Насыщенность среды должна соответствовать. Организация развивающей предметно-пространственной среды. ППР среда в младшем дошкольном возрасте


Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной,
  • полифункциональной,
  • трансформируемой,
  • вариативной,
  • доступной и безопасной.

Преобразовывая предметно-развивающую среду моей группы, опираясь на предложения Н.А. Коротковой, я разделила пространство группы на три части:

1. Рабочая зона;

2. Зона двигательной деятельности;

3. Зона спокойной деятельности.

Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для про-дуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организа-ции сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.

Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».

Для игр изготовлены ширмы – трансформеры: (пароход, машина, военная машина, комната для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.

Ширма «Машина» может служить сюжетом для игри позволяет ребенкуограничить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хранить ширму.

Ширма для мальчиков «Кораблик» имеет угловую форму. Ребенок может модернизировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал, спасательный круг) помогут быстро организовать игру.

Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка. А кокетливо-элегантная ширма для девочек как бы подчеркивает серьезный характер мальчишечьей ширмы.

Ширма для девочек выполнена из легкой вуали, которая собрана так, что напоминает форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни. (сундук, шляпка, бусы, зонтик).

Ширмы удобны в хранении, легко складываются, что позволяет переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.

Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансфор-мируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.

Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Изготовлены игровые поля:

«Лесная поляна», оснащённая набором мелких игрушек, которую можно использовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т.д.), в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.

«Дорога» - способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в использовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, дополнению игровой обстановки по ходу игры.

Предметно - пространственная развивающая среда помогает в организации игровой деятельности детей, позволяют создать ситуацию эмоционального комфорта и уединения, раскрыть творческий потенциал детей, наполнить игровой процесс современным увлекательным содержанием. Дети могут активнее проявить свои способности, интересы и желания, что способствует развитию здорового, бодрого и жизнерадостного ребёнка, естественным образом развивающимся в игровой деятельности.

Полифункциональность - это термин, который появился в отечественной дошкольной педагогике после введения федеральных образовательных стандартов второго поколения. Под ним подразумевается сумма санитарно-технических, материальных, педагогических, психологических условий, которые обеспечивают организацию жизни детей.

Специфика термина

Полифункциональность среды в ДОУ является основной задачей дошкольного образования. Она позволяет педагогу обнаруживать индивидуальность личности ребенка, подбирать средства и методы развития его таланта. Именно поэтому в рамках ФГОС отдельное внимание в детском саду стало уделяться полноценному конструированию среды, используемой для обучения и саморазвития творческого потенциала маленьких россиян.

Цель дошкольного образования

Полифункциональность среды в ДОУ по ФГОС предопределяет основную цель, которую ставит в своей работе педагог. Он должен сконструировать многофункциональную разноуровневую развивающую и предметную среду, благодаря которой на каждой ступени в ДОУ будет происходить развитие ребенка. В своей работе воспитатель руководствуется нормативными документами, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.

Значимость среды

Принцип полифункциональности предполагает учет возрастных особенностей дошкольников. В образовательном пространстве применяется специальное игровое, расходное, техническое оборудование, спортивный инвентарь, испольукются инновационные образовательные и воспитательные методики.

Полифункциональность материалов предполагает активное вовлечение детей среднего и старшего дошкольного возраста в проектную и исследовательскую деятельность. Ребята получают возможность проводить эксперименты, объяснять увиденные явления. Отдельное внимание уделяется развитию мелкой моторики, двигательной активности, подвижным играм, соревнованиям.

Трансформируемость пространства

Суть ее - в возможности корректировки предметно-пространственной среды с учетом существующей образовательной ситуации. В зависимости от того, как будут меняться интересы и возможности малышей, педагог меняет образовательные и воспитательные методики.

Специфика

Полифункциональность материалов позволяет педагогам дошкольных учреждений применять разные компоненты предметной среды:

  • мягкие модули;
  • маты;
  • элементы мебели;
  • переносные ширмы.

Такие предметы не имеют жесткого способа фиксации, их можно переносить по пространству группы, что удобно при проведении подвижных игр, спортивных состязаний, творческих мероприятий.

Полифункциональность среды позволяет использовать для различных видов детской активности природные материалы, безопасные для малышей.

Вариантивность

Полифункциональность - это важное свойство, без него невозможно вести речь о реализации новых федеральных стандартов, внедренных в дошкольное отечественное образование.

Благодаря вариативности, в ДОУ можно организовывать разные пространства для проведения активных игр, моделирования и конструирования. Воспитатель меняет игры, материалы, оборудование, обеспечивая потребности детей.

Через определенные промежутки времени педагог меняет предметы, стимулируя познавательную, двигательную, игровую, исследовательскую активность дошкольников.

