Как мысль формирует судьбу человека. Как мысль формирует судьбу человека Время в пространстве


Экология сознания. Психология: Человек двойственен по своей природе. Его дуальность объясняется присутствием в нём двух начал - Духовного и Животного (материального). Эта аксиома не требует научного подтверждения. Каждый день мы сталкиваемся с проявлением этих начал в своём сознании: поступить по-доброму или «подсидеть» коллегу, рассказать всю правду или утаить важную информацию.

Человек двойственен по своей природе. Его дуальность объясняется присутствием в нём двух начал - Духовного и Животного (материального). Эта аксиома не требует научного подтверждения.

Каждый день мы сталкиваемся с проявлением этих начал в своём сознании: поступить по-доброму или «подсидеть» коллегу, рассказать всю правду или утаить важную информацию.

В нашей голове возникают тысячи мыслей, порождая собой сотни непредсказуемых желаний. Большинство из нас просто не осознают важность этих тонкоматериальных инструментов управления нашей жизнью. Давайте попробуем разгадать тайну возникновения человеческих мыслей и желаний.

Что же такое «мысль»?

В толковом словаре Даля «мысль» определяется как «всякое одиночное действие ума». «Мысли - это очень тонкая, но очень мощная форма энергии», - говорит в своей книге известный писатель Нил Доналд Уолш.

Природа зарождения мыслей в голове у человека и по сей день является предметом активных научных исследований , проводимых, к слову, исключительно в плоскости физической материи.

Недавно учёные из Массачусетского технологического института и Бостонского университета заявили о том, что им удалось приоткрыть тайну зарождения мыслей в нашей голове. Они утверждают, что знают, как колебания электрической активности позволяют мозгу формировать мысли и воспоминания, и что новое исследование сможет пролить свет на то, как нейронные ансамбли позволяют нам мыслить.

Это довольно громогласное заявление, приукрашенное прессой. На самом деле они пытаются увидеть уже готовые картинки, которые задаются мозгом. А кем они задаются и как на самом деле рождаются мысли, откуда и по каким законам - это до сих пор ученым непонятно.

Так что наука пока что очень далека от понимания этого процесса, чего не скажешь о людях древности, которые оставили свои трактаты о духовном. Читая их, понимаешь, что научное, сугубо материалистическое определение процесса мышления и мысли как таковой не отвечает внутреннему запросу человека в желании получить истинное понимание сути происходящих мыслительных процессов, а также их следствий.

Иными словами, каждый человек на интуитивном уровне ощущает, что для того, чтобы получить объективное понимание, необходимо рассматривать каждую ситуацию не только с позиции материалистических убеждений, но и с позиции духовного познания.

Мысль нельзя взвесить или пощупать, но она существует, раз она появилась в нашем сознании. Мысль не имеет массы, но может иметь колоссальные последствия в материальном мире, ведь она является неким мотивационным рычагом для человека, трансформируясь затем в желания личности.

Многие психологические проблемы возникают у человека из-за того, что он не умеет ещё определять в себе источник происхождения своих мыслей и желаний. «Главная ошибка в том, что человек наивно полагает, что все мысли - „его личные“, и даже не удосуживается разобраться в своей природе. Обычно он говорит: „я так думаю“, „мне стыдно за мои мысли“, „это мои мысли“, „моя идея“. На самом деле, если внимательно отследить этот процесс, все мысли приходят к человеку извне и не являются его собственными.

Человек волен лишь выбирать между ними и наделять их силой своего внимания. Пока у людей нет ещё привычки говорить и думать: „ко мне пришла мысль, явно от Животного начала“, или „полагаю, что пришедшая сейчас мысль имеет духовную природу“.

А жаль, ведь подобная форма общения упредила бы возникновение многих конфликтных ситуаций между людьми и сделала бы их жизнь качественнее в духовном аспекте» , - утверждает автор популярной книги «АллатРа» Анастасия Новых.

А что если действительно предположить, что образ мыслей человека формируется в зависимости от того, какое начало - Животное (материальное) или Духовное - доминирует в его сознании на данный момент? Если рассматривать личность человека как проводника воли одного из начал?

Тогда получается, мы несём полную ответственность за все происходящие в нашей жизни события, поскольку именно мы выбираем ту или иную мысль, определяющую дальнейшее их развитие!

Именно наш внутренний выбор формирует наше восприятие какой-либо жизненной ситуации, и в зависимости от того, какую мысль, какое суждение мы выберем - негативное или позитивное - эта ситуация может быть для нас проблемой, неразрешённым конфликтом, либо станет удачным опытом или же вовсе останется незамеченной для личности.

«Желать или не желать - вот в чём вопрос!»

Огромное влияние на судьбу человека оказывают его многочисленные желания. В психологии желание «является одним из важнейших моментов тех психических состояний личности, которые предваряют её поведение и деятельность; оно характеризует прежде всего мотивационную и волевую сторону этих состояний. Желание понимается как стремление, точнее, импульс к достижению какой-либо цели, идеала, мечты. Осуществление этого поступка переживается как удовлетворение желания». (Блонский П. П., «Психология желания»).

Итак, желания человека, являясь следствием мысли, проявившейся в сознании человека, определяют его образ жизни, модель поведения, его отношения с окружающим миром ; выстраивают чёткую причинно-следственную связь, которую легко можно отследить благодаря глубокому анализу происходящих событий в жизни отдельной личности. Не многовато ли власти для эфемерного, практически «виртуального» понятия?

Человек с доминацией в своём сознании Животного (материального) начала, поддерживающий и поощряющий в себе возникновение бесконечного количества желаний, подвержен неминуемому состоянию всё возрастающей нервозности из-за того, что удовлетворить все возникающие человеческие желания - просто невозможно. А вслед за этим появляется естественная неудовлетворённость, чувство безысходности, уход в себя и как итог - глубокая депрессия (что также является проявлением «животного разума»).

Если посмотреть со стороны, то можно увидеть, каким мощным инструментом управления и порабощения человека являются возникающие в его сознании мысли и желания. И лишь сам человек является их проводником и воплощает их в своей жизни.

Как и во всех сферах человеческого бытия, доминация одного аспекта является угнетением другого. Таким образом, поощряя в себе любые проявления Животного начала (негативные мысли, множественные желания, зависть, ревность, осуждение, страх, гордыня, превознесение себя, жажда власти и т. д.), мы блокируем в себе наше Духовное начало, устанавливаем преграду для нашего духовного развития, совершенствования нашей личности.

Если сила мысли используется для удовлетворения материальных желаний, то за них наступает обязательная расплата духовностью. Получается, что собственным выбором не в пользу Духовного, мы перекрываем доступ к нашей Душе, а также ко всем богатствам, ей присущим - искренней, безусловной любви и душевному теплу.

Если человек хочет всерьёз заняться собственным духовным развитием, ему нужно в первую очередь дисциплинировать свои мысли. Как можно чаще давать себе отчёт в испытываемых эмоциях, образе мышления, анализировать, какова их природа, механизм возникновения. Уметь быть выше обстоятельств, обыденности. Уметь воспринимать мир с позиции Наблюдателя от Духовного начала, а не с привычной позиции Наблюдателя от Животного начала.

