Гитарный лак: нитроцеллюлоза или полиуретан? Нитроцеллюлозные лаки (нитролаки) – описание, характеристики и свойства Лак нц бесцветный


Нитро против полимера

Гитарный лак очень часто недооценивают. Кажется, что это всего лишь последний штрих в гитаре, однако он имеет очень большое значение и в этой статье мы с вами разберемся, почему. Основные типы покрытия - это нитроцеллюлозный лак, полиуретан и полиэстер. Каждый из этих типов имеет своих поклонников. Лак защищает вашу гитару от перепадов влажности и на самом деле при правильном применении оба типа покрытия отлично выполняют свои функции.

Нитроцеллюлоза

Для того чтобы разобраться в гитарных лаках, начнём с нитроцеллюлозы, будем называть её сокращенно - нитро. Впервые этот лак изготовили в 20х годах 20 века. Нитроцеллюлоза отлично смешивалась с краской, поэтому автомобильные компании типа Ford быстро взяли этот лак на вооружение и машины стали разноцветными. Раньше были только чёрные и серые.

Нитроцеллюлоза - это лак, в основе которого растворитель и смола (в основном из хлопка), они смешиваются с серной и азотной кислотой и происходит так называемое нитрование. Тот же самый процесс используется при производстве нитроглицерина или тринитротолуола - взрывоопасные штучки, знаете ли. Поэтому нитроцеллюлоза требует очень аккуратного обращения и легко воспламеняется. После применения лака на поверхности гитары, растворитель испаряется, а смола остаётся на гитаре, её полируют и гитара обретает тот самый шикарный блеск.

Когда только появилась нитроцеллюлоза, это был прорыв - она высыхала очень быстро, но сегодня полиуретан её обогнал. Если вы играете на новой гитаре с нитроцеллюлозным покрытием, вы буквально чувствуете её приятный запах. Это заканчивается испарение растворителей. Это не продлится вечно, так что наслаждайтесь моментом. Кстати, именно эти химические вещества вредны для природы.

Помимо приятного запаха и блеска, нитроцеллюлоза также имеет другие положительные свойства - она отлично сочетается с другими веществами и материалами. Например, ее используют при смешивании автомобильных красок, то же самое и в гитарах. Нитроцеллюлозное покрытие очень легко восстанавливается в отличие от полиуретана. Таким образом, если на гитаре есть сколы и царапины, от всего этого можно довольно просто избавиться. На самом деле, нитроцеллюлоза до конца не высыхает, она менее жёсткая и не стягивает дерево так как другие покрытия, что очень хорошо отражается на резонансе вашей гитары.

Хотя для звука это плюс, для надёжности это минус. Нитроцеллюлоза изнашивается например из-за того, что вы ставите гитару на стойку с резиновым покрытием. Вы наверняка видели гитары со следом от правой руки на корпусе - там обычно лежит рука при игре - это все потому что нитроцеллюлоза реагирует на жиры намного сильнее, чем другие более твёрдые покрытия. Хотя, многие гитаристы считают, что шрамы украшают гитару - это знак того, что вы много играете и занимаетесь. Особенно ценится сейчас винтажное покрытие с кучей царапин и сколов, многие производители даже делают его искусственно. В целом все трещины в лаке - от резких перепадов температуры, которая вызывает расширение и сужение волокон древесины под лаком.

В целом этот лак вреден для здоровья тех, кто его применяет, да и для природы в целом, так что скорее всего рано или поздно от него откажутся. Что интересно, в США гитары производят в штатах, где более-менее мягкое законодательство в плане загрязнения воздуха. Там можно сэкономить на дорогих системах вентиляции и штрафах. В целом заметен переход к полиуретану и полиэстеру просто потому что это дешевле обходится производителям.

Полиуретан

Этот тип покрытия использовался в производстве гитар еще с 60х годов, но особенно популярным стал в последние 20 лет, зарекомендовав себя как в надёжности, так и блестящем внешнем виде. Смола в этом лаке искусственная и ничем не пахнет, когда растворители испаряются. Мало летучих органических соединений, вредных для здоровья. Лак после нанесения на гитару, затвердевает и не реагирует на растворители. При нанесении на гитару этот лак смешивается с горячей водой, благодаря этому происходит химическая реакция, компоненты лака смешиваются и затвердевают, при это не испаряясь. Полиуретановые покрытия стойки к царапинам, износу от трения и в целом такой лак долго сохраняет блеск. Если вам нравится, что гитара сияет как новая, независимо от того сколько ей лет, этот тип покрытия - для вас. В отличие от гитар с нитроцеллюлозным покрытием, по которым сразу виден их возраст, гитары с полиуретановым лаком внешне не стареют.

