Люди оставившие память о себе своими делами. Особенности развития памяти человека: индивидуальные особенности. Приемы и упражнения для тренировки памяти


Ушел человек в вечность, оставил светлую память о себе в сердцах тысяч людей. Человек добрейшей души, врач с большой буквы, активист крымскотатарского национального движения - Узеир Сейдаметович Румиев (1938-2015).

Родился он в селе Ортай Ислям-Терек (ныне Кировский район). При жизни Узеир-ага с семьей поехал в Крым, посетил это место, однако родного села не нашел. Села этого уже нет.

В депортацию 1944 года мать Шефиха Румиева с пятью детьми попала в Молотовскую (Пермскую) область, Соликамский район, село Березняки. В 1948 году с фронта вернулись братья матери, забрали семью в Янгиюль (Узбекистан). Отец вернулся с фронта позже, долго искал их, нашел, в скором времени умер.

В Янгиюле Узеир окончил школу, затем медицинское училище, работал в санэпидстанции. Поступил в Ташкентский медицинский институт, окончил педиатрический факультет, прошел специализацию, стал кардиоревматологом.

Много лет он отдал медицине, не остался безучастным к возвращению крымскотатарского народа на Родину - в Крым.

Уже больше года его нет, облита слезами светлая память о нем, помнят жена Алие-ханум, помнят сын, дочь, внуки, бездонное море воспоминаний о родном человеке живет в стенах дома.

Живут и помнят родные, а также те, кому он помог и спас жизнь.

В советское время в Бекабаде Узеир Румиев был в первых рядах инициативников-крымских татар.

Он приехал в Бекабад работать, окончив Ташкентский медицинский институт в 1971 году, и остался здесь, обзавелся семьей.

«Я работала старшей медсестрой в неврологическом отделении Бекабадской больницы, - вспоминает супруга Алие-ханум. - Муж много лет работал главврачом в детской больнице Бекабада, в детской поликлинике, он тесно общался с лидерами национального движения Джеббаром Акимовым и другими, друзей было огромное число. Когда было необходимо, сразу находили, ночью приходили, уезжали все вместе куда-то…

В 1970-х годах крымские татары в Бекабаде вывесили черный траурный флаг в день 18 мая. Узеир в ту ночь возвращался от своей матери из Янгиюля поездом. А утром его арестовали. В подъезде нашего дома жило много врачей, все задавались вопросом, почему у подъезда стоят люди. За кем следят? Три дня я не знала, где находится муж. Эти три дня показались мне вечностью. Муж тогда состоял в партии. Когда мое терпение иссякло, я взяла сына на руки (Энверу было несколько месяцев), пошла в горком партии. В кабинет к Аббасову вошла и спросила: «Где мой муж?!».

Аббасов говорит мне: «Он придет». Я, конечно, очень разозлилась, ответила ему: «Чтобы твоя жена так же плакала, как я!»

В этот же день муж вернулся, рассказал мне, что его склоняли сотрудничать с ними. «Я сказал им: «Никогда. Даже если вы меня убьете».

Дело с флагом замялось, органы так и не смогли выяснить, кто был причастен к этому.

С должности его тогда сместили, исключили из партии, назначили работать участковым врачом…

В разные годы Узеир Румиев был депутатом горсовета, почетным гражданином города Бекабада, много учился, проходил курсы повышения квалификации в разных регионах СССР (Ташкент, Ереван, Харьков, в последний раз его направляли в Ленинград, но не получилось поехать - мы возвращались на Родину, в Крым)».

Узеир Румиев с семьей, в центре мать активиста крымскотатарского национального движения Эльдара Шабанова Джемиле-ханум с внучкой, Ялта, 1984 г.

Семья хранит толстую стопку грамот, благодарностей от органов государственной власти.

«Он спасал людей, работая в бригаде «Скорой помощи», и таких случаев было огромное количество, люди его любили безумно. Узеир был прекрасным человеком, всю жизнь мы прожили душа в душу. Не могу отойти после его смерти, и вряд ли когда-нибудь отойду…»

Алие-ханум перебирает фотокарточки. На одной из них семья с детьми Энвером и Эльмирой в Ялте (1984 год), рядом с ними - Джемиле-ханум - мама Эльдара Шабанова, это известный активист крымскотатарского национального движения, один из первопроходцев, пробивавших крымским татарам дорогу на Родину, в Крым.

«Мы возвращались в Крым в январе 1988 года, - рассказывает Алие-ханум. Приехали в Белогорск (Карасубазар), нас долго не прописывали. Муж дошел до прокуратуры, до облисполкома, требуя прописки… Впоследствии состоял в общественной организации врачей-крымских татар, помогал людям устраиваться на работу, работал в поликлинике, на «Скорой помощи» в противоинфарктной бригаде.

