Грудничок в 5 месяцев развитие и питание. Развитие ребенка на пятом месяце жизни


Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?

В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мира

Физические достижения малыша

Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.

Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.

В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны - от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.


Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания

Какие умения и навыки есть у крохи?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:

  1. Перевороты со спинки на животик и обратно.
  2. Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
  3. Гуление, причем очень активное и мелодичное.
  4. В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
  5. Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
  6. Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
  7. Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.

Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.

Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.

На 6 месяце жизни у ребеночка активно развивается интерес к своим ручкам и ножкам. Карапуз изучает собственное тело, ощупывает его, тянет ручки в рот. Маме нужно отвлечь его, поиграть с ним в пальчиковые игры, забавы с ладошками, ножками - такие игры помогут и ребеночку, и взрослому, доставляя обоим большое удовольствие.

Все о питании ребенка

Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи - в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.

Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.


Пять месяцев - самое время для ввода разнообразного прикорма, в том числе каш - незаменимого источника витаминов группы В

Какие игры и занятия можно предложить крохе?

Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания (см. также: ). Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?

  • Конечно же, это должны быть двигательные занятия - например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
  • Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.

Игрушек, предлагаемых крохе, не надо приобретать много. Лучше чтобы они не только развлекали ребеночка, но и решали задачи развития движения, мелкой моторики, речи.

Какие игрушки могут его заинтересовать?

  • неваляшка музыкальная,
  • звенящие погремушки,
  • мячик с колокольчиком,
  • браслеты на ножки с колокольчиками,
  • пирамидки,
  • куклы бибабо,
  • сенсорный коврик.

Главное требование к игрушкам - безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.

Из пассивного наблюдателя окружающего мира малыш постепенно превращается в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, младенец расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку: схватить, осмотреть и снова схватить. Точно также кроха ведет себя по отношению к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, он как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»

В возрасте 5 месяцев дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, увидев входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего младенца, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Учимся понимать друг друга

Внимание младенца привлекают лица любого вида и формы – он радуется приходу гостей и с интересом их рассматривает. Но, несмотря на то, что крохе нравится видеть новых людей, на пятом месяце жизни он уже начинает делить окружающих на «своих» и «чужих». Среди последних может оказаться не только посторонний человек, но и мама, решившая не бросать карьеру и вышедшая на работу.

Поэтому, как бы вы ни были загружены своими «взрослыми» делами, заведите себе за правило каждый день уделять хотя бы несколько минут общению с малышом. Тех же, кого ребенок считает «своим», он с удовольствием изучает: притрагивается к глазам, кусает за нос, дергает за волосы. Когда мама или папа разговаривают с младенцем, он сует пальцы им в рот, как будто пытается схватить вылетающие слова.

По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный звуковой репертуар все больше расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и даже глухие одинаково произносят звуки.

В 4-4,5 месяца можно заметить, что дети подражают языку, на котором говорят окружающие. Свое умение «говорить» младенец с готовностью демонстрирует и игрушке, оказавшейся в поле его зрения, и маме, смотрящей на него. Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса.

Огромную радость доставляют ребенку физические игры, которые так любят папы. Легкие подбрасывания вверх, щекотка или громкое чмокание вызывают у малыша громкий смех. Но при этом важно помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны. Многим знакома следующая ситуация: ребенок заливисто хохочет от легких подбрасываний, но стоит поднять его чуть выше, как он тут же заливается плачем. Это говорит о том, что у маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Старайтесь играть с любимым чадом, не перевозбуждая его.

Двигательные навыки ребенка 5 месяцев

Самые большие перемены происходят в двигательной сфере. Мышцы окончательно освобождаются от гипертонуса и начинают действовать слаженно, развиваются так называемые локомоции – общие движения тела, где задействованы практически все мышцы. Казалось бы, ребенок может двигать всем телом с самого рождения, однако на первых порах его движения лишены согласованности: мышцы ручек, ножек, спины, действуют одновременно, но все по отдельности. Локомоции же, напротив, согласованные движения, подчиненные одной цели. Они обеспечивают подвижность ребенка в пространстве, являются основой самостоятельности.

