Как воспитывают детей евреи в Израиле — особенности, традиции поколений, запреты, примеры из жизни, мнения. Воспитание детей в еврейских семьях Как русские евреи воспитывают своих детей


1. Нельзя создавать детям комплексы

Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?

«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.

2. Разумная свобода

Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.

В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой - не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка - не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.
Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.

3. Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

4. Высокая степень ответственности за свое поведение

Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.

5. Любовь и уважение в семье - залог психического здоровья ребенка

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена - отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей - прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

6. Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

7. Учить детей правильно распоряжаться временем

Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика - все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом - это нормально.

фото взято — prointerest


От осины не родятся апельсины.
- это такое наблюдение

Откуда мы знаем, что Христос был евреем?
1. в тридцать он все еще не был женат
и все еще жил с матерью;
2. он стал заниматься делом своего отца;
3. он считал свою мать девственницей;
4. а мать считала его богом.
- еще одно наблюдение.

Сын, 14 лет, бушуют крики, ссоры.
Психиатр – У Вашего мальчика Эдипов
комплекс. – Эдипов-шмедипов,
лишь бы он мать любил.
- просто анекдот?

«Когда говорят «семья», само собой напрашивается добавить – «еврейская», так же, как при слове «рак» вылетает – «легких» - Герберт Голд, писатель, романист

Как еврейским родителям удается вылепить из ребенка ТО, ЧТО они хотят??? Ведь даже очень серый, безо всяких способностей еврейский ребенок, становится то артистом, то культурным деятелем, то уж ведущим хоть какой-нибудь передачи. Словом, ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТОЙ!! И масса таких примеров. Масса!!! Больше всего поражает, что еврейские дети СЛУШАЮТ своих родителей!! Ведь и другие родители «вдалбливают» ребенку правильные мысли! Но дети воспринимают их в штыки. Что это за такой СЕКРЕТ ВОСПИТАНИЯ?!

«Только зная все испытания, которые пришлось пережить, можно всем сердцем полюбить свой народ и испытать сочувствие к другим народам рядом с которыми живешь.
…Наши дети - совсем новое поколение. Поколение, которому не знаком горький вкус рабства. Поколение, которое с самого рождения знает, в чем Правда и живет этой Правдой. Поколение, в котором генетически, исторически заложено стремление к свободе
…задача - стремиться к тому, чтобы стать лучше. Усилия, несомненно, принесут плоды, но не сделанного всегда остается больше. Таков удел человека» - Тора

В среде, в которой я вращался всю жизнь, всегда присутствовали евреи. Моя первая и моя последняя Учительницы были еврейками. Мои школьные сотоварищи наполовину принадлежали к этой многоликой древней нации. Среди девушек, с которыми я встречался и даже строил матримониальные планы, добрая треть были еврейки. Кончилось это тем, что я таки женился на одной из них, о чем ни на мгновение не пожалел. Хотя за почти сорок лет было разное.

Еврейство было фактом биографии и никогда не смущало ни моих попутчиков, ни меня. О существовании так называемого «еврейского вопроса» я узнал только во втором институте, (он был юридическим и это понятно). А вот об особом отношении евреев к жизни мне стало известно еще в школе: первая учительница неизвестно зачем выдумывала обо мне различные гадости и озвучивала их отцу, а последняя гордилась мной, невзирая на гадости, которые я действительно вытворял. Именно от нее услышал правило, которое помню до сих пор, хотя далеко не всегда ему следовал – «Если жизнь подложила тебе свинью, постарайся приготовить из этой свиньи холодец и отбивную!» Уже потом я вычитал у Дейла Карнеги – «Судьба вручает тебе лимон, сделай из него лимонад»
Теперь понимаю, что это и было основным правилом еврейского воспитания. Правилом выживания нации, которая на протяжении всей своей истории подвергалась унижениям и холокосту во всех его отвратительных бесчеловечных ипостасях. С древнейших времен, когда Моисей просил у египетского фараона – «Отпусти народ мой!», - до новейшей истории, (эта знаменитая фраза была использована легендарным джазменом Луи Армстронгом для песни «Let my people go!» и с этим же лозунгом евреи выходили на демонстрации во времена советских фараонов)
Контрапункт: Вопрос - «Сколько евреев помещается в немецком «Фольксвагене?» - Ответ – «105! Пять в салоне и сто в пепельнице» Этот анекдот можно было бы отнести к антисемитским, если бы мне его не рассказал...еврей, родителей которого сожгли в Саласпилсе.

Еврей всегда поет среди дерьма, -
таки есть песен у него, и есть ума!

Истории, встреченные в Инете, –

Пожилой еврей – инвалид рассказывает в компании таких же, как он, ветеранов – Вы представляете, сиделка мне вчера опять купила немецкое мыло! – Ну, и что? – Как, что?! А вдруг это мыло – из моего папы! И они – уму непостижимо – хохочут. А один печально – Да, они тогда много мыла наварили. И вдруг, оживляясь, с лукавой искрой в глазах – О, а вы знаете, почему застрелился Гитлер? - И после того, как сделалась пауза, выдает – Он понял, что разорен, - русские прислали ему такие счета за газ!..

Известный еврейский музыкант на своих концертах рассказывает, что у его бабушки наколото два номера – по одному на каждой руке. Так вышло, побывала поочередно в двух лагерях смерти. И сумела чудом выжить. На вопрос друзей ее внука – юнцов - Что это у вас за наколки такие? - бабушка отвечает - Я ужасно забывчивая и решила сделать татуировки. Вот здесь – номер моего мобильника. А это – номер кредитной карточки! - Зал неизменно смеется в этом месте, при этом многие утирают глаза.

