Идеальный вожатый каким я его вижу. Быть идеальным вожатым - это, как? Личностные качества вожатого


Аннотация

This article deals with the problem of young leaders. The basic qualities that are required for a counselor. The author makes recommendations for future leaders.

Человек, побывавший хоть раз в жизни в летнем оздоровительном лагере, понимает, как важно для ребенка, чтобы в отряде был хороший вожатый. Не бывает идеальных людей, то же самое мы можем сказать о педагогах, у всех бывают погрешности и ошибки. Однако в данной статье мы попробуем нарисовать образ идеального вожатого, глядя на которого, понимаешь, что этому человеку не страшно доверить собственного ребенка.

Прежде чем перейти к проблеме, которая нас интересует, мы должны дать определение термину вожатый. Вожатый – педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской Пионерской организации СССР, появился в 1922.

Так кто же такой идеальный вожатый?

§ Идеального вожатого можно вычислить сразу – это человек, у которого в запасе есть игры для любого времени года и для любой погоды. У такого вожатого есть ответ на любой вопрос, он любит танцевать и петь и может с ребятами поговорить на интересующие их темы.

§ Хороший вожатый никогда не повышает голос, не «руководит» детьми, они у него все делают сами: сами придумывают мероприятия, сами организуют его, сами проводят, анализируют положительные и отрицательные моменты, планируют следующее мероприятие.

§ У хорошего вожатого всегда хорошие дети и дружеский климат в коллективе. Он ждет каждую встречу со своими воспитанниками.

§ Хороший вожатый всегда готов помочь ребятам, а так же должен чувствовать настроение ребят и ситуацию в отряде.

§ Хорошего вожатого отличает жажда нового. Он постоянно выискивает интересные книги, статьи, методички, которые пригодятся ему в работе.

§ Идеальный вожатый должен любить детей, и отдавать им все самое лучшее. Без этого стремления даже не стоит идти работать в лагерь вожатым.

Желательно, чтобы это был молодой, энергичный и жизнерадостный человек, стремящий к новым познаниям, к самосовершенствованию, он должен быть сторонником инновационного подхода в образовании и воспитании будущего поколения. Молодой вожатый с радостью станет инициатором в подготовке праздников, мероприятий, соревнований. Дети с ним будут все время заняты, участвуя в общелагерных мероприятиях не потому что «Нужно», а потому что им это действительно интересно.

§ Идеальный вожатый просто обязан разбираться в современных музыкальных течениях, в фильмах, компьютере и быть в курсе всех мировых новостей, чтобы не только ответить ребенку на каверзный вопрос, но и рассказать что-то новое.

§ Умение помочь решить конфликт, помочь советом, поддержать в критической для ребенка ситуации – это не должностные обязанности вожатого, обязательные черты его характера.



§ Требовательность крайне важна в работе с детьми. Это должен быть идеальный баланс строгости и справедливости. Что касается голоса, то он должен звучать твердо и уверенно, но ни в коем случае не приветствуются разговоры на повышенных тонах.

§ И, конечно же, у вожатого просто не может быть вредных привычек, потому как он является образцом для подражания. Он – это идеал ребенка, который просто не может подавать своим воспитанникам дурной пример.

Вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Будьте открыты и не бойтесь, и тогда именно вы станете лучшим вожатым.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Ах, лето…» / Под ред. Г.А. Крыловой, И.Б. Соколовой. – Армавир, 2002.

2. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. – М., 1991.

3. Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого. – М., 2002.

4. Действие воспитателя-вожатого в экстремальных ситуациях / Под ред. Л.А. Терешковой. – АГПУ, 2008.

5. Закутько В.И. Родители – ваши союзники в воспитании. – Армавир, 2000.

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1998.

7. Ковалев С.В. Основы нейролингвистического программирования. – М., 1999. – С. 158.

8. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.

9. Кузин В.В. 500 игр и эстафет. – М., 2000.

10. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240 с.

11. Маленкова Л.И. и др. Большая книга вожатого. – М., 2004.

12. Шумилова Н.С., Терешкова Л.А., Тропина О.Н. Правовые аспекты деятельности воспитателя-вожатого, обеспечение безопасности и охраны труда: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2008. – 28 с.

Вартанян Магдалина,

студентка 2 курса исторического факультета АГПА (г. Армавир)

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация

Muzykoterapiya influences an emotional condition of the person. All techniques provide complete and isolated use of music as a leading factor of influence.

Всем известно, что музыка – олицетворение культуры. Ее потрясающее воздействие на человека известно еще с древнейших времен. Ни одна мировая религия не обходилась без музыкального сопровождения. Но, как показала наука, музыка это не просто часть культуры, но и «врач», лечащий душу человека, и даже тело.

В науке данное объяснение получило название музыкотерапия – лечение музыкой. Еще 10-20 лет назад, ученые пытались выявить научное обоснование данного метода.

Существуют две основные формы музыкотерапии: активнаяи пассивная (рецептивная). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически-психотерапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, заключающуюся в воспроизведении музыкального материала с помощью собственного голоса или каких-либо музыкальных инструментов. Пассивная – предполагает процесс восприятия (слушания) музыки с психотерапевтической целью.

Известно, что первыми пациентами были новорожденные отделения недоношенных. У детей, пострадавших от недостатка кислорода в развитии, активность очень маленькая. После того, как младенцам давали слушать классическую музыку, активность ферментов, пульс повышались.

Но также нельзя забывать, что маленьким детям запрещается слушать музыку в наушниках. Так как это может привести к слуховой травме.

Музыкотерапией можно вылечить от бессонницы, переутомления, неврозов, а также болезней сердца, гипертонии, язвенной болезни и др.

