Капризный ребенок: пометка взрослым. Ребенок стал капризным: почему ребенок капризничает


В этой статье:

Для родителей капризы и психи ребёнка в 2 года - это серьезное испытание. С одной стороны, они понимают, что малыш делает это не нарочно и скорее всего не отдаёт себе отчёт в действиях. С другой же, каждая новая истерика воздействует на терпение, которому рано или поздно может прийти конец. Во время очередного приступа капризничанья поведение малыша сильно меняется: он бросает всё, что попадается ему под руку, бьёт и кусает окружающих, ломает игрушки, кричит, плачет, падает на пол.

Для взрослых самое обидное - это когда ребёнок капризничает или психует совершенно без повода, по крайней мере, по их мнению. На самом же деле повод есть, и для малыша он достаточно серьезный. Например, ему дали бутылочку, лишь наполовину заполненную компотом, когда он хотел исключительно полную, либо же взрослые настаивают на выборе синих сандалий для прогулки на улицу, а кроха мечтал надеть красные.

Родители остро реагируют на капризы и психи ребёнка в 2 года, но прежде всего не потому, что беспокоятся о его состоянии, а потому, что опасаются негативной реакции и осуждения окружающих. Именно поэтому мамы и папы часто готовы удовлетворить любые желания капризного крохи в общественном месте только лишь для того, чтобы уберечь себя от внимания прохожих.

В чем причины капризов двухлеток?

На самом деле, капризы, истерики и психи у малыша в 2 года - это вполне нормальное явление. В этом возрасте кроха активно познаёт мир, который готовит для него не всегда приятные сюрпризы. Для ребёнка на этом этапе жизни важно быть самостоятельным, при этом он по-прежнему остро нуждается в помощи взрослых, хоть и не хочет это признать.

В 2 года малышу сложно оставаться всегда в хорошем настроении и получать удовольствие от всего, что его окружает и в чём
он участвует. Ребёнок ещё слишком мал и неопытен, он по-прежнему чувствует сильную связь с матерью, хотя и пытается её отрицать.

Для малыша крайне важно в этот период осознать пределы собственного «я», обозначить для себя рамки дозволенного, порой доводя себя и окружающих до предела. Кроме того, в 2 года кроха вполне сознательно пробует манипулировать взрослыми, ощущая плоды собственной власти над ними.

Сложный период пройдет ближе к трём с половиной годам, но ненадолго. В 4 года у малыша начнётся новый этап в жизни - переход от младшего дошкольника к среднему с новыми принципами, желаниями и мнением.

Если ребёнок в 2 года часто капризничает и психует, то это означает лишь одно: кроха взрослеет. Родителям нужно понять его и научиться не реагировать на истерики. На время переходного возраста родителям нужно научиться сохранять терпение, забыв о том, что хорошо, а что плохо, позволяя малышу получать самостоятельный опыт – естественно, в рамках разумного.

Если ребёнок всё хочет делать сам, нужно ему это позволить (конечно, когда речь не идет о переходе дороги, спуске с крутой лестницы и
так далее). Во всём остальном можно дать малышу возможность получать собственные впечатления.

Так, например, если кроха настаивает на том, чтобы надеть летом шапку, стоит ему позволить – пусть на прогулке почувствует, насколько это жарко и некомфортно. Собственный опыт поможет малышу лучше осознавать происходящее, чем нравоучения взрослых.

Задача родителей двухлетних малышей - не препятствовать получению ими личного опыта, деликатно оберегая от опасности. Важно слышать и слушать малыша в этот период жизни, учитывать его мнение, искать компромиссы.

Игра для укрепления контакта

Чтобы наладить контакт с малышом, который в силу возрастных особенностей капризничает и психует, можно с ним поиграть. В этом возрасте игра - единственное, что серьёзно может его увлечь. Практически всё свободное время дети посвящают играм и игрушкам, поэтому обязательно оценят попытки взрослых принять участие в их забавах.

Многие родители говорят о том, что ребенок в 2 года разбрасывает игрушки, относится к ним небрежно, ломает без сожаления. На
самом деле, даже если так и происходит, то делает малыш это не специально.

Разбросанные по дому игрушки - следствие кратковременной памяти крохи. Наигравшись с ними, он просто про них забывает. Родители могут привлекать кроху к уборке игрушек, превратив процесс в игру и подготовив для каждой из них свое место. Оптимальное место для игрушек - это открытые полки, где их можно будет расставить по форме и размерам.

