Когда ребенок начинает сидеть: сроки, самостоятельные пробы и помощь родителей. Во сколько месяцев дети начинают сидеть


С каждым днем малыш становится все активнее. Ему уже не хочется неподвижно лежать в своей кроватке. Кроха развивается и стремится к изучению окружающего мира. В 4-5 месяцев он активно вертит головою во все стороны, переворачивается на животик и обратно, пытается приподняться. Создается впечатление, что малыш готов сесть, а маму так и тянет помочь ему занять вертикальное положение. Но не надо спешить. Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок начинает сидеть, и не принесет ли ему вреда форсирование событий?

С какого возраста мальчики и девочки начинают садиться сами? Детские врачи говорят о том, что это событие происходит не раньше, чем в 6-9 месяцев. Так распорядилась природа, заложив в организм маленького человека особенную программу.

Только к полугодовалому возрасту:

  • Позвоночник ребенка, совершенно прямой от рождения, приобретает лордоз и кифоз – шейный и грудной изгибы. Они позволяют равномерно распределить нагрузку при вертикальном положении тела;

Физиологические изгибы позвоночника
  • Позвоночный столб становится более стабильным, так как происходит сращивание отдельных его элементов.
  • Укрепляются мышцы, поддерживающие грудной и крестцовый отделы;
  • Костная ткань накапливает минеральные соли и становится крепче;
  • Совершенствуется чувство равновесия, столь необходимое для устойчивого удержания тела в вертикальном положении.

Умение сидеть формируется у младенца не сразу, а проходит несколько этапов в своем развитии:

  1. В 6 месяцев кроха пытается сесть бочком, опираясь на руки. Делает он это неуверенно, часто заваливаясь на бок;
  2. В 7 месяцев садится из положения, лежа на боку, отталкиваясь руками. Может поворачивать корпус в разные стороны, не теряя при этом равновесия;
  3. В 8 месяцев ребенок садится из любого положения, делает это легко и уверенно.

Известный педиатр Комаровский акцентирует внимание родителей на том, что указанные возрастные нормы являются средними показателями, выведенными на основе долгого наблюдения за детьми. Некоторые отклонения могут быть обусловлены индивидуальными особенностями малыша. Например, подвижные и худенькие дети овладевают новым умением гораздо быстрее своих флегматичных и пухлых сверстников, а мальчики слегка опережают девочек.

Чем грозит раннее присаживание?

Многие мамы, плохо знакомые с анатомией и физиологией детского организма пытаются посадить малыша в 4 или 5 месяцев. Отдельные моменты двигательной активности ребенка, вроде приподнимания верхней части туловища, они ошибочно расценивают, как готовность принять вертикальное положение. Усаживая ребенка в рюкзачок или к себе на колени, обкладывая его подушками на диване, в коляске или манеже, родители, не задумываясь, наносят большой ущерб здоровью крохи.

Ведь из-за непомерной нагрузки на слабый опорно-двигательный и мышечный аппарат:

  • Искривляется позвоночник;

Основные признаки сколиоза
  • Деформируется грудная клетка, и, как следствие появляются трудности с дыханием;
  • Неправильно формируются тазовые кости;
  • Нарушается кровоснабжение, как следствие сдавления сосудов и нервных окончаний, проходящих вдоль позвоночника;
  • У девочек, в силу особого анатомического строения, некорректно формируются органы малого таза, что может принести большие проблемы в будущем. Считается, что раннее присаживание становится причиной загиба матки, провоцирующего бесплодие и воспалительные процессы;
  • Малыш быстро утомляется, испытывая дискомфорт и боль в мышцах.

Если ребенок сидит, выгнув дугой спинку, или заваливается на бочок, значит, вы поторопили события, и организм крохи пока не созрел для серьезных перемен. Придется отложить эксперименты и терпеливо ждать, не вмешиваясь в процесс, задуманный самой природой: малыш должен сесть без посторонней помощи.

