Краткий рассказ о моей. Рассказ о моей семье на английском с переводом. Пример. Полезные фразы для конца рассказа


Тема: Образ Царевны Лебеди в произведениях А.С. Пушкина и М.А. Врубеля.

Цели:

Образовательные :

    • формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;

Развивающие :

    • развивать устную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

      создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

      дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;

Воспитательные :

    • воспитывать самостоятельность и творческую активность;

      воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.

УУД: сравнивать и проводить аналогии между произведениями литературного жанра и искусства; стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора; планировать собственную читательскую деятельность; точно передавать информацию; уметь описывать картину, используя при этом приёмы сравнения.

Оборудование урока: проектор, компьютер, , произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», раздаточный материал для самостоятельной работы.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. К нам на урок пришёл гость. Обернитесь и поприветствуйте её.

Садитесь.

II . Актуализация знаний.

- На протяжении нескольких уроков над каким произведением мы работали? (Сказка…)

К какому жанру относится это произведение? (к сказке)

Что такое сказка? (Сказка – один из жанров фольклора, в котором есть сказочные герои, предметы и происходят волшебные события. (слайд 1)

Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки. (слайд 2) Поэтому в сказках есть и положительные, и отрицательные герои. Приведите примеры положительных героев (Гвидон, мать, Лебедь)

Назовите отрицательных героев (сёстры, коршун)

В сказках происходят чудеса. Какие чудеса описаны Пушкиным в этой сказке? Чтобы ответить на вопрос, поработаем в парах. Я вам даю минуту на обсуждение. Кто будет готов, поднимаем руки.

(Царевич Гвидон в бочке растёт «не по дням, а по часам», за один день превращается из ребёнка в юношу; за одну ночь на пустынном острове появляется большой и красивый город; на острове живёт чудо – белка, которая грызёт золотые орехи и вынимает из них изумруды; остров тридцать три богатыря, которые живут в море; Гвидон встречает чудесную – лебедя, которая говорит человеческим голосом и выполняет все его просьбы: превращает его то в муху, то в шмеля, то в комара; Гвидон убивает коршуна, который оказался злым колдуном и превратил прекрасную девушку в лебедя).

Проверим правильность ответов на слайде (слайд 3)

III . Постановка темы и цели урока

Правильно, ребята. Вы всё верно сказали, а теперь попробуем сформулировать тему урока. Сейчас я вам зачитаю отрывок из произведения А.С.Пушкина, а вы определите о ком идёт речь.

Вот идёт молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Молвить можно справедливо

Это диво, так уж диво.

О ком идёт речь? (О Лебеди)

Правильно, сегодня на уроке литературного чтения мы будем разбирать образ Царевны Лебеди.

Тема урока « Образ Царевны Лебеди в произведениях А.С. Пушкина и М.А. Врубеля» (слайд 4)

Цель урока : сравнить образы Царевны Лебеди в произведении А.С. Пушкина и на картине М.А. Врубеля, дать характеристику.

Как вы представляете образ Царевны Лебеди. Опишите его.

А теперь найдём подтверждение в тексте. Откройте стр. 120-121. Найдите описание образа в произведении.

Каким героем является Лебедь? (положительным)

Какой поступок она совершила? (помогла Гвидону).

Так что же олицетворяет образ царевны Лебеди? (доброту, красоту, нежность)

IV . Работа по картине

Мы сейчас словами описали образ царевны Лебеди. А многие художники красками иллюстрировали сказки Пушкина. Одна из самых известных картин – это картина Михаила Александровича Врубеля «Царевна Лебедь».

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье военного юриста. Он учился в Санкт-Петербургской Рисовальной , начал как художник в конце XIX начале XX века. Он был очень разносторонним живописцем: писал , иконы, создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого. (слайд 5)

Откройте с. 134, рассмотрите картину.

Какой сказочный герой изображён на картине? «Царевна Лебедь» (слайд 6).

Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица)

Теперь посмотрите на слайд, выберите соответствующие фразы для описания героини (слайд 7)

Самопроверка по слайду (слайд 8)

(Бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза , их можно сравнить с или с цветом вечернего неба , длинные чёрные ресницы, густые брови. Глаза светятся добротой и нежностью.

А какая у неё коса? (Чёрная длинная коса опускается ниже пояса)

- Рассмотрите и царевны . (На голове у неё головной убор, который назывался кокошником)

Опишите его (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. Они переливаются и светятся. На лоб спускается сетка из жемчуга. На кокошник наброшена прозрачная фата. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя).

- Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны?

(Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная.

Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.

Как вы думаете, что олицетворяет образ Царевны Лебеди в картине? (добро)

V . Итог

Правильно. Образ Лебедя относится к положительным героям и олицетворяет добро. И Пушкин, и Врубель изобразили Лебедя доброй и нежной.

На примере этой сказки мы ещё раз убедились, что добро побеждает зло.

Ребята, а в наше время существует добро? Приведите примеры.

Мы с вами тоже можем делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее. А учимся мы добру через сказки, в том числе и через сказки А.С. Пушкина. Учимся добру через любовь к музыке, к живописи, ко всему прекрасному.

VI . Самостоятельная работа

Чтобы проверить наши знания по сказке А.С. Пушкина, проведём блиц-опрос. Отвечая на вопросы, вы должны поставить знаки «+» или «-»

Знак

Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон.

Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна

Над лебедью носился в море орёл

Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем

Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян

Гвидон сам построил город на острове

О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи

Гвидон трижды летал к Салтану

Лебедь стала женой князя Гвидона

Взаимопроверка

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы по образцу. Оцените друг друга. (слайд 9)

Урок закончен. Спасибо!

Михаил Врубель навсегда остался неразгаданной тайной в мировой культуре.

Так и бывает с гением: его называют странным, вокруг него бурлят эмоции, кипят страсти, ползут слухи, а настоящее признание приходит поздно. Современники по достоинству оценили удивительный дар Врубеля, лишь когда он был уже на смертном одре. Художника провозгласили символом эпохи. О «дивных красках» в творениях Врубеля и о «причудливых чертежах, похищенных у Вечности» говорил в прощальной речи на могиле живописца Александр Блок. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля висела в кабинете поэта в Шахматове.

Русский миф

Врубеля всегда влекла поэзия сказки, фольклорной мистификации, заложенной в образах таинственных волхвов и волшебников из народных произведений. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Это не могло не ранить сорокалетнего художника. Однако вскоре у Врубеля появилась муза, вдохновившая его творить в духе русского фольклора. Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос - «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Это удивительным образом перекликалось в художественном сознании Врубеля с выразительнейшими переливами оттенков и полутонов его своеобразной живописи. Художник и певица обвенчались в том же году.

История создания картины

На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль играла Надежда Забела-Врубель. Сначала это задумывалось как эскиз костюма к спектаклю, но затем выросло в нечто гораздо большее - в загадочный и манящий образ, гипнотизирующий тоской по нездешним мирам. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма - иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.

Музыка цвета

Погружение в мир музыки Римского-Корсакова стало благотворным поворотом в творческой судьбе Врубеля. Надежда Ивановна, жена художника, вспоминала, что, например, оперу «Садко» Михаил Александрович прослушал около ста раз. Он говорил, что может слушать оркестр бесконечно, особенно сцены моря, что всякий раз находит в нем новые фантастические тона. Их мастер воплощал и в своих изумительных работах. Такими оттенками и полутонами дышит и вдохновенная «Царевна-Лебедь» Врубеля, созданная в 1900 году.

На картинах Врубеля почти невозможно увидеть цвета солнечного дня. Он любил переходные состояния - закатный вечер, нарождающееся утро. Колорит концентрирует особое мироощущение художника, его склонность к иррациональному, страсть к тайне и ощущение тревоги, разлитой в мире. В цветовой палитре художника тающие переливы жемчужных тонов в лиловеющем сумраке подобны гармоничным созвучьям музыкального произведения. Такою же трепетной и ускользающей изобразил ту, чье имя Царевна-Лебедь, Врубель.

