Консультации для воспитателей по безопасности детей. Формы работы по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста –консультация для педагогов. «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников»


1.5. Воспитатель ДОУ находится на рабочем месте в санитарной одежде, которая предоставляется дошкольным образовательным учреждением и в личной сменной удобной обуви.

1.6. Воспитатель ДОУ соблюдает утвержденный режим труда и отдыха в детском учреждении. Изменения режима труда и отдыха допускаются только в случае экстремальных ситуаций.

1.7. Систематически следит за:

— наличием в медицинской аптечке группы набора необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой доврачебной помощи при травмах;

— расположением аптечки в местах недоступных для детей;

— наличием, на стенах, комнатных термометров для контроля температурного режима в помещениях групповых и спальных комнат детского сада.

1.8. Воспитатель группы детского сада должен владеть приемами и способами оказания первой доврачебной помощи в объеме инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему, действующей в дошкольном образовательном учреждении.

1.9. О каждом несчастном случае, произошедшем в дошкольном образовательном учреждении, воспитатель должен немедленно сообщить заведующему ДОУ сразу после оказания первой доврачебной помощи пострадавшему (работнику ДОУ, ребенку, родителям ребенка).

1.10. Воспитатель ДОУ обязан соблюдать правила противопожарного режима, инструкцию по мерам пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные краны). Должен знать порядок включения системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, план действия по эвакуации детей и людей при пожаре.

1.11. Воспитатель ДОУ обязан знать:

— инструкцию по охране труда для воспитателя детского сада;

— опасные и вредные производственные факторы, связанные с выполняемыми работами;

— правила производственной санитарии;

— правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты.

1.12. Воспитатель обязан соблюдать правила личной гигиены в ходе работы, содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

1.13. Воспитатель несет персональную ответственность за здоровье и безопасность детей во время всего нахождения их в детском образовательном учреждении.

1.14. Несоблюдение настоящей инструкции по охране труда воспитателя является нарушением трудовой дисциплины и влечет за собой дисциплинарную, материальную и уголовную ответственности, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

1.15. Лица, допустившие невыполнение или нарушение требований инструкции по охране труда для воспитателя детского образовательного учреждения, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил по охране труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы воспитателя детского сада

Перед началом работы воспитатель детского образовательного учреждения обязан:

2.1. Проверить состояние комнаты группы, комнаты для раздевания детей, туалета.

2.2. Включить полностью освещение и удостовериться в исправности его работы. Наименьшая допустимая освещенность в помещениях должна быть следующей:

— в комнате группы — не менее 20 Вт/кв.м при люминесцентных лампах и не менее 48 Вт/кв.м при лампах накаливания;

— в спальной комнате — не менее 5 Вт/кв. м при люминесцентных лампах и не менее 9,6 Вт/кв. м при лампах накаливания.

2.3. Убедиться в правильной расстановке детской мебели согласно нормам в групповой комнате: 4-х местные столы должны быть установлены не более чем в два ряда, 2-х местные столы — не более чем в три ряда; расстояние между рядами столов — не менее 0,5 м; расстояние первого ряда столов от наружной стены — не менее 1,0 м.

2.4. Убедиться в исправности электрооборудования во всех помещениях, где будут находиться дети. В процессе визуального осмотра светильники должны быть надежно подвешены к потолку, коммутационные (распаечные) коробки должны быть закрыты крышками, электрические розетки – закрыты фальшвилками, корпуса и крышки выключателей и розеток должны быть без трещин и сколов. Не допускается использовать оплавленные розетки и выключатели, а также вилки и удлинители с оголенными или поврежденными проводами.

2.5. Воспитателю детского сада запрещается самостоятельно устранять выявленные нарушения электробезопасности. Устранением указанных нарушений в электроустановках должен заниматься электротехнический персонал.

2.6. Проверить санитарное состояние помещений, качественно проветрить детские комнаты, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении необходимо зафиксировать крючками, а у фрамуг использовать ограничители. Закончить проветривание помещений необходимо за 30 минут до прихода детей. Фрамуги и окна для проветривания помещений необходимо открывать и закрывать осторожно, чтобы не разбить стекла.

