Как выглядит ребенок в 3 месяца. Что должен уметь делать ребенок в три месяца


На третьем месяце жизни настает новый этап в развитии ребенка. У малыша можно наблюдать настоящий скачок в освоении умений, развитии психической и эмоциональной сферы. Все происходящие изменения быстрыми темпами входят в жизнь крохи и его родителей. Что должен уметь карапуз в этом возрасте, и как помочь ему правильно развиваться, вы узнаете в нашей статье.

5 ключевых «достижений» третьего месяца жизни

Наступает первый период после рождения ребенка, связанный с резким скачком в росте и развитии. Три месяца – время новых достижений, новых открытий и навыков.

  1. Угасание рефлексов новорождённых
    Такие рефлексы, как хоботковый (вытягивание губ трубочкой при прикосновении), поисковый (при поглаживании уголков рта малыш поворачивал голову) к трем месяцам практически полностью угасают. Это проверит невролог при плановом посещении поликлиники. Ярко выраженными у младенца остаются два рефлекса: сосания и ползания.
  2. Развитие подкожно-жировой ткани
    Подкожно-жировая ткань в 3 месяца развивается очень интенсивно. Если кроха родился маленьким и хрупким, то к этому моменту у него начинает “округляться” тельце, появляются упитанные щечки, складки-перевязочки на ручках и ножках. К 4 месяцам при полноценном питании ребенок выглядит пухленьким, что не может не умилять окружающих.
  3. Развитие мышечной системы
    Правильное физическое развитие предполагает развитие мышечной системы сверху вниз: сначала укрепляются мышцы шеи, затем на очереди спина и руки, а уже после – ноги. Третий месяц знаменателен тем, что малыш уже уверенно удерживает голову и активно осваивает владение своими ручками. Кроха старается до всего дотронуться, изучает свое тело, руки мамы и свои собственные кулачки.
  4. Изменения в пищеварительной системе
    Пищеварительная система трехмесячного ребенка уже более зрелая, чем в первые месяцы жизни. Молоко и смесь лучше усваиваются, вследствие чего проходят мучительные колики. Желудок крохи растет, становится более вместительным, поэтому и порции молочка на приём становятся больше. Совсем скоро ребенок будет готов к введению прикорма, но пока рацион малыша состоит преимущественно из грудного молока или адаптированной смеси.
  5. Регулярный стул
    В три месяца стул у ребенка становится более однородным и уже можно с оглядкой на питание “предсказать” его регулярность. Груднички на смеси испражняются 2-4 раза в день. У малышей на грудном молоке стул может быть до 5 раз в день; но возможен и другой вариант – 1 стул в 2-3 суток. Оба развития событий входят в понятие нормы, но при отсутствии стула более двух суток стоит внимательно мониторить состояние ребенка (какое у малыша поведение, мягкий ли стул после длительной паузы). При необходимости можно использовать дополнительную стимуляцию по рекомендации педиатра.

Как растёт малыш: физиологические изменения

В три месяца грудного ребенка нужно продолжать взвешивать каждые две недели, как это делалось на протяжении предыдущих месяцев жизни. Рост крохи начинает замедляться, за месяц он увеличится примерно на 2-2,5 см. Средняя прибавка в весе равно примерно 150 г в неделю, или около 600 г в месяц. Окружность головы увеличивается не более, чем на 1 см, а окружность груди может вырасти до 1,5 см, но уже к 4 месяцам эти параметры сравняются.

Каждой маме важно знать, насколько правильно развивается её малыш. Ориентирами для оценки служат нормативы, сформулированные педиатрами. Они позволяют наиболее объективно оценить физическое и умственное здоровье крохи.

Обратите внимание! Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален, и его “взросление” проходит в собственном ритме, которое может не вписываться в обозначенные врачами рамки.

Наши достижения: что умеет малыш к трехмесячному возрасту

Перед тем, как перейти к подробной информации об умениях и навыках ребенка в 3 месяца, предлагаем посмотреть видео, которое записала молодая мама о развитие своего трехмесячного малыша:

Проявляем эмоции

Наступил возраст, когда родители могут видеть эмоциональную отдачу любви от своего маленького чада. Когда мама подходит к кроватке, ребенок бурно радуется, улыбается и гулит ей. Этот навык именуется комплексом оживления. Общение со взрослыми доставляет грудничку удовольствие, ему уже скучно лежать одному, он жаждет внимания.

Издаем новые звуки

В три месяца малыш уже с удовольствием издает звуки, причем самые разнообразные. Гласные, согласные, иногда даже могут “проскакивать” их сочетания – ребенок тренируется в общении. Если малышу спеть, то он тоже может ответить вам гулением нараспев.

Смотрим на мир

Ребенка в 3 месяца интересует все вокруг – и движимое, и недвижимое. Малыш рассматривает рисунки на бортиках в кроватке, висящие игрушки на карусельке. С интересом всматривается в лица взрослых, отдавая предпочтение маме, а также детям. Если грудничка положить на животик, он поднимется на предплечьях, чтобы лучше видеть и наблюдать всё вокруг.

Новые движения

Находясь в вертикальном положении у взрослого на руках, кроха уже достаточно хорошо держит голову. Лежа на спине, малыш может повернуться на бочок, – с этого возраста уже нельзя оставлять малыша на кровати без присмотра. Если ребенка поддерживать подмышками, и поставить на опору (твердую поверхность стола, дивана, пола), то младенец уже не будет сгибать ножки, а сможет опираться на них.

Пробуем “на зубок”

Каков мир на вкус? К трем месяцам малыш активно стремиться познать все через рот, но ручки еще не совсем послушны и физиологически не умеют удерживать желаемое. Поэтому во рту чаще всего оказываются пальчики или кулачки. Ребенку нравится трогать шуршащие предметы. Если крохе дать небольшую газетку, то он непременно сомнет/порвет её, а потом потянет в ротик. Малыш тянется к познанию мира – самое время приобрести или смастерить самим развивающий коврик.

Как проходит развитие в 3 месяца

Малыш в данном возрасте осваивает много навыков, за которыми молодой маме очень интересно наблюдать. Можно фиксировать новые умения в дневничок, ежемесячно внося в него изменения по мере взросления крохи. Чтобы понять, что должен уметь кроха к своему возрасту и насколько его возможности приближены к медицинским нормам, приведена таблица с всевозможными физическими этапами развития, на которые стоит обратить внимание.

Этапы развития Что умеет малыш
Слух Кроха уже умеет отыскивать источник звука глазами и поворачивает голову в его сторону.
Речь Часто гулит нараспев; пытается понемногу подражать во время гуления интонациям взрослого.
Зрение Ребенок с интересом рассматривает окружающие предметы. Поворачивает в сторону заинтересовавшей вещи и голову, и глаза. Плавно следит за предметами, лежа на животе.
Моторика В три месяца малыш уже уверенно держит голову. Лежа на животике, опирается на руки под острым углом. Ребенок пытается захватить игрушки, висящие перед ним.
Игра Часто и с любопытством рассматривает свои руки, ощупывает их, сжимает и разжимает кулачки.
Эмоции Увидев взрослого, начинает гулить, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. Улыбкой и удивлением реагирует на игрушки.

Ребенку три месяца – нормы его развития:

Всё по режиму: сон и бодрствование в 3 месяца

Утро мамы с трехмесячным ребенком начинается рано. Некоторые малыши с 2,5-3 месяцев могут спать всю ночь, не просыпаясь на кормления; но большинство все же не выдерживает долгого перерыва и просыпается 2-3 раза за ночь утолить голод.