Как понять, что ребенок готов сидеть самостоятельно?

Малыш пока не может рассказать о своих желаниях и ощущениях, но для любящей мамы информативны каждое движение, каждый взгляд, каждый вздох крохи. Удивительно, но опытная мама может точно определить, скоро ли сядет младенец.

Раскроем секрет — предвестниками радостного события станут умения ребенка:

  • Вставать на четвереньки и раскачиваться в разные стороны, опираясь на кисти рук или локотки;


  • Из этого положения поворачиваться на бочок;
  • Подгибать под себя ножки;
  • Оставлять для опоры только одну ручку;
  • Ползать.

Эти действия малыша являются для мамы сигналом к тому, что позвоночник и мышцы спины, брюшного пресса, рук, плечевого корпуса и шеи готовы к тому, чтобы тело крохи приняло вертикальное положение.

Как помочь малышу, который не хочет садиться сам.

Случается так, что ребенок никак не сидит сам. Как в таком случае реагировать родителям? До 9 месяцев не стоит беспокоиться: вполне возможно, что организм малыша еще не совсем готов к новым нагрузкам. Но и сидеть, сложа руки, родители тоже не должны. Как же научить ребенка садиться? Помогут активные занятия с грудничком, направленные на укрепление мышечного корсета, координацию движений и крупную моторику:

  • Подтягивания – проследите, чтобы малыш крепко ухватился за большие пальцы ваших рук, зафиксируйте маленький кулачок в своей ладони. Медленно приподнимите кроху из положения лежа, не присаживая его. Это отличная тренировка для рук и брюшного пресса;
  • Покачивания – повторяем предыдущее упражнение, но при подъеме малыша раскачиваем его из стороны в сторону. Такие движения развивают чувство равновесия и координацию движений у грудничка;
  • Наклоны – прижимаем ребенка спинкой к себе, зафиксировав ножки и поддерживая под грудку. Наклоняем малыша, пока спинка не примет горизонтальное положение. Возвращаем в исходную позицию. В этот момент укрепляются мышцы спины и пресса;

Упражнение для укрепления мышечного корсета
  • Упор на локтях – укладываем кроху на пол на животик. Прижимаем одну ручку локотком к полу, а второй помогаем дотянуться до игрушки. Таким образом учим малыша держать равновесие с односторонней опорой;
  • Опираемся на ладошки . Сядьте на пол, положите на ноги малыша животиком вниз, проследив, чтобы он уперся в пол ладошками. Предложите ребеночку дотянуться до игрушки, расположенной на расстоянии вытянутой детской руки;
  • Самолетик – приподнять малыша, лежащего на животе, подсунув руки под грудку и животик. Покачать из стороны в сторону. Кроха получит несказанное удовольствие, а заодно потренирует мышцы спины, плечевого корпуса и шеи;
  • Положив кроху на фитбол , покачиваем его, надежно фиксируя за подмышки.

Первый раз нужно сделать по 2-3 подхода каждого упражнения, затем увеличить до 5-8 повторений. Перед выполнением зарядки нужно хорошенько разогреть тело малыша при помощи обычного массажа, выполняя поглаживания, растирания, пощипывания, сгибания – разгибания ручек и ножек.


Если малыш во время занятий капризничает, злится или, наоборот, становится апатичным, нужно немедленно прекратить занятия и разобраться в причине такого состояния.

Когда присаживать ребенка видео

Как присаживать ребенка видео

Когда кроха пытается сесть, но никак не поймет, что нужно сделать, в первый раз стоит помочь ему:

  • Перевернуть грудничка на животик;
  • Показать, что нужно встать на четвереньки, как во время ползания;
  • После этого, перебирая ручками и опираясь на них, сесть на попу.

Такая подсказка запустит в действие мышечную память, и в следующий раз кроха проделает всю последовательность действий самостоятельно.