Описание полотна

В медленно спускающихся на землю сумерках с алой линией заката царевна уплывает прочь, она оглянулась, чтобы сделать последний многозначительный и предостерегающий жест Гвидону. В ее печальных очах застыла тревога и скорбь, одновременно взор этих прекрасных глаз странно холоден и равнодушен к земной суете. Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. Еще мгновение - и она превратится в дивного белого лебедя. Эта птица в мировосприятии символизма олицетворяет вдохновение, способное прорвать рациональный мир и унестись мечтой в иные сферы.

Тихий трепет исходит от картины, на которой мерцают драгоценные каменья в дорогом кокошнике, горят тем же драгоценным сиянием на бледном лице глаза прекрасной девы, падают алые отсветы закатного солнца на морскую рябь, прозрачную воздушную вуаль и огромные белоснежные крылья.

Ничего общего со статными румяными и жизнерадостными красавицами-царевнами, какими их традиционно изображают иллюстраторы русских сказок, не имеет Царевна-Лебедь Врубеля. Ее хрустальный образ гораздо ближе не то к лику мифической Афродиты, не то к чарующему облику демоницы Лилит.

Обещание счастья

Ангельское лицо царевны напоминает лицо другого ангела - падшего - с последних полотен Врубеля. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. В ней есть стойкость, терпение и сила настоящей любви, и колдовские чары ее целиком на стороне добра, ради которого она кажется готовой пожертвовать самой жизнью. Потому-то таинственный облик и окутан такой нежной и величественной красотой, пленившей царевича Гвидона.

Человек во все времена мечтает о запредельной тайне и о сказке со счастливым концом. Об одной из них восхитительным языком красок и образов рассказал Врубель М. Царевна-Лебедь живет в каждом ищущем поэзии и волшебства сердце.

Друзья, у кого развито духовное зрение, тот увидит Царицу-Лебедь,
увидит картину, мною описанную в стихе и увидит, как она танцует.
Волшебный сказ-сказка по преданию древних седовласых друидов.
Сказка "ЦАРИЦА-ЛЕБЕДЬ" выложена на литпортале "Изба-Читальня".
Сказ хорошо читается под музыку П.И.Чайковского "Лебединое озеро".

ЦАРИЦА-ЛЕБЕДЬ

На тайном озере, в лесу дремучем –
Царица-Лебедь в сказке танцевала.
Мерцали звёзды на мосте могучем,
Богиня-Ночь округу леса целовала.

Таились духи за ветвями тихо елей,
И молча на Царицу – все смотрели.
Они не знали её слёз и брега целей,
Они пред ней от страха все робели.

Вокруг утихли: ветры, сны, метели,
Туман накрыл чудесно озеро росой.
Утихли звуки и воды живой капели,
По небу Месяц плыл младой, косой.

И тут раздался гром, и озеро ожило,
И засияло, как божественный ампир.
Оно пристанищем для душ служило,
Оно мерцало, как бриллиант-сапфир.

Царица-Лебедь – расцветала в танце,
Её ресницы светом укрывались ярко.
Фигура девы – словно арфа в сланце,
А платье полыхало и мерцало жарко.

Она в девицу превращалась, как роса,
Могла в тумане скрыться, и пропасть.
А за спиной вилась, как лазурит коса,
В душе её горела нестерпима страсть.

Любила принца девушка, как солнце,
Но предал он её и бросил, как сорняк.
И свет погас, свет не светил в оконце,
Гулял по дому дух, скрипел сквозняк.

Царица с горя в лебедь превратилась,
И улетела навсегда в края Вселенной.
И с телом навсегда тогда простилась,
Душой коснулась красоты нетленной.

И каждый год, в ночь ясну Рождества,
Над озером Царица-Лебедь пролетает.
И нет в лесу чудесней чуда-торжества,
Когда девица в танце над водой летает.

Никто не видел деву звёздной красоты,
Но слухи ходят, что живёт она поныне.
От глаз исходит свет небесной чистоты,
Она, как Ангел, оживёт в моей картине.
19.09.2018г.