Режим дня с малышом трех месяцев зависит от многих факторов, в основном индивидуальных, например, от темперамента младенца. Примерный день с грудничком этого возраста вы можете увидеть в таблице.

Время суток Распорядок дня
7:00 Пробуждение, первое кормление, проведение утреннего туалета
8:30 Первый сон
10:30 Пробуждение, второе кормление, время бодрствования и гимнастики
12:00 Прогулка на свежем воздухе, второй сон
14:00 Окончание прогулки, пробуждение, третье кормление, бодрствование
15:30 Третий сон
16:30 Пробуждение, время развивающих занятий и игр
17:30 Четвертое кормление, затем вечерняя прогулка и сон
18:30 Окончание прогулки, пробуждение, период бодрствования
20:00 Вечерний туалет, пятое кормление, подготовка и укладывание на ночной сон
23:30 Пробуждение, шестое кормление и ночной сон

Важно! Родителям при формировании режима дня своего малыша необходимо подстроиться под его потребности и особенности развития. Ребенок имеет личные биоритмы, и их необходимо учитывать при обобщенных рекомендациях педиатра.

Уход за трехмесячным младенцем

Ребенка необходимо с первых дней жизни приучать к чистоте тела. Проводить гигиену у грудного малыша – дело ответственное, и требует со стороны родителей сосредоточенности и осторожности. Особенное внимание следует уделять утреннему туалету младенца.

Глаза

После ночного сна у ребенка могут скапливаться выделения на ресницах и в уголках глаз. Их обязательно нужно убирать, очень важно содержать глазки малыша в чистоте для их здоровья. Подготовьте два ватных диска и теплую кипяченую воду. Возьмите один диск и промойте глазик ребенка от внешнего угла к носу. Движения должны быть мягкими, плавными. Также промойте теплой водой и ватным диском второй глазик. Обратите внимание – для каждого глаза ребенка нужен отдельный (!) диск.

Вопреки всеобщему мнению, что без ватных палочек не обойтись, ушная раковина обладает способностью самоочищения. Уход за ушками новорожденного ребенка и грудничка очень прост – нужно ежедневно протирать их смоченным в воде ватным тампоном. Особенное внимание следует уделять складкам и поверхности за ушками. Во время кормления и при срыгивании туда может затекать молоко, что после вызывает раздражение и опрелости.

Важно! Ватными палочками очищать слуховые проходы малыша опасно: неосторожное движение может спровоцировать разрыв барабанной перепонки грудничка.

Недостаточно влажный воздух в помещении, редкие прогулки, пыль могут вызвать появление корочек в носу даже у здорового младенца. Трехмесячный ребенок не может сам очищать носик, поэтому за чистотой слизистой должны ежедневно следить взрослые. Ноздри грудничка очищают и смазывают смоченными в персиковом или абрикосовом масле ватными жгутиками.

На заметку! Также можно использовать капли с раствором морской соли – орошение полостей носа малыша соленой водой очищает слизистую и увлажняет её.

Руки

В возрасте 3 месяцев малыш еще часто держит кулачки сжатыми, поэтому в складках кожи могут скапливаться пот и пыль. Для очищения детских ладошек аккуратно разожмите кулачки и протрите их смоченным в воде ватным диском. Также каждые 3 дня нужно стричь на ручках подросшие ноготки на руках, а на пальчиках ног – каждые 6-7 дней.

Игры и гимнастика: занятия в 3 месяца

Развивающие занятия и игры, которые важны для ребенка:

Трехмесячный малютка уже готов общаться, воспринимать новую информацию, поэтому в распорядок его дня можно смело добавлять различные упражнения для развития. Они способствуют укреплению имеющихся навыков, внесут разнообразие в повседневную “рутину” декрета и доставят массу удовольствия как маме, так и малышу.

  • В утренние часы проводите с ребенком легкую зарядку и гимнастику. Аккуратно сгибайте ручки ребенка и разводите их в стороны, затем делайте вращательные движения ножек. Малыш будет с интересом участвовать в процессе, если он будет сопровождаться потешками, пением или музыкой. Отлично развивает координацию и мышцы у грудничка большой гимнастический мяч – фитбол. Ребенка можно катать на нем, положив на спинку или животик.
  • Ежедневный легкий массаж окажет наилучшее воздействие на весь организм малыша. Мышцы шеи, спины при легком поглаживании и разминании кончиками пальцев расслабляются, снимается напряжение и излишний тонус, самочувствие грудничка улучшается. Чтобы знать, какие участки массировать, можно обратиться за консультацией к педиатру или посмотреть пару видеоуроков.
  • К регулярной гимнастике, проводимой мамой вместе с малышом, можно добавить пару упражнений, которые подготовят ребенка к переворачиванию. Правую ножку ребенка, лежащего в положении на спине, поверните влево так, чтобы она была перекинутой через тело. Благодаря этому движению формируется нужный импульс для будущих переворотов с живота на спину и обратно.
  • Стимулируйте малыша почаще поднимать голову и плечи в положении лежа на спине. Не давайте малышу лениться, ежедневно выкладывайте его и заинтересовывайте яркими предметами, игрушками, детскими книжками-пищалками. Ребенок будет рассматривать их, а в скором времени тянуться к предметам, пытаясь взять их в рот.
  • Показывайте малышу разнообразные погремушки со звуковыми эффектами – шуршащие, гремящие, с колокольчиками. Вкладывайте игрушки в ручку, пусть кроха учится удерживать их. Подвешивайте в коляске или кроватке игрушки-растяжки, чтобы младенец мог дотянуться и потрогать их.
  • Больше общайтесь со своим малышом. Называйте его по имени, рассказывайте сказки и не только, при этом иногда делайте короткие паузы – так у малыша будет возможность ответить вам гулением.
  • Малыши в этом возрасте очень интересуются отражающими поверхностями, поэтому приобретите для него безопасное зеркало. Пусть кроха рассматривает себя. Также показывайте ребенку изображения в книжках – животных, предметы быта, цвета и др.

P.S. Уважаемые читатели, также мы подготовили для вас статью о с описанием каждого месяца жизни ребенка.

В этой статье:

В первый год жизни развитие ребенка наиболее активное. После года, когда кроха научится ходить, он будет меньше набирать в весе и не так интенсивно расти. Поговорим о том, какие изменения происходят с крохой в 3 месяца, насколько более самостоятельным становится малыш и что умеет к этому возрасту.

Начнем с того, что в 3 месяца грудной ребенок так же зависим от мамы, как и раньше, в большинстве случаев находится на грудном вскармливании, ест и спит по часам. Многие малыши приучены к укачиванию перед сном, поэтому самостоятельно засыпают с большим трудом, требуя постоянного внимания взрослых.

Тем не менее, если сравнивать грудничка в 3 месяца с младенцем в первые дни после выписки из роддома, изменения колоссальны. Кроха выглядит уже не таким маленьким и беспомощным. От частого сосания у него округляются щеки, появляется второй подбородок и складочки на руках. Малыш воспринимает информацию более осознанно, узнает лица родных, радует близких открытой улыбкой.

Физические изменения малыша

В три месяца грудничок продолжает активно набирать в весе, особенно если получает грудное молоко по требованию. В среднем такая прибавка составляет 900-1000 граммов в месяц, но в отдельных случаях может достигать 1500 граммов. В длину малыш увеличивается примерно на 3 см. Ползунки, пеленки, распашонки, которыми мама пользовалась с рождения, становятся
безнадежно малы, поэтому самое время отправиться в магазин за обновками.