Это Вам будет интересно:

Универсальная схема для гармонизации и счастья в любой сфере жизни

Равновесные силы: Если вы чего либо сильно боитесь - вы это и получаете

Человеку свойственно постоянно быть в поиске: в поиске счастья, ответов на интересующие его вопросы, в поиске Себя…

С одной стороны, в процессе поиска Личность человека приобретает необходимый опыт, однако жизнь человека проходит, подобно сну. Чтобы понять её смысл, нужно проснуться. Перемены во внешнем полезны лишь тогда, когда они исходят из внутреннего мира человека. Всё, что есть и чего нет в этом мире, есть в Душе человека. Познание этой истины есть смысл жизни. опубликовано

Что такое мысль? Над этим задумывались тысячи лет. В этой статье - очень популярное изложение вечного вопроса. Вместе с тем здесь не будет философствований, которые обычно завершаются ничем. На основе специальных представлений об организации психики в доступной форме будет показано, что же такое мысль и вообще субъективное.


Я надеюсь, что эта небольшая статья, без единого специального термина, заменит огромное количество книг по теме "что такое мысль" погружающих в пучины философствований и нейрофизиологии в попытке пролить свет на то, что авторами очень смутно понимается, книг, в конечном счете, бесплодных в понимании сути мышлени я.

Мысль - понятие и определение

Вроде бы для каждого понятие "мысль" - само собой разумеющееся потому, что все думают, мыслят, но вот стоит попробовать удержать мысль, думать о чем-то одном и оказывается, что это непросто: мысль все время стремится перескочить на что-то другое, отвлекающее внимание, мы далеко не всегда владеем собственным мышлени ем в той мере, как хотелось бы. Попробуйте остановить взгляд на чем-то и думать только об этом. Чем больше времени пройдет, тем это будет труднее, и можно заметить, что внимание постоянно перескакивает на другое и его приходится возвращать. А попробуйте, как только прочитали эту фразу, больше не думать о Большой Оранжевой Обезьяне? Получается, что мысль не такая уж наша собственность, а во многом своевольна. Но что тогда такое - мы?

Дальше я постараюсь очень простыми словами и примерами рассказать о настолько необычном, что это не позволяет беззаботно читать как художественную литературу, хотя и в литературе, бывает, нужно делать немалые усилия понимания, когда это касается чего-то нового. Процесс стоит того для тех, кто хочет разобраться в том, что такое мысль. Предупрежу, что приводимые примеры - точно верные, основанные на очень хорошо изученных вещах, и поэтому стоит допустить мысль, что, даже если что-то покажется на первый взгляд спорным, в этом есть требующее особого внимания и понимания элементы нового.

Что обычно называют мыслью? В различных словарях делаются попытки выделить самое основное и общее, что подразумевается под этим словом:

Мысль - действие ума, разума, рассудка.

Мысль - чувственный образ.

Мыслью также иногда называют нечто выраженное в виде визуального образа, звука, словосочетания или ощущения, высказанное вслух предположение, соображение, рассуждение или гипотез а.

В общем - мысль - то, что возникает в голове в данный момент при осознании - собственное ощущение чего-то, к которому есть какое-то отношение, что позволяет при разных обстоятельствах реагировать на это определенным образом, характерным именно для данного субъекта. В некоторых психо-практиках есть упражнение: нужно стараться не мыслить, отвлечься от любых образов, постараться вызвать безмыслие. Это бывает очень сложно проделать когда вокруг что-то мешает, а если удается в самом деле, то сознание прекращается и наступает сон, иначе даже кажущееся безмыслие оказывается все равно наполнено неким отношением, готовностью что-то сделать при необходимости. Это означает, что мысль всегда сопровождает сознание.

Мысль - нечто настолько далекое от физиологии, что рассматривается часто как самостоятельное явление, противопоставляется известным в науке элементам мозга вплоть до вопроса: "А как мысль управляет телом?". И даже в принципе разобравшись с этим, окажется не просто сопоставить эти два уровня: восприятие себя и те механизмы, которые за это ответственны.

Нервная система виноградной улитки изучена настолько досконально, что ясно, почему улитка втягивает рожки, куда она ползет, почему совершает то или иное действие. Это - типичный автомат с четкой определенностью ветвления действий от некоторых условий - обстоятельств. Поэтому хорошо понятно, что управляет ее телом, но еще нет того, что при этом окрашивает все происходящее в субъективные отношения, придающие смыл - мысли. А у человека есть и то, что управляет им сверх бессознательного уровня (очень пьяный человек может совершать довольно сложные действия совершенно ничего не соображая и не помня), но, кроме того, у человека с ясным сознанием есть еще надстройка - его субъективное восприятие. И она возникла не просто случайно, она очень нужна для совершенно практичных вещей, что и отличает возможности напрочь пьяного от трезвого.

Итак, мыслью будем здесь называть осознанные, субъективные переживания любого вида. Раз есть такое переживание, значит, есть сознание, есть работа механизмов мозга, обеспечивающих определенную функциональность, о которой будет сказано далее. Мыслю - значит, существует субъективное Я, эго или в наблюдаемых проявлениях - психи ка.

Мысль - по своей сути

Трудно представить что-то в мыслях без какого-то своего отношения к этому, в самом простом виде - позитивное или негативное. Даже такие общие составляющие восприятия как цвет, который может быть вызывать самое разное отношение в разных обстоятельствах, при попытке мысленно вообразить его в чистом виде, у разных людей вызовет в этот момент какие-то свои ассоциации, а в другой момент, возможно, совершенно иные. Желтый цвет кому-то напомнит осенние листья, другому - психбольницу, третьему - золото. Даже если сделать усилие и вызвать в памяти чистый желтый цвет, то он как бы сам приобретает некие формы (палитра в фотошопе, пиво на просвет), и все равно возникнет какое-то отношение, иногда даже не связанное со словами, но - с каким-то впечатлениями, в чем-то или более позитивными или негативными, - поэтому всегда можно сказать, какой цвет больше или меньше нравится в данный момент (существуют даже цветовые психологические тесты). При дополнительном усилии можно даже сказать - почему именно возникло такое отношение, - как только удастся потянуть за ниточку ассоциации.

Если недавно кто-то любовался осенними листьями за окном, то желтый цвет, скорее всего, окажется окрашенным в грустно-приятные или депрессивно-унылые тона отношения; если недавно вытирал за кошкой лужу на полу, то это будет еще более определенное отношение к желтому. Всякий раз отношение зависит от того, что окружает в данный момент, что предшествовало, зависит от собственного эмоционального состояния - совокупного контекст а происходящего. В зависимости от условий, от контекст а задаваемого обстоятельствами и собственным состоянием, тот или иной мысленный образ приобретает определенный смысл : что именно он означает для тебя, т.е. значим ость. А вот с недостаточно определенным контекст ом образ может оказаться не вполне понятным: как именно к этому относиться, что именно это значит. Услышав вдруг громко произнесенное слово "дурак!", сначала непонятно, к чему это относится? То ли это тебе сказано и тогда это - одно отношение, или сам себя человек с досады обозвал - совсем другое значение. И так буквально во всем. Способность понимать другого полностью зависит от того, насколько однозначно в данном контекст е возникает личное отношение, значение услышанного. Большинство случаев непонимания других, произнесенной другим фразы возникает от недостаточно полного контекст а или вообще из-за его отсутствия и тогда переспрашивают: "В каком это смысл е?", чтобы конкретизировать значим ость.

