Каких кукол делали наши предки и чем они кардинально отличались от современных игрушек? Белорусские куклы своими руками. Русская тряпичная кукла Белорусская народная кукла из бумаги


30.05.2012 - 09:34

Когда и в помине еще не было игрушечных магазинов и лавок, в каждом доме и в каждой семье у детей были куклы. Изначально кукла служила тотемом и обрядовым символом, достаточно медленно превращаясь в исключительно развлекающий ребенка предмет.

Доменика, певица:
Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и передает куклу своей дочке.
Тряпичные куклы были в каждой семье. А вот как они выглядели и какую роль играли, нам расскажет мастер народных кукол Валентина Ивановна Шкробот.


Есть несколько способов изготовления традиционной народной куклы. Куколка на скрутке: прямоугольник ткани скручивался рулончиком. Перевязывалась, одевалась. Называется эта куколка «матушкино благословение».

Каждая тряпичная кукла была не похожа на свою коллегу. Но традиционно все они делились на группы по способу изготовления и предназначению.

Куклы-колокольчики (их еще называли «узелковыми») в основе имели наполненный пухом или соломой шарик. Куклы-неразлучники всегда связаны парами. А куклы-рванки сопровождали ребенка с рождения до тех пор, пока не рвались. Их делали из старых вещей матери, не используя иголок и ножниц – чтобы жизнь у малыша была «не резаная и не колотая».

Существовали даже специальные куклы, которым ребенок мог пожаловаться на свою беду, сообщили в программе на СТВ.

Валентина Шкробот, член Союза мастеров народного творчества Беларуси:
Были куклы малюсенькие игровые. В частности, зайчик на пальчик. Одевалась она на пальчик, сжималась в кулачок так, чтобы торчали ушки. И в ушки нашептывалась проблема, которую невозможно было разрешить.

Кукла с названием «кубышка-травница» была игрушкой «целебной». Наполненную лекарственными травами, эту куклу помещали в детскую кроватку или просто давали ребенку в руки.

Помимо развлекательной функции в традиционных народных игрушках закладывалась и воспитательная. Девочку учили домашней стряпне, отмеривая пропорции продуктов по кукле. И, конечно, с помощью игрушек готовили к будущей роли матери.

Валентина Шкробот, член Союза мастеров народного творчества Беларуси:
Не зря делались куклы-пеленашки. На малюсенькой кукле-пеленашке, величиной с палец, девочки учились, готовились стать будущими мамами. Они учились закручивать ребеночка, были какие-то ролевые игры.
Были куколки-ведучки – мама ведет ребенка. У них одна нераздельная рука. На этой руке расположен ребеночек. Мама ведет его в жизнь. Рука – символ непрерывного передаваемого знания. Ребеночек ощущает за своей спиной маму, это как надежный тыл, и мама ведет его в мир, готовит к жизни.

У тряпичных кукол не было лица. Считалось, что таким образом кукла становится неодушевленной и в нее не могут вселиться злые духи. А значит, она будет безопасна для ребенка.

Валентина Шкробот, член Союза мастеров народного творчества Беларуси:
Если девочки игрались с тряпичными куклами, то мальчики, скорее всего, играли с деревянными. Они были им ближе по своей сути.

Изготовлением деревянных игрушек занимались, естественно, мужчины и мальчишки постарше. В качестве персонажей использовались звери и домашние животные, фигурки крестьян и герои народных сказок, сообщили в программе на СТВ. Нередко из дерева мастерились довольно сложные конструкции, в которых, например, косцы лихо орудуют своими инструментами, а медведи стучат молоточками или дружно распиливают бревно.

А деревянные трещотки когда-то заменяли, наверное, погремушки.

Еще одним любимым материалом для игрушек была глина. Кроме свистулек из глины делались самые разные фигурки людей и животных.

А вот, кстати, и прообраз современного домика Барби – крестьянский дом из глины со всеми его обитателями, утварью, пирогами и самоваром.