На 5 месяце жизни многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым детишкам удается переворачиваться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев ребенок способен некоторое время проводить в полусидячем положении – это очень полезно, поскольку кроха может наблюдать, что происходит вокруг, замечать проходящих мимо людей, которые, отвечая на улыбку, останавливаются и разговаривают с ним.

Однако мягкая мебель не лучшее место для того, чтобы усаживать ребенка. Подкладывать под спину подушку тоже не рекомендуется, а вот та же подушка, подложенная под матрасик, дает хороший наклон, удобное положение и достаточный обзор. Лучшее решение – посадить ребенка в шезлонг с регулируемой спинкой, в котором младенец будет чувствовать себя удобно и комфортно.

Заметные сдвиги наблюдаются и в способности маленького человечка перемещаться, находясь в положении на животе. Младенец принимает позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигается вперед. Некоторые малыши передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, ребенок начинает пятиться назад.

Но самой подвижной частью тела по-прежнему являются руки. Они постоянно чем-то заняты. Малыш тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Он будет стремиться достать все, что попадается ему на глаза, до тех пор, пока видит собственную руку и объект. Однако в действиях еще не достаточно ловкости. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Кроха скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.

Поскольку ребенок стремиться использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он захватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.

Вижу, слышу, ощущаю…

До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом: он мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет.

Самая любимая игрушка 4-x месячного ребенка – зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему.

Несмотря на развитие зрительных навыков, младенец исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Народная поговорка: «Губа – не дура, язык – не лопатка, знают, где горько, где сладко» иллюстрирует именно этот период в развитие малыша. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравится, и он повторяет их снова и снова. Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получает удовольствие от эффекта, который они производят.

Занятия с ребенком 5 месяцев

Постойте небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как с нее скатывается игрушка на колесиках. Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Познакомьте малыша с мыльными пузырями. Младенцам очень нравится наблюдать за их неспешным полетом. Следите за тем, чтобы банка с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.

Помогите малышу исследовать свое тело. Для этого наденьте ему на ногу яркий носок или пинетку с привязанным к ней колокольчиком. Сначала младенец будет просто смотреть на свою ногу, а через некоторое время схватит ее. Чтобы ребенок учился принимать решения, вложите ему в каждую руку по игрушке, которая может пищать. Для этой цели лучше всего резиновые игрушки, которые кроха мог бы сжимать. Наблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Физическое развитие детей 5 месяцев

Ребенок совершенствует хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Запаситесь погремушками разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой ручки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите игрушку высоко, затем приблизьте к младенцу и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Расстелите одеяло и положите кроху на живот на край. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет: для того чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте младенца. Если он не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.

Практические советы

Опустите двигающиеся игрушки: Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.

Детский рюкзачок: Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.

Посадите малыша к себе на спину: Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).

Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки: Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.

Протягивайте руки навстречу малышу: Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом «Оп!» Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.

Время игр

Новые открытия

Блестящая кастрюля: Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся «игрушки» взрослых.

Перед зеркалом: Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

Несколько игрушек в детской кроватке: Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.

Куклы-неваляшки: В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Детские качели: Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Потрогай звук: Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Погремушки: Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.

Развитие координации

«Вот какой ты большой» Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой ты большой!» Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.

Веселые прыжки: Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Раз-два встали! Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.

Прикрепите кольца к детской кроватке: Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.

Вниз под горку: Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.

Спасательный круг: Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.

Принятие решений

По игрушке в каждой руке: Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.

Игра в мяч: Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.

Нарисованное лицо: Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.

Карусель: Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы – с одной стороны веселую, а с другой – печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?

Исчезающий мяч: Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.

Повседневные дела

Время кормления

Дайте ребенку ложечку: Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.

Дайте ребенку чашку: Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2-3 капли и дайте подержать ее своему малышу.

Называйте части тела ребенка: Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.

Застывшее лицо: Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.

Кораблик в детской ванночке: Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.

Время отдыха

Ласково похлопайте малыша: Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.

Разговор шепотом: Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.

Укачивание: Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе и качают. Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.

