История возникновения тату. История происхождения тату


В энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона указывается, что слово «татуировка» полинезийского происхождения: «та» - картина, «ату» - дух. «Та-ату», «тату» - картинка-дух.

Русский советский ученый-криминалист М. Н. Гернет утверждал, что слово «татуировка» происходит от имени бога полинезийцев «Тики» – сторожа и защитника, изображаемого с закрытыми глазами, чующего опасность прежде, чем она появится в поле зрения. По преданиям, он якобы и научил людей татуировке.

В истории человечества искусство нанесения несмываемых изображений на тело насчитывает по разным источникам от 4 до 6 тыс. лет. Придерживаемся точки зрения, что данному навыку более 5 тыс. лет. Как подтверждение - наличие татуировки в форме креста и линий на коже мумии «ледяного человека Отци» (Ötzi), обнаруженного в 1991 г. в Тирольских Альпах. Возраст мумии, определенный радиоуглеродным методом, составляет примерно 5300 лет. Наверное, люди накалывали себе изображения и ранее, однако прямых подтверждений этому нет. Ведь татуировка также изменчива, как и человеческая жизнь. Она исчезает вместе с её носителем. Причины возникновения обычая татуировки кроются в глубокой древности, когда от случайно полученных повреждений кожи возникали необычные рубцы, а где-то при попадании в порез золы или растительного красителя на теле оставались изображения, которые, возможно, отличали их носителя как храброго воина и удачливого охотника. При первобытнообщинном строе изображения на теле служат как украшением, так и обозначением рода, племени. Указывают на социальную принадлежность её обладателя, а, быть может, наделяют даже определенной магической силой. Со временем первобытные племена разрастались, объединяясь в организованные общины, и на кожу уже специально наносятся рисунки, имеющие специфическое значение в пределах определенной группы.

Различные виды татуировок практиковались у очень многих светлокожих народов мира. У темнокожих, чаще всего, они заменялись шрамированием. Татуировались как различные племена Европы и Азии, так и индейцы Северной и Южной Америки. Ну и, конечно же, жители Океании.

В истории культуры маори в Новой Зеландии известен обычай, основанный на покрытии специальной татуировкой поверхности лица. Такие татуированные узоры, которые у мужчин покрывали всё лицо, а у женщин – только его части, назывались «моко» и были исполнены посредством надрезания кожи долотом. Эти удивительные хитросплетения узоров служили постоянной боевой раскраской, показателем доблести и общественного положения их обладателей. На просторах Северо-Восточной Сибири, у чукчей, эвенков, якутов, остиаков и тунгусов тоже была известна техника нанесения татуировки на лицо. Она требовала использования иглы и нити (ранее изготавливающейся из сухожилий зверей). Нить окрашивалась в чёрном красителе и вместе с иглой протягивалась под кожей человека согласно предварительно исполненному рисунку. Женщины Айну - аборигены Японских островов, некогда проживавшие и на территории Камчатки, Сахалина и Курил, татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. Татуировка связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в мужчину, или переселение из этой жизни в загробный мир. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.

Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

С распространением христианства в Европе обычай татуировки стал повсеместно осуждаться как составная часть языческих обрядов и процедура, угрожающая спасению души. Однако, официально было разрешено клеймить татуировкой всевозможных преступников. Неудивительно, ведь это был обычай с давними традициями, уходивший своими корнями в эпоху рабства. Следствием такой тесной связи татуировки с преступным миром было возмущение по отношению к этому явлению со стороны других общественных групп, постепенное угасание практики татуирования в последующие века и формирования скверной репутации татуировки среди большинства представителей общественности.

Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры в 18 веке отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях. Капитан Джеймс Кук (James Cook ) внёс наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания, он привез с Таити не только само слово «tattow », но и «Великого Омаи» - сплошь татуированного таитянина, ставшего сенсацией - первой живой тату-галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия привезённых с других континентов «татуированных дикарей». Постепенно мода на аборигенов начинает спадать и уже с середины XIX в., вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы, покрытые узорами местных тату-мастеров.