Валентина Шкробот, член Союза мастеров народного творчества Беларуси:
Во все эти куклы были заложены даже основы миропонимания. Все, что окружало, все, что видели, было перенесено в куклы.

Игрушки делались даже из золы, из початков кукурузы, еловых шишек и соломы. И все они доставляли детям даже большую, чем современные яркие и сложные куклы, машинки и роботы, радость.

Доменика, певица:
Из любого подручного материала, будь то текстиль, войлок, солома или глина, можно сделать игрушку своими руками. И вместе с ней вы передадите ребенку свою любовь и ласку, радость и смех. В этом сила влияния игрушки на ребенка. Через нее кто-то очень близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво и мудро.

Хотите погрузиться в мир детства? Показываем уникальные куклы из Советского Союза



Погрузиться в мир детства предлагает уникальная выставка «Кукольные истории».

Александр Головин, заведующий сектором отдела галерейно-выставочной деятельности Национальной библиотеки Беларуси:
Изначально кукла не была игрушкой, это было больше обрядовое или ритуальное приспособление. Куклы-мотанки, глиняные и деревянные куклы всегда были символом славянской игрушки.


Столетиями куклы создавались вручную, но фабричное производство сделало их доступными для многих.



Александр Головин:
П ервый полимерный материал, кото рый позволил массово выпускать и производить игрушки, целлулоид. Н апример, эт а неваляшка, но материал достаточно пожароопасен и из него эти куклы недолго производили.

Позже кукол стали делать из резины и пластика, например этот – самый крохотный пупс массового производства размером с ладошку.

Вероника Макаревич, корреспондент:
Вот это кукла Наташа – самая высокая в Советском Союзе. Ее рост – 76 см. Еще 40 лет назад она была большой редкостью, поэтому поиграть с ней мечтала любая советская школьница.


Были и исключения. Познакомьтесь с Изабеллой, родом из 60-ых.

Александр Головин:
Куклы-невесты в 80-90-ые годы были очень популярны м подарком на свадьбу. И х очень часто можно было увидеть на капоте либо на крыше автомобиля. Э та традиция, которая кажется нам немного странной, появилась еще в славянские времена, когда делали куклу-оберег в виде невесты и цепляли к свадебной повозке.

А в этой части экспозиции объемные диорамы представляют сцены из сюжетов известных сказок. Техника изготовления кукол – разнообразная. «Курочка ряба» – пример текстильной куклы, «Колобок» – чердачной.

Александр Головин:
Е е искусственно состаривают: варят в кофе, добавляют разные специи, спустя много лет, эти игрушки хранят аромат. П о легенде, на чердаке над кофейной фабрикой такая игрушка и была обнаружена.


На выставке есть работы Владимира Коношевича – создателя удивительных иллюстраций к произведениям Чуковского и Леонида Владимирского, придумавшего любимый всеми образ Буратино в полосатом колпачке.

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли "рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для Народной тряпичной куклы- мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального.


Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.


Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая на вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.


Кукла "Десятиручка" была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.


Куколка «Отдарок-на- подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.


Кукла "Желанница" Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни:)"


Кукла "Веснушка" C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости и красоты.


Кукла «Богатство, плодородие» Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.


Кукла "Кубышка-травница" Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек- юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.


Спиридон-Солнцеворот Люди говорили: "Спиридон- Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!». В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон- Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах.


Куватка Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался "Куватку" вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным.




«Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясавиц». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясавиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.


В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясавица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.


Кукла "Зерновушка" После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу- мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами. В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.


По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы. Она, имея образ человека, максимально приближена к игровой, и с ней могут играть дети. Ведь именно они более всего заинтересованы чтобы в доме царили мир и согласие. А если куклу делать вместе, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то ребёнок будет включен в возможность воздействовать на отношения таким символическим способом - принося куклу родителям в напоминание. Позитивная направленность даже в конфликтных ситуациях очень важна, и такая обереговая кукла будет этому способствовать. Живите в мире и радости!