Новорожденные развиваются очень быстро, поэтому любой период жизни ребенка должен проходить под пристальным вниманием родителей. Успешное развитие ребенка в пять месяцев заключается в активном укреплении мускулатуры, в этот период малыш впервые может попробовать ползти или вставать на ножки.

Физиологические изменения малышей в пять месяцев

К пятому месяцу телосложение малыша становится более пропорциональным, ножки и ручки становятся не такими пухлыми, а голова и окружность груди увеличиваются на несколько сантиметров. За первые четыре месяца жизни мускулатура малыша укрепляется настолько, что он уже способен без проблем переворачиваться со спинки на животик и обратно, многие начинают сидеть, прислонившись к опоре, а самые активные детки пытаются даже стоять с помощью взрослых.

В пять месяцев можно начинать обучать младенца ползанию, для чего в положении на животе положить перед малышом одну-две любимые игрушки таким образом, чтобы ребенок едва прикасался к ним ручками. Под ножки стоит поставить свою ладонь, что облегчит маленькому испытателю продвижение вперед, малыш будет отталкиваться от вашей руки, и тем самым поможет себе дотянуться к желанным вещам.

На протяжении четырех месяцев новорожденный успевает набрать немало веса, но пятый месяц жизни также принесет значительную прибавку, не менее 600-700 грамм. В среднем вес пятимесячного новорожденного должен составлять от 6 до 8 кг, однако отклонения от нормы вовсе не означают дефектов в развитии, поскольку рост человека, так же как и вес, является индивидуальной характеристикой и может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей организма и генетической предрасположенности каждого ребенка.

В этом возрасте многие малыши пробуют первую взрослую еду, как правило, это овощные и фруктовые пюре, а также детские соки, вводимые в рацион по нескольку капель. Следует внимательно следить за реакцией неокрепшего организма на новые продукты питания, поскольку часты случаи возникновения аллергии. Обнаружив сыпь или покраснения на теле, ребенка следует немедленно показать педиатру, чтобы остановить распространение раздражения на корню. Стоит временно прекратить ввод аллергенных продуктов, чтобы организм привык к новым веществам, а последующие пробы разнообразить рацион в большинстве случаев проходят весьма успешно. Конечно, взрослая еда является лишь дополнением к основному грудному вскармливанию, поэтому давать кашки следует лишь после основного приема пищи или же в качестве небольшого перекуса перед дневным сном. Любой 5- месячный малыш ест с большими перерывами, поскольку его внимание часто переключается на иные более интересные вещи – игрушки, посторонние звуки и любые заинтересовавшие его явления. Поэтому, начиная кормление, постарайтесь оградить малыша от отвлекающих моментов – выключите телевизор, приглушите радио и отключите звук на телефоне. Помните, что неполноценное питание приводит к ухудшению самочувствия, к тому же из-за нехватки питательных веществ может уменьшиться вес грудничка.


Психологическое развитие пятимесячного ребенка

В возрасте пяти месяцев дети уже активно общаются с окружающими посредством лепетания и активных взмахов руками. Таким способом малыши привлекают внимание взрослых и с удовольствием отвечают на малейшие попытки заговорить с ними. Речевой запас новорожденных такого возраста уже довольно широк, многие начинают выговаривать отдельные буквы и повторять за взрослыми целые слоги.

Пятимесячный ребенок проявляет интерес к любым предметам вокруг, он стремится потрогать и пощупать все, что попадается на пути. Первыми объектами исследования малыша становятся доступные игрушки и погремушки, мамино и папино лицо, а также свои ручки. Многие детки в пять месяцев отвергают соску, предпочитая ей собственные пальчики, чего не стоит допускать, поскольку это может привести к деформации ногтевой пластины.

Почти каждый 5- месячный новорожденный активно выражает свое восхищение или недовольство. Они уже замечают изменения в окружающем мире, например, на смену игрушек на мобиле каждый ребенок реагирует по-разному, кого-то привлекают новые предметы, а некоторым не нравится смена обстановки. Задачей родителей на данном этапе является поспособствовать удовлетворению всех капризов маленького привереды, поскольку именно сейчас формируются его вкусовые пристрастия.

