Как объяснить ребенку способ соединения двух букв в слог? Учимся читать по слогам в игровой форме Как научить ребенка соединять буквы в слоги


В этой статье освящается тема "Буквы и слоги" . Обучаемся читать слоги. Ваш ребенок знает все буквы? Означает настало время потихоньку начинать соединять буквы, и читать слоги. Предлагаю Вашему вниманию игру как можно в игровой форме обучить малыша читать слоги.

Обучение буквам дошкольников (детей 4-6 лет) онлайн в игровой форме

Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух.

Чтение слов по складам - обучение буквами чтение слов детей 3-6 лет

Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова

Беглое чтение для дошкольников

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Эффективные методики запоминания букв русской речи с детьми - дошкольниками

Вы сможете распечатать карточки со слогами либо сами сделать свои собственные карточки. Для этого Для вас не пригодится много времени. Вы сможете написать вот такие карточки как показано на картинке. Вы сможете написать карточки со слогами только с буковкой А, либо с буковкой О. Вы сможете сделать карточки только с буковкой К (КА, КО, КУ и т.д.).
Потом если у Вас есть доска (Если доски нет, мой совет Для вас приобрести ее. Это такая вещь которая должна быть у всех у кого есть ребенок. Мой личный опыт).
Вы сможете написать на доске слоги в разброс, но только те слоги, с которыми у вас есть карточки. Карточки лежат на столе в разброс. Ребенок должен верно подобрать карточку со слогами и прикрепить на доске рядом с написанным слогом.
2-ой метод занятий с карточками сделать все тоже самое только напротив. На доску прикрепляем карточки со слогами. Задачка малыша написать рядом с карточкой тот же слог. Ребенок не только лишь запоминает карточки визуально, да и пишет этот слог. В это время вы должны звучно проговаривать каждый слог, чтоб ребенок слышал и запоминал, как этот слог произносится.

Для чего нужно учить читать в 3 года?

Во-первых, вы будете развивать память, воображение и логику ученика. Во-вторых, значительно кругозор малыша. В-третьих, сможете избежать серьезных проблем через 3 года, когда ученик сядет за школьную парту. Читать в первом классе понадобится не только букварь, но и условия задач по математике. Посчитайте, сколько будет уходить времени, чтобы школьник прочел условие, понял прочитанное и приступил к решению. Уверяю, это очень трудно.

Как научить ребенка читать по слогам и по буквам?

«В 3 года это нереально!», – скажут некоторые родители. Еще как возможно: причем без психологических травм для дошкольника. Первое, с чего надо начать обучение - это запомнить буквы. Без знания букв чтение невозможно. Когда называете буквы, ни в коем случае нельзя проговаривать их следующим образом: «бэ», «вэ», «гэ» и так далее.

Т.е. чтобы малыш скоро начал читать, буквы следует произносить для ученика так, как произносятся звуки. То есть «б», «в», «г», «д». Если же нарушать это простое, то дошкольник не сможет соединить буквы в слог продолжительно время, так как не будет понимать, почему букву «бэ» или «дэ» в слове нужно произносить по-другому.

Повесьте в комнате цветной плакат с алфавитом. Его можно приобрести в книжных магазинах. С его помощью вы стимулируете пассивную память ученика, так как малыш всегда «наталкиваться» взглядом на буквы, подсознательно их. Эта характерность детского восприятия основана на тяге ребенка ко всему цветному: картинкам, рисункам, плакатам, цветам, бабочкам.

Складываем отдельные буквы в слоги вместе с малышами 3-6 лет

Как научить ученика читать Родителям малыша важно понимать, как научить ученика читать, от этого зависит, насколько быстро дошкольник будет разбираться в других предметах. Как только малыш запомнит каждую букву, можно начинать собирать из букв слоги.

Чтобы это процесс не затянулось на долгие месяцы, купите специальную магнитную доску с пластиковыми разноцветными буквами. Самый дешевый способ – изготовить алфавит самостоятельно из картона. Пусть буквы, называемые согласные звуки будут разноцветными, а гласные - одного цвета (синего, красного или зеленого).

Важно: ребенку будет проще учиться, если урок с малышом будет проходить в виде игры. А это обозначает, что мы будем учиться играя. Строим из 6-7 согласных букв столбик, берем для составления слогов букву «а». Этот столбик будет особенным «лифтом», а буква «а» – «кабинкой». Начинаем веселое «катание буквы». Поставьте «а» возле самой верхней согласной, озвучьте слог, пусть ваш ребенок повторит его. Затем «кабина» едет ниже. Так поочередно проговаривайте каждый слог.

Отведите на игру столько времени, сколько будет занимательно ученику. Потом оставьте игру на день-два и достаньте снова. Такая форма обучения не надоест малышу, поэтому малыш будет читать новые и новые слоги с внимательно.

После того, как ваш сын или дочь смогут самостоятельно прочитать прямые слоги, можно перешагивать к обратным слогам. Теперь буква «а» будет «путешествовать» перед согласными, образуя слоги «аб», «ав», «аг», «ад» и т.д. Пусть «а» будет в вашей игре «лодочкой», а согласные – «пристанями». При помощи данного «звукового кораблика» малыш обучиться читать обратные слоги.