Хотя полиуретан в целом дороже нитроцеллюлозы, в производстве он обходится дешевле, т.к. получается очень существенно экономить на системах вентиляции. А также полиуретан высыхает быстрее нитроцеллюлозы. Это особенно важно при массовом производстве, где гитары прямо с конвейера пакуются в коробки и отправляются в магазины. Сегодня крупные компании используют ультрафиолетовые лампы, чтобы сушить лак. На это уходит буквально несколько секунд. На отладку процесса такой искусственной сушки ушли годы, но теперь это занимает секунды. В лак примешивается компонент, который реагирует на ультрафиолетовое излучение. Он и вызывает необходимую реакцию. Благодаря этому удалось сделать покрытие тоньше, что отразилось на звук в лучшую сторону.

Толстое покрытие независимо от состава, душит звук. Не важно чем покрыта ваша гитара, лак должен сохранять резонанс древесины. Нитроцеллюлозное покрытие почти всегда тоньше, чем полиуретановое. Требуется меньше слоев, чтобы закончить. Видимо поэтому нитроцеллюлозу до сих пор очень ценят профессионалы. Чем больше слоев лака на гитаре, тем более зажатый и скованный звук, особенно это слышно у акустических гитар, где весь звук как раз в дереве. Многие электрогитары с толстым слоем лака не подключённые не звучат вообще. Это конечно же слышно и когда вы включаете такую гитару в усилитель.

Не позволяйте вводить себя в заблуждение матовым покрытием. В большинстве случаев этот тип покрытия не тоньше, чем блестящий, там просто использована определённая добавка в лак, благодаря которой он меньше блестит. Полиуретановое покрытие при правильном применении не портит звук гитары, точно так же как правильные печатные платы не портят звук усилителей. Любые покрытия сказываются на звучании и хотя это можно считать мелочью, например рокер не заметит ярких отличий, а джазмен, которому важен натуральный чистый звук - да.

В целом благодаря развитию технологий, покрытия становятся всё тоньше и надёжнее. Нитроцеллюлоза осталась только в штучном производстве дорогих гитар, тем не менее ее дни уже сочтены. Слишком уж дорого она обходится производителям.

Какой тип покрытия выберете вы - решайте сами. Самое главное - чтобы вам нравилось как звучит и как выглядит ваша гитара. Помните, что ваш звук - в ваших пальцах.

Лак НЦ-218

"Древесина и лак"... Стоит произнести это словосочетание, как в нашем воображении рисуется что-то тёплое, светлое, приятное, даже ностальгическое. Кому-то вспоминается деревянная скамейка в осеннем парке, куда мама водила в детстве. Кто-то воскрешает в памяти, какой уютный и родной балкон был в старой бабушкиной квартире. Многие думают о мансарде загородного дачного дома.

Вряд ли кто-то возразит: сочетание древесина и лак дает ощущение чего-то настоящего, находящегося вне времени. Наверное, именно поэтому отделка помещений древесиной по-прежнему не теряет своей актуальности. Ну а как, используя дерево при отделке помещения, обойтись без покрытия лаком? Невозможно! Ведь то, что нам дорого, мы хотим сохранить надолго! И без лака здесь никуда.

В этом благородном деле нитроцеллюлозный лак - самый лучший друг и помощник. Предназначенный для отделки древесины и, в частности, предметов мебели, лак выполняет две важные функции. Первая - лак защищает поверхность от негативных воздействий, которым деревянная поверхность неминуемо подвергается при эксплуатации. Вторая - лак обладает отличными декоративными свойствами: подчёркивает красоту древесины, не изменяя её структуры.

Подробная информация о назначении НЦ-218

В семействе нитроцеллюлозных лаков любой продукт достойно выполнит поставленные перед ним задачи. И лак НЦ-218 не является исключением. Как и его "сородичи" нитроцеллюлозные лаки, НЦ-218 представляет собой раствор коллоксилина, смол и пластификаторов в смеси с растворителями. Помимо основных свойств, лак обладает и другими немаловажными достоинствами.