Если малышу уже 10 месяцев, а он до сих пор не сидит, тогда потребуется консультация врача – невролога. Быть может, причина – в задержке психомоторного развития, и ситуацию нужно срочно исправлять под контролем специалистов.

Ребенок первый раз сел видео

Помните, что организм малыша подобен бабочке, вылупившейся из кокона: трудности только закаляют его и добавляют жизненных сил. Поэтому не пытайтесь помогать, наберитесь терпения и ждите: ваш ребенок обязательно сядет и испытает неописуемый восторг, увидев мир в другом ракурсе.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Вокруг вопроса, когда можно сажать ребенка ведутся многочисленные споры. Раньше этот процесс приравнивался к естественному развитию и исходил из физических возможностей ребенка. Сегодня опытные педиатры предлагают родителям четкие рекомендации, которых необходимо придерживаться. Сажать ребенка необходимо в зависимости от уровня развития костной и мышечной системы. Эти системы должны быть подготовлены к возможности сидеть. Некоторые дети стремятся сидеть в возрасте пяти месяцев, если подкладывать под спинку мягкую подушку. Безусловно, самостоятельно сидеть на твердой поверхности вряд ли поучиться без поддержки. Подавляющее большинство малышей может самостоятельно сидеть к полугоду. Не рекомендуется раньше времени стремиться сажать ребенка самостоятельно, так как костная и мышечная система является неокрепшей.

Как подготовить ребенка самостоятельно садиться?
Для того чтобы процесс высаживания носил безопасный характер, необходимо малыша тщательно подготовить к нему. В развитии ползания и сидения большая роль принадлежит гимнастике. Если гимнастикой заниматься регулярно, то мышечная система начнет укрепляться. Можно время от времени проводить тренировку, в которой ребенок пытается дотянуться ручками до ладоней родителей, понемногу подтягиваясь. Угол наклона постепенно в таком упражнении должен увеличиваться. Эффективно также проводить разнообразные упражнения по развитию мышц малыша: наклоны, повороты. Полезно проводить регулярный легкий массаж малыша. Правильно организованная подготовительная работа к сидению малыша приводит к тому, что вопрос о том, когда малыш сядет, отпадает, так как ребенок, в силу своего физического развития, начинает сидеть самостоятельно.

Врачи и педиатры не рекомендуют сажать ребенка раньше времени, так как это может привести к негативным последствиям. Процесс сидения малыша без подготовительной работы может привести к тому, что детский позвоночник не справится с нагрузкой. В результате такой перегрузки происходит нарушение соединений между позвонками. Такая травма чревата многими заболеваниями в будущем, в том числе и такой распространенной проблемой, как сколиоз. Особенно специалисты не советуют сажать рано девочек, так как это может стать причиной искривления костей малого таза, что впоследствии негативно отразиться на детородной функции. Также, по мнению врачей, ранняя высадка девочек приводит к искривлению матки и более серьезным патологиям, вплоть до бесплодия. Не стоит рисковать и следовать американской системе, суть которой заключается в посадке детей с рождения.

В какое время сажать мальчиков?
Можно сажать мальчиков постепенно начинать с 4-5 месяцев с проведением подготовительных упражнений. В это время очень можно помогать малышу, придерживая его позвоночник, чтобы избежать чрезмерного давления на позвоночник. До четырехмесячного возраста дети имеют слаборазвитые брюшные мышцы, что отрицательно влияет на позвоночник при сидении. Обычно мальчики к шести месяцам могут самостоятельно сидеть. Если малыш пытается начать сидеть самостоятельно раньше, то не стоит ему в этом противостоять, можно только помочь. Это говорит о том, что его мышцы являются сформированными.