Восприятие звуков и цветов улучшается, в 5 месяцев многие малыши уже выбирают любимый цвет, что проявляется в предпочтительных и более востребованных игрушках, восторге во время надевания одежды такого оттенка или просто при наличии предметов подобного тона в поле зрения ребенка. Пятый месяц знаменуется также улучшением слуха малыша, теперь новорожденный реагирует на звонок двери или телефона, безошибочно улавливает отдаленные мелодии от телевизора или радио, а также моментально поворачивается на звук знакомого голоса.

В 5 месяцев малыш может часто капризничать, в большинстве случаев такое недовольство – это следствие первых появляющихся зубов. Побочным эффектом такому явлению может быть также недостаточный прирост массы, из-за чего вес малыша станет меньше нормы. Оптимальный выход из сложившейся ситуации – применить резиновые прорезыватели, которые малыши с удовольствием грызут. Если это не помогает, можно воспользоваться специальными гипоаллергенными охлаждающими гелями. Аптечные средства не просто приглушат болезненные ощущения, но и помогут зубику быстрее прорезаться. Однако пользоваться ими часто не стоит, ведь большое количество медпрепаратов в организме ребенка не приведет ни к чему хорошему.


Активные занятия с пятимесячным младенцем

В пять месяцев можно существенно разнообразить гимнастические упражнения, поскольку малыш уже понемногу становится на ножки и сам переворачивается на бок и животик.

  • Не стоит пренебрегать гимнастическим мячом, поскольку занятия на упругой округлой поверхности способствуют улучшению пищеварения и избавляют от колик.
  • К обычным гимнастическим приемам стоит добавить элементы на координацию движений, например, предложить малышу пройтись вдоль опоры, обязательно придерживая его. Лучше, если ребенок будет сам держаться за стену манежа или кроватки, а вы станете его страховать сзади.
  • Младенцы 5 месяцев от роду очень любят, когда их носят на руках, особую радость детям доставляют активные подкидывания и переворачивания в воздухе, о чем они сообщают восторженными возгласами и смехом. Такие активные занятия способствуют развитию координации и способности сохранять равновесие.
  • Неплохи также занятия в воде, даже если у вас нет возможности посещать специальный бассейн, минимальную плавательную программу можно организовать и дома, используя для этого взрослую ванну. Самый простой способ научить ребенка плавать – заниматься с самого рождения. Одной рукой поддерживая младенца под животик, помогите ему совершать гребные движения, и вскоре ваш ребенок порадует вас своими достижениями, так как новорожденные учатся плаванию максимально быстро.


5- месячный малыш уже пробует всяческие кашки и пюре, во время очередного кормления попробуйте дать ему в ручку детскую ложку и покажите, как ею пользоваться. Разумеется, первые разы будут неудачными, поэтому перед экспериментом стоит застелить пол и стульчик газетками или бумажными салфетками, так будет проще привести помещение в порядок. Зато через несколько дней ребенок сможет самостоятельно донести одну-две ложки до рта, главное, с самого начала показать, как правильно держать ложку, – это поможет впоследствии избежать проблем с правильным использованием карандаша, ручки и прочих предметов.

Вместо привычного мобиля с подвесными в 5 месяцев можно предложить игровой коврик с откидывающимися бортами. На такой мягкой поверхности грудничок может ползать, перекатываться со стороны в сторону, но при этом не выберется наружу, что обеспечивает его полную безопасность.

Как альтернативу обычному стульчику для кормления пятимесячному малышу можно предложить люльку с несколькими положениями спинки. Современные модели оснащены не только ремнями безопасности, но и подсветкой, музыкальным сопровождением, поворотными ручками, а также прочими полезными функциями. Благодаря такому универсальному устройству не возникнет проблем с кормлением, что обеспечит нормальный вес грудничка. К тому же раскачивающаяся люлька станет любимым местом любопытного малыша, поскольку одновременно увлекает и успокаивает.

Большое наслаждение для любящих родителей наблюдать, как меняется малыш. Ему исполнилось уже 5 месяцев. В жизни крохи заметны большие изменения. Первое, которое сразу бросается в глаза, — малыш заметно вырос.