Даже такое упрощенное понимание роли контекст а в придании значения начинает раскрывать вопрос: "зачем нужны эти субъективные образы?". Ясно, что тот или иной возникающий образ, если его значение понятно однозначно, позволяет верно определить отношение, возможные реакции в случае если что-то будет происходить с объектом, представляющим этот образ в реальности: если мы видим кошку, подбирающуюся к мясу на столе, то, в зависимости от отношения к кошке можем или, не умиляясь ее пушистой грациозностью, при ее слишком настойчивых действиях, предотвратить их, ну или, наоборот, если мы очень многое позволяем своей кошке, то можем позволить поохотиться на мясо и съесть какую-то часть своей добычи.

Выходит, мысли нужны для того, чтобы, в зависимости от сложившегося отношения, предугадывать происходящее и реагировать когда это становится актуально. В самом деле, наша способность предугадывать, основывается на предшествующем опыте и зависит от того, насколько однозначно мы распознаем ситуацию. Если ситуация содержит новые элементы, то предсказание оказывается неуверенным. А если будут настолько новые элементы, что мы их вообще не заметим, то предсказание может оказаться ложным.

Теперь должно стать более понятно почему каждая мысль, каждый образ в голове при данных обстоятельствах что-то значит для нас и как он определяет наши возможные действия.

Обычно ситуация становится предельно определенной после какого-то события: например, при загорании зеленого сигнала светофора. Это событие называют пусковым стимулом потому, что оно запускает у нас определенную цепочку последовательных действий. Но и в этой цепочке последовательных действий (запуск программы движения по зеленому светофору) каждое отдельное действие зависит от того как закончилось предыдущее, которое, в свою очередь, является пусковым стимулом для начала следующего действия.

Таким образом, поведение состоит из самого общего эмоционального контекст а хорошо нам или плохо, которое определяет некоторый стиль возможных действий, а в нем - вложенный контекст текущей эмоции (позитивной или негативной): страх, любовь, ярость, испуг, расслабленность и т.п. - ограничивают более узкий круг возможных реакций, конкретная ситуация еще более сужает варианты, пусковые стимулы запускают реакции, которые ранее были сформированы как цепочки отдельных действий с последовательным запуском. Даже просто мышечное движение, например, сгибание руки - цепочка последовательных фаз напряжения и расслабления отдельных мышечных волокон. Так вот, с рождения поведение начинает постепенно формироваться именно из цепочек простых мышечных действий - еще даже до созревания структур осознания. Но эти тонкости лучше пока опустить. Главное - все поведение состоит из множества одновременно выполняющихся цепочек различных действий (мышечных, гормональной регуляции, переключений внимания), и только одно из звеньев всего этого может осознаваться в виде текущего субъективного восприятия, то, что находится в максимуме актуальности или максимуме новизны и значим ости среди всего остального. Это оказывается в фокусе осознанного внимания.

Если мы видим что-то пока непонятное, в чем-то новое, то включается особое отношение с осторожностью, опаской (такой эмоциональный контекст - особый стиль поведения), которое предусматривает какой-то особый набор действий для того, чтобы лучше узнать о свойствах этого нового и выработать свое отношение.

Но часто, совершенно автоматически, не задумываясь, мы можем поймать внезапно прилетевший мяч или закрыться рукой, не задумываясь одеваем носки, не отслеживает вниманием каждую ложку еды, движения пальцев при привычном наборе текста или когда ставим подпись в документах, когда едем на велосипеде - множество действий, выполняющихся одновременно не осознается потому, что осознаваться может только что-то одно из этого при фокусировке внимания на этом. Но даже внимание бывает не нарушает ход действий, а просто отслеживает это в сознании далеко не так тщательно как это было во время первых попыток освоить катания на велосипеде. Чаще всего отдельные образы и цепочки этих образов - мысли кажутся как бы просто сопровождающими наши действия, наблюдением их нами. Но, вместе с тем, мы успеваем замечать камень или лужу на дороге и слегка видоизменяем общую цепочку действий, чтобы не попасть на камень или в эту лужу. В этом и состоит роль сознания когда нет настолько чего-то нового, что нужно прервать действия для выяснения обстоятельств.

Если не знать зачем нужно сознание, то кажется, что все субъективные переживания - просто некий побочный эффект развития наших реакций и тех механизмов мозга, которые их организуют. Вот, прекрасно живет улитка, действует вполне правильно, когда нужно обороняться, когда уловила запах еды, когда нужно спариваться. Ее ничто не волнует, она не переживает ни от боли, ни от радости. Зачем бы ей еще образы волнующего запаха свежевыжатого морковного сока?

В отличие от улитки мы, съев однажды подпортившийся суп и испытав болезненные ощущения, в следующий раз будем четко различать особенность запаха, живо вспоминая связанный с ними образ негативных переживаний. При этом мы отпрянем от еды, едва почувствовав неприятный запашок, даже еще не осознав его, и лишь потом в голове воскреснут воспоминания о перенесенных болях в животе. Так зачем нам этот образ? Как мы умудряемся в отличие от улитки, которая никогда не приучится сама к новому компоненту чувств, избегать неприятностей и повторять то, что оказалось удачным?

Вообразим, что вы идете по безлюдной улице, и вдруг из-за деревьев на уровне груди прямо в воздухе возникло нечто круглое, серое с тремя зловеще светящимися точками. Вы никогда раньше не видели такую штуковину, ваш почти не осознаваемый процесс ходьбы резко прерывается потому, что некоторые признаки вызывают подозрения большой опасности, с которой раньше еще не сталкивались. В голове - образ возникшей проблемы с неуверенным отношением и неясными вариантами возможного реагирования. Этот образ - самое новое для вас и самое важное для вас в данный момент. Именно такое сочетание привлекло внимание в конкуренции со всеми другими возможными объектами внимания. Будь эта круглая штуковина хорошо известной, то вы бы механически прореагировали привычным образом. Будь эта штуковина настолько новой, что вы вообще бы не ощутили какую-то возможную значим ость для вас, то вы бы просто ее не заметили, как индейцы не замечали кораблей Магеллана (внизу есть ссылка на эту удивительную историю в статье Невидимое). Но в фантастических фильмах подобные вещи ассоциировались с опасными последствиями, поэтому ситуация для вас очень значим ая и при этом - очень новая до невозможности сразу верно реагировать. И вот, во время вашей растерянности шар со светящимися точками чуть заколебался как в мареве, расплылся, принимая вид очень красивой и соблазнительной фигуры. Из-за деревьев раздается довольный смех, по которому вы тут же узнаете своего знакомого, он выходит, держа в руках необычный пульт и взахлеб начинает рассказывать, какая у него крутая псевдо-голографическая установка и как прикольно было видеть ваше ошарашенное лицо.

