Камень во главе угла значение. Краеугольный камень


1) согл. Ис 28:16 , «краеугольным» называют камень, полож. в основание угла здания между двумя стенами и придающий прочность фундаменту.
В переносном смысле:

  • означает вождя израил. народа (Зах 10:4) ;
  • в Ис 28:16 К.К. служит образом Мессии,
  • в Пс 117:22 смиренный праведник назван камнем, отвергнутым строителями (ср. Ис 8:14) ;

2) в НЗ на Христа как на камень указывают след. стихи:
Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; Деян 4:11; Еф 2:20; 1Пет 2:7 .

Мнения по поводу того, имеется ли здесь в виду камень, положенный в основание здания, или камень, завершающий его купол, расходятся.

  • Если верно первое предположение, то названные места Библии говорят о том, что Христос, подобно краеугольному камню, был положен Богом в основание народа Божьего (и нового Иерусалима), хотя люди и отвергли Его. Еф 2:20 и след. указывает, скорее, на такое толкование, тем более, что укладка камня предполагает начало строительных работ, а не их окончание.
  • Однако аккад. словосочетание абан реша («завершающий камень») и апокрифические пояснения к «Завещанию Соломона», называющие краеугольным камень, помещаемый поверх ворот храма, подкрепляют второе толкование.
    Тогда правомерно след. прочтение: Христос был не только Тем, на Ком построен новый Иерусалим, новое святилище, но и замковым камнем, в Котором всё находит свое завершение и Который скрепляет всё сооружение.

Библейская энциклопедия Брокгауза

* * *

Когда же заложен этот прочный фундамент, то на нём уже можно строить дом. С чего начинается строительство собственно дома? С закладки краеугольного камня. И по нему дальше выравнивается закладка всех остальных камней. Если краеугольный камень был неровный совсем чуть-чуть, то в конце стены, выложенной в соответствии с этим камнем, кривизна уже будет сильно заметной. Если выровнять по краеугольному камню лишь первые кирпичи, а потом уже выравнивать их по друг другу или на глазок, то опять же получится криво. Поэтому так важно выравнивать каждый кирпичик по краеугольному камню, важно, чтобы краеугольный камень был совершенным.

Вера Боринг

* * *

Сложнее всего переводчикам тех народов, у которых вообще не испольщуются камни для строительства домов. У племени цельталь вышло: «Место, где угол дома получает силу». Или «главный столб» (агуаруна). Различие между «краеугольным» и «во главе угла» не так уж существенно, хотя любопытно.

Ясно, что в любом случае речь идет о камне, который кладут в последнюю очередь – то есть, это не в фундамент камень, а потом. Ясно и то, что это камень не обычный, не годящийся для тривиальной кладки, зато очень подходящий для принятия на себя сильного давления. То, что в греческих переводах Ветхого Завета и Нового появляется выражение «во главе угла» – возможно, не случайность; появляются арки, в которых «замковый» камень принимает на себя важнейшую функцию – если он хрустнет, то развалится вся арка.

Свящ. Яков Кротов

* * *

В Библии можно выделить три основных символических понятия, связанных с камнем, в которых используется архитектурная символика: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни».

Часто понятие «краеугольный камень» путают, или сознательно смешивают с «камнем основания»… На самом деле камней основания в постройке всегда несколько, по крайней мене четыре, а краеугольный камень только один. Правильнее предположить, что он завершает постройку, являясь замковым камнем, главою единственного угла - верхушки здания.

Понятие «живые камни» встречается у апостола Петра. Святой Петр называет Христа живым краеугольным и драгоценным камнем, и в тоже время понятие «живые камни» распространяет и на всех христиан, строящих из себя дом духовный (1Петр. 2,4-5).

Апостол Павел, называя христиан «согражданами святым» также говорит, что они «быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2,19-20). Таким образом мы видим, как через архитектурные понятия передается структура и иерархия Церкви Христовой.