В день своего 90-летия старый еврей, узник концлагеря, собрал внуков, поехал в Освенцим, показал им места, где умирал, а потом под песню Глории Гейнор «I will survive! - Я выживу!» сплясал перед печами крематория. Я видел этот ролик в Интернете. На футболке у него написано – «Я выжил!» Мороз по коже! Если вглядеться пристальнее, он танцуя, смеется и плачет одновременно.
Витальная сила, невероятный юмор, тяга ко всему радостному, умение посмеяться над самыми страшными вещами, даже над горем и над собой в этом горе – они таковы и так воспитывают своих детей.
Католики считают зародыш полноценным человеком с момента зачатия, а евреи считают зародыш зародышем до тех пор, пока он не получит высшее образование. Даже антисемиты считают евреев плохими и ничтожными, но никогда не называют глупыми.

Еврей-студент посылает родителям телеграмму – «Отправил вам письмо. Начинайте волноваться»
Есть шутка, в которой, как всегда, - лишь доля шутки. Вопрос – Какая разница между арабским террористом и еврейской мамой? Ответ - С террористом МОЖНО договориться!
Еврейская мама – это легенда. Вот матушка одного моего знакомого. Ему около 50, он был трижды женат, руководит крупной фирмой. Однако мама звонит ему несколько раз на дню, и он послушно отчитывается, хорошо ли спал, как себя чувствует, успел ли позавтракать и не забыл ли взять очки. Однажды прервал для этого, (позвонила мама), на десять минут важные переговоры с осторожными японцами. Когда переводчик сообщил им причину, они немедленно подписали контракт – «Бизнес-партнеру, настолько почитающему своих родителей, можно доверять!» Вот вам результат еврейского воспитания. И маменькиным сынком при этом его никак не назовешь.

Старший брат моей жены однажды крепко поругался со своей супругой. Она, как водится, собрала его вещички и выставила за дверь чемоданы. С коими он и явился к папе с мамой. РОДИТЕЛИ НЕ ВПУСТИЛИ СЫНА В КВАРТИРУ – «Возвращайся домой, к жене! Решай вопрос» Их уже нет, а его семья в порядке до сих пор, внуки уже есть. Воспитание?!

В бытность мою молодым адвокатом мне назначили старшего наставника. Врожденная катаракта обеих глаз не позволяла ему читать, писать. Для этих целей он нанимал ассистентку, хотя передвигался самостоятельно. Собрались мы как-то пообедать, отметить одно из моих первых выигранных дел. На работу в этот день больше не собирались, я взял бутылочку для нас и шампанское для его помощницы, зашли ко мне домой. Наставник отлучился в туалет. Звонок в дверь. Открываю, на пороге – тесть. Шел мимо, заглянул по какой-то надобности. Приглашаю в комнату, заходит…и превращается в соляной столб. Я – тоже, поскольку вижу картину его глазами: жена на работе, стол, закуска, бутылки, а в кресле юная фря в мини, нога на ногу и с сигаретой. Наставник в туалете, его не видно и даже не слышно.
Наконец тесть возвращается из ступора и, ни слова не говоря, вылетает из квартиры. Объяснить ничего не успеваю, да и бесполезно в такой ситуации. Ну, все, думаю, хана! Полина после работы всегда к родителям сначала заходит, (опять же – воспитание), потом домой. Тесть поделится впечатлениями. Развод и девичья фамилия! Начинаю придумывать версии.
Однако вечером жена молчит, как ни в чем не бывало. День, второй, третий. Отношения нормальные. Я вздохнул с облегчением, - пронесло. Хотя разумных объяснений ее молчанию не нашел.
Через неделю-другую в каком-то семейном застолье я решил рассказать об этом казусе, желая похвастаться женой. Вот, мол, какая она у меня: простила, даже не поскандалила! Рассказываю, изображаю в лицах и вдруг понимаю, что жена-то как раз и не в курсе. Тесть ей ничего не рассказал! Плохо о зяте подумал, но дочке своей – ни гу-гу! Хотел поговорить со мной позже, вразумить.
Скажете - мужская солидарность? Нет! Высшая цель – сохранить семью. Можете себе представить, как я его зауважал после этого. Вразумил. Не сказав ни слова. На тот момент у меня самого уже был сын, его внук, и я сам считался «вразумителем».

Со времен еще первой волны эмиграции существует народная мудрость – «Еврейская жена не роскошь, а средство передвижения» Лет двадцать тому у меня был товарищ. Жили по соседству, работали в одной конторе, любили книги, (в частности, исторические), потом оба ушли в бизнес, были директорами и собственниками своих предприятий. Хотя он технарь, а я гуманитарий, между нами было много общего. Еще одно не последнее сходство: оба женаты на еврейках! Благодаря национальности жены, он уже давно живет в Германии, - выехали по программе, когда немцы просили прощения у всех евреев. Он, (украинец), до сих пор учит немецкий, разносит пиццу и иногда надевает на голову кипу при посещении синагоги. Надо ж соответствовать!

Я живу на Украине, литеОраторствую, т. е. могу себе позволить не работать. По крайней мере, в обиходном понимании. Но назвать себя с а м о в ы р о д к о м, selfmademan"ом, - человеком, сделавшим себя самостоятельно, - я тоже не могу, потому что у меня из-за спины тоже выглядывает женщина, которой я в жизни обязан едва ли не всем, кто я и что у меня есть.
Теперь я понимаю, что между мной и товарищем – одна огромная разница: мы оба женаты на еврейках, т. е. обладаем «средствами передвижения». Но, какими бы роскошными эти «средства» не были, каждый едет по-своему и к своей цели.

«Любовь имеет в воспитании б;льшее значение, чем дисциплина. Власть строится только на основе любви» - раби Шимон бен Эльазар. Еврейские родители моделируют для детей здоровое отношение к собственным недостаткам и одновременно, помня о том, что возможности каждого ребенка ограничены, не ставят перед детьми нереальных целей. И, (наверное, это главное), еврейская мать верит сама и всегда внушает своим детям – «Вы евреи – значит вы должны быть лучше всех!» Установка мощная. На всю жизнь. Порождающая саму себя, целая философия. Объяснить которую они и сами, наверно, не смогут. Просто они ТАК ЖИВУТ! Просто НЕ УМЕЮТ по-другому. Вот такие секреты еврейского воспитания.