На исходе девятнадцатого столетия татуировка становится необычайно популярной в Соединенных Штатах Америки. В 1891 г. американец ирландского происхождения Самюэль О"Рейли (Samuel O Reilly ) запатентовал первую в мире электрическую татуировочную машинку. Благодаря введению в практику электромашинки, татуировщик, с одной стороны, облегчал себе работу, делая её менее кропотливой, с другой же значительно ускорял её, достигая большей производительности и, в конечном счёте, получая большие доходы. Появляются салоны художественной татуировки, что позволяет татуировке выйти из зоны, отведённой лишь для посвящённых и привелигированных общественных групп, а обладание подобными украшениями перестало ассоциироваться исключительно с позорящим нанесением клейма. Выполнение художественной татуировки превратилось в бизнес, и в этом огромная заслуга электромашинки для татуирования!

Наступил двадцатый век. Первая мировая война создала особенно благоприятные условия для возникновения настоящей эпидемии татуировки в армиях, сражающихся на различных фронтах. Солдаты воюющих армий большую часть времени проводили в окопах, а во время перерывов между боями, которые иногда были продолжительными, занимались украшательством товарищей по оружию. В таких условиях подавляющее большинство людей, которые, в условиях мирной жизни, быть может, никогда не согласились бы на подобные процедуры, охотно предоставляли свою кожу в распоряжение самодеятельных татуировщиков. Но делалось это, чаще всего, не скуки ради. Причины для подобных процедур на фронте лежат на поверхности. Главной из них могло быть опасение, что повреждение тела, которое вызовет смерть, сделает невозможным идентификацию останков, а в конечном счёте - выполнение последнего религиозного обряда.

В период между войнами появляются новые мастера и тату - салоны в столицах Германии, Англии, Франции, США. Мужчины и женщины из высших слоев общества продолжали, правда, в меньших количествах, наносить себе татуировки на тело, а снижение цен на татуировку обеспечили ей популярность среди низших классов и разрушили ее привлекательность для более богатых людей. Чем больше простых людей наносили себе татуировки в грубой манере, тем меньше становилось эксклюзивных татуировок, которые делала себе элита. Офицеры и представители среднего класса с этих времен перестали наносить татуировки и считали недостойным быть украшенным таким образом.

После прихода в Германии к власти нацистов и введения законов, санкционирующих вмешательство государства во все области жизни, художественная татуировка запрещается как явление, противоречащие ценностям национал-социалистического государства. Этот период принёс общеизвестную практику унижения человеческого достоинства в гитлеровских лагерях, где с целью идентификации татуировали узников. Здесь же сложился ужасный вид коллекционирования галантерейных изделий из татуированной человеческой кожи. Обязательной татуировке подлежали члены преступной организации «SS », у которых на коже выкалывалась группа крови. После второй мировой войны, благодаря этим татуировкам, облегчилась работа международных следственных органов в поисках гитлеровских преступников, принадлежавших к этой организации. Всё это ещё более снизило художественную ценность и популярность тату.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 1950-1960-х гг., основным вектором которой был протест, революция, раскрепощение и освобождение от любых норм, татуировка стала одним из важных символов этого освобождения, превратившись в неизменный атрибут субкультур. Постепенно татуировка через рок-музыкантов, фоторепортажи и фильмы про мотобанды легализовалась в медиа. Первым татуированным человеком, попавшим на обложку американского журнала («Rolling Stone», октябрь 1970 ), стал художник и основатель тату - музея Лайл Таттл (Lyle Tuttle) , к тому времени сделавший множество татуировок рок - идолам, в том числе Дженис Джоплин (Janis Joplin ). Так, с новыми реалиями времени зародилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства.

Татуировка в России

Доподлинно пока не известно, как относились к изображением на теле в Киевской Руси и в более поздний период российской государственности. Во всяком случае, документами на это счёт мы не располагаем. Одно, можно утверждать совершенно точно, что воочию русские увидели татуированных людей во время первого кругосветного плавания русских кораблей «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского 1803-06 гг. Среди членов команды оказалась группа «благовоспитанных людей», составляющих свиту Н. П. Резанова, назначенного послом в Японию. Одним из них был гвардейский поручик граф Фёдор Толстой. Толстой был человеком действия, жил безудержными страстями. Он с презрением относился к моральным нормам, принятым в обществе, искал любой повод для дуэли. Во время стоянки у острова Нукагива, относящегося к архипелагу Маркизовых островов, «Надежду» посетил вождь местного племени Танега Кеттонове. Внимание Толстого привлекла татуировка на теле вождя, которое было буквально разрисовано замысловатыми орнаментами, экзотическими животными и птицами. Федор Толстой разыскал и привез на корабль нукагивца, художника-татуировщика, и велел «разрисовать себя с ног до головы». На руках молодого графа были вытатуированы змеи и разные узоры, на груди в кольце сидела птица. Многие члены экипажа последовали примеру Толстого. По причине чрезвычайной болезненности процедуры татуировки (кожу надрезали осколком раковины и заливали едкими соками растений) экипаж был несколько дней нетрудоспособным. Крузенштерн негодовал: срывался график похода, и каждый член команды был на счету. Как сложилась далее жизнь татуированных матросов этого похода - не известно, однако, сам граф Федор Толстой впоследствии в аристократических салонах Петербурга, по просьбе гостей, охотно демонстрировал, вводя в конфуз светских дам, «произведение искусства» безызвестного мастера с далекого острова Нукагива. К концу XIX века русские каторжники, высланные на Сахалин, украшали себя "сахалинскими картинками", установив тем самым традицию татуировки как искусства, связанного самым тесным образом с тюремным бытом. В Иркутской губернии подобная практика возникла в Александровском Централе, одной из центральных каторжных тюрем дореволюционной России.