Память навсегда, с первого раза (не нужно зубрить как иностранные слова) зафиксирует этот образ, эту ситуацию, но уже связанную с антуражем розыгрыша, волнение, закончившееся приятными впечатлениями. Отношение окажется вполне сформированным на будущее для подобных ситуаций, когда уже многие прикупили такие пульты и развлекаются как могут.

Мысль - механизм приспособления к новому

Что происходило в голове во время описанной ситуации? Какие процессы освоения нового и приспособления к нему были задействованы? Во-первых, наиболее новое и значим ое из всего происходящего привлекло к себе внимание своей актуальностью. Во-вторых, это внимание тут же выявило слишком большую неуверенность в действиях, что требует разобраться с ситуацией более внимательно. Это значит, что действие прекратится и начнется осмысл ение и изучение. Вот это - самое общее и универсальное, что происходит во всех таких случаях, то, что впервые описал И.Павлов, назвав "ориентировочным рефлексом".

После познания последствий, возможных действий и наблюдений за их результатами, возникла цепочка образов последовательного перемещения внимания с одних элементов объекта на другие и свои действия при этом. Это - цепочка воспоминаний в каждом своем звене отдельных составляющих образов окрашена отношением хорошо или плохо - в зависимости от того было ли это для вас хорошо или плохо. Это те образы, которые уже ранее осмысл ивались для придания смысл а к объекту внимания в данных условиях и возможных реакций в разных ситуациях. Теперь эти мысли можно и не вспоминать, раз знакомые действия уже отработаны, но они могут и вспомниться, если возникнет ситуация достаточно важная и новая, сходная с известной, но отличающаяся какой-то настолько важной новизной, что опять вызывает неуверенность в личном отношении и действиях.

Так развивается навык отношения для самых разных условий, углубляя познания ситуации в разнообразии особенностей. И опознанием каждого варианта ситуации можно более не задумываться: не желаемое автоматически избегается отрицательным отношением, а желаемое, наоборот, уверенно повторяется в знакомой ситуации.

Что еще произошло после событий с другом и его голографом? Понятно, что особенно раздумывать над происшедшем вы уже не стали после того как открылся розыгрыш и началось увлеченное освоение новой игрушки с другом, - новизна игрушки стала более актуальной. Но ночью приснился сон, в котором события с таинственным шаром разворачиваются более зловещим и драматичным образом, как это часто было в ранее просмотренных фантастических фильмах. На утро сон может и не вспомнится, но в голове останется впечатление о том, что в таких ситуациях нужно быть осторожнее, даже если раньше пронесло благополучно. Но если бы друг срочно ушел без объяснений, оставив вас наедине с произошедшим, то осмысл ение ситуации бы продолжилось, и воображение бы живописало возможные негативные варианты очень убедительно. Сон в какой-то мере заменил необходимость более детального осмысл ения, когда времени на это в той ситуации не оказалось (пошел более важный для обоих разговор об игрушке). Так что сон оказался дополнительным способом переработать информацию, на которую не оказалось времени днем.

Во всем этом есть еще один очень интересный момент, - уже в самой возможности поставить тот мысленный опыт. Это показывает, что мы способны включать "воображение" - как направленный определенной целью понимания процесс прокручивания в голове цепочек возможного протекания событий, цепочек отдельных образов, которые разворачиваются не хаотично-случайно, а в зависимости от того, что допускается в возможном продолжении событий данным образом: каждое звено мысли в общей цепочке почти мгновенно решает, что наиболее вероятным в данных условиях будет то-то и это вызывает образ этого вероятного продолжения - как пусковой стимул. Можно назвать это автоматизмом мышлени я по аналогии с автоматизмами действий. Воображение разворачивает картины образов почти как в сновидении, только более управляемо сознательно в силу навыков воображения, навыков размышлени я с целью найти решение проблемы. Это то, что называется творчеством - умозрительное управление исследованием чего-то для достижения достаточно важной цели. И понятно, что навыкам такого творчества нужно так же учиться, вырабатывая автоматизмы мышлени я. Вот почему мысли не такие уж нам подконтрольные: научившись расписывать в документах, мы уже не осознаем последовательность движений кисти, она сама расписывается без участия нашего разума, и часто мы уже не можем контролировать это (мы не помним, а пальцы помнят).

Мысль - волевое усилие

Представим, что вам в первый раз довелось запекать в углях вечернего костра картошку. Уже искушенные в этом товарищи, выждав достаточное для запекания время, которое давно научились определять по результату, разгребают костер, показываются слегка обугленные комки картошки. Вы думаете, что, конечно же, теперь еще нужно подождать, чтобы картошка остыла, но ваш друг неожиданно схватил пальцами одну из горячих картофелин и принялся жонглировать, перебрасывая с руки на руки и дуя, а потом ловко отодрал корочку в одном месте и попробовал вкусную, парящую горячим ароматом мякоть. Другие также выхватывали свои картофелины, и это было не только забавно, но и соблазнительно. Так что вы решились проделать то же самое. Но для этого потребовалось некоторое усилие, чтобы заглушить довольно сильное опасение обжечься, которое явно мешает схватить очень горячую картошку. Вы преодолели это опасение в пользу желаемой возможности отведать печеного как можно раньше, пока еще не съели другие. И это получилось, закрепив новый навык для новых для вас обстоятельств. Но ваша девушка так и не решилась, она откровенно боялась, у нее не хватало воли схватить обжигающую картошку. Конечно же, мотивация выхватить еще одну картошку для нее - очень высока, преодолеть опасения стало еще легче, и девушка получает уже достаточно остывшую картошку от вас, а вы получаете большое эмоциональное удовлетворение от этого. Эта позитивная оценка желательности результата действий намного сильнее преодоленной небольшой боли от горячего, и теперь такое поведение в данных условиях будет закреплено так, что уже даже не нужно будет об этом задумываться.

Что это было? Ранее закрепленное поведение, не допускающее ожогов, в определенных обстоятельствах было заменено на новое, почти противоположное: вы сознательно пошли на то, что вам причинило некоторую боль ради получения желаемого. Мотивация или желание получить нечто важное оказалось сильнее негатива, связанного прошлым опытом ожогов, и старый стереотип поведения был преодолен для новых условий. Усилие для преодоления, процесс перевешивания противоположных значим остей (негативной и позитивной) называют волевым усилием. Оно всегда происходит в фокусе осознанного внимания - образами, прогнозирующими последствия и сопоставляющими эти последствия, т.е. мышлени ем.

Не только люди способны на волевые усилия, формируя новый вид поведенческой реакции, но и многие другие животные. Собаки и кошки столь часто наблюдаются людьми, что моменты их волевых усилий многие описывают и снимают на видео. Особенно важна воля на охоте, когда необходимо выждать достаточно подходящий момент, а не сразу бросаться на привлекательную добычу. Есть ролик , в котором показано как собаке на морду кладут полоски мяса, но она терпит это, хотя полосок становится все больше. Ей важнее угодить в этой игре партнеру, чем сразу сожрать это мясо, зато потом она с жадностью все съедает.