Основные свойства и характеристики

Он делает покрытие устойчивым к воздействию воды, температур в диапазоне от -12С до 60С, а также предохраняет поверхность от механических повреждений. Еще одно преимущество лака - высокая скорость высыхания: об этом мы расскажем дальше!

Внешний вид НЦ-218

Цветовая палитра лака НЦ-218 практически незаметна, и ни в коем случае не нарушает натуральную фактуру древесины. Высыхая, слой лака приобретает ровную гладкую структуру.

Инструкция по применению

Перед тем, как приступить к нанесению лака на поверхность, готовим ее к окрашиванию самым серьёзным образом. А именно - очищаем, убираем следы старого покрытия, обеспыливаем, шлифуем.

Затем проверяем текстуру материала: если лак загустел, разбавляем одним из растворителей - или . Наносить лак НЦ-218 можно методом распыления, наливом или тампоном. На 1 квадратный метр поверхности потребуется совсем немного: 80-110 граммов лака.

После того, как вы закончите работу, вас ждёт ещё один замечательный сюрприз. А заключается он в том, что покрытие высыхает всего за 45 минут. Впечатляет, правда? По крайней мере, это очень весомый аргумент, когда времени в обрез.

Работая с лаком, не забывайте о соблюдении необходимых мер предосторожности. Используйте резиновые перчатки, тщательно проветривайте помещение во время и после окрашивания, не работайте вблизи электроприборов и открытых источников огня.

Тара и упаковка НЦ-218

Лак выпускается в специальных промемкостях и в обычных жестяных банках весом 1,7кг. Промтара имеет расфасовку: в барабанах - 48кг.

Условия хранения

Хранение лака НЦ-218 - дело совсем несложное. Он прекрасно сохранится в первозданном виде на протяжении 1 года со дня изготовления. Только убедитесь в том, что лак находится в плотно закрытой таре и хранится в тёмном прохладном месте, при температуре от -40С до 40С.

Гарантийный срок

Гарантийные обязательства производителя перед потребителем распределяются в течение 12 месяцев с даты его изготовления.

Технические характеристики

Цвет лака НЦ-218 по йодометрической шкале, мгJ2/100 см3, не темнее

Массовая доля нелетучих веществ, %

Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0±0,5)°С, с

Время высыхания лака при температуре (20±2) °С до степени 3, ч, не более

Эластичность пленки при изгибе, мм, не более

Твердость пленки по маятниковому прибору ТМЛ (маятник А), отн. ед., не менее

Блеск пленки, % не менее

Условная светостойкость пленки, ч, не менее

Стойкость пленки к статическому воздействию воды при (20±2) °С, ч, не менее

Теплостойкость пленки при (60±2) °С, мин, не менее

Нитролак (нитроцеллюлозный лак) представляет собой коллоидный раствор коллоксилина лакового (определенной густоты) в смеси разбавителей и растворителей. В систему дополнительно вводятся пластификаторы, смолы (добавление смол зависит от состава нитролака). Нитроцеллюлозные лаки, которым присуще такое свойство, как цвет, содержат в своем составе пигментирующие добавки органического происхождения, хорошо растворимые в ацетоне и спирте.

Купить нитролак можно, заполнив форму заявки, либо написав на почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Состав нитроцеллюлозных лаков (нитролаков)

В состав нитролаков входят лаковые коллоксилины как высоковязких марок (ВВ), так и низковязких (ПСВ), производимые из древесной, хлопковой целлюлозы. Лакокрасочные материалы могут быть изготовлены только на нитроцеллюлозной основе, либо с введением других пленкообразующих добавок. Ими часто служат твердые смолы (винсол, эфиры канифоли, смола циклогексанон-формальдегидная), резитовые (невысыхающие) и высыхающие алкидные смолы повышенной вязкости. Количество твердых смол зачастую составляет от 0,1 до 1 частей на одну массовую часть коллоксилина в сухом виде, а алкидных смол – 0,7 – 2 массовые части.

Нитролаки содержат в своем составе активные растворители: низкокипящие (формальгликоль, пропилацетат, этилацетат, такие кетоны, как метилэтилкетон и ацетон), высококипящие. Вторую группу представляют диоксаны, некоторые кетоны (циклогексанон, метилизобутилкетон), ацетатные эфиры уксусной кислоты (амилацетат, бутилацетат, изобутилацетат), бутилцеллозольв и эфирцеллозольв (являются простыми моноэфирами гликолей). Допускается использование нитропарафинов.