2.7. Проверить и убедиться в том, что все стационарное детское оборудование хорошо закреплено и не допустит падения и травмирования детей. Обратить внимание на состояние внутренних дверей, ограждений лестниц, пола, порогов.

2.8. Измерить температуру воздуха в помещении и убедиться, что данная температура соответствует установленным санитарным нормам к помещениям с пребыванием детей дошкольного возраста.

2.9. При обнаружении недостатков в креплениях, поломок детского оборудования и мебели, умывальников, электрооборудования, которые могут негативно повлиять на здоровье воспитателя и детей группы немедленно сообщить заместителю заведующей по административно-хозяйственной части или непосредственно заведующей детским садом для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.

3. Требования охраны труда во время работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения

3.1. Во время работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить безопасное проведение образовательного и воспитательного процесса.

3.1.2. Быть предельно внимательным к поведению детей, с целью своевременного предупреждения и недопущения событий, которые могут привести к несчастным случаям, аварийным ситуациям, конфликтным отношениям с родителями и персоналом детского сада.

3.1.3. При выявлении признаков недомогания, вялости или заболевания ребенка:

— изолировать больного ребенка для исключения заражения других детей;

— вызвать медицинскую сестру для обеспечения ребенка необходимой квалифицированной медицинской помощью;

— сообщить о случившемся родителям (опекуну) заболевшего ребенка.

— в случае отсутствия медицинской сестры, по согласованию с родителями оказать первую доврачебную помощь;

— в экстренных случаях вызвать «скорую медицинскую помощь».

3.1.4. Безотлагательно извещать руководство детского образовательного учреждения о каждом несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

3.1.5. Следить за крепежом мебели и цветочных подставок, за исправностью оборудования.

3.1.6. Следить за состоянием посуды (чайной и столовой). Чашки, блюдца, тарелки с трещинами и сколами немедленно изымаются и сдаются завхозу.

3.1.7. Следить за наличием у детей индивидуальных расчесок и полотенец, в случае отсутствия уведомлять родителей.

3.1.8. Вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса, воспитательной деятельности и оздоровления детей, доводить до сведения руководства детского образовательного учреждения обо всех недостатках в обеспечении образовательного и воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность детей.

3.1.9. Организовать изучение детьми детского сада правил по охране труда и технике безопасности, правил дорожного движения, поведения в быту, правил пожарной безопасности и т.д.

3.1.10. Рабочее место содержать в чистоте и порядке, соблюдать гигиену. Обеспечить безопасное хранение и содержание режущих, колющих и других опасных предметов (ножницы, иголки, булавки, кнопки, скрепки и прочее). Ножницы на занятиях должны быть с тупыми концами, иголки используются исключительно на индивидуальных занятиях под присмотром воспитателя.

3.1.11. Во время прогулки постоянно держать в поле зрения всех детей, знать количество детей взятых на прогулку. Если по какой-либо причине некоторые дети остаются в группе, воспитатель ДОУ обязан передать таковых воспитанников под присмотр помощнику воспитателя (младшему воспитателю).

3.1.12. Дальнюю прогулку или экскурсию осуществлять только вместе со вторым сотрудником (один впереди, другой сзади), строго выполняя правила уличного и дорожного движения.

3.1.13. Следить за выполнением температурного и питьевого режима в группе ДОУ.

3.1.14. Проводить прогулки детей на открытом воздухе не реже двух раз на день общей продолжительностью не менее 4-4,5 часов.

3.1.15. В процессе одевания детей на прогулку избегать резких, суетливых и неосторожных движений, которые могут привести к травмированию воспитателя и детей.

3.1.16. В жаркую погоду выводить детей детского сада на прогулку в легких головных уборах.

3.1.17. Во избежание простудных заболеваний, выходя с детьми на прогулку, одеваться и одевать детей в соответствии с погодой (непромокаемая обувь, верхняя теплая одежда, головные уборы, шарфы, рукавички и т.д.).

