до прямых попыток изнасилования. Однако некоторые психологи счита­ют, что эта проблема существовала всегда, а нынешняя ее актуальность вызвана тем, что женщины, став во многих отношениях свободнее и раскрепощеннее, про­сто готовы открыто обсуждать ее.

«Хорошо, если ты врач, то я - министр здравоохранения.»

Рис. 12.2. Эта дети, вероятно, вырастут свободными от предрассудков.

Работающие замужние женщины (в большей степени матери-одиночки) име­ют дополнительную причину для возникновения стрессов. Такие матери «разрыва­ются» между собственными карьерными устремлениями и ответственностью за до­машнее хозяйство и детей. Стремление все успеть и во всем преуспеть может стать причиной особой разновидности стресса, которая получила название «синдрома де­ловой женщины». И здесь, как считает Макбрайд (McBride, 1990), важными факто­рами являются отношение женщины к работе, морально-психологический климат, в котором ей приходится жить и работать, а также наличие помощи и поддержки со стороны друзей.

Либерализация женской роли не могла не вызвать и потребности в смене муж­ских ролей. Современные мужчины принимают большее участие в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Понимание и принятие изменившихся ролей и полоролевых установок - одно из решающих условий гармонии в отношениях меж­ду мужчиной и женщиной.

Упражнение 12.3.

Определите, каких взглядов на полоролевые отношения - традиционных или либеральных - придерживается или будет в будущем придерживаться каждый из нижеописанных персонажей.

а. Клод сказал жене, что получил новое назначение и что через две недели их семья должна переехать в Либерию. ______________________________

б. Мадонна знает, что мать ненавидит свою работу, но семье трудно прожить на зарплату отца.___________________________________________

в. Джером, студент второго курса колледжа, чувствует себя в компании девушек так же свободно, как и в обществе мужчин.____________________

г. Тельма подала в суд на своего начальника, который предлагал ей провести с ним ночь, обещая за это повышение по службе. __________________________________________________________________

д. Марио специально задерживается на работе до позднего вечера, чтобы дома ему не пришлось возиться с детьми.______________________________

ЛЮБОВЬ

Психологи не столь преуспели в описании любовных переживаний, как поэты. Линдзи, Холл и Томсон (Lindzey, Hall, Thomson, 1975) провели опрос населения и определили любовь как «интенсивную привязанность и симпатию». По опыту вы, наверное, знаете, что это чувство возникает не только между взрослыми людьми противоположного пола. Еще ребенком вы, несомненно, испытывали любовь к своим родителям и, наверное, к своим бабушкам и дедушкам. А может быть, вы любили свою кошку, собаку или другое домашнее животное.

В детстве ваша любовь была эгоистичной: вам необходимо было чувствовать себя любимым, вы скорее требовали любви, а не ждали и уж никак не дарили ее. Так, ребенку необходим телесный контакт с матерью, ему необходимо как она прижимает его к себе, это формирует у него чувство безопасности и защищенности. По мере того как вы становились старше, ваша любовь принимала более зрелые формы. Вы учились понимать чувства и нужды другого, проявлять заботу о нем. Вспомните, как вы впервые испытали тоску, сопереживая своей заболевшей собаке.

Любовь к человеку требует не только понимания, заботы и сопереживания. Она предполагает также доверие, уважение и стремление дать счастье человеку. Зрелая любовь не требует взаимности. Вы можете дарить свою любовь другому, не получая ничего взамен. Воистину, в любви всегда есть чем рисковать! В западной культуре любовь, как правило, сопряжена с собственническим чув­ством. Вы любите кого-то и хотите, чтобы этот человек принадлежал только вам. Стремление к полному обладанию порождает ревность. Но традиции иных культур предполагают совсем другое понимание любви. У некоторых народов существует обычай, предписывающий мужчине предлагать свою жену гостю, выказывая тем самым радушие и гостеприимство. Любопытный факт - мужчины обычно ревнивее женщин. Но все-таки любовь как проявление только собственнического инстинкта в европейской культуре встречается достаточно редко. Если же вам однажды при­дется испытать укол ревности, вспомните слова Маслоу (Maslow, 1970): «Можно наслаждаться картиной, не воруя ее из музея, любоваться розой, не срывая ее с ку­ста, восторгаться младенцем, не похищая его у матери, слушать пение соловья, не сажая его в клетку. Но точно так же можно любоваться и наслаждаться другим че­ловеком, не утверждая над ним своего господства».

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Отметьте, ложно или истинно каждое из приве­денных ниже утверждений.