Столько людей у нас дома перебывало! Всем помогал - находить, покупать дома, контейнера люди присылали на наш адрес.

Я сначала работала в роддоме, потом оставила работу - нужно было как-то зарабатывать, выживать в те трудные годы… Потом мы переехали, обустроились под Симферополем…»

Уже больше года его нет. Но живет память о родном человеке. Растут внуки и новорожденная внучка, которые, может быть, продолжат дело своего дедушки - врача - блестящего профессионала.

Но самое главное - они будут такими же, как он - человек светлой, доброй и благородной души. Преданно любивший свою Родину - Крым и свой крымскотатарский народ.

Что такое память

То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мысль, речь, действия.

Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память - это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною. Давно ль оно неслось событий полно, Волнуяся, как море-океан?

Теперь оно безмолвно и спокойно, Не много лиц мне память сохранила, Немного слов доходят до меня, А прочее погибло невозвратно...

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбудили, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего он не пришел бы в институт, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ни слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспек-тивно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невоз-можно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что зна-чит запомнить какое-нибудь иностранное слово, например французское «la table»? Значит установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает, или русским словом «стол». Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.


Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо - значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации.

Есть несколько видов ассоциаций:

- по смежности: восприятие или мысль об одном пред-мете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность дей-ствий, например);

- по сходству: образы предметов, явлений или мысли оних вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор , на-пример, шум волн уподобляется говору людей;

- по контрасту: ассоциируются резко различные явле-ния - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

В процессе запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого-нибудь, на него похожего, в) называя другую фамилию, происходящую от слова, проти-воположного по смыслу тому, от которого происходит фамилия знакомого, например, Белов - Чернов.

В процессе запоминания и воспроизведения исключи-тельно важную роль играют смысловые связи: причина - следствие, целое - его часть, общее - частное.

Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

В научной психологии проблема памяти является «ро-весницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Память - сложнейший психический процесс, поэтому, не-смотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга.

Виды памяти

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Все виды памяти можно условно разделить на три груп-пы:

1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства).

Соответственно этому различают: двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и об разную память;

2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

3) как долго сохраняется запомненное.

Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Вот как об этом у А.С. Пушкина:

Я думал, сердце позабыло Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! Уж не бывать! Прошли восторги и печали, И легковерные мечты...

Но вот опять затрепетали Пред мощной властью красоты.

К.С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пе-режитом несчастье, - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим усло-вием его духовного развития.

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Образная память.

Этот вид памяти связан с нашими орга-нами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образнойпамяти развиты у человека неравномерно, какой-либо все-гда является преобладающим.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальнойцели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле-вых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем.

Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная и долговременная память.

Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятель-ности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

В процессе развития человека относительная последо-вательность становления видов памяти выглядит примерно так:

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обоащаются, взаимодействуют между собой.

Процессы памяти

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос-произведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу предна-меренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель - запомнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом назакреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понимание.

И механическое и смысловое запоминание имеют боль-шое значение в психической жизни человека. При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях - запомнить номер дома, телефона и т.п. - основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повторением.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Заучивание зависит :

а) от характера деятельности, от про-цессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели - запомнить, более эффективно, чем непроизвольное;

б) от установки - запомнить надолго или запомнить на короткий срок.

Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.

Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустовского «Слава боцмана Миронова»:

«...И вот с боцманом Мироновым в редакции „Маяка" про-изошла необычная история...

Не помню, кто - Наркоминдел или Внешторг - просил редакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, что-бы понять, как это было трудно.

И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путаницы новых пароходных названий, флагов, тонн и „дедвейтов" достигло наивысшего напряжения, - в редакции появился Миронов.

Вы это бросьте, - сказал он. - Так у вас ни черта не выйдет.

Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход „Иерусалим". Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мадагаскар, зафрахтован французской компанией „Пакэ", команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пишите дальше. Пароход „Муравьев-Апостол", теперь переименован в „Анатоль". Плавает под английским флагом, возит хлеб из Монреаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией „Рояль - Мейль - Канада". В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Ныо-Порт-Ныосе.

Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папиросами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии капитанов, рейсы, состоя-ние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно...»

Очень важно активное отношение к процессу заучивания, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состоянии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, является напрасной тратой времени. Самый плохой и неэкономный способ заучивания - механически перечитывать текст в ожидании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, которая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.

В.Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания:

Группировка - деление материала на группы по ка-ким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

Структурирование материала - установление вза-имного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах.

Аналогия - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

Мнемические приемы - определенные приемы или способы запоминания.

Перекодирование - вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание (использование слов или образов-посредников, ситуативных признаков и пр. Например, М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.).

Ассоциации установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Повторение сознательно контролируемые и не контролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени.

Воспроизведение - существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непро-извольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Невольно к этим грустным берегам Меня влечет неведомая сила.

