Когда петр 1 отмечал новый год. Когда на Руси праздновали Новый год


Новый год - один из календарных российских праздников, отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января каждого года.

История появления праздника

До XVIII века новый год в России начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (до 1492 года) или с сентября (с 1492 года) по юлианскому календарю.

Сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.

Празднование Нового года до 1700 года

Во время празднования Нового года в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась церемония около 9 часов утра по современному счёту.

На соборной площади Московского Кремля, напротив северных дверей Архангельского собора, перед Красным крыльцом устраивался большой помост. Помост покрывался персидскими и турецкими коврами. Между Архангельским собором и Иваном Великим на помосте устанавливали три аналоя - два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями ставили большие свечи, стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места: слева для патриарха, справа для царя.

Патриарх в сопровождении духовенства выходил на действо из западных ворот Успенского собора. Они несли иконы, кресты и хоругви. Когда патриарх выходил на площадь, с Благовещенской паперти выходил царь. Шествия патриарха и царя сопровождалось колокольным звоном на Иване Великом. Звон прекращался после того, как патриарх и царь занимали свои места.

Царь выходил в праздничной одежде. С 1679 года Фёдор Алексеевич начал выходить на действо в Большом царском наряде - то есть в порфире, диадеме, Шапке Мономаха. Свита, сопровождавшая царя, была одета в золотах, то есть в парчовых одеждах и горлатных шапках. По указу от 19 декабря 1680 года на празднования нового года полагалось приходить в золотых ферязях.

Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «…дал Бог, жив».

Духовенство и бояре занимали места по чину у мест царя и патриарха. Соборная площадь была заполнена служилыми людьми. На рундуке (помосте) от Благовещеского до Архангельского собора стояли стольники, стряпчие и дворяне, за ними гости. На рундуке между Благовещенским и Успенским соборами стояли стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники, головы и полуголовы стрелецкие. На паперти Архангельского собора стояли иноземные послы и иностранные гости. На рундуке между Архангельским и Успенским собором стояли генералы, полковники, прочие начальные люди и иностранцы. В задних рядах на рундуках стояли прочие чины, одетые не в золотах. Между рундуков и за рундуками стояли стрельцы со знамёнами, барабанами, оружием.

Начиналась служба, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица подходили по двое с поклоном к царю и патриарху. После службы патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю. Царь отвечал короткой речью и прикладывался к Евангелию и иконам. После этого царя и патриарха поздравляли с новым годом духовные власти; по два в ряд и с низким поклоном. Царь отвечал поклоном головы, а патриарх благословением. Потом царя поздравляли бояре и прочие светские чины с поклоном на большой обычай (почти до земли). При этом один из старейших произносил поздравительную речь. Потом бояре поздравляли патриарха. Когда взаимные поздравления заканчивались, царя поздравляла вся площадь. Все присутствующие на площади, включая стрельцов, били челом в землю. Государь отвечал поклоном.

После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

Преобразования Петра I

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю.

«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.»

Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года»

Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах.

Новый стиль

С переходом на новый стиль по декрету большевиков в 1918 году, первый Новый год, совпавший с европейским пришёлся на 1919 год. Кроме того, возник так называемый Старый Новый год, приходившийся на 14 января. Тогда Новый год широко не праздновали, а праздновали Рождество. В многочисленных рассказах про Ленина и ёлку речь идёт про ёлку рождественскую, а не новогоднюю. Даже в 1924 году, незадолго до его смерти, в Горках давали рождественскую ёлку для детей.

Начиная с 1929 года празднование Рождества было официально отменено. Однако уже 28 декабря 1935 года в «Правде» было опубликовано письмо Первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.

Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»

С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём. 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее - только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества - официального праздничного дня, выходные длятся 10 дней. С 2013 года в России новогодние каникулы уменьшились до 8 дней (с 1 по 8 января).

Новогодние традиции

Василий Суриков «Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского»

В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одной из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на немецкий образец.

Говорят, гостей дворца на три дня запирали в обеденной зале, чтобы они, не прекращая, ели и пили, пока не упадут замертво, а когда приходили в себя – продолжали. Тогда же появилась традиция маскарадов и народных гуляний.

Со сменой правителей Новогодние праздники постепенно обрастали новыми традициями. Елизавета I отмечала Новый год балами, Екатерина II ввела обычай дарить подарки.

