Конспект занятия во второй младшей группе по Фжмп «Геометрические фигуры. Закрепление. Фэмп во второй младшей группе "путешествие в страну геометрических фигур"
2 младшая группа
Образовательные задачи :
Закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
Учить узнавать и называть цвета.
Закрепить умение определять величину предметов, результат сравнения отражать в речи: большой, маленький, поменьше.
Упражнять в сравнивании двух предметов по высоте.
Находить высокий и низкий предметы.
Развивающие задачи :
Активизировать память, внимание, мышление.
Активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать воспитателя,
Аккуратность при работе с карандашами,
Развивать коммуникативные навыки,
Учить детей работать небольшим коллективом дружно.
Материалы:
-демонстрационный : лисичка, коробка – сюрприз, фигурки - человечки.
Раздаточный: картинки для раскрашивания на каждого ребенка, наборы цветных карандашей по числу детей.
Ход занятия
1 часть. Вводная.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости лисичка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются). Лисичка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с лисичкой.
2 часть. Знакомство с геометрическими человечками.
Итак, слушайте первую загадку:
Нет углов у меня и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Угадайте, друзья, кто же я?
Дети : Круг.
Воспитатель : Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?
Дети: Круглые.
Воспитатель : У него есть ножки. Какие они?
Дети : Круглые.
Воспитатель : А что еще есть у круглого человечка?
Дети : Глазки, ротик. Они тоже круглые.
Воспитатель : Совершенно верно. А какого цвета человечек?
Дети : Человечек – желтый.
Воспитатель : А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое. (Дети называют предметы круглой формы).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку от лисички:
Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?
Дети : Треугольник.
Воспитатель : (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?
Дети : Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.
Воспитатель : А что похоже на треугольник?
Дети : Флажок, пирамидка, крыша домика.
Воспитатель : Какие вы молодцы! А у нас с лисичкой еще есть загадки и отгадают их только самые внимательные.
Что похоже на открытку,
На конверт и на платок?
Что сравнить скажите можно
С одеялом и ковром?
Какая это фигура?
Дети : Прямоугольник.
Воспитатель : У нашего прямоугольного человечка руки круглые?
Дети : Нет. Они прямоугольные.
Воспитатель : А ножки, глазки, ротик на какую фигуру похожи?
Дети : На прямоугольник.
Воспитатель : Покажите длинные стороны у прямоугольника, короткие стороны. Хорошо. А какого цвета наш прямоугольник?
Дети : Прямоугольник – зеленый.
Воспитатель : А теперь вспомните, что вы видели на улице прямоугольное?
Дети : Окна, двери, кирпичи.
Воспитатель : Молодцы! Слушайте следующую загадку:
Не овал я и не круг, треугольнику не друг,
Прямоугольнику я брат.
И зовут меня...
Дети : Квадрат.
Воспитатель : Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?
Дети : Человек похож на квадрат.
Воспитатель : Что еще есть у квадратного человечка?
Дети : Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.
Воспитатель : Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.
Дети : книжка, окно, кубик.
Воспитатель : Лисичка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?
Дети : Синего.
Воспитатель : Я думаю, что лисичке очень понравилось с вами играть. А сейчас мы отдохнем. Я приглашаю вас поиграть в «Трех медведей».
3 часть. Физкультминутка.
1,2,3 – повернись и в медведей превратись.
Три медведя шли домой (изображают медведей)
Папа был большой-большой (поднимают руки вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (руки перед грудью)
А сынок – малютка просто, (присесть)
Очень маленький он был
С погремушкою ходил. (руки в кулачках, изображают погремушку)
Дзинь-дзинь-дзинь.
1,2,3 – повернись и в ребяток превратись.
4 часть. Практическая.
Воспитатель: А сейчас нас ждет еще одна интересная работа. Я вас приглашаю в Волшебный сад.
Дети садятся за столы. Для каждого ребенка – лист с заданием: закрасить яблоки на высокой яблоне желтым цветом, а на низкой яблоне – красным.
Воспитатель: Посмотрите, сколько яблонь в саду. Ребята, яблони одинаковые или разные?
Дети: Разные. Одна высокая, а другая низкая.