Ксилол и толуол вводят в состав нитролаков для достижения требуемой консистенции. Неактивными (скрытыми) растворителями являются этиловый, бутиловый, пропиловый, изобутиловый и изопропиловый спирты.

В составе нитролаков (зависимо от марки) присутствуют нежелатинирующие и желатинирующие пластификаторы. Совол, кастероль, касторовое масло, хлорпарафин относятся к пластификаторам первого вида и вводятся в лакокрасочную систему до 2 массовых частей (если лаки высокоэластичные) либо до 0,7 – 0,8 массовых частей (обычные нитролаки). Фосфаты (трикрезилфосфат), себацинаты, фталаты (диоктилфталат, дибутилфталат) являются пластификаторами и добавляются количеством до 0,7 – 0,8 массовых частей.

Чистые смолы для приготовления нитролаков используются довольно редко, чаще всего их разбавляют ксилолом либо другим растворителем. Коллоксилин также используется в качестве раствора в этиловом спирте, при этом содержание спирта должно быть около 28 – 35% по массе. Состав нитроцеллюлозного лака должен учитывать весь объем использованного растворителя.

Состав нитролака обозначают отдельно для летучих и нелетучих его компонентов. Нелетучие компоненты обозначают массовыми частями (на 1 часть сухого коллоксилина), а летучие – процентами по массе, принимая за 100% все летучие составляющие.

Производство (получение) нитролаков

Производство нитролака – многостадийный процесс, включающий в себя следующие этапы:

Растворение смол (отвержденных) и коллоксилина в растворителях органического происхождения, введение пластификаторов и смоляных растворов;

Типизация нитроцеллюлозного лака по основным показателям (содержание нелетучих веществ, растворителей, по вязкости и др.);

Процеживание, очистка готового продукта;

Фасовка лакокрасочного материала в тару.

Получение цветных и черных нитролаков требует дополнительных двух стадий технологического процесса: растворение органическим растворителем органического красящего вещества (родамин, нигрозин и другие), соединение красящего раствора с нитроцеллюлозным лаком.

В смеситель загружают растворители, пластификаторы, растворы смол. Перед подачей все взвешивается. Разрыхление и взвешивание коллоксилина проводят в другом помещении. Это объясняется довольно высокой степенью опасностью данного вещества, которое кроме нитролаков используется для изготовления взрывчатки. Коллоксилин легко воспламеняется и горит, не отличается высокой устойчивостью к воздействию света и тепла. Поэтому после разрыхления коллоксилин фасуют в алюминиевые бочки либо герметичные прорезиненные мешки. Загрузка коллоксилина в смеситель проводится непосредственно из тары сквозь люк с сеткой из полосового алюминия.

Для ускоренного растворения и однородности системы все компоненты нитролака загружают в стальной смеситель вертикального типа, соблюдая четкую последовательность: спирт и растворители, смола отвержденная (далее 30 – 40 минут происходит растворение смолы), активные растворители (смешение 2 - 4 часа), пластифицирующие добавки и смоляные растворы (тщательное смешение на протяжении одного – двух часов). Приготовление густых нитролаков лучше проводить в горизонтальных смесителях. Получение густых составов требует иной последовательности загрузки смесителя: спирт, разбавитель, смола, смоляные растворы, пластифицирующие добавки, коллоксилин, растворители активного типа. Процесс растворения динитрата целлюлозы ведется при обычной температуре цеха, но в холодное время года смесь в смесителе необходимо подогревать горячей водой до температуры около 35 °С, т.к. растворители, которые поступают в систему, очень холодные и не способны тщательно растворить все составные компоненты нитролака. Горячий пар не используется, т.к. подогрев происходит неравномерно, существует вероятность воспламенения и перегрева. О полном растворении коллоксилина судят по отсутствию прозрачных кристалликов на стекле.

В этом же смесителе поводится типизация нитроцеллюлозного лака. Обработанный спиртом, хорошо разрыхленный коллоксилин определенной вязкости вводят в смесь, если нужно повысить содержание нелетучих компонентов либо сделать нитролак более густым. При этом, учитывая количество добавленного коллоксилина, вводят другие нелетучие компоненты, чтоб сохранить количественный состав лакокрасочного материала. Разжижения и уменьшения нелетучих веществ добиваются добавлением растворителей.