Не стоит позволять ребёнку играть сразу всеми игрушками одновременно. Только ограничивая доступ к части игрушек и позволяя играть ими попеременно, можно будет сохранить интерес малыша. Конечно, стоит сделать исключение в отношении самых любимых игрушек крохи: они должны быть доступны ему всегда.

Развлекайте малыша

Если ребёнок в 2 года много капризничает и часто плачет, возможно, он просто не умеет себя сам развлекать, и такое поведение есть не что иное, как следствие скуки. В 2 года далеко не все малыши способны придумать себе занятие без помощи взрослых, даже имея под рукой солидный арсенал игрушек.

Если мама или папа заметили, что капризы малыша появляются от неумения развлекаться самостоятельно, стоит предложить ему
варианты игры. Например, дети в этом возрасте с удовольствием играют:

  • в ролевые игры (магазин, больницу, детский сад);
  • в подвижные игры с мячом, кеглями или скакалкой;
  • с плюшевыми игрушками;
  • с конструкторами.

Важно, чтобы во время игр малыши имели возможность сделать новые открытия, ближе познакомиться с окружающим миром. Именно поэтому, принимая участие в игре, взрослый не должен полностью брать на себя инициативу, выполняя самые интересные действия за ребенка. Достаточно будет деликатно подтолкнуть кроху к выполнению определённых действий, продемонстрировав их алгоритм на личном примере.

Станьте другом малышу

Многие задумки ребёнку в 2 года не по силам только из-за некоторых ограничений в отношении физического развития. В таких случаях очень важно, чтобы кроха имел возможность рассчитывать на поддержку взрослого. Так, например, малыш решил сделать поилку
для птиц, но не в состоянии ее самостоятельно установить на дерево, - здесь без помощи мамы или папы ему просто не обойтись.

Необходимо, чтобы взрослые выступали в роли партнеров, выполняющих поручения малыша, но ни в коем случае не брали на себя роль лидера, руководящего процессом. Для ребёнка в этом возрасте очень важно делать самостоятельно то, что он задумал, поэтому, не давая ему такой возможности, можно лишь усугубить проявление капризов и истерик.

Родители двухлетних малышей обязательно должны принимать во внимание детские интересы, не только предлагая свою помощь, но и проявляя заинтересованность, становясь участником игры. Дети не должны умолять родителей поиграть с ними, взрослые должны это делать с удовольствием и по собственной инициативе, причём ровно столько, сколько в этом нуждаются малыши. Очень важно, чтобы инициатором окончания игры выступал именно ребёнок: только в этом случае он получит максимальное удовлетворение от процесса.

Что делать, когда истерика неизбежна

Даже самое ласковое и деликатное обращение с малышом в 2 года не застрахует от возникновения критических ситуаций, когда истерика неизбежна. В этом возрасте вести себя всегда хорошо кроха при всем желании не сможет, поэтому психи и капризы так или
иначе время от времени будут проявляться. Родителям нужно быть к этому готовыми и выработать собственную линию поведения в такие моменты.

Ребёнок, склонный к нервным срывам, часто неусидчив, активен, точно знает, что ему нужно, и противится всем попыткам взрослых ему помочь в достижении желаемого. Непонимание родителей вызывает у него негативную реакцию. Такой малыш в сложных ситуациях плачет и психует, требуя своего, не видя и не слыша ничего вокруг.

Кульминацией истерики может стать падение на пол с громкими криками и хаотичными движениями. Во время падения ребёнок настолько не контролирует ситуацию, что может обо что-нибудь удариться. Крик и истерика могут продолжаться достаточно долго, до тех пор, пока кроха окончательно не выдохнется или его не стошнит. Родители при этом могут впадать в ступор, не понимая, что им делать.

На самом деле, взрослые должны оставаться хладнокровными в таких ситуациях и стараться сделать всё для того, чтобы поскорее прекратить истерику. Оптимальный вариант, конечно, окружить кроху комфортными условиями, снижающими возможность проявления подобного рода срывов.

А вот что касается успокоительных препаратов, которыми часто «угощают» малыша, желая предотвратить истерики, то их может прописать только врач: любая самодеятельность в таких случаях может иметь губительные последствия.

Итак, что же делать, если малыш в 2 года уже зашёлся в
истерике? Для начала нужно проанализировать ситуацию и постараться отвести кроху от опасных для него предметов. Чтобы малыш сам себя не покалечил, разумно будет его удерживать, не допуская хаотичных движений. Как только кроха успокоится, можно будет уложить его в постель.