Лечение музыкотерапией проходит во многих странах. Во Франции, например, музыкотерапевт А. Томатис лечит людей музыкой Моцарта. Его прозвали «Доктор Моцарт». Его пациентом был известный французский актер Ж. Депардье. В молодости актер очень сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его карьере. А. Томатис посоветовал ему не менее двух часов в день уделять прослушиванию Моцарта. Уже скоро, через два месяца, Ж. Депардье избавился от заикания.

Как происходит лечение с помощью музыки? Средняя продолжительность сеанса колеблется от 30 до 45 минут. Общее количество сеансов зависит от диагноза, индивидуального состояния больного и других факторов. Обычно требуется от 10 до 20 посещений музыкотерапевтического кабинета. Данное помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, удобную мебель, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно во время сеанса. Предпочтительнее проводить сеансы без наушников. В процессе лечения могут применяться микронаушники, которые прикрепляются на точки акупунктуры и оказывают колебательные воздействия.

Опытно-экспериментальным путем была выявлена схема влияния классической музыки на конкретные заболевания.

Так, например:

Снимает неврозы и раздражительность, разочарование, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы – «Лунная соната» Бетховена, «Итальянский концерт» Баха, музыка Генделя;

Успокаивает, уменьшает чувство тревоги и неуверенности прослушивание «Аве Мария» Шуберта, мелодии Рубинштейна и Шопена;

Алкоголизм и курение (наркотическая зависимость) уменьшаются от прослушивания «Аве Мария» Шуберта, «Лунная Соната» Бетховена;

Бессонницу устраняют «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесы Чайковского;

Гастрит «не любит» «Сонаты № 7» Бетховена;

Эпилепсия «не любит» «Сонату К 448» Моцарта;

Музыка Моцарта улучшает зрение и уменьшает суставные боли.

Исследователями доказано, что во время военных маршей, ритм марша влияет на работу сердца. Если во время длительных походов ритм был медленным, то работа человеческого сердца тоже была медленной и спокойной, снимала усталость и повышала выносливость солдат. Если же это были парадные марши, то музыка имела быстрый ритм, а значит, и влияние было бодрящим.

Существует много психотерапевтических методик применения музыки. Среди российских методик можно назвать наиболее известные модели В.И. Петрушина, Р. Блаво, В.Э. Элькина и др.

Методика «музыкально-рациональной психотерапии» В.И. Петрушина заключается в применении в психотерапевтических целях средств музыкальной выразительности. По его мнению, музыка выражает настроение человека в зависимости от темпа звучания, что и предопределяет психотерапевтическое использование.

Р. Блаво назвал свою методику «энергоинформационной», связанную с энергетическими центрами человека. Он опирается на древнеиндийское учение о семи чакрах человека, отвечающих за здоровье органов, которые находятся в «их зоне влияния». Согласно Р. Блаво, специально подобранные цвет, музыка, аромат и воздействует на эти чакры. Так и происходит музыкотерапевтическая работа.

Методика В.М. Элькина основана на соответствии эмоционального состояния человека и восьми цветов. Черный цвет – цвет трагической погруженности в себя, коричневый – цвет печали, серый – отрешенности, фиолетовый – мечтательности, синий – покоя, зеленый – задумчивости, желтый – радости, красный – энергетического подъема.

Таким образом, музыкотерапия влияет на эмоциональное состояние человека. Все методики предусматривают целостное и изолированное использование музыки в качестве ведущего фактора воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеев Н.В. Экспериментальное исследование специального способа музыкотерапии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1992. – № 2. – С. 65-67.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999.

3. Психотерапевтическая энциклопедия. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2006. – С. 364.

4. [Электронный ресурс]. URL: http://centerconsalt.ru/netraditionnaya_medicina/muzikoterapiya_
zvukoterapiya.htm.

Гуртовая Елена, Солохина Альбина,

студентки 1 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

The spiritual sphere of life of society covers various forms and levels of public consciousness: moral, scientific, esthetic, religious, political, legal consciousness. Respectively its elements are morals, science, art, religion and the right.

Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она оказывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но, несмотря на это духовный мир человека был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, обращая, прежде всего внимание на структуру, формы и механизмы их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оставался часто вне поля зрения психологии.

Духовный мир – это субъективный мир человека. Субъективность – это внутреннее начало, которое лежит в основе телесного и духовного бытия человека. Духовность – это содержательная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, наделенный духовным миром – это субъект, способный познавать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как внешнюю практическую, так и внутреннюю психическую деятельность.

Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это – потребности, интересы, взгляды, убеждения, мировоззрение, верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.

Исходными формами духовной жизни личности являются культурные и духовные потребности. По ним, прежде всего, судят о духовном уровне развития личности. Духовно развитый человек – это культурный и образованный человек. Культурные потребности не даны человеку от природы, они есть продукт воспитания личности.

Культурные и духовные потребности взаимно связаны между собой. Различение культурных и духовных потребностей является условным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством употребления предметов культуры. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потребности удовлетворяются посредством применения самих предметов, а духовные – в результате присвоения идейного содержания, присущего всем предметам культуры, в том числе и самому человеку.

Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуждающие личность проявлять избирательное отношение к предметам и явлениям как материального, так и духовного мира.

Особое значение в духовном мире имеют взгляды человека. Взгляды – это знания, приобретенные личностью на основе собственного опыта, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе.

Исключительно важную роль в духовной жизни человека имеют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение – это система взглядов личности на природу, общество, социальную и духовную жизнь человека. В мировоззрении может проявляться как общее понимание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающему миру, от него зависит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле.

В убеждениях проявляется вера человека в правильности тех принципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Особенно большое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, которые определяют моральный облик человека.