Юрий Федоров

Понятие это возникло у древних строителей. Они считали очень важной задачей подобрать камень, который бы хорошо лег в основу угла здания и принял бы на себя всю тяжесть будущего строения. Со временем профессиональный термин превратился в крылатое выражение.

Впервые этот образ встречается в одной из книг Ветхого Завета - Псалтыри. В ней собраны псалмы – то есть стихи и песнопения, прославляющие Бога. Автором многих из них считается знаменитый царь и псалмопевец Давид. Другие, скорее всего, были написаны позже, а в целом Псалмы – это глубокая и сложная лирика, полная удивительных образов. Вместе они составляют сборник лучших текстов древней еврейской поэзии.

В одном из псалмов как раз и встречаются слова: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» .

Как известно, Христос не раз обличал своих современников, занимавших важные посты в иудейском обществе. Он говорил, что священники и ревнители религиозного закона, давно перестали быть пастырями народа. Погрязли в лицемерии, лжи и жадности.

Когда же книжники и начальники иудейские задали Иисусу вопрос: «кто дал Ему власть поступать так, как Он поступает?» Христос напомнил им строки Псалма, сравнив Себя с краеугольным камнем, который отвергли строители, но который ляжет в основание нового здания.

Пророчество древнего псалмопевца сбылось в точности. Иудеи, подстрекаемые своими вождями, отвергли и распяли Христа. Но вопреки этому, жизнь и учение Спасителя, и Сам Он лично, стали краеугольным камнем новой христианской Церкви.

Фразу «краеугольный камень», пожалуй, слышали многие, но совсем не многие понимают, о чем вообще идет речь. Вполне очевидно лишь одно — это не что-то физическое, скорее метафорическое, лишенное телесной оболочки, но вместе с тем наделенное глубоким смыслом. Попробуем и мы разобраться, что это за камень такой и откуда он вообще взялся.

Когда впервые появилось это выражение

Обычно, когда произносят "краеугольный камень", это звучит как-то недвусмысленно и словно бы безо всякой основы, а тем более конкретики. Никто точно не знает, когда эта фраза прозвучала впервые, но есть все основания полагать, что произошло это еще на заре человеческой цивилизации.

Есть небезосновательное мнение, что прозвучало это задолго до изобретения первых, простейших форм письменности, и тысячелетия передавалось из уст в уста, пока наконец не было записано.

Трудно сказать, будучи уже обращенным в письменную форму, изменило ли оно смысл словесный, заложенный в него изначально? И вообще, представляясь в древности немаловажным понятием, имела ли фраза «краеугольный камень» значение как минимум логическое? Несомненно!

Устные и письменные упоминания: Тора и Ветхий завет

Сейчас доподлинно известно, что еще до написания Торы и, возможно, задолго до исхода евреи широко использовали эту фразу в устной традиции. Касалась она легенды, которая потом нашла отражение в Торе, а позже в священной книге для двух мировых религий, иудаизма и христианства, — Ветхом завете.

Говорилось в ней о сотворении мира и всего сущего, и начиналось все брошенным Всевышним камнем, погрузившимся в море царившего вокруг Хаоса. Частично выступая на поверхности, с вершиной, ставшей горой Мориа, камень сей представлял собой единственный клочок суши, где и зарождалась жизнь.

Таким образом, получается, что краеугольный камень — это основа мироздания, на которой все стоит и из которой все берет свое начало, то, без чего сотворение было бы невозможным.

Обретение духовного начала: Библия

Если обратиться к Библии, на которую часто ссылаются, озвучивая понятие краеугольного камня, то получаем уже несколько иной смысл этого выражения. Имеется в виду притча о нерадивых строителях, возводивших здание и при укладке фундамента наткнувшихся на большой валун, бывший до этого скрытым землей. Решив, что он будет мешать при их работе, каменщики много сил и времени потратили на то, чтобы достать валун из земли и отнести его в сторону от места строительства. Но когда они это сделали, оказалось, что этот камень, единственный во всей округе подходящий по всем параметрам для основания дома. И мало того, он изначально находился именно в том месте, где намечался угол будущего строения.