Когда правильно сажать девочек?
С посадкой девочек вопрос является трудным. Посадка раньше времени чревата осложнениями. Врачи и педиатры не рекомендуют с посадкой девочек. Можно сажать девочек не раньше семимесячного возраста. Но этот факт не является медицинским доказанным, однако все же, рисковать здоровьем нецелесообразно. Таким образом, сажать мальчиков можно в любое время с учетом уровня его подготовки, а с посадкой девочек рекомендуется не торопиться. Более подробную информацию о том, когда можно сажать ребенка рекомендуется изучить с помощью видео:

Роль дополнительных приспособлений в обучении ребенка сидеть.
В век современности в детской индустрии появилось много приспособлений для помощи родителям – ходунки, прыгунки, шезлонги. Некоторые предполагают, что такие изделия таят в себе опасность, так как не способствуют естественному развитию малыша и сажать малыша в них не стоит. Однако большая часть считает, что подобные изобретения относятся к современным технологиям, благодаря которым ребенок развивается. Конструкция ходунков представляет собой каркас в виде шортиков, который оснащен пружинами. Такое изделие фиксируется в дверной конструкции. В ней ребенок получает возможность прыгать, развивая мышцы ног. Ходунки, оснащены специальными колесиками, для того, чтобы ребенок мог передвигаться. Сажать ребенка в прыгунки, шезлонги, ходунки и другие дополнительные приспособления можно только тогда, когда он научился самостоятельно держать спинку. Спинку ребенок начинает держать без поддержки к шести или семи месяцам, когда его позвоночник достигает определенного этапа формирования, поэтому в это же время можно учить сажать. Иногда производители, дезинформируя покупателей, указывает неверное время начала эксплуатации изделия. Поэтому при их приобретении можно проконсультироваться со специалистом.

Перед тем как сажать ребенка в ходунки или прыгунки важно обратить внимание на положение стопы. Если движения малыша сопровождаются неестественным положением, то это может отрицательно повлиять на обучение ходьбы в дальнейшем. В прыгунах, шезлонге и ходунках ребенка всегда нужно сажать под наблюдением взрослого.

Таким образом, вопрос о том, когда можно сажать кроху является довольно важным, так как его костная и мышечная система является не до конца окрепшей до определенного времени. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому надо прислушиваться к себе и руководству педиатров в этом вопросе.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть? Очень часто можно услышать цифру 6 месяцев, но для данного периода характерно именно подтягивание на руках, держась за мамины и папины руки. Ребенок присаживается не потому что хочет сесть, а просто показывает хорошую развитость хватательного рефлекса. Часто родители ошибочно начинают сажать новорожденного кроху, думая, что он уже физически созрел для этого, раз присаживается за пальцы. Это неверно. Спешка в подобном деле вредна. Подготовленный с физиологической точки зрения организм малыша позволит ему сесть самостоятельно без посторонней помощи.

Самостоятельное сидение для ребенка очень важно, оно является значимой вехой на пути к ходьбе

Средние сроки освоения навыка сидения

Для крохи, научившегося сидеть, открывается масса новых возможностей для развития. В первую очередь будет совершенствоваться крупная моторика. Ребенок будет учиться вставать на колени, на ножки, ходить. Для освоения этих навыков нужно равновесие. Как и любое другое новое дело, сидение требует времени и последовательности. Точных возрастных норм нет, поэтому ни один врач-педиатр не сможет с уверенностью назвать точный возраст, когда ваш кроха самостоятельно сядет. Каждый ребенок развивается индивидуально. Ниже приведем средние показатели, где освоение техники сидения происходит в три этапа:

  • 6 месяцев. Малыш начинает садиться при помощи взрослых, но сидит с опорой на руку или на обе руки. Присаживание методом подтягивания за пальцы можно делать в полугодовалом возрасте, но на очень короткое время. Пары минут вполне хватит.
  • 7 месяцев. Ребенок уже освоил, как самостоятельно садиться из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: ). При сидении малютка держится более уверенно, уже не опирается на руки. В вертикальном положении может поворачиваться в разные стороны и не падать.
  • 8 месяцев. Большая часть детей уже освоила сидение и может принять эту позу из любого положения – лежа на животе, спине и боку.

