Как заниматься с детьми дошкольного возраста грамматикой иностранного языка? Формирование грамматического строя речи у дошкольников


Слайд 2.

Грамматика — это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка, который на практике осваивает грамматические законы родного языка, совершенствуются не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребёнок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят». В результате у ребенка могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.

Слайд 3.

Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, то есть словообразование и словоизменение, а синтаксис — словосочетания и предложения.

Для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребёнку правильное речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Поэтому рассмотрим каждый раздел поподробнее.

Слайд 4.

Словоизменение - это изменение слов по числам, падежам, родам. Примером изменения слов по числам может служить игра «Один-много» (стол- столы, окно-окна).

Овладение дошкольниками изменением слов по падежам происходит на практическом уровне. В процессе словесных игр можно научить этому («Чего нет?», «Кому что?» - коту дам молоко, кролику дам морковку..., «Кто чем работает?» - маляр кистью, повар ножом, «Кто (что) с кем (чем)?» - тигрица с тигрятами, кошка с котятами, чашка с блюдцем, книжка с картинками..., «О чём мечтаешь?» - заяц мечтает о морковке, а ты о чём?, «Исправь ошибку» - мечтаю о телефон)

Игры с предлогами: «Угадай игрушку» - что лежит под столом, за диваном, перед тумбочкой, между столом и шкафом, над кроватью... «Что изменилось?»

Изменение слов по родам (мужской, женский, средний) нужно начинать с понимания рода существительных и прилагательных. игра «Угадай»: про что можно сказать круглый, круглая, круглое (солнце, стол, монета)

Слайд 5.

Словообразование - это образование новых слов

С помощью суффиксов:

Игры «Скажи ласково», «Помоги гному (великану)» кровать-кроватка-кроватища, стол-столик-столище)

«Чья, чей, чьи?» (заячья, лисий, медвежьи)

«Из чего сделано?» (из бумаги - бумажный, из дерева - деревянный, из слив - сливовый, из меха - ...)

С помощью приставок (корабль - плывет, переплывает, уплывает, заплывает...; самолёт - летит, перелетает, подлетает …)

С помощью сложения основ (сложные слова): сам летает - самолёт, сам катит - самокат, пыль сосёт - пылесос, у лисы рыжий хвост, лиса какая? (рыжехвостая), у верблюда два горба - двугорбый, у снегиря красная грудка - красногрудый.

Слайд 6.

Составление предложений доступно ребёнку уже с 2-3 лет. Прежде, чем ребёнок сможет составить предложение, н должен осмыслить о чём он будет говорить, то есть спланировать своё высказывание. А это уже глубокий мыслительный процесс. Поэтому нужно сначала учить понимать связные высказывания, инструкции (сначала простые, затем сложные). Например, покажи тетрадь карандашом, покажи карандаш тетрадью. Петя ударил Васю. Кому больно? Я пошел в кино, после того, как сделал уроки. Что я сделал раньше - пошел в кино, или сделал уроки? Володя сломал карандаш, который ему подарила Маша. Что случилось раньше Володя сломал карандаш, или ему его подарили?

При составление предложения по картинке, надо назвать всё, что изображено на ней, а затем предложить придумать предложение, помогая вопросом: скажи про... .

Чтобы предложения были более развёрнутыми, более информативными, надо учить распространять предложения, добавляя слова. (примеры из Новоторцевой «Логопедическая грамматика»)

Полезно исправлять предложения, добавляя или изменяя слова, предлоги.

Составление предложений из слов, данных в разбивку, формирует у детей умение правильно строить предложения, сохраняя смысл.

Слайд 7.

Согласование слов в предложении - одна из проблем у детей. Нарушение согласования называют аграмматизмами. Основную трудность составляют согласование прилагательных и числительных с существительными.

Всегда и везде мы можем «просчитывать» предметы. По дороге в детский сад посчитайте с ребенком машины, деревья, столбы, птичек… (одно дерево - два дерева… - пять деревьев). Поднимаясь по ступенькам, считайте ступеньки (одна ступенька - две ступеньки… - пять ступенек). Когда стоите на остановке, посчитайте этажи соседнего дома или сами дома. Собираясь завтракать, обедать, пить чай в воскресный день, посчитайте ложки, вилки, тарелки, чашки, конфеты, сушки, которые есть на столе. Когда играете с ребенком, попросите посчитать кубики, кукол, книги, карандаши… все то, что можно посчитать. Когда вы на даче собираете урожай, считайте яблоки, груши, сливы, которые лежат в корзинке и так далее. Так будет отрабатываться согласование существительных с числительными. Главное, чтобы окончания были правильными.