P.S. Из письма читательницы, - «Мои новые? старые? соотечественники Ваших рассуждений уже, к сожалению не поймут. Когда я приехала в Израиль и увидела, как
ребенок, открыв ящик с мороженым, ковыряется в нем, и никто ему не сделал замечания, ни мама, ни продавец, – я была в шоке. Когда я в школе, увидела, как ученик приятельски-насмешливо показывает учительнице средний палец, а она при этом не реагирует на него, я была в шоке. Когда мамаша в кругу своих подруг сидит и пьет кофе, а ее детеныш валяется поперек тротуара, (так ему захотелось), и все обходят его стороной, я - в шоке. Мой сын преподает в школе. Когда я погладила ребенка по голове, был в шоке уже он. Оказывается, это категорически запрещено».

И тут я вспомнил. Был у нас в гостях бывший соотечественник с сыном, (сын родился уже там, отслужил в израильской армии и теперь приехал поступать в наш мединститут на платное обучение) Папаша не устает гордо повторять, – Я - не воевавший отец воевавшего сына! И еще, – В нашей семье он самый богатый! – имея в виду, конечно же, деньги. Застолье. Сын, брезгливо исследовав кушанья и поборов рвотный спазм, выбрал жаркое и ест, подцепляя на вилку мясо и внимательно осматривая сквозь очки каждый кусочек прежде, чем положить в рот. Некоторые откладывает в сторону. После, покопавшись в вазе с фруктами, достает яблоко, срезает с одной стороны кожуру, и, вырезав фрагмент размером менее 1/4 плода, так же тщательно исследует его и отправляет в рот. Останки кладет..обратно в вазу.
Услышав изумленный стук моей, упавшей в тарелку, нижней челюсти, папа воина гордо говорит – Да, он у нас очень брезгливый! Так воспитан. - Сам при этом усердно очищает от аппетитной корочки запеченную молодую картошку, (пионерско - комсомольская юность, «взвейтесь кострами синие ночи», картошка пополам с золой – остались в прошлом), извлекает ее нежное девственное нутро, а румяную оболочку отбрасывает. На десерт придвигает к себе коробку с рахат-лукумом и...выковыривает из каждой конфетины орешек. Остальное остается остальным.

Мир настолько многолик, что я невольно усвоил истину, - примерами в споре можно доказать все, что угодно. В том числе и в споре с самим собой. Пример, приведенный мною, вовсе не опровергает «секреты еврейского воспитания» Скорее наоборот еще раз доказывает, - в еврейских семьях детишки ходят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой - не повод укоризненно смотреть на ребенка. Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Можно говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения, но в целом, по-моему, для ребёнка лучше переизбыток любви, чем её недостаток. Для родителей-евреев свобода ребенка - не специальное "воспитание", а воздух, которым нельзя не дышать. А вот жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черту недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовую кошку вылить можно, а вот маму нах.. посылать нельзя. И бабушку бить по голове - тоже нельзя. И если вдруг ребенок этого не понимает, мягкость кончится и начнется "воспитание". Ребенку объяснят все и сразу. И порядок будет наведен так, чтобы ему было все раз и навсегда понятно.

P. Р. S. На международном симпозиуме ученые разных стран обсуждая вопросы воспитания, пришли к выводу, что к детям надо относиться как к обыкновенным людям, что ребенок – не Бог. Поднялся старый еврейский профессор и сказал – «Я не знаю, может другие дети и не боги, но один из наших таки пробился!»

«Любовь, которую ребенок испытывает к себе и своим родителям, позднее определит его отношение к человечеству, к Богу и прежде всего к его собственной семье» заявляет доктор психологических наук и мать четверых детей Мирьям Адахан в своей книге «Семейные связи». Но на чем строится эта любовь? Как правильно воспитать достойного человека и гражданина с точки зрения израильтян? Каковы основные принципы общения с ребенком? В этих вопросах мы попробуем разобраться в данной статье.

Воспитание детей в стране трех религий – взгляд со стороны

Для россиянина отношения израильской мамы с чадом покажутся странными, так как детям можно все – они лазят и ходят, где хотят, трогают и берут, что пожелают. Их не будут ругать за грязные штаны и футболку, которые стали зелеными с земляным отливом после игр со сверстниками на траве.

Детей воспринимают уже с первых месяцев жизни как личностей и учитывают их мнение.

Пример из жизни: К примеру, если ребенок не захочет отказываться от соски в 3 года, никто не станет настаивать – считается, что он сам потеряет к ней интерес, когда это будет необходимо.

Что делает в случае ухудшения успеваемости и поведения своего сына или дочери? Правильно. Происходит семейный совет, на котором школьника единогласно помещают под домашний арест и отбирают у него игровые приставки, либо (в худшем варианте) наказывают ремнем.

Сравним ответные действия российских родителей с израильскими: в Израиле никаких строгих мер в такой ситуации не применяется – старшие не порицают своих детей, а в школе поведение и плохие оценки объясняют переутомлением и сразу же облегчают для обучающегося нагрузку , упрощая или сокращая домашние задания.

Нюансом в воспитании девочек является избавление их от эгоистических взглядов – это обосновывается ее будущей ролью, она должна быть заботливой и хозяйственной.

Мальчикам с детства внушают мысль о большой и дружной семье, они, как и их отцы, будут уделять много внимания своим детям.

Кстати, о численности…

За счет религиозных и культурных традиций еврейской и арабской общины в Израиле уже несколько десятков лет наблюдается постоянный прирост населения. В 2015 году Центральное статистическое бюро страны подсчитало, что у 301 тысячи семей иудеев и у 120 тысяч мусульманских пар три и более детей.