В 3 месяца у грудничка активно проявляется комплекс оживления, то есть бурная реакция на появление родных, а особенно мамы. Ребенок стучит ногами по кроватке, машет руками и пытается издавать звуки. Комплекс оживления лишний раз подтверждает, что развитие малыша протекает нормально.

Также можно отметить, что в 3 месяца грудничок уже достаточно уверенно и долго держит голову в вертикальном положении, а если его положить на живот, поднимает не только голову, но и плечи, выпрямляя руки, и будет осматриваться по сторонам. Некоторые детки уже в этом возрасте могут перевернуться со спины на бок и обратно.

Психологические изменения

Ярким подтверждением того, что психика малыша развивается в достаточно активном темпе, является его интерес к собственным частям тела, в частности к ручкам. Грудничок в 3 месяца уже совершенно осознанно может непродолжительное
время рассматривать руки и даже пробовать поймать одной другую.

Координация крохи пока несовершенна, поэтому сделать это ему сложно. Задача родителей - мотивировать кроху продолжать проявлять заинтересованность не только к ручкам, но и к игрушкам.

Достаточно будет вложить в руку младенцу небольшую и удобную игрушку, чтобы он ей не просто заинтересовался, но и попробовал поиграть. Сначала кроха рассмотрит новый предмет, затем обязательно прислушается к издаваемым им звукам и попробует на вкус.

Наблюдать за грудничком в такие моменты очень интересно. Слыша новый звук, кроха будет замирать, пытаясь не пропустить самое интересное, пробуя снова и снова повторять наиболее удачные движения. Именно с таких примитивных,
на первый взгляд, действий начинается выработка навыка самостоятельной игры.

Нужно ли родителям принимать участие в забавах младенца? Конечно же, нужно. Желательно сопровождать игры крохи комментариями, подбадривая его поглаживаниями и похлопываниями. Будет здорово, если ребенок сможет играть разными по текстуре игрушками для сравнения тактильных ощущений.

Задатки речевого развития

Конечно, о полноценной речи в 3 месяца говорить рано, тем не менее задатки
ее уже имеются. Груднички вполне осознанно агукают, пытаются произносить другие слоги, стараясь всеми силами привлечь внимание родителей и принять участие в разговоре.

Более развитым становится и слух малыша. Ребенок активно реагирует на звуки, ищет глазами их источник, поворачивая голову из стороны в сторону. Считается, что груднички положительным образом реагируют на классическую мелодичную музыку. Родители время от времени могут включать такие мелодии, таким образом способствуя развитию слуха крохи и помогая ему достичь спокойствия.

Стоило ли сомневаться, что в 3 месяца любимым среди звуков является мамин голос? Его кроха ни с чем не спутает и его рад слышать в любое время дня и ночи. Когда у малыша болит живот, голова или просто плохое настроение, ласковый и нежный мамин голос помогает ему найти силы и успокоиться, улыбнуться или уснуть.

Понимая это, мамы должны подумать о том, какие колыбельные они будут использовать для укачивания малыша. Будет лучше, чтобы это были одни и те же песни и мелодии, которые кроха запомнит
и которые будут у него ассоциироваться с мамой и безопасностью.

Стоит обратить внимание, что психическое и физическое развитие детей в 3 месяца имеют самую тесную и прямую связь. Общение с малышом, чтение книг, прослушивание любимых мелодий и игры будут способствовать общему развитию, как психическому, так и физическому, равно, как и регулярные занятия с зарядкой по утрам, играми на фитболе и купаниями.

Как ухаживать за грудничком?

В 3 месяца малыша можно попробовать перевести на определенный режим дня, если до этого это сделать не получалось из-за постоянно беспокоящих кроху коликов. Желательно придерживаться определенных часов кормления, сна, прогулок и купания.

Небольшие отклонения допустимы, но чем лучше получится соблюдать график, тем проще будет как маме, так и грудничку. В 3 месяца ребенок по-прежнему может есть через каждые 2-3 часа, купать его
нужно будет каждый день, гулять с ним – не менее 3 часов в день утром и после обеда.

Очень важный момент - это гигиена крохи. Регулярно нужно прочищать ему ушные проходы, нос, умывать глаза. Часто грязь и корочки скапливаются за ушами грудничка. Чтобы их удалить, нужно использовать специальное детское масло.

С помощью этого же масла можно удалять и корочки на голове, если к трем месяцам они еще не пропали самостоятельно. Снимать корочки нужно с помощью натурального гребня, после того как они размякнут в течение 15 минут.

Чтобы ребенок себя не царапал, ему нужно регулярно обстригать ногти как на руках, так и на ногах, причем делать это лучше всего во время сна и специальными безопасными ножницами, чтобы не поранить кроху.

Если в 3 месяца вы все еще продолжаете пеленать грудничка, то лучше от этой привычки отказаться. Чтобы развитие крохи протекало нормально, ему нужно быть достаточно активным, двигая руками
и ногами до усталости. Пеленание сковывает движения малыша и ограничивает его активность, а значит, и развитие.

Кроме обычного купания, грудничку очень полезно время от времени устраивать воздушные ванны, особенно летом. Дайте крохе возможность полежать нагишом и без памперса. В это время можно поговорить с малышом, показать ему игрушки, позаниматься с ним легкой гимнастикой. В помещении, где ребенок будет получать воздушные ванны, должно быть достаточно тепло.

Еще одно удивительное событие, с которым столкнутся родители грудничков в 3 месяца, - это первые слезы во время плача. Малыши к этому времени начинают плакать по-взрослому, со слезами, поэтому нужно будет обязательно протирать им глазки кипяченой водой.

Что нужно знать про колики?

В 2-3 месяца кишечные колики - это наибольшая проблема как для ребенка, так и для родителей. Чаще всего живот у малыша начинает болеть во время и после кормления. Если кроха начинает резко краснеть, отказывается от груди и плачет, то, скорее
всего, его беспокоят именно боли в животике. Продолжаться они могут от несколько минут до нескольких часов.

С чем связано появление мучительных коликов? В первую очередь с тем, что кишечник сформирован не до конца и пока только учится справляться с пищей, даже если это грудное молоко. Кроме того, дети не умеют самостоятельно выпускать газы, поэтому проще всего у них это получается во время плача. Как только колики заканчиваются, малыш засыпает, не тревожа больше близких пронзительным плачем.

Можно ли облегчить страдания малыша во время болей в кишечнике? Существует несколько способов:


Ближе к четырем месяцам кишечные колики будут мучить малыша все реже, вместе с тем появится новая проблема - зубы. Но пока об этом думать рано.

Навыки трехмесячного грудничка

В 3 месяца нормально развивающийся ребенок обычно способен:


Конечно, ни один ребенок никому ничего не должен, поэтому перечисленные выше навыки не являются обязательными.Каждый малыш развивается по своему сценарию и может в 3 месяца чего-то не уметь, зато к 5 перегнать сверстников по многим пунктам. Поэтому родителям нужно будет набраться терпения и продолжать общаться и играть с малышом, стимулируя его развитие.

Особенности питания грудничка

Если грудничок в качестве основного питания получает грудное молоко, то в 3 месяца не так просто определить то количество, которое он съедает за один раз. В среднем это 120-140 граммов за одно кормление и, при условии шестиразового питания, порядка 800-850 граммов в сутки.