Тем временем, в столице России в конце XIX - начале XX вв., татуировка становится одним из символов аристократичности: тон моде задаёт императорский двор. Известно, что последний русский император Николай II, будучи ещё цесаревичем во время визита в Японию «приобрел на теле» изображение в виде дракона. Татуирован был и Великий князь Михаил Александрович, по некоторым сведениям, инкогнито он сделал себе тоже татуировку дракона. Мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу увлекла представителей света и богемы. Уже на рубеже 1906-07 гг. в Санкт-Петербурге в Управление Главного Врачебного Инспектора М.В.Д. рассматривается прошение «О разрешении Е.П. Вахрушеву заниматься татуированием». Был ли после этого открыт первый тату-салон до сих пор остаётся загадкой, никаких документальных подтверждений на этот счёт не обнаружено. Однако наличие этого документа подтверждает интерес и осведомлённость о татуировке среди горожан Петербурга! Но дальнейшее развитие татуировки как вида искусства прекратилось после Октябрьской революции. Тату сразу попадает в разряд буржуазных «пережитков царского режима».

В советский период татуировка подверглась гонению из-за сформировавшейся с конца XIX века до 30-х гг. XX века мощной асоциальной прослойки (т. н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. Кроме воровского жаргона, к традиционным элементам воровской субкультуры относились татуировки, которые содержали информацию о виде криминальной профессии, судимостях и т.д. В период Великой Отечественной Войны в составе штрафных батальонов Красной Армии в боевых действиях участвовало огромное количество людей с уголовным прошлым. После Победы домой вернулось достаточное количество героев, носивших ордена и медали на гимнастёрках, под которыми скрывались татуированые тела. В связи с этим, отношение к татуировке становится более адекватным.

В послевоенные советские годы татуировка проделала путь из городских низов в атрибуты моды, стиля и подросткового «форса» через городской фольклор и блатные песни. Не только шпана и огольцы, но и малосознательные граждане из более обеспеченных семей делали себе «наколки» и «портачки» (морская татуировка). Например, известный певец Иосиф Кобзон, чтобы не прослыть среди дворовой шпаны слабаком и трусом, сделал на своем теле целых пять татуировок, а потом, по собственным словам, свел.

Во время хрущевской оттепели с татуировки сняли табу: на экран вышел культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа» (1960), разлетевшийся на цитаты. В советской повседневности 1960-70- х отношение к татуировке не сильно изменилось и во времена песен Высоцкого, поминающего татуировку в стилистике блатного романса, и во времена зрелости ленинградского поэта - бузотёра Олега Григорьева, оставившего после себя гениальную и минималистичную оду татуированию и шрамированию: «Убитую у сквера опознать не берусь я, по наколкам - Вера, а по шрамам - Люся». В татуировке, проявлявшейся в городском фольклоре, уже чувствовалась закваска для последующего рок-н-ролльного брожения: Любовь, Алкоголь и Неприличность как пуританское отражение из советского зазеркалья общеизвестной западной формулы «Sex & Drugs & Rock"n"Roll».

В СССР в 1980-х гг. происходят грандиозные сдвиги в осмыслении татуировки. Появляются первые цветные рок-наколки, всё больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. Центром всего этого процесса становится сначала Ленинград, а чуть позже и Москва. История советской рок-н-ролльной татуировки мало чем отличается от зарубежной, но, имеет конечно свою специфику, потому как и развивалась с задержкой на два десятилетия. Многое пришло с Запада в готовом виде, информация просачивалась по крупицам - через иностранные журналы и кадры с видеокассет. Впрочем, понимание того, что музыкальная татуировка - протестный атрибут, который пугает и раздражает обывателя, во многих буйных головах зародилось само собой - исходя из отношения в обществе к лагерной росписи по телу и установок советской действительности.