Население страны считается одним из самых молодых: 28% — это граждане до 14 лет. Для сравнения, в Европе этот показатель на 11% ниже.

Как евреи воспитывают своих детей — основные принципы воспитания

У израильтян есть свои особенности в отношении к младшему поколению. Предлагаем вам ознакомиться с главными из них.

  • Самостоятельность с первых дней

Кушать и ходить ребенок учится сам. Родители занимают позицию наблюдателей. Не принято бегать за чадом с ложкой и слюнявчиком. Типичная картина – в ресторане рядом с мамой, наслаждающейся основным блюдом, сидит ее маленький сынок и пытается управиться с бифштексом.

Кстати, если родителей не будет рядом, а с чадом что-то случится, то на помощь сбежится буквально вся округа . Автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях» на сайте israelrus.ru приводит пример из собственного опыта: однажды он наблюдал, как один мальчик на улице упал со скутера и расцарапал колени. Сразу же начали подбегать пешеходы и проезжавшие водители (из-за чего на дороге образовалась пробка), все предлагали свою помощь и участие. Кто-то дал салфетки, а кто-то попытался успокоить.

В 4 года детей могут отправить в магазин поблизости, с 9 лет им разрешено самостоятельно переходить улицу, а ученики младшей школы вправе отводить в садик своих братьев и сестер.

Такое отношение рождает не вседозволенность внутри будущей личности, а чувство доверия и уважения к самому себе. Формируется мысль не о безразличии со стороны взрослых, а об одобрении производимых действий.

  • Любовь и похвала

В еврейской семье царит безусловная любовь, не опирающаяся на список из 300 пунктов под названием «Мой сынок должен». Хвалят за любое достижение и минимально полезный поступок. Что это дает? Так искореняется боязнь пробовать что-то новое и совершать ошибки. Подобное отношение воспитывает здоровую и счастливую личность. Такая система выходит далеко за пределы ячейки общества.

К примеру, в интервью интернет-журналу BeInIsrael PR-специалист Эстер Кац, несколько лет назад переехавшая в Израиль вместе с дочкой и мужем, заявляет, что в местной школе детей любят, а в российской – учат.

Автор рассказывает , что в системе образования к любому школьнику относятся хорошо, в независимости от его уровня интеллекта и познаний. Нет привычных родительских собраний, где ругают провинившихся и хвалят отличившихся. Процедура происходит иначе: все важные вопросы обсуждаются между родителями, преподавателем и учеником в течение 10-15 минут, при возникновении проблем обдумываются пути их совместного решения.

  • Полное принятие и благосклонное осуждение

Несмотря на обилие похвалы и безусловную любовь ребенок иногда может серьезно напакостить – разбить в соседском доме стекло, подраться или разбить любимую мамину вазу. Но даже в этом случае родитель не будет сокрушаться и ругать его – обычно проводится разговор в довольно дипломатических тонах. Считается, что любое слово или действие старшего может кардинально изменить жизнь дитя .

Прибегнем к объяснению такого поведения из литературы. В книге Мирьям Леви «Эффективное еврейское воспитание» несколько глав уделяется борьбе с гневом в отношении поведения чада.

Автор заявляет, что предотвратить это разрушающее чувство легко – главное, не требовать от своего ребенка совершенства и принимать его всяким. Одной из причин возникновения раздражения Леви считает обычай судить и осуждать. Писательница предлагает делать это более благосклонно, без отрицательного умысла. Ведь суд – это, прежде всего, прерогатива Бога. К тому же, еврейская традиция отрицает негативную оценку и осуждение людей.

  • Уважение к родителям и их пример

Израильские дети относятся с большим уважением к маме и папе, а взрослые привыкли выражать любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так у чада формируется чувство безопасности и полной защищенности. Неудивительно, что становясь взрослыми, они формируют внутри своей собственной ячейки общества подобный микроклимат.

В Торе есть четкие предписания касаемо отношения к старшим:

  1. Уважай отца своего и мать свою.
  2. Бойся матери и отца своего.

В Талмуде приводятся практические примеры: почитание выражается в принятии слов старших и отсутствии противоречий, в признании возвышенного их отношения, уважение заключается в прислуживании и помощи отцу и матери и приданию им особого достоинства и важности. Боязнь понимается в значении «благоговение».

  • Рациональное распределение времени

В отличие от российских, у израильских детей есть детство. Их не заставляют ходить в пять секций сразу, в течение дня время должно уделяться и обучению, и хобби, и отдыху. Так, ребенок успевает посетить сад/школу, поспать, погулять и попрактиковать любимое хобби.

Как евреи наказывают своих детей — законы в Израиле

Среди принципов воспитания в израильских семьях нет ни слова о порицании и отцовском ремне (ох уж это советское детство!). Давайте разберемся в том, есть ли наказания у этих детей, и насколько суровыми они являются.

Первое, что должен сделать родитель , если видит неверное и оскорбительное отношение со стороны ребенка, — объяснить ошибочность действий и посоветовать, как правильнее поступить в подобном положении в следующий раз.

Говорить при этом нужно ласково и мягко. На языке Торы этот метод называется увещеванием. Считается, что разговор должен происходить в тот момент, когда чадо будет готово услышать и осознать, поэтому беседы о некоторых проступках откладываются на часы или даже дни. При повторении проступка старший обязан снова прибегнуть к силе красноречия.

Телесные наказания применяются в самых крайних случаях для предостережения от дурного поведения в дальнейшем. Согласно Талмуду, они используются при нарушении определенного запрета, и о возможности такой «кары» сообщается заранее.

Считается, что бить детей запрещено – за это лишают родительских прав . На улицах часто можно встретить плачущего малыша и бездействующую мамашу – поверьте, ей не все равно, она просто не имеет права физического и морального воздействия на разбушевавшегося сорванца. Но это можно сделать в воспитательных целях в порядке исключения дома.