3.1.18. Работая с детьми на участке по уходу за зелеными насаждениями, предварительно проверить и в процессе следить за исправностью хозяйственного инвентаря: лопат, граблей, носилок и т.п.

3.1.19. Следить за тем, чтобы дети не ели на прогулке ягоды, грибы, растения, ничего постороннего не поднимали с пола.

3.1.20. При движении в помещении группы, других помещениях детского сада, а также при ходьбе с воспитанниками на улице, быть внимательным и остерегаться скользких мест и неровностей.

3.1.21. Проводить оформление комнаты группы, актового зала только на устойчивых, специально предназначенных лестницах-стремянках.

3.2. Во время работы воспитателю детского сада запрещается:

3.2.1. Отвлекаться во время работы с детьми и отвлекать других воспитателей ДОУ посторонними разговорами.

3.2.2. Допускать на свое рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе воспитателя ДОУ.

3.2.3. Закалывать иголками или булавками свою одежду, содержать в карманах бьющиеся и острые предметы, носить обувь в помещении на высоком каблуке.

3.2.4. Хранить в группе лекарственные препараты и медикаменты, кроме бриллиантовой зелени, перекиси водорода и йода, которые должны находиться в аптечке, закрепленной на недоступной для детей высоте.

3.2.5. Использовать в помещении группы электронагревательные приборы: кипятильники, камины, электрочайники, плойки и.д.

3.2.6. Проводить прогулки с детьми по улицам с большим движением автотранспорта.

3.2.7. Выпускать детей одних на территорию детского сада, оставлять одних на игровой площадке или в помещении группы.

3.2.8. Отдавать детей незнакомым лицам, а также родственникам, моложе 16 лет.

3.2.9. Отдавать детей родителям, находящимся в нетрезвом состоянии.

3.3. Требования к количеству занятий и их продолжительности в ДОУ:

3.3.1. Количество учебных занятий в неделю:

— в младших и средних группах — 11-12,

— в старшей группе — 15,

— в подготовительной группе — 17.

3.3.2. Максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группах ДОУ не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах — трех.

3.3.3. Продолжительность учебных занятий:

— для детей 4-х летнего возраста — не более 15 мин.;

— для детей 5-летнего возраста — не более 20 мин.;

— для детей 6-летнего возраста — не более 25 мин.;

— для детей 7-летнего возраста — не более 30 мин.

В середине занятий проводится физкультминутка длительностью 1,5-2,0 мин.

Перерывы между занятиями — не менее 10 мин.

3.4. Требования к организации питания в ДОУ:

3.4.1. Выдачу готовой пищи детям разрешается проводить только после снятия пробы и записи медработником в бракеражном журнале оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче.

3.4.2. Температура горячей пищи при выдаче детям не должна превышать 70°С.

3.4.3. Во время приема пищи воспитатель ДОУ обязан следить за правильным использованием детьми столовых приборов. Столовая посуда при выдаче пищи детям не должна иметь трещин и сколов во избежание травмирования детей.

3.4.4. Пища из кухни детского сада подается при отсутствии в коридорах и на лестницах детей.

3.4.5. Во время раздачи пищи не допускать игр, детских шалостей около обеденных столов.

3.4.6. Строго запрещается приносить в групповые комнаты кипяток, а также любые продукты питания из дома для угощения детей в детском саду.

3.5. Требования к просмотру телевизора

3.5.1. Длительность нахождения за экраном телевизора или монитора должна составлять в младшей и средней группах — не более 20 минут, а в старшей и подготовительной группах не более 30 мин. Просмотр телепередач, обучающих программ и фильмов, видеороликов детьми дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня).

3.5.2. Для просмотра телепередач, обучающих фильмов, программ, роликов использовать телевизор, монитор с размером экрана 59-69 см. Экран должен быть установлен на высоте 1,0-1,3 м от пола комнаты группы.

3.5.3. Детей необходимо рассаживать на расстоянии 2,0-5,5 м от экрана.