Автор: Галина Жолонковская (Белая Волчица).
__________________________________________
Картинка из интернета.
Сказка "ЦАРИЦА-ЛЕБЕДЬ" содержит сакральную информацию,
сказ написан мною -- по преданию древних седовласых друидов.
КТО ТАКИЕ ДРУИДЫ:
Загадочные мудрецы, жившие во времена кельтов, умели делать точные предсказания, предпочитали жить в лесу и даже составили свой собственный гороскоп, которому лет и даже веков гораздо больше, чем можно себе вообразить. Это гороскоп друидов – он насчитывает более двух тысяч лет. Впервые гороскоп друидов, или иными словами - галльский гороскоп, упоминается в хрониках христианских монахов, которым зачем-то понадобилось фиксировать хронику язычников. Так что, вопреки расхожему мнению, друиды это вовсе не мифические существа, а вполне реально существовавшие люди, жрецы кельтских племён.
Друиды, как и их «коллеги» шаманы и колдуны из разных стран совершали магические обряды, жертвоприношения и занимались предсказанием будущего. Земные люди верили мудрецам безоговорочно. Для того, чтобы получить почётное звание друида, человек должен был провести двадцать лет в полном одиночестве, в лесу – так что неудивительно, что молодых друидов среди кельтов не наблюдалось.
Лес колдуны считали святым местом, где открывается условный портал для общения с неземными существами. С деревьями жрецы обходились как с живыми существами, наделяя их душой и даже характером. Они утверждали, что каждое дерево, как и человек, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки. Каждое требует определенных условий жизни. Было у друидов и излюбленное растение - омела. Оно использовалось и во врачевании, и в предсказаниях, и в управленческих делах, и в обрядах жертвоприношения, поэтому к сбору омелы готовились заранее. Жрецы верили, что снадобья из омелы нейтрализуют любой известный яд. Любовь к этому волшебному растению, кстати, сохранилась и до наших дней, венками из листьев омелы европейцы украшают свои дома на Рождество.
Кельты в своё время занимали колоссальную по размерам территорию, по большому счёту – всю современную и хорошо знакомую туристам западную Европу. Именно они заложили фундамент западноевропейской цивилизации. Как у всяких уважающих себя язычников, каждое отдельное поселение нуждалось в собственном жреце, способном разговаривать с богами без особых затруднений. Но помимо общения с высшими силами, друиды так же обязаны были фиксировать героические подвиги кельтов, желательно в стихотворной форме, поэтому брали в друиды только поэтов – иначе ничего бы не получилось. В те далёкие времена «должность» друида считалась крайне почётной, что неудивительно. За советом к жрецам обращались как мелкие правители, так и короли, они так же были освобождены от воинской службы и уплаты налогов.