Волшебная лавка – о белорусских куклах и орнаменте

Волшебная лавка - о белорусских куклах и орнаменте

Куклы смотрят на нас с полок магазинов. Самые разнообразные куклы - от китайских фарфоровых, маскирующихся под европейских паненок XIX века, до соломенных народных.



Куклы-обереги


Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси - соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.



Сувенир из глины


Гуляя по ТЦ «Столица», рядом с вокзалом, около Красного костела и Площади Независимости, вот уж где точно бывают туристы, я набрела на Волшебную лавку. Лавку, которая была спрятана в самом низу, около эскалатора. Лавка как лавка - магниты с приевшейся надписью Минск, русские матрешки (если итальянец не доедет до Москвы, матрешку он все равно купит), бусы и браслеты из различных камней. Но вот если присмотреться, есть сувениры и поинтереснее - обереги из соломки и глины, куклы-обереги.


Волшебная лавка

На куклах и остановимся. Традиционные белорусские куклы могут быть двух видов (если не считать глиняную игрушку - куклы из глины тоже были, но чаще всего все же лепили фигурки животных) - соломенные (в Беларуси вообще очень было распространено соломоплетение) и из ткани.

Куклы из ткани, такие как на фото выше, являлись исключительно оберегами. Они были очень простыми, у них не было лиц. Такие куклы могли сделать не только взрослые женщины, но и девочки.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест - как символ жизни и солнца.


Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Куклы из ткани делились на несколько видов.
Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье - такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой - 4-5 см.


Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения - к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Белорусский орнамент, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.


Вот значения некоторых из узоров:

1 - символ женской доли
2 - Мать и святое древо
3 - символ крепкой семьи
4 - символ солнца
5 - символ богатого человека
6 - символ Берегини
7 - Купалле. Хоровод
8 - Купалле. Огонь
9 - Купалле. Купалинка в танце
10 - Купальская трава с 3-мя цветами
11 - символ детей (защиты от несчастий)
12 - символ Матери
13 - оберег
14 - символ песни любви
15 - знак девушки-березы
16 - символ бога Ярылы
17 - свадьба
18 - символ предков
19 - символ начала любви и символ любви в расцвете
20 - символ невзаимной любви и символ память про любовь
21 - Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность
22. - Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы
23 - Жытняя баба. Символ урожайности и жизни
24 - символ пробуждения природы весной
25 - символ солнца


Обереги из глины и соломы - магниты


Сувенир из глины

Не памылюся, калі скажу, што любімай цацкай дзяўчынак з"яўляецца лялька. Цяпер яна мае забаўляльную функцыю. А хтосьці купляе лялькі, каб стварыць калекцыю. Напрыклад, калекцыю лялек "Дамы эпохі", экзэмпляры якой можна набыць у кіёсках Белсаюздруку. Дарэчы, калекцыянаванне прыгожых фарфоравых лялек з"яўлялася часткай арыстакратычнай культуры Расіі. Такія салонныя мініяцюрныя "дамы" ў прыгожых сукенках у дзіцячыя рукі траплялі нячаста, яны адыгрывалі эстэтычную ролю, выхоўвалі добры густ. У ролі мадэляў лялек доўгі час выкарыстоўвалі французы -- заканадаўцы моды. Адпаведных часопісаў тады яшчэ не было, а знатныя дамы ўсёй Еўропы жадалі быць апранутымі па апошняй модзе. Каб вырашыць гэтае пытанне, французы прыгадалі гісторыю часоў Старажытнага Рыма. Тады для дэманстрацыі моды ў правінцыйныя рэгіёны пасылалі невялікія размаляваныя фігуркі.