4. Требования охраны труда по окончании работы воспитателя детского сада

4.1. Внимательно осмотреть все помещения группы, обратить внимание на наличие опасных и вредных факторов и сообщить об этом администрации детского сада (ДОУ).

4.2. Проветрить помещения в течение не менее 20-30 мин, после чего закрыть все окна и фрамуги.

4.3. Привести в порядок помещение группы (убрать все игрушки, пособия, тетради, книжки, принадлежности для рисования, лепки и т.п., проверить расстановку мебели и упорядочить ее, провести размещение детских вещей).

4.4. Выключить все используемые средства, оборудование (демонстрационные, учебные, аудио- и видео-аппаратуру), питающиеся от электрической сети.

4.5. При обнаружении замечаний поставить в известность заведующего дошкольным образовательным учреждением (ДОУ).

4.6. Продумать, спланировать и подготовиться к занятиям следующего рабочего дня.

4.7. Снять рабочую одежду, сменную обувь и разместить их в установленное место.

4.8. Чисто вымыть с мылом руки.

4.9. Уходя, закрыть окна и фрамуги, выключить электроосвещение, закрыть входную дверь или сдать свою смену воспитателю следующей смены.

5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях в ДОУ

5.1. В случае пожара, аварии и других стихийных бедствий воспитатель детского сада в первую очередь принимает меры по спасению детей группы.

5.2. При возникновении пожара необходимо:

5.2.1. незамедлительно эвакуировать детей из помещения (согласно плану эвакуации);

5.2.2. по возможности закрыть все форточки и окна с целью быстрого нераспространения огня;

5.2.3. сообщить о пожаре заведующему ДОУ;

5.2.4. вызвать пожарную часть по телефону 101;

5.2.5. по возможности и при необходимости отключить электроэнергию;

5.2.6. приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок, вода, плотное покрывало).

5.3. При получении ребенком травмы необходимо:

5.3.1. незамедлительно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему ребенку, устранить воздействие на него повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду, убрать травмирующий предмет, подставить под холодную струю воды при ожоге и др.);

5.3.2. выполнить необходимые мероприятия и действия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание и наружный массаж сердца, остановить кровотечение);

5.3.3. поддерживать основные жизненные функции пострадавшего ребенка до прибытия работника медицинского учреждения;

5.3.4. сообщить о случившемся администрации дошкольного образовательного учреждения, медицинской сестре, родителям, при необходимости отправить ребенка в ближайшее лечебное учреждение.

5.4. При возникновении в ДОУ непредвиденных ситуаций воспитателю следует:

5.4.1. Обеспечить безопасность всех детей группы;

5.4.2. Сообщить администрации детского сада о случившемся, при необходимости успеть оказать первую помощь при несчастном случае;

5.4.3. При необходимости сообщить в службу спасения по телефону 101.

5.5. При аварии (прорыве) в системе отопления учреждения необходимо срочно вывести воспитанников из помещения группы, сообщить о происшедшем администрации детского образовательного учреждения.

6. Ответственность воспитателя детского сада

6.1. Воспитатель ДОУ несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей группы, за выполнение настоящей инструкции по охране труда для воспитателя детского сада в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. Воспитатель детского сада за нарушение правил охраны труда и производственной санитарии подвергается дисциплинарным взысканиям, предусмотренными правилами внутреннего распорядка ДОУ.

6.3. Воспитатель может быть привлечен к уголовной ответственности за несвоевременное сообщение о несчастном случае с воспитанником детского сада или за промедление в оказании доврачебной помощи, эвакуации детей, вызове скорой медицинской помощи, а так же других ситуаций предусмотренных должностной инструкцией и другими локальными актами ДОУ.

Екатерина Двойнишникова
Консультация для педагогов «Безопасность-забота общая»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ »

Воспитатель : Двойнишникова Е. А.

Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка .

Для решения этих задач необходимо :

Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность . Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов :

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

1. «Ребенок и другие люди» , в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

2. «Ребенок и природа» . Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

С детьми старшего дошкольного возраста организовываются опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде. С младшими детьми показываем опыт со снегом.

Необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

3. «Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы :

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Воспитатель объясняет, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя. Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого, играми драматизациями.

4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

5. «Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.

Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города : рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города : беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Воспитатель рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра» , светофор, «островок безопасности » ). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Объясняет, что означает каждый знак, разыгрывает дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате. Знакомит детей с правилами поведения в транспорте.

Используются самые различные методические приемы :

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации : ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д.

2. Изучать литературу, посвященную безопасности детей .

Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок - жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем - те самые уроки безопасности , которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Можно использовать примеры из таких знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).

3. Обращать внимание на иллюстрации.

У детей образная память. Детская психика «подстраховывается» , что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

4. Задавайте вопросы.

Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо, он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А нам как раз это и надо.

Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы). Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

5. Прогулка.

Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности . Конечно, дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. Здесь нам помогут наблюдения на участке, особенно в летний сезон.

6. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей.

Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Например, игры с мячом «съедобное - несъедобное» или игра «Поездка в автобусе» .

Можно использовать такие дидактически игры :

«Кто из этих людей твои родственники» ,

«Кто лишний» ,

«Как можно закончить предложение» ,

«Угадай по признаку» и др.

Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Цель «безопасного » воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка .

Средства воспитания безопасного поведения у детей

Говорить и проводить беседы на темы безопасности с детьми (можно не более 20–25 минут) .

Расширять знания детей по безопасности при помощи дидактических игр и пособий, специально подобранных по теме «безопасность » .

Проводить ежедневные «минутки безопасности » , включая их в различные занятия и другие режимные моменты.

Закреплять с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Включать в занятия каламбуры, песни, стихи, загадки по данной теме.

Учить детей убирать за собой рабочее место и игрушки. Порядок в своей комнате дома и в группе детского сада – не только для чистоты, но и для безопасности .

Физически развивать ребенка – это один из факторов, который влияет на поведение ребенка в опасной ситуации (развивать силу, ловкость и выносливость) .

Учить ребенка отвечать на вопросы уточняющего характера («А что ты будешь делать, если ты заблудился в лесу или потерялся в магазине?».

Использовать произведения детской художественной литературы, в том числе и специальной, для моделирования детям правил безопасности жизнедеятельности .

Использовать ролевые игры – например «Юные медработники» . Это направление обучает детей элементарным приёмам оказания первой медицинской помощи (позвать взрослых, приложить холод и т. п.) .

«Юный пожарник» . А это направление обучает детей правилам поведения при пожаре. Ребенок должен суметь объяснить место пожара, что горит, с кем он находится, свою фамилию и суметь назвать свой домашний адрес).

Выучить с детьми номера телефонов экстренных служб : «101» – пожарная служба; «102» - полиция»; «103» -скорая медицинская помощь; «112» общая экстренная служба .

Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы :

Эксперименты,

Наглядность,

Сюжеты из жизни,

Художественные произведения,

Рисование на различные темы.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

Игра для воспитателей «Поле чудес» по теме «ОБЖ в детском саду»

Ведущий. Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня я приглашаю Вас поиграть в очень увлекательную игру - "Поле чудес". Всем известны правила игры. Тема звучит так: "ОБЖ в детском саду". Давайте сейчас немного вспомним об этом направлении работы с детьми дошкольного возраста.

Итак, расшифруем, что такое ОБЖ? (Ответы воспитателей). Какие знания даются детям по этой теме, каково содержание работы? (Ответы воспитателей).

Молодцы, а сейчас я приглашаю принять участие в игре.

1 тур. Мы рассказываем детям, что не всегда внешность человека соответствует его характеру. Дети думают, что опасны только люди с неопрятной внешностью, а красиво одетые и симпатичные люди опасности не представляют. Однако это не всегда соответствует истине. Поэтому часто используется этот пример: эта героиня сказки одета в лохмотья и испачкана, но очень добрая и дружелюбная. Кто же это (Золушка)?

2 тур. Начиная с младших групп, мы даем детям это понятие, объясняя, что без этого человек не может быть здоровым и крепким. Что же это такое (витамины)?