Правда, например, у ирландцев друиды быстро утратили поэтические способности и превратились в аналог современных деревенских знахарей, зато галлы – предки нынешних французов, – к своим жрецам относились куда более трепетно, возводя своих мудрых старцев практически в разряд полубогов, ну или, по крайней мере, небесных посланников. Вспомните хотя бы знаменитые истории про Астерикса и Обеликса – предки французов к своим «волшебникам» относились крайне почтительно. У галлов даже существовали праздники, посвящённые друидам - Самайне и Белтайне. Под руководством жрецов участие в празднованиях принимали жители всех ближайших поселений. Считалось, что в дни этих праздников грань между мирами истончалась, и в гости могли прийти посланцы других миров.
Что же касается непосредственно гороскопа, то вдохновение для его создания друиды черпали опять-таки из деревьев. Согласно их науке, дата рождения каждого человека связана с определённым растением. Большое значение друиды при этом придавали зимнему и летнему противостоянию Солнца, весеннему и летнему равноденствию. Собственно, положение Солнца относительно Земли и служит основой их гороскопа. В соответствии с ним, судьба человека, его будущее, характер и способности зависят от удаления Солнца от Земли в день его рождения. Поэтому каждый знак гороскопа друидов имеет два периода действия.
Друиды верили: чтобы изменить свою судьбу к лучшему, нужно наладить связь со своим деревом: общаться с ним при помощи прикосновений. Считалось, что в лихое время человек должен пойти в лес или сад, найти дерево, соответствующее дате рождения, и поговорить с ним, прислониться к его стволу и физически представить себе, как энергия дерева перетекает в его тело. После чего полагалось поклониться дереву, поблагодарить его и напоследок украсить ленточкой.
Вот так выглядит гороскоп друидов (в скобках указаны периоды, в которые владычествует данное дерево). Считалось, что наибольшую магическую силу и, как следствие, наибольшую помощь своему человеку дерево оказывает в периоды своего верховенства.
Яблоня (25 июня – 4 июля, 22 декабря – 1 января)
Пихта (5 июля – 14 июля, 2 января – 11 января)
Вяз (6 июля – 25 июля, 12 января – 24 февраля)
Кипарис (26 июля – 4 августа, 25 января – 3 февраля)
Тополь (5 августа – 13 августа, 4 февраля – 8 февраля)
Кедр (14 августа – 23 августа, 9 февраля – 18 февраля)
Сосна (24 августа - 2 сентября, 19 февраль – 28/29 февраля)
Ива (3 сентября – 12 сентября, 1 марта – 10 марта)
Липа (13 сентября – 22 сентября, 11 марта – 20 марта)
Орешник (24 сентября – 3 октября, 22 марта – 31 марта)
Рябина (4 октября – 13 октября, 1 апреля – 10 апреля)
Клен (14 октября – 23 октября, 11 апреля – 20 апреля)
Орех (24 октября – 2 ноября, 21 апреля – 30 апреля)
Жасмин (3 ноября – 11 ноября, 1 мая – 14 мая)
Каштан (12 ноября – 21 ноября, 15 мая – 24 мая)
Ясень (22 ноября – 1 декабря, 25 мая – 3 июня)
Граб (2 декабря – 11 декабря, 4 июня – 13 июня)
Инжир (12 декабря – 20 декабря, 14 июня – 23 июня)
Дуб (Весеннее равноденствие: 21 марта)
Береза (Летнее равноденствие: 24 июля)
Маслина (осеннее равноденствие: 23 сентября)
Бук (Зимнее солнцестояние: 21/22 декабря)
Считается, что если посадить "свое" дерево возле дома - это привлечет в дом удачу.
(ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА)