Верования – это взгляды догматического характера, безоговорочно принятые человеком под влиянием авторитетных людей или взятые из письменных источников, которые не вызывают никаких сомнений. В большинстве случаев такие верования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию.

Очень большое влияние на духовную жизнь человека оказывают мечты. Мечта – то созданный воображением образ желаемого будущего, к которому стремится человек. Мечта делает духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее достижение, она создает перспективу в жизни.

Очень важное место в духовном мире человека имеют идеалы. Идеал – это образ человека, который становится для личности образцом для подражания. В идеале заключены такие качества личности, которые являются для человека самыми совершенными, а потому и наиболее ценными.

Все эти формы проявления духовной жизни человека взаимно связаны между собой и определяют важнейшие характеристики личности. Среди них особое значение имеют: духовный облик личности, ее целеустремленность, цельность и оригинальность.

Духовный облик личности характеризуется степенью проявления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная или безнравственная.

Духовный облик личности определяется также разносторонностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преобладание материальных потребностей над духовными является причиной бездуховности личности и порождает такие отрицательные качества как алчность, эгоизм и индивидуализм.

Целеустремленность зависит от ценностной ориентации личности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активному познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осуществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, возникающие на пути к их достижению.

Цельность личности предполагает гармоничное сочетание всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и единство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, беспринципность, цинизм.

Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, интересов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность личности также проявляется в самобытности, создаваемых ею продуктов, в неординарном поведении, в способности находить новые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.

Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного. С точки зрения влияния культуры на духовное развитие человека можно выделить следующее определение культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

В ходе истории понятие «культура» приобретало все более широкий смысл, став, в конечном счете, синонимом «искусственного», «созданного человеком».

Порой представляется, что человек создает мир культуры, своей значимости, и затем черпает из него ценности для самоутверждения. Культура тогда оказывается неким складом общедоступных ценностей, тем более богатым и способным к удовлетворению потребностей в восстановлении значимости человека, чем дольше человечество обретается на земле.

Культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни – экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010.

2. Пономарева Г.М. и др. Введение в культурологию. – М., 2007.

3. Соколов Э.В. Культурология. Очерки истории культур. – М., 2004.

4. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005.

Дадян Анжелика,

студентка 1 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ

Аннотация

In psychology the Personality acts as object of a number of sciences and, being the difficult, many-sided social phenomenon, demands to itself integrated interdisciplinary approach (philosophical and sociological, social and psychological, etc.). The psychology studies the person from the point of view of his mental, spiritual activity.

From all problems which people faced during mankind history probably the most confused the riddle of the most human nature is. In what only the directions the searches weren"t conducted, what set of various concepts was put forward, but the clear and exact answer still escapes us

Личность – это человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

Личности бывают разные – гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личности неповторима. Иногда это свойство – неповторимость – называют индивидуальностью, как проявление единичного. Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект-субъектного отношения наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность – вне общества человек не может стать личностью. Поэтому основными признакамиличности можно считать социальность, наличие языка как средства речевого общения людей и сознания как высшей формы психической жизни.

В отечественной психологии личность – это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека (свойств, характеризующих деятельность его эмоциональной и личностной сферы). Особое значение имеют межличностные отношения для становления Я-концепции и самосознания личности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Но личность – не только объект и продукт общественных отношений, это еще и активный субъект деятельности, общения и самосознания, поскольку человек не только испытывает общественные воздействия, но и преломляет, преобразует, изменяет их.

Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Субъект деятельности – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Субъект является носителем когнитивных свойств, характеризующих деятельность познавательных процессов и способностей человека, в том числе и умственных. Другими словами, структура субъекта – это структура потенциалов, способностей человека, особое место среди которых занимает интеллект.

В мире нет двух абсолютно одинаковых людей. Даже однояйцовые близнецы по своим психологическим особенностям не могут быть абсолютно идентичными. Для обозначения отличия одного человека от другого, одной личности от другой пользуются понятием «индивидуальность». Индивидуальностьэто личность в ее своеобразии, то, чем она отличается от окружающих (особенности интеллекта, чувств, наличие разного опыта, убеждений, различия характера, темперамента и т.п.). Все люди индивидуальны, неповторимы, но у одних индивидуальность проявляется ярко, а у других – малозаметно

Все психологические особенности человека являются, разумеется, видовыми, но не все они носят личностный характер. Все замыкается на центральном вопросе о соотношении и взаимодействии биологического и социального в психике человека. Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, переменчив и стабилен. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо, прежде всего, наличие соответствующей психологической модели, отличающих одну личность от другой.

Психологическая структура личности – это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности.

А.Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

Темперамент (структуру природных свойств);

Направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

Способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

К.К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

Статус и социальные функции-роли;

Мотивация поведения и ценностные ориентации;

Структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека (история личности).

Б.Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

С позиций А.Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.

Представления о личности и ее структуре в бихевиоризме, гештальт-психологии, психоанализе, в гуманистической, когнитивной психологии и т.д. даются в курсе «Теории личности».

Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н. Леонтьевым.Личность, по его мнению, это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.А.В. Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

В каждом из подходов можно выделить бесчисленное множество конкретных вариантов понимания личности, часто противостоящих друг другу в ключевых моментах. В психологии столько определений личности, сколько психологов занимается ее изучением. Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность».

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М: Изд-во МГУ, 2010.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2008.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Черо, 2008.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000.