Исследовательское поведение так же требует силы воли всегда, когда в новых обстоятельствах есть признаки неприемлемости прежнего поведения. Это прямо говорит о том, что у таких животных, в точности как у людей, устроены механизмы субъективных переживаний: они мыслят, выбирают, сопоставляют, решаются на действия и учатся в зависимости от желательности результата своих действий.

Мысль - творчество

К этому моменту уже может быть понятно, что именно с помощью мышлени я мы способны оценивать, насколько наши действия подходят для существующих обстоятельств и если эти обстоятельства слишком новые, то прежнее действие представляется неуместным (опыт такого отношения так же нарабатывается). Часто пример действий нам подсказывают более опытные - как в случае печеной картошки. Но, бывает, что такого примера нет, а в данных обстоятельствах нужно придумать подходящий вариант поведения. Этому так же необходимо научиться. Кто-то пока может просто механически перебирать все известные ему варианты, кто-то начинает фантазировать, сочетая ранее не совместимое, а более опытные нарабатывают целые системы исследования (добывания новых сведений об обстоятельствах), сопоставления с известным и отбраковывая неверное. Все эти действия (мыслительные и сопровождающиеся промежуточные действия) по выработки нового варианта поведения, когда нет подходящего чужого примера, называются общим словом: "творчество". Для творчества необходима мотивация - нерешенная проблема, достаточно важная, чтобы тут же про нее не забыть. Именно важность нерешенной проблемы, необходимость найти решение питает любое творчество.

Первые мысли

Когда созревают и активируются те структуры мозга, что обеспечивают функции сознания, буквально все вокруг - еще новое и к нему не выработано отношение, т.е. оно пока бессмысл енно. Поэтому первые эпизоды памяти содержат просто констатации моментов окружения и связи с эмоциональным состоянием: хорошо или плохо было в этих условиях. Потом - как именно было хорошо или плохо. Это разделяет стиль реагирования на несколько главных эмоций: очень плохо, очень хорошо, плохо-плакать, хорошо-смеяться, плохо-голодный, хорошо-покушал, плохо-больно-в-животике и т.п. Эти первые впечатления вряд ли кто способен вспомнить, хотя отдельные моменты часто остаются в памяти потому, что их часто вспоминали и, тем самым, заново перезаписывали, но уже связанным не с теми детскими впечатлениями, а со своими последними. Любое воспоминание модифицирует память в соответствии с условиями, когда это было вспомнено, в соответствии с текущим опытом, придавая новый смысл , подчас совершенно иной, чем был в первоначальном воспоминании. Поэтому грамотный следователь знает: первое слово свидетеля дороже второго, когда уже наслаиваются домыслы.

Любые новые моменты стимулируют новые записи субъективной памяти - уже для этих новых условий, что позволяет различать отношение в зависимости от обстоятельств, придавая им определенный смысл - значение для нас.

Поначалу у детей - все новое, но не слишком осмысл енное, малозначим ое, хотя есть уже и важные впечатления. Эти впечатления ярки настолько, насколько яркими бывают впечатления у взрослых при очень новых и важных переживаниях, только у детей таких гораздо больше, их жизнь насыщеннее, а с возрастом осознаваемых новых моментов становится все меньше, пока субъективное время не начнет лететь неумолимо.

Из-за этого дети в раннем возрасте очень впечатлительные, у них наблюдается гиперактивность в силу постоянной новизны впечатлений, переводящих внимание с одного на другое, они только учатся удерживать внимание на наиболее важном волевыми усилиями. Цепи последовательностей впечатлений пишутся в память очень густо и вспоминаются очень подробно. Но с взрослением обстоятельства для которых записывались мысли становятся все более отличающимися, и старые воспоминания оказывается все труднее извлечь из памяти, ведь для этого нужно воскресить те старые, часто давно не востребованные обстоятельства. Память о прошлом становится все более отрывочной и эпизодической.

Резюме , требующее несколько больших усилий понимания.

Итак, если осознанное внимание сфокусировалось на каком-то звене цепочки действий, для этого места возникает субъективный образ личного отношения в данных условиях - субъективный образ. У нас в примере с голографом - при ходьбе, на этапе подхода к дереву, скрывающему дальнейший путь (условие - дерево, цепочка программы действия - неспешная ходьба), программа действий была прервана для осознания, и в этом месте возник субъективный образ, определяющий отношение (все ранее известные условия это не затрагивает (например, ходьбу по своей квартире). В следующий момент внимание переключилось на вышедшего из-за деревьев друга, оставив на какое-то время без осознания образ круглого шара. Переключилось потому, что друг в данных обстоятельствах - неожиданно новое, и что это значит пока не известно, но должно быть выработано. Таким образом, два субъективных образа оказываются связаны в памяти в цепочку памяти последовательности наиболее актуальных событий. Это то, что потом будет вспоминаться как лента воспоминаний о происходящем. Кадры этой ленты не следуют за звеньями программ поведения, которых может быть одновременно очень много (мы дышим, сохраняем равновесие, что-то делаем руками, не осознавая и т.п.), а следуют за наибольшей актуальностью (наибольшей значим остью в новых условиях, требующих уточнить значим ость), перескакивая с одних цепочек действий на другие.

Из-за того, что некоторые активные цепи субъективных образов вдруг оказываются в максимуме актуальности, привлекающей внимание, эти мысли вдруг опять возникают в сознании - известный эффект внезапного появления мысли, наиболее яркие случаи которого называют озарением, проявлением интуиции и т.п. На самом деле мысли постоянно перескакивают одна на другую, если это не пассивное воспоминания каких-то ярких событий в виде как бы просматриваемой киноленты, воскрешающих прежние переживания во всей их яркости. Стоит попробовать понаблюдать и становится понятно, что удержаться на какой-то строго контролируемой цепочке мысли просто невозможно, даже если это - решение хороши известной задачи. И эти скачки опять формируют последовательность переживаний, которая субъективно выглядит так же естественно, каким и было восприятие в сопереживание реальных событий или собственных размышлени й.

Механизм такого вида приспособления к новым условиям реагирования в самом общем виде использует всю эволюционно наработанную структуру более простых механизмов реагирования мозга, как у улитки, но добавляет новые механизмы переключения актуального внимания для того, чтобы это самое важное, во-первых, контролировать в незначительных, но новых условиях (перешагивание лужи на дороге), а, во вторых, в случае если условия настолько новы, что вызывают неопределенность и неуверенность, остановить действие, для выработки нового варианта реагирования с наиболее желательным результатом. Если сознание по каким-то причинам теряется (например, при сильном опьянении) , то оказывается возможным совершать только те действия, которые были наиболее привычны для данных обстоятельств (пьяный топает прямо через лужу), - в точности как полный автомат.

Системы наработанных поведенческих цепочек можно назвать моделью себя в в разных обстоятельствах. Точно так же нарабатываются и модели наблюдаемого поведения других важных объектов внимания: близких людей, животных, неодушевленных предметов. И при определенных обстоятельствах осознание себя может перейти из модели себя в другие модели, в том числе модель себя в детстве. Но это - уже другая большая история.