Что подразумевает словосочетание одним словом выраженное, - это "основа". Имеется в виду, что все всегда находится на своих местах, правда, смысл здесь еще более глубокий.

Основа в строительстве

Некоторые утверждают, что ничего сакрального в этом выражении нет, и краеугольный камень — это именно то, о чем прямо говорится. То есть это камень, который закладывают в основание всей конструкции.

С древнейших времен строители знали, что массивный и прочный камень, заложенный в углу фундамента, является основным элементом всего строения, потому что поддерживает на себе все здание, будучи несущим. Этот прием использовался всеми древними зодчими еще со времен строительства великих пирамид, а также греческими и римскими строителями, воздвигавшими прекрасные здания, которые сохранились и до наших дней.

Да и сейчас ничего в этом плане не изменилось, и при постройке, как и прежде, в угол фундамента закладывают крупные строительные блоки. Как и в случае с метафорическим смыслом, здесь краеугольный камень - это основа всего, с него все начинается и на нем держится, только не в переносном, а в самом что ни есть прямом смысле.

Краеугольный камень в прямом и переносном смысле

Для фразы «краеугольный камень» значение выражения может быть только одним - основа, и неважно чего: мироздания, веры, архитектурного стиля - это не имеет настолько уже принципиального значения.

Звучит эта фраза всегда по-разному применимо к разнообразным ситуациям, но всегда этот самый камень не имеет физической и материальной основы, но непременно в этом выражении кроется определенный смысл.

В некоторых случаях в эти слова вкладывают не менее глубокий философский подтекст или даже нечто такое, что нельзя объяснить обычными словами.

Сейчас краеугольный камень — это основные законы, положения, теории, аксиомы во многих областях науки, например таким камнем называют таблицу Менделеева и многое другое. Но что важнее всего, с момента, когда впервые прозвучала эта фраза, и до сегодняшнего дня она остается актуальной, хотя многие и не понимают ее значения.

Краеугольный камень Краеугольный камень
Из Библии. В Ветхом Завете, в Книге пророка Исайи (гл. 28, ст. 16), сказано: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Иносказательно: основа, суть, базис чего-либо.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

Краеугольный камень Выражение из Библии: "Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный" (Книга пророка Исаии, 28, 16); употребляется в значении: основа, главная идея.

Словарь крылатых слов. Plutex. 2004.

краеугольный камень это:

краеугольный камень (иноск. ) - об основном, существенном, главноначальном (намек на краеугольный камень , который кладется под угол основы здания) Ср. На свете нет ничего безусловно-обеспеченного, ничего такого, что не подчинялось бы закону поры и времени... весь мир стоит на этом краеугольном камне . Салтыков. Помпадуры. 7. Ср. Слепых случаев не бывает - все тесно связано и органически истекает одно из другого в этом мире, причины и последствия, зло и наказание, и закон роковой возмездия стоял недаром краеугольным камнем в верованиях древних народов... Маркевич. Бездна. Пролог. 14. Ср. Два слова: стыдно и грешно, на которых основывалось благочестивое воспитание наших предков, - слова эти были также краеугольным камнем всей морали Ивана и его господина... И.И. Лажечников. Ледяной дом. 3, 5. Ср. Для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла , камень претыкания и камень соблазна. 1 Петра. 2, 6-7. Пс. 117, 22. Ср. Приступая к нему, камню живому, и сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, ибо сказано в Писании: вот я полагаю в Сионе камень краеугольный и верующий в него не постыдится. Исаии. 28, 16. Ср. На чем утверждены основания земли, или кто положил краеугольный камень ее? (спросил Господь Иова). Иов. 38, 6. См. приличье, вкус, все так условно . См. слепой случай. См. мораль.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896-1912.