Дегтярев Виктор,

магистрант 1 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕМОСКОВСКОМ СЛЕТЕ ВОЖАТЫХ)

Товарищи, сейчас пионерское движение приобретает особое значение. Мы видим, какими темпами развертывается социалистическое строительство; мы видим, как создаются кругом всё новые фабрики и заводы; мы видим, как совершенно по-новому складывается жизнь в деревне. Колхозы - это ведь не то, что старая деревня. Иначе начинают там люди думать. Если раньше думали единоличники так, что каждый за себя, а господь бог за всех, то теперь в колхозах уже мало кто так думает, разве что старики какие-нибудь; а взрослые работники и особенно молодежь - те уже понимают, что значит коллектив, что значит общая, дружная работа, правильно налаженная. Совсем по другому пути идет мысль. Мы. часто недооцениваем, какой происходит громадный переворот во всем мировоззрении людей. А между тем нашему молодому поколению придется работать в еще более сложных условиях - ему придется быть не только строителем социализма, но и придется двигать это дело все вперед и вперед. Поэтому нам надо воспитать поколение такое, которое было бы подготовлено к той большой, важной, увлекательной работе, которую придется вести.

Кто ближе всего стоит к ребятам? Ближе всего к ребятам стоит вожатый. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы и вожатый подковывался как следует, чтобы он смог действительно влиять на ребят так, как надо. Часто смотрят на это дело шутя: ну, что такое ребята? Ну и выбирают кого попало вожатым, а вожатый часто не сознает всей той громадной ответственности, которая на нем лежит.

Конкурс, который сейчас проводит комсомол, имеет большое значение в том отношении, что может помочь пионердвижению подняться на более высокую ступень.

Тов. Ленин говорил, что в общественной работе надо уметь всегда ухватиться за то звено цепи, которое важнее всего в данный момент. И мы видим, как он умел в своей работе действительно выбирать это звено, действительно ухватиться за то звено, которое надо. А вот в пионерском движении какое самое важное звено, на что сейчас надо обратить самое большое внимание? Самое большое внимание надо обратить на то, чтобы вожатый был достаточно подкован, достаточно умело мог вести свою работу. Этот конкурс уделяет большое внимание вожатому и поднятию всего дела вожачества на новую ступень.



Какие требования мы предъявляем к молодежи, которая берет на себя, роль вожатого? Посмотрим на наших ребят. Ведь это не те ребята, которые были раньше. У нас есть целые области, где сейчас стало обязательным семилетнее обучение. В этом отношении впереди идут ЦЧО (Центрально-Черноземная область. - Ред.), такие города, как Москва и особенно Ленинград. Они идут впереди, и там уже все ребята кончают семилетку.

Сейчас мы уже имеем такое положение, когда ребята учатся в школе иначе, чем раньше. Сейчас в школе за последние два года вопрос об учебе поставлен, как вы знаете, вплотную. Ведь знания - громадная сила. И нам надо, чтобы наши ребята были вооружены этими знаниями. Так же как винтовка в бою нужна, нужны и знания в общественной жизни, в организации всей жизни по-новому. Так этот вопрос поставила партия, так этот вопрос ставит комсомол. И мы знаем, что в школе в последние два года особенно обращено внимание на то, чтобы ребята хорошо учились, чтобы они по-настоящему разбирались в книге, в газете, чтобы они могли в повседневной жизни постоянно дальше и дальше учиться.

Если мы возьмем, к примеру, жизнь т. Ленина и посмотрим, в чем заключалась его деятельность, мы увидим, что, для того чтобы провести ту громадную работу, которую он провел, ему приходилось изо дня в день учиться. У нас часто считают так: ну, кончил семилетку - и делу конец, и дальше делать нечего, или: кончил техникум - и дальше как будто бы учиться не надо. Но это, товарищи, не так. По ходу дела приходится постоянно учиться. Вот, скажем, работаем мы в комиссариате, мы уже не молодые, а мы, как школьники, каждый вечер уроки готовим. Надо выступать перед пионервожатыми - значит, надо посмотреть иностранную литературу: как там, за границей, фашисты воспитывают своих ребят, что они делают, чтобы из ребят воспитать фашистов, как они умеют подходить к ребятам; а также мы должны посмотреть, как там работают коммунисты, как они там действуют. Ведь это все надо почитать, надо уроки поучить, это не просто перо обмакнуть. Это значит - надо почитать литературу и поговорить с людьми. Выходит так, что всю жизнь уроки учишь, и никакой настоящий работник иначе не работает. Приходится приобретать всё новые и новые знания.

Поэтому надо нам, чтобы наши ребята тоже так воспитывались, чтобы они умели постоянно, по ходу дела, книгой, газетой пользоваться и умели организовать свою работу по-настоящему. Этому учит учитель в школе, но этому должен и вожатый учить ребят. Но для того, чтобы учить ребят, ему самому надо уметь это делать. И вот сейчас, когда подбираются вожатые, надо таких вожатых подбирать, которые бы хоть семилетку кончили, которые бы всерьез относились к делу учебы, серьезно умели самостоятельно учиться дальше, чтобы они не только ждали, когда их на какие-нибудь курсы пошлют, а чтобы они умели пользоваться книжками, умели выслушать доклад и умели внимательно вглядываться в жизнь и учиться из жизни.

Дело ячейки комсомола не только выбирать тех ребят и вожатых, которые кончили семилетку. Семилетка - это минимум, и надо, чтобы ячейка комсомола помогала ребятам, помогала вожатым в учебе, чтобы она не считала, что вот, мол, выбрали, назначили вожатого - и дело кончено, а помогала бы ребятам вооружаться знанием и дальше, а то без этого иногда выходит при всем нашем желании вместо помощи чепушинка.

Много примеров я приводить не буду, вы, наверное, из жизни знаете, как это бывает. Надо объяснить ребятам, а как объяснить - не знают. И вот иногда вожатый идет по самому легкому пути: перелистывает книгу - вот лозунг какой-то; его спрашивает пионер по существу, а он ему старается лозунгом ответить. По существу он разъяснить ему не может, так как он сам не знает, что нужно вложить в этот лозунг.