Чтобы узнать,
сколько молока нужно крохе, достаточно будет его вес разделить на шесть. Если молока очевидно не хватает, малыш не наедается, а улучшить лактацию не представляется возможным, можно в рацион в качестве прикорма ввести адаптированные под грудное молоко молочные смеси.

Ни в коем случае нельзя пробовать кормить грудничка в 3 месяца магазинным молоком. Состав его совершенно не подходит для малышей этого возраста. Некоторые мамы уже в 3 месяца пробуют вводить первый прикорм в виде фруктового сока или пюре. Так ли это необходимо в вашем случае? Правильным будет до принятия решения получить консультацию у педиатра.

Как развивать трехмесячного грудничка?

В 3 месяца ребенок уже достаточно любознателен. Он проявляет интерес к новым предметам, пытается все потрогать как пальчиками, так и ртом. Полезным в этом возрасте будет развитие тактильных навыков крохи. Так, например, можно на бортиках его кроватки закрепить игрушки, издающие при касании мелодичные звуки.

Также развивать тактильные навыки крохи можно с помощью разных на ощупь
игрушек или игрового коврика. Развивать зрение малыша можно простым способом, надевая на его ручки и ножки цветные носочки и меняя их местами.

Не стоит забывать разговаривать с крохой, повторяя его звуки, пытаясь установить контакт «глаза в глаза». Общаться с грудничком нужно постоянно, в том числе во время переодевания, гимнастики, игр и купания. Это положительным образом скажется на его психическом развитии.

Развлечения для малыша в 3 месяца

В три месяца кроха уже способен концентрировать внимание на протяжении трех минут. За это время ему можно рассказать короткий стишок, потешку или спеть песенку. Также малыш проявляет интерес к игрушкам, которые пробует на зуб и активно вертит в ручке.
Можно поиграть с крохой, делая вид, что пытаетесь забрать игрушку. Такое развлечение ему обязательно придется по душе.

Для развития моторики, а значит, и речи в будущем обязательно стоит играть с малышами в пальчиковые игры, например в «сороку-белобоку», которая помогает ладошкам расслабиться.

В 3 месяца грудничку уже можно показывать разнообразные яркие и контрастные картинки с изображениями животных, природных явлений, лиц людей, выражающих разные эмоции.

Медицинское сопровождение

В 3 месяца малыш должен пройти медосмотр у врача, который определит уровень его физического и психического развития. С врачом можно будет обсудить режим дня малыша, питание, а также прививки и оздоровительный массаж.

Развитие, вес и рост ребёнка 3 месяцев от роду изменяются достаточно активно, и это без труда могут видеть родители новорожденного. Перемены в таком возрасте касаются не только внешности, но и эмоциональной сферы младенца. Ребёнок растёт не по дням, а по часам, его маленький организм становится крепче, во взгляде появляется осознанность, личико разглаживается и на нём уже можно увидеть мимику.

Дать оценку правильности или неправильности развития малыша в возрасте 3-х месяцев родители могут только в том случае, если хорошо ознакомлены с психологическими и физиологическими особенностями данного периода. О них будет рассказано дальше в статье.

В первую очередь следует обратить внимание молодых родителей на то, каким должно быть физиологическое азвитие ребёнка в 3 месяца. На протяжении этого периода времени малыш набирает примерно 800 граммов веса и прибавляет в росте около 2.5-3 см. Не страшно, если отмечаются небольшие отклонения от описанных норм. Продолжается стремительный рост всех органов и систем маленького организма. Для данного периода характерны некоторые особенности поведения малыша, обусловленные интенсивным развитием клеток головного мозга и нервной системы.

Младенец в 3-месячном возрасте уже намного лучше координирует свои движения. Он освоил способности подносить к лицу ручки с игрушками, тянуть в рот пальцы, играться с погремушками. Младенец может контролировать и собственные движения ножками. Это можно увидеть, положив около них небольшой мячик, который ребёнок будет отталкивать. В возрасте 3-х месяцев мышцы спины и позвоночник малыша ещё развиты слабо и не окрепли. Однако, если мама будет пытаться слегка потянуть дитя за ручки, когда он лежит на спине, кроха будет совершать попытки принять сидячее положение. Если же уложить младенца на животик, то он из такого положения обопрётся на ручки, перенося нагрузку на предплечевую область, и хорошо удерживая голову. В этом возрасте некоторые детки уже могут без труда переворачиваться на бочок. При поддержке родителей младенец уже упирается ножками в твёрдую поверхность и делает попытки к совершению своих первых шагов.

Подвижность ребёнка в возрасте 3-х месяцев высока, и родители должны обращать на этот факт своё внимание. Некоторые малыши в это время уже проявляют способность к смене положения своего тела в пространстве, переворачиваясь со спины на животик или бочок. И поэтому кроху нельзя оставлять без присмотра, чтобы он не получил травму.

В 3-месячном возрасте можно уже начинать развитие познавательной сферы малыша, помогая ему установить взаимосвязь между функциями слуха и зрения посредством погремушек и крутящихся мобилей, подвешенных над детской кроваткой. Желательно, чтобы детали таких игрушек имели насыщенный и яркий цвет, оснащались спокойной подсветкой и приятной мелодией, которую при необходимости можно будет отключить.

Развитие и питание ребёнка в 3 месяца, по мнению большинства педиатров, сильно взаимосвязаны. Малыш должен получать необходимое количество питательных компонентов, витаминов, минеральных веществ, чтобы полноценно расти и развиваться. Получить весь комплекс необходимых его маленькому организму веществ он может только при употреблении в пищу материнского грудного молока. Особое внимание следует обратить на тот факт, что на этапе развития 3 месяца ребёнку прикорм не нужен. Необходимости в употреблении овощей, фруктов, каш малышом просто нет, поскольку все питательные компоненты он получает из материнского молока. Допаивать ребёнка в таком возрасте водой также не стоит. С целью предотвращения развития рахита малышу можно по рекомендации детского педиатра давать препараты с витамином Д в форме капель.

В течение суток 3-месячный малыш должен кушать примерно 800 мл материнского грудного молока. Если количество приёмов пищи за 24 часа у ребёнка такого возраста составляет 7 раз, то за один приём малыш должен съедать около 115 мл грудного молока. Если мама замечает, что младенец ест меньше, но при этом просит грудь чаще – она не должна препятствовать таким попыткам. Доказано, что кормление новорожденного по его требованию положительно отражается на состоянии психики малыша, его эмоциональном и физическом развитии. Если кроха не добирает нужное ему количество питания из груди матери, то женщина должна обсудить с врачом возможность докармливания искусственными молочными смесями. Если малыш находится полностью на искусственном вскармливании, то давать ему бутылочку со смесью по требованию нельзя. Желательно, чтобы между двумя кормлениями в таком случае проходило около 3-3.5 часов.

Режим дня ребёнка 3-х месяцев от роду

В 3-месячном возрасте у ребёнка обычно уже сформирован режим бодрствования и отдыха. Если младенец здоров, то ночью он спит около 10 часов, иногда прерываясь для того, чтобы покушать. Детские педиатры сходятся во мнении относительно того, что родителям не стоит подходить к детской кроватке каждый раз, когда малыш пробуждается. Если ребёнка ничего не беспокоит, он через короткое время вновь уснёт. Днём младенец возрастом 3 месяца спит по 1.5-2 часа, просыпаясь по 3-4 раза и бодрствуя недолго.