Традиция пить на Новый год шампанское появилась после войны 1812 года, когда из Франции на Русь привезли трофейный напиток. Во время правления Николая I на улицах появились публичные елки.

Изготавливать елочные игрушки на фабриках в России начали только в конце XIX века, до этого их привозили из Германии или делали своими руками.

Но по-настоящему всесоюзным праздником Новый Год стал только в СССР. Этому предшествовала отмена Рождества в 1929 году (стало обычным рабочим днём пятидневки) и введения фактически запрета на его празднование в рамках атеистической кампании, проводимой в СССР. Специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. Впервые Новый год стали праздновать в 1935 году: Дед Мороз, ёлка (дерево и сам праздник), подарки под ёлкой - все неизменные атрибуты старого Рождества по велению атеистов сделались «новогодними». Вифлиемская звезда на ёлке стала советской пятиконечной, такой же, как недавно повешенные на башнях Кремля. В январе 1937 года у Деда Мороза появилась обязательная спутница - Снегурочка, истоки которой лежат в языческой мифологии.

Празднование Нового года, как новая советская традиция, одной из первых описана в рассказе «Чук и Гек» Аркадия Гайдара 1939 года и в повести «Комендант снежной крепости».

В советское время также появились собственные атрибуты Нового года: советское шампанское, мандарины, салат оливье, бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».

В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны – Кремлёвская.

С конца 1980-х в России и других странах Европы появились модное веяние связывать приход Нового года с одним из животных китайского гороскопа (крыса, бык, свинья и др.), даже несмотря на то, что китайский Новый год наступает позже. Также всё более популярной становится зарубежная (в первую очередь американская) символика нового года: олени в упряжке Санты Клауса, сочетания красного с зелёным в декоративных элементах, открытки изображения венков, которые в России обычно не приняты.

После 1990 года постепенно вошло в традицию сразу после полуночи жечь фейерверки и запускать салюты, как организованно, так и экспромтом, просто жителями населённого пункта, района, квартала или дома.

Новогодние приметы

С Новым годом в России традиционно связано большое количество народных примет (часть из них перешла к нему от Рождества, которое долгое время не отмечалось). В Новогоднюю ночь принято одеваться в новую и лучшую одежду, так как если войти в новый год с обновкой, то целый год будешь ходить в обновках. Также считается, что нельзя отдавать деньги в канун Нового года, иначе весь год придется их отдавать. Поэтому перед Новым годом заранее отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. До сих пор также верят, что брать взаймы под Новый Год нельзя, а то весь год придется просидеть в долгах. Спать в новогоднюю ночь тоже нельзя, иначе весь год пройдёт вяло и неинтересно(исключение — дети в возрасте до 7 лет). Новогодний стол должен ломиться от яств и вин, чтобы весь год жилось богато и весело. Перед Новым годом также рекомендуется выбросить из дома всю битую посуду, перемыть окна и зеркала. Те, кто верит в приметы, связанные с принадлежностью наступающего года тому или иному животному по китайскому календарю, стараются обогатить праздничный стол блюдами, как считается, угодными этому животному (например, сыр для года Мыши, бананы для года Обезьяны) и воздержаться от неугодных (говядина для года Быка).

История

В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника. Сколько лет Деду Морозу? Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

Сколько лет Деду Морозу?

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают «местных» гномов. В других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Везде доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а у нас ─ Дед Мороз. Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

Как отмечали Новый год в старину

Некоторые народы ведут счет времени по лунносолнечному календарю, и начало года приходится где на осень, где на зиму. Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.

Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем. Как вы уже знаете, не всегда Новый год отмечали с 1 января. Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке ≈ со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января. В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века. А как же обстояло дело у нас, на Руси? В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, так же начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи, в 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п., а для. того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого).
Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года. Оделяя каждого яблоком, царь называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем. Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.

С 1700 года Царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бай возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было «по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет». В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1-го по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы».

Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование «и по всей Белокаменной». В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова). Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая «разница во времени» очень мешала. Но с этим было покончено. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами ≈ санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками… Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года. И хоть морозно было в эту пору, но не страшил людей холод. Как вы знаете, жгли они на улицах костры, исполняли вокруг них танцы, призывая солнце (которое испокон веков обожествляли) согреть скованную снегами и морозами землю.