Часто задают вопрос: с какой сложности организации нейросети (компьютерного процессора, интернет-соединений в мире) эта система начнет проявлять свойства разума. Я оптимист ично надеялся, что, вникнув в смысл написанного в этой статье, можно будет совершенно иначе посмотреть на этот вопрос, можно сразу понять, что вопрос в принципе неверен. Но при всей простоте слов и фраз написанного, ухватить сразу суть организации системы адаптивн ости личности с участием функциональности сознания окажется нереальным. Поэтому я не ставил целью вызвать сразу полноценное и целостное понимание, это просто невозможно. Но с каждой статьей, с каждым приближением, углублением, наработкой промежуточных представлений, картина должна неминуемо проясняться! :)
Но, раз вопрос о необходимой сложности затронут, дам на него формальный ответ (только формулу, без углубления в суть).
Чтобы система, живая или искусственная получила возможность использовать для адаптивн ости сознание необходимо следующее.
1. Должна быть организована связь образа воспринимаемого (выделенного вниманием среди всего остального) с личным отношением к этому в данных условиях (данной ситуации), тем самым образуя смысл : что хорошего или плохого в данной ситуации означает наличие этого образа. Это называется субъективный образ восприятия и действия потому, что оценка что значит появляется после действия - как результат: насколько желаемо получилось.
2. Каждый образ восприятия-действия должен иметь возможность удерживаться в активном состоянии (обычно за счет закольцовки возбуждения с выхода на вход, которая самоподдерживает активность).
3. К наиболее актуальному (максимум новизны и значим ости) активному самоподдерживающемуся образу (в порядке изменения фокуса осознанного внимания) должна быть возможность подключения одного единственного канала системы просмотра возможных вариантов ветвлений наработанных автоматизмов и того, к каким последствиям это приводило ранее, а, в случае необходимости прерывания действий для нахождения подходящего варианта - использование наработанных программ исследования и решения задач. После совершения действия, касающегося текущего актуального образа восприятия-действия, должна вырабатываться оценка: насколько полученный результат оказался ожидаем и желаем, что закрепляется за данным субъективным образом как его смысл (значим ость) для последующего использования.
Вот очень упрощенная схема необходимого для того, чтобы организовать субъективно оценивающую систему адаптивн ости. Такая система, тем самым, обладает сознанием и мышлени ем. Понятно, что не просто наращивание сложности системы, а именно качество организации описанных взаимодействующих механизмов, обеспечивает субъективность восприятия.

А теперь - новая итерация всего уже сказанного - в рамках системной модели организации психи ки (МВФП):

  • о выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли
  • понимание сути субъективного, самоощущения своего Я, произвольности, взаимодействия души и тела: Понимание произвольности
  • Для углубления понимания:

    Все это - не столько очень сложный комплекс взаимодействующих механизмов мозга, сколько пока еще не обычный и не привычный для понимания. Модель такой взаимосогласованной системы подробно и в разных аспектах рассматривается в статьях, ссылки на которые даны внизу для тех, кто не побоится трудностей в понимании нового и позволит себе потратить немало времени и усилий воли для создания у себя этих представлений.
    Наиболее общие, системные представления об организации механизмов психи ки как адаптивн ости индивида к новому, в том числе

    Ежедневно книжный рынок открывает миру множество новых авторов, работы которых помогают читателям совершить собственные открытия. Редакция сайта rabota.ua запускает новую рубрику – MustRead. Раз в две недели мы будем знакомить вас с наиболее известными и полезными книгам о личностном и профессиональном развитии. О них стоит знать каждому, кто стремится развивать свои сильные стороны и открывать новые. Книжный партнер рубрики – интернет-магазин Yakaboo .

    Какие книги мы уже прочитали:

    В сегодняшнем выпуске – книга Клодии Хэммонд «Искаженное время. Особенности восприятия времени » (Time Wrapped. Unlocking the mysteries of time perception).

    Автор и ее книга

    Клодия Хэммонд – психолог, писательница, преподаватель Университета Бостон (Лондон), постоянный колумнист The Guardian, The Times, Psychologies, радиоведущая программ на BBC. Автор бестселлеров, среди которых – и книга «Искаженное время».

    Чтобы рассказать читателям о восприятии времени человеком, Клодия обращается к результатам научных исследований. Но поскольку эта книга для тех, кто далек от психологии и физиологии, в ней есть множество понятных примеров. Благодаря этому вы сможете отстраненно посмотреть на свои жизненные ситуации, но уже со знанием того, как работает наше умение оценивать время и почему иногда оно играет с нами в лишь ему понятную игру.

    Клодия Хэммонд, Twitter

    1. Переменчивое восприятие времени

    Существует три аспекта восприятия времени: биологический, в соответствии с которым время длится на протяжении жизни человека, субъективный, порождаемый мозгом, а также объективный, при котором время определяется с помощью часов. Единых «внутренних часов» у человека не существует: различные зоны мозга тесно связаны между собой, и каждая из них отвечает за то, как он будет ориентироваться во времени и пространстве.

    Кроме того, в процессе восприятия времени участвует не только мозг, но и другие части тела. Например, органы чувств, которые могут заставлять нас делать разные выводы о том, сколько времени длилось то или иное событие.

    Есть также и другие условия, которые будут влиять на восприятие времени. В разный период времени, при разном самочувствии или внешних обстоятельствах мы будем воспринимать ход времени по-разному. На наше восприятие времени влияют сильные эмоции, чувство страха, возраст, температура тела, изолированность, сосредоточенность (внимание). Может влиять даже профессиональная принадлежность. Например, врачи лучше других способны определить, сколько времени длится консультация пациентов, а преподаватели – время урока. Как различные факторы влияют на нашу способность воспринимать время, мы расскажем в следующих пунктах.

    Как бы мозг ни отсчитывал время, его система отличается большой гибкостью. Она принимает во внимание эмоции, степень сосредоточенности, ожидания, условия задания, температуру. Имеет значение даже способ восприятия: при слуховом восприятии событие сильнее растягивается во времени, чем при зрительном. И все же ощущение времени, продуцируемое мозгом, переживается нами как самое настоящее, создается иллюзия, будто мы знаем, чего от него следует ожидать, поэтому мы так удивляемся, когда оно преподносит сюрпризы, изменяя свой ход

    2. Возраст и время

    Многие люди замечают, что с годами время как будто начинает идти быстрее. Вот почему так происходит.

    В детстве человек не думает о будущем и не зацикливается на прошлом: жизнь ребенка заключена в одном моменте и дне, которые складываются в годы. Затем наступает «пик воспоминаний» – обилие впечатлений от первых контактов с социумом, учебы в школе, университете, новых открытий. Также в подростковом возрасте и юности мозг развивается особенным образом, а его работа наиболее интенсивна – в результате наши воспоминания становятся наиболее яркими. Насыщенность событиями и переменами, интенсивность восприятия создает большую концентрацию воспоминаний за короткий период времени – это заставляет нас думать, будто все длилось гораздо дольше, чем на самом деле.