Іх называлі фігурынамі. У Францыі лялькі-манекены зваліся пандорамі. Гэта былі сярэдніх памераў лялькі з прыкладнымі прапорцыямі дарослай жанчыны, апранутыя па апошняй модзе. З лялькамі дасылаўся цэлы гардэроб, куфэрачкі з парфюмернымі навінкамі, вялікая колькасць аксесуараў. Пандораў куплялі або атрымлівалі ў падарунак знатныя і каралеўскія асобы Еўропы, якія па аналагу лялечных убранняў шылі свае. Пазней, у другой палове 19-га стагоддзя пандораў замянілі манекены (галандскае слова, якое пераводзіцца як "мужчынка").

Прыгажосць лялькі стала прычынай нараджэння пераноснага значэння гэтага слова: лялькай звычайна называюць вельмі прывабную жанчыну. Гэтае значэнне прыгадвае і Уладзімір Даль, аўтар слоўніка "Жывой вялікарускай мовы". Звярнуўшыся да яго, можна прачытаць, што лялька -- гэта "щеголеватая, но глупая и бездушная женщина".

Калі ж зазірнуць у гісторыю лялькі, можна знайсці шмат цікавага. На працягу многіх стагоддзяў яна з"яўлялася часткай народнай культуры. І ў ёй ляльцы адводзілася cакральная роля. Дадзеную адметнасць захавалі казкі, у сюжэце якіх дзейнічае лялька. Часцей за ўсё яна дапамагае галоўнай гераіні (звычайна гэта сірата) перажыць гора, ахоўвае ад усяго злога. Такім чынам, лялька ў народнай традыцыі ўспрымалася як абярэг.

Гісторыя сведчыць, што ў вёсках з другой паловы 19-га стагоддзя самай распаўсюджанай цацкай сярод дзятвы была лялька, зробленая з тканіны. Іх бераглі, перадавалі з пакалення ў пакаленне. Лялька з тканіны была амаль у кожнай хаце, ёй надавалі ролю берагіні жылля, сям"і.

Адметна і тое, што яшчэ да нараджэння дзіцяці кожная маці рабіла ляльку-берагіню. Абавязкова -- без выкарыстання ножніцаў і іголкі: ляльку нельга было ні ўкалоць, ні парэзаць, паколькі ў ёй захоўвалася мацярынская пяшчота і любоў. Рабілі ляльку, скручваючы яе з каляровых кавалачкаў тканіны.

Затым клалі ў яшчэ пустую люльку, каб берагіня абагрэла яе для будучага дзіцяці. Калі дзіця было неспакойнае, часта не спала, тады маці рабіла ляльку-бяссонніцу. Кладучы яе спаць разам з дзіцём, жанчына прамаўляла пэўныя словы, якімі прасіла бяссоніцу гуляць з лялькай, а не з дзіцём.

Цікавы і такі факт. Часта ляльку-берагіню давала жанчына свайму мужу, сыну або брату, калі той быў у вандроўцы або ішоў на вайну. Лічылася, што такім чынам берагіня ахоўвае мужчыну ў дарозе, нагадвае яму аб сям"і і роднай хаце.

Калі ў сям"і здараліся частыя сваркі, то, застаўшыся адна, жанчына, адчыніўшы вокны, нібыта маленькім венікам, -- лялькай -- "вымятала" сваркі з хаты, негатыўную энергію, якая перашкаджае жыць у ладзе і згодзе.

У народнай рускай культуры, як увогуле, і ва ўсіх славян была вялікая разнастайнасць лялек. У ліку іх -- "стрыгушка". Гэта лялька з травы. Нярэдка яе выкарыстоўвалі і ў лячэбных мэтах: калі дзіцё хварэла, то ў "стрыгушку" ўпляталі лекавыя травы. Атрымлівася і прыгожа, і карысна для здароўя. Была і лялька "Кубышка-траўніца", напоўненая лекавымі травамі. "Кубышку" неабходна было пацерці ў руках, тады па пакоі разносіўся лекавы дух, які адганяў розныя хваробы.