Британский биолог и естествоиспытатель Чарльз Дарвин однажды заметил про татуировки: «Нет ни одной нации на земле, которая не знала бы этого явления». Татуировки были присущи человечеству с давних пор даже в самых удаленных уголках земного шара.

Историю татуировок можно проследить по всему миру: татуировки на телах мумий, сохранявшиеся на протяжении тысяч лет, были обнаружены в Египте, Ливии, Южной Америке, Китае и России . Даже 5000-летний труп «снежного человека» эпохи неолита, найденный замерзшим в итальянских Альпах в 1991 году, имел татуировки! Использовавшиеся вначале как камуфляж для охоты, татуировки стали культурной нормой для племен Полинезии, Борнео, островов в Тихом океане, и Самоа. Самыми известными из них являются раскраски Моко (татуировки, выгравированные на лицах) племени Маори в Новой Зеландии. Китай, Россия, Индия и Япония также имеют богатую историю татуировок .
Слово «татуировк а» впервые появилось в Вебстерском словаре в 1777 году. Хотя происхождение слова не совсем ясно, большинство историков ссылаются на капитана Джеймса Кука , который привез его в Европу из экспедиции в южную часть Тихого океана в 1769 году. Он рассказал о раскраске некоторых племен островов Таити. Они называли свою раскраску словом «tatau », что в переводе означает «знак» (хотя первоначально Кук четко писал его как «tattaw»).

Скорее всего, наше современное слово «татуировка » происходит от него, хотя практика нанесения на тело раскраски существовала на протяжении тысяч лет — и, без сомнения, у нее десятки названий в разных странах мира. Еще одно слово, существующее сегодня, пришло к нам из Древней Греции. В Древней Греции рабам ставили особый знак, похожий на татуировку, — «клеймо». Сегодня слово «клеймо» имеет негативные ассоциации, нередко связанные с физическими чертами, например, инвалидностью, болезнью, увечьями. Но иногда оно обозначает… татуировки!

Новейшая история татуировок

До недавнего времени, прежде чем появился «бум» татуировок и всплеск их популярности в западном обществе, многие люди считали, что татуировки были знаком принадлежности к низшим классам и социальным изгоям, таким как проститутки, байкеры, и бывшие зэков.

Но они, вероятно, не понимают, что на самом деле, на рубеже веков татуировки были знаком принадлежности к членам королевской семьи (в Британии) и высшего общества. В конце 1800-х и начале 1900-х годов татуировки были у внуков королевы Виктории (принца Джорджа и принца Альберта), у Уинстона Черчилля (и его матери!), у президента Франклина Делано Рузвельта, а также у членов семьи богача Вандербильта.

Примерно в середине 1900-х годов татуировки перестали пользоваться популярностью в среде высшего общества. Однако, практика нанесения тату осталась существовать на западе среди моряков, которые использовали их, чтобы отметить значительные достижения в своих путешествиях (например, после того, как пройдено 5000 морских миль, моряк мог нанести тату с изображением синей птицы или воробья).

Конечно, после долгого времени, проведенного в море без алкоголя и женщин моряки, прибывающие в порт, искали, где бы им «выпить, покутить и стать татуированным» (см. книгу мадам Шиншиллы «stewed, screwed, and tattooed»). Без сомнения, такие дерзкие девизы способствовали появлению «дурной славы» татуировок, которая существовала с конца 1940-х.
Медленно, общественный интерес к татуировкам стал проявляться в течение последних 50-ти лет . Первые рок-звезды, такие как Дженис Джоплин показали, что татуированный человек может быть одновременно и «бунтарем», и «популярным». В настоящее время, татуировки весьма распространены среди рок-звезд и элиты Голливуда.

И в самом деле, в результате исследования, проведенного в 2002 году Винсом Хэмингсоном, выявилось, что примерно половина из топ-100 самых сексуальных женщин имеют на теле татуировки . В этот список вошли Бритни Спирс, Холли Берри, Алисса Милано, Джессика Альба, Сара Мишель Геллар, Кармен Электра, Шарлиз Терон, Кристина Агиллера, Люси Лью, Бейонсе Ноулз, Ребекка Ромин, Джанет Джексон, Сандра Баллок, Джулия Робертс, Мэнди Мур, Дрю Бэрримор, Пенелопа Крус, Мэг Райан, Пинк, Кейт Хадсон, Келли Рипа … и, возможно, самая известная в мире женщина с татуировками — Анджелина Джоли .