Рецензии

Отзывы на сказ-сказку "ЦАРИЦА-ЛЕБЕДЬ" (ВКонтакт):
1. художник Евгений Щербань
МО-ЛО-ДЕЦ!!! 💪👍😊🌹🌹🌹

2. Алексей Голубев
Чудесно!

3. Наталья Емельченкова
Галина, красиво, сказочно,
божественная музыка П. И. Чайковского!
Спасибо огромное! ЗОЛОТОЙ ЛАЙК!!!

4. Татьяна Мишина
От всей Души, благодарю за прекрасные стихи!

5. Ольга Сародой
Красивая сказка. Здорово.

6. Надежда Зайчук
Великолепно. Благодарю.🙏🙏🙏🌹🌸🌺❤

7. Владимир Шаховский
здорово!!!

8. певица, поэтесса Елена Михайлова
ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ СТИХИ! Спасибо!

9. Надежда Сухая
Какая прелесть! спасибо за чудные стихи!

10. Нина Иванова
Галечка, привет дорогая...
Доброго тебе утра и чудесного дня...
Прочла стихи -Царица лебедь...
Замечательно написано и музыка конечно прелесть и
картинка тоже изумительная...
Так и представляешь себе сказочную волшебную деву,
как она из лебедя превращается в принцессу,
очень прекрасно описана природа...
Богиня Ночь округу целовала...восторг...
Туман накрыл чудесно озеро росой...
Знаешь, я все время тобой восторгаюсь...
Боже мой как же ты, Галечка, умна...
Боже мой, кто тебе шепчет эти изумительные волшебные строки,
в каких закромах ты их хранишь...здорово...
Просто Молодец...Класс.....Правда..восхищаюсь...Спасибо...
Утихли звуки и воды живой капели..Прекрасно...
Всего тебе самого хорошего, Галечка...
Умница...обнимаю тебя всем сердцем...Удачи во всем...Пока...
Ну наверно ты что-то такое постигла, что мне никогда не будет ведомо.
Это здорово...конечно для людей я понимаю..и люди восхищаются...
Умница ты дорогая...
Ну я не знаю, Галя, можно ли сравнивать...
но я читала давно правда..про Елену Блаватскую..вот она медиум..
она видела то, что нам совсем неведомо и представить себе немыслимо..
так что есть такие люди с особым видением...
Ну, Галя, это ты такая умная и все понимаешь и
можешь вероятно все по полочкам разложить..
а люди они же в основном обыкновенны и этого просто не понимают...

11. Александр Томашевский
Чудесная сказка! 👍
Волшебная история.
Благодарю за чудо!🌹🌹🌹

Отзыв на сказ-сказку "Царица-Лебедь" (литпортал Изба-Читальня):
1. Член Российского союза писателей - Эдуард Струсберг
23.09.2018 13:17:07
Отзыв на произведение: ЦАРИЦА-ЛЕБЕДЬ
[Галина Жолонковская (Белая Волчица)] положительный
Спасибо, Галина, за прекрасную лирику!
ВОСХИТИТЕЛЬНО!

2. Красик Эльвира 23.09.2018 16:14:17
Отзыв: положительный
Замечательно,очень красиво! Я в восторге!
Спасибо за поздравление,добрых дней тебе,Галочка!
У меня много новых песенок,будет время,заходи!

Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь». Холст, масло.

Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но, вероятно, ему ближе были образы более хрупкие и лирические, «тающие и ускользающие», подобные тем, что создавала на сцене его жена. Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живопись Врубеля: «Пан», написанная в 1899-м, и, наконец, в завершение – «Царевна-Лебедь» в 1900 году.
О достоинствах «Царевны-Лебедь» высказываются разные суждения – не все согласны считать ее шедевром. В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в «Морской Царевне» – в сказочный мир вдруг вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?»

Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от злого коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке – не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается – она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения.

Необыкновенно красиво ее лицо – действительно, «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно-мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Все даже «слишком красиво» – может быть, потому эта картина и не всем теперь нравится. Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менее театральна, чем другие фантастические картины Врубеля: в его «волшебном театре» «Царевна-Лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы. Никаких прямых связей со сценической трактовкой «Царя Салтана» в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И. Забелу – совсем другое лицо, в отличие от «Морской Царевны», где портретное сходство несомненно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с его сестрой, Е. А. Праховой. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.

Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Каких-либо прямых «иллюстративных» перепевов врубелевских образов в нем нет – поэтические представления возникают ассоциативно, внушаются, будятся картиной, ее переливами и вспышками красок, ее атмосферой неясных пророчеств, прощания с былым, предчувствия нового...

Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны,
Синева пуста.
Были дни – над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат...

Видится волшебный всадник:
Белый конь, как цвет вишневый...
Блещут стремена...
На кафтан его парчовый
Пролилась весна.
Пролилась – он сгинет в тучах,
Вспыхнет за холмом...

Предчувствуются смятения:
Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений,
– Голубиный лет...
Что мгновенные бессилья?
Время – легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!

Это писал еще юный Блок, автор «Стихов о Прекрасной Даме» и «Нечаянной радости»; писал, стоя на распутье, прощаясь с мистическими идиллиями своей молодости. «С Врубелем я связан жизненно», – скажет он позже. Врубель ничего об этом не знал – не знал ни Блока, ни вообще молодую русскую поэзию; он любил Римского-Корсакова, Тургенева, Чехова, Ибсена, у него был свой «вихрь, исполненный видений», и свои прощания. «Царевной-Лебедь» он прощался с «безгневностью», бестревожностью русского эпоса – прекрасная царевна уплывала, кончалась сказка, и снова настойчиво звал Демон, тот «монументальный Демон», который был отложен на будущее.









2024 © rukaraoke.ru.