Только за прошедший месяц он прибавил в весе примерно 700 граммов и вырос на 2 см. Малыш заметно округлился, теперь это не кукла в пеленках, а маленький человечек. Многих родителей волнует вопрос: что должен уметь ребенок в 5 месяцев.

Теперь малыш не спит круглыми сутками, периоды бодрствования днем достигают полтора-два часа по два-три раза в день. Самое необходимое для подрастающего человечка — общение с близкими, любящими людьми. Кроха уже узнает маму и папу, проявляет свои эмоции от общения с родителями.

Новые движения и возможности малыша

Так что умеет ребенок в 5 месяцев?


Речь получает дальнейшее развитие. Теперь ребёнок начинает гулить: певуче повторять гласные и различные сочетания звуков: ооо, на, ба, ма. У девочек в это время гуление сменяется лепетом — произносить слоги они начинают быстрее мальчиков.

Эмоции детей в 5 месяцев

Малыш не просто испытывает широкий спектр различных эмоций, но становится в состоянии изобразить их. Теперь кроха умеет:

  • Сердиться, требовать. Стоит забрать игрушку, чтобы малыш быстрее заснул, и можно услышать громкий требовательный плач. Если кроху все время носят на руках, сердитую реакцию мамочка получит, когда начнет укладывать чадо спать в кроватку.
  • Радоваться, заливисто хохотать.
  • Плохое настроение передать через сердитый лепет, нахмуренные бровки.

У малыша появляется страх перед незнакомыми людьми. Попытка чужого человека приласкать малютку или взять на руки может обернуться настоящей истерикой. Развитие ребенка в 5 месяцев должно проходить в комфортных условиях, а также в любви.

Капризы крохи, его поведение отражает поведение взрослых. Плохое настроение, разговоры на повышенных тонах, скандалы, ссоры — это то эмоциональное развитие, которое отложится в памяти маленького человечка. Если же родители будут разговаривать спокойно, без криков объясняя, что надо сделать, то нервничающий малыш быстро успокоится.

Играем с крохой

Игра — основное занятие ребенка в период бодрствования. Во время игр формируется речь малыша, развивается моторика пальчиков и рук, закладываются основы эмоционального развития. Совместные игры с мамой вызывают положительные эмоции ребенка, который пытается повторить вслед за любимым человеком движения, мимику, звуки. Песни, потешки, сказки — малыш будет внимательно следить за выражением лица мамы, пытаться поговорить, вместе исполнить песенку. Стоит повторять названия частей тел: носик-курносик, ножка, ручка, показывая пальчиком на то, о чем говорите. Беседуйте с крохой, повторяйте его лепет, продолжайте добавляя новый слог.

Малыш любит кидать из кроватки игрушки на пол, слушать — как они упали, смотреть — куда закатились. Покажите, как прыгает мячик, как здорово он катается по полу. Поиграйте с крохой его любимой погремушкой, играйте в «Сороку-белобоку». Ребенку нравится, когда мама загибает ему пальчики, рассказывая про сороку.

Самые любимые игрушки — конечно, собственные пальчики, пяточки и ножки малыша, которые он постоянно пытается засунуть в рот. Все, что попадается под руку любознательному исследователю, сразу проверяется на вкус, поэтому убирайте все мелкие предметы, которые малыш может проглотить.

Для развития всех органов чувств можно сделать или купить книжку из ткани, в которой будут шнурки, веревочки, аппликации. Можно рисовать совместно с ребенком пальчиковыми красками.

Стимулируйте попытки ползать. Кладите яркие, привлекающие внимание игрушки немного вдалеке, пусть кроха попытается дотянуться до заманчивой вещицы. Зеркало притягивает внимание таких крох. Поднесите ребенка к зеркалу, показывайте, как отражаются знакомые предметы и люди.

Показывайте на картинках животных, называйте, как их зовут, произносите звуки, которые издают эти животные. Например, корова говорит: «Му», кошечка мяукает: «Мяу». Ребенок будет повторять эти звуки.

Малыш не должен оставаться без присмотра в часы бодрствования, а тем более лежать один на диване. Переворачиваясь с бока на бок, карапуз может упасть с высоты. Лучше выделить уголок на полу, постелить туда специальный детский коврик. На твердой поверхности быстрее можно научиться ползать.