Детские врачи советуют в дневное время как можно чаще гулять с малышом. Особенно хорошо, если он будет спать на свежем воздухе. Выходить на улицу с 3-месячным новорожденным не следует только при сильном ветре, дождевой погоде и низкой температуре (менее 10 ºC). Но всё равно желательно днём не надолго приоткрывать окошко в комнате, где отдыхает кроха. Летом гулять с ребёнком на улице рекомендуется не меньше 6 часов в день.

Родители должны приучать малыша к водным и гигиеническим процедурам, которые лучше проводить с утра. При помощи смоченного в кипячёной воде ватного диска следует ежедневно утром протирать личико и глаза младенца. Периодически необходимо чистить носик и ушки ваткой, скрученной в жгут. Если кроха испачкался, то его следует подмыть тёплой проточной водой.

Купание малютки 3-х месяцев от роду желательно осуществлять в вечерние часы, перед отходом ко сну. Однако при излишнем возбуждении лучше процедуру купания новорожденного перенести на дневное время. Для крохи в таком возрасте важное значение имеет вода, в которой его купают. Её температура должна варьироваться в диапазоне от 36.6 до 37.5 ºC. Если на коже младенца появились высыпания, то с разрешения детского педиатра можно после купания ополаскивать тельце крохи слабым отваром череды, чистотела или ромашки.

Навыки, которыми должен обладать малыш в 3 месяца

При нормальном и полноценном развитии младенец 3-х месяцев от роду обладает следующими навыками:

  • Узнаёт лица окружающих его людей и родителей, и, увидев их, радостно приветствует, улыбается.
  • Может улыбаться самостоятельно или в ответ на доброжелательную улыбку взрослого человека.
  • При возникновении постороннего и сильного шума реагирует, поворачивая головку и ища его источник.
  • При помощи звуков малыш привлекает к себе внимание родителей.
  • Совершает движения сосательного характера, увидев грудь мамы или бутылочку с молочной смесью.
  • «Разговаривает» с мамой посредством гуления в ответ на её речь.
  • Если младенцу скучно, он начинает капризничать.
  • Если во время кормления возникает громкий звук, ребёнок отвлекается от еды, пытаясь понять, откуда он возник.
  • Проявляет радость по отношению к конкретным игрушкам.
  • При появлении яркого предмета (например, мобиля) новорожденный следит за его колебаниями.
  • Исследует руками собственное туловище.
  • Проявляет повышенный интерес к своим рукам.
  • Хватает интересные предметы, которые протягиваются взрослыми, и норовит затянуть их в рот.
  • Делает перевороты со спинки на бок или животик и возвращается в исходное положение.
  • Старается попасть ручками по игрушкам и погремушкам, развешанным над кроваткой.
  • Удерживает головку несколько секунд, лёжа на животике, может подтягиваться на предплечьях.
  • При помощи родителей может, лёжа на спине, подтягиваться.
  • Расположившись на руках у мамы или другого взрослого человека, может долго удерживать голову.
  • Радуется при совершении водных процедур, испытывает от купания удовольствие.
  • Активно сжимает ручки в кулачки, и потом разжимает их.
  • Некоторые малыши в 3 месяца уже умеют смеяться.
  • Если взрослый поддерживает ребёнка под мышки, тот старается упереться ножками в твёрдую поверхность.

Многие родители проявляют беспокойство, увидев, что их младенец не выполняет вышеописанных действий в полной мере. На самом деле ничего страшного в этом нет, ведь организм у каждого новорожденного индивидуален, и следует подождать несколько дней, пока ребёнок освоит новые умения и порадует ими родителей. Так, например, существует утверждение, что развитие и уход за ребёнком мальчиком в 3 месяца несколько отличается от того, который применяется в отношении девочек, которые развиваются быстрее и, соответственно, раньше показывают маме с папой весь перечень своих способностей.

Изменения в психологическом развитии

В возрасте 3-х месяцев у крохи появляются изменения и на психологическом уровне. Малютка активно проявляет свои эмоции. Если ему что-то не нравится, он кричит, плачет. При виде мамы ребёнок улыбается, гулит, пытается растянуть гласные звуки, словно поёт. В этом возрасте можно заметить и активную мимику малыша. Увидев знакомого взрослого человека (мамы, папы, бабушек и дедушек) новорожденный интенсивно двигает ручками и ножками, поскольку у него проявляется так называемый «комплекс оживления».

Некоторым деткам в возрасте 3-х месяцев нравиться много времени проводить на руках у родителей. Отказывать в выполнении этого простого желания не стоит. В таком положении ребёнок будет пытаться повторить слова, сказанные взрослым, улыбаться и радоваться близкому присутствию родного человека.

Так как говорить младенец в таком возрасте не умеет, он выражает все свои потребности плачем, причём в зависимости от желаний (еда, внимание мамы или смена памперсов) он будет хныкать по-разному. По истечении 3-х месяцев после рождения крохи хорошая мама уже может различить, по какому именно поводу плачет её дитя.

Видео: Особенности развития ребенка в 3 месяца

Напоминаем, что самостоятельные домашние наблюдения и оценку развития ребенка в 3 месяца нужно проводить в определенных условиях. Иначе результаты такого обследования будут не вполне достоверными.

Развитие ребенка в 3 месяца. Положение «лежа на животе»

. В 3 месяца ребенок уже может поднимать голову на 45-90° над подстилкой и уверенно удерживать ее в таком положении минимум 1 минуту. При этом он опирается на оба предплечья, а его таз и бедрышки прижаты к поверхности и лежат ровно, то есть заметно разогнуты и слегка вытянуты.

Развитие ребенка в 3 месяца. Реакции и навыки

Медленно и аккуратно поднимите лежащего на спине малыша в сидячее положение. В 3 месяца в положении сидя он должен удерживать голову прямо примерно полминуты, но еще могут наблюдаться неустойчивость и покачивания головы из стороны в сторону.

Теперь опять положите малыша на спину и слегка потяните вверх за ручки так, чтобы он немного приподнялся (повис) над подстилкой. В таком положении его головка как минимум 2 секунды должна удерживаться на одной линии с позвоночником и только потом опускаться вниз.

Вообще для развития ребенка в 3 месяца характерно стремление удерживать головку вертикально при каждом изменении положения тела.

Возьмите малыша обеими руками под мышки спиной к себе (головку поддерживайте большими пальцами) и вертикально поставьте на обе ступни на твердую гладкую поверхность (это может быть обычный стол). В 3 месяца при соприкосновении с поверхностью , как будто он не может стоять.

Попробуйте немного наклонить тело ребенка вперед, перенести вес тела сначала на правую, потом на левую ногу. В данном случае развитие ребенка в 3 месяца значительно отличается от предыдущих двух месяцев. Рефлекторные шаговые движения (как будто малыш идет) и сопутствующее им попеременное выпрямление ног, которые вы могли наблюдать раньше, теперь проявляться не должны.

Положите малыша на спину. Возьмите какую-нибудь погремушку (лучше красного цвета и диаметром не менее 5 см), какое-то время подержите на расстоянии 25 см от лица ребенка и начните ее медленно передвигать.

Если он заметил погремушку, т.е. остановил на ней взгляд, зафиксировал, то должна наблюдаться реакция всего тела – оживленное движение руками и ногами, при этом оно уже не будет абсолютно хаотичным. В 3 месяца ребенок способен протянуть по направлению к погремушке обе руки с полуоткрытыми ладонями (как бы пытаясь ее ухватить) и даже может коснуться предмета (что возможно, но не обязательно).

Если что-то не получилось, попробуйте еще раз.