1.________Родители - первые люди, которые оказывают влияние, на гендерные установки ребенка.

2.________Наблюдение является условием косвенного научения гендерным ролям.

3.________Установки по поводу гендерных ролей являются врожденными.

4.________Гендерные роли одинаковы во всех культурах.

5.________За последние пятьдесят лет гендерные роли не претерпели существенных изменений.

6.________Установки не желающих, но вынужденных работать ради заработка женщин относительно гендерных ролей отличают­ся гибкостью.

7.________Мужчины-студенты, отличающиеся либеральным отношени­ем к половым ролям, чувствуют себя в обществе женщин бо­лее комфортно.

8.________Женщины, испытывающие бремя ответственности за семью и работу, часто страдают синдромом деловой женщины.

9.________Эгоистичная любовь скорее дарящая, нежели требовательная.

10._______Зрелая любовь всегда взаимна.

ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какой путь проходят ваши отношения с человеком противоположного пола? Ганьон и Гринблант описывают три стадии развития гетеросексуальных отношений. Вы легко сможете распознать эти стадии в своих отношения может оказаться иной. Первая из стадий наполнена свиданиями, во время которых формируется чувство взаимного влечения; она называется «стадией влечения». На другой стадии возникает и формируется эмоциональная близость, и она называется «стадией эмоционального сближения». Третья стадия «стадия сексуальной близости». Каждая из вышеназванных стадий может начинаться и развиваться на фоне других, они могут протекать в любой последовательности. Однако зрелые гетеросексуальные отношения обязательно проходят все три стадии.

Влечение

Тесное общение с противоположным полом и формирование пар обычно начинается в подростковом возрасте. В зависимости от моды и местных обычаев подростки встречаются и выбирают себе друзей и подруг на танцах, вечеринках, концертах, в спортивных секциях. Наверняка и в вашей юности было нечто подобное. Вспомните, почему вам нравился тот или иной человек, почему вас влекло к нему? Психологи установили, что в юности человек часто выбирает себе партнера, в чем-то похожего на одного из его старших знакомых кого он любит или которым восхищается.

Пожалуй, самым важным фактором возникновения взаимного влечения является естественная близость. У вас скорее сложатся отношения с человеком который живет неподалеку от вас, с которым вы учитесь или работаете. Нас также привлекают люди, чьи жизненные позиции и манеры поведения схожи с нашими. Берельсон и Штайнер, проведя опрос семейных пар, обнаружили, что люди склонны выбирать себе в партнеры человека той же расы, религии, того же уровня образования, социального класса и даже с таким же прошлым семейным опытом. Так разведенному мужчине скорее понравится разведенная женщина, вдова скорее проникнется к вдовцу, а убежденный холостяк почувствует влечение к женщине, никогда не бывшей замужем. Если два человека придерживаются сходных религиозных воззрений, если они одинаково планируют семейную жизнь и относятся к алкоголю, то их взаимная приязнь и влечение усиливаются. В процессе общения крепнет не только взаимное чувство мужчины и женщины, но все более схожими становятся их личные особенности и индивидуальные способности. Исследования показывают, что по мере совместной жизни муж и жена становятся все более похожими друг на друга. Они усваивают мысли друг друга, взгляд на окружающий мир и даже математические способности (Schwartz, 1988).

Компьютерные программы, разработанные для служб знакомств, написаны с учетом этого наблюдения - наблюдения о том, что люди со сходными установками, принадлежащие к одному социальному классу, имеют больше шансов понравиться друг другу. Обычно, когда человек обращается в службу знакомств, его просят письменно ответить на ряд вопросов, касающихся его социального статуса, свойств характера, жизненных установок. Затем ему предлагается ответить на вопросы о том, каким он видит своего партнера. После этого компьютер сопоставляет анкеты мужчин с анкетами женщин и формирует предполагаемые пары. Система эта хорошо отлажена, но и она может дать сбой. Вообразите себе изумление молодого человека которому в качестве партнерши сосватали сестру! А все потому, что компьютер, по-видимому, не был запрограммирован отсеивать мужчин и женщин, состоящих в близком родстве. Вы можете удивиться: а как же вечное утверждение о том, что сходятся противоположности? Если люди действительно предпочитают иметь в качестве партнера человека сходного происхождения и со сходными взглядами, то откуда же в таком случае возникло и почему так живуче это представление? Несомненно, в народной мудрости есть зерно истины. Довольно часто бывает так, что человек чувствующий себя слабым в чем-то, тянется к человеку, который силен в данной области. Например, застенчивому мужчине может понравиться общительная разговорчивая женщина - своей болтовней она поможет ему преодолеть робость. Точно так же неуверенная в себе женщина потянется к уверенному, решительному мужчине, которому нравится проявлять силу воли и авторитет. Однако хотя в каждой паре партнеры могут быть противоположны друг другу в сильных и слабых сторонах, они, как правило, относятся к одному социальному классу и их взгляды по главным жизненным вопросам совпадают. Есть еще одно, столь же старое мнение о том, что привлекательна только недоступная женщина. Но исследования не дают этому тезису достойного подтверждения. Безусловно, «игра в недотрогу» повышает желанность женщины в глазах мужчины, но излишняя холодность заставляет его отступиться от своих притязаний. Мужчине просто начинает казаться, что он неинтересен этой женщине. Но это не значит, что женщина постоянно должна демонстрировать мужчине свою доступность, достаточно дать понять, что он ей нравится, и она станет для него вдвойне желанней.