Просите подбирать к предметам признаки: дом - высокий, новый, деревянный, современный, одноэтажный и др. Обращайте внимание на окончания прилагательных, при возникновении трудностей, помогайте ребёнку вопросом: какая тыква - большая, какой огурец - большой, какое солнце - большое, выделяйте окончания.

На практическом уровне происходит овладение спряжением глаголов. Например, я собираю помидоры на огороде, ты собираешь..., он собирает..., мы собираем..., Вы собираете..., они собирают... . Аналогично в прошедшем и будущем времени.

Слайд 8.

У детей часто возникают аграмматизмы, то есть нарушения правил грамматики. Привести примеры из диагностики.

Причины аграмматизмов могут быть следующими:

1. Речь детей никто не исправляет.

2. Недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.

3. Недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха - дети «недослышат» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.

4. Наличие периода словотворчества (возрастные аграмматизмы сохраняются до 5-6 лет).

Слайд 9.

Грамматика у дошкольника развивается успешно, если соблюдаются следующие условия:

Создание благоприятной языковой среды: давать образцы правильной речи, культура речи взрослых;

Чтение художественной литературы;

Развивать у детей понимание речи, упражняя их в выполнении словесной инструкции, в ответах на вопросы; беседах по содержанию прочитанного;

Развитие грамматических умений в процессе игровых заданий и речевого общения;

Поощрение детского словотворчества;

Исправление грамматических ошибок.

Слайд 10.

Исправлять грамматические ошибки нужно правильно:

1. Исправлять ошибки надо обязательно! Дети будут привыкать осознавать языковые нормы.

2. Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка который говорит, так и у тех детей, которые его слышат

3. Не повторять за ребенком неправильную форму, а сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить.

(Методика исправления грамматических ошибок (О.И. Соловьева, Л.М. Бородич)

Слайд 11.

Итак, сформулируем правила для смелых и упорных родителей.

Если ребёнок испытывает затруднения в грамматических заданиях, то выполняйте эти задания не иногда, не часто, а очень часто. Через какое-то время он будет легко выполнять их.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

Если что не получилось или получилось с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Здравствуйте!

При подготовке к школе необходимо заниматься с детьми развитием речи. Уже с 3-4 лет можно играть с детьми в грамматические игры. Вы можете задать мне вопросы. Зачем грамматика таким маленьким детям? Может она и не нужна? Зачем так рано забивать детям голову разными склонениями, спряжениями, приставками и суффиксами, зачем знать про падеж, род, число и т.д?

Конечно, изучать все правила, Ваш ребёнок будет на уроках русского языка в будущем. Но и начиная с 3-4 лет, Ваш малыш обязательно должен научиться строить свою устную речь правильно. Он должен научиться говорить в соответствии с нормами и правилами родного языка. И этому легко можно научиться в игре.

Вы же обязательно будете обращать внимание на правильность построения речи Вашего малыша, будете исправлять ошибки. А чтобы не делать формальных замечаний, что так не говорят. Именно в этот момент предложите Вашему малышу поиграть в грамматические игры.

Такие игры помогут Вашему малышу развить «чувство языка» и предупредят возникновение новых ошибок. Во время игры Ваш малыш с большим удовольствием будет экспериментировать, и открывать для себя всё новые и новые закономерности родного языка.

Предлагаю Вам следующие игры.

ИГРА 1. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

В этой игре Вашему малышу необходимо назвать, то есть создать новые слова из предложенного слова, используя ласкательно-уменьшительные суффиксы.

Начните с имени своего ребёнка. Спросите, как его называют все члены Вашей семьи. Например, Вашего малыша зовут Ваня. Его в семье ласково могут называть все по-разному: Ванечка, Ванюшка, Ванятка, Ванюшечка, Иванушка. Так же можете поэкспериментировать с именами мамы, папы, бабушек, дедушек и т.д.

Гуляя на улице, можно всё, что Вы видите тоже называть ласкательно-уменьшительными словами. Например, дом – домик, трамвай – трамвайчик, солнце – солнышко и так далее.

Если у Вас есть животные, то тоже им можно дать и ласкательные имена. Можно использовать не только имена собственные животные. Например, собака – собачка, кошка – кошечка, хомяк – хомячок и т.д.

ИГРА 2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

Эта игра разовьёт у Вашего малыша «языковое чутьё» и внимание к слову, он научится точно подбирать слова по смыслу.