Все здесь напоминает мне былое...

А.С. Пушкин. «Русалка»

Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непредна еренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы го-ворим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассоциацией. При преднамеренном воспроизведении мы гово-рим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К.Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо.

Припоминая, человек пользуется различными приемами:

1) намеренное использование ассоциаций - мы воспро-изводим в памяти разного рода обстоятельства, непосред-ственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например, куда я положила ключ? выключила ли я утюг, уходя из квартиры? и пр.);

2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека - Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович - дума-ем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости.

Припоминание - сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необхо-димо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то. что есть л РОДИ, МНОГО знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову», У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда вос-производится именно то, что нужно.

К.К. Платонов давал полезные советы для запоминания. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама фор-мируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.

Сохранение и забывание - это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал забывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запоминание, - процесс избирательный, имеющий свои закономерности.

Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни (например, воспо-минание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.

Благодаря забыванию человек расчищает место для но-вых впечатлений и, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».

В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б.В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершенное действие оставляет у человека подсознательное на-пряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но ког-да, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряжения, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ошушение незавершенного действия называют эффектом Зейгарник.

Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы - повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.

Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за после-дующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не на-чалось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.

Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что не-редко воспроизведение бывает наиболее полным не тотчас после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забывается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное наблюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не следует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, например в то же утро.

Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выучен-ный материал некоторое время «отлежится». Нужно учитывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» результаты предшествующего заучивания. Такое иногда происходит, если после истории учить литературу.

Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:

1) старческого, когда пожилой человек помнит раннее детство, а все ближайшие события не помнит,

2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте,

3) раздвоения личности - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.

1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила поведения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:

Тростей, зонтов и чемоданов Ты на ступеньки не клади, Не облокачивайся на перила, Стой справа, слева проходи.

Или, например, в русском языке есть одиннадцать глаголов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать?

Видеть, слышать и обидеть, Гнать, терпеть и ненавидеть,

И вертеть, смотреть, держать,

И зависеть и дышать,

Ишь, -ит, -ат, -ят писать.

Или, чтобы в геометрии не путать биссектрису и меди-ану:

Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Медиана - это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну.

Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните ве-селое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

2. Ряд мнемических приемов используется при запоми-нании дат рождения известных людей или знаменатель-ных событий. Например, И.С. Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М.Ю. Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 г. (14-41).

3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно за-помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.

Качества памяти

Что такое хорошая и плохая память?

Память начинается с запоминания той информации, которую принимают наши органы чувств из окружающего мира. Все образы, слова, вообще впечатления должны удержать-ся, остаться в нашей памяти. В психологии этот процесс так и называется - сохранение. Когда нужно, мы воспроизводим ранее виденное, слышанное, пережитое. Именно по воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Хорошая память - это способности быстро и много запоминать, точно и вовремя воспроизводить.

Однако нельзя все успехи и неудачи человека, его по-беды и потери, открытия и ошибки приписывать одной только памяти. Недаром французский мыслитель Ф. Ларошфуко остроумно заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

Итак, качества памяти:

1) быстрота запоминания. Однако она приобретает ценность лишь в соединении с други-ми качествами;

2) прочность сохранения;

3) точность памяти - отсутствие искажений, пропусков существенного;

4) готовность памяти - умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент.

Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты и пр. У школьников и студентов плохое запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету и пр.

Представление

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют пред-ставлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлеченный характер, представление - наглядный характер. Представление - это образ предмета, понятие - мысль о предмете. Мыслить о чем-нибудь и представлять себе что-нибудь - это не одно и то же. Например, тысячеугольник - понятие есть, а представить нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические.

Представления характеризуются наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями (мы внутренне или мысленно «видим», «слышим», «обоняем», «ощущаем» прикосновения и пр.).

Вес мне видится Павловск холмистый. Круглый луг, неживая вода, Самый томный и самый тенистый, Ведь его не забыть никогда.

А. Ахматова

Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Представления никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно вос-производятся только отдельные черты.

Представления очень неустойчивы и непостоянны. Ис-ключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией, например, у музыкантов - слуховые, у художников - зрительные, у дегустаторов - обонятельные и пр.

Представления - это результат переработки и обобще-ния прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуко-вых представлений.

Представление точнее называть представлением памяти, так как оно связано с работой образной памяти. Отличие представлений от восприятий состоит в том, что пред-ставления дают более обобщенное отражение предметов. В представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные признаки, имевшиеся прежде в отдельных восприятиях. Например, дерево видим - образ восприятия, дерево представляем - образ более тусклый, более неопределенный и неточный.

Представление - это обобщенное отражение окружающего мира. Мы говорим «река» и представляем ее: два берега, текущая вода. Мы видели много разных рек, в пред-ставлении отражаются наглядные признаки, характерные предметам и явлениям. Воспринять же мы можем только конкретную реку - Волгу, Москва-реку, Каму, Енисей, Оку и пр., образ восприятия точен.