Читаем по складам и осознаем первые слова - онлайн тренажеры для детей

Как научить малыша читать через пару месяцев регулярных занятий ребенок сможет читать по слогам в тексте или книжке, специально адаптированной для малышей. После того как малыш научился воспроизводить слоги, можно переходить к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит из двух букв: «ра-бо-та»,«по-го-да»,«ма-ма»,«ка-ша»,. Далее можно перейти к более длинным слогам: «до-мик», «мыш-ка» «чаш-ка», и тому подобных.

Таким образом, вы не только обучите ученика уверенно читать до 5 лет, но и добьетесь того, что малыш полюбит сам процесс чтения. Безусловно, приобретенный навык нужно будет поддерживать, стараясь регулярно заниматься с.

Довольно часто родители жалуются, что чадо, а он никак не может усвоить, как читать слог. И тут следует понять, что обучение чтению, это тренировка памяти. Чтобы ребенку понять навсегда новое, ему это надо проиграть около 600 раз. Дошкольник просто запоминает (а не понимает), как читаются буквы, говорятся слоги, слова и предложения. Поэтому, Если хотите, научить малыша чтению окружите его кубиками и магнитиками, карточками и так далее с изображением букв. Чем чаще ученик будет видеть встречаться с буквами, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.

Как запомнить буквы русского алфавита - эффективные методики для детей и взрослых

Когда дошкольник выучит буквы, можно перейти к обучению чтению. подготовленность к обучению можно определить, предложив ребенку собрать из букв какое-нибудь слово, например, «мяч» или «кукла», показав, как это слово пишется на бумаге. Если дошкольник может собирать слова из букв по образцам, значит к обучению чтению он готов.

Обучать чтению ученика дошкольника легче по букварю, или по детским книжкам с крупным текстом. Сначала читает и водит своим указкой по тексту, чтобы малыш видел, что читает взрослый. Так читать ребенку можно от месяца до трех, минут по 10-15 в день. Затем можно читать двигая по тексту его руку. На это занятие можно потратить от недели до месяца. И только после этого, приступаем к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить малыша. Когда малыш научится читать простые, можно приступать к словам, также сначала прочитав ему слово вслух, а затем попросить ученика повторить. Не торопясь и не торопя ребенка можно с удовольствием обучить чтению малыша, который учиться чтению не хочет.

Статья была посвящена теме "Буквы и слоги" .

В современном мире родителям приходится сталкиваться с необходимостью учить ребенка чтению в домашних условиях. Далеко не всегда в детском саду дети могут научиться этому. Коллективные занятия не всегда усваиваются малышом в полной мере. Дополнительные занятия с педагогами стоят довольно дорого, не все могут себе их позволить. Поэтому родители стараются сделать это дома.


Последствия раннего чтения и этапы развития

Сейчас многие стремятся начать развивать и обучать своих детей как можно раньше. Однако такой подход может оказаться не только бесполезным, но и вредным для здоровья ребенка. Итоги раннего начала обучения могут сказаться совсем не сразу. Они могут проявиться спустя несколько лет и выявиться в совсем неожидаемой форме: заикание , тики, навязчивые движения, неврозы.

Для того, чтобы понять, почему бывают такие последствия, необходимо знать об основных этапах развития и формирования ребенка.

  • С самого начала беременности и до достижения крохой 3 лет формируется основа для его будущего физического и психического здоровья. В это время активно формируется эмоциональная сфера, а также в ускоренном темпе развивается тело ребенка и его познавательные интересы.
  • В период с трехлетнего возраста и до 5-8 лет идет активное развитие органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовых рецепторов. До 5-6 лет укрепляется цилиарная мышца глаза, которая отвечает за остроту зрения. Именно поэтому, врачи офтальмологи не рекомендуют давать больших нагрузок на глаза в этот период, это опасно развитием близорукости .
  • В возрасте от 7 до 15 лет активно развивается сознательная психика ребенка.


Не следует спешить в обучении ребенка чтению

Для того чтобы избежать негативных результатов раннего обучения, необходимо учитывать все эти факторы.

Предварительная подготовка

Начинать подготавливать ребенка к чтению необходимо задолго до процесса обучения. Нужно активно развивать фонематический слух ребенка и чувство ритма. Это важные составляющие для успешного обучения чтению.

Чувство ритма

Начинать развивать чувство ритма можно еще во время беременности. Пойте колыбельные крохе, который находится еще в утробе, этим будущая мама поспособствует развитию у него чувства ритма. Малыш запомнит их ритмический рисунок и, родившись, намного быстрее будет успокаиваться под звуки, которые уже слышал. Можно не только напевать колыбельные, но и рассказывать стихи, поглаживать живот, соблюдая ритм исполнения.


Пение песен для малыша находящегося еще в утробе, в будущем, улучшит его развитие

В грудничковом и раннем возрасте ребенку можно читать потешки, прибаутки. Во время чтения похлопывайте его, поглаживайте, хлопайте маленькими ладошками, подкидывайте на коленях, топайте ножками в заданном темпе. Такие простые игры с малышом будут отлично способствовать развитию у него чувства ритма. Также можно использовать небольшие песенки-попевки, совмещать их с массажем. Начиная с 4 месяцев, вы можете совмещать песенки с ритмичными движениями. В качестве примера можно использовать песенку «Мы качались на качелях. Качь, качь, качь, качь!». Совмещайте напевание песенки и покачивание ребенка в заданном темпе. Учите кроху танцевать, двигаться под непохожие друг на друга мелодии – вальс, польку, марш.