Эта игра из серии «Грамматика для дошкольников» научит Вашего ребенка различать смысловое значение приставок в словах. Например, налить (чай в чашку), полить (цветы), вылить (грязную воду), пролить (нечаянно кофе).

Попробуйте поиграть со своим малышом в такую игру. Просто, чтобы Вы ни делали, начните проговаривать: — Я бельё… Ваш малыш пусть добавит: — глажу. Мы с тобой в лифте… (поднимается или опускаемся). Конечно, первое время Вам придётся подсказывать ребёнку Ваши действия.

В эту игру можно играть даже на кухне. Например, Вы накрываете с ним вдвоём стол к обеду. Попросите Вашего малыша озвучивать все Ваши и его действия. Тарелки… (расставляем), ложки … (раскладываем), хлеб… (режем) и т.д.

Попросите ребёнка помочь Вам, что он уже умеет делать? Подметать пол, пылесосить ковёр, убирать свои игрушки, кормить Ваших домашних животных и т.д.

Рассмотрите картинки и пусть Ваш малыш скажет, что делает гномик Шляпсик.

ИГРА 3. КТО ОТКУДА И КУДА

Эта игра поможет Вашему малышу правильно подбирать предлоги. Например, за углом детская площадка, под стулом ботинки, на тумбочке шкатулка и т.д. Попробуйте со своим малышом ставить/класть игрушки/предметы: на, около, за, перед, (рядом) с и т.д.

Посмотрите с ребёнком картинки:

ИГРА 4. КТО КЕМ РАНЬШЕ БЫЛ

Эта игра поможет Вашему малышу узнать грамматически правильные названия животных при рождение. Например, кошка – котёнок, собака – щенок, волк – волчонок и т.д. Рассмотрите со своим ребёнком картинки ниже:

ИГРА 5. ДВА В ОДНОМ

Эта игра поможет Вашему ребёнку из двух слов составить одно.

Посмотрите вместе с малышом картинки и пусть он попробует по подобию придумать свои слова.

ИГРА 6. КТО В КАКОМ ДОМИКЕ ЖИВЁТ

Эта грамматическая речевая игра поможет Вашему ребёнку правильно определить род предметов на картинках. В домиках «он», «она», «оно» живут слова мужского, женского и среднего рода. Пусть Ваш малыш «расселит» слова по домикам – интуитивно определив их род без названия терминов. Называйте слова, показывайте картинки или сами предметы своему малышу, а он пусть расселяет их по домикам.

ИГРА 7. ЗАГАДКИ

Эта игра поможет Вашему малышу овладеть очень важным, но довольно сложным умением логично, выразительно и последовательно описывать предложенные ему картинки или предметы.

Предложите своему малышу придумывать самим . Сначала вспомните с малышом загадки, которые уже знаете. Напомните ему, что такое загадка. Для начала можно придумывать загадку по картинкам или, например, по любому фрукту или овощу.

1. Допустим, Вы взяли грушу.

Показываете грушу и не называя её, говорите:
– похожа … (…»на лампочку», — говорит ребёнок).
— она …. (сочная, вкусная, сладкая).
— Что это? (Груша)

2. Картинка – морковь.

«Она длинная как……………(карандаш, указка, палочка и др.) Она оранжевая, как……………..(апельсин, солнышко, майка Вашего ребёнка). Её любят… (зайчик, лошадка, кролик). Она вкусная как……………..(любимое блюдо ребенка).Что это? (Морковь)

Если Ваш ребенок, играя в грамматические игры и проявляя словотворчество, вдруг придумал слово, которого не существует в языке (например, детёныша коровы назвал «коровёнок» или дерево назвал ласково «деревьеце»). Вы скажите ему: «Возможно, такие слова могли бы существовать, но люди договорились, что будут говорить по-другому: корова – телёнок, дерево - деревце»

Игры со словами – очень важный вклад в развитие Вашего дошкольника. Такие игры развивают у Ваших детей языковые способности. А значит - помогут Вашему малышу не только легко освоить родной язык, но и в дальнейшем без проблем освоить иностранные языки.

Понравились игры — расскажите друзьям. Нажмите на кнопочки ниже.

А Вы в какие грамматические игры играете со своим ребёнком. Поделитесь с нами в комментариях. Нам всем очень интересно.

Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.

Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.

Спасибо Вам за понимание.

С уважением - Лидия Витальевна.






Пособие...