Представлять - это значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, а не просто знать. Представление - более высокая ступень познания, чем восприятие, они являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета.

Мы можем представить гудок парохода, вкус лимона, запах бензина, духов, цветов, прикосновение к чему -либо или зубную боль. Конечно, у кого никогда не болели зубы, тот не может этого представить. Обычно, рассказывая что-то, мы вопрошаем: «Представляешь?!»

В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя одним словом ряд предметов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преимущественно развивается какой-либо один вид представлений. Но деление представлений по видам весьма условно.

Аргументы к сочинению для части C ЕГЭ по русскому языку, взятые из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

Нравственность

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения - Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Ценность молодости

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

Цель жизни

Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Патриотизм,национализм

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Мудрость

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье.

Отношение к людям

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Жизнь, смысл жизни, принципы

Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни.

Достоинство

надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Творить добро

Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».

Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро - самое ценное в человеке.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Оставить память о себе

Так что жизнь - это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.

Индивидуальные различия в свойствах памяти

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные раз­личия. Это обнаруживается в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием, обучением. Индивидуальные особенности воспри­ятия обуславливают различные типы памяти (образной). Сущест­вуют половые различия памяти: у девочек в школьном возрасте (вследствие их более быстрого общего развития - им требуется гораздо меньше повторений материала для заучивания) способ­ность запоминания лучше, чем у мальчиков.

Более существенные различия памяти у различных людей ка­саются уровня ее организации. Присвоение и удержание новой информации является активным процессом включения этой ин­формации в систему уже имеющихся знаний человека.

Память - это функциональная система, интегрирующая по­следовательно воспринимаемую информацию в целостный образ объективной реальности. Этот образ, в свою очередь, оказывает значительное влияние на последующие процессы переработки информации. Запоминание вплетено в процессы активного освое­ния человеком мира. Оно ведет к построению и по мере накопле­ния опыта - к перестройке внутренних когнитивных структур, в которых отображается мир и благодаря которым делаются воз­можными мыслительные (когнитивные) операции.

Когнитивные структуры, в которых субъективно представлена информация о той или иной области действительности, делают возможным семантическое 1 закрепление вновь усваиваемого зна­ния, связывая его смысловыми отношениями с уже известным, и тем самым способствуют долговременному запоминанию. Кроме того, новая информация оценивается индивидом с точки зрения возможности ее использования, содержания в ней полезного, цен­ного, необходимого для решения тех или иных задач. А посколь­ку индивидуальные ценностные представления и субъективные когнитивные структуры у разных людей неодинаковы, то неоди­наковой оказывается и их память.

Таким образом, различия в объеме и прочности запоминания не сводятся к некоторой гипотетической способности к хранению информации. Их причины лежат в индивидуальных особенностях переработки информации, в стратегиях присвоения, структуриро­вания, организации и актуализации усвоенного материала, т.к. благодаря этим процессам прорюходит овладение знаниями, их категориальное упорядочение, установление семантических взаи­мосвязей между ними, а также осмысленное их воспроизведение в случае необходимости.

Такое представление подтверждается многочисленными иссле­дованиями. Например, в исследовании JI. Ирлиц сопоставлялись особенности запоминания у хорошо успевающих и отстающих семиклассников. Ирлиц обнаружила, что в отношении способно­сти непосредственного механического запечатления материала различия между обеими группами незначимы. Однако, чем силь­нее в процессе присвоения знаний задействованы интеллектуаль­ные операции (символическое кодирование, понимание и исполь­зование смысловых, логических связей, категориальное упорядо­чение), тем значимее хорошо успевающие ученики превосходят своих менее успевающих ровесников по результатам удержания информации.

В эксперименте М. Бирвиш испытуемые заучивали последова­тельности слов, объединенных семантическими и синтаксически­ми связями разных типов. Оказалось, что нормальные осмыслен­ные предложения запоминаются лучше, чем грамматически безу­пречные, но лишенные смысла. Однако последние запоминались лучше, чем анаграммы, которые хотя и содержали слова в грам­матически согласованных формах, но порядок слов был случай­ным. Хуже всего заучивались списки слов, не обладающие ни семантическими, ни синтаксическими связями. Очевидно, что закрепление в памяти цепочек слов происходило лучше всего в том случае, когда срабатывали знакомые синтаксические модели и семантические взаимосвязи.