Ребенок грудного возраста может освоить самостоятельное сидение уже в 6 месяцев, что будет являться нормой. При освоении навыка ближе к 8 месяцам родителям также не следует беспокоиться. Мамам и папам деток, севших рано, нужно учитывать, что в вертикальной позе крохе нельзя находиться больше часа.

Малыша, который еще не научился сидеть, нельзя носить очень долго в вертикальном положении или сажать в коляску в положении сидя.


Если малыш еще не умеет сидеть, в коляске он должен находиться горизонтально

Сидение нередко приходит вслед за освоением ползания. Мышцы рук, ног и спины получают хорошую тренировку и уже готовы к переходу в сидячее положение. Такая последовательность освоения сидения является самой безвредной для детского позвоночника.

Иногда, когда ребенок очень активен, он может освоить навык сидения даже раньше, чем это бывает обычно. Более позднее обучение этому навыку, с задержкой на 1-2 месяца, также будет в пределах нормы.

Есть ли разница между полами?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Тема, когда садятся мальчики и девочки, полна слухов, мифов и заблуждений. Некоторые уверяют, что мальчики по природе более крепкие, а значит и освоить сидение должны раньше. Другие выступают за то, что девочки являются более активными, а потому все начинают делать раньше.

Не стоит устраивать противостояний. Вне зависимости от пола ребенка врачи не рекомендуют присаживать его раньше полугода. При отсутствии избыточного веса, проблем со здоровьем, мальчик или девочка в 6-7 месяцев или немного позже научится сидеть.

Распространенный миф о том, что раннее сидение девочки приводит к загибу матки, является абсолютно недоказанным. В современной науке вы не найдете ни одного достоверного объяснения этой гипотезе. Время для присаживания наступает тогда, когда девичий или мальчишеский мышечный корсет становится достаточно крепким.


Особой разницы между сроками высаживания мальчиков и девочек нет

Сажать рано - опасно

Порой мамы сомневаются, не рано ли они сажают своего малютку? Определить это нетрудно: если кроха заваливается на бочок или при сидении имеет сильно округленную спину, то присаживать не стоит. Запомните: никаких подушек и валиков, которые бы поддерживали кроху в положении сидя! Вне всяких сомнений, так малышу значительно интереснее – руки свободны, простор открыт, а мама может успеть сделать побольше дел, но поступать так опасно. Ортопеды уверяют, что искусственно поддерживая спину ребенка, вы оказываете ему медвежью услугу.

Кроха, садящийся очень рано, получает огромную нагрузку на неокрепший позвоночник. Это может сказаться в будущем на развитии сколиоза и деформировании костей таза. Спешить не стоит. Помните, что более позднее обучение сидению способствует лучшему развитию скелета. Лучше помогать не в сидении, а в выкладывании на живот и в последующем ползании.

До самостоятельного освоения навыка сидения врачи не советуют:

  • использовать прогулочную коляску, если спинка в ней не отпускается до 45˚;
  • носить малыша в переносках типа «кенгуру» (рекомендуем прочитать: );
  • сажать ребенка к себе на колени;
  • все упражнения, направленные на укрепление мышц, следует выполнять с осторожностью.

Повод для беспокойства

Известны случаи, когда виной слабо развитых мышц и запоздалого созревания нервной системы являлись имеющиеся патологии. Такие ситуации требуют незамедлительной помощи специалистов, поэтому родители должны не откладывать и начать бить тревогу, если:

  1. Ребенок в полгода не научился держать головку в положении лежа на животике и не делает попыток приподняться на ручках. Это сигнал для обращения за врачебной помощью. Подобный навык является основным и без него невозможно дальнейшее полноценное физическое совершенствование. Некоторые послабления даются недоношенным малышам и деткам с ослабленным организмом.
  2. Ребенок в 10 месяцев не может самостоятельно сидеть, так как такую позу он находит неудобной. Этот случай также требует обращения к специалистам.