Используйте «звучащие жесты» тела: хлопки, звонкое и тихое пошлепывание по телу, топанье, щелканье пальцами не только в воздухе, но и по телу. Учите ребенка стучать различными предметами: ложками, кубиками, игрушками. Когда он сможет ходить самостоятельно можно начинать ритмическую гимнастику.


Развивайте чувство ритма с помощью речи. Прохлопывайте и протопывайте слова, стихотворения, песенки, потешки в ритме чтения. Длинные слоги будут редкими хлопками, короткие слоги – частыми. Используйте плавность движения рук. Учите воспроизводить ритмический рисунок, который вы изобразили. Используйте простейшие музыкальные инструменты: погремушки, маракасы, колокольчики, барабан, ложки, металлофон, металлический треугольник.

Все эти простые игры не только будут интересными и веселыми для ребенка, но и отлично помогут в развитии чувства ритма.


Фонематический слух

С помощью фонематического слуха, или речевого, мы отличаем и распознаем звуки, воспринимаем их поочередность в слове, понимаем смысл произнесенного, отличаем слова, которые похожи по звуковому составу. Если он не развит в достаточной мере, то у малыша будут возникать проблемы в произношении звуков, в речевом развитии, в умении строить связные рассказы, будут не развиты навыки грамотного письма и чтения.

Начинать развивать речевой слух у крохи можно с момента его появления на свет. Разговаривайте с ним, произносите звуки, которые произносит он и которых он еще не умеет произносить. Пойте ему песенки для детей и колыбельные, читайте стихи, потешки.


Разговоры с грудничком, пение ему песен, чтение сказок, стишков, формирует речевой слух у малыша

Периодом, имеющим очень большое значение в развитии речевого слуха, является возраст от полугода до двух лет. Но окончательное его формирование заканчивается к 7 годам, когда речь ребенка становится похожа на речь взрослого человека.

Полезные занятия в период от 6 месяцев до 2 лет:

  • Когда малыш станет постарше, можно предложить ему «послушать тишину», закрыв глаза. Пусть он потом расскажет вам о тех звуках, которые были им услышаны (тиканье, капание воды, шум от соседей), а потом сравните их с теми звуками, которые были услышаны вами.
  • Предложите ребенку найти звук. Для этого спрячьте любую, издающую звук вещь и пусть он ее найдет. Можно поиграть в «жмурки», завязать глаза и звенеть колокольчиком.
  • Покажите, как звучат разные предметы (стук ложки, отбивание мяча об пол, шуршание полиэтилена, шелест бумажных листов, скрип двери, падение на пол чего-нибудь). После этого завяжите ребенку глаза и попросите отгадать, какой предмет издает звук. Поиграйте так с музыкальными инструментами.
  • Сделайте с ребенком игрушки-шумелки. Для этого наполните маленькие баночки разными сыпучими предметами (песок, камни, манка, пшено, фасоль, маленькие металлические предметы). Сделайте по паре каждого вида. Затем попросите малыша закрыть глаза и пошумите. Пусть ребенок найдет пару, баночку с таким же наполнением.


Игры с предметами, издающими звуки, развивают фонематический слух ребенка

В развитии фонематического слуха могут помочь игры для развития чувства ритма:

  • Поиграйте в игру «Громко-тихо». На громкие слова или звучание каких то предметов, договоритесь совершать одно действие, на тихое звучание – другие действия.
  • Найди нужное. Для игры подберите слова с похожими звучаниями (точка-ночка) и соответствующие картинки к ним. Называйте предмет, а ваш кроха должен как можно быстрее найти его на картинке.
  • Попросите ребенка хлопать или топать только тогда, когда вы называете предмет правильно. Допускайте ошибку в произношении, заменяйте первую букву: грилавок, дрилавок, трилавок, прилавок, шрилавок…
  • Пусть малыш найдет ошибки: Мы зажгли овечку (свечку). В речке плавал дом (сом).
  • Договоритесь о произношении только одинаковых слогов, а если вы допускаете ошибку, то ребенок говорит «стоп», хлопает или топает. Ра-ра-ра-ра-ра-ба-ра-ра.
  • Для развития фонематического слуха используйте звукоподражания. Попросите сказать, как говорит кошка, собака, как летает муха, комар…
  • «Чей домик». Для игры нарисуйте домики с разным количеством окошек (2, 3, 4, 5, 6, 7). Подберите слова с соответственным количеством звуков (ум, рот, тигр, мышка, сорока, подарок). Объясните, что у каждого слова есть свой домик и для того, чтобы его найти, надо посчитать количество окошек в домике и количество звуков в слове. Для одного звука – одно окошечко.
  • «Сбежавшая буква». Попросите малыша отгадать, какая буква сбежала: _орона, _агон, _оробей, _аренье, _арежка. (Сбежала буква В).