Притом отец или мать должны исходить не из чувства мести, а из необходимости . Рекомендуется показывать провинившемуся, что для «карателей» процедура тоже является не особо приятной, скорее необходимой.

Среди распространенных наказаний в израильских семьях можно выделить лишение удовольствий и привилегий, отсылка в комнату или прекращение любой коммуникации на несколько часов.

Еще один вид наказания приводит автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях», опубликованной на сайте Israelrus: в случае с разбушевавшимся дитем отлично помогает фраза «сядь на пол», в переводе на язык малыша означающая «не двигайся и стань неактивным», что по-настоящему страшно.

Отношения между детьми в Израиле

В Израиле принято любить и поощрять начинания маленьких членов коллектива. Как строятся у них отношения между собой? В школе, например, всегда царит дружелюбная атмосфера, здесь не может быть и речи о рукоприкладстве и дружественных бодрых пинках на перемене, как в русском классе.

Пример из жизни: Одна белорусская семья, эмигрировавшая в Израиль так рассказывает о случае с русским мальчиком, который давал сдачи своим одноклассникам. Руководство учреждения перевело его в другую школу после нескольких предупреждений ученику и его родителям. Интервьюируемые утверждают, что к новичкам часто приставляется волонтер, который помогает адаптироваться и подтянуть язык. Одноклассникам учитель обязан объяснить, что нового человека в коллективе следует поддержать.

Пример из жизни: Что удивительно, Илья Франк в блоге Шакшука.ru повествует о совершенно противоположной ситуации: его дочка столкнулась со случаем не то что буллинга, но некоторой агрессии со стороны израильских детей. После первых дней в школе ребенок заметил негативное к себе отношение – его толкали и шлепали по лицу во время перемен. Автор предположил, что подобные инциденты могли быть вызваны языковым барьером. В первом же случае ивритом школьник владел, пусть и не на уровне своих сверстников.

Ранее упоминалось, что основными нациями, проживающими на территории страны, являются евреи и арабы. В ходе интервью сайту БЕЛСАТ репатрианты из Беларуси признаются, что дети этих двух национальностей проводят свое детство обособлено – у них разные садики и учебные заведения. Утверждается, что шанс встретиться и пройти совместное обучение им выпадает только в институте. Вероятно, поэтому существует некоторое противостояние между этими двумя нациями.

Проблемы семьи и воспитания

Профессор Иегуда Элицур в своем докладе «Положение и роль женщины» на конференции по еврейской философии еще в конце XX века наметил основные проблемы современной ячейки общества.

  • Корень зла, по его мнению, исходит от современной тенденции равенства полов . Объясняется конфликт с использованием забавных метафор: муж раньше был «министром иностранных дел», а жена – «министром внутренних», и их обязанности были четко разграничены. Сегодня супруга получает равноценное со своим спутником образование и зарабатывает порой больше него. Отсюда вытекает появляющееся в отношениях напряжение, что пагубно влияет на дитя, ведь малыш учится вести себя и проявлять эмоции, наблюдая за старшими. Кроме этого, матери все меньше уделяют внимание своим чадам в силу постоянной увлеченности рабочим процессом, их сегодняшний образ жизни далек от того, который был описан в священных книгах и популярных среди израильтян трактатов.
  • Также автор доклада выделяет проблему популяризации сексуального наслаждения , что в корне меняет значение слова «любовь». Подражание «звездам», которые постоянно меняют партнеров, приводит к изменам и краху собственного брака. Такое положение дел также влияет на сознание маленького гражданина – он часто не знает о том, что такое полноценная семья, и не умеет правильно распределять роли между родителями (Согласно статистике, число разводов по отношению к количеству браков сегодня в Израиле равно 40%).
  • По словам создателей блога «Ваше всё», основная сложность в воспитании израильских детей – во вседозволенности , из-за всеобщего поощрения они часто становятся неуправляемыми и начинают «вить веревки» из старших, при этом запросы каждый год все растут. Избалованность – это во многом диагноз, так как будущие члены общества при таком отношении оказываются совершенно неподготовленными для жизни.

Молодые педагоги больше не хотят идти в школу – это объясняется поведением подопечных, которым позволено разговаривать на уроке и неуважительно обращаться к преподавателям.

Выводы

Принципы воспитания, описанные выше, формируют свободную личность, не зацикленную на своих комплексах и недостатках, а стремящуюся жить счастливой жизнью и заниматься любимым делом. Такой подход формирует настоящих гениев.

Вот несколько фактов из истории:

  • Среди обладателей Нобелевской премии самой многочисленной нацией являются евреи – 38% за все время.
  • У них самые высокие показатели IQ – людей со значением теста 140 среди представителей Израиля больше в 6 раз, чем в остальных национальностях.
  • Именно евреи породили монотеизм и христианство, существенно повлияв на развитие западной цивилизации.

Впечатляет?

Приведенные доводы доказывают, что отношение к малышу закладывает основы свободного мировосприятия и интерес к научным открытиям и изысканиям. Высокая рождаемость и обилие многодетных семей говорит о преемственности родительского опыта и умении привить истинные ценности.

Меня давно занимает вопрос, в чём секрет жизненной успешности евреев. Может быть есть что-то важное и полезное для всех нас в особенностях их традиции и воспитания? Некоторые секретные принципы воспитания евреев мне поведала интересная женщина Хана Ериш – мама 9 детей, ортодоксальная (хабад) еврейка, автор и модератор сайта «Расти хабадником», «Воспитание и образование евреев»

Что является самым ценным для еврейской семьи? Как воспринимаются дети, с точки зрения иудаизма? Что является задачей воспитания?