Если ребенок не любит, когда его удерживают во время истерики, стоит считаться с его желаниями, не ограничивая личной свободы. В этом случае достаточно будет очистить территорию вокруг него от предметов, которые способны нанести вред.

Истерика у ребёнка: чего делать нельзя

Некоторые родители считают, что привести в чувство малыша во время приступа истерики можно с помощью шлепков или пощечин. На самом деле такие действия не будут давать эффект, более того, они усугубят ситуацию. Во время выхода ситуации из-под контроля не имеет смысла кричать, бить ребёнка, объяснять ему правила поведения, стыдить или упрашивать успокоиться.

Ни одно из этих действий не будет давать результата. Нужно просто подождать, когда кроха найдёт в себе силы успокоиться
самостоятельно, и ни в коем случае не начинать разговаривать с ним первыми.

Правильным будет подождать, пока малыш не только успокоится, но и сможет сам подойти. Только в этом случае можно будет его обнять, поцеловать и продолжить общение, не вспоминая о недавней вспышке. Такой алгоритм действий должен быть вне зависимости от того, где началась истерика - дома или в людном месте.

Даже опасаясь осуждения и внимания окружающих, родители не должны поддаваться на провокации ребёнка, позволяя ему с помощью истерики получать желаемое. Только в этом случае можно будет рассчитывать на то, что со временем кроха перестанет себя вести подобным образом.

Помните о том, что истерика у ребёнка в определенной мере рассчитана на зрителей, и если реакции от них нет, то и продолжать представление рано или поздно потеряет для него всякий смысл.

Когда нужно думать о врачебной помощи

Стоит ли обращаться за помощью к психологу и когда это действительно нужно делать? Консультация детского психолога не помешает, если истерики у ребёнка в 2 года стали происходить слишком часто и имеют продолжительный характер. Если малыша выводят из себя даже мелочи, если он долго не может успокоиться и плохо восстанавливается после приступов, стоит показать его доктору, учитывая, что психическое здоровье крохи может быть под угрозой.

Обычно в таких случаях уместным будет обследование не только у детского психолога, но и у невролога, которые, возможно, помогут подобрать препараты на натуральной основе для успокоения ребёнка.

Многие родители жалуются, что у них излишне капризный ребенок. Так ли это? Может сами родители разбаловали карапуза до такой степени? Возможно, причина капризов кроется в психологическом или физическом дисбалансе? Какая бы причина детских истерик ни была, с капризами что-то нужно делать. То есть необходимо бороться с таким эмоциональным проявлением, как маленькое "Я". Попробуем выяснить причины, из-за которых дети обычно капризничают, и дадим советы, как справится с излишней эмоциональностью маленького человечка.

Какие причины делают ребенка капризным?

Ребенок с рождения – это чистый лист и становление личности напрямую зависит от воспитания, которое дают родители. Любые проявления эмоций как положительных, так и отрицательных, это отражение внутреннего состояния карапуза. Причины, по которым ребенок становится капризным, кроются в следующем.

Физиологический дисбаланс

В раннем возрасте кроха еще не осознает своих ощущений, поэтому не всегда понимает, что причина его капризного настроения болезнь, голод, усталость или повышение температуры. Именно "переполнение" психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских истерик и понурого поведения.

Семейный микроклимат

Излишняя опека и избалованность

Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся задарить подарками, показывая свою любовь. Такие действия "по сдуванию пылинок" приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и "не спешит" взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно добиться всего чего хочется. Избалованность часто становится причиной детских слез.

Возрастные изменения

Психологи утверждают, что во время взросления ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше. Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений. Во-вторых, гиперопека мамы с папой его "напрягают" и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

Как проявляются капризы в зависимости от возраста?

От возраста ребенка зависит проявление его капризов. По утверждению психологов в каждом возрасте к ребенку должен быть свой подход и возрастные изменения необходимо учитывать в воспитании.

Попробуем разобраться, как проявляются капризы в зависимости от возраста малыша.

2. Детки от года до двух. После года кроха отлично понимает, что стоит лишь заплакать, и мама тут же исполнит любое его желание. Понятие "нельзя" для ребенка еще не существует, и каждый отказ приводит к очередному плачу. Провоцируют такое поведение родители, которые под "давлением" истерик ребенка позволяют делать сегодня то, что вчера было нельзя.