Развивайте фонематический слух с помощью развивающих игр. Во многие из этих игр можно играть не только дома, но и в длинной очереди, на прогулке, во время поездки.


Хорошо, если вы рано научите ребенка делить слова на слоги. Как это сделать, рассказывает учитель Светлана Орочко в следующем видео.

Как понять, готов ли ребенок учиться читать?

  • ребенок строит связные рассказы, не путается, составляя предложения, речь осмысленная и внятная;
  • он выговаривает все звуки, не имеет логопедических проблем;
  • у него все в порядке со слухом;
  • развитие фонематического слуха на должном уровне;
  • имеет ориентиры в пространстве, может показать, где лево-право, верх-низ.
  • интересуется литературой и, может быть, даже просит вас научить его читать.

Если все эти факторы присутствуют, то вы можете начинать обучение чтению.


Выбор методики обучения

Если раньше все пользовались только традиционной методикой, то сейчас их множество. К выбору подходящей программы вам необходимо подойти ответственно, ведь каждая из них имеет не только плюсы, но и свои минусы. Обучение по методу Тюленева , кубики Зайцева, методика обучения Глена Домана и его карточки – все эти модные методики, у которых пока нет долговременных изучений.

Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет читать уже в 3-4 года. Однако это может очень не понравится логопедам, учителям и специалистам по неврологии. У детей, выбор родителей которых упал на заучивание слогов, могут появиться проблемы со звукобуквенным разбором слов. Ученики, обучающиеся нетрадиционным способом, могут иметь трудности с делением слов на слоги, «проглатывать» окончания слов. Переучивание таких детей дается педагогам намного тяжелее, чем обучение с нуля.

Со стороны неврологии могут появиться проблемы с гиперактивностью, повышенной возбудимостью. Социализация ребенка может проходить очень тяжело. Чтение может быть механическим. Ребенок быстро составляет слова из слогов, может отлично прочитывать предложения, но при этом абсолютно не понимает, что он прочитал.


Дети научившиеся рано читать могут иметь проблемы со стороны невролгии

Подробнее о выборе методики смотрите в следующем видео.

Учим буквы

Начинать изучать буквы стоит с гласных «а», «о», «у», «э», «ы», «и». Расскажите ребенку, почему эти буквы называют гласными. Их можно пропеть голосом, согласные пропеть не получится.

После изучения гласных, начинаем учить звонкие согласные – «м», «л», «н». Необходимо, чтобы ребенок фиксировал свое внимание именно на букве, ее графическом написании, а не ассоциирующейся с ней картинке (А- Аист, Б – бегемот).

После тщательного изучения малышом гласных и звонких согласных можно начинать учить глухие согласные («т», «п», и другие) и шипящих «ж», «ш», «ч», «щ».

Запомните, при изучении букв никогда не используйте их название. Ребенку надо запоминать буквы с помощью звуков. Никаких «ЭР», «ДЭ» «ЭМ», и т. п., только «Р», «Д», «М». Малышу еще сложно понять, что если буква называется «ЭМ», то почему в слове МАМА ее так не читают. Он будет читать ЭМАЭМА.


Каждый раз закрепляйте ранее изученный материал. При изучении буквы обязательно вспомните те, которые кроха уже знает.

Проявляйте спокойствие и терпение. Даже взрослым ничего не дается сразу. Поймите, что мир букв для малыша очень сложный. Если сегодня он не может вспомнить букву, которую изучали вчера, то значит надо не ругать его за это, а следует повторить снова, и обязательно вспомнить ее на следующий день. Повторяйте пройденный материал до тех пор, пока ребенок не станет в нем хорошо ориентироваться.


Учимся правильно читать слоги

Начинать учить сложению букв надо практически сразу. После того, как вы выучите гласные и пару согласных, уже можно сливать слоги.

Очень доступно для детей, как образуются слоги из букв, описано в «Букваре» Н. Жуковой .

Веселый мальчик бегает от буквы к букве. Первый звук тянется до тех пор пока не добежит до второго. Вместо веселого мальчика вы можете использовать любую любимую игрушку ребенка. Это может быть кораблик, плывущий из одного порта в порт; медвежонок, путешествующий от одной буквы к другой; машинка, которая переезжает с одной стоянки на другую… Вариантов много, малыш сам может подсказать сюжет.


Начинайте обучение чтению по слогам с сочетания двух гласных: АААУУУ, ОООУУУ. Когда ребенок будет понимать, как соединять звуки, переходите к слогам с сочетанием согласная+гласная (БА, ДА, НО). Изучайте букву и складывайте с ней слоги. Сложнее для ребенка будет складывать слоги с шипящими согласными (ЖУ, ЖА, ЧА). Это будет следующим этапом обучения.

После того, как ребенок усвоит, как складывать открытые слоги (согласная+гласная), переходите к закрытым (гласная + согласная). Можете порадовать малыша, что он научился читать слова (АХ, ОХ, ДА, УЖ).

На начальном этапе обучения чтению слогов просите ребенка пропевать их, так он не будет произносить отдельные звуки. Пропевание поможет вам научить слитно читать слоги. Всегда повторяйте изученное ранее. Можно воспользоваться готовыми видео-уроками или презентациями. Это внесет нотку разнообразия в ваши занятия.