Таким образом, особенности когнитивных структур являются важным условием, определяющим результативность запоминания. Этот эксперимент свидетельствует также о том, насколько глубо­ко язык включен в процессы переработки и усвоения знании Многим школьникам с трудом дается заучивание наизусть, которое они называют «зубрежкой», или «муштрой», и изо всех сил пытаются ее избежать. Но обычно эти трудности связаны с использованием неэффективных стратегий запоминания (много­кратное повторение текста до первого правильного воспроизведе­ния). Распределение заучивания во времени и «сверхнаучение» (продолжение операций присвоения после первого безошибочного воспроизведения) резко улучшает результат. Запоминание при заучивании наизусть улучшается также в том случае, если уча­щийся умеет сочетать друг с другом наглядно-образные и вер-бально-понятийные операции. При этом происходит двойное кодирование информации, что способствует удержанию ее в памя­ти.

В целом можно сказать, что делить людей на тех, у кого «хорошая» и у кого «плохая» память, допустимо лишь в том слу­чае, если иметь в виду результаты запоминания: один запоминает быстро, точно и с незначительными усилиями, в то время как другой делает это с трудом и воспроизводит запомненное с боль­шими пробелами. Однако такого рода различия нельзя считать подтверждением существования различной способности к запоми­нанию. Эти различия свидетельствуют прежде всего о специфич­ных для каждого человека стратегиях переработки информации. Эти стратегии (направленность на определенные области, семан­тическое структурирование воспринимаемого, его категориальное упорядочение и способ включения в уже имеющиеся знания, приемы присвоения и запоминания) и являются решающим фак­тором в достижении тех или иных результатов, и служат источ­ником индивидуальных различий. Это относится не только к запоминанию, но и к возможности быстро и адекватно задаче извлекать нужный материал из памяти. Хорошо дифференциро­ванная когнитивная структура, в которую осмысленно встраива­ются новые знания, повышает оперативную доступность имеющейся в ней информации. То есть способ присвоения инфор­мации определяет ее будущую доступность.

Типы памяти, их зависимость от особенностей воспитания.

Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. Для индивидуализированного учета особенностей процессов сохранения и воспроизведения конкретного человека недостаточно поэтому констатировать, что у него вообще хорошая или плохая память. Существенно знать ее специфические качества и особенности.

Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие – слуховые, третьи – двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого – такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего – двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный – при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к "эйдетическому" типу памяти.

На зачете по психологии одна студентка однажды дала ответ, точно совпадающий с текстом учебника. На неожиданный, стремительно, в упор поставленный вопрос экзаменатора: "На какой странице?" со стороны студентки последовал совершенно автоматический ответ: "Страница 237, сверху, с правой стороны". Отвечая, она как бы видела перед собой страницу раскрытой книги.

Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может соединяться с плохой памятью на числа, и наоборот. Память на наглядно-образные и абстрактные содержания, на математические формулы и на эмоциональные переживания может быть различна. Все особенности восприятия и мышления, сенсорной и эмоциональной сферы проявляются внутри памяти.

Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области. Особое внимание привлекла совершенно феноменальная память людей-счетчиков Иноди, Диаманди, Арну и других. Иноди мог повторить 42 цифры после однократного прочтения и после трехчасового сеанса мог повторить все цифры чисел до 300, встречавшиеся в задачах, которые ему задавались. При этом у Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. "Я слышу цифры, – говорил он о себе, – мое ухо улавливает их; я слышу, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Зрение мне не помогает, я не вижу цифр. Я даже сказал бы, что я очень затрудняюсь вспомнить цифры, когда мне показывают цифры написанными. Я предпочитаю, чтобы мне их сообщали посредством слов. Я чувствую замешательство в первом случае. Не люблю я также писать цифры. Писание не способствует запоминанию. Я предпочитаю их слышать". Диаманди, также отличавшийся феноменальной памятью, обладал зрительным типом памяти: он видел цифры написанными в форме квадратиков, как бы внутренне считывал их со снимка, на котором они написаны, и притом его собственной рукой. Исключительная сила запоминания была связана с глубоким инкорпорированием запоминаемого материала в собственную деятельность.

Очень яркий и психологически интересный случай феноменальной памяти замечательного счетчика С. Шерешевского описан А.Н.Леонтьевым.110

В случаях исключительной памяти обыкновенно мощная сенсорная основа памяти соединяется в том или ином соотношении с логическими компонентами (особенно у Иноди и Арну). Иноди с большой быстротой производил арифметические операции над числами, потому что пользовался методами сокращенного счисления и ему не приходилось, например, при умножении многозначных чисел запоминать в отдельности каждое из произведений.

Далее, память у людей различается: 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

Наконец, нужно различать более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у З.Фрейда) и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй – прочнее. Первый по преимуществу образный, второй – речевой.

Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т.д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию

Нарушения памяти.

Расстротсва памяти - снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти, такие как запоминание, удержание, воспроизведение.

Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия. Первое - снижение, второе - выпадение памяти, третье - ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия - повышенная способность к запоминанию.