Воспитатель: Лисичка просит вас раскрасить яблоки. Возьмите желтый карандаш и раскрасьте яблоки в желтый цвет на высокой яблоне. А красным карандашом раскрасьте яблоки на низкой яблоне.
(Дети выполняют задание, те, кто справится быстро предложить раскрасить стволы и сами деревья). Обратить внимание, что яблоки на яблонях круглые, раскрашивать надо аккуратно – не выезжать за контур.
Воспитатель: Ну, как, нравится вам в нашем Волшебном саду? Какой аромат от ваших спелых яблок! Вы сегодня порадовали и меня и лисичку своей игрой. Поэтому, она хочет угостить вас яблочками (лисичка угощает детей и прощается).
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах (об эталонах формы): круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Продолжить работу по формированию умения соотносить форму изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).
- Развивать восприятие, воображение, произвольное внимание, память, речь (говорить простыми предложениями).
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Методы и приёмы руководства: вопросы, обследование, сравнение, эффективное поощрение.
Демонстрационный материал: указка, геометрические фигуры, магнитная доска, мягкая игрушка медведя, корзинка небольшого размера.
Раздаточный материал: небольшие карточки с изображением предметов разной формы: круглой (часы, яблоко, футбольный мяч и др.), овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной.
Предварительная работа: дидактическая игра "Кто где спит"; аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков"; индивидуальная работа по закреплению приёмов обследования формы (обведение пальцем контура фигуры)
Ход занятия
По завершении хороводной игры обращаю внимание детей на мягкую игрушку-Медведя, которая сидит на детском стульчике у стола воспитателя и держит корзинку (в ней лежат геометрические фигуры):
В:- Ребятки, посмотрите, к нам Мишка пришёл! Здравствуй, Мишка! За Мишку говорю сама, изменяя голос.
М (радостно): - Да, я к вам в гости пришёл и принёс угощенье - вкусное печенье. Угощайтесь! Беру корзину:
В: - Спасибо тебе, Мишка! (заглядываем в неё). Дети смеются: "Это же не печенье! Ты что, Мишка, не знаешь?"
М (огорчённо): - Нет, не знаю.
В: - Что же делать, ребятки?! Кто же Мишке поможет, расскажет, как называют такие фигуры? (Мы поможем! Я знаю! Я хочу рассказать!)
В: - Чтобы Мишка всё понял и запомнил, надо ему рассказать про каждую фигуру всё по порядку. Садитесь на стульчики. (Дети садятся. Стулья стоят полукругом)
Беру из корзинки все фигуры и первым показываю детям круг:
В : - Как зовут эту фигуру? (Круг). А как вы узнали? (Нет уголков; похож на тарелочку, на колесо). Приготовьте свои пальчики, будем рисовать круг в воздухе. Дети рисуют в воздухе, а я обвожу фигуру по краю:
В: - Пальчик бежит и нигде не останавливается. Иди, Алёша, скажи Мишке, как называют такую фигуру. Ребёнок подходит к Мишке и говорит: "Мишка, это круг, у него нет уголков. Он похож на колесо". На столах лежат разные картинки. Найдите такую картинку, на которой нарисован предмет круглой формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Прикрепляю фигуру на магнитную доску или это может сделать ребёнок. Следующим беру квадрат:
В: - А как называют такую фигуру? (Квадрат). Как узнали, что квадрат? (У него есть углы, похож на кубик). Правильно. Покажите Мишке как квадрат рисовать. Дети также рисуют в воздухе пальчиком, а я обвожу стороны квадрата:
В: - Бежит пальчик, повернул и в другую сторону побежал, опять повернул и дальше бежит и т.д. Кто хочет повторить Мишке, как называют такую фигуру? Иди, Даша, скажи. Девочка подходит к Мишке и говорит: "Мишка, это квадрат, он похож на кубик. Ещё у него углы есть". Идите, выберите картинку, на которой предмет квадратной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Прикрепляю фигурку на магнитную доску рядом с кругом. Дальше беру овал:
В: - А вот эту фигуру называют...
М (перебивает): Я знаю, я запомнил! Это - круг! (Дети смеются)
В: - Нет, это не круг, хотя очень похож. Он похож на вытянутый круг, а называют его...овал (дети отвечают полилогом) . Нарисуем? (Рисуют).