Упражнение 12.4

Представьте, что вы поступили на работу в службу знакомств. Ваш предшественник оставил на письменном столе заметки с описанием возможных пар. Выскажите аргументированное мнение по каждой из предложенных пар.

а. Морис Л., 55 лет, разведен, трижды состоял в браке, закончил Гарвардский университет, совладелец юридической фирмы, атеист. Желает познакомить­ся с молодой женщиной. Любит вечеринки, не прочь выпить.

Таня М., 20 лет, образование среднее, служащая в универмаге; в браке не состояла; исповедует религию мормонов. Желает познакомиться с мужчи­ной старше себя. Любит тихие развлечения в кругу близких друзей.

б. Джулио 3., 48 лет, вдовец с тремя маленькими детьми, владеет сетью пра­чечных, иудей. Желает найти женщину с целью создания семьи.

БетаДж., 43 года, вдова, есть дочь-подросток; с тех пор, как потеряла мужа, работает косметологом; еврейка. Ищет мужчину, который позволил бы ей посвятить себя домашнему хозяйству и воспитанию детей.

в. Дуайн Р., 22 года, холостяк, студент старшего курса университета, изучает английскую филологию, католик. Учеба не оставляет ему времени на встре­чи с женщинами. Желает найти умную, интересную собеседницу.

Мария М., 21 год, в браке не состояла, студентка предпоследнего курса уни­верситета, изучает астрономию и историю, католичка. Желает познакомить­ся с молодым человеком, который смог бы стать ее товарищем по учебе и составить компанию в различных университетских мероприятиях.

Люди от отношений часто ждут очень многое, и главное, что их партнер будет таким же, как они: иметь те же взгляды, ценности, восприятия и поведения. Однако вы не сможете изменить отношение и поведение своего партнера, если он сам не будет в этом заинтересован. И самое маловероятное, что вы измените основные характеристики его пола. Поэтому очень важно понять и принять тот факт, что основные гендерные различия, которые существуют между мужчиной и женщиной – реальны и неизменны. Вы можете научиться использовать различия, чтобы улучшить ваши отношения, а не повредить их.

Мужчины и женщины действительно отличаются? ! Давайте рассмотрим доказательства во множестве областей жизни. Обратите внимание, что эти результаты являются обобщенными и имеют отношение к большинству мужчин или женщин, но не для всех мужчин и всех женщин. (ниже более подробные различия в жизни, быту, поступках и т.д.)

1. Физиологические различия

У девочек развивается быстрее правое полушарие мозга, чем у мальчиков: это позволяет речи развиться быстрее, произношению, начинаю читать раньше, и, следовательно, память лучше.

Мальчики развивают левое полушарие мозга быстрее, чем девочки: отсюда — визуальные пространственные и логические навыки, перцептивные навыки, они лучшие в математике, решении различных задач, строительстве и решении загадок.

Девочки больше заинтересованы играть в куклы, с мягкими игрушками и более; мальчики обращают внимание на блоки, конструкторы или на то, чем можно манипулировать.

2. Социальное влияние

Исследование младенцев:
Родители говорят больше с мальчиками, чем с девочками младенческого возраста.

Девочки мягче и с ними больше нянчиться.

Мальчикам редко говорят, что они сладкие, красивые, маленькие куклы, мальчикам говорят, что они являются сильными, смелыми, большими.

От мальчиков требуют больше физической силы, чем от девочек, с ними чаще играют в спортивные игры.

Девочек ласкают и гладят больше чем мальчиков.

