Как узбеки относятся к своим женам. Обычаи и традиции узбекистана. Приветствие друг друга


– колоритная страна с особым восточным колоритом и богатейшей историей. Узбекский этнос принадлежит к древнейшим на планете и является самым многочисленным в Средней Азии.

Многие особенности поведения узбеков в обществе и семье определяют мусульманские правила. Доминирующая в стране религия служит определяющей в бытовых, мировоззренческих и многих других вопросах, а также в политике и искусстве. Так, обязательны ежедневный пятиразовый «намаз», строгость поста в священный месяц Рамадан, а также существует запрет на спиртное, сигареты и пищу до захода солнца.

Обряды, проводящиеся при рождении и воспитании детей, бракосочетании и даже приготовлении пищи, являются по сути переплетением обычаев ислама и магических древних ритуалов. При учёте всего этого узбеки не являются религиозными фанатиками, в их жизни есть место светской стороне и всяческой веротерпимости.

В семье выстроена довольно жёсткая иерархия взаимоотношений. Младшие безусловно подчиняются главе семьи и старшим по возрасту. Женщине отведена сильная позиция как матери и жене хозяина дома и слабая как подчиненной мужа и его отца (либо матери).

В давние времена подходящим для вступления в брак возрастом для женщин являлись 13-14 лет, но в современном обществе предпочтение отдаётся европейской добровольности в этом вопросе. Однако даже сегодня ранние браки случаются довольно часто. Детей в любой семье полагается всячески любить и лелеять.

Своеобразной традиционной общественной формой является в Узбекистан е так называемая «махалля», представляющая собой соседскую общину, включающую близких соседей и родных, объединённая правилами взаимопомощи. Иногда в такую общину входит вся деревня или другой населённый пункт.

Незыблемой традицией узбеков остаются чёткие правила гостеприимства. Уметь хорошо принять гостя чрезвычайно важно в местном обществе. Обычно семья встречает уважаемого гостя прямоу дверей, обязательно приветствуют всех, а также расспрашивают о новостях в жизни. Стол для трапезы («дастархан») обычно ставят либо в центральном зале, либо в тени во дворе (благо, тёплый климат это позволяет).

Принятие пищи открывает и завершает чаепитие. Количество чая служит и определяющей степени желанности гостя. Дорогому, долгожданному гостю положено наливать как можно меньше, чтобы он почаще обращался к хозяевам за добавкой, это признак уважительного отношения к дому. Нежеланный гость получит наполненную до конца чашку.

Общение узбеков отличается простотой и демократичностью. Излюбленное место для разговоров о важном и преходящем -чайхана. Здесь можно провести и деловые переговоры, и обсудить чьи-то личные проблемы.

Население

Численность населения Узбекистан а на сегодняшний день превысила 28,5 миллиона жителей. Порядка 80 % из них составляет узбекская национальность, относящаяся к памиро-ферганской расе с прибавлением тюркской и монгольской крови. Среди национальных меньшинств первое место по численности занимает русское население (около 5,5%).

Кроме того, в Узбекистан е можно найти таджиков (их 5%), казахов (их 3%), а также каракалпаков (2,5%), татар (1,5%) и представителей прочих народностей. В среднем жизнь жителя Узбекистан а продолжается 64 года. Около 42% населения страны урбанизировано.

Язык

Официальным языком страны является узбекский, на котором изъясняются почти все (порядка90% населения). Внутри узбекского языка сильно распространение говоров и диалектов (карлукского, кыпчакского, огузского и других). Русский язык регулярно использует 5% населения, гораздо шире он применяется в городах. К тому же, это язык межнационального общения.

В таких городах, как Самарканд и Бухара живут в больших количествах выходцы из Таджикистана, поэтому и таджикскую речь здесь можно услышать весьма часто. Туристическая и торговая сфера всё активнее использует английский.

Религия

Несмотря на то, что официально Узбекистан – это светское государство, порядка 90 % населения является мусульманами-суннитами. Кроме них, в стране живут исповедующие православное христианство (9%), буддизм и прочие конфессии.

Правила поведения

Если от хозяев поступило приглашение на ужин, отказаться будет невежливо. Приходить лучше с сувенирами и сладостями детям, опаздывать неприлично. Входя в дом, не надо забывать снимать обувь.

Стоит помнить, что приём гостей для узбеков подобен некой важной театральной церемонии, где все хотят всем максимально угодить. Вежливость в этом процессе требуется от гостя в обязательном порядке.

Наиболее почетные места за столом – те, что расположены подальше от входной двери. Женщинам традиционно не положено садиться за стол к мужчинам, но в городах про такое условие уже мало кто помнит. За столом не восхищаются красивыми женщинами и вообще не обращают на них пристального внимания. Уместно будет спросить о делах и здоровье семьи.

Приступая к трапезе, стоит помнить, что жир в узбекские блюда кладут обильно, поэтому нужно стараться пить побольше зеленого чая, чтобы не возникло проблем пищеварительного характера. Внимательно надо отнестись к горячим лепёшкам, которые кладут на стол. Их нельзя переворачивать и ронять на землю, это очень плохая примета.

Чаепитие узбеков зачастую сопровождается сложными ритуалами. Лучший способ не опростоволоситься – повторять действия за присутствующими.

Здороваются за руку с каждым, даже с незнакомцами (однако, не с женщинами). Одновременно полагается поинтересоваться здоровьем и подобным. Женщин и тех, кто сидит слишком далеко, принято приветствовать, прикладывая правую руку к сердцу и вежливо кланяясь.

В стилях одежды ограничений нет, но приходить в культовые места не стоит в коротком или слишком открытом. А в повседневном гардеробе стоит воздержаться от шорт, особенно если это сельская местность с её более консервативными взглядами.

Национальные узбекские праздники

Январь - Курбан-Байрам (дата плавающая);

Март-апрель - День рождения пророка (дата плавающая);

Октябрь-ноябрь - Рамадан-Байрам (окончание Рамадана);

ТАШКЕНТ, 1 июн — Sputnik. Эксперты Центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" узнали, что граждане Узбекистана думают о понятиях "репродуктивное здоровье" и "репродуктивное право", как относятся к планированию семьи и сколько хотят иметь детей.