Х.Е: Самая большая ценность еврейской семьи – это мир, гармония, взаимопонимание. Потому что без этого невозможно ее полноценное функционирование, передача знаний и духовных ценностей из поколения в поколение, нормальное взаимодействие каждого ее члена с внешним миром. Поэтому, например, во время свадебной церемонии жениху и невесте желают, чтобы их союз был «вечным зданием».

С точки зрения иудаизма дети – это Главный проект. Есть предание о том, что, вручая Тору на горе Синай, Всевышний потребовал гарантов: кто поручится, что принимающая сторона достойна такого подарка? Еврейский народ предлагал в качестве поручителей праотцов и праведников, но эти кандидаты «не подошли». Только сказав «наши дети – поручители за нас», евреи удостоились дарования Торы. В человеке есть два начала: доброе и злое. В душе ребенка изначально заложен определенный набор качеств. Задача родителей – научить ребенка отличать хорошее от плохого, укреплять его сильные стороны и работать над исправлением недостатков. При этом, та или иная душа приходит конкретно в эту семью неслучайно. Воспитывая детей, родители и в себе что-то исправляют, совершенствуют. Поэтому можно сказать и то, что дети – это наше продолжение. Ведь человек жив, пока живы его потомки.

Еврейское совершеннолетие начинается у девочек в 12, у мальчиков – в 13 лет. Это означает, что с этого момента они сами несут ответственность за свои поступки перед Высшим Судом. Конечно же, воспитание на этом не заканчивается. Наоборот: новоиспеченный «совершеннолетний» нуждается в большой помощи и поддержке в своем личном взрослом противостоянии злому началу. На эту тему есть известный рассказ о том, как один мальчик накануне своего еврейского совершеннолетия пришел к Любавичскому Ребе за благословением. И Ребе сказал ему: «Ты ведь любишь бейсбол? – Да, конечно. – А какая игра интереснее: когда играют мальчишки во дворе, или настоящие профессионалы? – Конечно, профессионалы. В твоей душе тоже есть две «команды» – доброе и злое начало, которые соревнуются друг с другом. До сих пор все происходившее было детской игрой. С сегодняшнего дня начинается настоящая борьба профессионалов. И запомни: выигрывает тот, кто играет лучше». Научить ребенка «играть лучше» – это и есть конечная цель еврейского воспитания.

Д.О: Какие принципы лежат в основе иудейского воспитания и каким образом они реализовываются?

Х.Е: Важнейший принцип еврейского воспитания: не быть идеальным, а быть настоящим. Ощущая ответственность за доверенную свыше душу (или даже несколько душ!), человек может подумать: кто я такой, чтобы выполнять такую миссию! Я сам несовершенен и полон недостатков – чему я могу научить других? Проблема в том, что совершенство, скорее всего, так и останется недостижимым. Поэтому это совсем не повод откладывать процесс воспитания в долгий ящик. Родители – это не памятники на пьедестале, а живые люди. Они совершают ошибки и имеют на это право. Когда дети видят, как родители работают над собой, исправляют свои недостатки – это для них лучший урок, красноречивее тысячей нравоучений.

«Быть настоящим» подразумевает самокритику, умение дать самому себе объективную оценку, сделать правдивый самоотчет. Прежде чем воспитывать других, человек должен отдавать себе отчет о реальных плюсах и минусах своего характера, не выдумывая себе мнимых достоинств и не скрывая слабых мест.

Следующий принцип – известный «закон зеркала». Если мы замечаем в другом человеке недостаток – это говорит о том, что он есть в нас самих. Прежде чем начать «исправлять» и «воспитывать», очень важно найти это же качество у себя – пусть даже в «гомеопатических дозах». Это поможет понять ребенка лучше, почувствовать на себе то, что чувствует он, и, главное, – помочь ребенку найти выход из ситуации. Есть интересный рассказ на тему. Известно, что Ребе принимал посетителей на аудиенции. Люди приходили к нему за советами, за благословениями, и, часто – с просьбами указать путь исправления. Во время одной из таких личных бесед Ребе вдруг прервался, попросил всех оставить его на несколько часов, и закрылся в кабинете. Это было нетипичным для него поведением. Удивленные хасиды, приникнув к замочной скважине, видели, что Ребе читает Псалмы, сотрясаясь от рыданий. Через несколько часов Ребе, как ни в чем не бывало, продолжил прием. Позже он пояснил: один из посетителей рассказал о таких недостатках, которые Ребе не мог найти в своей душе даже в микроскопических дозах. Это повергло его в ужас: ведь если зло не обнаружено – значит, оно скрыто от его сознания, что во много раз хуже! Ребе потребовалось несколько часов уединения и напряженной работы, чтобы обнаружить этот недостаток в себе и найти путь его исправления!

Еще один важнейший принцип еврейского воспитания – хорошо знать своего воспитанника. Не тот придуманный образ, каким нам бы хотелось его видеть, а реального человека с его набором склонностей качеств, привычек. Только исходя из этого знания, из глубокого понимания того, что именно хорошо для него (а не для удовлетворения своих амбиций и т.д.) можно выбирать, какие методы будут эффективными конкретно для этого ребенка.

Наши мудрецы советуют не пытаться исправить больше одного качества за один раз. Часто бывает, мы делаем замечание за замечанием: и то плохо, и это никуда не годится, а вот это – вообще прекрати немедленно. В итоге ребенок в лучшем случае просто перестает реагировать на нескончаемый поток критики. А в худшем – почувствует агрессию в свой адрес и попытку «сломать» его: ведь в этих привычках и недостатках – его личность, он просто не в состоянии избавиться от всего и сразу, оставаясь при этом собой. Поэтому из всех негативных качеств выбираем то, что, на наш взгляд, больше остальных мешает ребенку расти и продвигаться, и начинаем с него, не ожидая мгновенного результата.