До двухлетнего возраста, мать склонна общаться и любоваться своей дочерью значительно чаще, чем сыном, и у них больше зрительного контакта с дочерьми.

Матери выплескивают широкий диапазон эмоциональной реакции на девочек, чем на мальчиков.

Когда девочки выказывали гнев, лица матерей выражали большее неодобрение, чем тогда, когда мальчики выказывали гнев. Вероятно, это влияет, почему девочки растут более улыбчивыми, более общительны, и лучше способны интерпретировать эмоции, чем мальчики.

Отцы используют «термины команды» с мальчиками больше чем с девочками.


Различия между мальчиком и девочкой
связанны с развитием:

Детские рифмы, книги и мультипликационные фильмы закрепляют стереотипы, в которых показывают девушек в бедственном положении, непривлекательными домохозяйками, беспомощными пенсионерами, сексуальными героинями и часто падающими в обморок.

Девушки используют больше слова нежности, чем мальчики.

Мальчикам прощают агрессивное или антиобщественное поведение, чем девочкам. Приемлемо, когда девушки действуют как сорванцы; мальчикам, которые ведут себя как девочки, делают строгие замечания.

Девушки склонны сплетничать о других людях; иметь секреты для того, чтобы укрепить дружбу, пожелания и потребности.

Мальчишки говорят о вещах и поступках. Они обсуждают свои дела и тех кто лучше в том или ином виде деятельности.

Девочки-подростки говорят о мальчиках, одежде и своем телосложении.

Мальчики — подростки говорят о спортивных состязаниях, механике, и о функции вещей.

Возраст 12-18 является крупнейшим событием для девочек — есть парень.
Мальчики в 12-18 лет в равной степени заинтересованы в следующем: секс, автомобили и спорт.
Это переносится и во взрослую жизнь, когда женщины говорят об отношениях, людях, диете, одежде, физическом состоянии.

Мужчины говорят о спорте, бизнесе, политике, финансах, автомобилях, и механике вещей.

3. Ценности и самоуважение

МУЖЧИНЫ
Самосознание мужчины определено его способностью добиваться результатов через успех и достижение.
Достижение целей и доказательство своей компетентности – дает чувство удовлетворения.
Для ощущения комфорта, мужчины должны достичь цели самостоятельно.

Для мужчин выполнение поставленных задач является символом уверенности, власти и самоуважения.

Вообще, мужчины больше интересуются объектами и вещами, и в последнею очередь людьми и чувствами.

Мужчины редко говорят о своих проблемах, если они не обращаются «за опытным» советом; просьба о помощи, когда вы можете сами что-то сделать, является признаком слабости.

Мужчины более агрессивны, чем женщины; более воинственны и территориально целостны.

Мужское самоуважение больше связано с карьерой.

Мужчины чувствуют себя опустошенными отказом и финансовыми неудачами; они имеют тенденцию быть зацикленными на деньгах намного больше, в отличии от женщин.

ЖЕНЩИНЫ:
Женщины оценивают любовь, коммуникацию, красоту и отношения.

Самосознание женщины определено через их чувства и качество их отношений.

Они проводят много времени, поддерживая, лелея и помогая друг другу.

Личные выражения, в одежде и чувствах очень важны для них.

Связь имеет важное значение.

Любой разговор сводится к тому, как хорошо она себя чувствует.

Для женщин, предлагающих помощь не признак слабости, а признак силы, это знак заботы, чтобы оказать поддержку.

Женщины очень озабочены вопросами физической привлекательности; перемены в данной области столь же значительны для женщин как изменения в финансовом положении для мужчин.

Когда мужчины озабочены работой или деньгами, женщины интерпретируют это как невнимание.

4. Иные различия

Мужчинам больше свойственно действовать логически, аналитически и рационально.

Женщины больше действуют интуитивно, целостно, творчески, интегрально.

Мужчины намного больше переносят трудности касательно своих собственных чувств, и могут вести себя угрожающе при выражении чувств в их присутствии. Это может заставить их реагировать, уходить или пытаться управлять ситуацией посредством показа контроля и/или власти.

Мужчины фактически уязвимее и зависимы от отношений, чем женщины, они больше чувствуют себя опустошенными их окончанием, так как у них меньше друзей и источников эмоциональной поддержки.

Мужчины естественны с их собственными гневными чувствами, чем женщины.

Женщины имеют намного более широкий диапазон чувств, чем мужчины, и интенсивность их чувств намного больше, чем у мужчин. В результате этого, кажется, что женские чувства изменчивы; мужчинам трудно это понять, они считают это иррациональным.