Читать полностью

Данное методическое пособие направлено на освоение ребенком грамматического строя русского языка. Работая с предлагаемым материалом, дети научатся:
согласовывать существительные с притяжательными местоимениями и с прилагательными в роде и числе;
правильно употреблять предлоги;
составлять предложения по сюжетным картинкам и вопросам.
Тщательно подобранный иллюстративный материал в сочетании с разнообразными вопросами и заданиями поможет ребенку освоить важные умения - слушать и различать слова и словосочетания, а также правильно употреблять существительные в разных падежах, что в дальнейшем, при овладении письмом, позволит предотвратить многие ошибки.
Работа с материалами пособия предполагает внимательное рассматривание картинок и их обсуждение, ответы на все поставленные вопросы, игры со словами и рисунками, составление предложений с опорой на картинки. Текст, набранный курсивом, подскажет взрослым, как примерно должны звучать ответы малыша.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям и родителям.

Скрыть

Дидактическая игра "Ягодное варенье" для детей 6-7 лет

Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед МАДОУ,д/с "Буратино",районный центр Кыра,Забайкальский край
Важным показателем готовности к школе является речевое развитие ребёнка.Фонематический слух,грамматический строй речи,большой лексический запас позволяет детям хорошо понимать объяснения учителя-логопеда и грамотно строить свои ответы.Для проверки этой способности предлагаю игровые задания, которые использую в своей логопедической работе.Данный практический, наглядный материал подготовила в программе для составления презентаций.Игровые упражнения могут проводиться в период изучения темы "Ягоды" , дидактическая игра будет полезна педагогам для обследования грамматического строя речи, словарного запаса в работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель: расширение словарного запаса
Задачи:
- формировать навыки образования относительных прилагательных;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
- развивать внимание, память, мышление, речь;
Описание игры
С целью совершенствования грамматического строя речи,следует показать детям картинку весёлого повара и картинки с изображением ягод. Предлагаем детям рассказать,какое варенье,сок,приготовил повар из этих ягод.

Первый вариант игры

Согласование прилагательных с существительными среднего рода
-Сегодня утром повар приготовил варенье.

А какое оно,мы не знаем.
-Давайте попробуем назвать варенье.
-Варенье из клубники?Какое?


-Клубничное варенье


-Варенье из малины?Какое?


-Малиновое варенье


-Варенье из смородины?Какое?


-Смородиновое варенье


-Варенье из голубики?Какое?


-Голубичное варенье


-Варенье из крыжовника?Какое?


-Крыжовенное варенье


-Варенье из ежевики?Какое?


-Ежевичное варенье


Игру можно продолжить,называя другие ягоды.
-Варенье из брусники-брусничное варенье
-Варенье из черники-черничное варенье
-Варенье из земляники-земляничное варенье
-Варенье из черёмухи-черёмуховое варенье
-Варенье из облепихи-облепиховое варенье

Второй вариант игры

Игра "Назови сок" ,чтобы дети поупражнялись в образовании относительных прилагательных.
Будем в повара играть
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,
Какой сок сготовишь,назови.
(Дети отвечают полным предложением на вопросы логопеда)

-Сок из клубники?Клубничный сок.
-Сок из малины?Малиновый сок.
-Сок из смородины?Смородиновый сок.
-Сок из клюквы?Клюквенный сок.
-Сок из брусники?Брусничный сок.

Третий вариант игры

Игра "Весёлый счёт" ,чтобы дети поупражнялись в согласовании числительного с существительным и прилагательным,используя наглядный дидактический материал.
-Одна ягода спелой клубники,две ягоды спелой клубники,три ягоды спелой клубники,четыре ягоды спелой клубники,пять ягод спелой клубники


-Одна ягода синей голубики,две ягоды синей голубики,три ягоды синей голубики,четыре ягоды синей голубики,пять ягод синей голубики


-Одна сочная ягода малины,две сочные ягоды малины,три сочные ягоды малины,четыре сочные ягоды малины,пять сочных ягод малины


-Одна тёмная ягода ежевики,две тёмные ягоды ежевики,три тёмные ягоды ежевики,четыре тёмные ягоды ежевики,пять тёмных ягод ежевики


-Одна зелёная ягода крыжовника,две зелёные ягоды крыжовника,три зелёные ягоды крыжовника,четыре зелёные ягоды крыжовника,пять зелёных ягод крыжовника


Таким образом,при использовании данных заданий,дети научились употреблять правильные грамматические формы слов,усвоенный материал обеспечил достижение результата у детей в развитии связной речи.







2024 © rukaraoke.ru.