Гипомнезия - ослабление памяти. Может быть врожденной, а в ряде случаев сопровождает различные аномалии психического развития. Встречается при астенических состояниях, возникающих при переутомлении, в результате перенесенных тяжелых заболеваний. При выздоровлении память восстанавливается. В пожилом возрасте при выраженном церебральном атеросклерозе и дистрофических нарушениях в мозговой паренхиме резко ухудшается запоминание и сохранение текущего материала. Напротив, события далекого прошлого в памяти сохраняются.

Амнезия - отсутствие памяти. Выпадение из памяти событий, происходящих в какие-либо отрезки времени, наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода и др.

Различают: ретроградную амнезию - когда утрачивается память на события, предшествующие заболеванию, травме и др.; антероградную - когда забывается то, что было после заболевания.

Один из основоположников отечественной психиатрии С.С. Корсаков описал синдром, возникающий при хроническом алкоголизме и названный в его честь корсаковским психозом. Описанный им симптомокомплекс, встречающийся при других заболеваниях, называют корсаковским синдромом.

Корсаковский синдром. При данном нарушении памяти ухудшается запоминание текущих событий. Больной не помнит, кто с ним сегодня беседовал, посещали ли его родные, что он ел за завтраком, не знает имен медицинских работников, постоянно его обслуживающих. Больные не помнят событий недавнего прошлого, неточно воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад.

К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии - конфабуляции и псевдореминисценции.

Конфабуляция. Заполнение пробелов памяти событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии памяти может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у больных старческим психозом, с поражением лобных долей головного мозга.

Псевдореминисценции - искаженные воспоминания. Отличаются от конфабуляции большей устойчивостью, причем как о настоящем, больные рассказывают о событиях, которые были, возможно, в далеком прошлом, возможно, они их видели во сне или их никогда не было в жизни больных. Эти болезненные нарушения нередко наблюдаются у больных со старческими психозами.

Гипермнезия - усиление памяти. Как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме объеме и на более длительный срок. Кроме того, может наблюдаться у больных в состоянии маниакального возбуждения при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении.

Больные с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезиями, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности надо поправить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больного с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что его высказывания лишены реальности. Это вызовет только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушится.

В начальной школе я учился плохо. Больше всего проблем было с чтением и письмом. В русском языке мне, как говорится, медведь на ухо наступил.

Я до сих пор пишу не очень грамотно. Важные тексты правлю у литературного редактора - иначе подвергаю себя риску насмешек.

Примерно в восьмом классе я осознал, что медленно читаю, что у меня плохая память. Стал читать больше, а потом и дошел до способов развития памяти.

Примерно в восьмом классе я осознал, что медленно читаю и у меня плохая память. Начал много читать. Чуть позже дело дошло до развития памяти.
Автор иллюстрации:
Pete Revonkorpi

Стихи

Поскольку память ассоциируется с запоминанием списков, то, я решил учить стихи. Выучил томик любовной лирики. Маяковского и Пушкина , заучивал целыми поэмами, до сих пор могу процитировать первую главу «Евгения Онегина»

Развил ли я память после таких упражнений? Нет! Зато декламацией стихов я вызывал улыбку девушек. Одну удивил так, что она стала моей женой.

Помню, весной мы стояли на берегу Амура, шел ледоход, сталкиваясь, громадные глыбы звенели, как колокольчики. Наступил вечер, но было уже не так холодно, как зимой. Теплый ветер дул с Амурского Утеса, на котором стоит Муравьев Амурский, изображенный на пятитысячной купюре. Я тихо напевал романс Шаляпина «Уймитесь, сомнения и страсти».

Как, вошли в образ? Может быть, вам захотелось взглянуть на красноватый билет банка России, чтобы лучше представить место, где мы были? Возможно, вы никогда не были на набережной Амура, но в вашем воображении (памяти) промелькнули кадры фильма... Так работает наше воображение - память.

Чем больше каналов мы используем для описания ситуации, тем живее возникают образы. Используйте визуальные, аудиальные, кинестетические образы для описания сцены, и воспоминания станут более конкретными и весомыми.

Геометрические задачи

В школе я решал геометрические задачи в уме. Правда, не относил это умение на счет памяти. Также мне казалось очевидным, что я могу запоминать радиоэлектронные схемы и номиналы радиоэлементов. Что тут такого? Так мы не ценим то, что имеем, и желаем того, чего у нас нет.

Однажды мне попалась в руки книжка по начертательной геометрии. В ней нужно было составлять проволочные конструкции по двум или трем проекциям. Во время поездки на работу я занимался по книжке и навострился так, что смог решать эти задачи в уме, а сами проволочные конструкции вращать в воображении.

Развило ли это мою память? Нет.

Песни

Следующий эксперимент был в запоминании песен. Я учил песни «Битлз». Слова невозможно было разобрать на слух, поэтому я гадал, записывал, искал тексты в библиотеке.

