Мама с папой моя родня нет роднее. Занятие по речевому развитию «Моя семья. Отработка навыка чтения
Светлана Савельева
Занятие по речевому развитию «Моя семья»
Программное содержание
Уточнять и обобщать знания о семье , о том, кто такие родные, формировать представления о составе семьи , используя фотографии членов семьи . Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных. Закреплять умение выразительно декламировать стихи. Понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье . Развивать связную речь , познавательный интерес, логическое мышление. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи .
Предварительная работа
1. Познакомить с терминами :
Генеалогическое древо - это родословная
Родословная - слово о роде, рассказ о своей семье , родственниках, предках
Род, родственники - имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка
Предки - люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения, старше прадедушек и прабабушек
Поколения - люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения
Обычай - привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.
Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
2. Заучивание стихотворений о семье .
3. Рисование на темы : «Лучший в мире папа» , «Портрет моей мамы» .
4. Совместная работа с родителями, рисование семейного герба.
5. Чтение литературных произведений : В. Осеева «Сыновья» , Р. Гамзатов «Мой дедушка» , С. Баруздин «Мамина работа» и др.
6. Беседа с детьми об одном из ведущих прав (Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка) – ПРАВЕ РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ НА ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ.
Материал и оборудование
Семейные фотографии, рисунки с изображением семейных гербов, рисунок с изображением дерева у каждого ребенка, клей, ножницы, фломастеры.
Ход занятия
Дети рассматривают семейные фотографии.
Воспитатель. Дети, что объединяет эти фотографии? (На фотографиях семьи ) .
Воспитатель. Как вы думаете, что такое семья ? (Семья- это люди , которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно. Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер).
Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Моя родня»
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня и братишка.
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч - сестренке, конфета – Тишке.
А еще есть друг у меня.
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю
Все на свете ему подарю.
Воспитатель. Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи ? Все ли они родные, родня? (обсуждение) .
Это стихотворение шуточное. Не все персонажи его являются членами одной семьи . Мама, папа, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи . Щенок Тишка может считаться членом семьи . Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
Семья-это самое главное , самое дорогое, что есть человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы о семье . Давайте вспомним и обсудим их.
Дети не в тягость, а в радость.
При солнышке тепло, при матушке – добро.
Согласие да лад – в семье клад .
Вся семья вместе и душа на месте.
Воспитатель. У каждого человека есть семья – большая или маленькая. И это очень хорошо! Ведь радость, которой ты поделился с папой и мамой, умножается, а печаль, если переживешь ее вместе с близкими, уменьшается.
Пальчиковая гимнастика.
Как у нас семья большая ,
Да веселая. (Хлопок в ладоши, кулачок)
Два у лавки стоят, (Поочередно загибать пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются.
Две Дашки у кашки
Питаются.
Две Ульки в люльке
Качаются.
Игра с мячом «Так бывает или нет?»
Воспитатель. Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?
(Задав вопрос, ведущий бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и бросает мяч обратно.)
Мы родились раньше наших родителей?
Мама старше бабушки?
Дедушка младше внука?
Бабушка – папина мама?
Ты бабушкин сын? И т. д.
Воспитатель. Часто люди сравнивают семью с большим и крепким деревом, у которого корни – это душка и бабушка, ствол – папа и мама, а веточки – дети. Такое дерево называется генеалогическим древом. Оно нужно для того, чтобы все знали о своих предках, помнили их и гордились ими. Дети, вы можете изобразить древо своей семьи .
Музыкальный фон : песня «Будьте добры» . На изображении дерева (которое воспитанники нарисовали заранее) дети наклеивают фотографии своей семьи . Во время самостоятельной работы педагог задает индивидуальные вопросы детям, например : Кто помогает в трудных ситуациях? Кто жалеет и ласкает? Как ты помогаешь родителям? Как заботишься о родителях? И т. д.
После завершения работы дети рассказывают о своей семье (с кем живут; как зовут родителей, сестру, брата, бабушку и дедушку; чем занимаются в свободное время).
Воспитатель. Помимо генеалогического древа, одним из самых древних семейных символов считается герб. Семейный герб рассказывает о его владельцах. На нем обычно изображается то, чем гордится семья , ее достижения и успехи, семейные традиции. Давным - давно, во времена ваших прабабушек и прадедушек, гербы размещали на домах, оградах, каретах. Гербы изображались даже на носовых платках и столовых принадлежностях. В современной России многие семьи возродили эту традицию. (Дети подходят к стенду с изображением семейных гербов, которые были нарисованы совместно с родителями. Рассказывают о своих семейных гербах).