Особое внимание следует уделить чистоте игрушек, вещей и комнаты, где играет малютка, чтобы, засунув в рот новую игрушку, кроха не подхватила никакой инфекции.

Уход за малышом

Гигиенические процедуры месячного младенца ничем не отличаются от ухода за пяти месячным бутузом. Обязательны умывание, очищение носика и ушек, состригание ноготков, растущих очень быстро, чтобы кроха не поцарапал себя. У детей начинают прорезываться первые зубки. Кроме специальных прорезывателей, мамочка может делать массаж десен чистыми пальцами с подстриженными ногтями.

Купание, массаж, гимнастические упражнения — все это нравится детям и полезно для здоровья. Купание большинства детей лучше проводить в вечерние время суток, перед сном. Есть тут небольшое исключение: гиперактивные детки не расслабляются от принятия ванн, а получают еще больший заряд энергии, поэтому таких детишек лучше купать утром. При купании малыша лучше пользоваться гипоаллергенным шампунем и детским маслом. Мыло не стоит использовать чаще 1-2 раз в неделю. Если у крохи появилась сыпь, обязательно проверьте у врача реакцию на аллергены.

Ребенок в 5 месяцев очень подвижен, поэтому совершенно не стоит кутать его в кучу одежды. Если в доме температура комфортная, можно снять носочки и теплую кофточку, пусть он играет практически раздетым. Причиной простудных заболеваний чаще всего является именно чрезмерное укутывание чада.

Внимательно проверяйте швы на детской одежде, которую вы хотите приобрести. Жесткие, плотные, грубо обработанные будут натирать нежную кожицу, могут вызвать воспалительные процессы, а малютка даже не сможет объяснить причины своего плача.

Питание и режим дня

Следует знать, что в 5 месяцев начинают постепенно добавлять прикорм в питание малыша. В питание постепенно добавляются каши, протертые овощи, фруктовое пюре. Дети перестают просыпаться для кормления ночью.

Дневной сон сокращается примерно до 5 часов в день, остальное время кроха бодрствует. Следует совершать прогулки на свежем воздухе не реже 2 раз в день. Очень часто малютки уже не спят во время прогулок, а изучают окружающую обстановку. На улице, в парке следует разговаривать с ребенком — показывать птиц, машин, дома, четко, несколько раз проговаривая названия предметов.

Надо помнить, что дети развиваются под влиянием взрослых. Малыш очень тесно связан психологически и эмоционально с матерью. Поэтому рекомендуется мамочке все действия в присутствии крохи проговаривать вслух, делиться планами на день, обсуждать предстоящие дела.

Помогаем развиваться

Мало просто кормить, беседовать, гулять с малышом. С ним нужно заниматься, совершенствовать навыки ребенка в 5 месяцев. Занятия должны быть ежедневными, не более получаса в день. Обязательно следует делать упражнения для укрепления мышц спины, чтобы в будущем малыш научился правильно сидеть, закреплять в тренировках навык переворота, когда малыш переворачивается с животика на спину и обратно. Совмещать гимнастические упражнения с более сложным массажем: добавить к поглаживанию, растиранию еще легкое пощипывание и валяние. Массаж следует заканчивать втиранием специального детского масла.

5 месяцев для малыша — это тот возраст, когда уже прочно сформировались некоторые навыки и происходит дальнейшее усовершенствование новых. Ребенок активно играет, эмоционально реагирует на людей и предметы и проявляет свой характер. К этому времени он уже не хочет долго лежать на одном месте и в одной позе. Малыш интересуется окружающим миром, сам легко переворачивается со спины на животик и обратно и понемногу пытается сидеть. Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Ребенок произносит звуки и слоги, смеется и даже хохочет, пытается лепетать.

Физическое развитие

Показатели роста и веса

Ребенок в возрасте пяти месяцев весит приблизительно в два раза больше, чем при рождении. Его вес может составлять в среднем от 6,5 до 7,5 килограммов (±1 кг), а рост – от 63 до 65 сантиметров (± 3 см). За пятый месяц ребенок поправляется еще примерно на 700 граммов и вырастает на 2 сантиметра. У него пропадает большая часть безусловных рефлексов. А изменения в физическом развитии становятся заметны день ото дня.