4. Детки после трех лет. У ребенка уже сформирован характер и появляется самооценка. В три года она слегка завышена, ведь до этого весь мир кружился вокруг него. Именно в этом возрасте возникает кризис трех лет (кризис возраста). Очень часто конфликтные ситуации между ребенком и родителями или между ним и сверстниками в детском саду вызывают капризы (упасть на пол, кинуть чем-то), которые заставляют родителей серьезно задуматься, что делать со своим чадом. Как подготовить кроху к социуму, который ждет его в детском саду, можете прочесть в статье: .

Что делать, если у вас капризный ребенок: 5 правил

От темперамента малыша зависит насколько капризный малыш. Поэтому капризных детей по проявлению эмоций можно условно разделить на такие группы:

  • кроха дует губки и обиженно всхлипывает;
  • может рыдать навзрыд;
  • громко визжит;
  • монотонно хнычет;
  • проявляет агрессивные эмоции (кусается, кричит, швыряется).

Очень капризный ребенок, это масса хлопот для родителей. Чтобы справиться с карапузом предлагает семь основных правил основанных на детской психологии.

Правило №1 . Если капризный малыш, может, виноваты сами?

Для начала необходимо выяснить капризный кроха или такое состояние вызвано поведением взрослых. В случаях, когда в людном месте ваше чадо падает на попу и кричит что хочет такую игрушку, как на витрине, то это капризы. Если же ребенок пытается застегнуть курточку со словами "Я сам", а мама, опаздывая, делает это за него, то провокатором плача является именно мама. Поэтому проявляйте терпение, дайте немного самостоятельности и истерик можно будет избежать.

Правило №2 . Цепной реакции не должно быть, контролируйте эмоции

Как известно, агрессия вызывает агрессию и крича, на свое чадо вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребенок все больше невменяем. Следите за собой, не срывайтесь и контролируйте эмоции. Спокойным тоном скажите малышу, что так себя вести нельзя, и вы сильно огорчены таким поведением. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку логические доводы сейчас не помогут. Удовлетворять прихоти также не стоит. Лучшим решением станет игнорирование приверед и уже после энного раза такого спокойного поведения со стороны родителей капризный "бесеныш" станет нормальным уравновешенным ребенком.

Правило №3 . Не применяйте в воспитании шантаж

Многие родители шантажируют ребенка словами:

  • "Не замолчишь, любить не буду...";
  • "Не перестанешь плакать, не дам игрушку...".

Так, делать нельзя. Такой метод, основанный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шантажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо. Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте:

  • "Убегу, ели не разрешишь с ним встречаться...";
  • "Уйду из дому, если будешь ругать за двойки...".

А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непредсказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом деле, получив родительский отказ.

Правило №4 . Всегда следуйте выбранной тактике

Чтобы капризный ребенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следовать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя. Через время, даже когда малыш начнет капризничать, прося какую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.

Правило №5 . Не упрекайте плохими поступками

Нельзя говорить, что малыш плохой, капризный ребенок. Совсем наоборот убедите, что любите, несмотря на его поведение. Скажите, что этот поступок вас расстроил, но вы верите, что он так больше делать не будет. Эти разговоры необходимы, дабы ребенок понимал он нужен, его любят и если попросить, то он непременно это получит, но немного позже.

Автор публикации: Эдуард Белоусов

Капризный, упрямый, непослушный... Такую характеристику дают чаще всего детям, с которыми трудно стало справляться. Но ребенок не может оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен.

Общая и нервно-психологическая реакция ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто бурными и резкими.

Первый возрастной кризис у детей происходит примерно в 3 года, второй - в 6-7 лет, третий - около 13 лет.

Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топагь ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность.

Нам с вами представить себе это довольно трудно, потому что мы живем со своим “Я” и без этого себя не представляем. Но малыш под влиянием возрастающей практической самостоятельности только начинает осознавать свое “Я”. Ведь он овладевает возможностями делать без помощи взрослого множество действий, усваивает навыки одевания, еды и т. п. Внешне это выглядит так: ребенок, называющий себя раньше в третьем лице (он, она), начинает осознавать себя лицом первым: “Дай мне машинку!”.

Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. И взрослые именно в это время испытывают значительные трудности в общении и взаимодействии с ребенком, они сталкиваются с негативизмом и упрямством. Дети протестуют против опеки и делают то, что заведомо запрещено. Не надо сердиться на ребенка, пытаться силой заставить его, отвечать на его крик криком или наказывать. Это может закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения.