В древности жизнь любого народа была строго подчинена циклам. Имели значение не столько конкретные даты, сколько смены сезонов и ежегодно повторяющиеся события, которые знаменовали окончание определенного периода и начало следующего. Поэтому, говоря о том, когда и как Новый Год праздновали на Руси, не имеет особого смысла упоминать конкретные даты. Исследователям доподлинно не известно, каким образом было принято отмечать это событие в дохристианские времена (отдельные упоминания об этом встречаются только в источниках иностранных авторов), но, так как с воцарением власти церкви языческие традиции не исчезли, отдельные обычаи были зафиксированы в летописях и других документах.

Как Новый Год праздновали на Руси до христианства

Существует мнение, что славяне отмечали приход Нового года 22 марта, то есть в день Этот праздник был посвящен окончанию зимы и пробуждению природы. В этот день пекли блины (они символизировали солнце) и сжигали чучело Масленицы, устраивали народные гуляния и различные ритуальные игры, ходили друг к другу в гости.

Позже такие праздники, как Масленица и Новый Год, были разделены. Это произошло из-за принятия христианства.

Коляда: традиции

Но у всех народов Европы (в том числе и у восточных славян) существовал еще один праздник, от которого и произошли современные новогодние каникулы. Он начинался в двадцатых числах декабря (на солнцеворот) и продолжался 12 дней. В Скандинавии его называли Йоль, а на Руси - Коляда. Этот праздник знаменовал собой не смену сезонов, а рождение нового Солнца (поскольку как раз с этого момента световой день начинал удлиняться). Символом бога Коляды была звезда, которую носили с собой ряженые.

В честь Коляды водили хороводы (что символизировало движение солнца по небу), жгли костры (считалось, что в эти дни умершие предки приходят к ним погреться). Традиции Нового Года на Руси тесно связаны с традициями Коляды. Впоследствии к ним добавились и рождественские обычаи, причем все они вполне мирно уживались.

Ритуальные блюда

Понятие нового солнца ассоциировалось с новой жизнью и плодородием. У восточных плодородия (а значит, и домашнего скота) был Велес. Именно в его честь на Коляду было принято готовить каравай (изначально - коровай, ритуальный хлеб, заменяющий жертвенного теленка) и козули - коз, овец и домашней птицы.

Новый Год в Древней Руси праздновали с размахом: главным блюдом на столе был поросенок. На его внутренностях гадали на то, какой будет зима и чего ждать от нового года. Не обходилось и без кутьи - сборной каши, главным компонентом которой было пшеничное зерно, - и узвара (взвара) - компота из высушенных ягод. Само собой, не каждая семья могла позволить себе поросенка, но кутья считалась непременным атрибутом трапезы (славяне были в первую очередь земледельцами). Накануне Коляды также варили пиво, пекли пироги с различными начинками. Обильная совместная трапеза считалась залогом плодородия и достатка в будущем году.

Обряды

История праздника Новый Год всегда была тесно связана с чудесами - как радостными, так и страшными. После Коляду сменили Святки. Появилось понятие Рождества и Васильева Дня (1 января), но сами традиции остались те же.

Первые шесть считались святыми, а следующие шесть - страшными. Люди верили, что после Васильева дня из нижнего мира приходит всякая нечисть и невозбранно бродит по земле. Ее нужно либо задабривать, либо отгонять. Задабривали злых духов кашей, горшки с которой выставляли под дверь, а изгоняли - кострами и шумными гуляньями с обрядовыми песнями - колядками. Дети и взрослые надевали берестяные маски и шубы мехом наружу и ходили от дома к дому, желая хозяевам счастья и богатства и рассыпая зерно. Хозяева должны были угостить ряженых пирогами или печеньем - козулями.

Гадания

«Зимний» Новый Год в Древней Руси был праздником возрождения солнца, поэтому встречать его нужно было во всем новом и чистом. Люди надевали еще неношенное платье, подметали избы, проводили очистительные ритуалы, заговаривали скот. Обязательной составляющей праздника были гадания. Они сохранились до наших дней, хотя церковь всеми силами боролась с ними. Женщины гадали на воске, зеркалах, нитках, внутренностях животных, снах, тенях, картах, луковицах и кольцах. Во все времена их интересовали одни и те же вещи: богатство, счастье, урожай, перспективы замужества в будущем году. Как правило, гадания устраивались в бане, которая со времен язычества считалась сакральным местом.

Как Новый Год праздновали на Руси в период раннего христианства

Таким образом, к моменту принятия новой веры в 988 году отмечали два масштабных торжества - Масленицу и Коляду, каждое из которых можно было отождествить с Новым Годом. Но в первом случае Новый Год связывался с концом зимы и началом сельскохозяйственных работ, а во втором - с возвращением солнца на землю и победой над злыми силами. Какой праздник был главнее, сказать сложно.