Дети традиционно остаются наивысшей ценностью семьи. Эту точку зрения поддерживают 77,8 процента узбекистанцев. Количество многодетных семей в целом снижается, однако в каждой седьмой семье — четверо детей, в каждой десятой — пятеро и более. Всего же за прошлый год в республике родились 726,8 тысячи детей.

Тем не менее среди молодежи до 30 лет наиболее популярно мнение, что лучше всего иметь двоих детей. Люди старше 30 считают, что детей должно быть трое.

24,3 процента горожан хотели бы иметь двоих детей, 32,2 процента — троих, 31 процент — четверых. Среди сельских жителей эти показатели составляют 23,5 процента, 37,8 процента и 23,3 процента соответственно, пишет Nuz.uz.

Мнение о том, в каком возрасте женщине следует рожать первого ребенка, колеблется. Небольшая часть опрошенных высказывается за 18-19 лет, однако в целом узбекистанцы выступают за более поздние сроки. По 25 процентов отдают предпочтение 20-25 и 23-25 годам. Почти треть граждан считает идеальным возрастом 22 года. Статистика показывает, что возраст впервые рожающих женщин в Узбекистане стабильно растет.

К интересным результатам привел вопрос о необходимости соблюдения между родами интервала не менее трех лет. В целом эту точку зрения поддерживает половина граждан страны. Однако мнения жителей разных регионов сильно расходятся. О сохранении репродуктивного здоровья женщин заботятся в Андижанской области (72,3 процента респондентов), в Бухарской (71,2 процента) и Самаркандской (66,9 процента).

Зато в Кашкадарьинской области необходимость интервала между родами понимает только 39,2 процента населения. Еще меньше эта цифра в столице: на вопрос положительно ответили только 36 процентов ташкентцев.

Социологи также выяснили, сколько узбекистанцев знакомо с термином "репродуктивное здоровье" — полное физическое, психическое и социальное благополучие, характеризующее способность людей к рождению здоровых детей, гарантию безопасности беременности, родов, выживание и здоровье ребенка, благополучие матери, возможность планирования следующих беременностей, в том числе предупреждение нежелательной.

Как оказалось, это понятие известно 36,5 процента опрошенных, что существенно меньше, чем в прошлом году. Особенно низкий показатель у 18-19-летней молодежи.

Была изучена и осведомленность населения о репродуктивном праве — праве мужчин и женщин на получение информации и доступа к безопасным, эффективным, недорогим способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасную беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка. Главным образом, это право решать, иметь или не иметь ребенка.

51,6 процента респондентов охарактеризовали репродуктивное право как право планирования рождения детей, более трети назвало право на получение должного медицинского обслуживания и планирование деторождения. Социологи отметили, что число людей, одобряющих предохранение от нежелательной беременности, продолжает расти. При этом 48,7 процента высказываются против искусственного прерывания беременности.

По итогам опроса специалисты "Ижтимоий фикр" рекомендовали повысить качество правового и медицинского просвещения граждан, особенно среди молодых людей.

Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в , чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Если вы безумно влюблены в мужчину узбека и согласны на все, чтобы быть с ним вместе, вам однозначно стоит прочитать эту статью, написанную русской женщиной, вышедшей замуж за узбека 6 лет назад, специально для сайта сайт.

Об Узбекистане

Узбекистан расположен в самом сердце Средней Азии, и именно через него когда-то проходил Великий шелковый путь. Обычно россияне и жители других стран представляют нашу страну как очень отсталое государство, в котором жители ездят на ишаках, носят только национальные одежды и живут в глиняных домиках.

И нередко приехавшие в страну удивляются, что здесь все по-другому, правда, это касается преимущественно Ташкента и Ташкентской области. Действительно, столичный регион совсем другой, гораздо более современный и терпимый, например, к шортикам и топикам, которые любят носить девушки.

Что касается областей – там вообще девушки одни на улицу редко выходят, без сопровождения родственников-мужчин, не говоря уже об открытой одежде. Вообще лиц европейских национальностей становится все меньше – многие уезжают на ПМЖ в Россию, Казахстан, США и т.д., так что коренное население заметно преобладает.

Что касается национального состава страны – более 80% жителей составляют узбеки, затем идут русские, таджики, казахи, каракалпаки, татары, корейцы, киргизы и пр., но сразу скажу – русских за пределами Ташкентской области можно по пальцам пересчитать, там живут в основном коренные узбеки, а если случайно встретятся представители других национальностей, они обычно говорят на государственном языке как на родном.

Теперь о климате. Действительно, погода и климат в Узбекистане благодатные, правда, летом очень жарко, но достаточно сухо (низкая влажность), так что 40 градусов мало кого пугают. Осень и весна прекрасны – осень теплая, до самого декабря можно одевать легкую ветровку, дожди редко бывают холодными и продолжительными.

Весна – самое восхитительное время года, она начинается в конце февраля и уже в середине мая переходит в лето. Все цветет, благоухает, легкий ветерок, ласковое солнышко, дожди бывают редко и очень теплые, ласковые. Но самая красивая весна в горах! Отроги Тянь-Шаньского хребта великолепны – туда каждое лето на выходные выбираются отдохнуть многие жители столичного региона, а весной там цветут маки, тюльпаны, да и сами горы напоминают Швейцарию.

О Ташкенте

Если вы познакомились с мужчиной узбеком, и он вас очаровал с первого взгляда (кстати, у современных образованных парней отлично получается охмурять россиянок), стоит для начала узнать, где он родился и вырос. Обычно с парнями из областей лучше не связываться – там слишком силен восточный менталитет, который рано или поздно даст о себе знать, даже если молодой человек очень европеизирован и легко общается на русском языке.

В то же время ташкентские мужчины считаются более скупыми, расчетливыми, хотя везде есть исключения.

Тем не менее, жизнь в столице, пусть даже Узбекистана – наиболее приемлемый вариант для девушки-россиянки, решившей связать свою жизнь с узбеком. Дело в том, что жизнь в Узбекистане и жизнь в Ташкенте – это две разные вещи. В столице вы встретите достаточно много представителей нацменьшинств, в том числе русских, здесь есть парки, театры, выставочные залы и галереи, да и развлечений, по сравнению с регионами, в разы больше.