Однородности и чистоты нитролака можно добиться двумя способами. Первый предусматривает использование очищенных составных компонентов, тщательный контроль, чтоб во время транспортировки к смесителю, загрузки составные части не загрязнялись примесями. Второй способ – это очистка уже готового продукта в центрифугах.

После типизации нитролак подают на участок фасовки. Зависимо от назначения, это могут быть различные бочки, мелкая тара, цистерны и т.п.

Свойства нитролаков

Лакокрасочные материалы на основе нитроцеллюлозы широко используются на протяжении уже не одного десятка лет. Это обусловлено набором свойств материала и его относительно небольшой стоимостью.

Лаки с маркировкой НЦ очень быстро сохнут, образуют ровное, однородное, твердое покрытие с хорошей адгезией к основе. Пленка, зависимо от состава лака, может быть глянцевой, матовой, полуглянцевой. Наносить можно как на подготовленную, загрунтованную поверхность, так и на основу без предварительной обработки. Чаще всего нитролаки используются для создания декоративных и защитных покрытий на изделиях из древесины (с целью защиты от и придания декоративного внешнего вида), т.к. нитрат целлюлозы довольно быстро разрушается при воздействии повышенной температуры, солнечного света. Эксплуатируются защитные лаковые слои в интервале температур от 12 °С до +60 °С. Данным лакокрасочным материалом покрывают деревянную мебель, паркет (паркетный лак), многие другие элементы, которые эксплуатируются внутри помещений.

Наносить нитролаки желательно в несколько слоев небольшой толщины. Формирование одного толстого слоя нежелательно, т.к. его защитные свойства уступают покрытию, состоящему из нескольких тонких шаров (даже при одинаковой общей толщине). При необходимости, полностью отвержденное покрытие можно полировать, шлифовать.

Хранить нитролаки вдали от источников огня, материал легко воспламеняется.

Производим по тех. условиям ГОСТ 4976-83

Доставляем нц 243 по Москве и области своим транспортом, по России транспортными компаниями. До терминала ТК в Москве довозим бесплатно. Предусмотрен самовывоз со склада г. Лобня МО

В постоянном наличии на складе фасовки: 0,8 кг; 1,8 кг; 10 кг; 20 кг

НЦ-243 - мебельный лак с повышенными адгезионными параметрами и матирующими добавками. Рекомендовано использовать с предварительной или без предварительной грунтовки, на неокрашенных поверхностях. Лак создаёт стойкое к статистическому воздействию влаги, температур -12 до +60 градусов покрытие.

Нитроцеллюлозный лак 243 - атмосферостойкий материал. Покрытие допустимо использовать внутри отапливаемых и неотапливаемых помещений, на наружных поверхностях в условиях умеренного, холодного климата.


характеристики НЦ-243


Назначение нитролака - декоративное покрытие древесины внутри помещения.

Химический состав - в органических растворителях растворены смолы, пластификаторы, коллоксилин. ООО ЛитэксЪ выпускает лак НЦ 243 в матовых оттенках тёпло-янтарного цвета.
НЦ-243 - однородный, матовый раствор тёплого янтарного цвета с хорошей растекаемостью, адгезионными характеристиками. Образованная пленка стойка к воздействию света, тепла, воды. Лакированные поверхности рекомендуем эксплуатировать в температурном диапазоне -12…+60 °С.
Матирующие добавки позволяют создать полупрозрачное матовое лаковое покрытие.

Фасовка и хранение НЦ 243

  • в промышленной таре 50 кг
  • металлические банки объема 1 л; 2 л; 10 л; 20 л.


Перед началом работ перемешайте нитролак до однородной массы - за время хранения матирующие добавки оседают. Понижение вязкости добиваются с помощью растворителя марки 646, разбавителя типа РМЛ.
Работать следует в температурном диапазоне - +5…+30°С при минимальных значениях влажности.
Поверхность предварительно подготавливают: очищают, высушивают, отшлифовывают шкуркой.
Раствор наносят пневматическим распылителем, тампоном или кистью. Кисти выбирают самого хорошего качества, щетина не должна оставаться в лаковом слое. Покрытие укладывают равномерным и тонким слоем, без потеков.
При отсутствии грунтовочного слоя минимальное количество слоев - 3. Грунтовка НЦ-222 сокращает расход лака НЦ-243 до 20%.
Лак мебельный просушивают в сухом помещении 1 час при температуре 20 °С. Окончательное высыхание происходит в течение суток в условиях t 24°С или четырёх часов t 50°С. При использовании нескольких слоев каждый из них просушивают на отлип 40-60 минут.
Расход однослойного покрытия будет 90-130 грамм на метр квадратный

Меры предосторожности
Во время и после работ с лаком НЦ 243 проветривать помещение нельзя. Сквозняки, влажность воздуха губительно отражаются на качестве адгезии и декоративных свойств лакового покрытия. Не допускается попадание воды, конденсата в тару хранения лака
Раствор самовоспламеняющийся - избегайте держать лак рядом с открытым огнём.
Чтобы защитить кожу от трудносмываемого лака, рекомендуем пользоваться обливными перчатками.