Пример того, как буквы нужно соединять в слоги, смотрите в следующем видео.

Как научить правильно читать по слогам?

После того, как ребенок запомнил все буквы и научился читать слоги приходит время учиться читать по слогам.

Поначалу предлагайте для чтения простые слова: МАМА, РАМА, МЫЛО, БАБА, МИЛА. Следите за произношением ребенка. Научите его читать слова из 3 букв : СЫР, КОТ, ДОМ, РОТ. Позже, переходите к чтению слов с 3 слогами и более: ВОРОНА, СОРОКА, МОЛОКО. Выбирайте для чтения слова, которые обозначают конкретные предметы или действия.

После того, как у малыша будет получаться читать отдельные слова, начинайте читать простые предложения. РО-МА МЫЛ РА-МУ. МА-МА МЫ-ЛА МИ-ЛУ. Я И РО-МА – МО-ЛОД-ЦЫ. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок делал паузы между словами, предложениями, соблюдал ритм и интонационную окраску. В этот период можно объяснить ребенку, что такое знаки препинания и для чего они нужны. Нужно рассказать о вопросительном и восклицательном знаках, чем точка отличается от запятой, что предложение содержит законченную мысль.


Терпение, регулярность и поощрения дадут большие плоды в освоении чтения

Как научить ребенка бегло читать?

Послоговое чтение характерно тем, что на него у детей уходит много времени и сил. Ребенок сначала прочитывает слово по слогам, потом объединяет слоги в слово. Если он читает предложение, то эти процессы происходят с каждым словом из него. Только потом он объединяет слова в предложения и может понять его смысл. В результате, при чтении маленького текста, юный чтец не всегда может выявить его смысл. Целостное восприятие текста отсутствует.

Следующим этапом в обучении будет чтение знакомых простых слов целостно, а вот более сложные слова ребенок будет по-прежнему читать по слогам. В это время он может допускать много ошибок при чтении, потому что начинает угадывать слова, заменять окончания в них. Очень важно не пропустить этот момент. Если вы обратили внимание на большое количество ошибок при чтении, нужно снизить темп. Это делается для того, чтобы частое возвращение к уже прочитанному для исправления ошибок не привело к регрессии движения глаз.

Только пройдя через этот этап, ребенок научиться читать целостно, бегло. При этом увеличивается темп чтения, становятся редкими ошибки.

Для того чтобы ребенок научился бегло читать нужно обратить внимание на:

  • развитие оперативной памяти (информация хранится в памяти то время, которое нужно для выполнения какой-либо задачи, достижения цели);
  • расширение угла зрения;
  • развитие внимания;
  • недопустимость регрессирующих движений глаз;
  • расширение словарного запаса;
  • хорошее развитие артикуляции.


Дайте ребенку время хорошо освоить азы

Очень помогут вам в формировании навыка беглого чтения многократные тренировки в чтении. Не надо заставлять ребенка читать подолгу, пусть он почитает 5 минут и отдыхает. Такие читательские пятиминутки в течение дня можно устроить несколько раз. Неоценимую помощь окажут зрительные диктанты. Они очень хорошо помогают развивать оперативную память. В формировании навыка беглого чтения поможет чтение скороговорок, выразительное чтение.

Для развития оперативной памяти ребенку можно предложить поиграть в следующие игры:

  • Рассматриваем картинку с изображенными на ней предметами в течение 30 сек – 1 мин. Закрываем ее и просим малыша назвать предметы или записать их. По такому же принципу можно расположить на столе несколько предметов (около 10) и дать рассмотреть их. После этого попросите кроху отвернуться и уберите 2 предмета или поменяйте местами их между собой. Попросите ребенка назвать предметы, которые были убраны или рассказать, что изменилось.
  • Может помочь игра «Найди одинаковые карточки». Все карточки перевернуты изображением вниз. Ребенок поочередно открывает по паре карточек и ищет такие же. Победит тот, у кого собранных пар оказалось больше.
  • В течение нескольких секунд предложить рассмотреть картинку, а затем убрав ее, попросить ребенка рассказать как можно подробнее о том, что было изображено.


Для расширения угла зрения у ребенка очень эффективным будет использование таблиц Шульте.


Принцип работы с таблицей заключается в концентрации внимания на центральном числе, при этом необходимо найти все числа по порядку не отводя взгляд от центра

В развитии внимания вам смогут помочь следующие игры:

  • «Найди картинку». Перед играющим раскладывается несколько ярких, красочных картинок. Нужно как можно быстрее показать на ту картинку, которую называет ведущий. Игра пройдет интереснее, если играющих будет 2 или 3. Кто быстрее показал на нужную картинку, тот забирает ее себе.
  • «Зачеркни букву». Ребенку предлагается листок с написанными на нем буквами. В течение нескольких секунд он должен зачеркнуть на листе все буквы, которые сказал взрослый (Например, АПИГПЫЙЬОПАРТААБДРЛТСА – Зачеркни букву А). Время, которое дается на зачеркивание определяется исходя из количества букв на листке.
  • «Хлопни, когда услышишь» Ребенку в быстром темпе говорятся различные слова. Ему необходимо хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово на заданную тему. Темы можно предлагать каждый раз разные: овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, посуда…

Избежать регрессирующих движений глаз помогает чтение с закрытой частью прочитанного текста. Каждое прочитанное слово сразу закрывается линейкой, закладкой или листом бумаги.