Вот у нас была Международная детская неделя. Все пионервожатые хорошо знали лозунги, а вот объяснить, что такое международное движение, почему пролетарии всех стран должны соединяться и почему в этом залог того, что буржуазия будет во всех странах свергнута, - этого очень многие пионервожатые не сумели объяснить.

Из бесед с отдельными пионерами я убедилась, что лозунги они выучили, но не понимают по-настоящему, что значит «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», какой смысл в этом, какое это глубокое значение имеет и какой в этом призыве заключается залог победы; этого очень многие вожатые не сумели ребятам объяснить. Поэтому наша Международная неделя не совсем так прошла, как надо было. Собирали интернациональный пятачок, а вот спросишь пионерчика, объяснили ли ему, зачем это надо: «Да, да, - отвечает он, - мы знаем, что буржуазия тоже голодает, все голодают сплошь».

Учительнице, может быть, некогда было, а дело вожатого - проверить, посмотреть, понимает или не понимает пионер, что это за пятачок. Оказалось, что во многих местах не разъяснили ребятам этого как следует.

И тут, когда я говорю с молодежью, с молодыми учителями, с вожатыми, я им говорю: надо себя самих проверять.

Я помню, как я начала учительствовать. Я воображала, что это у меня замечательно хорошо пойдет, - неужто я грамоте не умею учить?. А вот когда начала заниматься, так другой раз сознавала, что так объяснила плохо, неправильно, потом ночь не спишь, ворочаешься: как я так сказала, как я такую ошибку могла сделать! Потом, когда проучительствовала несколько лет, я таких ошибок уже не делала. Конечно, у молодого учителя и у молодого вожатого ошибки неминуемы, но он не должен мимо своих ошибок проходить, он должен учиться их выправлять и внимательно свою работу проверять. Вот первое, что требуется, - это известный минимум общеобразовательных знаний. Я думаю, что теперь этим минимумом должна быть семилетка, и в этом отношении надо потребовать от ячеек комсомола настоящей работы, так как еще не все комсомольцы кончили семилетку. Сейчас выдвинут комсомолом лозунг: во второй пятилетке всем комсомольцам овладеть средним образованием и особенно в деревне. У нас, когда кончают семилетку, стараются ребят послать на производство, а в пионервожатые выбирают тех, которые меньше подкованы. Так ячейка поступать не может, она должна понимать всю ответственность этого дела. Не может быть такого положения, при котором бы вожатый оставался недоучкой. Тут необходимо, чтобы ячейка поставила перед ним задачу окончить и приобрести знания за семилетку.

Затем второе. Вожатые должны быть политически подкованы, политически сознательны, и в этом отношении ложится большая ответственность на ячейки комсомола: чтобы они проверяли политические знания вожатых и чтобы они помогали им, чтобы они не только требовали, а точно также помогали им политически расти. Надо не только посылать вожатых на курсы, а надо знать, что происходит в повседневной жизни вожатых, по-товарищески подходить к ним, втягивать их в кружки, помогать учиться и т. д.

Затем такое дело. Не всякий годится в вожатые. Для того чтобы быть вожатым, надо быть активным общественником, самому умело вести общественную работу, не только: кончил семилетку, немножко знаешь политграмоту - и делу конец. Этого мало. Необходимо в вожатые выбирать лучших активистов-общественников, которые показали себя на работе. Нельзя так подходить, Что, раз некуда себя деть, значит, надо пойти в вожатые. Тут надо стараться, чтобы вожатые были ударниками-общественниками, чтобы они были ударниками не только по названию, а по существу дела. Мы говорим, что пионеры должны быть всем детям примером. Я, признаться, не очень люблю эту фразу: она развивает чванство, хвастовство, - но вот вожатые уже для пионеров непременно должны быть примером. Вот поэтому вожатому надо непременно быть общественником, ему надо быть таким человеком, который понимает, что такое социалистическое строительство; ему надо этим делом живо интересоваться и чувствовать его,

Мне часто пишут и вожатые: «Я все обязательства выполнил, а с меня еще что-то требуют». Он удивляется, что с него требуют. А с него требуют того, чтобы он равнодушно не относился к тому-то и тому-то. Вот идет борьба за что-нибудь, например за то, чтобы метро построить как следует. Может ли вожатый равнодушно относиться к этому? Как-то Ленин в своей известной речи на III съезде комсомола - все читали ее? (Голоса. «Все».) - говорил о коммунистической морали. Что значит коммунистическая мораль? Это значит, что успехам дела, успехам социалистического строительства, успехам борьбы за рабочее дело человек придает громадное значение и за дело рабочего класса, за дело" социализма готов бороться до последней капли крови.

Вот сейчас идет чистка партии. Что от партийцев требуют? От партийцев требуют, чтобы они были выдержанными партийцами, чтобы они умели отдавать себя целиком на борьбу за дело рабочего класса, не только взносы партийные платили, а были активистами. Комсомольцы от своих членов тоже требуют, чтобы они были активными, чтобы они были вместе с рабочей массой, чтобы они умели подходить к массе. Надо, чтобы комсомольцы требовали от пионервожатых того же самого. Нельзя так подходить, что если ты активист, так иди на производство, там работай, а если ты пассивный и смотришь так, как раньше говорили «ковыряя в носу», так мы тебя в вожатые выдвинем. Если так комсомольская ячейка рассуждает, так она в корне не права. Пионервожатый сам должен смотреть, чтобы быть активным, чтобы работать и принимать близко к сердцу социалистическое строительство и борьбу и учиться тому, как быть этим активистом.

