Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, тема "Весна".

Занятие рассчитано на детей 5-6 лет, воспитателей и логопедов.

Развитие речи, несомненно, тесным образом, связано с общим развитием мышления и памяти ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, упражнения, направленные на развитие мышления, а так же чтение книг так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

ЦЕЛЬ: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.

ЗАДАЧИ:
* Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожданная весна; ранняя весна; "Матушка Весна"; ворота; воскресает.
* Развитие связной речи через построение логической цепочки;
* Развитие познавательных процессов - мышления, памяти, внимания;
* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.

МАТЕРИАЛЫ:
* Фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;

Организационный момент:

Ребята, внимательно послушайте стихотворение и вы поймёте, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Михаил Пляцковский.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

Правильно, о весне, теперь можно смело закончить стихотворение:

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!


-А у вас какое настроение?
Дети отвечают.

Основная часть.

Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»

Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:

Весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)


-небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)


- деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)
- одежда весной какая?
- погода весной какая?
- травка весной какая?
- цветы весной какие?


- настроение весной какое?

Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне. А сейчас, расскажите мне, какие признаки весны вы знаете.


Предполагаемые ответы детей:
- Солнце стало ярче и дольше светить;
- На улице стало теплее, пропал мороз;
- Снег растаял, появляется капель, проталины;
- Прилетают птицы из теплых стран;
- Появляются почки на деревьях;
- Появляется первая трава.

- Молодцы, вы хорошо знаете признаки весны! А как называется первый весенний месяц?
- Март
- А какая весна, когда она только «наступает»?
- Ранняя
- Назовите мне все весенние месяцы?
Дети называют.

А теперь давайте поиграем, у меня на доске есть картинки, они перепутаны местами, кто поможет их расставить.

Игра «Что за чем?»






На доске/фланелеграфе в разброс, расположены картинки, дети должны выстроить их по порядку, проследив закономерность и объясняя почему именно так, а не иначе. Например, первая картинка - на улице лежит снег, дети тепло одеты, играют. Далее будет картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. Затем, картинка, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. Далее, картинка без снега, солнечно, прилетают птицы. В конце может быть картинка с поздней весной.
Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель - это результат яркого и теплого весеннего солнца и т.д.

Пришла пора нам отдохнуть, приглашаю вас, друзья в середину группы.

Подвижная игра «Матушка Весна».


Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:

Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Ребята, а вы знаете какие - нибудь приметы, пословицы или поговорки о весне?
Дети отвечают,рассказывают, что они знают.

А я вам тоже расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и подвалит новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. Или если услышали кукушку – больше не будет морозов.

Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?
-Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.
-Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает». Выслушиваем ответы детей.
-Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.

Заключение:
-Пришла пора нам с вами прощаться, но прежде, отгадайте мою загадку:

Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.

Конечно, это солнечный зайчик, предлагаю вам всем вместе его поискать!

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург
Описание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?
Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.
Воспитатель: Молодцы. И правда столько всего произошло, а вы умнички все это заметили. Вы очень наблюдательные. Но отчего, все это происходит, кто может мне ответить?
Ответы детей: Потому, что наступила весна.
Воспитатель: Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
Правда, ребята замечательные стихи. Ой, а к нам и правда кто – то стучится, кто же это может быть? Давайте мы с вами посмотрим, кто же это?


Ответы детей.
Воспитатель: И правда, это к нам в гости пришла весна, а точнее дочь весны, а зовут ее – Весняночка. Проходи, Весняночка, будешь нашей гостьей. Послушай, Веснянка сколько всего интересного о тебе знают наши детки. Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего – то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.



Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.
Воспитатель: Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Вспомните, на 8 Марта, обычно дарим бабушкам?
Ответы детей: Мать и мачеха, мимоза.
Воспитатель: Умнички. Обратите внимание, пожалуйста на картинки. Составьте несколько предложений по ним.
Дети составляют.