Следующий принцип: четкие границы. После того, как мы узнаём себя, узнаём ребенка, тщательно продумываем, что для него хорошо и как этого достичь, выбранной линии надо придерживаться ЖЕЛЕЗНО. Не должно быть никаких поблажек, отговорок, непоследовательностей. Ребенок должен знать, что таковы правила игры, и по-другому не будет. Что то или иное требование родителей – это не каприз «под настроение», а взвешенное решение, направленное на его благо.

И, наверно, самый важный принцип, без которого невозможно все остальное – принятие и любовь. Детям жизненно необходимо быть любимыми: не за особые достижения, не за хорошее поведение. Просто за то, что они есть, без всяких условий. Эта любовь даст им силы становиться лучше, уверенность в своей нужности и ценности, без которой невозможен рост и максимальное раскрытие потенциала.

Д.О: Нужно ли поощрять и хвалить детей? Нужно ли ругать и наказывать детей? Как это правильнее делать с позиции иудаизма?

Х.Е: О методе «кнута и пряника». Мудрейший из людей, Шломо (Соломон) сказал: «Пусть правая рука приближает, а левая отталкивает». Обычно правая рука сильнее, поэтому правильно, чтобы поощрения, проявления любви в воспитании преобладали над наказаниями. В поощрениях, как мне кажется, важны внимание и искренность: чтобы ни малейшее достижение ребенка не оставалось незамеченным, и чтобы похвала исходила из чистого сердца.

В наказаниях – свои нюансы. Первое и главное – это внутреннее спокойствие. Наказание – это не срыв плохого настроения, в нем не должно быть примеси агрессии и гнева. Второе – это принцип «мера за меру»: наказание должно быть соразмерно проступку и логически вытекать из него. Цель наказания – не «насолить» ребенку, а подтолкнуть его к нужным выводам, помочь исправить проступок. Третье – лучше не наказать вообще, чем «переборщить» и наказать слишком жестко.

В балансировании между похвалой и наказанием не стоит впадать в крайности. В истории еврейского народа были три праотца-праведника. Авраам был воплощением доброты, и один из его сыновей вырос разбойником. Ицхак (Исаак) символизирует строгость и дисциплину. Один из его сыновей стал злодеем. Яаков – это гармония между добротой и строгостью, «средняя линия». В результате все 12 его сыновей стали праведниками. Мы учим из этого, что залог верного воспитания – держаться «золотой середины».

Немного из личного опыта: сделав что-то не так, ребенок внутренне очень ждет, что мы будем на его стороне. Когда я вижу, что мои дети «не справляются с управлением», я предлагаю им: «давайте вместе будем прогонять йецер» (в переводе с иврита – злое начало). Человеку – и маленькому, и взрослому тоже – важно чувствовать, что он – это его чистая святая душа, не ассоциировать себя с нехорошими чертами своего характера. Важно осознавать, что поступки – это не суть его личности, а своего рода одежда, которую можно сменить на чистую, если она испачкалась. Гораздо легче меняться к лучшему так, чем изнемогая под тяжестью вины.

Д.О: Расскажите подробнее о системе воспитания?

Х.Е: В еврейском языке слово воспитание – однокоренное с названием праздника Ханука, и это не случайно. Ханука – это праздник света. И о человеке говорят наши мудрецы, что он – свеча, которая освещает мир. По крайней мере, в идеале нужно к этому стремиться. Мы не закрываемся в своем замкнутом мирке, а стараемся привносить святость во все обыденные дела, которыми нам выпадает заниматься. Святость – это не только ходить в синагогу или не включат свет в субботу. Вернуть потерянную вещь – святость. Помочь младшему братику или сестричке – святость. Уметь прощать и просить прощения – тоже оно. Наши дети воспитываются на основах Торы, они знают, что у нас свои особенности и законы, во многом не похожие на то, что их окружает. Они знают, что у каждой нации, как и у каждой личности, есть свое предназначение и уникальная, только ей одной присущая и только ею выполнимая задача. Думаю, именно в этом кроется залог успеха человека – в понимании своего места в обществе, в доверии к Всевышнему, Который это место дает, в уважении к другим и понимании того, что и их путь – такой непохожий ни на чей другой – тоже дан Свыше.

В нашей традиции принято приучать детей к заповедям с самого нежного возраста. Есть анекдот о том, как родители новорожденного малыша приходят к раввину за советом: как воспитывать сокровище? На что раввин отвечает: вы опоздали на 9 месяцев.

Принято, чтобы будущая мама еще во время беременности ограждала себя от всего, что может негативно сказаться на душе малыша. Новорожденного ребенка с первых минут окружают святостью: ему принято омывать ручки сразу после рождения. Как только ребенок начинает произносить первые слова – родители учат его нескольким отрывкам из Торы. С трех лет начинается «возраст воспитания», когда мы приучаем детей к исполнению заповедей: произносить благословения до и после еды, специальную молитву по утрам и перед сном, скромно одеваться. Параллельно в этом же возрасте приучаем к чистоте, аккуратности, уважению к старшим… Иудаизм не призывает прятаться от материального мира. Наоборот – обязывает освещать каждый его уголок. Как говорят наши мудрецы, Всевышний хочет иметь жилище в нижнем мире, и мы – «строители» этого самого жилища.

Д.О: Какие советы можете дать читателям, чтобы процесс воспитания шёл на благо маленького человечка и общества в целом?

Д.О: Я не чувствую себя настолько мудрой и многоопытной мамой, чтобы быть вправе давать советы. Пользуясь случаем, просто поделюсь с читателями интересными и полезными мыслями, которые почерпнула из Торы, и которые, на мой взгляд, носят общечеловеческий характер.

Воспитание – это определенный талант. Если у вас есть кого воспитывать – значит, и способности к этому имеются. Ведь не бывает такого, чтобы человеку давались непосильные испытания. Более того: способности к воспитанию можно развивать. Спортсмен, регулярно тренируясь, укрепляет свои мышцы и улучшает результаты. Так и родители, уделяя внимание вопросу воспитания, давая ему постоянное место в своем сердце и разуме, в конечном итоге добьются успеха.