"Время собирать камни": значение и этимология выражения

Библеизмы весьма популярны среди часто используемых устойчивых выражений. Они имеют глубокий смысл. Но порой их часто и массово растолковывают неверно. К примеру, что значит «время собирать камни»? Многие считают, что это выражение весьма понятное. Люди склонны думать, что оно означает «всему свое время». Возможно, отчасти это именно так. Однако лингвисты считают иначе.

«Время собирать камни»: значение фразеологизма

«Подготовка к чему-либо» – так растолковывает этот библеизм М. И. Степанова в школьном фразеологическом словаре.

Многие же используют данное выражение в таком обороте, как «пришло время собирать камни», значение в котором – «настал момент пожинать плоды». Также популярно использовать фразеологизм в значении «всему свое время».

Несмотря на расхождения толкований, можно сделать вывод, что библеизм каждый человек вправе растолковывать таким образом, как он сам его понимает.

Почему же лингвисты расшифровывают значение фразеологизма как подготовку к чему-либо, мы узнаем после рассмотрения его этимологии.

История происхождения выражения

Фразеологизм является цитатой из Ветхого Завета, в котором приводятся антонимичные выражения, среди которых «время разбрасывать и время собирать камни». Это отрывок из третьей главы Екклесиаста. По нему можно сделать вывод, что всему предначертано свое время.

Однако в древности камни собирали по определенным причинам. Во-первых, для того, чтобы до смерти закидать ими преступников. Таким образом, выражение «время собирать камни» значение имело «подготовиться к наказанию».

Во-вторых, значение фразеологизма связывают с земледелием в Израиле. В нем почва отличается каменистостью. Чтобы получился хороший урожай, необходимо было подготовить землю – убрать камни. Таким образом, исходя из этой особенности, выражение имеет значение «провести подготовительные работы».

Как мы видим, в древности люди собирали камни по важным причинам. Они готовились к казни, земляным работам, а значит, неслучайно лингвисты растолковывают рассматриваемый нами библеизм как подготовку к чему-либо.

Примеры использования выражения

Данный фразеологизм активно используется в СМИ и литературе, реже – в разговорной речи, так как имеет книжный стиль. Им назвали даже одноименный российский военный фильм, в котором после войны немец собирает мины, которые сам же разбросал.

Это выражение журналисты используют в качестве заголовков. Как правило, в таких статьях пишут, что настало время собирать камни, значение в котором – «настала пора отвечать за свои поступки».

Выражение используется и для названия литературных работ, песен, выставок, фестивалей и даже заданий в виртуальных играх. Оно весьма популярно в современном мире и нисколько не утратило своей актуальности с момента своего появления.

Устойчивое выражение используется и в качестве игры слов. Например, его вставляют в заголовок медицинской статьи, в которой речь идет о… камнях в почках. Таким образом, научная работа оживляется, язык повествования становится ярче и интереснее для читателей.

Писатели-классики также озаглавливали свои работы с помощью этого библеизма. Например, В. Солоухин им назвал один из своих очерков, напечатанный в Оптинском альманахе.

Заключение

Рассмотрев фразеологизм, мы узнали о нем много нового: варианты его значений, историю происхождения, отметили, что выражение широко используется в современной журналистике и не только.

Подытоживая, мы можем с уверенностью сказать, что «время собирать камни» значение имеет «подготовиться к чему-либо». Характерно использование этого выражения в другом смысле. Часто оно применяется для передачи мысли о том, что всему свое время и рано или поздно настает момент отвечать за свои поступки.

Объясните значение фразеологизмов?

Воскурить фимиам?
Краеугольный камень?
Крокодиловы слезы?