Умения ребенка в 5 месяцев

  • В конце пятого месяца малыш может сидеть, держась за что-нибудь или опираясь спинкой на что-то. Без опоры и поддержки он пока этого делать не может.
  • Ребенок твердо стоит ножками, если придерживать его за подмышки. Он прямо держит спинку и не сгибает ножки.
  • Если держать малыша в позе «самолетик» (вниз лицом, придерживая под животик руками), то он старается приподнять головку и верхнюю часть туловища и держит их в таком положении некоторое время.
  • Ребенок может подтягиваться из положения лежа, если дать ему за что-нибудь ухватиться (например, за мамины указательные пальцы), при этом головку держит самостоятельно и уверенно, не запрокидывая ее.
  • Малыш подолгу рассматривает свои ручки и ножки, находясь на спинке. Может с легкостью достать свои ножки руками и потянуть их в рот.
  • Ребенку интересно наблюдать за окружающим миром, лежа на животике. Для этого он опирается на предплечья и свободно держит голову, рассматривая все вокруг.
  • Малыш реагирует на движение игрушки, тянет к ней ручки и может крепко удерживать.
  • С легкостью поворачивается во все стороны – со спины на животик, с живота на бочок.
  • В этот период уже укрепились спинные мышцы и ребенок может, находясь на животике, поднимать и держать голову, а также одновременно совершать движения ножками и ручками.

Психическое развитие

  • Происходит дальнейшее развитие речевой деятельности. Отдельные гласные звуки теперь звучат в виде слогов и повторяются многократно: ма-ма-ма, дя-дя-дя, ба-ба-ба, па-па-па. Малыш произносит их еще не осознанно, но звучит это очень четко и в различных сочетаниях, как будто он пытается что-то сказать.
  • Ребенок реагирует на любые голоса и звуки, прислушивается к ним. Может различить голоса родных и их интонацию. Подает голос, чтобы привлечь к себе внимание. На громкую речь или крик может отреагировать плачем или обидеться. И, наоборот, может успокоиться, услышав нежные нотки голоса мамы.
  • Малыш уже запоминает лица, узнает их, а на чужих людей реагирует настороженно или даже с испугом. Его восприятие запоминает образ человека в целом – прическа, голос, выражение лица. Уже интересуется предметными картинками с яркими образами или фотографиями.
  • Малыш чувствует себя спокойно, ведет себя активно и весело, когда в поле его зрения находится мама. Ее отсутствие или нахождение рядом незнакомых людей может заставить ребенка беспокоиться и плакать.
  • Продолжается развитие моторики с помощью зрительного управления. Кроха, увидев красивую игрушку или новый интересный предмет, тянется к ней ручками и самостоятельно берет. А если игрушка видна не полностью (например, накрыта краем пеленки), то он ее узнает и все равно потянется, чтобы взять.
  • Малыш может самостоятельно на протяжении десяти минут находиться в процессе игры. Он может выбрать игрушку, которая ему понравилась или чем-то запомнилась – яркой окраской, удобной формой.
  • Ребенок уверенно уже не только удерживает игрушку, но и может забрать ее у другого малыша сидящего рядом, с силой притягивая ее на себе.

Родителям необходимо обратиться за консультацией к участковому педиатру, если один из навыков к концу пятого месяца у ребенка не проявляется.

Помощь в развитии ребенка

Большое внимание нужно уделить ежедневной гимнастике и массажу. Именно они укрепляют мышцы спины, что очень необходимо на данном этапе. Чтобы ребенок научился самостоятельно сидеть, у него должен быть крепкий позвоночник.

Различные упражнения способствуют развитию опорно — двигательного аппарата. Выполняя эти упражнения, можно одновременно развивать у малыша чувство ритма. Для этого нужно сопровождать движения считалочкой и выполнять их под ритмичную музыку. Каждое занятие должно длиться не меньше двадцати минут.