Важную информацию для освоения скорочтения ребенком смотрите в следующей передаче.

  • Начинайте обучение чтению только тогда, когда ребенок готов к этому психологически. У всех детей это может произойти в разном возрасте. Некоторые будут готовы учиться к 4 годам, а некоторые только в 6-7 лет.
  • Обучайте только в игровой форме. Воспринимать и усваивать информацию по другому дошкольнику еще очень тяжело. Эффекта от скучных занятий не будет.
  • Не заставляйте. Этим вы можете отбить желание читать.
  • Подавайте пример. Дети всегда подражают родителям.
  • Рассказывайте ребенку о важности умения читать.
  • Ответственно подойдите к выбору методики обучения.
  • Занимайтесь каждый день. Регулярность занятий имеет очень большое значение.
  • Не завышайте требования к ребенку. Действуйте только по его возможностям.
  • Не сравнивайте ребенка ни с кем.
  • Дозируйте предлагаемую информацию.
  • Закрепление изученного очень важно в обучении чтению.
  • Используйте разные способы подачи информации.
  • Проявляйте терпение, доброжелательность и любовь к ребенку.
  • Поощряйте малыша за успехи.
  • Следуйте от простого к сложному.
  • Обучайте ребенка везде, где только позволяют обстоятельства.
  • Читайте ребенку сами. Самостоятельно читать ему пока еще очень тяжело, а любовь к чтению необходимо поддерживать.

Посмотрите видео GuberniaTV, в котором Елена Кондрашина рассказывает о том, как научить ребенка читать.

В обучении чтению могут хорошо помочь и игровые видеоуроки.

Объяснить ребенку дошкольного возраста, как буквы соединяются в слоги, довольно сложно в силу особенностей мышления дошкольника. Поэтому многие педагоги и психологи расходятся во мнении о способах обучения дошколят чтению слога.

В настоящее время существует два основных способа: складывание букв в слоги и запоминание слогов как целых единиц чтения.

Первый способ предполагает побуквенное называние и соединение букв в слог. "Н, О - что получится?" Не рекомендуется спрашивать: "Н и О - что получится?" - это разобьет единство букв и помешает ребенку правильно сложить слог. Современная дошкольная педагогика предлагает использовать при работе в данном варианте разные вспомогательные приемы. Вот некоторые из них.

Взрослый карандашом (указкой) показывает первую букву, затем передвигает карандаш (указку) ко второй букве, соединяет их "дорожкой". При этом тянет первую букву до тех пор, пока ребенок "по дорожке не добежит до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".
- Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы.
- Взрослый держит в руках карточку, где с обеих сторон написаны буквы. Ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, и ребенок читает уже вторую букву.

Цепочка рассуждений при чтении слога с помощью звукобуквенного анализа будет выглядеть следующим образом: "Буква И после согласного обозначает его мягкость, таким образом, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста (трехлетки и четырехлетки), которые способны успешно освоить навыки чтения таким образом. Но для большинства детей такой способ слишком трудный. Часто, несмотря на использование вспомогательных приемов, изложенных выше, формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы: из-за неудач снижается самооценка, появляются отказы от обучения.

Второй способ обучения ребенка-дошкольника чтению слогов приближен к его возрастным возможностям и особенностям и основан на использовании уникальных свойств памяти маленького ребенка. Давайте разберемся, в чем заключается этот способ.

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы увидите, что просто по памяти воспроизводите разные типы слогов, а затем осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звукобуквенном составе слова.

Исходя из этого наблюдения, можно понять, что для ребенка проще научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, т. е. слогов, состоящих из согласной буквы и последующей гласной буквы.

Еще один аргумент в пользу заучивания слога-слияния: наш артикуляционный аппарат (губы, язык, зубы, голосовые связки) формирует слог как одну единицу. Попробуйте понаблюдать за собой, когда произносите слоги. Например, скажите ВА. Вы почувствуете, что ваш артикуляционный аппарат не делает паузы между В и А.

Заучивать слоги согласно данному приему обучения чтению нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: - многократное называние слога взрослым ("Это MA, a это - МУ");
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием ("Найди слог МУ, закрась его. Какой слог ты раскрасил?");
- самостоятельное называние-чтение слога.

Выбор способа обучения ребенка чтению слога - за вами. Попробуйте оба способа, выберите тот, который лучше подходит именно вашему ребенку, или сочетайте в обучении эти способы.

Но в любом случае используйте только игровые ситуации, избегайте назидательности и принуждения. Предлагайте ребенку разные сюжеты игры (магазин, стройка, перевозка грузов и т. п.) с использованием слогов-слияний, написанных на карточках. Варианты таких игр вы найдете в статье "Игры со слогами" .

Другие публикации по теме данной статьи:

Здравствуйте, Евгений!

Возможно, вы просто торопите события, стоит совсем немного подождать и ваш ребенок сам без каких-либо специальных программ и методик сможет легко и быстро складывать слоги в слова.