Однажды нашел, кажется, в местной газете «Молодой дальневосточник» переводы песен группы «Rollingstones». Сразу побежал в магазин «Мелодия» и купил все пластинки этой группы.

Память не развил, зато разработал английский язык, что помогло мне в понимании жизни. Я подрабатывал переводчиком у американских туристов, приезжавших в Хабаровск. Потом знание английского языка помогло мне победить в конкурсе американского правительства и поехать в США.

Системы репрезентации

Следующий этап в развитии памяти был после того, как я понял, что память многогранна и связана с различными системами репрезентации.

Основных систем репрезентации три: звуковая, визуальная, кинестетическая, Для развития систем репрезентации можно придумать упражнение на каждый из каналов.

  1. Мелодии можно запоминать и просвистывать. Или пытаться подыгрывать на гармошке.
  2. Визуальные образы можно воскрешать в памяти и манипулировать ими.
  3. Тактильные образы можно тоже сознательно вызвать, а от тактильных образов один шаг до попыток управлять своим телом (что весьма рискованно, но это отдельная тема). Пробовал воскрешать тактильные образы перышек, ледяных и горячих шариков, озноба, жара...

Развилась ли моя память после этого? Нет. Я запоминал информацию примерно с той же скоростью, что и прежде.

Творческое воображение и память

Следующий этап в области запоминания наступил после осознания того, что воображение и память находятся рядом. Вернее, оба процесса используют одни и те же участки мозга.

Развивая воображение, мы развиваем память и наоборот.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Лучший способ развить воображения был придуман Генрихом Альтшуллером в ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).

Использование ТРИЗ, кстати говоря, разочаровало меня в мнемотехниках, потому что позволяло найти более простой путь к цели, нежели банальная лобовая атака.

Как, например, будет звучать постановка вопроса при запоминании какой-либо информации?

«Я запомню информацию, потому что...», «Я не запомню информацию, потому что...», «Противоречие состоит в том, что...», «Поэтому я буду использовать эффект...».

После слов «Использовать эффект» сразу становится понятно, что тебе не нужно запоминать ни номера, ни расписания, ну разве что имена... Достаточно достать телефон и сфотографировать.

Если вы до сих пор еще не читали книги по ТРИЗ, обязательно купите и прочитайте.

Память и интерес

Те, кто ставит цель запомнить ненужную информацию, просто не понимают механизмов работы памяти. Неинтересная информация запоминанию не подлежит!

Кстати говоря, по этой причине становится понятной причина моих ранних опытов по развитию памяти. То, что мне было интересно, я запоминал, что неинтересно - запомнить не мог.

Вглядываясь в детей, мы понимаем себя

Как могут ваши дети быть связаны с развитием памяти? Очень просто. Мы не помним себя в детстве, но, мы можем отчасти увидеть свое отражение в образе своего сына и дочки, потому что в них - половина нашего генома.

Мой сын - логик, любит чертить схемы и задавать логические каверзные вопросы. При этом он в пятилетнем возрасте путает падежи. То же самое было со мной в детстве. Я не мог, например, понять суть стихотворения про «муху-цокотуху». Мне она казалась логически несуразной.

Приведу метафору:

Невозможно сравнивать рыбку и обезьяну по признаку, кто быстрее доберется до банана, висящего на пальме. Конечно, обезьянка справится с задачей, а рыбка получит неуд, как бы ни старалась.

Благодаря сыну я осознал, что, что пытался в себе развить в себе то, чем меня обделила матушка природа. Мы не можем быть идеальными.

Простите недостатки - себе и другим

Не является ли желание развить в себе желаемый навык следствием того, что какая-то горе-учительница твердила мне с издевкой: «У тебя такой акцент, что даже йоркширец не смог бы тебя понять». После чего во мне засела обида за ошибку, которую я всю жизнь пытаюсь исправить.

Самое интересное, что американцы утверждали обратное - я говорю более понятно, чем другие русские.

А судьи кто?

Прежде чем приступить к занятиям, подберите правильную меру измерения. Возможно, что недостаток не у вас (у вас все хорошо), а у тех, кто делал вам замечания.

Моя школьная учительница была плохой мерой в постановке произношения звука th. Вспомнилось, как моя бабушка говорила: «Где-то я дела очки». Мне казалось, что правильно говорить «Куда-то я положила очки». Пару раз я сделал ей замечание и получил нагоняй от отца в стиле «Бабушка лучше знает, как и что говорить».

Нужно относиться терпимо и к своим, и чужим недостаткам.

Не говорите, своему ребенку, что у него плохая память. Он вырастет и будет страдать от несуществующего недостатка. Любая память конкретна.