Воспитатель: Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. Кто мне может назвать весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно – это март, апрель, май. А стихи вы знаете про эти месяцы?
Дети читают стихи.
Миша : В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Полина: Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Варвара: Май раскрасил мир зеленым,
Белым, розовым, веселым!
Взять мелки, бежать во двор,
И раскрасить там забор.
Рисовать мелками счастье,
И девчонкам крикнуть: «Здрасьте!»
Рисовать, писать, играть!
Май пришел - пора мечтать…
Воспитатель: Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, мы с вами еще раз вспомним, что же происходит весной, поиграем в игру: «Назови – ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови – ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей – ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза – мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
дождь -дождичек;
облако – облачко;
цветы – цветочки;
трава – травка.
Воспитатель: Замечательно. Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).


Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.





Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».


Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю, как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну чтож ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад комбинированного вида № 87»

Конспект НОД по ФГОС

Речевое развитие в старшей группе детского сада

Тема: «Весна пришла - весне дорогу».

Подготовила: воспитатель

Пузырева Д.Н.

Омск-2015 г.

«Весна пришла – весне дорогу»

Виды детской деятельности: Двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье»

Цель: Составление описательного рассказа по картине.

Задачи:

1. Закреплять знания о весне, признаках весны.

2. Формировать умение отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по картине;

3. Развивать речь, память и воображение детей;

4. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей

Методы и формы работы: дидактические игры, беседа, рассматривание картины, художественно слово,

Предварительная работа: посадка семян, оформление «Огород на подоконнике», прослушивание музыкальных композиций по теме «Весна», рассматривание картин по теме «Весна», отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворений о весне, чтение рассказов и стихов о весне, наблюдение признаков весны в природе.

Оборудование и материалы: картина А Саврасова «Грачи прилетели», детская музыка – «Весенняя песня» из цикла «Песни без слов», ноутбук, контейнеры с землей, маленькие лопаточки, рыхлители, семена, лейка с водой, витаминизированный напиток из шиповника, желтые круги из картона, счетные палочки на каждого ребенка.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Встали дети на лужок - сделали кружок.

Звучит музыкальная композиция детская музыка «Весенняя музыка» из цикла «песни без слов», на проекторе появляется видео-презентация «Весна».

Воспитатель читает стихотворение о весне С. Я. Маршака

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Разбегайтесь, ручьи!

Растекайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети: О весне.

Воспитатель: Молодцы. Какие признаки весны вы можете назвать в этом стихотворении?

Дети: Весной солнце греет теплее, снег и лед начинают таять. Птицы прилетают из теплых краев. Животные просыпаются от зимней спячки. Появляются первые цветы.

Воспитатель: Великолепно! Вы прекрасно разбираетесь в признаках весны. Предлагаю Вам сделать солнышко из подручных материалов.

(дети выкладывают солнышка с помощью картонного желтого круга и счетных палочек)

(Звучит тревожная музыка. Забегает испуганный Мишка)

Миша: Караул, караул, я ничего не могу понять, что происходит! Помогите, помогите!

Воспитатель: Мишка, что случилось, чего ты так испугался?

Мишка: Я боюсь, мне страшно, когда я проснулся после зимней спячки, то увидел, что в природе совершается что-то невероятное. Всё шумит, всё гудит, льётся, бежит. Яркое солнце слепит глаза. Откуда-то появились глубокие лужи, а снег тает на глазах, превращаясь в серую массу. Птицы щебечут и галдят над головой без устали. Кто мне объяснит, что же произошло?

Воспитатель: Мишка, успокойся, вот садись на стульчик, отдышись и отдохни. А мы с ребятами постараемся тебе помочь и всё объяснить. Дети поможем Мишке разобраться, что происходит с нашей сибирской природой?

Дети: Конечно, поможем.

Воспитатель: Мы покажем Мишке картину «Грачи прилетели» и расскажем, какое время года изображено на ней и словами опишем это время года.