З моманту нараджэння і да таго часу пакуль сама не "адыходзіла"(не рвалася, псавалася) дзіця суправаджала "вэпская лялька". Знойдзена яна была дзесьці каля Прыбалтыкі. Такую ляльку рабіла маці са старой сваёй вопраткі. Зноў жа -- без выкарыстання нажніцаў і іголкі: каб жыццё дзіцяці было гладкае і спакойнае, а не рэзанае.

У народнай культуры былі і лялькі, якія дапамагалі гаспадыні спраўляцца з усімі хатнімі справамі. Гэта лялькі-дзесяціручкі. Іх часта дарылі дзяўчыне ў час яе вяселля, каб яна, ужо маладая гаспадыня, з усім спраўлялася, каб у яе ўсё ладзілася.

Для таго, каб у доме быў дастатак, жанчына рабіла ляльку "зернавушку" або "крупенічку". Рабілі іх пасля збору ўраджаю. У аснове "зернавушкі" быў мяшочак з зернем. Таксама такую ляльку жанчына рабіла, каб у яе былі дзеці.

У вясельным абрадзе выкарыстоўваліся лялькі-"неразлучнікі". Іх дарылі маладой пары. У гэтай ляльцы мужчынская і жаночая фігуры сімвалічна аб"яднаны адной рукой, плячом: каб муж і жонка заўсёды ішлі па жыцці разам, падтрымліваючы адзін аднаго, каб у іх сям"і панавалі згода і лад.
Дарэчы, перад замужжам маці дарыла дачцы ляльку-берагіню. Нявесце таксама было прынята дарыць лялек, каб у новай сям"і было шмат дзяцей. І цяперашні атрыбут любога вяселля -- прыгожая лялька на капоце вясельнага аўтамабіля -- адгалосак менавіта таго старадаўняга абраду.
Адметна і тое, што на працягу доўгага часу лялькі былі без твару. Лічылася, што твар ляльцы не патрэбны, што ў доме не павінна быць лішніх вачэй. Паколькі вочы, а таксама нос, рот, няхай нават і намаляваныя, з"яўляюцца варотамі, праз якія праходзіць сувязь з касмічнымі сіламі. А сярод іх -- шмат тых, якія могуць нашкодзіць дзіцяці, сям"і ўвогуле.

Толькі ў канцы 19 стагоддзя ў тканевай лялькі пачынае з"яўляцца твар. Звычайна яго малявалі вуглём з печкі. Таксама твар лялькі вышывалі, выкарыстоўваючы пры гэтым сімволіку народнай вышыўкі. Жаночыя твары абазначаліся крыжападобнымі і ромбападобнымі ўзорамі. Рот, як правіла, вышывалі чырвонымі ніткамі шчыльнымі сцяжкамі або крыжыкам. Роцікі ў лялек былі маленькія: так падкрэслівалася, што лялька павінна маўчаць, яна не мае права адкрываць рот.

Цяперашнія дзеці гуляюць з зусім іншымі лялькамі -- прыгожымі, вырабленымі з пластмасы, фарфору. Эталонам лялечнай прыгажосці ўжо даўно з"яўляецца Барбі. Дарэчы, яе прыгажосць падштурхнула адну з дзяўчат, ураджэнку Украіны, зрабіць пластычную аперацыю, у выніку чаго яна стала гэтакай жывой лялькай Барбі. Як кажуць, у кожнага свае глупствы. Але гэта асобная тэма. А вось што датычыцца лялек, узровень цікавасці да іх свету, застаецца высокім і цяпер. Ёсць шэраг мастакоў, якія займаюцца вырабам аўтарскіх лялек. А ў нашай краіне ёсць нават Дзень беларускай лялькі, якія адзначаецца ў лістападзе.

Падрыхтавала да друку А. ДУБРОЎСКАЯ

В Коровчинском доме ремесел мастерицы хранят и передают секреты изготовления кукол-оберегов. Их можно было увидеть во время "Дрибинских торжков" .