Развитие ребенка в 3 месяца. Взаимодействие с внешним миром.

Положите ребенка на спину. Подержите красную погремушку перед его глазами на расстоянии 15-20 см. Когда малыш поймает ее взглядом, спокойно и медленно доведите погремушку до поверхности, сначала в одну, затем в другую сторону.
Развитие ребенка в 3 месяца уже позволяет следить за погремушкой, двигая глазными яблоками от одного до другого угла глаза. При этом может поворачиваться и голова малыша, что, однако, пока не является обязательным фактором. В зависимости от обстоятельств этот опыт можно повторить несколько раз.

Ребенок лежит на спине. Позвоните колокольчиком один раз возле правого, а затем возле левого уха малыша так, чтобы тот его не видел. Остановка взгляда или движение ребенка свидетельствуют о том, что он прислушивается к звону. Эта реакция должна наблюдаться и с правой, и с левой стороны. Если малыш проявляет неудовольствие, повторите опыт, сделав звук «мягче», то есть отодвинув колокольчик на более отдаленное расстояние.

Развитие ребенка в 3 месяца. Речевые навыки и общение.

Улучите момент, когда ваш малыш находится в приподнятом настроении, положите его на спину, наклонитесь и обратитесь к нему, пообщайтесь с ним, делая паузы (минимум 10 секунд), чтобы ребенок в ответ тоже мог выговориться. Прислушайтесь, какие звуки он при этом использует.

Развитие ребенка в 3 месяца отличается произнесением первых слоговых цепочек: малыш выстраивает в ряд связанные между собой гласные звуки, особенно близкие к «е» и «и». Он может добавлять к ним согласные звуки, и тогда появляются звуковые образования типа ей-ейе, ей-ди, е-ве, ей-ге. Младенец может произносить эти «слова» не четко, какую-то часть из них будет сложно или даже невозможно воспроизвести.

Кроме того, в 3 месяца ребенок способен создавать и, так называемые, ррр-цепочки, когда звук “р” быстро повторяется несколько раз подряд и слышится как гортанный звук (как при полоскании горла). Обычно при произнесении такой ррр-цепочки малыш испытывает особую радость от образования собственных звуков.

Если непосредственно в момент наблюдения ваш ребенок упорно молчит или общается неохотно, постарайтесь вспомнить или специально при случае обратите внимание на то, какими звуками он выражает радость, удовольствие или неудовольствие.

Важным показателем развития ребенка в 3 месяца является, как ее принято называть, «социальная улыбка». Это значит, что малыш радостно реагирует на появление другого человека, он начинает улыбаться и оживленно двигаться. Обратите внимание, что в этом возрасте улыбку у ребенка может вызвать любой человек, младенец пока еще не различает близких и чужих людей.

Чтобы проверить эту реакцию, нужно наклониться над ребенком (сделайте это сами или попросите кого-нибудь из близких) и, улыбаясь, поговорить с ним, двигая при этом головой, т.к. появление «социальной улыбки» провоцирует именно движущееся человеческое лицо.

Уже к возрасту 10 дней малыш общается с миром не только рефлекторно - он активно учится пользоваться своими сенсорами. В частности, большинство детей к середине второй недели жизни умеет удерживать в поле зрения движущийся предмет - яркую погремушку диаметромоколо 10 сантиметров, например. Если Вы поместите таковую на уровне груди лежащего на спине ребенка (на расстоянии около 40-50 см), и станете медленно перемещать ее вправо-влево, то увидите, как малыш фиксирует игрушку взглядом. И пусть эта фиксация продлится всего лишь несколько секунд, а "избыточные" скачкообразные движения глаз новорожденного будут далеки от скупого рационализма, с которым отслеживают движение предметов глаза взрослых, непременно похвалите малыша - в конце концов, это стоило маленькому человеку определенного труда

Пройдет всего лишь неделя-другая, и ориентировочные зрительные реакции ребенка станут еще более развитыми - новорожденный трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы - лицо взрослого человека, например. Попробуйте приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным - и Вы увидите, как маленький человек тоже замрет, затормозит свои и без того не особенно быстрые движения, при этом внимательно, даже испытующе вглядываясь в Ваше лицо. Этот взгляд, между прочим, обладает огромной гипнотизирующей силой - не одна тысяча новоиспеченных отцов, в реальной жизни занимающихся делами жесткими и совершенно лишенными всяких сантиментов, таяла под этим строгим испытующим взглядом, как тает снег под апрельским солнцем. Равнодушно выдержать пристальный взгляд недавно родившегося человека не может никто - если не верите, попробуйте сами

К концу первогомесяца жизни новорожденный уже совсем неплохо владеет зрительным слежением - если Вы попробуете повторить тест с яркой погремушкой, описанный выше, то к собственной радости, увидите, как малыш легко фиксирует игрушку взглядом и успешно "провожает" ее глазами вправо и влево на расстояние до 30-40 см, ловко поворачивая при этом голову в нужную сторону. И движения глазных яблок ребенка уже намного более плавные и координированные.

Не менее эффективно "набирают обороты" и реакции, запускаемые с другого сенсора новорожденного - органов слуха. Если Вы встанете вне поля зрения ребенка 10 дней от роду,и на расстоянии 35-40 см несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Нечего и говорить, что за прохождение этого теста ребенка следует похвалить вдвойне - хотя бы потому, что сами взрослые не очень-то любят резкие звуки, возникающие вне пределов видимости.

К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение - они интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения. Если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь, простите за тавтологию, погремушкой, находясь вне поля зрения малыша. Или запеть. Или громко продекламировать отрывок из какого-нибудь сочинения Маяковского. Уже через несколько секунд маленький человек успокоится - его "бортовой компьютер" изменит приоритеты. Лежать тихо и прислушиваться малыш будет в течение нескольких секунд, после чего, возможно, примет решение вновь продолжить демонстрацию своей неудовлетворенности бытием - еди эта неудовлетворенность действительно имеет веские причины (кушать хочется, например А к концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая целых 10 - 15 секунд! Поверьте, это немало - даже полчаса времени, уделенные Вам самим генеральным секретарем ООН, стоят меньше, чем секунды внимания, подаренные мамам-папам месячными отпрысками

Тесты, оценивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции, имеют довольно важное значение, поскольку позволяет родителям убедиться в том, что соответствующие сенсоры малыша работают нормально.

К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только прогрессирующим улучшением работы сенсоров - куда более приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций ребенка на родительское присутствие. Месячный грудничок уже способен практически "сознательно" улыбаться матери или отцу в ответ на повторные ласковые обращения к его, малыша, драгоценнейшей персоне Внимание, новоиспеченные папы! Постарайтесь непременно заполучить этот замечательный приз раньше мам - мало что в этом мире настоящий мужчина может счесть более значимым достижением, чем первая в жизни улыбка ребенка, адресованная именно отцу. Добейтесь этого - и, честное слово, не пожалеете. Рецепт же достижения успеха довольно прост: нужно лишь стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени. И не жалеть собственной мимической мускулатуры - чем больше Вы будете улыбаться ребенку, тем скорее он ответит Вам аналогичным образом

Иногда родителям месячного ребенка может даже посчастливиться услышать... его смех. Чего и говорить, это бывает очень приятным - но, если этого не случилось в первый месяц, поводов для расстройства у мам и пап нет абсолютно никаких. В конце концов, у Вас впереди еще целая жизнь с малышом, и в Ваших силах сделать так, чтобы смех ребенка не был редкостью.