В: - Саша, скажи Мишке ещё раз, как зовут эту фигуру? (Овал, он похож на вытянутый круг) . Идите, выберите картинку, на которой предмет овальной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Фигуру овала прикрепляю на доску в ряд с другими.
Показываю следующую фигуру - треугольник:
В: - Как называют такую фигуру? (Треугольник ). Как узнали? (Три угла, похож на крышу дома). А как узнали, что три угла? Посчитали. Иди, Данил, повтори для Мишки. (Треугольник. У него три угла, на крышу похож). Найдите картинку, на которой предмет треугольной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Фигуру треугольника также прикрепляю на доску в ряд с другими.
Последним показываю прямоугольник:
В: - А вот такая фигура как называется? (Прямоугольник) . Как можно узнать прямоугольник? (Похож на кирпичик, тоже углы есть, квадрат растянуть и получится прямоугольник). Найдите картинку, на которой нарисован предмет прямоугольной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Фигуру прямоугольника прикрепляю на доску в ряд с другими.
В: - С какими фигурами мы сегодня познакомили Мишку? Дети перечисляют, а я указываю на каждую (на магнитной доске) последовательно.
В: - Вот теперь, Мишка, ты знаешь, как называют каждую фигуру?!
М: - Спасибо, ребятки, что научили меня. Теперь я и медвежатам расскажу и покажу картинки.
В: - Иди к медвежатам, а нам гулять пора!
Роза Галимова
Образовательные задачи :
Закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат)
Учить узнавать и называть цвета
Искать в окружающей обстановке предметы, сходные по форме
Развивающие задачи :
Активизировать память, внимание, мышление.
Активизировать словарь детей : вводить в речь слова, определяющие величину предметов.
Воспитательные задачи :
Способствовать формированию интереса к математике.
Воспитывать умение слушать воспитателя,
Развивать коммуникативные навыки,
Учить детей работать небольшим коллективом дружно.
Материалы :
- демонстрационный : собачка, коробка – сюрприз, фигурки - человечки .
- раздаточный : коврики с заплатками; круги, квадраты, треугольники.
Ход занятия
1 часть. Вводная.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришла в гости собачка. Ее зовут Ласка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются) . Ласка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки) . Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Лаской.
2 часть. Знакомство с геометрическими человечками .
Итак, слушайте первую загадку :
Нет углов у меня и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Угадайте, друзья, кто же я?
Дети : Круг.
Воспитатель : Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка) . Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?
Дети : Круглые.
Воспитатель : У него есть ножки. Какие они?
Дети : Круглые.
Воспитатель : А что еще есть у круглого человечка?
Дети : Глазки, ротик. Они тоже круглые.
Воспитатель : Совершенно верно. А какого цвета человечек?
Дети : Человечек – желтый.
Воспитатель : А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое . (Дети называют предметы круглой формы) .
Воспитатель : Слушайте следующую загадку от Ласки
Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?
Дети : Треугольник.
Воспитатель : (показывает треугольного человечка) . Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?
Дети : Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.
Воспитатель : А что похоже на треугольник?
Дети : Флажок, пирамидка, крыша домика.
Воспитатель :
Я фигура – хоть куда ,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….
Дети : Квадрат.
Воспитатель : Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?
Дети : Человек похож на квадрат.
Воспитатель : Что еще есть у квадратного человечка?
Дети : Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.
Воспитатель : Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.
Дети : книжка, окно, кубик.
Воспитатель : Ласка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?
Дети : Синего.
Воспитатель : Я думаю, что Ласке очень понравилось с вами играть. А сейчас мы отдохнем.
3 часть. Физкультминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал :
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел :
Он устал и присмирел.
Воспитатель : У Ласки тоже есть маленькие щенята, они очень любят играть, и они порвали все коврики дома. Ребята давайте поможем ласке - залатаем коврики. Игра «Залатай коврик»
Воспитатель : с этим заданием справились, молодцы.
4 часть. Практическая
Воспитатель : Ребята, а давайте маленьким щенятам Ласки построим домики. Кто знает как называются домики у собак?
Дети : Конура.
Воспитатель : Правильно, молодцы. Давайте из геометрических фигур и построим конуру для щенят. Воспитатель : - Ребята, перед каждым из вас лежат геометрические фигуры . Давайте с вами еще раз их назовем.