Кроме того, в самом Ташкенте очень многие узбеки владеют русским языком, так что проблем с общением быть не должно. Более того, некоторые семьи настолько современны, что даже государственный язык используют в общении реже, чем русский.

Кстати, интересный момент – если на базаре вы, покупая продукты, обращаетесь на узбекском, да ещё мастерски торгуетесь, вас ждет более низкая цена, так что выучить язык, хотя бы для общения на бытовом уровне, очень желательно, тем более что он гораздо легче русского.

О мужчинах-узбеках

Если вы решили выйти замуж в Узбекистан, не торопитесь и как следует узнайте своего избранника. Конечно, все мужчины в период ухаживания становятся принцами на белых конях, однако розовые очки лучше снять до вступления в брак.

Давайте познакомимся с теми типами узбекских мужчин, которые можно выделить:

1. Самый неудачный вариант – парень приехал в Россию на заработки, сам он из какого-нибудь Янгиарыка где-нибудь в Кашкадарьинской области, работящий, веселый и добрый, но плохо знает русский, не имеет образования, а прибыл он сюда, потому что дома его ждут мать, отец, 5-6 братишек-сестренок, которых надо женить-выдавать замуж, а это все деньги.

Вполне возможно, что этот наивный товарищ пустится во все тяжкие, поскольку там, где он живет, и слыхом не слыхивали о тех возможностях и искушениях, которые в России встречаются на каждом шагу. От такого бежим, и подальше. Примеры таких историй есть, увы, и на нашем форуме.

2. Бывает, что мужчина приезжает на заработки, уже умея что-то делать, более-менее грамотный и образованный, также работящий и без вредных привычек. Он может очаровать вас своей домовитостью, хозяйственностью, мужественностью, а ещё многие восточные мужчины очень трепетно относятся к детям, и, возможно, вы даже захотите от него ребенка.

Однако стоит помнить всегда одно «но» — рано или поздно он захочет вернуться на родину, или даже не захочет, но заставят обстоятельства (родители болеют, свадьба сестренки). А если уедет – никто не гарантирует, что вернется.

3. Этот вариант похож на предыдущий: он может очаровать вас своей мужественностью, надежностью и стабильностью, но вполне вероятно, что дома этого товарища ждут-не-дождутся жена и 3-4 детей, которых он содержит. И очень редко, точнее, почти никогда мужчины-узбеки не бросают жену – им гораздо удобнее совмещать.

4. Пожалуй, самый оптимистичный вариант – перспективный молодой человек, современный, независимый, но главное – с такими же современными родителями, желательно переехавшими из Узбекистана на ПМЖ куда-нибудь в Европу… Да-да, бывают и такие мужчины-узбеки, да ещё получившие отличное образование. В таком случае над вами не будет довлеть необходимость строить свою жизнь по указке его родителей, что так часто встречается в самом Узбекистане.

О семейном укладе

Прежде всего, менталитет узбеков таков, что именно жена подстраивается и даже прогибается, причем не только под мужа, но и под его близкую родню: родителей, золовок и деверей. И ваша задача – им понравиться, желательно с первого взгляда. Кстати, нередко невестка играет роль служанки, готовя на всю семью, за всеми стирая, убирая, накрывая на стол, даже при том, что она также работает с утра до вечера.

Менталитет узбеков зачастую не позволяет говорить что-то неприятное прямо в лицо, поэтому свекровь может мило улыбаться и любезничать и тут же хорошенько перемывать вам косточки за спиной. Однако она – непререкаемый авторитет, в том числе для вашего мужа, который в случае конфликта почти всегда встанет на её сторону.

Обычно узбекская семья, пусть даже интернациональная, представляет собой современный домострой – именно женщина отвечает за уют в доме, собственноручно приготовленную еду, воспитание детей. Обязательно к приходу мужа заваривается горячий чай, готовится горячий ужин, жена встречает мужа, обихаживает его, даже при том, что сама также работает. Это Восток [Об особенностях мусульманских жен читайте в . Прим.редакции]

Муж-узбек вполне может сказать вам не одевать открытые блузки или короткие юбки, и это при том, что порой в Ташкенте можно встретить очень откровенно одетых узбечек. Однако женщины здесь тоже не так просты, и хотя номинально глава в семье – мужчина, жена обычно руководит очень многим, в том числе распределением финансов. Однако если раньше восточная жена сидела дома, то сегодня многие жены узбеков работают, и, кстати, свекрови предпочитают невесток, окончивших медицинский или педагогический ВУЗ, чтобы она ещё и пользу семье приносила.

Впрочем, очень многое зависит от характера самого мужа — он может оказаться очень современным и будет позволять вам все, что пожелаете – у меня очень много положительных примеров таких браков (в том числе мой собственный), в которых мужья-узбеки и жены- кореянки, русские или татарки живут в любви и согласии, прекрасно находят общий язык, идут друг другу навстречу и находят компромиcсы.

О воспитании детей

Очень интересно отношение к детям в Узбекистане. Менталитет узбеков таков, что они очень искренне и по-особому любят детей, хотя при этом могут не вкладываться в их развитие и образование. С самого рождения малыши окружены огромной любовью и всеобщим обожанием, с ними нянчатся, носятся, однако при этом уже с года и даже раньше приучают к уважению взрослых, особенно по отношению к отцу.

Кстати, вас могут шокировать такие пережитки, как прикармливание грудного младенца соками уже с 2-3 месяцев, а самое неожиданное – малышу вместо соски могут предложить дать кусочек сала (думба), завернутый в марлечку. Но не пугайтесь, все же последнее слово остается за матерью малыша.

В Узбекистане большинство молодых мам кормят грудью, причем если в столице грудное вскармливание прекращают к 1,5-2 годам, то в областях могут позволять ребенку прикладываться чуть не до 6-7 лет.

Кстати, в традиционных семьях молодой невестке часто помогает с малышом свекровь – она может пойти с ним погулять, покупать, поиграть, пока молодая мамочка делает домашние дела или уходит из дома.