Найдите в себе силы терпеливо отнестись к маленькому крикуну. Лучше постараться переключить его на другие дела, так как ребенок иногда и сам бы рад, да не может успокоиться. Например, стоит поставить его любимую кассету, включить мультфильм. Если же акцентировать внимание малыша на конфликте - это может привести к неврозам. Нужно внимательно следить за изменениями в поведении ребенка. Если вдруг он отказывается от контакта с окружающими, однообразно раскачивается или долго-долго перебирает пальцы, то нужно немедленно показать малыша психоневрологу.

Итак, кризис может обнаруживаться в противоречии, которое можно устранить, как говорится, тем же: “Не смей мыть руки!”. И ребенок сделает это с усердием, которому позавидуешь. Но кризис может проходить на грани нервного заболевания, в форме детского деспотизма - стремления проявить власть над окружающими. Ребенок требует, чтобы исполнялось все, что он хочет. А если этого не происходит, то малыш бросается на пол, сучит ногами, бьет руками, кричит. В этом выражается его бессильная злоба. Что делать в таких ситуациях? Ответ на это вы найдете в разделе “Агрессивность”.

Кризис может протекать тяжело и сопровождаться беспокойным сном, ночными страхами, недержанием мочи, заиканием. Но об этом позже.

Самое главное, что стоит запомнить, - это то, что агрессивность присуща всем детям, и это нормально. В положительном смысле агрессивность помогает ребенку развить дух инициативы. Но также способна породить замкнутость и враждебность. Причина агрессивности проста: ребенок каждый день сталкивается с разочарованиями, и это раздражает его. Должно пройти время, чтобы малыш научился устранять их и отвлекаться. Ребенок часто чувствует себя подавленным в этом огромном мире, и родители, как бы ни старались, спасти его от этого не могут. Малыш наконец-то дотянулся до ручки двери, а повернуть ее и открыть дверь не хватает сил. Вот откуда и разочарование, и бессилие, а как результат - крик, отчаянный гневный протест.

Агрессивность - это реакция борьбы, поэтому, конечно, предпочтительнее, чем апатичность, вялость, хныканье, жалобы. Поэтому речь должна идти не об исключении агрессивности, а о контроле над ней. Лучший способ избежать чрезмерного ее проявления - отнестись к ребенку с любовью. Ведь часто причина агрессивности - это желание добиться любви. Но это не значит, что вы должны заласкать, избаловать малыша. Энергично умывая его, стоит ласково объяснить, зачем это нужно. И стараться разговаривать с малышом, вести себя доброжелательно и по возможности на равных, ибо от агрессивности страдают чаще всего сами дети. Ребенок злится и бросает игрушки, потому что мама не дала ему конфету. Позже ему стыдно за этот поступок, он боится из-за этого потерять любовь родителей и...заново проявляет агрессивность - порочный круг, не так ли?

Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление. И воспользуйтесь приведенными ниже советами.

Если он бьет товарища по играм, уведите партнера из комнаты, предварительно пожалев его. Ваш малыш останется в одиночестве и сообразит, что так делать нельзя. Внимательно, но как бы не специально, замечайте, кто из детей начинает словесную агрессию, ибо часто она является причиной насилия. Ребенок может начать вести себя агрессивно и по отношению к взрослому, который оскорбляет, поэтому избегайте и таких взрослых.

Установите правила и не меняйте их ни в коем случае.

Станьте для малыша вторым “Я”. Напомните ему о правилах, которые вы вместе установили, и скажите: “Лучше ты мне, Саша, скажи, что тебе хочется ударить мишку и ты знаешь, что этого делать нельзя. Потому что драться нехорошо!” Чаще всего у ребенка после этих слов пропадает желание вступать в драку.

Когда ребенок поступает правильно, хвалите его. Это закрепляет положительное поведение. И хвалите не односложно: “Молодец!”, - а старайтесь сказать, что именно он сделал хорошо и почему вы довольны.

Ребенка, который ведет себя агрессивно, необходимо посадить на стул на 2-5 минут. Если же дети дерутся, то необходимо развести их по разным комнатам, но сказать, что это не наказание, а тайм-аут. Он для того, чтобы ребята пришли в себя и успокоились. Когда ребенок успокоился, спросите, понимает ли он, что может произвести плохое впечатление, хочет ли он, чтобы его хвалили, чтобы у него было много друзей, и объясните, что для этого нужно. Узнайте у ребенка, что он считает необходимым условием для того, чтобы у него было много друзей. Скажите ему, что он останется совершенно один, если будет дальше себя так вести. Но не пугайте тем, что вы откажетесь от него - это может вызвать новую агрессию. Просто покажите, что вы переживаете из-за него, огорчены.