Отзывы

    Макс 03.07.2017 18:40

    Я люблю делать сувениры из дерева и дарить их друзьям, так что часто пользуюсь этим лаком. Нравится то, что он матовый и очень быстро сохнет. Все изделия сначала грунтую, а потом наношу лак, так что расход получается небольшой, банки хватает надолго. Покрываю в один слой, в два покрываю только те, что будут "жить" во дворе.

    Вика 19.04.2017 20:06

    Как и предыдущие авторы столкнулась с проблемой реанимирования дачной мебели. Все делала по инструкции продавца - консультанта. Ободрала остатки старой краски, а может быть и лака, покрасила в один слой морилкой подходящей по цвету и нанесла два слоя лака НЦ 243. Основные достоинства, на мой взгляд, с лаком легко работать непрофессионалу. Он легко наноситься, толщину слоя легко регулировать, ложиться ровненько без разводов. Глянец присутствует, но нет сильного блеска. Недостаток, конечно, есть. Как все нитро-лаки имеет токсичный запах. Нужно продумать как проветривать помещение при выполнении работ. Но в целом мебель обновили, остатками лака покрыли перила на улице. Перезимовали отлично, мороз до минус 15 точно был.

    Luba60 13.06.2014 06:52

    Очень хороший лак для покрытия мебели - нитролак нц 243. Обновляли с мужем мебель на даче. По совета брата, купили для использования этот лак. Ровно ложится, нет пузыриков. Поверхность получается очень гладкой. Придает хороший устойчивый блеск. Наши стулья, стол и кресло стали, как новые. Нам нравится. Очень довольны.

Если Вам нужно защитить Ваши деревянные изделия, мебель от старения и внешних воздействий среды, Вам отлично подойдут нитроцеллюлозные лаки, которые всегда используются при необходимости создать эстетический эффект и предохранить материал от повреждений.

Данный вид лака изготавливают из нитроцеллюлозы, которую предварительно разводят в специальной смеси, состоящей из органики. Далее для получения разнообразия нитролаков добавляют алкидные или аминоформальдегидные смолы. Впоследствии используя нитролаки, Вы сможете получить прозрачные бесцветные пленки, которые будут служить защитой для деревянной поверхности. Благодаря прочности покрытия, нанесение лака иногда допускается без грунтования поверхности. При этом следует учитывать следующее: если Вы применяете нитролак в жаркую или же влажную погоду, мы рекомендуем также добавлять 5% растворитель с целью предотвратить преждевременное высыхание материала.

Среди преимуществ нитролаков можно выделить следующие параметры:

  • простота в применении,
  • высокая скорость высыхания,
  • длительная жизнеспособность,
  • отличная шлифуемость,
  • небольшая цена.

Но, как и любой материал, нитроцеллюлозные лаки также имеют свои недостатки:

  • они обладают чувствительностью к влаге,
  • у них наблюдается низкая физико-химическая стойкость,
  • повышенная пожароопасность.

Основное применение нитроцеллюлозных лаков заключается в обработке деревянной и фанерной мебели во время ее производства.

Данный процесс состоит из нескольких этапов, и часто нитролаки в нем исполняют не только роль основной, но и в качестве дополнительной защиты. Особенно часто это происходит при лакировке паркета.

Нитролаки до сих пор являются лидерами по соотношению таких параметров как цена/функциональность, что касается России, бывшего СССР, в котором люди полагались на свои собственные силы.

В Европе на сегодняшний день нитролаки сняты с официального производства. Такие меры были приняты из-за неэкологичностью данных веществ: они легковоспламеняемы и токсичны.

Если делить нитролаки на категории, мы получим следующие данные:

  • прозрачные (горячего и холодного нанесения);
  • матирующие;
  • нитролаки кислотного отверждения — прозрачные (НЦ-241); матирующие (НЦ-241М, НЦ-2101).