Большой плюс Ташкента, в частности, в том, что устроить ребенка в садик – вообще не проблема, а, скорее, вопрос денег. В сады принимают с двух лет, в группах по 20-30 человек, стоимость государственных садиков – 25-35 долларов в месяц, частных – от 250 и выше.

Ещё один момент – для Узбекистана большая редкость, если в семье меньше трех детей. В областях даже в наши дни женщины рожают по 4-5 детей, но, если честно, по моим наблюдениям, особо в них могут и не вкладываться – ребенок может в 7 лет пойти в школу, не умея читать и писать.

В Ташкенте тенденции другие – здесь женщины выходят замуж чуть позже, но тоже стараются до 25 лет, рожают по 2-3 детей и предпочитают отдавать их в русскоязычные группы и классы, как в более сильные в плане обучения.

О еде

Вы наверняка слышали про культ еды в Узбекистане. И это чистейшая правда. Женщины-узбечки очень много готовят, на все праздники (а их очень много) каждая мать семейства приходит с большим тазиком, в котором покоятся горячие слоеные самсы, беляши, мясные пироги или шашлычки.

Потом это все раскладывается по тарелкам и расставляется по столам, которые в буквальном смысле ломятся от угощений. Именно поэтому каждая невестка после свадьбы почти всегда первые полгода живет со свекровью, показывает свои умения и заодно перенимает опыт, учится готовить то, что любит кушать её муж.

Вас могут испугать следующие моменты:

· почти все первые и вторые блюда очень жирные,

· плов готовится в традиционных семьях только на хлопковом масле (в том числе из экономии),

· используется много животного жира,

· женщины часто и помногу пекут.

Например, когда я вышла замуж, именно свекровь научила меня делать настоящий плов, раскатывать тесто в большой тончайший лист и тянуть уйгурский лагман. Кроме того, если молодая невестка живет недалеко от свекрови, она обязательно угощает родителей мужа приготовленной едой, в основном печеным или вторыми блюдами.

Помните, в любых правилах есть исключения, так что, возможно, именно ваш брак с узбеком будет несколько другим (не таким, как я описала выше). В любом случае желаю всем читательницам сайта, чтобы их семейная жизнь сложилась прекрасно, вне зависимости от национальности вашего избранника.

12 августа 2014

помнится обещала я рассказать о взаимоотношениях между свекровью и невесткой в узбекских семьях... так вот сегодня пост будет об этом... всё попытаюсь объяснить и рассказать на примере своей семьи и учитывая что у нас в семье всё устроенно также как и во всех знакомых мне семьях, могу с уверенностью сказать что такова ситуация на сегодняшний день в большинстве случаев... итак как всё начинается....

Живет себе девочка, растёт и радует родителей.... проходят годы, она взрослеет... и вот начиная примерно с лет 18 к ним в гости приходят свататься.... приходят разные люди: знакомые, не знакомые, знакомые знакомых.... короче разные... но что важно приходят свататься люди примерно из того же социального круга что семья девушки, т.е богатые люди ходят свататься к богатым, средний уровень к средним ну и так далее... хотя бывают и исключения... зачастую по традиции будущие пары знакомятся друг с другом по средством родителей, т.е уже заранее одобренные кандидаты, и очень редко строятся браки когда муж и жена нашли друг друга сами, может учились вместе, или жили рядом, или просто познакомились на улице... но повторяюсь это скорее исключение чем правило...
вот как было это у меня... как то позвонила моей маме знакомая с которой они работали в одном проектном институте (по секрету это была моя будущая свекровь) и сказала что придут свататься.... надо сказать, что только очень воспитанные и интеллигентные люди заранее предупреждают о своём приходе... хотя в узбекских семьях где есть дочка на выданье всегда в гостевой комнате стоит готовый накрытый стол, красиво сервированный и постоянно обновляемый.... и вот пришла моя будущая свекровь со своей сестрой, обычно приходят свататься с самыми близкими родственниками женского пола.... поговорили они, рассказали кто жених, чем занимается, всё : образование, профессия, интересы... и попросили разрешения для встречи молодых... примерно на следующий же день мы с ним встретились... но любви с первого взгляда с моей стороны не произошло.... и я мягко дала понять что ещё слишком молода, всего то первый курс института и не собираюсь замуж ближайшие 2 года.... конечно за такую самодеятельность мне попало дома... но, ответ я уже дала и родители тоже не хотели отдавать меня замуж против моей воли... когда позвонила свекровь и спросила что будет дальше, мама сказала что они пока не будут отдавать дочь за муж, может потом когда нибудь в будущем они ещё встретятся, а пока нет....
вот так я отделалась от своего мужа в первый раз, что могу сказать в своё оправдание: молодая была, глупая думала что где то что то должно ёкнуть, щёлкнуть... и ждала этого.... между тем, продолжали приходить сваты... и конечно это немного напрягает, но что поделаешь такая у нас традиция, что если в доме есть дочь на выданье то любой может попытать счастья и посвататься... конечно не со всеми кандидатами я выходила на встречу, а только с теми кто Очень того стоил)).... и так пробежали 2 года... и опять к нам позвонила моя свекровь и попросила разрешения прийти, и в этот раз она пришла со своей старшей дочерью.... поговорили... решили дать ещё возможность молодым... я опять вышла на встречу с ним... тогда, именно на том свидании я поняла что не встречала больше таких людей как он... его остроумие зашкаливало, он развлекал меня как мог и мы так заболтались что не заметили как пролетело 3 часа... а для первого свидания это неприлично долго.... ну и понятно что я попалась))) все эти события происходили в конце августа, на одном из свиданий он преподнёс мне "подарок" (обычно если подарок девушка принимает то означает что она согласна выйти замуж, если же берет значит она не хочет...) , тогда мой подарок включал в себя золотую цепочку с золотым браслетом, отрез красивой ткани, и букет цветов.... сегодня к примеру отрез заменяют готовым костюмом или платьем,плюс золото в виде браслета (наиболее частый вариант) или кольцо с сережками, букет и большой торт... как уже стало понятно я приняла подарок...в октябре была помолвка - потаха, я уже писала об этом обряде .... и в ноябре свадьба.... об узбекских свадьбах я писала там же.... мой муж единственный мальчик в семье после 2х девочек, и жить мы стали естественно с родителями мужа... если же в семье несколько сыновей то родители остаются жить с младшим из сыновей.... а старшие перебираются в новые дома... у молодых невесток в узбекских семьях Очень много обязанностей.... это и уборка, и готовка, и стирка и глажка.... короче вся женская работа по дому перекладывается с плеч свекрови на плечи невестки... хотя конечно это происходит не сразу а постепенно..... моя свекровь например очень долгое время по возможности готовила сама так как я училась в институте... и вообще она помогала мне как могла во всем.... но стирать, гладить и убираться это без разговоров - обязанность невестки... и это совершено нормально, даже больше того стыдно если невестка не делает что то из всего этого.... и ещё у нас не принято жить в гражданском браке... если честь девушки потеряна до свадьбы это большой позор для всей семьи... и здесь хочу отметить что проанализировав всё своё окружение. всех знакомых, подруг и их семья пришла к выводу что свадьбы которые произошли с подачи родителей, т.е молодые познакомились только после сватовства самые прочные, долговечные и счастливые...
по моему у меня получилось несколько сумбурно, но надеюсь суть ясна... если что то не понятно спрашивайте постараюсь объяснить))