Дети : круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель : - Как вы думаете, из какой фигуры мы с вами сделаем стены будки?
Дети : Из квадрата.
Воспитатель : А из какой крышу будки?
Дети : Из треугольника.
Воспитатель : Но нашему щенку ведь нужно как-то попасть в свою будку, нужно сделать для него вход, поэтому возьмите круг и приклейте его в центре квадрата.
Воспитатель : Молодцы, ребята.
Щенята вам очень благодарны будут, что вы сделали для него будку.
Давайте попрощаемся с Лаской, скажем ему «До свидания!»
Я думаю он еще когда-нибудь захочет к нам прийти на занятие .
Воспитатель : Ребята, давайте с вами вспомним, о каких фигурах мы с вами сегодня говорили?
Дети : О круге, квадрате и треугольнике
Воспитатель : Молодцы, ребята.
Смотрите, ребята Ласка ушла и оставила для вас свое угощение.
Примеры работ детей :
Публикации по теме:
Здравствуйте. Хочу предложить Вам игру в которую с удовольствием играют дети нашей группы. Эта игра является шагом в развитие осознанного.
Задачи:закрепить знание о геометрических фигурах, упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры, развивать зрительное восприятие,.
Конспект занятия по математике «Волшебные фигуры» (вторая младшая группа) Формирование элементарных математических представлений на тему: «Волшебные фигуры» (вторая младшая группа) Воспитатели: Козырева Н. А.
Занятие по математике «Геометрические фигуры» Цель: вспомнить и закрепить пройденный материал в старшей группе. Задачи: 1. Заинтересовать детей наукой геометрией; 2. Понять, все ли дети.
В период дошкольного детства происходит интенсивное развитие ребенка. Он усваивает все основные виды человеческих действий, овладевают.
Задачи:
1. Совершенствовать представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разный цвет.
2. Закреплять знания об отношениях предметов по длине: длиннее — короче.
3. Закреплять представление о временах года.
Демонстрационный материал: игрушки — котик и козлик; полоски — длинная и короткая; 4 иллюстрации с временами года.
Раздаточный материал : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) разного цвета; полоски — длинная и короткая.
Ход занятия
Дети сидят за столами, на которых лежат геометрические фигуры разного цвета. Воспитатель вносит в группу игрушки — котика и козлика.
Воспитатель.
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.
В. Жуковский
Воспитатель вызывает по одному ребенку к доске.
Котик гулял по саду и увидел красный круг. Побежал к нему.
Покажите красный круг.
Оля, посади котика рядом с красным кругом.
Козлик гулял по саду и увидел красный квадрат. Побежал к нему.
Покажите красный квадрат.
Артем, посади козлика рядом с красным квадратом.
А вместе они увидели красный треугольник.
Покажите красный треугольник.
Эти фигуры одинаковые? Чем они похожи? (Спрашивает у нескольких детей.)
— И тут они увидели еще фигуры, но синие. (Ставит на доску синие геометрические фигуры.)
— Эти фигуры одинаковые? Чем они похожи? (Показывает на каждую фигуру и спрашивает индивидуально детей, что это за фигура.)
— Дорожки одинаковой длины?
— Саша, покажи длинную дорожку.
— Даша, покажи короткую дорожку.
И лапочкой котик
Помадит свой ротик.
— Решил котик идти по длинной дорожке.
— Поставьте пальчик на длинную дорожку.
А козлик седою
Трясет бородою.
В. Жуковский
— Решил козлик идти по короткой дорожке.
— Поставьте теперь пальчик на короткую дорожку.
Воспитатель приглашает детей подойти к ее столу, на котором также лежат 3 полоски-дорожки разной длины.
— Какая дорожка длиннее?
— Какая дорожка короче?
— Маша, посади козлика на длинную дорожку.
— Галя, посади котика на короткую дорожку.
Воспитатель благодарит детей и ставит на подставки 4 иллюстрации с временами года.
— Какие времена года вы знаете?
— Котик очень любит время года зиму. Найдите зимнюю картинку и подойдите к ней.
— А козлик любит лето. Найдите летнюю картинку и подойдите к ней.
— Котик еще очень любит весну. Найдите весеннюю картинку и подойдите к ней.