Особенность прозрачных нитролаков заключается в образовании на деревянной поверхности блестящие покрытия, которые обладают способностью держать первоначальный цвет, а также природный рисунок любой породы дерева.


Лак НЦ 221

В отношении нитролака НЦ-221 можно сказать следующее: он имеет отличную способность противостоять температурным перепадам, однако среди его недостатков - предрасположенность к потемнению. Также следует помнить о том, что из-за содержания в своем составе глифталевой смолы, лакированное покрытие НЦ-221 изначально имеет темный непрозрачный оттенок.

Ближайшим «родственником» НЦ-221 можно назвать нитролак НЦ-222, (бывший НЦ-312), который имеет идентичный в отношении своего «собрата» состав: он отличается лишь отсутствием глифталевой смолы, что таким образом лишает его затемнения, свойственного НЦ-221. Помимо всего прочего этот нитролак обладает блеском, что не может не порадовать покупателя, но если его нанести в несколько слоев, то покрытие пойдет трещинами.

Лак НЦ 223

Нитролак НЦ-223 поднимает планку среди своих собратьев: к нему можно применить как метод холодной, так и горячей сушки. Среди достоинств лакового покрытия нитролака НЦ-223 ЯВЛЯЕТСЯ достаточная твердость и способность поддаваться полировке. Благодаря этим свойствам, лак НЦ-223 (который, к слову, прежде имел название «НЦ-315-М») очень популярен в качестве мебельного лака.


Лак НЦ 224

Следующий на очереди в нашей статье - нитролак НЦ-224 - достаточно сильно отличается по химическому составу от вышеперечисленных покрытий. Основной для всей семьи нитролаков компонент коллоксилин также входит в состав данного нитролака, однако к нему добавлены некоторые из веществ, которые обычному покупателю ничего не скажут. Поэтому мы предпочитаем ознакомить Вас с более содержательной информацией: данный нитролак не нуждается в предварительном разбавлении с помощью различных растворителей и разбавителей. Пленка, образующаяся вследствие высыхания покрытия НЦ-224, обладает прекрасной шлифуемостью. (Прежнее название данного нитролака раньше звучало как Т3).

Лак НЦ 225

Еще один представитель нитролаков - НЦ-225 свойственна прочность, показательная шлифуемость; он также легко поддается к полировке. Сфера применения НЦ-225 относится к обработке поверхностей межкомнатных дверей. В случае с НЦ-225 можно смело применять горячую сушку. (Ранее НЦ-225 имел название "ТК-Н")

Чтобы довести нитролаки холодного нанесения до нужной вязкости, используют растворители и разбавители. Нитролаки горячего нанесения необходимо нагреть до температуры 70...75°С. Эффективность данного метода превышает значимость холодного нанесения: преимущество горячего метода заключается в получении более толстых покрытий, которые гораздо быстрее наносятся и высыхают с большей скоростью, к тому же более экономично расходуется сам материал.

Матирующие нитролаки образуют на поверхности матовые покрытия, которые частично стирают цвет и текстуру древесины. Данные покрытия образуются благодаря содержащимся в лаках восковых веществ или же мелкозернистых наполнителей.

В отечественном производстве лаков основным веществом является стеарат цинка, который вводят в раствор в количестве 5-10% от пленкообразующих веществ.

Стеарат цинка растворяется в ароматических углеводородах при нагревании и имеет свойство выпадать из раствора при охлаждении.

Лак НЦ 241

Для повышения морозоустойчивости, водостойкости и химической стойкости лаковых покрытий в состав нитролаков кислотного отверждения принято добавлять карбамидные смолы. Они способствуют усилению прочностных свойств покрытий при резких и частых перепадах температур.

На настоящий момент существует три лака — прозрачный НЦ-241 и матирующие НЦ-241М и НЦ-2101.

Наиболее экономичным из всех нитролаков является НЦ-216, однако не стоит ориентироваться на его цену - это покрытие достаточно хорошо в применении восстановления лаковой пленки. Чаще всего НЦ-216 принято использовать в качестве материала для обработки мебельных повернохстей из древесины. Использование лака подарит любой деревянной мебели вторую жизнь.

НЦ-218 несет в себе такие же функции, однако, в отличие от НЦ-216, этот лак принято наносить на поверхность толстым слоем, к тому же его стоимость слегка превышает цену НЦ-216.