Все начинается с приветствия .
С древних времен у народов Средней Азии сложилась традиция - встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они не являются друзьями и даже в том случае, если между ними враждебные отношения. Отвечать на каждое приветствие считалось признаком хорошего тона.
А кто кого должен был приветствовать первым? Оказывается, лица, едущие на коне, должны были приветствовать идущих пешком, лица, занимающие на социальной лестнице более высокую позицию, должны были первыми приветствовать лиц, стоящих ниже, господа должны были приветствовать своих слуг, а младшие - старших. Ну а если одновременно несколько человек изъявили желание поприветствовать одного человека, то этот человек должен был ответить на их приветствия так, чтобы было отчетливо видно, что его приветствие относится ко всем сразу.
С кем же не следовало здороваться и при каких обстоятельствах? Согласно предписаниям не следовало здороваться, например, в тех случаях, если кто-либо был занят молитвой или чтением Корана, если человек был занят едой или находился в отхожем месте и т.д. И строго-настрого было запрещено отвечать на приветствия и тем более отпускать приветствия невоспитанным, бесчестным и жестоким людям.

Знаменитое узбекское гостеприимство
Восточное гостеприимство - это не просто обычай, это нравственный закон, пришедший к нам из глубины веков.
"Гостеприимство - выше мужества" - так гласила старинная пословица. И это не пустые слова. Отказать гостю в приеме, не посадить его за стол, не угостить или принять его плохо - такое не гостеприимство ложилось тяжким позором не только на семью, но и на весь род. В гостеприимстве нельзя было отказывать даже врагу.
Законы гостеприимства дошли и до наших дней, превратившись в добрую традицию. Узбекские семьи - это, как правило, большие семьи, состоящие из нескольких поколений. Уважение и почитание старших - вот еще одна главная традиция узбекского народа.
Если вы никогда не бывали в гостях в традиционной узбекской семье, то вам желательно ознакомиться с некоторыми правилами поведения.
Итак, вас пригласили в гости. Невежливо будет отказаться от приглашения или прийти с опозданием. Оказавшись на пороге дома, вам необходимо поздороваться с хозяевами и другими гостями. Здороваться за руку можно только с мужчинами, это лучше делать обеими руками или правой рукой, не сжимая ладонь. Во время рукопожатия уместно будет по традиции поинтересоваться здоровьем, спросить, как дела дома и на работе. А вот с женщиной поздороваться за руку будет уместно только в том случае, если она первой протянет вам руку. Обычно с женщинами и другими гостями, которые сидят вдали от вас принято здороваться, прикладывая руку к сердцу, слегка наклонив голову. А еще нельзя открыто восхищаться женской красотой и оказывать ей всяческие знаки внимания.
Идти в гости в узбекскую семью с пустыми руками не принято. По традиции гости приносят в дом сладости и сувениры. Принято снимать обувь при входе в дом. Есть такой старинный обычай, согласно которого женщины не должны сидеть за одним столом с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Но в наше время этот обычай сохранился преимущественно в сельской местности.
Итак, вы уже в гостях. Глава семьи сам проводит вас на отведенное вам место среди других гостей. Самым уважаемым гостям хозяин отводит места за столом в отдалении от входа. Когда все гости в сборе, старейший из присутствующих за столом читает краткую молитву с наилучшими пожеланиями хозяевам гостеприимного дома. Затем по традиции хозяин предлагает гостям испить пиалу чая. И только после того, как все необходимые церемонии соблюдены, гости могут приступить к трапезе.
Теперь немного о том, как следует вести себя за столом. Если во время еды вам нужно взять рукой какой-либо предмет, передать что-то гостю, сидящему рядом с вами, для этих целей используйте только правую руку. Но не следует указательным пальцем правой руки показывать на предметы или людей.