Воспитатель: (показывает картину, дети рассматривают и отвечают на вопросы по картине)

Нравится, ли вам картина?

Что именно в ней нравится?

Какое время года изобразил А. Саврасов?

По каким признакам можно сказать о приближении весны?

Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?

Где стоят березы? Опишите их.

Почему ветки на березах голые?

Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)

Какие краски преобладают в картине?

Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)

Как бы вы назвали картину?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны)Так какое время года изображено на картине?

Воспитатель: А сейчас наши ребята расскажут тебе, Мишка, кое-что еще о весне, но только в стихотворной форме.

(дети рассказывают стихотворения о весне)

Воспитатель : Ребята, а что происходит с медведем весной?

Дети: Он просыпается, так же как и природа, но только от зимней спячки.

Воспитатель: Конечно, когда медведь просыпается, он в первую очередь делает зарядку.

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед- назад.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой коснуться

И трухлявые пеньки. левой ступни, потом наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

Воспитатель : Мишка, а ребята в нашем детском саду тоже получают витамины. И мы тебя желаем ими угостить.

(Происходит угощение витаминизированным напитком – отвар шиповника).

Дети рассказывают, какие еще витаминизированные напитки получают в детском саду.

Воспитатель : Мишка, мы хотим открыть тебе один секрет, весна пришла не только в наш родной край, но и к нам в детский сад. Посмотри, какой расцвел «Сад-огород» у нас на подоконнике. И мы с ребятами хотели бы тебя научить тому, как надо правильно ухаживать за первыми всходами и сеять семена будущих растений.

(Воспитатель вместе с детьми и Мишкой взрыхляют почву у рассады, поливают ее, сеют новые семена, одновременно проговаривая то, что необходимо для любого растения – солнце, тепло, вода)

Воспитатель: Через 6 дней мы с вами увидим, что же у нас получилось.

Дети: Появятся первые всходы, а ранее высаженная рассада подрастёт и окрепнет.

Миша: А теперь, ребята я хочу с вами поиграть в интересные игры.

1. «Назови ласково» (с существительными данной темы перекидывая друг другу мяч)

снег - снежок вода - водичка

ручей - ручеек солнце - солнышко

лодка - лодочка корабль - кораблик

дерево – деревце Птица - птичка

2.Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Педагог просит детей логически завершить начатые предложения о весне. Малыши выполняют предложенное задание.

Прошла суровая зима, и к нам пришла... (Весна)

Весна - это пора, когда все... (Оживает, пробуждается, радуется, растет)

Небо весной... (Голубое, высокое, чистое, ясное)

С него нам приветливо сияет... (Солнышко)

Оно уже поднялось... (Выше)

Солнце согревает землю своими... (Лучиками)

Всюду бегут ручейки, так как тает... (Снег)

Скоро вернутся из теплых краев... (Птицы)

На холмах зазеленеет весенняя... (Трава)

Расцветут первые весенние... (Цветы)

Мишка: Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я очень рад был с вами сегодня познакомиться и от всей души благодарен вам за то, что вы, ребята, смогли объяснить мне, что такое весна и с какими изменениями в природе она к нам приходит. До скорых встреч!

(Дети прощаются с Медвежонком).

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?

Дети: Мы разговаривали о весне, изучали картину «Грачи прилетели», помогали Мишке.

Воспитатель: Понравилась ли вам встреча с лесным гостем?

Дети : Да, очень понравилась.

Воспитатель: Что вам больше всего сегодня понравилось?

Дети: Рассматривать картину, и рассказывать Мише о весне. Угощать Мишу напитком. Заниматься огородом.

Воспитатель: Что- то было сложно вам сегодня выполнять? Были ли какие - то трудности?