То, что считалось ранее бунтарским теперь становится массовым. Как говорит Дарфи: «Сегодня люди больше проявляют интерес к татуировкам, выраженный в стремлении обратить внимание на свое тело посредством различных форм его украшений (бодиарт), разработки квалифицированного дизайна, а в духовном смысле – придать особый символический смысл посредством удивительной художественной формы».

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря".

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

Татуировка

Процесс нанесения татуировки

Татуировка - (тату, татуаж) - процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело , методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента . Как правило, татуировка и её вид определяются самим заказчиком, либо условиями быта и социума. Татуировка ноcит характерные отличительные черты, подразделяясь на виды, стили и способы изготовления. Относится к декоративным модификациям тела.

Сфера использования

Современные мастера татуировки используют профессиональное оборудование для нанесения татуировок, самой распространенной является индукционная машинка .

  • Татуировка - это разновидность боди арта , то есть, вид авангардного искусства.
  • Татуировка нередко используется криминальными группами (Mara Salvatrucha , Якудза и т. д.) как метод идентификации внутри иерархии.
  • Распространена среди молодежных групп и течений, способствуя самовыражению и самоидентификации.
  • Нередко используется для опознания и идентификации трупов в ходе судебно-медицинских расследований.

Этимология

Тату - термин, заимствованный из полинезийского языка, на таитянском диалекте слово «татау» обозначает рисунок. В английский язык это слово ввёл выдающийся английский путешественник Джеймс Кук . Он употребил его в отчёте о путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году . До этого татуировка в Европе была способом украшения и идентификации человеческого тела и не выделялась отдельным названием. Используемые до Кука термины определяли татуировку в общей массе техник непосредственного украшения и обозначения человеческого тела. Иногда являлись заимствованными из жаргона и сленга различных общественных групп.

  • Культура русского тату считается практически утраченной, до момента рождения криминальных структур. Именно потому в России и русских стилях тату синонимами татуировки могут служить слова-выходцы из криминального сленга: «портак », «портачка », «наколка », «масть ». Сленговые слова определяют либо сам процесс изготовления тату (наколка, наколоть), либо идентификацию внутри иерархии (масть). Криминальное татуирование в России стало общественно признанной культурой, поскольку истинные каноны татуирования славян неизвестны или утрачены.

История

Перечень наиболее любопытных обозначений татуировки, которые в прошлом применялись на территории Западной Европы : «signum» и «stigma» - эти слова известны из литературы Древнего Рима , слово «stygmat» встречается в Библии , изданной Лютером в 1534 году , «grafism» - у Дж. Казановы . «hieroglif» - так писал в «Свадьба Фигаро» П. О. Бомарше . Слова «знак», «отпечаток» встречаются в романе «Отверженные» В.Гюго . Кроме этих терминов вплоть до конца XVIII века на территории Западной Европы достаточно широко употреблялось названия: «вырезанный рисунок» и французский термин «piquage», автором которого был маркиз Л. де Монкальм ( -), лично знакомый с обычаями тогдашних индейцев Канады . Вообще на европейском континенте татуированных чаще всего обозначали словом «раскрашенный» либо «отмеченный пунктиром». Голландцы называли процесс татуирования «prikschildern» или «stechmalen», что в переводе означает «рисование накалыванием». Англичане употребляли слова «punctures» и «punctation», испанцы - «pintados».

  • После Кука термин «татуировка» был принят не сразу, в качестве главенствующего, по отношению к одному и тому же способу украшения тела, у различных народов земного шара. Поначалу слово «татуировка» связывалось с процедурой, выполняемой на Таити .

У народа Маори, проживающего в Новой Зеландии, искусство татуирования - сакральный обряд. Способ нанесения татуировки Маори отличается от обычного наличием особого приема надрезания кожи. Татуировка вырезается на коже при помощи стамески вместо пунктирования иглой. Преобладающая идея в татуировке Маори - это четкая спиральная линия, покрывающая лицо, ягодицы и ноги мужчин Маори. Женщины делают татуировку на губах, подбородке и в особых случаях на шее и спине. Лоб и виски также отчасти покрытии рисунком. На нём одна основная спираль перерастает во множество резных спиралей. Остается только удивляться как современным Маори удается изображать такие сложные фигуры, учитывая что они до сих пор используют кусок древесного угля или подходящую по форме палочку для вырезания тату.