Чаепитие
Традиционно любая трапеза в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием. Чайная церемония занимает особое место в жизни жителей Узбекистана. Заваривать чай и угощать этим изумительным напитком гостей за столом должен в первую очередь хозяин или хозяйка дома. На стол подаются различные сладости и фрукты, а чай заваривают в маленьких чайниках и разливают его в маленькие пиалы. Перед тем, как угощать чаем гостей, хозяин или хозяйка трижды наливает чай в пиалу и выливает ее обратно в чайник. Этот старинный обычай придуман неслучайно - таким образом чай быстро заваривается, разлитая по пиалам заварка будет одинаковой. И не удивляйтесь, если хозяин нальет вам неполную пиалу. Это традиционный элемент гостеприимства. Чем почетнее гость, тем меньше в его пиалу наливают чаю.
Как объясняется столь странный обычай? Все очень просто - гость, отпив чая из своей полупустой пиалы, снова и снова обращается к хозяевам дома за добавкой, и вот именно такие неоднократные обращения с пустой пиалой к хозяевам, рассматриваются как дань уважения к гостеприимному семейству. Кроме того, если пиала наполнена чаем не больше, чем наполовину, ее удобно держать в руке, гость не рискует обжечь горячим чаем пальцы, а хозяева с радостью демонстрируют свое гостеприимство готовностью лишний раз поухаживать за гостем.
Бывают ли случаи, когда гостю наливают полную до краев пиалу чая? В старину так принято было делать в тех исключительных случаях, когда в дом приходил нежелательный гость. Хозяин подавал ему пиалу наполненную до самых краев горячим чаем, таким дипломатическим образом давая гостю понять, что он является персоной нон грата и с ним не хотят общаться. Гость, понимая намек хозяина, выпивал чай и удалялся. Но этот обычай остался далеко в прошлом, в наши дни он уже не соблюдается.
Традиционным местом чаепития в Узбекистане является чайхона (чайхана). Место для чайхоны принято выбирать поближе к воде, под кронами раскидистых тенистых деревьев. Традиционный интерьер чайхоны состоит из низких диванов, которые застилают коврами, и таких же низких столиков. Главное место интерьера отведено очагу, над которым кипятят воду и готовят пищу. Возле очага располагаются чайники. Обстановка чайхоны уютна и своеобразна. Здесь вовсю кипит общественная жизнь, посетители чайхоны не просто пьют чай, принимают пищу и отдыхают, но также делятся между собой последними новостями, обсуждают насущные жизненные проблемы, ведут философские беседы.

Узбекские праздники
Узбекский народ любит и умеет праздновать. Свадьба, юбилей, национальные праздники - любое праздничное мероприятие в Узбекистане проходит весело, гостеприимно при большом количестве гостей с обилием наивкуснейших национальных блюд под звуки национальных инструментов и по традиции с зажигательными танцами.
Главный государственный праздник - День независимости, который торжественно отмечается 1 сентября. Еще два значимых праздника - это День Конституции, отмечается он 8 декабря, и День памяти и почестей, который, как во многих других странах отмечается 9 мая. Одними из самых значимых мусульманских праздников являются Рамазан-хайит и Курбан-хийит. Праздник Рамазан-хайит - это прекрасный праздник духовного и нравственного очищения. По исламским законам этот праздник начинается на 9-й месяц мусульманского года Хиджры после окончания 30-дневного поста. Курбан-хайит - один из самых важных мусульманских праздников. В этот день верующие совершают положенные ритуалы, а затем принимают гостей или сами идут в гости, занимаются благотворительностью.

Асалом, Навруз или с Новым годом!
Слово "Навруз" переводится, как "новый день". Праздник отмечается 21 марта. Именно в это весеннее время года природа окончательно просыпается после зимней спячки, своим обновлением символизируя начало нового года. Навруз - древний праздник, по утверждению историков праздновали его еще 3000 лет назад.
Как же празднуют Навруз в наши дни? Если празднование европейского Нового года начинается в полночь, то Навруз празднуют днем. Как и Новый год, Навруз - праздник семейный, его так же принято справлять в кругу родных и близких. Вслед за основным днем празднования Навруза - 21 марта, следуют еще 13 праздничных дней, когда принято приглашать гостей, а также ходить в гости, навещать родственников, друзей и просто хороших знакомых. В праздничные дни в парках и садах по традиции высаживается большое количество молодых саженцев фруктовых деревьев.
Жители городов и сел Узбекистана готовятся к Наврузу заблаговременно. В каждой махалле (соседская община) проводятся хашары (совместный труд сродни субботнику). Люди, объединенные общей задачей подготовки к празднику, приводят город или село в надлежащий праздничный вид.
И вот наступает долгожданный день 21 марта. Начинается праздничное веселье. В каждой махалле накрываются праздничные столы, в огромных казанах готовится янтарный праздничный плов, музыка, песни, танцы! Вот такое всенародное веселье!

Отведайте сумаляк!
Навруз еще с древних времен считается особым праздником. Поэтому и стол должен быть накрыт по-особому щедро. Есть такая примета - чем богаче будет стол, тем богаче будет весь грядущий год. Праздничное меню имеет огромное значение. В день Навруза главными праздничными блюдами являются плов, шурпа и самса с первой весенней зеленью. Также на столе должны быть разнообразные закуски, сладости и фрукты. Но гвоздь программы в этот день - тарелочка с проросшей пшеницей! Это блюдо обязательно должно стоять на каждом праздничном столе.
Из зерен проросшей пшеницы приготавливается главное праздничное лакомство - сумаляк. Готовят сумаляк по-особому, это настоящий ритуал, участие в котором принимают только женщины. Сумаляк готовится долго, в течение целых суток. Женщины, сменяя друг друга, медленно помешивают в огромном котле проросшие зерна пшеницы, которые, благодаря их стараниям, постепенно превращаются в густую тягучую коричневую массу. Во время этого действа женщины напевают народные песни о весне, о празднике Навруз. Во время помешивания в котле раздаются интересные звуки. Это ударяются друг о друга небольшие камешки или орехи, которые, хорошенько вымытые, специально кладут на дно котла в самом начале приготовления сумаляка. Это нужно для того, чтобы сумаляк не пригорал во время приготовления. Ну, а если такой камешек или орех окажется в вашей пиале с сумаляком - радуйтесь, весь год будет для вас удачным и счастливым!