Правильная поза

При усаживании важно учитывать правильность положения всех частей тела:

  • Голова находится в немного наклоненном состоянии.
  • Шея - в разогнутом состоянии.
  • Разогнутой остается верхняя часть позвоночника.
  • Руки располагаются спереди и являются опорой.
  • Область поясницы согнута.
  • Тазобедренные составы находятся в согнутом состоянии и немного наклонены вперед.
  • Ноги разведены и вывернуты наружу. Опирается малыш на боковую поверхность ног.

Ребенок быстро устанет, если тело будет иметь неправильное расположение. Заметив, что кроха сидит неверно, знайте - его тело еще недостаточно окрепло, а изгибы позвоночника не сформировались должным образом.


Нужно внимательно следить за правильностью позы ребенка во время сидения

Упражнения и занятия

Иногда малыш хорошо и уверенно сидит, а вот принять это положение ему нелегко. Виной тому неспособность удержать равновесие. Можно принять во внимание следующие советы:

  1. Приподнимайте ребенка не из горизонтального положения, а из полулежачего, тогда нагрузка на позвоночник будет ниже и малыш затратит меньше сил.
  2. Занимайтесь развитием пресса. Держа кроху за руки, приподнимайте его до угла в 30˚, но не позволяйте ему сесть. Затем опустите кроху обратно. Сделать такое упражнение нужно несколько раз. Лежа на животике тоже можно развивать мышцы пресса. Малютка хватается за ваши пальцы, а вы аккуратно прогибаете его в спине, приподнимая за ручки.
  3. Развивайте мышцы спины. Ребенок лежит на животе. Одна ваша рука находится под грудью малыша, а вторая – между ножками. Ножки карапуза упираются в ваш живот. В таком положении ягодицы и спина находятся в напряжении, а шея немного выгнута назад.
  4. Купание и плавание станут отличными помощниками в укреплении всех мышц тела. В воде нагрузка на позвоночник минимальна. При возможности запишите малютку на аквааэробику или просто в бассейн. В качестве альтернативы подойдет большая ванна дома.
  5. Когда ребенок находится в положении сидя, в коляске или в стульчике для кормления, угол наклона спинки должен быть 40-45˚. Часто молодые мамы спрашивают врачей, можно ли использовать рюкзачки для переноса грудничков. Подойдет рюкзак-кенгуру с жесткой спинкой, чтобы снимать нагрузку с промежности. Вертикальная нагрузка также должна быть минимально возможной. Сколько может сидеть малютка в такой переноске? Носить кроху в рюкзачке можно не больше трех часов подряд.
  6. Чтобы ребенку было интересно заниматься, подвесьте красивые яркие игрушки, до которых ему захочется дотянуться.
  7. Постоянный комфорт не всегда полезен. Дать малышу побывать в разных условиях и ситуациях, например, завалиться на бок или найти баланс, необходимо - это будет хорошим подспорьем в научении технике сидения. Такие действия помогут малютке скорее сесть.

Если используется переноска, она должна быть с жесткой спинкой

Малыш, который уже хорошо ползает, но еще не сидит, абсолютно здоров и развивается в рамках нормы (рекомендуем прочитать: ). Ему просто пока интересна другая деятельность. В каком возрасте он начнет садиться? Кроха может освоить новое дело ближе к 9 месяцам и это не будет отклонением от нормы. Переход из позы на четвереньках является самым безвредным для детского позвоночника. Обучить кроху садиться из лежачего положения будет проще, если он уже уверенно садится из позы на четвереньках.

Отвечая на вопрос, когда ребенок начинает сидеть, стоит сказать, что все будет зависеть от индивидуальных особенностей малыша. Активный кроха без проблем с опорно-двигательным аппаратом непременно научиться сидеть самостоятельно. В большинстве случаев дети справляются с этим делом сами, не прибегая к помощи мамы и папы.