Воспитатель. Теперь, когда у вас есть генеалогическое древо и герб, получилось, что ваша семья - это маленькое , но крепкое и дружное «государство» . У вас есть свои правила и традиции, есть собственная территория, на которой расположено это «государство» - это ваш дом.
Дети, как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей) .
Мы живем в стране, которая называется Россия. Это большая и могучая страна. Но она не была бы такой, если бы в ней не было крепких, дружных семей. Любовь, которая объединяет семью – папу , маму и детей,- делают Россию процветающим государством.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
в старшей группе
ТЕМА: Чтения стихотворения
Я. Акима «Родня»
Цель;
Создание условий для речевого развития детей средствами художественной литературы.
- .
Образовательные
: продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека.
- Развивающие: развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь - доказательство. Формировать навыки применения диалогической и монологической речи.
Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье. Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Задача:
- Формировать дифференцированные представления о семье как совокупности людей разного возраста и пола,обьединенных родом началом:
- Подводить детей к осознанию проявления любви,забота и уважения к членам семьи родственникам:
- Актуализировать использование полученной информации в игровой,речевой деятельности.
- Оборудование: Конверт; слайды фотографии родственников;
Воспитатель:
Ребята к вам за помощью обратились наши друзья –первоклассники . Сейчас прочитаю их письмо: Дорогие воспитанники старшей группы Помогите нам,пожалуйста, выполнить домашнее задание.К следующему уроку «Окружающий мир» нам нужно принести фотографии родственников.Один ребёнок собирается принести фотографии тех родных,которые живут вместе с ним дома, другие считают что нужно принести фотографии не только мамы,папы, братьев, сестёр, но и бабушек и дедушек, сестёр мамы и папы, хотя они живут отдельно.А мальчик Митя принесёт фотографии не только своих близких,но и своего любимого друга и домашних животных. Ребята,мы не случайно обратились именно к вам,потому что слышали,что вы много знаете о семье,родственниках, у вас в группе есть альбомы и игры по этой теме. Надеемся,что вы нам обязательно поможете.
Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям Как мы можем это сделать?
- Дети: Мы можем записать наши рассказы о семье, родственниках на диктофон и отправим их первоклассникам.
- Воспитатель; Молодцы , я очень рада,что вы готовы им помочь! Но чтобы ваши рассказы получились интересными и правильными,давайте вспомним всё ,что вы знаете о семье и родственниках. Показ фотографий семьи родственников.
Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? ведь они такие разные!
- Дети; На фотографии родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть фотография,на которой изображены дедушка,бабушка, папа, мама и дети.
Воспитатель; Выберите фотографию которая вам больше всего нравиться,и подумайте,что вы сможете рассказать о ней.
Дети рассказывают о том что изображено.
- Воспитатель; правильно, ребята,семья –это взрослые и дети,живущие вместе,любящие друг друга.
- Ребята послушаем стихотворение. Я Аким «Родня» .
Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи.Мама,папа,сестрёнка,братишка -родня.Друг Серёжка –не член семьи и не родственник.Он друг, а для каждого члена семьи очень важно иметь не только родственников но и друзей.Домашних животных мы очень любим,заботимся о них,иногда считаем их членами семьи.Щенок Тишка может считаться членом семьи.Но он не человек,по этому не является роднёй герою стихотворению.
Ребята вам понравилось стихотворение?
О чем оно?
А как вы понимаете слова родня?
А в этом стихотворение есть родня?
Игра «Кто есть кто»
Слон, слониха, слонёнок
Волк, волчица, волчонок
Мышь,мышка,мышонок
Медведь, медведица, медвежонок
Заяц,зайчиха, зайчонок.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши
Воспитатель; Ребята назовите близких родственников.
(Ответы детей) папа, мама, брат сестра.
Во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Семейное согласие всего дороже
- Нет такого дружка,как родная мать
- Материнское сердце лучше солнца греет.
- Пальчиковая гимнастика «Семья»
Это пальчик –дедушка
Это пальчик-бабушка
Это пальчик -маменька
Это пальчик-папенька
Это пальчик –наш малыш!
Зовут его Ванюшка!