Тяжело найти человека, в доме которого не было бы сувениров. Что-то мы привозим из поездок, что-то дарят друзья, что-то просто вешаем "от сглаза" или "на удачу". А если заглянуть в недавнее прошлое Беларуси, то мы обнаружим, что на любые случаи жизни наши предки создавали своими руками из подручных материалов обереги с особой энергетикой.

О значениях кукол-талисманов рассказала Валентина Викторовна Моисеева, методист Дома ремесел деревни Коровчино Дрибинского района.

Образ жизни в Беларуси в древние времени во многом зависел от поры года, урожая, природных условий - некоторые обереги олицетворяют именно это.

"Зерновушка" - очень важный символ среди всех, это символ хлеба. Внутри этой куклы - зерно. Под праздник Покрова, когда уже закончен сбор урожая, наши земляки собирали зерно в мешочек, декорировали его таким образом и ставили в доме под образами. "Зерновушки" оберегали семью от голода и помогали пережить зиму. Весной самым первым в землю шло зерно из прошлогодней "зерновушки", а в конце года делали новую.

А это - "мартинички". Эти две фигурки плели в марте из красных и белых ниток. Они символизируют смену сезонов с зимы на весну, победу солнца, новый сезон урожая.

Конечно, здоровье всегда было одной из главных ценностей белорусов, а уж если человек заболевал, использовали все средства. Например, есть кукла "на здоровье". Ее плели для заболевшего человека из белых и красных ниток, обязательно льняных, и клали в его кровать. Считалось, что она забирает в себя болезнь, плохую энергию. Когда человек выздоравливал, куклу сжигали.

У "падарожніцы" в руках узелок. Ее брали с собой в дорогу как оберег от любой беды.

У куклы "на счастье" - длинная коса. Считалось, что чем она длиннее, тем больше счастье, поэтому косы у всех таких куколок очень длинные.

Ну, а другая ценность - это семья. Ее создание - большой шаг во взрослую жизнь для молодой пары, и на этот случай тоже были свои фигурки.

Эта куколка в виде фигуристой женщины - "капустка". Она использовалась как элемент игры - проверки жениха на готовность к свадьбе. Она вручалась парню, а он должен был залезть под все одежки и порассматривать тело куклы - на своем ли месте все самое важное.

Когда жених и невеста к свадьбе готовы, на сам праздник им дарили такую пару. Свадебные куклы - это молодые в нарядной, праздничной одежде, а с ними и детки. Что интересно, у фигурок одна общая рука, как символ того, что со дня свадьбы они будут идти по жизни только вместе.

Эта кукла - символ богатства и плодородия. Очевидно, изображает замужнюю женщину с детьми. Дети, семья - главное богатство наших земляков.

Когда в семье появлялись дети, их защищали от злых глаз и болезней "пеленашки" - фигурки младенцев. Такую фигурку клали в люльку новорожденному. Предназначение такое же, как и у куклы "на здоровье" - чтобы ни сглаз, ни болезнь не коснулись ребенка, а перешли на "пеленашку".

Есть на Дрибинщине и свой легендарный мастер. Эти две фигурки - один и тот же человек, Дрипша , местный умелец. На первой фигурке он изображен бедным, простым человеком, в небогатой одежде, в лаптях. Так он жил до того, как стал заниматься шаповальством, промыслом, что теперь - визитная карточка Дрибинщины. А уже вторая фигурка - валенки, хорошая одежда, да и жизнь наверняка наладилась, во всем помогло шаповальство. На эмблеме "Дрибинских торжков" , кстати, тоже изображены валенки.

Вот такие замечательные традиционные фигурки изготавливают в Коровчино.

Предки наши в своих оберегах воплощали житейскую мудрость и простые ценности, которые никогда не утратят актуальность. А такие фигурки (их можно легко сделать дома из подручных материалов) хранят тепло наших рук и просто радуют глаз. И дело не столько в магической силе, сколько в доброй энергетике таких вещей. А за советом и подробным объяснением всегда можно обратиться к мастерицам с Дрибинщины.









2024 © rukaraoke.ru.