И наконец последнее. Вот хорошо подготовленный, знающий вожатый, политически сознательный, активист, общественник, а все же может быть, что он в вожатые не годится. Для того чтобы быть вожатым, надо знать ребят, уметь влиять на них, пользоваться у них авторитетом.

Мне приходилось жить за границей, наблюдать, как там буржуазия через своих слуг старается влиять на молодежь. Вот жила я во Франции. Там влияют на ребят через католическое духовенство, а католическое духовенство ловко умеет действовать на ребят. Как оно действует? Вот идешь по лесу и видишь такую картину: играют ребята, католический священник сбросил с себя поповскую одежду и играет с ребятами в городки. Почему он так делает? Потому, что он знает, что этим он подкупает ребят, он умеет ребят увлечь, он умеет ребят активизировать. Затем, как они умеют использовать искусство? Они используют пение в церкви, так как в их католической церкви не только слушают, но сами поют. Это громадное влияние оказывает на настроение ребят. Раз как-то утром в Париже я подхожу к окошку и вижу такую сцену: дети, одетые в саваны, со свечками в руках, на рассвете хоронят умершую девочку. Все это построено так, чтобы при помощи всех этих обрядностей действовать на чувство ребят. Это сплошное безобразие, но проводится оно умело, ловко.

Сейчас буржуазия знает, что через попов в настоящее время трудно действовать на ребят, когда так сильно развита техника. Поэтому буржуазия создала бойскаутскую организацию. Это очень продуманная система. У нас знают, что бойскаутизм - нечто враждебное. Если спросишь нашего пионервожатого, что такое бойскаутизм, пионервожатый скажет: «У-у, бойскаутизм - это буржуазная организация, он не может быть у нас допущен». А как с ним бороться, что ему надо противопоставить? Вот этого-то часто вожатые и не знают, заботятся лишь о том, чтобы у нас все было иначе, чем это делают бойскауты. Разве в этом суть?

Когда вы будете изучать бойскаутизм, вы увидите, как ловко буржуазия подходит к ребятам, как она знает психологию ребят. Там никогда вожатый бойскаутов не будет просто командовать. Он умеет активизировать ребят, он умеет давать ребятам задания, он умеет их увлекать.

Возьмем фашизм. Вот в рядах фашистов много молодежи. Почему это? Потому, что, зная психологию ребят, умея к ним подходить, пользуясь тем, что ребята еще малосознательны, они умеют вырабатывать из них своих сторонников.

Нам, для того чтобы воспитывать детей в духе коммунизма, в духе борьбы за коммунизм, нужно умело влиять на ребят, а для того, чтобы влиять на них, нужно знать психологию детей.

У нас бывает так, что среди пионеров окажется какой-нибудь шалун, который не научился еще владеть собой, не знает, куда избыток своих сил приложить, а ему сейчас же закатывают строгий выговор, его записывают в дезорганизаторы и исключают из отряда. Мы говорим: не так надо делать, надо посмотреть, что это за парень, что его интересует, и поставить его на ответственную работу - на ту работу, которая его интересует. Предположим, парень хорошо поет, имеет музыкальный слух. Не надо смотреть, что он шалун, а вот поставить его на работу и сказать ему: организуй хор, - при этом надо его научить, как организовать этот хор. Он скоро так увлечется работой, что сам будет смотреть за тем, чтобы не было дезорганизаторов. Другого парня интересует, предположим, техника. Поставьте его на эту работу, и пусть он целиком займется ею. Я знала мальчика, которого обязательно в дезорганизаторы можно было бы записать. Это мальчик исключительно талантливый, его интересует техника. Когда его сумели послать в техническую станцию и показать ему, как надо действовать, этот мальчик стал неузнаваемым. От его дезорганизаторских выходок и следа не осталось. Надо уметь подойти к ребятам, надо уметь их сорганизовать, повлиять на их работу.

Поэтому пионервожатому надо иметь известную педагогическую подготовку. Это не значит, что он должен пройти весь курс педагогики, теорию педагогии. Не в этом суть дела. Суть дела в том, чтобы знать ту часть педагогики, которая учит, как надо к ребятам подходить, как надо на ребят влиять. А это надо пионервожатым знать, потому что часто пионервожатый судит о ребятах по себе. Ему ничего не стоит отмахать пять верст - силы у него много, - и он считает, что и пионер может пройти пять вёрст без передыху. Может ли маленький пионерчик пять верст отмахать без отдыха? А вожатый не сделает вовремя остановки, не даст ребятам отдохнуть. Часто вожатые судят по себе и возлагают на ребят непосильную работу. Для того чтобы этого не было, вожатому надо быть немножко педагогически подготовленным.

Видите, как много, по-моему, надо, чтобы быть хорошим пионервожатым: во-первых, надо уметь учиться; во-вторых, быть политически грамотным; в-третьих, быть активистом-общественником; в-четвертых, знать ребят и знать, как надо их организовать. Вот четыре основных требования. К подбору вожатых ячейки комсомола должны подходить не формально, а по существу. Задача ячеек не только подготовить вожатых. Ячейки должны смотреть, как работают вожатые. Вот Энгельс - вы слышали имя Энгельса? - много писал о воспитании детей. Он писал о том, как надо организовать рабочих, как партию надо организовать, и он употребил такое выражение: «Качество пудинга познается во время еды», т. е. «хорош ли пирог, узнаешь, когда начнешь его есть». Это выражение можно применить и к вожатым. Хорошо ли подготовлен вожатый, можно узнать тогда, когда посмотришь, хороша ли его работа, годится он или не годится. Поэтому ячейки не должны успокаиваться на том, что они подготовили вожатых; они должны посмотреть, как вожатые работают, что за ребята у них, умеют ли они объяснять ребятам или не умеют, умеют ли они организовать их или нет, умеют ли они организовать общественную работу или не умеют.