Объясните ребенку, насколько смешны его фантазии. Можете сказать, что если все ему будут прислуживать, то это будет неинтересно, глупо и скучно, потому что все будут избегать его, так как он будет доставлять неудобства и неприятности.

Чаще всего дети агрессивны, когда устали или голодны. Не отправляйтесь в магазин, когда там большая очередь и малышу придется долго ждать. Также автобус в “час-пик” - не место для проголодавшегося малыша.

Крайний случай, когда ребенку грозит опасность для жизни или когда она угрожает кому-нибудь. Обнимите ребенка, стараясь его удержать. Это его успокоит. Но не проявляйте насилия, чтобы малыш не чувствовал, что на него нападают.

Сочините сказку, где ваш малыш будет главным героем, создавая ситуации, где ребенок ведет себя правильно и получает за это похвалу. Поговорите об этом, когда малыш спокоен, ибо если нервничает, он вас не услышит.

Малыш чаще прекращает капризничать не тогда, когда вы его об этом просите или требуете, а когда переключаете его внимание другой просьбой. Вместо того чтобы потребовать прекратить крик, попросите его подойти к вам. Ребенок сделает это без особого труда.

Вы, скорее всего, тоже раздражены. Поэтому скажите об этом малышу, чтобы он вам дал возможность прийти в себя и успокоиться. А потом уже можно поговорить.

И последнее. Помните, что ребенок не изменится в один день или ночь. Поэтому вооружитесь терпением и радуйтесь даже самым маленьким победам. Это приведет вас к успеху.

Прежде всего, стоит заметить, что страхи нормальны, они защищают ребенка от многих опасностей (прыжок с высокого дерева, горячая вода и т. д.). Но существуют и другие страхи, они либо придуманы им самим (чудища под кроватью, призраки), либо получены в течение жизни (страх перед собакой, отъезд, уход родителя и т. д.). У детей бывают различные страхи на разных стадиях развития. Существуют основные виды страхов:

1. Страх отъезда матери, отца, может проявиться с 2-3 лет. Чаще всего такому страху подвержены дети, которые зависимы от матери или отца, то есть практически не расстаются с ними. Если ребенок с раннего возраста общался с незнакомыми людьми, он более независим и менее подвержен подобным страхам. Но даже такой малыш может испугаться и после возвращения матери не отпускать ее от себя. Поэтому если вам необходимо уехать на несколько дней и заменить себя няней, пусть она проведет при вас 5-6 дней с ребенком, при этом время от времени старайтесь оставлять малыша с ней вдвоем. Начните с получаса и продолжайте увеличивать время разлуки. Малыш постепенно привыкнет к мысли, что вы всегда к нему вернетесь. Известный американский педиатр Б. Спок считает, что излишняя заботливость только усиливает страх. Также его усиливают колебания матери, которая начинает вести себя неуверенно, когда слышит крик ребенка при расставании. Не надо чувствовать себя виноватыми в том, что вы иногда покидаете своего малыша. Главное - делать это уверенно и оптимистично, стараясь заранее объяснить малышу, что расставание необходимо и оно не будет длительным.

2. В возрасте 3-4 лет ребенок начинает бояться темноты, смерти, машин и т. д. В это время воображение развивается настолько, что он способен представить себя на месте других людей и осознать все опасности, которые могут ему грозить. В таких страхах нет ничего опасного для здоровья ребенка, но помочь ему справиться со всеми воображаемыми чудовищами надо.

Если ваш малыш боится, обязательно выслушайте его серьезно и без смеха. Дайте ему убедиться, что вы хотите его понять и ему ничто не угрожает, так как вы всегда сможете защитить его ночью. Никогда не пугайте ребенка чужими тетями, докторами и т. д. Не стыдите ребенка за мелкие проступки, постарайтесь строго и последовательно избегать возможных мелких неприятностей. Пусть его жизнь будет насыщена и интересна, тогда он будет поглощен мыслями о будущем дне и забудет свой страх. Не пугайте никогда ребенка тем, что вы разлюбите его.

Если ваши сын или дочь боятся темноты, оставьте дверь в детской открытой или включите ночник. Это вряд ли помешает малышу спать.