Постепенно термин «татуировка» распространялся в большинстве европейских государств, приспосабливаясь к различным языкам и, заполняя нишу в лексике точным обозначением предмета, о котором идёт речь. Само же понятие «татуировка», которое охватывало уже все разновидности данного явления во всем мире, впервые попало в «Словарь медицины», подготовленный бельгийцем П. Нистеном в 1856 году . Затем Э. Литтре ввёл его в «Большой словарь французского языка».

Оценка татуировки производится не только методом «учета площади» заказанной работы, но и вероятной сложностью исполняемой работы, а также временем, затраченным на изготовление дизайна.

Свежесделанный перманентный макияж губ

Современная татуировка поддаётся в России существенным изменениям, благодаря творчеству и усердию российских мастеров татуировки, обладающих собственными стилями, поражающими своей неповторимостью, индивидуальностью и взглядами на тату-религию и, тату-политику.

Тату-порталы

Татуированные люди чаще всего объединяются по собственным интересам к татуировкам в сообщества. Самый крупный англоязычный тату-портал БМЕ является интернет-журналом с коммерческой частью, просмотр которой без оплаты невозможен. Существуют по инициативе профессионалов, как средство обмена опытом, обсуждение всех интересующих вопросов культуры татуировки и иной модификации тела.

Виды

Постоянные

Наносится под кожу с помощью одной или нескольких игл. При правильном нанесении и использовании качественного пигмента такая татуировка никогда полностью не выцветает и остаётся до конца жизни.

«Менди»

Фактически не имеют отношения к татуировке. «Менди» - это рисунок, нанесённый на кожу хной с помощью кисти, деревянной или металлической палочки. Может быть от розового до тёмно-коричневого цвета, в зависимости от состава красящего пигмента и типа кожи. Полностью исчезает за 2-4 недели. Распространены на Востоке, в Индии и Северной Африке.

Косметические

Татуировки часто используют в косметических целях для ликвидации различных пятен или для нанесения макияжа на лицо - так называемый перманентный макияж или татуаж. Косметическому татуажу могут подвергаться губы, брови или глаза (веки) Перманентный макияж губ, в силу того, что наносится на слизистую, которая тоньше обычной кожи, имеет высокую подверженность к выгоранию. Перманентный макияж рассчитан на срок от 3 до 5 лет.

Красители и пигменты

Издревле основными красителями являлись минеральные соединения, добываемые из природных ресурсов. В частности, в практике татуирования применялись охра , сажа , каменный уголь , редко киноварь , нередко использовались смеси компонентов.

  • Подробнее см. Орнамент , Пазырыкская культура , маори .

Средние века с изобретением пороха (дымный порох на основе угля) содействовали появлению тату с применением пороховой смеси, вводимой под кожу. Химическая промышленность современности производит полный спектр синтетических красителей, в частности, для индустрии тату созданы отдельные условия, лаборатории.

  • Именно на основе данных качественного тестирования и лабораторных проб, мастера тату настаивают использовать в татуировке салонные и качественные условия , гарантируя безопасность клиента. И категорически против непрофессионального использования некачественных, непроверенных материалов, не дающих гарантий безопасности.

Именно поэтому красители и пигменты, используемые в татуировке, гипоалергенны, долговечны и стойки (в плане цвета). Ведущими компаниями-производителями общепризнанны [источник? ] : Jet France, MOM, Intenze, Starbrite, Stable Color.

Способы выведения татуировок

Механический способ

Дермабразия находит применение в тех случаях, когда размеры татуировок сравнительно невелики. К такой операции обращаются и люди, имеющие на коже небольшие дефекты - рубцы, пигментные пятна, оставшиеся после интенсивного воздействия солнечных лучей, и т. п.

Термический способ

Это процедура удаления постоянных татуировок при помощи лазера . Лазеры позволяют не только избавиться от надоевшего нательного украшения любой степени сложности, размера, окраски, глубины, но и произвести корректировку татуировок.

Химический способ

Этот способ предполагает удаление татуировок при помощи каких-либо химических веществ, целью которых является отшелушивание верхних слоёв кожи с частичками красящего вещества (пилинг).