3 тур. Это самое опасное место на улице, необходимо научить детей здесь хорошо ориентироваться и дать навыки поведения в этом месте (перекресток).

4 тур. Для детей это очень тяжелая ситуация, крайний способ решения которой они видят в драке. Что же это такое (конфликт)?

5 тур (суперигра). Гриб, который зашифрован на мольберте, является опасным для любого человека, не говоря уже о детях, тем более что он похож на очень вкусный гриб. (Желчный).

Уважаемые коллеги, перед вами победитель игры «Поле чудес» по теме: « ОБЖ в детском саду"

Консультация для воспитателей.

Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста как одно из направлений здоровье сберегающих технологий».

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в его сознании навсегда. Поэтому очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения в окружающем мире.

Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Для решения этих задач необходимо:

Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 6 разделов:

1раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

2раздел. Ребёнок и природа.

3раздел. Ребёнок дома.

4раздел. Здоровье Эмоциональное благополучие ребёнка.

5раздел. Ребёнок на улицах города.

6 раздел Эмоциональное благополучие ребёнка.

1. «Ребенок и другие люди» , в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

2. «Ребенок и природа». Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы. Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

3.«Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

4. «Здоровье ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя».

Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

5.«Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.

6.«Эмоциональное благополучие ребенка» - Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

Используйте самые различные методические приемы:

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: р ебёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.

2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.

Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок - жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

3. Обращайте внимание на иллюстрации.

У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.

4.Задавайте вопросы.

Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.

Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).

Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

5.Прогулка.

Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…

6. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей.

Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.

Можно использовать такие дидактически игры:

«Кто из этих людей твои родственники»,

«Кто лишний»,

«Как можно закончить предложение»,

«Угадай по признаку» и др.

Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.

Цель «безопасного» воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Работа воспитателей с родителями:

С родителями, предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых .

Например: памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;

буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;

консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «шалость детей с огнем» и т.д.

Информация для родителей (уголок ОБЖ)

ОСЕНЬ.

1. Обеспечение безопасного поведения детей в быту.

2. Советы по охране «жизни и здоровья детей».

3. Отравление ядовитыми грибами.

4. Обучение ребёнка безопасному поведению на дороге.

ЗИМА.

1. Правила безопасности на водоёмах зимой.

2. Безопасность поведения детей и взрослых дома.

3. Правила поведения при пожаре.

4. Безопасность на дорогах

ВЕСНА.

1. Правила поведения в общественном транспорте.

2. Правила безопасности на льду водоёма весной.

3. Безопасность на дорогах.

4. Витамины и здоровье.

ЛЕТО.

1. Памятка родителям о закаливании детей в семье.

2. Правила дорожного движения пешехода.

3. Основные правила поведения и действия при пожаре.

4. С ребенком летом на даче.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:

Беседы,

Эксперименты,

Тренинги,

Наглядность,

Сюжеты из жизни,

Художественные произведения,

Игры,

Рисование на различные темы.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

При планировании работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности педагогам рекомендуется использовать следующую методическую литературу:

  1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Безопасность. – М. 1998.
  2. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М., 1989.
  3. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М., 2007
  4. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2004.
  5. Фисенко М.А. ОБЖ. – Волгоград, 2006.
  6. Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!» - С-П., 2008.
  7. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М., 2008
  8. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. – С-Пб., 2008
  9. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? – С-Пб., 2010
  10. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности детей 5-8 лет. М., 2010
  11. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997
  12. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008
  13. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008
  14. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.
  15. Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006
  16. . Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010
  17. Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013

В группах должны быть представлены следующие материалы и оборудование по ОБЖ:

  1. Дидактические игр: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода»
  2. Наглядные пособия по ОБЖ (Плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности: «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части» и др.)
  3. Макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки.
  4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком)
  5. Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»)
  6. Иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ
  7. Книги и плакаты по ОБЖ, изготовленные детьми вместе с родителями и воспитателями по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Старший воспитатель: Решетникова А.О.