Купкари
С празднованием Навруза связана любимая в народе древняя национальная игра купкари (улок, бузкаши). Это игра по-настоящему сильных и смелых мужчин. Верхом на лихих скакунах игроки на полном скаку стремятся отобрать друг у друга молодого барашка.
К игре готовятся серьезно и заблаговременно. Нужно продумать все до мелочей. Для начала нужно правильно выбрать коня, который должен быть низкорослым, выносливым и быстрым. Почему именно низкорослым коням отдают предпочтение? Этому есть логическое объяснение - в разгаре этой азартной и захватывающей игры барашек часто выпадает из рук игроков и всаднику приходится свешиваться с коня до самой земли, чтобы вновь подхватить барашка. Следующий момент подготовки к игре - выбор одежды. Участники купкари обычно выбирают для себя стеганный ватный халат и такие же толстые стеганные штаны. Этот выбор обусловлен тем, что во время состязания соперники наносят друг другу удары кнутом, что допускается правилами игры, а ватная одежда является хорошей защитой от ударов.
И вот наступает долгожданный момент игры. Все конники выстраиваются в одну линию и с нетерпением ожидают, когда в центр круга один из уважаемых мужчин бросит барашка. И как только животное оказывается в центре круга, всадники бросаются вперед. Цель игры - вырвать из рук противника барашка и с этим трофеем доскакать до финишной черты, оставив соперников далеко позади. Финишной чертой может служить обыкновенный столб, врытый в землю. Клубы пыли, храп лошадей, накал страстей - это поистине экспрессивное зрелище вызывает бурю эмоций не только у состязающихся между собой игроков, но и у многочисленных зрителей.
Главный приз победителю вручают уважаемые аксакалы. По окончанию игры участников ждет праздничный обед.

Бешик-туйи
И вот радостное и важное событие - появился на свет новый человек! В узбекской семье появление младенца сопровождается древним ритуальным празднеством "Бешик туйи" - "Деревянная колыбель". Этот обряд проводится обычно на седьмой, девятый, одиннадцатый или сороковой день со дня рождения ребенка. В день проведения обряда родственники со стороны жены приносят богато убранную колыбель "бешик" и необходимые принадлежности для ребенка, а также много разных сладостей, традиционные узбекские лепешки и игрушки для малыша, которые заворачивают в скатерть - дастархан. Звуки карная, сурная и бубна оглашают начало совершения обряда. В доме собирается много гостей, которых проводят за праздничный стол, заставленный богатым угощением. И пока гости угощаются, наслаждаются игрой музыкантов, празднуют и веселятся, пожилые женщины в детской комнате совершают обряд первого пеленания младенца и укладывания его в бешик. В завершении церемонии по традиции устраиваются смотрины ребенка. Гости заходят в детскую комнату, любуются малышом и осыпают бешик парвардой, наватом и другими сладостями, согласно обряду это делается для того, чтобы жизнь ребенка была радостной и благополучной.

Хатна-килиш
Малыш подрос. Теперь ему предстоит пройти очень важный для него обряд хатна-килиш или суннат туйи. Это очень древний, освященный исламом, узбекский обряд обрезания. Проводится он у мальчиков в возрасте от трех до девяти лет. В народе этот обряд еще называют "свадьбой". Готовиться к свадьбе родители начинают уже с самого рождения ребенка, родственники и соседи также принимают участие в подготовке свадебных подарков. Перед проведением обряда проводится чтение Корана в присутствии имама из мечети, родственников и почетных старейшин махали. Прочитав суры из корана, старцы благословляют мальчика и дарят ему подарки. После этого накрывается праздничный стол и начинается сам обряд - большая "свадьба". В завершении обряда гости поздравляют мальчика, осыпая его деньгами и сладостями. И вот кульминационный момент - в центр празднования выводят молодого жеребца, украшенного нарядными лентами и богатой сбруей. С пожеланиями вырасти могучим и храбрым джигитом мальчика усаживают на коня. И в завершение ритуала начинается праздник с обильным угощением, музыкой, танцами.

Фатиха-туй
Сын вырос, возмужал, достиг совершеннолетнего возраста - самое время завести свою семью. По традиции родители сами выбирают невесту своему сыну, помогают им в этом свахи. К выбору невесты относятся со всей ответственностью, подробно расспрашивая о ее семье, знакомясь с родственниками девушки. Все! Выбор сделан! Наступает день помолвки - "фатиха-туй" . В этот день в доме просватанной девушки собираются гости, среди которых почтенные старики и председатель махалли. Свахи излагают цель своего визита, после чего проводится обряд "нон синдириш" , в дословном переводе это означает "ломать лепешку". После совершения этого интересного древнего обряда молодые считаются помолвленными, и назначается день свадьбы. Родственники невесты щедро одаривают родных жениха и свах - каждому они вручают дастархан с двумя лепешками и сладостями, а также передают подарки жениху и его родителям. С момента помолвки начинается подготовка к свадьбе.

Ах, эта свадьба!
В жизни узбекского народа свадьба является исключительно важным значимым событием. Отмечают свадьбу особенно торжественно, с обязательным соблюдением целого ряда свадебных обрядов. День свадьбы начинается с плова. В этот день в домах жениха и невесты устраивается свадебный плов, причем плов для дома невесты готовится в доме жениха. Бракосочетание в ЗАГСе происходит после того, как имам мечети прочитает молодым молитву о бракосочетании - "Хутбаи никох" и объявит их мужем и женой перед Богом. Перед началом свадьбы на жениха и невесту надевают свадебную одежду - сарпо. Центральным событием свадьбы является обряд прощания с родителями, который проводится перед тем, как невеста в сопровождении подруг покидает отчий дом и отправляется в дом жениха. Как только невеста переступает порог дома жениха, начинается празднование свадьбы. За праздничным столом собираются многочисленные гости. Количество гостей в двести и даже триста человек на традиционной узбекской свадьбе вполне обычное явление. Празднество проходит весело, ярко, зажигательно. В завершение свадьбы проводится еще один старинный обряд - выкуп невесты, который происходит в специально отведенной для молодых комнате. Жених провожает невесту до дверей комнаты, где ее обычно встречает близкая подруга "янга" . В комнате невеста переодевается и прячется за специальной занавеской "гушангой" . В сопровождении друзей в комнату входит жених, где ему предлагают дать за невесту выкуп. Начинается торг, в результате которого жених символически выкупает невесту у "янги". По завершении этого обряда жених и невеста остаются в комнате одни на всю ночь.
На следующее утро после свадьбы совершается обряд "Келин салом" . Этот обряд означает прием невесты в новую семью. Родители, родственники и друзья жениха собираются во дворе, одаривают невесту подарками и благословляют ее. Невеста в свою очередь приветствует каждого, низко кланяясь. С этого момента начинается семейная жизнь.