А еще ребенок первого месяца жизни пытается поднимать и удерживать голову, если его выложить на живот(и плоскую, умеренно мягкую поверхность). Кое-кому даже удается удержать голову в течение нескольких десятков секунд. Кроме того, уже месячные груднички частенько пробуют "говорить" - издают отдельные звукив ответ на настойчивые приглашения взрослого к "разговору"... В общем, достижениями первый месяц жизни отнюдь не обделен. И пусть некоторые из вышеперечисленных умений в той или иной степени имелись у малыша еще во внутриутробном периоде, это не в счет: свидетельства овладения собственным сложнейшим организмом, демонстрируемые ребенком после рождения, действительно заслуживают самого глубокого родительского уважения. В конце концов, обзавестись столькими чрезвычайно важными умениями за весьма небольшой, в общем-то срок, под силу далеко не всем взрослым. То ли, как говорится, еще будет!

Еще один месяц в жизни малыша не прошел даром - ребенок гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в периоде новорожденности. В этот период дети способны на довольно продолжительное по времени зрительное сосредоточение: неподвижный (и достойный его, малыша, то есть, внимания) предмет цепко "схватывается" взглядом и не отпускается на протяжении 20, а то и 30 секунд. Для того, чтобы убедиться в этом, возьмите яркую игрушку диаметром около 5-10 сантиметров и поместите ее в поле зрения ребенка - на расстоянии полуметра. Вместо яркой игрушки можете использовать... свое лицо. Раскрашивать его акварелью необязательно - малыша в Вашем лице привлекает отнюдь не игра цветов и оттенков: он уже достаточно взрослый для того, чтобы интересоваться, что за существо столь бесцеремонно вторглось в его персональное жизненное пространство

Не менее внимательно ребенок второго месяца жизни следит и за движущимися объектами - сопровождает перемещение заинтересовавшего его предмета не только взглядом, но и соответствующими поворотами головы. Для оценки этого умения можно использовать ту же самую игрушку, на том же расстоянии, медленно перемещая ее вправо-влево.

"Повзрослел" и слуховой анализатор малыша: теперь он активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Возьмите погремушку (достаточно "громкую") и слегка поработайте ею в течение 10 секунд, стояв полуметре от ребенка, но одновременно - вне поля его зрения. Услышав грохот, производимый пластиковым шедевром инженерной мысли, ребенок на некоторое время "задумается", после чего начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.

Кроме погремушек и прочих рукотворных источников шума, малыша интересуют и человеческие голоса. Попробуйте ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя все в том же полуметре от него и во все той же недосягаемости для его прямого взгляда - и маленький человек повернет голову в Вашу сторону! Это уже достижение, и немалое - всего месяц тому назад малыш этого не умел.

Расширился и объем двигательных умений ребенка - лежа на животе он уже умеет поднимать и в течение нескольких секунд удерживать голову. Используйте это в качестве ежедневного физического упражнения - наряду с другими, оно укрепляет скелетную мускулатуру малыша и способствует развитию координации движений. А отдельные, особо подвижные индивидуумы двухмесячного возраста в этом положении умеют еще и приподнимать верхнюю часть туловища, отталкиваясь от опорной плоскости обеими руками. Самые одаренные из таких маленьких "спортсменов" поражают родителей способностью переворачиваться не только на правый или левый бок, но и соспины на живот.

Но, пожалуй, самыми впечатляющими из достижений, свойственных второму месяцу жизни, являются прогресс в развитии эмоциональной сферы малыша и первые (если не считать возмущенного плача) попытки практического использования им своего речевого аппарата. Ребенок этого возраста способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. И он уже умеет отличать живые объекты от неодушевленных предметов - если в поле зрения двухмесячного малыша попадает другой ребенок, он будет непременно удостоен продолжительного и внимательного изучения. Изучения взглядом, разумеется - сам же юный исследователь при этом остается практически неподвижным (размышления, по-видимому, в этот момент захватывают его, как говорится, целиком и полностью

Некоторые малыши в это время уже умеют спонтанно... смеяться. Да-да - заливисто смеяться. Трудно найти на планете живое существо, способное ответить на вопрос, чего же такого смешного обнаружилось в жизни человека двух месяцев от роду, но это и неважно - просто сам смех такогомаленького ребенка великолепен и незабываем. И, пожалуй, именно этот смех можно смело отнести к числу самых ценных наград, предусмотренных природой для поощрения ударников и отличников на поприще нелегкого родительского труда

Что же касается "речи" двухмесячного отпрыска, то более умиляющей родительское естество можно признать, пожалуй, лишь... "речь" трех-четырех-пяти-и-более-месячного отпрыска На втором месяце жизни малыши периодически радуют слух мам и пап так называемым гулением - отдельными звуковыми феноменами, производимыми на свет, как правило, вне всякой связи с внешними раздражителями и всегда -довольно эмоционально. Что только добавляет интенсивности родительским восторгам. Запишите, то что Ваш малыш "сказал" в это время на пленку, или хотя бы на бумагу - все эти замечательные неподражаемые "а-а", "гу-у", "э-э-и" или даже великолепнейшее "кхе-е-е" доставят Вам в последующем немало удовольствия во время просмотра, прослушивания или просто прочтения.

Все это, разумеется, только начало. Какими будут последующие достижения малыша - в немалой степени зависит от развивающего участия родителей. Помните об этом, уважаемые мамы и папы.

Маленький человек продолжает усердно развивать своюмоторику и коммуникативную сферу - к концу 3-го месяца жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса вразвитии.

Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть "собеседником" - пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другогочеловека, обратившегося к его драгоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты - это ли не самый, что ни есть, настоящий "разговор по душам"? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым - ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют - но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении "сидя" требует от нервной системы малыша немалого труда - так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.

Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом - каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и "поймает" лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.

Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи - гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее - произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа "а-а-а-ы-ы" или "г-у-у". Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональнойсферы ребенка - потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленькийчеловек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.

Некоторые малыши уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый "комплекс оживления" - позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться надлежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет, он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует - большинство детей умеет так "комплексно оживляться" не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди

А еще дети трех месяцевжизни нередко умеют опираться на ножки - если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и "стоит",опираясь на всю ступню. Использовать это моторное "умение" ребенка в качестве физического упражнения не следует - потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.

Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений - смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.

А кое-кто умеет и того больше - уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений - так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или инойсферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.

В течение 4-го месяца жизни так называемый "комплекс оживления" - ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение взрослого демонстрируют практически все грудные дети. Особенно активно малыши дарят ослепительные улыбки, конечно же, мамам. И, конечно же, во время, непосредственно предшествующее кормлению И вообще, ребенок 4-х месяцев уже умеет легко выделять собственную мать из окружения - даже если в доме полным полно других людей. То время, что мама и малыш провели вместе, не прошло даром: маленький человек уже твердо знает, что в этом мире есть, по крайней мере, одно живое существо, готовое по первому зову прийти на помощь, накормить, защитить и подарить свои любовь, тепло и ласку. Еще лучше, если малыш к этому времени хорошо знает и другое такое существо - имеется в виду, отец, конечно Правда, для этого папе малыша нужно очень и очень постараться. К сожалению, жизненные реалии чаще всего таковы, что по количеству проведенного с ребенком времени подавляющее большинство отцов конкурировать с матерями попросту не в состоянии. Выход один: свое присутствие в жизни ребенка отец должен сделать максимально ярким и запоминающимся - вот это как раз и требует стараний

Слуховой анализатор малыша четырех месяцев уже вполне способен решать все возложенные на него природой задачи - ребенокможет уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его полей зрения. Для оценки этого умения попробуйте, например, позвонить в колокольчик (или включить магнитолу), стоя сбоку или сзади, на расстоянии метра от лежащего в кроватке малыша - после 2-3 секунд прислушивания, ребенок безошибочно повернет голову в Вашу сторону, найдет газами источник звука и уставится на него долгим изучающим взглядом.