Физиологическая готовность сидеть самостоятельно наступает у малышей в возрасте около шести месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому со скольки месяцев сажают девочек - зависит и от конкретного ребенка. Одна девочка может научиться сидеть самостоятельно уже в пять месяцев, а другая - только в семь-восемь.

Ребенок начинает садиться самостоятельно, когда к этому готовы его костная и мышечная система. Раннее высаживание - это слишком большая нагрузка на позвоночник ребенка, которая может привести к деформации костей. Поэтому спешить с высаживаниями и торопить малыша не стоит, вне зависимости от его пола.

Во сколько можно сажать девочек?

В случае с ранним высаживанием девочек нагрузке подвергается не только позвоночник, но и мочеполовая система - это одна из причин, почему девочек нельзя рано сажать. Из-за раннего высаживания у девочек в будущем могут возникнуть патологии внутренних органов, например загиб шейки матки, поэтому с сидением на коленях у родителей или в стульчике девочкам лучше повременить.Сажать девочку можно, когда она сама, без помощи рук, сможет оторвать корпус от горизонтальной поверхности и сесть.

Почему нельзя сажать девочек, мы уже рассмотрели, а вот что делать, если девочка пытается садиться раньше утвержденных педиатрами сроков, например уже в четыре месяца? Задача родителей в этом случае - не помогать девочке, выкладывать ее в стороне от бортиков кроватки или коляски, лишая возможности ухватиться за них и присесть. Не рекомендуется также подкладывать под спину девочки что-либо, удерживающее ее в сидячем положении.

Но если уж малышка даже при таких условиях научится садиться сама, без помощи бортиков кроватки или рук родителей, ранее шестимесячного возраста, во сколько сажают девочек обычно, препятствовать ребенку уже не стоит.

Когда начинают сажать девочек в ходунки или прыгунки?

Поскольку дети в возрасте четырех-шести месяцев уже достаточно активны и не хотят лежать на месте, родители пытаются обеспечить им двигательную активность, покупая прыгункиили ходунки. На многих подобных приспособлениях написано, что использовать их можно с трех месяцев, но ортопеды и педиатры не рекомендуют рано сажать детей в прыгунки или ходунки. Девочке лучше вообще не пользоваться этими приспособлениями, пока она не научится сидеть самостоятельно.

Но даже если малышка уже умеет сидеть, надолго помещать ее в ходунки или прыгунки не рекомендуется - ходить она быстрее не научится, а вот неоправданные нагрузки на позвоночник и риск получить травму возрастут. Ортопеды рекомендуют пользоваться ходунками или прыгунками не более 15 минут в день.

Как правильно сажать девочек?

Когда в возрасте пяти-шести месяцев ребенку становится скучно просто лежать в кроватке, он плачет и пытается поменять позу. Если ваша малышка еще не умеет сидеть самостоятельно, можно положить ее в шезлонг или специальные детские качели. Некоторые мамы вместо шезлонга используют дома автокресло. В шезлонге или автокресле группы 0+ девочка находится в полулежачем положении - это безопасно для позвоночника и не мешает нормальному развитию органов малого таза. При этом приподнятое положение корпуса не дает ребенку скучать, осматривая все вокруг или наблюдая за мамой, занимающейся домашними делами. Если вам кажется, что ребенок слишком глубоко «проваливается» в шезлонг или кресло, подложите ему под спинку свернутую пеленку, чтобы он не сидел, а именно полулежал.

Период, когда девочка уже хочет сидеть, но еще не может сесть самостоятельно, - очень короткий. Повремените с высаживанием месяц-другой, костная система малышки окрепнет, и она сядет сама. Не стоит торопить события, задаваясь вопросом: в каком возрасте сажают девочек? Лучший способ - просто довериться природе и дождаться, пока ребенок сам сядет, встанет у опоры, а потом и пойдет.









2024 © rukaraoke.ru.