Способы складывания букв в слоги

На сегодняшний день существуют два основных способа складывания букв в слоги:

  • Этот способ, пожалуй, знаком многим, кто хоть раз учил ребенка читать. При нем предполагается просто называть каждую букву и соединять их в слог. Например, возьмем слог «РА». Можно воспользоваться одним из трех вспомогательных приемов:

Взрослый карандашом, ручкой или указкой показывает малышу первую букву, после чего медленно передвигает указующим предметом ко второй букве, как бы соединяя их «дорожкой». В это же время взрослый тянет, произнося 1-ю букву до тех пор, пока ребенок сам «не добежит» до 2-й буквы. Вторую букву произносите таким образом, чтобы «звуковая дорожка» не разорвалась.

Напишите крупно все буквы алфавита на отдельных карточках. Взрослый держит в одной руке одну букву, ребенок ее читает. Тем временем, пока произносится 1-я буква, издалека взрослый подносит 2-ю букву. Первую резко убирают (она как бы «падает»), а малыш переходит к чтению следующей, показываемой букве.

Сделайте карточки, где на обеих сторонах будут написаны разные буквы. Взрослый держит карточку одной стороной к ребенку. Тот читает букву на ней, после чего взрослый сразу же переворачивает карточку другой стороной и ребенок приступает к чтению второй буквы.

  • Следующий способ основан на возрастных особенностях детей и на использовании свойств их памяти. Детям легче научиться читать, заучивая системы единиц чтения, так называемых слогов-слияний. А именно слогов, которые состоят из согласной буквы и следующей за ней гласной. Даже для артикуляционного аппарата такое заучивание представляется более легким, поскольку губы и язык, зубы и голосовые связки формируют слог в качестве одной единицы, не делая паузы между «Р» и «А», например, а просто и легко произнося «РА». При использовании этого приема слоги нужно просто заучивать как и вы заучивали с ребенком буквы:

По многу раз взрослый называет слоги: МА, МУ, ПА, ПУ и т.д.;

Взрослый дает задание ребенку найти определенный слог и закрасить его;

Дать возможность малышу самому назвать-прочитать слог.

Какой из этих двух способов выбрать, решать вам. Можно испытать и тот и другой, чтобы понять, какой наилучшим образом подходим именно для вашего ребенка. Можно также и сочетать оба этих способа. Чтобы процесс обучения проходил легче и быстрее, используйте игровые ситуации - играйте в стройку или перевозку грузов, магазин или аптеку. И в этих играх применяйте уже готовые карточки со слогами или просто с буквами. Старайтесь при этом не ругать малыша, не принуждать и не читать нотации. Тогда обучение будет в радость.

В сети Интернет, конечно же, существует немало методик и просто игр, при помощи которых можно легко научить малыша читать. Например, можете посмотреть "Веселые уроки"

Часто родители спрашивают: «Когда необходимо учить малыша читать, сколько времени понадобится для успешной подготовки к школе?». Существует множество методик по обучению детей чтению. По одним учить читать предлагается 1,5-2 лет, по другим - непосредственно за год до школы. Какой компромисс выбрать?

Когда надо начинать учить ребенка чтению?

Затронем немного аспект развития малышей. У детей дошкольного возраста еще не сформировано произвольное внимание, ребенок часто отвлекается на малейшие внешние раздражители. Только к шести годам малыш учится управлять вниманием самостоятельно. Поэтому занятие у дошкольников должно длиться не более 15 минут, в противном случае малыш устанет, начнет отвлекаться и потеряет интерес к чтению.

У детей дошкольного возраста хорошо развито наглядно-образное мышление, иначе говоря: «Что вижу - то понимаю». Это значит, что ребенок усваивает объяснение материала только в том случае, когда оно сопровождается иллюстрированием. Под иллюстрированием понимают не только картинки с буквами, но и анимацию, рисование, конструирование и прочие виды деятельности. Для формирования правильного произношения ребенок должен видеть и слышать, как произносится звук.

Прежде чем начать обучение чтению, необходимо ответить на вопросы:

  • как разговаривает ребенок: предложениями или отдельными словами;
  • насколько правильно малыш произносит отдельные слова;
  • какие звуки ребенок не выговаривает;
  • правильно ли выполняет малыш простые инструкции.

Если малыш плохо разговаривает, не выговаривает отдельные звуки или имеет какие-либо еще логопедические проблемы, не умеет выполнять то, что попросила мама, торопиться с обучением чтению не рекомендуется. Такого ребенка очень трудно научить читать, неудачи в процессе обучения могут отбить желание учиться. Изначально рекомендуется решить с логопедом речевые проблемы, а затем приступать к обучению чтению.

Малыш озлобится, в дальнейшем перестанет учиться в школе. Процесс обучения необходимо организовывать по взаимному желанию в игровой форме. Одни дети с удовольствием учатся читать по книжке, других можно научить только в игровой форме. Подбор правильной методики обучения чтению - залог быстрого и успешного усвоения материала.