Начавшийся ХХI век, к сожалению, для нас, взрослых, для родителей, для наших детей – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами детей, стариков, заказные убийства, разгул бандитизма, кражи детей, увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – всё или почти всё перечисленное обесценило самое дорогое для человека – жизнь. Как отмечает А. И. Муравых, «обеспечение безопасности жизнедеятельности – это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня».

Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмо опасных ситуаций. Огромная работа по воспитанию безопасного поведения проводится в дошкольных учреждениях с использованием различных приёмов и методов, что способствует постепенному повышению уровня формирования элементарных правил безопасного поведения детьми и выполнению правильных действий при возникновении опасных ситуаций. Также значимой является проблема создания условий и в семье, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений.

Для того, чтобы ребенок не растерялся и принял правильное решение, необходимо: во-первых, дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось, и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

Пока дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно при условии, если взрослые будут целый день рядом с ним, не отойдут ни на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.

Нельзя упускать время! Наверстать его, будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности, впоследствии может обернуться бедой. Учитывая этот факт, постараемся дать вам некоторые советы и рекомендации.

Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:

  1. Последовательности: Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте. Такую работу следует проводить уже с раннего возраста.
  2. Воспитание собственным примером: Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки как вести себя в той или иной проблемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения – главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения. (Например, наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы. Именно родители нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещённый знак светофора, перед близко идущим транспортом и т. д.) Поэтому здесь важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей.
  3. Соответствие формы обучения возрасту ребёнка: Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ваших детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения той или иной информации в различных его формах.
  4. Включённость обучения в контекст повседневной жизни: Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности. Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые ситуации т. д.
  5. Поощрения ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих: Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо. Естественно, без сухих правил нельзя. Но надо помнить, что ребёнок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие виды работы в семье по формированию личной безопасности поведения детей:

Ознакомление через произведения художественной литературы: загадок, сказок С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.; стихов Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.; рассказов В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»; рассматривания иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.; рассматривания плакатов, наборов открыток и др. Очень важно родителям побеседовать с ребенком о прочитанном произведении, уточнить мнение ребенка о поступке героев.

Игровая деятельность: дидактические игры: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».

Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

Наблюдения и экскурсии: на их протяжении обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации, находя вместе с ребенком правильный выход.

Особое значение для овладения ребёнком азбукой дорожного движения приобретают прогулки взрослых с детьми, в процессе которых можно обучать умению ориентироваться в дорожной обстановке, понимать и соблюдать требования безопасности. С этой целью полезно комментировать путь из детского сада, указывая, где и как переходить улицу, с какой стороны обходить стоящий трамвай, обращать внимание ребёнка на участки с интенсивным движением, а также места, где останавливается общественный транспорт. У детей дошкольного возраста следует вырабатывать привычку держаться подальше от любого предмета, мешающего осматривать обе стороны дороги, не убедившись в безопасности перехода.

Совместная творческая деятельность детей и родителей. Полученные ребенком знания желательно отражать в рисунках, поделках, закреплять в играх-драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций. Например, родители вместе с ребенком рисуют план-схему своей квартиры, находят и обводят красным карандашом опасные, на их взгляд, места, обосновывая свои ответы. Закрепление знаний правил дорожного движения возможно, взяв на себя роль полицейского-регулировщика, водителя транспортного средства, пешехода. Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.

Консультация для педагогов

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников»

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Формы организации образовательно - воспитательного процесса:

  • занятия;
  • заучивание стихотворений;
  • сбор фотоматериалов;
  • игры - занятия;
  • заучивание правил безопасного поведения;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • театрализованные представления;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • игры - тренинги;
  • просмотр мультфильмов;
  • трудовая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • отгадывание загадок;
  • развлечения;
  • досуги;
  • обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
  • встреча с интересными людьми;
  • участие в различных конкурсах;
  • личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения большое внимание необходимо уделяеть организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в - третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно - развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый - лишний», «Так - не так» и др. ;

- настольно - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в УДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.









2024 © rukaraoke.ru.