  • Это упражнение рекомендуется делать один раз в день. Положите малыша на спинку, обхватив его руки за запястья и вложив ему в ладошки свои большие пальцы, слегка потяните его к себе. Когда ребенок поднимется до положения сидя, поднимите его ручки вверх и придерживайте их одной своей рукой. А другой рукой делайте легкие поглаживания по спинке вдоль позвоночника вниз и вверх. От таких поглаживаний малыш прогнет спинку. Затем нужно осторожно опустить малыша в первоначальное положение.
  • Это упражнение полезно для развития всех групп мышц, а также для обучения ползанию. Положите ребенка на животик, а рядом с ним на небольшом расстоянии (но чтобы он ручкой не доставал) его любимые игрушки. Поставьте свою руку к его ножкам, чтобы она послужила крохе опорой. Малыш постарается дотянуться до игрушки, инстинктивно отталкиваясь ножками. Такая гимнастика будет подготовительным этапом к настоящему ползанию.
  • В легкие поглаживания и растирания во время массажа должны добавиться разминание и пощипывание. Массаж несколько усложняется и увеличивается по продолжительности.
  • Малыш продолжает знакомиться с новыми предметами, проявляет интерес ко всему, но теперь он все пробует «на вкус». Необходимо следить за чистотой игрушек и других предметов, которые берет ребенок в рот. Носите кроху на руках по квартире и рассказывайте ему обо всем, на что попадает его взгляд. Называйте предметы, имена, показывайте домашних питомцев. Это время – начало исследования всего, что окружает ребенка.
  • Чтобы у крохи не вырабатывалась негативная реакция на замкнутое пространство, не оставляйте его надолго одного в кроватке или игровом манеже. Хотя короткое пребывание в кругу любимых игрушек и новых предметов (без участия мамы) пойдет только на пользу.

Во что поиграть с малышом

Все новое вызывает у ребенка неподдельный интерес, но и знакомые стишки и потешки он воспринимает радостно и весело. Детки закрывают глазки и прячутся за своими ладошками, играя в «ку-ку». Они весело хохочут, когда загибают им пальчики, рассказывая «Сороку – ворону». Они уверенно хлопают в ладоши, показывая «Ладушки». Но больше всего малыши любят, когда с ними разговаривают, поют им песенки, читают стишки и показывают картинки. Им интересно все, что связано со звуками:

  • Показывайте малышу картинки с домашними животными и озвучивайте их. Это собачка, она говорит «гав – гав». Это кошечка, она говорит «мяу – мяу». Это коровка, «муууууууу» и т.д.
  • Вместе с ребенком рассматривайте детские книжки, читайте короткие стишки;
  • Помогайте малышу изучать свое тело и запоминать названия – глазки, ушки, носик, щечки, волосы. Все, что называете, обязательно показывайте на крохе, прикасаясь к этим частям тела.
  • На ручки и на ножки ребенка можно надеть самодельные браслетики со звенящими бубенчиками. При каждом движении малыша они будут издавать звук, который привлечет взгляд и внимание.
  • Покажите малышу новые для него предметы дома – зеркало, часы, цветок. Дайте потрогать кнопочки, подергать за ручки шкафа, нажать на выключатель.

Сон и питание

Распорядок дня ребенка остается таким же, как и в предыдущем месяце. У каждого малыша уже сформировался свой определенный режим. Большинство деток уже не путают день и ночь. Ночной сон стабилизировался и стал более продолжительным. Малыш может проснуться всего лишь один раз за всю ночь. Во сколько ребенок ложится спать и когда просыпается утром, зависит от особенностей его организма и развития. Одни детки просыпаются рано утором, а другие любят поспать подольше.

  • Недостаточное количество грудного молока, ребенок не наедается.
  • Малыш не набирает нужного в его возрасте веса, ведет себя беспокойно, капризничает, плачет.
  • У ребенка проблемы с работой кишечника и со стулом.
  • Ребенок срыгивает после каждого кормления или больше двух раз за день.

Но помните, что только педиатр поможет разобраться в истинных причинах такого поведения малыша и даст рекомендации по выбору прикорма.









2024 © rukaraoke.ru.