Возьмем вопрос общественной работы. Разная общественная работа есть. Есть такая общественная работа, на которой ребята растут, а есть такая общественная работа, которая только ребят утомляет. Мне пришлось наблюдать такую картину. Выходят ребята с плакатами, с лозунгами, а спросишь пионера, что эти лозунги значат, - он не знает, вожатые не объяснили ребятам, дали приказ и сказали на ходу: надо проводить такую-то работу, - а зачем, почему - не объяснили. Дело не только в том, что они делали, а чтобы они на этой работе росли. За этим должен смотреть вожатый. Вот возьмем сбор утильсырья. Сначала ребята горячо взялись за это дело. Когда я узнала, сколько каждому пионеру пришлось собрать этого утильсырья, жутко стало: ведь он должен был с утра до ночи работать, и почитать ему некогда было, и поучиться некогда было. А спросишь, зачем утильсырье собирают, - этого не знают.

Я думаю, что конкурс подымет сознание пионервожатых, научит пионервожатых самим над собой работать и стать действительным примером для ребят, а ячейки научатся помогать вожатым работать. Если это будет так, то все пионерское движение удастся поднять на высшую ступень.

Желаю, товарищи, вам успеха в вашей работе, желаю, чтобы каждый из вас был ударником на этом фронте воспитания подрастающего поколения в духе ленинизма… 1933 г.

Вожатый!

Тренируй свой ум! Расширяй кругозор!

Тренируй память! Накапливай знания! «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» В.И.ЛЕНИН.

Не раздражайся, сумей понять и правильно направить!

Главные позиции вожатого:

Командная – когда необходимо голое требование, приказ, когда некогда мешкать – надо действовать;

Включённая – личный пример!

Нейтральная – роль наблюдателя, который без нужды ни во что не вмешивается, но всё видит и подмечает. Ребята устают от командности… Но позже необходимо с активом подвести итоги!

Твой внешний вид – строго, но в меру свободно и красиво!

Дар слова: речь – твоё оружие!

Планируй свою деятельность на: год, месяц, каждый день, каждое мероприятие!

«Планирование работы с пионерами и октябрятами

Кто же такой вожатый? Обычный человек, студент, который устроился работать в детский лагерь на время прохождения практики. Это на первый взгляд. Так вам может ответить тот, кому никогда не приходилось работать в детском коллективе. Одно из значений слова вожатый – проводник, указывающий дорогу. Вожатый – это не профессия, скорее, это некое призвание, состояние. Более того, вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Его задача - узнать, понять, подобрать ключик к сердцу каждого ребёнка независимо от возраста.

Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. У этих самых детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем дерутся, ссорятся, то хотят домой, влюбляются и так далее и тому подобное. А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Вожатый - это скорее не профессия, а состояние души!

Основные черты вожатого

Какими же качествами должен обладать современный вожатый? Дети особенно ценят в вожатом такие качества, как доброта, общительность, справедливость в решении конфликтов. Вожатый должен быть отличным организатором детских мероприятий, интересным собеседником, спортсменом, танцором, певцом, массовиком-затейником. Любовь к детям, к своей профессии – вот основные слагаемые успеха деятельности современного вожатого.

Вожатый может одним своим примером положительно воздействовать на своих воспитанников. Но для этого он сам должен обладать качествами, достойными подражания. Из каких же качеств складывается авторитет вожатого?

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

АКТИВНОСТЬ

КОМПЕТЕНЦИЯ

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

САМООБЛАДАНИЕ

ИНИЦИАТИВНОСТЬ

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Личностные и профессиональные качества вожатого

Как понравиться детям

Первая задача вожатого - понравиться детям. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего попытайтесь выяснить что для вас означает "понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Так как все мы разные, то и "нравиться детям" будем по-разному. В любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

У этой задачи есть свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Есть пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

1. ваш внешний вид,

2. выражение вашего лица,

5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

* не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Второй этап: "произвести второе впечатление".

Задумайтесь о том, чем вы могли бы быть интересны детям. Например:

* чем интересным вы занимались в жизни?

* какие есть способности и таланты?

* за что вас уважают и любят ваши друзья?

* о чем увлекательном вы можете рассказать?

* чему необычайному вы можете научить?

Дети к вам будут присматриваться, будут вас оценивать, высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте все, чем вы могли бы быть интересны окружающим. Для этого не надо обладать какими-то сверхспособностями. Понравиться детям можно и без них. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство, будут вас уважать.

Личностные качества вожатого

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.

Вожатый должен быть:

1. Доброжелательный. Каждый ребёнок в отряде должен быть уверенным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми. Надо уходить от конфликта всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

2. Внимательный и тактичный. Ребёнка очень легко обидеть недостатком внимания. Каждый ребенок в отряде должен считать вас своим вожатым. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

4. Справедливый. Тут нужно не забывать, что у ребенка всегда есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

8. Забота о детях (особенно о маленьких). На 21 день вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:

* Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.

* Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).

* Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.

* Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда-то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).

* Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.

* Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - это вовсе не значит, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Посредственный руководитель излагает.

Хороший – объясняет.

Выдающийся – показывает.

Великий – вдохновляет.