Мнемотехника

На мой взгляд, мнемотехника не стоит того, чтобы уделять ей много внимания. Единственная мнемоника, которой я пользуюсь - это мнемоника цветов радуги: «Как однажды Жан-звонарь головою сбил фонарь».

Списки цифр иногда проще заучить наизусть. Особенно, если они нужны в повседневной жизни. Запоминать можно, просматривая таблицу каждый день. Через пару недель списки сами собой запомнятся.

Например, я так запоминал характеристики микросхем - ТТЛ, КМОП, ЕСЛ. Наш завкафедрой сказал, что будет проверять на экзамене характеристики микросхем, потому что каждый ЭВМщик должен помнить их наизусть, а не слюнявить справочник.

Виктор Михайлович был прав. Благодаря тому, что я запомнил нудную табличку, позже обнаружил несколько ляпов в схемах лаборатории, где работал мой отец. У них горели микросхемы 155 серии, а оказалось, что они просто не учли коэффициенты нагрузки выходных цепей.

Важно: запоминать нужно только то, что пригодится в жизни. Для программиста это будет, возможно синтаксис операторов, для бухгалтеров - номера законов.

Почему развивать память и воображение опасно?

Теперь коснемся самой щекотливой темы. Развитие воображение следует сознательно ограничивать. Развивая воображение, мы развиваем возбудимость мозга, и это может иметь плачевные последствия.

Например, я в последнее время специально торможу свое воображение, потому что оно мешает принимать правильные решения. Особенно в условиях неопределенности.

Организм человека еще недостаточно изучен. Вторгаясь в автоматические процессы нервной системы, мы можем запросто нарушить их. Человек может запрограммировать себя на выполнение каких-то действий, но при этом не задумываясь о побочных явлениях.

Например, пытаясь «просмотреть» пренатальный (дородовый) период своей жизни можно достать из глубин сознания «демонов». Появление фантомов напрямую связано с развитием воображения, когда образы настолько яркие, что их невозможно отделить от действительности.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Не стоит думать, что «демоны» - это просто красивая метафора. Например, в храмах Камбоджи в специальных местах для медитации на стенах вырубали тупиковые двери, чтобы демоны не могли нарушить видения медитирующего.

Медитирующие развивали воображение, а в качестве побочных явлений получали проблемы с психикой.

Шумы и память

Возьмем расхожую ситуацию. Вы живете в крупном городе в своей квартире. У соседей сверху стиральная машина начинает отжим белья аккурат в два часа ночи. Соседи снизу ругаются так вдохновенно, что вы в курсе всех подробностей их интимной жизни. А глухие пенсионеры за стенкой включают телевизор на полную громкость. О каком развитии памяти может идти речь в таких условиях?

Чтобы хоть чуть-чуть развить свою память, следует выехать на природу и побыть в тишине. Это можно сделать в лесу, отлично для этого подходят вершины гор.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Если бы шум был полезен для работы мозга, в библиотеках включали бы записи рок-концертов.

Мы то, что мы читаем

Составьте список того, что вы читаете ежедневно. Какие новости, какие статьи, какие книги.

Например, список может быть следующим:

  1. Фейсбук, Одноклассники, Вконтакте.
  2. Новости Украины, Сирии, Египта, Ирака.

Такая информационная диета не будет способствовать развитию памяти. Прочитав очередную новость, вы не сможете вспомнить, что читали перед этим.

То же самое можно сказать и о чтении однотипной литературы, например, по самосовершенствованию.

Какие книги вы прочитали или читаете в настоящее время? Что изменилось в вашей жизни?

Если вы по прочтению одной книги по самосовершенствованию бежите в магазин за новой книгой, то что-то не то. Смените диету.

Часто ли вы читаете классическую литературу? Классика развивает эмоции, а это очень полезно для памяти.

Итоги

Я долгое время был одержим развитием памяти, запоминал стихи, песни, иностранные слова. Придумывал компьютерные тренажеры на развитие визуаьной и звуковой памяти.

В конечном счете пришел к выводу, что любая память конкретна. Развивать память можно только в узких практических направлениях. Невозможно развить память абстрактно. Работа памяти напрямую зависит от того, что человек ест, о чем думает, что он читает. А запомнить можно только то, что действительно вас интересует.

Узелки на память

  • Попробуйте связать развитие памяти с травмами детства. Не есть ли ваше желание развить в себе память желанием доказать «старшим товарищам», что вы не такой плохой?
  • Индивидуальные различия людей очень широки. У вас есть сильные и слабые стороны. Свои слабые стороны нужно менять на сильные стороны других людей.
  • Запоминать можно только то, что интересно.
  • Память и воображение тесно связаны. Развивайте воображение и разовьете память.
  • Пробуйте найти обходные варианты запоминаний. Изучать мнемотехнику не всегда оправданно.
  • Поразмышляйте на тему, к чему у вас есть задатки.








2024 © rukaraoke.ru.