    Во взрослом возрасте, когда жизнь переходит в более размеренный режим и нет частых значительных перемен – дни превращаются в одно единое воспоминание. А все потому, что на самом деле запоминаются не дни, а яркие мгновения, из которых они состоят. В результате нам кажется, что время идет быстрее.

    Благодаря [вырабатываемым нами с возрастом временным схемам, которые дают представление о месяцах, смене сезонов], мы судим о том, как быстро проходит время и сколько событий обычно вмещает в себя определенный временной отрезок. Мы учимся определять длительность того или иного события, судить о количестве прошедшего времени по тому, сколько событий произошло. Когда одни и те же события повторяются, времени для нас проходит немного, когда же в нашей жизни возникает конкретная временная веха, мы вдруг осознаем, как много прошло времени. […] Именно в однообразии и разнообразии кроется ответ на многие загадки времени.

    3. Время и эмоции

    На протяжении всей жизни мы испытываем широкий спектр эмоций. Если бы мы попытались оценить свое восприятие времени в тот или иной момент, то заметили бы, что при разном эмоциональном состоянии оно течет иначе. Наиболее четко это осознают люди в стрессовых ситуациях: по их словам, во время сильного стресса время как будто замедляется. Например, любителям экстремальных видов спорта может казаться, что проходят минуты, хотя это были считанные секунды прыжка или полета. Спокойные и приятные эмоции, наоборот, заставляют нас чувствовать более ускоренный ход времени.

    Пережив непростую ситуацию, мы потом вспоминаем до малейших подробностей все, что в тот момент видели, слышали, чувствовали. Острота воспоминаний помогает нам определить то время, в течение которого неприятное воспоминание длилось. Мы привыкаем к тому, что определенный промежуток времени вмещает в себя определенное количество воспоминаний. В обычной ситуации это срабатывает, однако в момент угрозы для жизни интенсивность восприятия ведет к увеличению воспоминаний в определенном временном промежутке. Каждая секунда приносит нечто совершенно новое – в результате нам кажется, что событие длилось дольше…

    4. Время и память

    Длительность того или иного события мы определяем по количеству прошедшего времени. В этом смысле наша память является незаменимым помощником. Однако особенности ее работы иногда способны ввести в заблуждение. Например, известно такое явление, как телескопический эффект – субъективное приближение во времени эпизода прошлого, когда кажется, что событие произошло совсем недавно. Его обратный эффект – субъективное отдаление.

    Автор книги приводит такую формулу: если, по вашему мнению, событие произошло более трех лет назад, то к этому времени нужно добавить еще немного (месяц или два) – скорее всего, это и будет правильным определением, сколько времени прошло. Если же, по-вашему, оно произошло менее трех лет, но больше трех месяцев назад, вы наверняка отдалили событие – так проявляется действие обратного телескопического эффекта.

    Еще один интересный факт. Часто события из своей жизни мы ассоциируем с теми, которые происходили в то же самое время в стране или мире – так устроена наша память. Поэтому если вам с трудом удается определить дату события, то можно попытаться в деталях вспомнить, что в это время происходило у вас самих. Возможно, вам даже удастся восстановить картину того, где вы были и что делали в тот момент, когда впервые услышали об этом событии. Существует тесная связь между самоопределением и восприятием времени.

    Нам известно, что время влияет на память. Но и память обуславливает ощущение времени. Ощущением времени в настоящем мы обязаны нашему восприятию прошлого. И в гораздо большей мере, чем может показаться на первый взгляд. Именно память отвечает на такое причудливое свойство времени, как эластичность. Благодаря памяти мы способны не только вернуться по собственному желанию к опыту прошлых лет, но и «осознать» эти мысли.

    5. Время в пространстве

    С самого детства, когда только формируется наше представление о мире вокруг, мы способны наделять время несвойственными ему характеристиками – например, видеть в пространстве. Например, многие мысленно представляют дни недели в виде разворота школьного дневника. Способы восприятия времени в пространстве, которые формируются в детстве, больше не меняются и сопровождают нас всю жизнь.

    Также человеку может казаться, что он идет навстречу времени. Или, наоборот, что время идет навстречу ему. По утверждению автора, в психологии склонность к тому или иному восприятию не позволяет дать какую-то личностную характеристику человеку. Но высока вероятность, что среди тех, кто считает, что сам движется навстречу времени, преобладают оптимисты.

    Нашему ощущению времени в пространстве свойственна глубина – благодаря ей мы мысленно перемещаемся во времени. […] наше тело совершает движения, когда мы думаем о времени; мы располагаем прошлое и будущее относительно собственного тела; нам кажется, что время напоминает реку. Язык помогает понять, как мы осознаем время, и одновременно определяет наши мысли о нём, в очередной раз доказывая – мы сами порождаем наше собственное восприятие времени.

    6. Парадокс отпуска

    Мы всегда рассчитываем, что отпуск будет длиться достаточно долго, а время отдыха всегда проходит быстро. Но, если оглянуться назад, то из-за насыщенности этого периода событиями создается ощущение, что прошло гораздо больше времени.

    Парадокс отпуска возникает потому, что мы рассматриваем время с двух разных позиций – проспективной и ретроспективной. В первом случае время оценивается с момента начала чего-либо, во втором – по истечении срока. Когда мы определяем время проспективно, то в оценку включаются эмоции и внимание, а ретроспективно – память.

    Обычно эти два значения совпадают, когда не происходит значимых событий, а дни проходят в привычном темпе. Однако стоит чему-то выделиться в общем потоке времени (например, отпуск), можно заметить, что время ведет себя странно – субъективное восприятие не совпадает с реальным.

    Замеряя время, мы постоянно используем оба типа замеривания. Обычно они пребывают в равновесном отношении друг к другу, но яркие впечатления его нарушают, и порой весьма существенно. В этом – причина того, что мы никогда не привыкаем и не привыкнем к такому положению вещей. Мы всегда будем воспринимать время двояко, и, оказавшись на отдыхе, по-прежнему будем изумляться его странному поведению.

    7. Остановка или ускорение времени

    Управлять временем – несложно, если знать об особенностях его «поведения». Например, чтобы отпуск был запоминающимся и казался долгим, он должен быть насыщенным. Тот же принцип работает и для выходных. Времяпровождение за расслабляющими, но не увлекающими занятиями (например, просмотр телевизора или общение в социальных сетях), оставит впечатление, что выходные промелькнули незаметно. Количество ярких воспоминаний прямо пропорционально субъективному замедлению течения времени.

    Если же время, наоборот, нуждается в ускорении, то на помощь приходит вовлеченность. Например, вы стоите в очереди, а под рукой нет ничего, что позволило бы скоротать время. Обратите внимание на все, что вас окружает: предметы, обстановку, людей. Полное погружение в момент «сейчас» заставляет время идти быстрее.

    Осознанная включенность – форма ментального тренинга, в результате которого вы пресекаете спонтанные, без вашего на то позволения путешествия в прошлое и будущее, учась концентрировать внимание. Преимущество осознанной включенности в том, что она позволяет вам возвращать свой ум в настоящее всякий раз, когда вы в нем, настоящем, находитесь. Время при этом замедляется, но в то же время вы не испытываете скуки.