С 10 века история праздника Новый Год постоянно испытывала влияние церкви. С приходом христианства его стали отмечать 1 марта, как было принято в Римской Империи. Оттуда же были заимствованы названия месяцев и летоисчисление (от сотворения мира). Смещение дат оказалось не таким уж сильным, и нововведение было воспринято без сопротивления. Масленичные традиции, такие как хождение в гости на блины, потешные бои и различные состязания, сжигание чучела Зимы, сохранялись.

Церковный Новый Год: 1 сентября

Шли годы, распалась Киевская Русь. Новый Год по-прежнему отмечался 1 марта. Но все изменил Никейский Собор: в 14 веке празднование Нового Года (новолетия) было перенесено на 1 сентября. В 15 веке Иоанн III повелел считать этот день началом и гражданского, и церковного года. Изменение даты было связано с укреплением позиции русского государства и повышением престижа местной православной церкви. Согласно библейской легенде, Бог сотворил мир в сентябре. В странах с более мягким климатом в этом месяце заканчивались сельскохозяйственные работы, и наступал период «отдохновения от житейских забот», но на Руси дело обстояло по-другому. Впрочем, церковных иерархов это мало заботило. 1 сентября, в день Симеона Столпника, собирались налоги и выплачивались оброки. Можно было подавать челобитные царю. В церквях проводились праздничные службы, в столице царь обращался к народу. Вечером семьи собирались за трапезой, угощались медовухой и пивом. Осенний Новый Год в допетровской Руси праздновали столь же охотно, как и Святки, и Масленицу.

Петровские преобразования

Между прочим, церковный Новый Год до сих пор отмечается 1 сентября, хотя не все верующие об этом знают. А вот дата гражданского опять поменялась благодаря Петру, который в своих реформах ориентировался не только на Западную Европу, но и на балканских славян. Все они праздновали Новый Год зимой.

Петр также ввел «прогрессивное» летоисчисление - от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Наступление 1 января 1700 года в городах отмечали уже по-европейски - с установкой праздничного хвойного дерева, украшением домов, фейерверками и пальбой из пушек, подарками и парадами. Праздник стал светским.

Примерно так же,как Новый Год праздновали на Руси, отмечают его и сейчас. Конечно, позабылись многие обряды и значение тех или иных действий, но в целом традиции оказались очень живучи, и неудивительно, ведь во время темной и долгой зимы люди испытывают повышенную потребность в веселом и шумном празднике.

До Петра I русские отмечали Новый год в марте. После его перенесли на сентябрь, а потом и вовсе на январь.

Взойдя на российский престол, Пётр I провёл ряд реформ. Некоторые из них касались и повседневной жизни россиян, в том числе порядка проведения праздников.

Фактрум вспоминает великую эпоху правления Петра Алексеевича, положившую новую традицию новогоднего празднования.

Как праздновали приход нового года до Петра Великого

Новый год на Руси вплоть до XV века приходился на день весеннего равноденствия в марте. Предшествовали празднику 12 дней колядования, когда по деревням ходили ряженые, пели песни и получали за это угощение. Также было принято разбрасывать у порогов изб зерно, чтобы урожай лучше народился.

Колядования

Когда на Руси было принято православие, языческие обряды встречи нового года изменились. В 1495 году перенесли начало нового года на первое сентября, так как считалось, что в этот день Богом был сотворён наш мир. На празднование царь вместе с патриархом церкви выходили на главную площадь и открывали шествие. В те времена первый день в году проводили как и любой другой праздник: приглашали гостей, накрывали стол и организовывали танцы.

Почему начало нового года при Петре I перенесли на другую дату

Первые петровские реформы были направлены на искоренение всех старинных традиций. Когда Пётр I побывал в Голландии, то увидел, как там весело и ярко встречают первый день нового года. Ему захотелось такого же веселья и у себя на родине. Кроме того, царь по примеру европейских стран решил ввести в России григорианский календарь. Полностью перевести Россию на григорианское летоисчисление не удалось, церковные праздники всё-таки отмечались по юлианскому календарю.

В декабре 1699 года был издан указ Петра I о Новом годе. Он чётко регламентировал порядок проведения праздника и праздничных увеселительных мероприятий.