Мужчины, как правило, более функциональны в подходе к решению проблем; женщины эстетически ориентированны в дополнение к функциональности.

Женщины склонны быть намного более чувствительными к звукам и запахам, чем мужчины; и женщины склонны делать больший акцент на «атмосфере».

5. Конфликты , как правило, возникающие из-за основных различий между мужчиной и женщиной

Мужчины часто жалуются на то, что женщины всегда пытаются изменить их.
Наиболее частые жалобы женщин, что мужчины их не слушают.
Женщины ждут сочувствие, а мужчины готовы предложить решение.
Когда женщина делает попытки что-то изменить, усовершенствовать, исправить или что-то советует — мужчины слышат, что им говорят, что они не компетентны или не знают, как сделать что-то или что они не в состоянии быть самостоятельными.
Мужчины чаще испытывают чувство вины и ответственности за женские проблемы.
Мужчины считают, что женщины ждут от них совета и помощь в решении проблемы, и это правильный способ, чтобы быть полезным и возможность показать любовь, а женщины зачастую просто хотят, чтобы их искренне выслушали.

Домашняя работа: мужчины ее избегают, пытаясь, любой ценой, переложить это на других, так как они чувствуют себя униженными, делая домашнюю работу. Для женщин уборка дома — проявление заботы о домашнем очаге. Мужчины и женщины имеют различные границы определения чистоты и грязи.
Мужчины часто пытаются изменить настроение женщины, когда она расстроена, предлагая решения ее проблем, которые она интерпретирует как дисконтирование и лишение законной силы ее чувств.
Женщины все время пытаются изменить мужчину и его поведение, предлагая непрошеный совет или критикуя тот или иной вопрос.

6. Как работать с этими различиями


Когда женщины расстроены, не стоит предлагать ей решение, это можно сделать, когда она будет спокойна.
готов оценить совет и честную критику, когда это требуют.
Мужчины имеют большие потребности в статусе и независимости, женщины имеют потребность в близости и связи.
Женщины должны чувствовать заботу, доверие, взаимопонимание, уважение,любовь.
Женщины готовы на многое, если чувствуют себя нужными, особенными или обласканными.
Мужчинам нужно иметь доверие, понимание, признательность, одобрение, уважение, поощрение.
Мужчины испытывают мотивацию, когда чувствуют свою необходимость. Больше всего мужчина боится быть не достаточно хорошим или не достаточно компетентным, хотя он никогда этого не выразит и не покажет.

Мужчина и Женщина — словарь различий

А тем временем психологи, педагоги, социологи и врачи обнаруживают все новые и новые различия между мужчиной и женщиной. И, между прочим, тщательно их изучают.

Автомобиль

У нас в стране он до сих пор во многом остается средством утверждения мужского превосходства. И хотя большинство выпускников автошкол — женщины, статистика показывает, что едва ли треть из них в дальнейшем сядет за руль. А жаль, ведь женщины в два раза реже становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. К тому же происшествия с их участием обычно менее серьезны, чем те, в которых замешаны мужчины. Эта тенденция прослеживается во всех без исключения странах.

Боль

Женщины чувствительнее к физической боли, но и терпеливее, чем мужчины. Однако при всем своем терпении к врачам женщины обращаются в три раза чаще. Мужчины же живут по принципу «терпеть не могу, к врачу не пойду ». Связано это с их страхом пережить ее большую боль в процессе лечения (а ведь их терпение и так уже на пределе), а кроме того с нежеланием признавать свою болезнь, то есть свою слабость.

Внебрачная связь

К ней мужчин и женщин подталкивают разные причины. — тяга к сексуальным приключениям, женщин — стремление к дружбе и сильным чувствам. Реагируют на свои измены мужья и жены тоже по-разному: первые намного реже испытывают чувство вины. А вот что объединяет неверных мужей и жен: во-первых, и те и другие в большинстве своем не собираются отказываться от внебрачных связей, а во-вторых, не хотят, чтобы подобные связи разрушали их семьи.

Гнев

Когда-то от скорости реакции и способности к немедленным действиям в любой ситуации зависел успех мужчины-охотника и мужчины-защитника. Сегодня излишняя импульсивность ему скорее вредит, но поделать с ней он ничего не может. В стрессовой ситуации у современного мужчины, как и у его давнего предка, скачет давление и происходит мощный выброс адреналина. Отсюда и неконтролируемый мужской гнев. Женщины менее склонны к таким внезапным вспышкам агрессивности не потому, что чувствуют себя более бесправными, а все из-за того же давления и адреналина. У женщин в стрессовых ситуациях он обычно ближе к норме, чем у мужчин.