То, что малыш уже научился прекрасно пользоваться своим слухом, можно увидеть и потому, насколько разной бывает его реакция на разные по характеру звуки и шумы. Если у Вас имеется какое-никакое музыкальное образование, а в доме наличествует музыкальныйинструмент, способный производит на свет мелодии (барабаны в данном случае не годятся, то можете попробовать сделать следующий тест. Дождитесь, когда маленький человек будет бодрствовать и сыграйте ему в течение минуты-другой что-нибудь размеренно-минорное - колыбельную, например. Или печальную балладу. Затем сделайте паузу в 15-20 секунд и "сбацайте" нечто зажигательно-танцевальное. Если малыш выдал на Вашу "плясовую" комплекс оживления, значит все у него в порядке. Вновь перейдите на минор - вскоре маленький человек успокоится и начнет демонстрировать лирическое настроение. Впрочем, для проведения этого теста можно запросто использовать и магнитофон, и CD-плейер, и компьютер, и свой собственный голос - так что музыкальное образование родителей тут обязательным, конечно же не является

Как "собеседник" малыш также "вырос" - к концу четвертого месяца жизни дети обычно частенько награждают обращающихся к ним взрослым не просто внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. Если взрослый говорит что-нибудь смешное (на взгляд малыша), разумеется Но особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети - если рядом с Вашим грудничком находится другое маленькое существо, стоит последнему лишь подать голос, как Ваш малыш тут же начнет искать его взглядом. И найдет, в конце концов, не сомневайтесь!

Кроме громкого смеха, четырехмесячный малыш может одарить взрослого собеседника и самой, что ни есть настоящей "речью". Ну, почти "настоящей", ладно уж... Звуки, которые производит на свет ребенок этого возраста, в физиологии и педиатрии официально именуются "свирелью" - потому что действительно нередко бывают весьма мелодичными и певучими.

Нормализовавшийсямышечный тонус в руках малыша и стремительноразвивающиеся мозговые центры позволяют этим самым рукам найти себе дела - к концу четвертого месяца жизни большинство детей уже не просто рассматривают предметы, но истараются дотянуться до таковых руками, ощупать, а то и захватить. Во время кормления ребенок также уверенно пускает "в ход" свои руки - старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Впрочем, отдельные вундеркинды норовят помимо рук придержать заветный источник калорий и положительных эмоций еще и... ногой. Но удается это действительно немногим - потому что гипертонус в мышечных группах нижнихконечностей в этом возрасте все еще сохраняется

Что еще умеет четырехмесячный малыш? Все то, что умеет трехмесячный - только более уверенно. А еще дети этого возраста могут демонстрировать восхищенным родителям массу других любопытных умений. Каких? Вот это мы надеемся узнать с Вашей помощью - пишите нам, не стесняясь: думается этобудет интересно любому человеку, носящему замечательное звание мамы илипапы. Или даже тем, кто только "примеряет" на себя эти самые звания.

На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет уже никогда в жизни. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. 3 месяц развития ребенка - как раз такой.

Комплекс оживления

За эти четыре недели малыш обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900граммов, и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы забирали его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их во время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - "комплекс оживления". Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову,лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая,ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже втечение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному емуяркому предмету.

3 месячному ребенку уже малопросто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначалеудивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. Вэтих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.

С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: "Откуда это? Что это?" Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причемкогда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, сподчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал мамезнать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.

К окончанию 3 месяца жизни малыша он должен уметь:

Лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.

Возможно, также, ваш малыш будет уметь:
- смеяться и визжать от восторга;
- лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.

Режим дня 3 месячного ребенка

К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для полдника, за которым следует очереднойсон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до тоговремени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспатьдо раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше. Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев.Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно ито же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.

Ночное кормление 3х месячного ребенка

Хотя некоторые дети к 3 месяцам уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.

Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпуститьвоздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока непочувствуете, что он съел достаточно.

Убедитесь в том, что вашребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.

Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.

Развивающие занятия с 3 месячным ребенком

Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию - будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.

Общение с представителями "самой гуманной профессии" в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций -дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другойстороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседоватьс опытным специалистом.
Малыш по-прежнему продолжает расти - и хотя он делает это уже несколько медленнее, чем в предыдущие месяцы, темпы ростаи развития остаются все еще очень высокими. К концу четвертого месяца жизни масса ребенка увеличивается в среднем на 750 -800 граммов, окружность головы становится больше на 1-1,5 сантиметра, а груди - на 1,5-2 см. Линейный же рост ребенка увеличивается в среднем на 2,5 сантиметра.

Неутомимо развиваются аналитические центры головного мозга и вся нервная система в целом - для того, чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, достаточно сравнить навыки и умения четырехмесячного малыша с теми, что свойственны детям третьего месяца жизни. Конечно, мощность, с которой функционируют анализаторы ребенка этого возраста далека от 100% - например, органы слуха малыша пока что "умеют" дифференцировать лишь звуки, различающиеся между собой на несколько целых тонов, в то время, как годовалый ребенок улавливает разницу в десятые доли тонов. До сих пор еще не "заработала" в полном объеме возможность стереоскопической оценки окружающего пространства, только-только начался процесс тонкого распознавания запахов... Но в целом умения и навыки четырехмесячного малыша несравненно совершеннее и разностороннее, чем те, что имелись на момент рождения.

Растут исовершенствуются также и другие органы и системы ребенка - масса легкихв этом возрасте уже почти в два раза превышает таковую у новорожденных,и примерно во столько же раз увеличивается площадь легочной поверхности, на которой происходит газообмен в процессе дыхания. В 1,5 раза по сравнению с периодом новорожденности увеличились размеры поджелудочной железы, масса печени стала больше на целых 40-50 граммов... Малыш стал гораздо лучше справляться с перевариванием пищи - теперь он может спать практически всю ночь, поднимая родителей лишь на заре (кушать потому что хочется. Кстати, теперь у ребенка уже имеется более или менее оформленное представление о времени суток: по крайней мере день от ночи он уже отличает и суточные ритмы с соответствующими пиками и спадами активности ему также хорошо знакомы.

Анатомический и физиологический "прорыв", который совершила центральная нервная система ребенка в предыдущие три месяца, требует адекватной развивающей нагрузки - так что у неравнодушных родителей-энтузиастов забот в это время явно прибывает. Нужно осваивать новую массажную технику, новый гимнастический комплекс, интенсифицировать и усложнять стимулирующие воздействия на нервно-психическую сферу малыша. А это требует времени и сил - так что крепитесь, дорогие папы и мамы... В утешение можно сказать только одно: по сравнению с последующими нагрузками на Вас, нагрузки нынешние очень скоро покажутся незначительными

С диететикой же пока что все обстоит по-прежнему: четвертый месяц жизни не подразумевает введения в рацион малыша принципиально новой пищи - чего бы там не было написано на этикетках и упаковках продуктов детского питания.









2024 © rukaraoke.ru.