    8. Объективный тайм-менеджмент

    Большая занятость человека – причина того, что, как нам кажется, времени не хватает. Мы беремся за последовательное выполнение задач или же делаем несколько дел одновременно. Однако автор книги советует стараться избегать многозадачности: наше внимание продолжает сосредотачиваться на предыдущей задаче спустя некоторое время после ее выполнения, и это не позволяет полноценно выполнить следующую.

    Вместо этого следует с самого начала правильно соотнести объем работы и время на ее выполнение. Есть интересная особенность: когда мы оцениваем время, которое потребуется другому человеку для выполнения работы, то чаще оказываемся правы, чем когда делаем то же самое для себя. Поэтому попросите кого-нибудь помочь вам более объективно оценить сроки выполнения предстоящей задачи и откажитесь от того, с чем вы точно не успеваете справиться.

    Самое сложное – не соблазниться оптимистичной мыслью о том, что в будущем у вас будет больше свободного времени. […] Тенденция занижать реальные сроки выполнения работы называется ошибкой планирования. Причина кроется в главной особенности воображения будущего – нехватке деталей. Чем дальше в будущее мы заглядываем, тем меньше внимания обращаем на детали. Однако вот что любопытно: мы не забываем о деталях, когда заглядываем в чужое будущее.

    shutterstock.com

    Приобрести книгу «Искаженное время. Особенности восприятия времени» можно .

    Каждый хочет быть красивым, богатым, успешным, любимым. Все желают материальных и духовных благ, однако не все знают, что для этого необходимо. Важнейшую роль играют ваши мысли.

    Мысли материализуются , причем вне зависимости от того, хорошие они или нет. Жизнь, которую вы хотите для себя создать — это и есть то, что вы заслуживаете, поэтому отбрасывайте любой негатив. Существует огромное количество историй о том, что люди, которые в определенный момент времени думали о чем-то плохом, получали это. Это может быть авария, пожар, неудачи и так далее.

    Почему важно избегать негатива

    Техники материализации работают не только для позитива, но и для негативных мыслей. Мы все люди, поэтому никто из нас не может полностью абстрагироваться от мыслей о поражениях и неудачах. Однако нельзя позволять им становиться установками, въедаться вам в голову.

    Недостаточно просто хотеть чего-то добиться, нужно вкладываться в это полностью. В плане неудач не нужно особо стараться, потому что негативная энергия более сильна, нежели позитивная. Выгнать плохие мысли из головы бывает неимоверно трудно, поэтому всегда обращайте внимание на то, о чем вы думаете. Не желайте зла другим людям — это тоже может вам сильно навредить.

    Техники материализации мыслей

    Существует три основных способа сделать так, чтобы позитивные мысли материализовались. Чтобы позитивное мышление приняло особый вес, нужно научиться одной из техник и следовать ей.

    Первая техника: аффирмации . Аффирмация — это слово или фраза, которую вы постоянно себе повторяете. Как мы уже говорили, внедрение положительных мыслей — это очень трудный процесс, который занимает большое количество времени и требует множества сил. Подкрепите это верой в себя, чтобы сэкономить время. Если у вас не получается поверить в то, что вы можете изменить свои мысли, то процесс создания положительных программ и установок станет очень долгим. Освободите себя, очистите, станьте белым листом.

    Аффирмации на каждый день — это верный помощник универсального типа. Фразы типа «я счастливый человек», «удача всегда со мной», «я добьюсь своих целей» изменят ваше мировосприятие в лучшую сторону. Это хороший выбор для тех, кто постоянно испытывает проблемы с настроением.

    Есть аффирмации на любовь, на успех . Это частный случай, который требует уже подготовленной и твердой почвы под ногами. Когда вы почувствовали, что стали счастливее и светлее, переходите на этот уровень. Начинайте говорить себе, что вы найдете свою любовь, создадите семью, откроете бизнес, заработаете много денег и так далее.

    Когда вы что-то повторяете каждый день как можно чаще, вы словно вбиваете гвоздь в дерево. Для этого потребуется много времени, но оно будет того стоить. Повторяйте себе позитивные фразы, чтобы быть как можно ближе к счастью. Это повысит вашу энергетику, удачу, а также материализует то, о чем вы мечтаете. Это создаст определенные образы у вас в голове.

    Вторая техника: медитации. Медитация — это погружение в свое сознание. Сначала вы расслабляетесь, затем настраиваете собственную энергетику так, как нужно вам. Этот метод поможет добиться желаемого, но потребуется некоторое время, чтобы научиться правильно медитировать. Любой метод весьма затратный в плане времени, в медитации могут серьезно помочь вам сэкономить время, если вы умеете быстро погружаться в сознание. Так или иначе, но вы сможете научиться этому, если действительно хотите изменить свою жизнь.

    Есть медитация на любовь , на привлечение удачи , на привлечение богатства . Их существует огромное количество, поэтому вы всегда сможете найти что-то полезное для себя. Медитация «Лабиринт» , например, поможет вам решить какую-то важную проблему и определиться с выбором. Небольшой минус, если его можно таковым назвать, это необходимость в постоянных медитациях. Один раз вам ничего не даст. Сначала придется потрудиться, чтобы научиться медитировать. Потом уже все пойдет как по маслу.

    Третья техника: визуализация и позитивное мышление . Визуализация является чем-то вроде сборного метода. Вам нужно напрячь свое сознание, чтобы представить конечный результат вашей деятельности. Живите с этой картиной. Если вы хотите получить повышение на работе, то представляйте, как к вам подходит начальник и говорит, что вас повысили. Продумывайте каждую деталь. Подкрепляйте свои мысли позитивом, а также просто знайте, что все будет так, как вы хотите.

    Многие известные спортсмены и бизнесмены говорят, что их успех родился у них в голове, потому что они видели свое будущее. Они просто знали, что все придет, так как они этого хотят. Помимо этого, на забывайте о спокойствии. Добро и умиротворенность — это лучшие друзья визуализации.

    Пользуйтесь всеми тремя методиками улучшения своей жизни. Материализация мыслей — это трудный процесс, который никогда не получится осуществить, если у вас есть сомнения. Не позволяйте им прорываться на поверхность — пусть они будут сидеть где-то внутри вас, не мешая создавать вокруг себя новую Вселенную. Через некоторое время вы увидите, что каждый день начинается хорошо , а настроение всегда на высоте. Это будет первым свидетельством того, что вы на верном пути. Успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

    Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
    1. Фрустрация

    Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

    Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

    2. Прокрастинация

    - Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

    Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

    А…, напишу завтра. Никуда не денется.

    Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

    Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

    Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

    По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

    3. Интроспекция


    Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

    Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

    4. Бихевиоризм


    Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

    Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

    Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

    В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

    5. Амбивалентность


    С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

    По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

    6. Инсайт


    В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

    Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

    7. Ригидность


    В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

    Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
    Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

    8. Конформизм и нон-конформизм


    «Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

    Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

    Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

    Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

    9. Катарсис

    С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

    10. Эмпатия


    Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

    Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

    Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.







    

    2024 © rukaraoke.ru.