Последствия

Татуировку невозможно свести бесследно. [источник? ] При удалении татуировки лазером или другими средствами остаются шрамы , размер которых будет больше размера сводимой татуировки, в силу разрушения кожного покрова. Обусловлено это тем, что пигмент вживленной тату находится в подкожно-жировой клетчатке, ниже обновляемых слоев кожи. Фактически, свести татуировку - значит лишиться фрагмента татуированной кожи. Именно поэтому необходимо взвесить все за и против перед тем, как делать татуировку.

После процедуры удаления, которая обязательно должна выполняться профессионалом , следует долгое и качественное лечение. По причине сложности удаления, чаще всего татуировку перекрывают иным рисунком.

Некачественную, надоевшую или плохо сделанную татуировку покрывают заново новым рисунком, который полностью закрывает старый, либо вносят коррективы и исправления. Процесс перекрытия старой татуировки новой называется кавер-ап (англ. cover-up ).

Увлечение татуировками может привести к тату-зависимости .

По сообщению Национальной медикаментозной службы Португалии , использование временных смываемых татуировок (био-татуировки) вредно для кожи, так как в состав краски входит парафениленодиамин, который разрешен к применению в строго определенных небольших количествах. Татуировки с применением парафениленодиамина могут вызвать аллергические реакции или экзему .

При наличии татуировок, выполненных с помощью красителей с содержанием металлических соединений, противопоказана магнитно-резонансная томография .

Татуировки якудза

В Японии до 500 года украшение тела татуировкой было привилегией императоров, позднее оно превратилось в декоративное искусство. Однако со временем искусство тату стало символом преступного мира. В Древней Японии человек с татуировкой был персоной нон грата: его изгоняли из семьи и общества, обрекая на полную изоляцию. На теле преступников татуировки делались обычно на видном месте и могли даже рассказать, в какой тюрьме они отбывали наказание. Со временем стала отличительной чертой якудза. Якудза уже в течение столетий используют обширные татуировки, как знак принадлежности к какой-либо группе, а также чтобы обозначить своё положение в группе. Кроме того, при вступлении в якудза крестьяне и ремесленники получали новые, воинственно звучащие имена, такие как Тигр и журавль , Девять драконов , Ревущая буря и т. д. , которые затем наносились в виде картин на спину или грудь. Японская классическая татуировка, унаследованная якудза, отличается красотой, разнообразием сюжетов и цветов и несет в себе скрытый смысл, непонятный для непосвященных. Как правило, татуировки изображают легендарных героев либо религиозные сюжеты, которые могут перемежаться с цветами, пейзажами, символическими животными, такими как драконы и тигры, на фоне волн, облаков или лучей, и в движении, что делает их восприятие трехмерным. Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев:

  • Хризантема, некогда атрибут микадо, позже - символ настойчивости и решительности.
  • Пион - символ богатства и успеха в жизни.
  • Цветок сакуры - у которой лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина - это символ времени и непрочности бытия.
  • Лист клёна - несёт то же значение, что красная роза в Европе.
  • Дракон - символизирует власть и силу, и одновременно объединяющий огонь и воду.
  • Карп - символизирует мужество, отвагу, стоицизм.
  • Тигр - символ бесстрашия.

Особое место занимают разнообразные морские и вообще водные мотивы, что объясняется просто: жизнь многих японцев тесно связана с морем. По этой причине в японской татуировке часто рядом с водными созданиями появляется мотив волны, служащий в качестве фона и выявления фактуры тела. Иногда он диктует стилистическое своеобразие. В японской татуировке нашла себе место также многочисленная группа народных героев, святых, самураев и монахов, куртизанок, гейш, актеров театра кабуки, борцов сумо и т. д.

  • Однако, несмотря на столь сильное клановое деление, мастера тату Японии продолжают выполнять заказы, передавая мастерство из поколения в поколение, вместе с неповторимым способом татуирования (традиционное искусство татуировки подразумевает канонический способ изготовления с использованием бамбука и семейных рецептов красителя)
  • Широко известны школы японских мастеров татуировки, студии и семейные кланы (Хоритоси, Хоритама, Ирэдзуми и иные)
  • Мастера прочих континентов, так же предлагают в услугах «японскую татуировку», однако, несмотря на качественную работу - истинно традиционный способ изготовления японской татуировки остается только в самой Японии в рамках кланов.

Lucky Diamond Rich

В популярной культуре

  • Фильм Татуированный с Жаном Габеном и Луи де Фюнесом .