Утренний плов
В каких случаях плов готовят утром? Старинный обряд утреннего плова - это не только праздничный, но и поминальный плов, который и в том и в другом случае обслуживается только мужчинами. Приготовление утреннего плова начинается с вечера, с проведения обряда шинкования моркови - "сабзи туграр" . Сам утренний плов готовят к моменту окончания утренней молитвы - "бомдод намози" . Именно участники молитвы становятся первыми, кто отведает свежеприготовленный утренний плов. О начале утреннего плова извещают звуки карнаев и сурнаев. Гости рассаживаются за столами и, совершив обряд пожелания - фотихи, приступают к трапезе. Вначале на стол подаются лепешки и чай, затем плов в больших ляганах, один ляган рассчитан на двух человек. По окончании трапезы вновь совершают обряд фотихи. Почетным гостям по окончании утреннего плова обычно преподносят в подарок национальные мужские халаты - чапаны.

Махалля
Соседская община - махалля - всегда принимает живое участие во всех главных событиях узбекской семьи. Принцип махалли - это самостоятельность и самоуправление с целью взаимопомощи. Обладая огромным тысячелетним опытом ведения дел, узбекская махалля и сегодня является центром семейно-бытовых и религиозных обрядов. Община является хранителем культуры и традиций узбекского народа. Но махалля - это не просто общество взаимопомощи, она также успешно выполняет воспитательные функции. Под непосредственным присмотром всей общины вырастает поколение за поколением. Дети, выросшие в махалле, воспитаны в духе уважения к старшим.

Хашар
В любой махалле существует прекрасная древняя традиция взаимопомощи - хашар. Как говорится, всем миром жители махалли добровольно и бескорыстно помогают друг другу в случае необходимости. Нужно построить дом, благоустроить улицу или район, организовать утренний плов - на помощь всегда приходит хашар.
И в горе и в радости жители махалли стараются держаться вместе. Как правило, никто не отказывается, когда всех оповещают о хашаре. Люди готовятся к этому мероприятию сообща, также сообща и дружно трудятся, успевая за один календарный день выполнить большой объем необходимой работы. А потом также сообща устраивают обед или ужин. Прекрасная восточная традиция!

Узбекская национальная одежда
Самобытные и неповторимые черты имеет узбекская национальная одежда, свидетельствующая о богатых культурных традициях узбекского народа, его образе жизни, обрядах и традициях. Конечно, в городах уже большая часть населения, следуя тенденциям времени, носит европейскую одежду, но в селах еще сохранились основные тенденции традиционной узбекской одежды.
Во все века люди любили одеваться красиво, ведь именно одежда, как нельзя лучше подчеркивает индивидуальность человека. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, а у жителей Ферганской и Ташкентской областей распространена была распашная рубаха - яхтак. Обе эти рубахи шили из хлопчатобумажной ткани. Иногда края ворота рубахи обшивали тесьмой - джияк.
Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Они были самого простого незамысловатого покроя, широкие сверху и сужавшиеся книзу, без пуговиц, прорезей и даже без карманов.
Дополнял мужской костюм халат - чапан. Халаты шили из полосатой материи с вертикальными разрезами на полах, их обшивали плетенной тесьмой. Пуговиц на халате не было, полы халата соединялись двумя завязками, прикрепленными в области груди. В зависимости от времени года халаты были легкие без подкладки, более утепленные с тонкой подкладкой и зимние, утепленные ватой.
Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. В наши дни деталями мужского свадебного костюма также являются расшитый золотом халат - запарчон и чалма, изготовленная из серебряной или золотой парчи.
Квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, носивший название бельбог также являлся обычным атрибутом национальной мужской одежды. Бельбог повязывали вокруг талии, обычно он был яркого тона и выделялся на привычно темной мужской одежде.
По законам ислама правоверным запрещалось выходить из дома с непокрытой головой. Так появился еще один элемент мужского костюма - головной убор кулох или тюбетейка - дуппи.

Самой распространенной мужской тюбетейкой считается чустская тюбетейка Ферганской долины. Она имеет строгий, но в то же время очень интересный декоративный вид - на черном фоне белыми нитями вышит орнамент в виде стручков перца "калампир" , а по кромке расположены в ряд шестнадцать узорных арочек. Популярными в Ташкенте были и остаются по сей день тюбетейки из бархатной или хлопчатобумажной ткани черного, синего или темно-зеленого цвета. А вот в Хорезме в качестве головного убора предпочитают сделанные из овчины шапки-папахи.
Традиционная одежда представительниц прекрасного пола, живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть. Уже позже, в конце девятнадцатого века, платья были несколько модернизированы - в их покрое появились отрезная кокетка, стоячий воротник и манжеты на рукавах. До наших дней дошли платья из яркого шелка и знаменитого хан-атласа.
Неотъемлемой частью женской одежды были и дошли до современного сегодня шаровары.

Это широкие сверху и зауженные книзу штаны, которые носят под платье. Иногда низ шаровар обшивается тесьмой - джияком.
Верхней национальной одеждой, так же как и у мужчин был халат - мурсак. Халат этот делали длинным в форме туники, иногда стеганным на вате. Также в качестве верхней одежды у женщин употреблялся халат тун чапан, по своему покрою схожий с мужским. В девятнадцатом веке в женском гардеробе появился камзол или камзур. В это же время в моду вошли жилетки - нимча.
После отмены в двадцатые годы прошлого столетия паранджи,

Узбекские женщины стали использовать в качестве головного убора платок. Иногда головной убор состоял не из одного, а из двух платков - один, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки, а второй набрасывали на голову. Платки иногда украшали вышивкой. Широкое распространение к началу двадцатого века получили тюбетейки-дуппи с вышивкой золотой нитью или шелком.
Какая женщина не любит украшения? По традиции дополнением к национальному костюму узбекской женщины, независимо от возраста были золотые и серебряные украшения. Это и кольца с натуральными камнями, и браслеты, и серьги с подвесками в виде куполков. Украшениями для шеи служили ожерелья из монет или бусы из кораллов. Все украшения являли собой настоящие произведения искусства.
Мир Вашему дому, дорогие горожане!









2024 © rukaraoke.ru.