Воспитатель; У Ванюши дружная, сплоченная семья, потому что все пальчики собрались,в кулачек.
Воспитатель; Какой должна быть семья? Подберите слова –признаки к слову «семья»
Дети: Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая. Кто знает стихотворение о семье?: А. Минина
Семья-это слово родня!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сиянье они горячи,
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родных,как солнца лучи!
Спасибо ребята за интересные рассказы о ваших семьях.
Я их записала на видеокамеру,мы их пошлём нашим друзьям –первоклассником.Думаю что они помогут им правильно подобрать фотографии своих родственников для урока в школе.
>> Литература: Я. Аким. «Моя родня», С. Маршак. «Хороший день»
Урок 25
Я. АКИМ «МОЯ РОДНЯ»,
С. МАРШАК «ХОРОШИЙ ДЕНЬ»
– совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения целыми словами;
– продолжить развитие речевых умений, творческих способностей, памяти и внимания;
– воспитывать уважение к своим близким.
Оборудование: выставка рисунков и фотографий на тему «Моя семья»; таблица для чтения, карточки с играми.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений.
III. Постановка цели урока.
– Рассмотрите выставку рисунков и фотографий.
– Как она называется?
– Что означает слово «семья»?
Семья – группа живущих вместе родственников.
– Расскажите, с кем вы живете, какая у вас семья.
– Могут ли родители быть друзьями для своих детей?
– Сегодня мы познакомимся с произведениями о родственниках, о близких нам людях.
IV. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
Ри-ри-ри
– двор убрали – раз, два, три,
Ры-ры-ры
– не заметили жары,
Са-са-са
– в лесу бегает лиса,
Со-со-со
– у Вовы колесо,
Ос-ос-ос
– на поляне много ос.
2. Отработка навыка чтения.
– Читайте слова по таблице:
3. Знакомство со стихотворением Я. Акима «Моя родня».
– Как называется произведение?
– Кто его автор?
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
ло-по-у-хий
– лопоухий
мо-тор-на-я
– моторная
вол-шеб-на-я
– волшебная
на-сто-я-щий
– настоящий
при-бе-га-ю
– прибегаю
– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.
4. Анализ произведения.
– От чьего имени написано стихотворение?
– Кого мальчик считает своей родней?
– Кого мальчик очень любит?
– Почему мальчик считает своего друга родным?
– Прочтите строки, в которых мальчик рассказывает о своем друге.
– Расскажите о своем лучшем друге.
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились.)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
V. Продолжение изучения нового материала.
1. Чтение стихотворения С. Маршака «Хороший день».
– Прочтите название произведения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
вы-ход-ной
– выходной
об-су-дим
– обсудим
об-суж-дать
– обсуждать
бо-та-ни-чес-кий
– ботанический
мас-тер-ску-ю
– мастерскую
без-го-ло-во-го
– безголового
по-не-сёт-ся
– понесётся
за-дум-чи-вым
– задумчивым
гип-по-по-там
– гиппопотам
в та-ра-тай-ке
– в таратайке
о-ты-ска-ли
– отыскали
из се-реб-ря-но-го
– из серебряного
вер-ну-лись
– вернулись
– Объясните значение слов и выражений:
ботанический музей
– музей (сад) растений;
цесарка
– курица из семейства куриных;
в таратайке
– в легкой двухколесной повозке;
ситро
– прохладительный напиток.
Учащиеся читают стихотворение вслух по цепочке.
2. Анализ произведения.
– С кем провел мальчик весь день?
– Прочтите строки, в которых герои обсуждали варианты проведения выходного дня.
– Где же провели свой выходной отец и сын?
– Каких животных видели герои в зоопарке?
– Какой подарок привезли они маме?
– Вспомните свой самый хороший день.
– Расскажите, с кем и где вы его провели.
– Прочтите пословицы:
> Всякой матери своё дитя мило.
> При солнышке тепло, а при матери добро.
> Вся семья вместе, так и душа на месте.
– Выберите из пословиц ту, которая отражает смысл произведений «Моя родня» и «Хороший день».
– Объясните их значение.
3. Игры Деда Буквоеда.
– С какими произведениями мы познакомились сегодня?
– Назовите членов вашей семьи.
– Что самое дорогое у каждого человека?
– Кто вас любит больше всех?
– Как надо относиться к своим родным?
Домашнее задание : выразительное чтение стихотворений.
Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.