Что говорилось в указе Петра I о праздновании Нового года

Фрагмент указа Петра I «О праздновании Нового года»

В новом указе царь подробно расписал, что должны делать его подданные, так как традиции празднования Нового года сильно изменились по сравнению с прошлым. Так, бедняки должны были украсить ворота своих домов еловыми и сосновыми ветками. Люди из более высоких сословий обязаны были нарядить любое дерево перед своим домом, украсив его по своему вкусу и разумению. Для того, чтобы россияне лучше поняли задумку царя, была организована выставка в петербургском Гостином дворе, где были показаны наряженные деревья.

Кроме этого, в указе о праздновании Нового года было написано, что отныне его будут встречать весёлыми огненными потехами и фейерверками. Каждому, кто владел пушкой, ружьём или оружием, в Новогоднюю ночь предписывалось сделать несколько выстрелов. А на перекрёстках и улицах Петербурга должны были всю ночь гореть огромные костры.

Сам царь Пётр I тоже принимал участие в празднованиях. Во главе своей многочисленной свиты он ездил по улицам Петербурга, заходил в дома знатных людей и пировал с ними.

Как отреагировали люди на перемены

Ни простому люду, ни боярам со служивыми петровские перемены не пришлись по душе. Последним особенно не понравилось то, что царь заставил их одеться в иностранные кафтаны, это порушило все прежние уклады жизни. Новые традиции встречи года казались людям очень неудобными и непривычными. Им было непонятно, к чему такой шум, песни, пляски и канонада пушек и ружей. Хоть в прошлом празднование наступления Нового года и было весёлым и бурным, но не настолько, как в петровские времена.

Конечно, с течением времени россияне привыкли к новым новогодним традициям, полюбились им и салюты, и пушечные залпы ровно в полночь, и балы-маскарады, и украшения деревьев и домов.

История новогоднего праздника, отмечаемого в России ночью с 31 декабря на 1 января относится к 1699 году , времени правления Петра Первого . После возвращения царя из Великого посольства, так называется в историографии поездка Петра в Европу, которая длилась 15 месяцев, 27-летний царь издал приказ №1736. В документе говорится о переходе на юлианский календарь и о празднике нового года 1 января. Год 7208 от сотворения мира стал 1700 от Рождества Христова . В связи с разницей в календарях было принято решение отсчитывать начало года с января месяца, а не с сентября, как было прежде. Петр старался в один момент поменять уклад жизни страны. Приказ подданными выполнялся – праздник ведь.


Елочный базар

Однако долгое время в документах обозначались две даты, по старому и новому календарю. 1 января было свободным от поста днем, а значит, ничего не мешало бурным празднованиям. Молодой царь Петр Первый в первый же год постановил продолжать непрерывное веселье ровно семь дней к ряду . В новогоднюю ночь на Красной площади устроили пышный парад и фейерверк . 1700-ый новый год, а также следующие четыре года главные празднования проводились в Москве, потом – в новой столице Санкт-Петербурге.

Празднование Нового года в начале XVIII века носило массовый народный характер. На площадях проводились маскарады, стреляли пушки, устраивались фейерверки, «огненные потехи и стрельба» . В указе Петра предписывалось украшать дома и подъезды еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками . “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…”

Каждое новогоднее украшение имело свое значение. Яблоки были символом плодородия, орехи – непостижимости божественного бытия. После смерти неутомимого императора на какое-то время украшать еловые ветви перестали. Только на трактирах эти элементы новогоднего убранства оставили, причем находились там они на протяжении всего года – так и появилось название «елки-палки» .


Константин Сомов. Фейерверк. 1907

Стоит отметить, что к новому зимнему празднику подданные Петра Первого были готовы, так как ранее в эти дни отмечались святки. Гуляния, костры, катания на санях, хороводы, гадания, все это переплелось с привнесенными Петром нововведениями. Вечер, предшествующий новогодней ночи, получил название «щедрый» . Было принято накрывать насколько можно богатый и красивый стол. Хозяева относились к организации стола с большим вниманием, так как он олицетворял достаток, ожидающий семью в следующем году. Главным блюдом в богатых семьях часто становился молодой поросенок, зажаренный на вертеле.

Для любопытствующих привожу изображение исторического документа и интереснейший текст, в котором слышим прямую речь конца XVII века, а именно приказ Петра Первого за номером 1736 :

Приказ номер 1736

“7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет , потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов , сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же”.









2024 © rukaraoke.ru.