Депрессия

Дрожать от страха за свое здоровье и «умирать» от насморка — это право мужчины уже давно закрепили за собой. Но уж депрессии пусть они оставят женщинам! Врачи утверждают, что от депрессий женщины страдают в два раза чаще, чем мужчины. А от сезонных депрессий (например, из-за недостатка солнца в конце зимы) — в шесть раз чаще.

Еда

Странно, но никто в прежние времена не дошел до мысли разделить мужчин и женщин еще и по принципу гастрономических пристрастий. Впрочем, то, что женщины чаще любят сладкое, а мужчины отдают предпочтение соленой пище, — вполне научный факт.

Жестокость

Психологи обнаружили, что уже в самом нежном возрасте мальчики намного более жестоки, чем девочки. Похоже, взрослея, они не меняются. На одном европейском ралли было инсценировано дорожно-транспортное происшествие. Из шестидесяти двух участников-мужчин у аварии остановилось только тридцать пять человек, еще двое вызвали помощь. Остальные решили не терять времени попусту. Тогда как из шестидесяти двух участниц лишь две посчитали возможным проехать мимо.

Хотя бытует мнение, что месть женщины более жестока. И на то, на что может пойти женщина, приводит в содрогание мужчину.

Зеркало

Примерно пятая часть мужчин считает красивую внешность главным достоинством женщины. И только десятая часть женщин предъявляет столь же высокие требования к внешнему виду мужчины. Таковы результаты исследований. Мужчины в четыре раза чаще отходят от зеркала довольные собой, чем женщины.

Измены

90% мужчин признаются, что хотя бы раз в жизни были обмануты женщиной. Среди женщин, исходя из признаний, жертв измены меньше — 61%. Действительно ли женщинам изменяют реже? Или мужчины просто более ловко скрывают свои походы «налево»?

Кожа

Если в пылу ссоры женщина погорячилась и назвала своего друга толстокожим, то она абсолютно права. Если не в переносном смысле, так в прямом. Кожа у мужчин толще и менее чувствительна, чем у женщин. Поэтому морщины у них появляются позже.

Ложь

Внешне приметы мужской и женской лжи различны. Мужчина, когда лжет, становится агрессивным, не смотрит на собеседника, прерывисто дышит, говорит на повышенных тонах, водит пальцами по лицу, может вскочить и выбежать из комнаты. Женщина в такой ситуации обычно неестественно улыбается, говорит детским голоском, разглаживает свою одежду, перекладывает ногу на ногу и чаще, чем обычно, моргает. А вот интенсивность вранья от пола не зависит. Согласно подсчетам американских психологов, мужчины и женщины врут с одинаковой частотой — в среднем от 5 до 20 раз в день.

Мода

57% всех модных течений существующих в обществе, приходится на женскую одежду и украшения. И лишь 16% — на мужскую одежду. Мода — капризная дама. И женщинам от ее капризов достается почему-то больше, чем мужчинам.

Новорожденные

80% людей на земном шаре ждут появления мальчиков. Эта цифра была получена после изучения ста десяти различных культур. Оказывается, не успеваем мы появится на свет, а окружающие уже относятся к нам неодинаково. Остается надеяться на то, что если брать только цивилизованные страны, соотношение будет немного другим, не столь обидным для женщин.

Ошибки

На свои собственные ошибки мужчин и женщины реагируют по-разному. Женщины, обнаружив их, стараются как можно скорее исправиться. Довольно легко соглашаются с теми, кто на эти ошибки им указывает, а также склонны объяснять их нехваткой способностей, определенных навыков и знаний. Мужчины же имеют обыкновение упорствовать в своих ошибках, терпеть не могут, когда кто-то обнаруживает их раньше, чем они сами. А объясняют ошибки очень просто: им не хватило усердия. Все названные различия возникают по двум причинам: женщине не хватает уверенности в своих силах, а мужчина любой ценой старается отстоять идею своего превосходства.

Противоположный пол

Приписывать ему собственные свойства и представления склонны и мужчины и женщины. Но мужчины, пожалуй, преуспели в этом больше. Ведь они гораздо реже, чем женщины задумываются о взаимоотношениях полов, реже обсуждают эту проблему между собой, и реже всерьез пытаются разобраться в своих партнершах.









2024 © rukaraoke.ru.