1. Дисциплинированность и ответственность

2. Работоспособность и организованность, трудолюбие

3. Тактичность, вежливость, культура общения

4. Умение держать себя в обществе

5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки

6. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь

7. Разносторонняя образованность

8. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость

9. Знание практической психологии, этики

10. Умение воспитывать детей, проявлять заботу

11. Уважение к администрации лагеря, к персоналу

12. Творческое отношение к деятельности в лагере

13. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации

14. Сознательность, вежливость, аккуратность

15. Эмоциональная устойчивость

16. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах

17. Инициативность, самостоятельность

18. Соблюдение демократических принципов

19. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде

20. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере, проявить себя, стать более уверенным в своих возможностях, уверенным в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

РАЗГОВАРИВАЕМ С ДЕТЬМИ О ПРАВИЛАХ

В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на вожатском инструктаже перед заездом.

Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети впервые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не … (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЛАГЕРЕМ

Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".
Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда.
Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создаётся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:

§ Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?

§ Как зовут всех вожатых?

§ Какого цвета у них глаза?

§ Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?

§ Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.

Выглядеть это может так:

1. Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?

2. Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?

3. Умеет ли плавать шеф-повар?

4. Как зовут старшую вожатую?

5. Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?

6. Какой размер обуви у вожатого 2 отряда?

7. Какого цвета скамейка возле медпункта?

8. Любимый цвет начальника лагеря.

9. Сколько окон в спортивном зале?

10. Сколько ступенек при входе в лагерь?

11. Что нарисовано на верандах нашего лагеря?

12. Какая любимая песня у вожатого 4 отряда?

13. Сколько дверей в музыкальном зале?

14. Какие фрукты любит вожатый 5 отряда?

15. Какие цветы любит медработник?

А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше. Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать. В принципе, дети обычно очень довольны...

Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия.

Представления ребят о размерах окружающего мира очень не похожи на наши, взрослые. И если лагерь, где вы сейчас работаете, по вашим понятиям небольшой, то для детей он – целая страна, в которой поначалу можно уж если не заблудиться, то запутаться. И с этой страной ребят надо познакомить. Как? Например, организовать в первый день игру – путешествие «Здравствуй, лагерь!» Для игры потребуются красивые маршрутные листы и надёжные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. На маршрутном листе нарисована схема путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очерёдность остановок в пути. А Вов время этих остановок ребята могут встретиться со своими гидами.

Младший возраст

§ Со старичком– лесовиком (он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; поинтересуется, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы…);

§ С гантелькиным (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке, о спортивной работе в лагере);

§ С доктором градусником (в медпункте дети ещё раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор);

§ С забавой – затейницей (на игровой площадке она разучит с ребятами новую игру);

§ С поваром сладкоежкиным (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней);

§ С домовенком Кузей (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать пред сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке).

Можно придумать ещё много интересных персонажей, которые помогут детям познакомиться с лагерной жизнью.

Средний возраст

Путешествие по лагерю может оказаться игрой следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться и что запоминать, с кем встречаться, чтобы найти следующую записку. В этом случае требуется заранее разработать маршрут, оговорить все моменты с участниками – работниками лагеря.

Старший возраст

Старших ребят следует знакомить с лагерем иначе. Ведь может так случиться, что ребята ориентируются в лагере лучше вас. Кто-то в лагере впервые, но обязательно есть старожилы. В этом случае на экскурсию должны вести вас они. То есть всё делается наоборот. Таким образом, вы поймаете сразу много зайцев: поднимите авторитет старожилов, познакомите новичков с лагерем, используете игровой момент и просто проведёте интересно первый день в стране Детства!

ПРИДУМЫВАЕМ НАЗВАНИЕ ОТРЯДА

Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.

Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию. Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название отряда, но и подготовить представление - визитку.
Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Помните, что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей; быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления. Примеры названий отрядов приведены в Приложении

ЗАКОНЫ. ЛЕГЕНДЫ

Законы и традиции, вводимые в отряде:

- закон доброго отношения к людям;

Закон территории;

Закон 00;

Закон поднятой руки;

Закон доброго отношения к песне;

Традиции приветствия и прощания;

Закон Человека.

Уважаем в каждом человеческое достоинство; все конфликты решаем мирным путем; сначала подумай о товарищах, потом о себе.

Закон Точности .

Если мы хотим много сделать, мы должны быть точны, не отнимать друг у друга время долгими сборами Точность не только во времени, точность в словах, в обращениях, в исполнении порученного.

Закон поднятой руки.

Когда-то давным-давно враждовали два племени. Никто уже и не помнил, из-за чего начался этот спор. Но два племени враждовали и убивали друг друга. И никто не мог пойти и предложить другому мир, потому что это сочли бы за трусость. Но никто не хотел быть трусом. А трусов и в том и в другом племени наказывали одинаково: им простреливали ладонь правой руки … И продолжали гибнуть горячие и самые молодые, самые смелые и здоровые, самые красивые. И обоим племенам грозило вырождение.

И вот тогда один старый и мудрый человек сказал: Люди! Вы можете считать меня трусом. Вот вам моя правая рука, и если вы сочтете, что это трусость, вы можете стрелять, но прежде выслушайте…

И он предложил заключить мир и отправился с этим предложением в другое племя, вытянув вперед правую руку.

Вот так и был рожден закон правой руки, который гласит: «Люди! Я хочу сказать вам что-то важное. Вот вам моя правая рука! Если вы сочтете мое предложение недостойным, то можете стрелять, но прежде выслушайте!»

Как появился огонек.

Наша история произошла давным-давно в лагере. Лагерь был еще очень молодым. Первые отряды не были дружными. Но прошло некоторое время, и все стали замечать, что в одним отрядом что-то творится. Все мальчишки и девчонки в том отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчики всегда брали на себя трудную работу, помогали девочкам; девчонки заботились о мальчишках – и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо – и сделают все, чтобы печаль оставила друга.

Никто сначала не мог понять причины такой перемены, потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята ходят в лес, и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда.









2024 © rukaraoke.ru.