Оптимальным возрастом для обучения чтению является период от 3 до 7 лет в зависимости от развития малыша. Многие дети до 5 лет не понимают смысла прочитанного, поэтому быстро теряют интерес к учению. К началу обучения чтению ребенок должен уметь объяснять свои мысли, рассказать, что видит на картинке, выполнять простые инструкции. Он должен желать учиться без указки родителей.

Как научить ребенка читать по слогам?

Для обучения чтению рекомендуется приобрести пособие Н.С. Жуковой «Букварь», в котором сочетается оригинальная методика автора по обучению чтению с логопедическим компонентом. Почему именно он? Во-первых, по структуре и иллюстрациям пособие отличается от школьных аналогов. Во-вторых, в книге доступно объясняется на начальных этапах, как соединять буквы в слоги. Богатый иллюстративный материал и дополнительные задания внизу страницы помогут закрепить выученный материал.

Сначала учат читать гласные А, О, У, Э, Ы, затем согласные. Согласные необходимо произносить как звуки М, Л, Б, а не как буквы эМ, эЛ, Бэ. Если это правило нарушить, ребенку трудно будет сопоставить звук-буква, он так и будет читать: эМА-эМА. Переучить будет очень сложно.

Перед изучением новой буквы обязательно необходимо повторять пройденный ранее материал. Для этого подбираются для чтения слова, где присутствуют выученные буквы и слоги. Это способствует запоминанию и закреплению материала.

Нельзя учить читать ребенка по слогам, если он не знает букв, из которых состоит слог. Для составления слогов малышу нужно знать основные гласные: А, О, У, Э, Ы. Ребенок должен понимать, как формируется слог. В пособии Н.С. Жуковой данный материал качественно проиллюстрирован. Рассматриваем картинку на странице 14:

- Какая первая буква? - спрашивает мама.

М,- отвечает малыш.

К какой букве бежит М?

К букве А.

Вот и получается: М-м-м-А. Пока буква М бежит к А нельзя останавливаться: они произносятся слитно друг возле друга.

Когда малыш выучит 2-3 таких сочетания, он уже будет понимать принцип построения слогов и дальнейшие звуки начнет складывать самостоятельно. Такая методика позволяет на лету складывать слоги и перейти на поздних этапах к беглому чтению. Сложные слоги, которые состоят из трех и более букв, учат тогда, когда малыш без затруднений составляет и произносит слоги из двух букв.

Не рекомендуется в процессе обучения чтению по слогам произносить каждую букву по отдельности, например, М и А будет МА. В этом случае период чтения по слогам значительно затянется. Лучше произносить нараспев: М-м-м-А, такой способ чтения способствует зрительному запоминанию слогов и более быстрому переходу на чтение по словам.

При чтении слов следует обращать внимание на две вещи. Первое: ребенок должен плавно соединять слоги в слове. Второе: делать паузы между словами и понимать прочитанное. Рассмотрим на примере: откроем страницу 33 пособия Н.С.Жуковой.

Перед нами предложение: «У На-ты но-ты». Читаем нараспев: «У [пауза] С-с-с-А-а-а-Ш-и [пауза] У-у-Ш-и». Задаем вопросы: «О чем ты прочитал?», «Что у Саши?», «У кого уши?». Подобные вопросы способствуют пониманию прочитанного текста. Если малыш затрудняется сразу ответить на вопрос, его просят найти ответ в предложении.

Можно ли быстро научить ребенка чтению?

Научить ребенка быстро читать можно только при систематических занятиях. Заниматься с малышом рекомендуется в одно и тоже время. Длительность занятий составляет 10-15 минут. Когда малыш научится составлять слоги, занятия постепенно увеличивают до 30 минут.

Занятия чтением необходимо сочетать с другими видами деятельности. Ребенку предлагают раскрасить выученную букву и прописать печатный вариант. Таким образом, у малыша не только работает запоминание, но и развиваются мелкие мышцы руки, что способствует более быстрому обучению письму. Картинка должна быть крупной, иллюстрация не должна отвлекать от буквы, содержать возможность обвести букву по пунктиру и прописать ее в строке.

Также можно закреплять выученный материал с помощью кубиков с буквами. Для этой цели оптимально подойдут «Умные кубики» с тренажером для письма. Малыш не только будет механически соединять буквы в слоги, произносить полученные сочетания, составлять слова и предложения, но и обводить контуры каждой буквы в трафарете.

Как научить ребенка читать бегло?

На первом этапе взрослый читает первое предложение, предлагает ребенку за ним повторить. Далее читают 3-4 предложения, малыш повторяет. В процессе чтения необходимо корректировать интонацию, расстановку логических пауз, исправлять ошибки в словах.

Далее берется текст, в котором некоторые слова заменены картинками. Ребенок читает предложения, подставляя слова по картинке. Когда с такого рода текстами малыш легко справляется, предлагают тексты с пропущенными словами без картинок. Пропущенные слова должны быть такими, чтобы они легко узнавались по смыслу. Ребенок должен интуитивно подставить недостающее слово.

Особое внимание следует уделять чтению слов с предлогами. Слова с предлогами должны читаться слитно. Для тренировки можно подбирать печатные тексты, в которых убирать предлоги. Ребенок учится подставлять их по смыслу, вырабатывается беглое чтение.









2024 © rukaraoke.ru.