Воспитывая детей, учеников, да и самих себя, мы часто сталкиваемся с отрицательными проявлениями характера – грубостью, черствостью, хамством, ленью. Эти трудности не должны нас обескураживать. Есть красивая притча о том, как у человека было два участка земли: плодородный и каменистый. На первом все росло буквально само собой и не требовало особых усилий. Второй же отнимал все силы и время, и только спустя много лет человек увидел плоды своего тяжелого труда. Отгадайте, урожай с какого из двух участков доставил бОльшую радость хозяину?

Все эти (и не только эти) правила по воспитанию – хороши и красивы на бумаге, в теории. На деле же не всегда все так гладко. Кроме того, каждый раз, узнавая что-то новое и интересное по теме, родители испытывают смешанные чувства. С одной стороны – «вау, как здорово, непременно буду впредь это использовать». С другой стороны – чувство вины и понимание того, сколько ошибок по незнанию было сделано. Как лекарство от этого – еще одна цитата напоследок: «Если веришь, что можно испортить – верь, что можно исправить». Пусть воспитание всегда идет рука об руку с радостью – ведь радость ломает все преграды!

Беседу вела — Дарья Орлова

Многие мамы мечтают вырастить из своего ребенка гения. Однако при всем многообразии методических пособий по воспитанию детей, точной инструкции к вундеркинду не создал пока никто.

А вот еврейские мамы не читают психологических советов и родительских форумов, однако их дети очень часто становятся гениальными. Вотв чем секрет этих семей и, ознакомившись с отзывами путешественников и советами израильтян, выделил несколько важных принципов.

1. Поощрение самостоятельности

В обычных семьях уверены, что ребенку обеспечен успех, если вложить в его голову понимание «Я могу все». В обычных еврейских семьях родители знают, что куда важнее вложить в голову ребенка истину «Я могу все сам».

В израильских кафе запросто можно увидеть годовалого ребенка, самостоятельно расправляющегося с бифштексом. Все потому, что детям здесь позволяют делать все самостоятельно с тех пор, как у них для этого появляются физические возможности.

2. Лиха беда начало

А путь к этой самостоятельности лежит через то, что детские начинания пестуются и бережно хранятся. Если ребенок за что-то взялся, сколько бы ему ни было лет, родители его поддерживают и подбадривают.

Если что-то не получается, старшие родственники напоминают: коль хаатхалот кашон, что означает «все начала трудны».

3. Доверие - лучшая похвала

Как же пестовать и поощрять начинания? Не конфеткой же ребенка за свершения награждать.

В еврейских семьях родители поощряют ребенка доверием. Если ему начинают всецело доверять какое-то дело, значит, он достаточно в нем преуспел.

4. Внешнее - не главное

Европейская мама, взглянув на то, в каком виде гуляют еврейские дети, могла бы прийти в ужас. Часто они выглядят довольно неряшливо: чумазые лица, вымазанные чем-то липким пальцы, пыльные коленки и оторванные пуговицы.

Дело в том, что содержание ребенка в идеально опрятном виде - занятие, отнимающее слишком много сил и у матери, и у ее чада. А между тем, по мнению еврейских мам, никакой пользы для развития личности чистая одежда не несет. К тому же самим детям совершенно наплевать, как они выглядят.

5. Принятие неряшливости

Вокруг еврейских детей тоже часто царит хаос, который никого из его родителей не волнует. Здесь понимают: дети неряшливы и рядом с ними всегда что-то падает, проливается, просыпается и мажется.

Поэтому вместо того, чтобы зацикливать детей на чистоте дома, им позволяют жить в комфортных условиях , постепенно рассказывая о пользе порядка.

6. Батарейки должны садиться

Обычные родители вполне могут устать только от одного наблюдения за еврейскими детьми. Весь день они носятся как угорелые, и им не кричат: «Не лезь», «Не трогай», «Угомонись».

Родители таких непосед считают, что ребенок должен выплеснуть всю свою неуемную энергию в детстве . Тогда во взрослой жизни ему будет проще упорствовать в каком-то одном начинании.

Еврейским детям, действительно, очень многое позволено . Даже очередной рисунок на обоях здесь воспринимается матерью примерно так: «Папа, посмотри, какие у нашего малыша художественные способности».

Однако есть рамки, за которые нельзя выходить даже еврейскому ребенку , и касаются они уважения к старшим. Если за покрашенную в розовый цвет кошку дите может получить максимум укорительный взгляд, то за оскорбление матери способен схлопотать даже телесное наказание.

8. Папа главный, а мама - вместе с ним

Само уважение к старшим у еврейских детей прививается в детстве. В этих семьях каждый малец знает, что на первом месте - папа с мамой и все, что они делают, а дети уже на втором плане.

Поэтому и сами отпрыски никогда не висят на родителях с криками «сделай» и «хочу», а стараются всего добиваться самостоятельно.

9. Детский самоконтроль существует

В еврейских семьях не принято наказывать ребенка через лишения. Вместо этого создаются правила, которые сулят отпрыску какую-то выгоду за правильные поступки. Таким образом ребенок не живет в узких рамках запретов и наказаний, а учится корректировать поведение ради своего же блага.

Еврейский мальчик не выливает снова мамины духи на соседского пуделя не потому, что ему за это влетит. А потому, что он знает, что вместо приобретения нового парфюма мама могла бы купить, например, мешок фруктов.

10. Ничто не остается незамеченным

Современные психологи советуют не хвалить ребенка за каждую каракулю, стимулируя его таким образом к развитию. Еврейские же родители уверены, что поощрять нужно любое свершение.

Даже если еврейской маме ее кучерявое чадо принесет пару непонятных мазков на обрывке тетрадного листа, она найдет в картине плюсы и, что немаловажно, похвастается этим произведением перед другими родственниками.









2024 © rukaraoke.ru.