Среди нитролаков принято выделять специальную категорию, в которую входят лаки, применяемые в качестве грунтовок. Наиболее популярным среди них является НЦ-024. Его основная задача - подготовить поверхность для нанесения на нее другого нитролака.

Нитролаки

Не стоит недооценивать нитролаки, среди них можно встретить не только «специалистов» в плане покрытия на деревянных поверхностях, но также и тех, кто предназначен для защиты металлических поверхностей. Это такие лаки, как НЦ-62 и НЦ-132П.

В производственных условиях нитролаки принято наносить на поверхность готовых изделий посредством распыления, в магнитном поле и с использованием других механизированных методов.

Если Вам необходимо покрыть лаком мелкокалиберные изделия, к примеру, деревянные ручки, то достаточно их опустить на пару мгновений в банку с нитролаком, после достать, дать излишкам лака стечь, а затем положить или подвесить изделие с целью высыхания.

Последовательность нанесения нитролака на деревянную поверхность

Для начала необходимо обработать поверхность с помощью морилки для дерева, которая имеет в качестве основы спирт, воду или же органический растворитель. Это нужно для сохранения природного рисунка древесины, а также для подчеркивания ее текстуры.

Второй слой нитролака сохнет около 6-8 часов. Далее необходимо отшлифовать покрытие.

Необходимо учитывать то, что каждый последующий слой этого лака следует наносить перпендикулярно нанесенному ранее слою.

Таблица. Требования и нормы к лакам согласно ГОСТ 4976-83.

Наименование показателя Норма для лака марки Метод испытания
НЦ-218 НЦ-222 НЦ-223 НЦ-243
1. Внешний вид лака Прозрачный, однородный раствор Непрозрачный раствор от светло-желтого до желтого цвета По п. 4.8
2. Внешний вид пленки Глянцевое, ровное прозрачное однородное покрытие без пузырей, механических включений Ровное, равномерно матовое однородное покрытие без пузырей, механических включений По п. 4.4
3. Цвет лака по йодометрической шкале, мг/100 см 3 , не темнее 20 40 40 По ГОСТ 19266
4. Массовая доля нелетучих веществ, % 30 - 34 22 - 26 33 - 36 26 - 32 По ГОСТ 17537 и п. 4.5 настоящего стандарта
5. Условная вязкость при (20,0 ± 0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм (или ВЗ-4) 50 - 85 30-45 Не более 125 35 - 80 По ГОСТ 8420
6. Температура кипения лака, °С, не ниже - - 75 - По п. >4.6
7. Время высыхания лака при (20 ± 2) °С до степени 3, ч, не более 0,75 1 1 1 По ГОСТ 19007 и п. 4.7 настоящего стандарта
8. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 15 35 5 10 По ГОСТ 6806 и п. 4.8 настоящего стандарта
9. Твердость пленки, условные единицы, не менее, по маятниковому прибору: По ГОСТ 5233
типа М-3 0,5 0,6 0,55 0,4 (0,30)
типа ТМЛ (маятник А) 0,2 0,3 0,25 0,2 (0,15)
10. Способность пленки лака шлифоваться и полироваться > >Не определяют >Пленка должна выдерживать испытание >Не определяют По п. 4.9
11. Блеск пленки, % По ГОСТ 896 и п. 4.10 настоящего стандарта
не менее 60 50 50 -
не более - - - 20
12. Условная светостойкость пленки, ч, не менее 2 2 2 1 По ГОСТ 21903, метод 2, и п. 4.1 настоящего стандарта
13. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при (20 ± 2) °С, ч, не менее 12 6 6 6 По ГОСТ 9.403 и п. 4.12 настоящего стандарта
14. Теплостойкость пленки при (60 ± 2) °С, мин, не менее 30 30 30 30 По п. 4.13

материалы по теме

В середине двадцатого века была создан метод производства краски в порошковой форме. Сейчас краски в форме порошка особо популярны в европейских странах и Соединенных Штатах Америки. Применяются эти краски, чтобы осуществить покраску изделий в автомобильном производстве, в строительстве, в покраске различных материалов (различных металлов, древесины, пластмассы, керамики, стекла). Краска в форме порошка защищает изделия и придает им красивый внешний вид. А еще эти краски решают проблему экологии в лакокрасочной промышленности, потому что в них почти нет растворителя органического происхождения и различных летучих веществ.









2024 © rukaraoke.ru.