Дети: Нет, все было легко и интересно.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо Вам большое. Идемте пить витаминизированный напиток.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ВЕСНА ИДЕТ»
(СТАРШАЯ ГРУППА)


Цели:
1.Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
2.Совершенствовать грамматический строй речи.
3.Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
4.Совершенствовать умение делить слова на слоги.
5.Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
6.Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации.
7.Развивать общую моторику.
8. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Воспитатель. Ребята, отгадайте за­гадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети (хором). Это весна!
Воспитатель. Правильно, это весна. И мы сейчас с вами вспомним при­меты весны.

2. Составление предложений о весне по картинкам
На столе перед детьми лежат кар­тинки изображением вниз. Дети перево­рачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на нее свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со сло­ва «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются пер­вые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду» и т. д.).

3. Игра «Раздели слово на слоги»
Воспитатель. Ребята, мы с вами об­щаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?
Дети. Слоги!
Воспитатель. Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.
Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.

4. Игра с мячом
Воспитатель приглашает детей встать со своих мест.
Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день - весенний день; погода - весенняя погода, солнце - ве­сеннее солнце.
Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цве­ты и т. д.

5. Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания
Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки… Не открывая глаз, по­ложите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох… (Дети выполняют движения).
Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас от­кроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими. (Дети открывают глаза и вы­полняют движения.)
Весной появляются первые весен­ние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся… (Дети потягиваются.)
Опустите руки, сядьте. Молодцы!

6. Игра с элементами рисования «Назови ласково»
Воспитатель. Мы с вами уже умеем назы­вать различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Я опи­шу что на нем изображено, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера.
(Например: нарисован ручей. Ребенок говорит: «ручеек» рисует его, так же предстоит сделать со словами «солнце», «облако», «дерево» и др.).

7. Дифференциация звуков [с] и [ш]
Закрепление артикуляции и произношения звуков (со­гласные, глухие, твердые, свистящий - шипящий).
«Повтори слова парами»:
нас - наш; сутки - шутки; вас - ваш; уши - усы; плюс - плюш; каша - касса;
сок - шок; кашка - каска; сайка - шайка; крыша - крыса.
«Повтори скороговорки»
Пушистые кошки сидят на окошке.
У Саши на кармашке астры и ромашки

8. Игра «Назови первый звук в слове»
Воспитатель. А теперь задание для старших детей.
Я сейчас каждому буду называть слово, а вы должны буде­те произнести первый звук в нем. Слова: капель, бабочка, солнце , оттепель, подснежник

9. Окончание занятия
Воспитатель. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
Дети.
- говорили о приметах весны.
- делили слова на слоги.
- играли с мячом.
- играли в игру «Назови ласково».
- учились правильно дышать.
- повторяли скороговорки.
Воспитатель. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. И поэтому весна приготовила вам подарки. (Воспитатель раздает детям подарки.) Теперь наше занятие закончено.

Название: Конспект по развитию речи «Весна идёт…»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»
Месторасположение: г. Бавлы, Республика Татарстан

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет - весне дорогу»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург
Описание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?
Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.
Воспитатель: Молодцы. И правда столько всего произошло, а вы умнички все это заметили. Вы очень наблюдательные. Но отчего, все это происходит, кто может мне ответить?
Ответы детей: Потому, что наступила весна.
Воспитатель: Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
Правда, ребята замечательные стихи.

Воспитатель: Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего - то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.

Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.

Воспитатель: Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз - росой они умылись.
Два - изящно покружились.
Три - нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. Кто мне может назвать весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно - это март, апрель, май. А стихи вы знаете про эти месяцы?
Дети читают стихи.
Миша : В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Полина: Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Воспитатель: Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, мы с вами еще раз вспомним, что же происходит весной, поиграем в игру: «Назови - ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови - ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей - ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза - мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
дождь -дождичек;
облако - облачко;
цветы - цветочки;
трава - травка.
Воспитатель: Замечательно. Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко — золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет - весне дорогу».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю, как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну что ж ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.









2024 © rukaraoke.ru.