См. также

  • Данциг Балдаев

Литература

  • Мещеряков А. Н. Татуировки: Хризантемы, драконы и молитвы // Мещеряков А. Н. Книга японских символов. М., 2003, с. 477-489
  • Бобринская E. A. Футуристический «грим» // Вестник истории, литературы, искусства / Отд-ние историко-философских наук РАН. - М.: Собрание; Наука, 2005, с. 88-99
  • Гальперина Г. А. Язык татуировок. ISBN 978-5-9524-3200-0
  • Погадаев, Виктор . «Тату охотников за головами» - «Восточная коллекция», № 3, 2003 с. 150-155.
  • Данциг Балдаев. Татуировки заключённых, Russian criminal tattoo.

Примечания

Ссылки

Человеку свойственно украшать свое тело тем или иным способом. Татуировка служила для украшения, и для самовыражения, и для идентификации человека.

У историков нет точной информации, откуда пришло искусство татуировки. Но они утверждают, что многие народы не носили одежды. Но не было в истории народов и племен, которые не украшали бы свои тела рисунками. Светлокожие представители человечества наносили на тела узоры, а у чернокожих было распространено шрамирование.

Об истории татуировки

Древние находки

Первые подтвержденные находки тел с нанесенным на кожу орнаментом относятся к 2 тыс. до н. э. Мумии, найденные в гробнице в Гизе сохранили следы рисунков. Недавно в Антарктиде был найден замерзший мужчина, возраст которого датируется 3 тыс. до н. э и его тело по всей вероятности тоже покрыто нательным узорами.

Но само нанесение рисунков на тело практиковалось еще в эпоху каменного века. Тела смелых охотников со временем покрывали шрамы и ссадины, которые отличали его от других членов общества. Со временем племена разрастались, появилась иерархия. Носители татуировок были вышестоящими членами племени. Тату было символом власти, приверженности роду и племени, определяло статус владельца.

Использование тату

У разных народов татуировки носили различный смысл. Вожди племен, опытные охотники, умелые воины получали знак отличия в виде татуировок. Но в то же время и отщепенцы, которых общество клеймило позором, также подвергались процедуре нанесения особых символов. Чаще всего таким людям знаки наносились на лицо, чтобы их нельзя было скрыть под одеждой.

У японских аборигенов Айну на лицо женщины наносились узоры, по которым можно было узнать замужем ли она и сколько у нее детей.

Многие народы использовали татуировки как символ перехода юноши в мужчину .

Рисункам, нанесенным на кожу, приписывался и сакральный смысл. Так, малышей они оберегали от гнева родителей, воинов защищали в бою, пожилых охраняли от болезней.

В Европе так же были распространены татуировки. Древние греки наносили их на свои тела как знак принадлежности к высшей касте.

В истории известны случаи, когда во время войны с Дарием, тату использовали для передачи данных на захваченные территории. Для этого рабу сбривали волосы, наносили рисунок и после того как волосы отрастали, его отпускали с донесением. Не вызывая подозрений он проходил сквозь все заставы.

В России нет искусства тату как такового. У нас оно больше связано с лагерями или армейской службой. Хотя археологи при раскопках в Горном Алтае нашил мумию скифского вождя, которая покрыта татуировками. Захоронение относиться к 4-5 века до н.э.

Инструменты для нанесения татуировок

Издревле татуировки наносили острыми предметами, такими как обломки горшков, рыбьи кости, заостренные палки, зубы животных. Процедура была весьма болезненной и требовала выдержки и силы воли. Поэтому обладатели татуировок считались смелыми и сильными. Машинка для нанесения узоров появилась в 1891 г в Америке.

В качестве красителей использовались хна, охра, уголь, сажа. С изобретением пороха, под кожу стали вводить пороховую смесь.

Откуда пришел термин «татуировка»

В Европу термин «тату» привез капитан Кук, который привез с островов Таити в 1769 г татуированного полинезийца. Диковинка привлекла большое внимание и вызвала татуажный бум.

Кстати, именно моряки и стали основными разносчиками наколок, которые они делали в дальних путешествиях. Но их арсенал картинок был весьма скуден. Да и мастерство художника часто оставляло желать лучшего.

Основные религиозные течения не приветствуют нанесение рисунков на кожу. Поэтому в мусульманских, иудейских и христианских странах не принято до сих пор наносить татуировки. Но народы Японии, Китая. Австралии, Полинезии, Америки и других стран сохранили эти традиции. Искусство и история татуировки в современном мире переживает новую волну возрождения.









2024 © rukaraoke.ru.