Также в возрасте 4-5 лет возникают вопросы о смерти. Не напугайте ребенка. Постарайтесь спокойно объяснить ему, что все люди умирают, если они состарились. Но вы этого не боитесь и считаете обыденным явлением. Не забудьте при этом обнять ребенка и сказать, что вы его не покинете еще много-много лет.

В этом возрасте дети часто боятся животных, даже если они с ними раньше сталкивались. Не настаивайте, ребенок сам справится с этим страхом через несколько месяцев или дней. То же относится и к воде. Никогда не толкайте ребенка в воду, а покажите на своем примере, что вода - большое удовольствие. Любой страх побеждается действием. Человек, сидящий сложа руки, не сможет заглушить страх. Поэтому иногда помогают бег и другие подвижные игры.

Еще несколько советов о том, как победить страх.

Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

Позовите на помощь плюшевую игрушку. Заяц, который сможет защитить от воображаемых чудовищ, - хороший помощник в борьбе со страхами.

Расскажите убедительно-победную историю перед сном. Например, о том, “как маленькая мышка сумела...”.

Контролируйте то, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с насилием и запугиванием.

Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

Составьте план. То есть если ваш ребенок боится собак, составьте вместе с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что малыш четко следует намеченному плану.

Если ребенок капризничает без причины — что чувствует мама при этом? Это чувство может быть двойственным. Во-первых, когда дитя просится на руки к маме, больше ни к кому — ей приятно. Что она такая единственная для него. Что этому крохотному созданию никто больше не нужен кроме нее.

Это чувство тешит самолюбие, «раздувая» ЭГО. С другой стороны, мама постоянно берет на руки свое счастье, никому не доверяя эту почетную обязанность. Потом довольно скоро устает, раздражается на ребенка: «Сколько можно проситься на руки, полежи в кроватке или поиграй». Но подросший детеныш не хочет лежать. Он опять плачет и капризничает, превращая это во вредную привычку.

Как предупредить вредную привычку капризничать

Пока ребенок маленький, все зашло не очень далеко, эту вредную привычку капризничать и плакать, по поводу «хотения на ручки», можно предотвратить. Это сделать легче, чем потом отучать. Для этого нужно четко осознать: у мамы на руках очень комфортно, удобно, все видно и безопасно. А к хорошим удобствам грудничок быстренько привыкает. Любой маме приятно держать новорожденного, прижимать к себе. Неопытная мама ведется на этот соблазн, укладывает сыночка или дочку спать, баюкая на руках.

Когда ребенок проснется — сразу хватает его на руки, носит его слишком часто, без особой на то надобности. Малыш быстро понимает, что значит руки мамы. Попробуйте теперь его отучить. Потом ребенок капризничает, просясь на ручки.

Но с возрастом грудничок становится тяжелее. А у мамы желание понянчить ребенка притупляется. Она уже не хватает ляльку по первому его зову. А ребенок к рукам уже привык. Он не хочет терять свои позиции, о чем сообщает громким криком, плачет, капризничает. Если мама и дальше не берет его, малыш кричит еще сильнее. Она нервничает, сердится. Итог не очень приятный.

Чтобы избежать накала таких страстей, маме с самого начала не рекомендуется, без особой необходимости брать новорожденного на руки. А если необходимость носить ребенка на руках возникает, эти полномочия можно делегировать. Пусть кто-нибудь еще носит, например, папа, бабушка или старший ребенок. Чтобы новорожденный знал, что мама — не единственный человек на свете, готовый прийти к нему на помощь.

Если ребенка часто баловать — все время посвящать малышу, спешить к нему по первому зову, ни в чем ему не отказывать и т.д. Он уже с трехмесячного возраста сможет понять, что он в семье главный. И будет добиваться своего с помощью капризов. Ребенок капризничает часто, постоянно — формируются вредная привычка, из которых складывается характер.

Если вовремя не отучить от этого дела, в дальнейшем, капризничать ребенок перед родителями может очень часто. Так как это станет чертой характера.

Любая мамочка хочет отдавать свою любовь ребенку. Но и получать взаимность от малыша маме тоже нужно. Это надо воспитывать, развивать привычки полезные, нежели вредные. К примеру, можно отвлекать малыша от капризов — очень полезная штука. Дитя переключает внимание, заодно учится читать, как бы это фантастически не звучало. Или хотя бы , если он капризничает. Пусть лучше учится нехитрым навыкам.

И ни одна мама на свете не хочет, чтобы ребенок вырос эгоистичным. Ей надо признать, что своим поведением она формирует отношение малыша к себе в будущем. Если мама замечает что ребенок часто капризничает — это звоночек к тому, что нужно менять свое поведение по отношению к маленькому. Себя надо тоже отучать хватать ребенка на руки по первому его требованию. Рекомендуется следующий принцип: ребенок должен постоянно чувствовать,что мама заботлива и внимательна к нему, но так же чувствовать, что эта забота и лояльность не безгранична. То есть маме надо дать почувствовать ребенку, что НЕ ВСЕ поведение малыша ей нравится, и какое то поведение она поощрять не будет. Иными словами, любимое чадо — смысл ее жизни, но не как центр Вселенной, и править миром он не будет.

Как отучить ребенка капризничать

Что же делать, если у маленького человечек все-таки появилась эта привычка, как его правильно воспитать? Отучить капризничать малыша можно, если выполнять некоторые правила.

Предлагается методика — не сразу хватать ребенка на руки, немного «отлынивать» от этого. Например, дитя капризничает, а мама подходит к нему, говорит ласковые слова, показывает интересные игрушки, улыбается ему. Если же ребенок не успокаивается, продолжает плакать, просится на руки, она, конечно же, уступает малышу, но не надолго. В следующий раз капризничает — все повторяется, мама опять не торопится брать малыша. Следуя этой тактике, можно безболезненно отучить ребенка, как ему не капризничать. Малыш, который не капризничает зря, которого нечасто берут на руки, с которым не нянчатся с утра до вечера и с вечера до утра, вырастает более здоровым, с крепкими нервами и самостоятельным.

А как вы думаете, что делать маме, если ребенок капризничает? Нужно ли малыша баловать?

Наверное, всем приходилось наблюдать неприятную сцену в супермаркете или на рынке, когда молодая мама пытается за руку оттащить от прилавка кричащего 4-5-летнего ребёнка, требующего купить ему машинку, пистолет, куклу, конфету, мороженое - список можно продолжать бесконечно. Все её попытки тщетны - от своего крика ребёнок будто подзаряжается энергией, и его плач и крик переходят в настоящую истерику.

Множество сочувствующих женщин пытаются его успокоить. Никто не обращает внимания, что маленький «шантажист» внимательно наблюдает за тем, что происходит вокруг него. Если представить, что в какой-то момент все отвернутся и начнут заниматься своими делами, то малыш очень быстро успокоится и переключит своё внимание на что-то другое.

Обычно - это тот, которого не смогли научить и в его арсенале средств для достижения желаемого лишь опыт, полученный до года. А именно - лежу и кричу.

Психология ребёнка до года целиком и полностью направлена на общение с окружающими его взрослыми, в первую очередь с мамой. Вначале он получает внимание к себе, используя плач. К сожалению, при отсутствии должного внимания это оружие остаётся в маленьких руках на годы.

Не хотелось бы расстраивать многих родителей, но если у вас капризный ребёнок, то

Ребёнок бродит по квартире, не зная, Он просит маму дать ему яблоко. Мать отмахивается от него и гонит в свою комнату. Но он не уходит, он стоит рядом, начинает рыдать, падает на пол, ноет, голосит. Как вы понимаете, разговор с приятельницей испорчен, мать с раздражением идёт к холодильнику и приносит ребёнку два яблока.

Ребёнок очень быстро понимает, что мамино «нет» совсем не окончательно, следовательно, слушать маму совсем не обязательно, а главный в доме он - ведь яблоко он получил, и даже два.

Капризный ребёнок начинает понимать, что маме абсолютно безразлично, что на самом деле ему было нужно не яблоко, а внимание. Налицо классическая картина откупа. Чем старше становится ребёнок, тем дороже будет обходиться родителям подобная подмена внимания.

Очень часто общение с ребёнком у многих мам сводится к нескольким командам дрессировщика - «сидеть, я сказала», «руки убрал» и т. п. Когда такая мама говорит: «У меня капризный ребёнок, что же с ним делать?», ответ, как нам кажется, лежит на поверхности. Надо прекратить с ним общаться как с дрессируемым зверьком.

Ребёнок растёт, меняется, а родители зачастую не успевают за ним. Если отношения родителей к своему любимому чаду не изменятся, то его капризы не исчезнут даже с годами. Прежде чем сокрушаться по поводу того, что у вас капризный ребёнок, начните с себя. Научитесь общаться с ним как со взрослым человеком, не «сюсюкайтесь», не старайтесь исполнить любой его каприз, объясняйте малышу каждое принятое вами решение.









2024 © rukaraoke.ru.