Курить фимиам
Фимиам - это то же, что ладан, душистая смола, которую сжигают для получения благовонного дыма в церквах при богослужении. В древности ладан "воскуряли" не только перед алтарями богов, но и во время торжественных церемоний при дворе. Эти курения обычно сопровождались похвалами тому, в честь кого сжигались благовония, курился фимиам. "Курить фимиам" и до сих пор (теперь уже только в переносном смысле) означает: воздавать всяческие почести, петь славословия, непомерно и восторженно восхвалять. Для нас это выражение близко к таким, как "аллилуйю петь", "акафист петь"
Краеугольный камень
Во главу угла (поставить, положить)
Древним зодчим, строившим из камня, особенно трудно давалась пригонка углов зданий. Камни, укладывавшиеся тут, назывались "краеугольными" и подгонялись особенно тщательно.
Мало-помалу выражение "краеугольный камень" люди перенесли на все самое важное в любом роде работ: "Таблица Менделеева - краеугольный камень химии", "Логика - краеугольный камень философии".
В Евангелии рассказана притча. Один камень при постройке казался зодчим никуда не годным. А когда пришлось возводить угол, именно он и подошел и "сделался главою угла" (то есть "краеугольным"). "Поставить во главу угла" теперь означает: "признать что-либо самым существенным - основой всего построения, положить в основание".
Крокодиловы слезы -
фальшивые слезы, притворные сожаления. Ну, а все-таки, имеет ли под собой какую-то почву рассказ о слезах? Льют ли их крокодилы или они всего лишь плод буйной фантазии древних? Ответить на это не так уж просто. Автор сатиры "Похвала глупости" Эразм Роттердамский (XVI век) полагал, что у крокодила при виде человека текут не слезы, а слюнки. Прошло четыре века, но до последнего времени никто так и не узнал ничего достоверного о крокодиловых слезах. Их тайну разгадали совсем недавно шведские ученые Фанге и Шмидт-Нильсон. Оказалось, что крокодилы и в самом деле плаксивые существа. Но вызвано это избытком не чувств, а солей. У крокодила для удаления из организма избытка солей развились особые железы; выводные протоки этих желез расположены у самых глаз крокодила. Вот и выходит: заработали эти железы - и крокодил "заплакал" горючими солеными слезами. Итак, крокодиловы слезы - это не слезы коварства и лицемерия

Фразеологизм – это фразеологическая единица языка, или идиома. Примером фразеологизма может служить любое устойчивое словосочетание, пословица, поговорка. У фразеологизмов переносное значение, которое известно носителям языка, но не вытекает из значения отдельных слов идиомы. То есть выражение «комар носа не подточит» означает «безупречно выполненная работа» , но данное значение не выводится

Принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии , где в основном использовалось как метафора .

Согласно иудейским преданиям , в Святая святых Храма Соломона находилась скала, считающаяся краеугольным камнем мироздания.

В последнее время краеугольным также стали называть торжественно устанавливаемый на видном месте здания камень с указанием даты строительства и имени архитектора, строителя и иных причастных лиц. Ритуал заложения краеугольного камня стал важной и неотъемлемой частью западной культуры. В некоторые камни закладываются капсулы с посланиями потомкам.

Современная практика

Обычно для торжественной закладки краеугольного камня, условно означающей начало строительства, приглашают видных общественных и культурных деятелей, крупных предпринимателей, представителей духовенства . Приглашённых могут попросить принять участие и в само́й укладке камня, иногда с использованием специально изготовленных для этого инструментов - молотка, кельмы , шпателя . Обычно на камне указываются фамилии почётных гостей, участвовавших в торжестве.

Бывает, что в особо заготовленных полостях краеугольного камня укладывают предметы, соответствующие времени: газеты, монеты с годом строительства и другое.

В Библии

В Библии упоминаются и «краеугольный камень», и «камень во главе угла».

См. также

Напишите отзыв о статье "Краеугольный камень"

Примечания

Отрывок, характеризующий Краеугольный камень

Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.









2024 © rukaraoke.ru.