— Козлик любит осень. Найдите осеннюю картинку и подойдите к ней.
Времена года — это
Л. Завальнюк
— Котик и козлик прощаются с вами. До свидания!
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 694» Минсельхоза России
Конспект НОД по ФЭМП. 2 младшая группа.
Геометрическая фигура: круг.
Подготовила: воспитатель Щербина Марина Юрьевна
Программное содержание : совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять предмет из группы, продолжать углублять представления о круге, показать, что круги бывают разных размеров, учить различать и называть круг, обследовать осязательно-двигательным путем, сравнивать круги по величине: большой и маленький, обозначать совокупности словами «один», «много», «ни одного»,
Оборудование: Петрушка, игрушки медведь и медвежонок на игрушечном велосипеде. В «волшебном» мешочке: кубик, большая пуговица, тарелочки.
Демонстрационный материал : мешочек, один комплект больших и маленькие круги желтого, красного и зеленого цвета по количеству детей, большие белые квадраты (круги) по количеству детей, большой синий круг и маленький красный.
Организационный момент:
Петрушка здоровается с ребятами.
Воспитатель : Давайте поиграем с Петрушкой!
Пальчиковая гимнастика : Солнышко! Заборчик! Камушки!
Воспитатель: Петрушка, ты пришел к нам заниматься математикой? Посмотри, что я тебе покажу. Показывает большой синий круг и говорит: Знаешь, что это за фигура? А вы, ребята, знаете? (Это круг). Какого цвета круг? (синий) Затем показывает маленький красный круг и спрашивае т: Какая это фигура? Какого цвета этот круг? Какой круг больше? Как это проверить? Посмотрите, я наложу красный круг на синий. Видите, часть синего круга выступает, значит, он больше. А какой круг меньше? Смотрите, я наложу синий круг на красный. Ой, а красного круга не видно. Значит, красный круг меньше (Прикрепляет на доске) Сейчас я обведу круг пальцем. Посмотрите, бежит палец по кругу, откуда ушел, туда и вернулся. Теперь, я обведу красный круг. А вы мне будете помогать. Поднимите указательный пальчик. Обведем синий круг, вот так! А давайте обведем красный круг. Даша, покатай красный круг. Владик, покатай синий круг. Они катятся.
Петрушка . Ребята, посмотрите, что я вам принес. Что это за фигуры?
Перед каждым ребенком на столе - круглая карточка и три круга: зеленый, красный и желтый.
Воспитатель : положите на карточке желтый круг. Над желтым кругом положите красный круг, под желтым - зеленый круг. Что получилось? Светофор! Какого цвета у светофора кружок наверху? (Красный) Где у светофора желтый круг? (В середине )Какого цвета глаз внизу? (Зеленый) На какой цвет можно идти? Какой цвет запрещает? Сделайте так, чтобы красный круг был внизу. Сам круг трогать нельзя.
Воспитатель:
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера:
Красный свет — проезда нет,
Желтый — будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!
На столе появляются игрушки: медведь и медвежонок на велосипеде.
«Ехали медведи на велосипеде…» Почему велосипед едет? У велосипеда есть (показывает ) - колеса! Колеса - круглые. Они катятся. А что вы нам привезли? Что у вас в мешочке? Сегодня нам нужны круги!
Медвежата : А мы не знаем, что такое круги.
Воспитатель: Давайте посмотрим! Колесо! А колесо - это круг? Давайте проверим. Я обведу его пальцем. Откуда ушел палец, туда и пришел. А ты, Даша, обведи. А колесо катится? Давайте проверим! Сережа проверяй. Катится, значит, оно круглое. Тарелка - это круг? А пуговица? А кубик? Сколько тарелочек? Много. Сколько кубиков - один. А сколько чайников - ни одного.
Медвежата: Ой, ребята, как у вас интересно. Можно мы к вам еще приедем?
Воспитатель: Приходите к нам еще!
Физкультминутка: Мы сидели тихо-тихо,
А потом все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Пальчики сожмем.
А потом играть пойдем.
3 часть. Задание:
Найдите, что в группе круглое.
Список литературы :
- Л.С.Метлина. Математика в детском саду. Издательство «Просвещение» 1984
- В.П.Новикова. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет.