Книжка малышка на тему хлеб всему голова. Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки «От зернышка — к хлебу» со старшими дошкольниками. Книжка-самоделка из картона или бумаги


Красочную книгу для малышей можно сделать самому.

Для этого понадобятся следующие подручные материалы:

  • фото;
  • бумага;
  • картон;
  • ткань.

С помощью такой самоделки можно развивать своих детей.

Существует 3 разновидности самодельных книжек:

  • бумажный вариант;
  • фотокнижки;
  • развивающие книжки из текстиля.

Книжка-самоделка из картона или бумаги

На фото детской книжки, предназначенной для малютки, которому еще нет года, можно видеть крупные предметные картинки. Лучше всего объединять изображения по темам.

Для годовалого малыша можно изготовить различные книжки. Каждая из них может быть посвящена одной из тем: «Домашние животные», «Еда», «Игрушки».

Зная, как сделать детскую книжку своими руками, вы быстро изготовите ее. Малютку обязательно заинтересует познавательный рассказ о том, чем занимается любимый мишка. Серия картинок показывает малышу, как мишка играет с мячом, ест вкусный мед, гуляет в лесу, спит на кровати.

Откуда брать тематические картинки?

Нужные изображения можно найти в различных источниках:

Картинки из книжек-раскрасок также смогут заинтересовать маленького ребенка. Малютку привлекают цветные изображения и нераскрашеные.

Большие картинки есть на страницах журналов. Подходящие изображения можно найти в сети интернет. Их легко распечатать на принтере. Если использовать фотобумагу, то получатся качественные фотографии.

Картинки из настенных календарей тоже подходят для рукотворной самоделки. В конце года можно попросить календарь у знакомых.

Вооружитесь карандашами и красками. Рисуйте сами! Ваш малыш по достоинству оценит каждое творение.

Фотографируйте сами различные предметы или явления, чтобы создать уникальную книжку.

Проявив свои творческие способности, в скором времени вы сможете создать самодельную библиотеку.

Обратите внимание!

Изготовление своеобразной энциклопедии окружающего мира для развития малыша

Вариант 1. Книжка-самоделка из фотоальбома

Нужно приобрести фотоальбом 10Х15 с 36 страницами, это самый оптимальный вариант. Выбирайте небольшие габариты, не следует брать громоздкие фотоальбомы. Возьмите картон, и вырежьте из него полоски из белого картона с размерами 10Х15.

Остается только наклеить картинки на карточки и вставить их в альбом. Если карточки заламинировать, то они прослужат дольше.

Предметные изображения с надписями в фотоальбоме – это не просто книжка для детского сада.

Если ее оформление усложнить, то она подходит для детей более старшего возраста. В такую книгу можно включить детские ребенка, загадки и сказки.

Вариант 2. Книжка-самоделка в файловой папке

Для изделия понадобится приобрести файловую папку, картон с размером А4. Картинки приклеиваются на белые или цветные листы. Готовые карточки вставляют в папку.

Обратите внимание!

На листе может находиться одно изображение и маленький рассказ по картинке. Другой вариант оформления – под рисунком располагается подпись.

Вариант 3. Книжка-самоделка из листов для рисования

Для книжки нужно взять 8 или 10 листов, их сгибают пополам, а после этого сшивают вместе. Соединить листы можно и другим способом – сделать отверстия с помощью дырокола, продеть атласную ленточку и завязать ее.

Тематические картинки вклеивают в готовую книжку. Такое изделие имеет единственный недостаток – недостаточную прочность.

Вариант 4. Книга в виде альбома

Самоделку можно сделать из альбома для рисования. Тематическую картинку нужно приклеить на обложку. В книжку можно вписывать высказывания малыша, его первые рассказы или детские песенки.

Детские развивающие фотокнижки

Книга для ребенка с фотографиями поможет малышу перейти от бытовых разговоров с родителями к восприятию литературных произведений. Здесь ребенку уже нужна связная речь. Просто назвать предмет уже недостаточно.

Можно вклеить фотографию свою и ребенка. Первая страница служит обложкой, на ней пишут название и имя автора. Сюда же приклеивается изображение, по которому нетрудно догадаться, какой теме посвящена книга.

Обратите внимание!

В книгу пишут текст, его размещают по-разному. Фото можно приклеивать сверху или на левой странице от разворота, а информацию поместить снизу от фотографии или на правой стороне.

Мягкая тканевая детская книжка

Мастер-класс «Как сделать детскую книжку» поможет создать настоящий шедевр. Здесь могут использоваться элементы, привлекающие внимание ребенка: пищалки, бубенчики, аппликации, застежки на шнуровке или липучках.

Мягкие книжки помогают развивать тактильные ощущения. Их изготавливают из материалов различной фактуры: флиса, шерсти или бархата.

Дополнительно могут применяться разнообразные наполнители. К наиболее популярным вариантам относятся мелкие камушки, бусинки, горошины или семена.

Фото детская книжка своими руками

Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!» для детей старшего дошкольного возраста


Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Моя мама родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!


Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный (30 дней).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.


Предварительная работа:
Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Народный календарь: основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).

Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых хлебов.
Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.
Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.
Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени появляется первая трава - весна в самом разгаре.
Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России появляются комары.
Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.
Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.
Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.
Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.
Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.


Ожидаемый результат:
формирование у детей представления о ценности хлеба;
получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
наблюдения;
опытно – экспериментальная деятельность;
анализ.

Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).
Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»


Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».

Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:
Агроном;
Комбайнер;
Пекарь;
Кондитер;
Продавец.



Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).

Речевое развитие:




Чтение художественной литературы о хлебе:
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок» (См. приложение 3)
В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Я. Аким «Хлеб»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
И. Токмакова «Что такое хлеб»;
Н. Самкова «О хлебе»;
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе (См. приложение 1, 2)


Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».

Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«Что из какой муки испекли?»;
«Четвертый лишний»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;
«Превращения»;
«Чудесный мешочек»;
«А какой он, хлеб?»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Угадай на вкус»;
«Угадай на ощупь»;
«Из чего сварили кашу?»;
«Как превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:


рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
составление картин из манной крупы;
изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.

НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).

Рассказ по картинкам:

Как в старину люди выращивали хлеб?!








Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Этапы экологического, познавательно – исследовательского проекта:

1. Подготовительный этап:
определение объектов изучения;
подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
посадка семян, выращивание рассады;
ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
получение муки из зерна;
изучение свойств муки, теста.
3. Заключительный этап:
обобщение результатов работы;
оформление экспозиции поделок из теста;
инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
проведение фольклорного праздника «Хлеб – всему голова!»

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.

Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Тематическое открытое занятие «Откуда к нам приходит хлеб» (для просмотра родителями);
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».

Формы работы:
Дидактические игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
Организация тематических досугов и развлечений.
Беседы-диалоги.
Чтение детской литературы по теме.
Показ представлений по теме.

Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.

Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс:
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Приложение 1
Загадки, скороговорки, чистоговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе.


Загадки о хлебе:
1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
2. Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
5. В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница).
6. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
8. Есть такие слова: «Он всему голова»
9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
11. На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
12. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
13. Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
14. В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
15. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
16. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
17. Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
18. Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
19. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
20. Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
21. Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
22. Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).


Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.


Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб - всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед - не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб - не мякина.
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Хлеб в пути - не тягость.
Хлеб в человеке - воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода - молодецкая еда.
Хлеб да вода - то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.


Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Приложение 2
Стихи о хлебе


Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.

А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.

А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.

Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!

И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это - наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!

Н. Детская
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!

Приложение 3
Русская народная сказка «Колосок»




Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! - петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
- А кто понесет? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять свое:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
- Ты нашел! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
- Все ты, все ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
КОНЕЦ

Приложение 4

Старинные рецепты выпечки хлеба и хлебобулочных изделий




Жанна Петровна Владимирова

Книжка – малышка «От зернышка – к хлебу

«Книга для ума – что тёплый дождик для всходов»

«Хлеб питает тело , а книга питает разум»

(пословицы)

В группе «Кораблик» нашего детского сада ребята любят слушать чтение интересных книг, рассматривать картинки, любят фантазировать и играть. Все знают, что к книге нужно относиться бережно и уважительно и совсем непросто самому создать книгу : быть художником, писателем, редактором. А главное- книга должна быть интересной и доступной.

Мы решили попробовать создать свою книжку – малышку «От зернышка – к хлебу

С детских лет нас учат, бережно относиться к хлебу , как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб ? Может быть, булки растут на дереве? Наша книга об этом и расскажет!

Мы вырезали картинки о хлебе из журнала и разложили их в последовательности : от посева зерна до готового продукта и стали составлять рассказ по нашим иллюстрациям – как же хлеб к нам на стол приходит, а какой он бывает, о пользе хлеба для людей .

Каждую страницу мы дополнили своими рисунками : учились рисовать батон, бублики, хлеб , колоски пшеницы, мельницу. Получилось красочно, а главное – понятно.

А какая книжка без текста и ребята решили, что нужно на каждой странице написать о хлебе . А что может быть поучительнее пословиц и поговорок, что придумал русский народ :

В каждом зернышке пшеницы сила солнышка хранится!

Полезный хлеб помогает здоровым быть, можно тогда о болезнях забыть!

Хлеб – батюшка , Земля – матушка!

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

А вывод мы сделали такой : «Хлеб ржаной , батоны, булки не добудешь на прогулке!» .

Такие занятия с дошкольниками позволяют привить у детей любовь к книге, желание создавать книгу самому; развивают мелкую моторику, мыслительные процессы.

А для педагога такая книжка – малышка может быть дидактическим пособием по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи у детей.





Публикации по теме:

Уважаемые воспитатели!Ни для кого не секрет, что родители занимают самое важное место в сердце ребенка.

Конспект занятия по изготовлению книжки-малышки по сказкам Цель: Формирование положительного отношения к книгам у детей. Задачи: Образовательные: *Совершенствовать навыки связной речи. Развивающие:.

Мастер-класс. Книжка-малышка «Домашние животные». Делаем вместе с детьми Делаем вместе с детьми. Все мы знаем, как важно научить детей.

Если вы хотите развлечь себя и своего ребенка, есть отличное занятие! Книжку-малышку своими руками, можно сделать для ребенка любого возраста,.

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки на экологический конкурс «Гусеничка напоминает» Приветствую коллег у себя в блоге! В нашем.

Мастер - класс по изготовлению книжки детьми старшей группы по сказке " Как Солнце и Луна поссорились". Мастер - класс рассчитан на воспитателей,.

Наталия Решетникова

Тема прошлой недели в нашем детском саду была посвящена хлебу . Итогом работы с детьми по этой теме было создание лепбука «Хлеб всему голова » . Мне очень нравится такая форма систематизации и обобщение знаний детей. Во-первых, дети в игровой форме учатся собирать и структурировать информацию по определенной теме. Во-вторых, мы с детьми в любой момент можем взять лэпбук , чтобы закрепить материал, углубить его, позаниматься индивидуально с ребенком, поиграть и т. д. К тому же его можно использовать не один год (достаточно всего лишь обновить информацию : что-то добавить, что-то убрать в зависимости от возраста и уровня знаний детей).

Задача нашего лэпбука (пишу «нашего» , потому, что делали мы его вместе с детьми : дети раскрашивали, приклеивали, советовали, задавали вопросы, наблюдали за тем, что и как я делаю) собрать информацию, которую дети получают в процессе реализации проекта «Хлеб всему голова » , систематизировать и дать ее детям в доступной и интересной форме.

Вот, что у нас получилось

Дети называют все изделия, которые они видит на первой страничке, рассказывают из чего их испекли, рассматривают «краткую историю» появления этих изделий в маленькой книжке-раскладушке «От зернышка до каравая» . Мы играем в игры «Назови ласково» , «Один-много» (описание этих и других игр есть в пластиковом кармашке на 4 стр) .


На второй странице собран материал о том, как появляется хлеб .

В мини-книжке «Как наши предки выращивали хлеб » при помощи картинок рассказывается, как люди выращивали хлеб раньше , когда еще не было машин - помощников (тракторов, сеялок, комбайнов, грузовиков, мукомольных и хлебозаводов . В кармашке «Откуда хлеб пришел , есть несколько карточек, обозначающие этапы «появления хлеба на свет » (от выращивания пшеницы до появления хлеба и хлебобулочных изделий в магазине ).



Ниже имеется разворот с изображением колобков, испытывающих разные эмоции и задание к картинкам на внимание, умение определять эмоции, на развитие фантазии, воображения, связной речи.


Последняя страничка посвящена играм (речевые, математические, игры на внимание, логику)


Дети с удовольствием берут лэпбук домой на вечер и еще раз вместе с мамой или с папой рассматривают, закрепляют, рассказывают.

Публикации по теме:

Проект «Хлеб - всему голова!» Методический паспорт проекта Тема проекта: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!» Не напрасно народ с давних пор и поныне Хлеб насущный зовет самой первой.

Азвание: «Хлеб всему голова» Возраст: Подготовительная группа 6-7 лет Цель: - Обеспечение эмоционального благополучия ребенка - Прививать.

Ребята посмотрите, как много гостей пришли к нам на занятие. Давайте поздороваемся, чтобы потом не отвлекаться. Воспитатель: Сегодня мы.

Проект «Хлеб - всему голова» Срок реализации: 2 месяца (апрель-май). Тип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный; фронтальный (с группой детей и их семьями).

Конспект ООД «Хлеб всему голова» Тема: «Хлеб- всему голова» Цель: формирование познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе. Развитие речи детей посредством.

Интеграция образовательных областей: - Социально-коммуникативное - Познавательное - Развитие речи - Художественно-эстетическое Организация.

Работаю воспитателем первой квалификационной категории в МБДОУ "Детский сад № 45 г.о. Королев" Рождение ребёнка - это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, мы воспитываем будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира. Главная цель воспитателя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка. В этом состоит талант педагога.

"Хлеб - всему голова"

"Хлеб - всему голова"

Тема проекта:

Инновационные и информационные технологии

Тематика:

Образование

Муниципальное образование:

Королёв г.о.

Краткое описание проекта:

Проект «Хлеб - всему голова!»
Тема проекта: «Хлеб всему голова!».
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Характер проекта: творческо-исследовательский
Сроки реализации: сентябрь – октябрь 2016 года.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность: Хлеб-это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.
Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.
К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки и т.п.).
Цель: расширить знания детей о хлебе, сформировать у детей представление о ценности хлеба, сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.
Задачи:
Образовательные:


Развивающие:

Воспитательные:

Ожидаемые результаты:


Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
наблюдения;
эксперименты;
анализ.
Интегрируемые образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
художественно-эстетическая.

Сюжетно-ролевая игра:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».
Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что сначала, что потом»;
«Путаница»;
«А какой он, хлеб»;
«Чудесный мешочек»;
«Четвертый лишний».
Познавательное развитие:
Беседы:
«Откуда хлеб пришел»;
«Хлеб всему голова»;
«Кто хлеб печет».
Наблюдения и рассматривание альбомов:

Просмотр фильмов:
«История про хлеб».
Просмотр мультимедийной презентации:
«Хлеб всему голова».
Знакомство с профессиями:
Агроном;
Комбайнёр;
Тракторист;
Пекарь.
Исследовательская деятельность:
Экскурсия на кухню.
Опытно – экспериментальная деятельность:
Выращивание овса;
Получение клейстера.
Речевое развитие:






Будет хлеб, будет и обед;


Без хлеба всё приестся;


Приметы о хлебе:



Художественно-эстетическое развитие:

Рисование колоска пшеницы;
Оригами «Колоски»;


Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе;
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями);
Театрализация русской народной сказки «Колосок».

«Книжка-малышка» Загадки про хлебобулочные изделия;
Панно хлебобулочных изделий «Хлеб – всему голова»;
«Мини-музей» (ветряная мельница, сшитые из фетра баранки с маком и связанные хлебобулочные изделия);
Альбом с фото – рецептами «Наша домашняя выпечка».

Список используемой литературы:
1. Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
3. Рыжова Н.А. Почва - живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
4. Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.youtube.com/watch?v=BUh0q8z5Pbs
2. http://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Расширить знания детей о хлебе, сформировать у детей представление о ценности хлеба, сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.

Задачи проекта:

Образовательные:
изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении;
познакомить с трудом комбайнера, тракториста, пекаря;
знакомство с сельскохозяйственной техникой, работающих на полях с зерновыми.
Развивающие:
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
развивать основные психические процессы – память, внимание, логические процессы.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых;
воспитывать желание делиться полученными знаниями;
воспитывать качества – терпение, трудолюбие.
Ожидаемые результаты:
сформировать у детей представления о ценности хлеба;
получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитывать бережное отношения к хлебу.

Достигнутые результаты за последний год:

Благодаря этому проекту у детей сформировалось представление о ценности хлеба. Они знают о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, в их сознании сформировалось понятие, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Дети проявляют интерес и уважение к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба. Относятся к нему бережно и с любовью.

Социальная значимость проекта:

Социальная значимость проекта заключается в положительной социализации и развитии дошкольников по теме проекта.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Социально-коммуникативное развитие:
Организация сюжетно-ролевых и театрализованных игр: 5 игр, место провед. группа, кол-во уч.- 28 детей, 1 воспитатель.
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария»;
«Колосок».

Дидактические игры: 8 игр, место провед. группа,
«Назови профессию»;
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«Путаница»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Чудесный мешочек»;
«Четвертый лишний».
Познавательное развитие: 3 беседы, место провед. группа, музыкальный зал,
кол-во уч.- 28 детей, воспитатель.
Беседы:
«Откуда хлеб пришел»;
«Хлеб всему голова»;
«Кто хлеб печет».

Наблюдения и рассматривание альбомов: место провед. группа, кол-во уч.- 28 детей, воспитатель.
подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
репродукций картин русских художников на заданную тему;
набор картинок с хлебобулочными изделиями.

Просмотр фильма: 1 фильм, место провед. музыкальный зал, кол-во уч.- 28 детей, воспитатель,
музыкальный руководитель.
«История про хлеб».

Просмотр мультимедийной презентации: 1 презентация, место провед. подготов. группа № 6,
кол-во уч.- 28 детей, воспитатель.
«Хлеб всему голова».

Знакомство с профессиями: место провед. группа, кол-во уч.- 28 детей, воспитатель.
Агроном;
Комбайнёр;
Тракторист;
Пекарь.

Исследовательская деятельность: 2 мероприятия, место провед. группа, кол-во уч.- 28 детей, воспитатель.
Рассматривание и сравнивание колосков пшеницы;
Экскурсия на кухню.

Опытно – экспериментальная деятельность: 4 мероприятия, место провед. группа,
кол-во уч. - 28детей, воспитатель.
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);
Выращивание овса;
Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей);
Получение клейстера.

Речевое развитие: 5 мероприятий, место провед. группа, горница, кол-во уч.- 28 детей, воспитатель.
Чтение художественной литературы о хлебе.
Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка».
Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе:
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку;
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку;
Хорош пирожок - внутри творожок;
Саша любит сушки, Соня - ватрушки;
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
Будет хлеб, будет и обед;
Пот на спине, так и хлеб на столе;
Без соли невкусно, а без хлеба несытно;
Хлеб- дар божий, отец, кормилец;
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош;
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда;
Без хлеба всё приестся;
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки;
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь;
Без хлеба и мёдом сыт не будешь;
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу;
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу;
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность;
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами;
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь;
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественно-эстетическое развитие: 7 мероприятий, место провед. группа,
кол-во уч.- 28 детей, воспитатель.
Изобразительная деятельность:
Рисование колоска пшеницы;
Оригами «Колоски»;
Лепка из пластилина хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр (буханки, батоны);
Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста «Угощение для Незнайки» (баранки, сушки и пр.);
Рисование – грузовая машина везет зерно;
Рисование на основе пластилинографии «Хлебное поле»;
Аппликация «Трактор на поле».
Взаимодействие с родителями.
Продукт работы с родителями и детьми:
«Книжка-малышка» Загадки про хлебобулочные изделия; место провед. группа, кол-во уч.- дети,
воспитатель.
Панно хлебобулочных изделий «Хлеб – всему голова»; место провед. группа, кол-во уч.- 28 детей,
воспитатель, родители.
«Мини-музей» (ветряная мельница, сшитые из фетра баранки с маком и связанные хлебобулочные изделия); кол-во уч.- 28 детей, воспитатель, родители.

Альбом с фото – рецептами «Наша домашняя выпечка». кол-во уч.- дети, родители, воспитатель.









2024 © rukaraoke.ru.