Доступность

Полифункциональность - это не только смена предметов и областей деятельности, но и обеспечение доступности среды для всех воспитанников, включая и малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья. ФГОС нового поколения обязывает все дошкольные учреждения РФ гарантировать свободный доступ к игрушкам, пособиям, материалам не только здоровым малышам, но и тем ребятам, у которых есть проблемы с ним.

Безопасность

Мы уже отметили, что полифункциональность - это многогранность воспитательных и образовательных возможностей в ДОУ для детей. При этом нельзя оставлять без внимания и вопросы, касающиеся безопасности предметно-пространственной среды. Подвижные игры, элементы, применяемые в не должны представлять угрозу для здоровья детей.

Функции

Рассмотрим подробнее термин «полифункциональность». Значение слова предполагает совокупность нескольких функций предметно-развивающей среды:

  • Информационная роль характеризуется тем, что любой предмет содержит сведения об окружающем мире, поэтому рассматривается в качестве средства передачи социального опыта.
  • Стимулирующая функция предполагает динамичность и мобильность. При ее организации педагог ДОУ учитывает индивидуальные, возрастные особенности каждого ребенка, его интересы, интеллектуальные и творческие способности.
  • Развивающая роль заключается в сочетании классических и инновационных компонентов, благодаря которым обеспечивается переход от простых форм к сложным задачам.

Такая среда должна быть привлекательной для детей, выступать в качестве естественного элемента жизни ребенка. При правильной организации предметно-развивающего пространства у дошкольников снимается утомляемость, возникают положительные эмоции.

В зависимости от возрастных особенностей малышей, воспитатель меняет пространство. Например, для трехлетнего возраста важно свободное пространство для подвижных игр: прыжков, катаний, лазаний. На четвертом году жизни малыша интересуют ролевые и сюжетные игры, которые связаны с атрибутами: халатом доктора, формой полицейского. В старшем дошкольном возрасте ребята проявляют интерес к сверстникам, учатся взаимоотношениям, получают первый социальный опыт.

Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении предполагает полную свободу передвижения детей по зданию, не ограничиваясь рамками группового помещения.

Дети старшего дошкольного возраста получают навыки ориентирования в пространстве, что позволяет им без проблем пройти процесс адаптации в школе.

Для просторных дошкольных учреждений можно продумать создание отдельных мест для самоподготовки ребят вне группы, например, в раздевалке, в спальне. Такой инновационный подход способствует эмоциональному раскрепощению, формированию уверенности в себе. Существенная роль в формировании гармоничной личности дошкольников принадлежит искусству, поэтому в федеральных образовательных стандартах нового поколения, введенных в систему отечественного дошкольного воспитания, отдельное внимание уделено выделению в учебном плане ДОУ часов на декоративно-прикладное и изобразительное искусство.

Заключение

С раннего детства в чувствах и сознании малышей остаются красивые росписи, графика, изделия народного промысла, картины. С их помощью происходит развитие нравственных, волевых качеств, формируется мышление, появляются предпосылки к уважительному отношению к своим корням, культурному наследию.

Предметно-пространственную среду организуют в ДОУ по принципу незначительных пространств, что позволяет избегать избыточной скученности малышей. Игрушки и материалы размещаются в детском саду так, чтобы они не мешали свободному передвижению малышей, позволяли им играть со сверстниками.

Отдельное внимание педагоги уделяют выделению «уголков уединения», используя передвижные ширмы. Внутри этого пространства устанавливается небольшой стеллаж с подвижными играми, книгами, чтобы обеспечить досуг уединившегося дошкольника. Здесь малыш не только будет читать, конструировать, рисовать, но и сможет помечтать, подумать, отстраниться от суеты.

В каждой группе ДОУ создаются полифункциональные уголки, которые позволяют решать сразу несколько воспитательных образовательных задач.

Например, в одной части выделяют «центр познания». Он предназначен для исследовательской и познавательной деятельности, здесь находятся логические и развивающие игры, кубики с буквами, наборы для юных химиков-экспериментаторов.

В «Центре творчества» решается задача активизации творческих способностей малышей: театрализованных, режиссерских, музыкальных, художественно-речевых. Именно в этом уголке ДОУ развивают свои импровизационные и театральные таланты будущие актеры.

В «Игровом центре» обеспечивается организация сюжетно-ролевых игр.

«Литературный уголок» организуется для улучшения речевых навыков дошкольников.

"Центр спорта и здоровья" оснащается скакалками, мячами, обручами. Для него в группе выделяют наибольшее пространство, чтобы дошкольники могли совершенствовать свои спортивные навыки. Именно в этом уголке ребята знакомятся с особенностями здорового образа жизни.

Такая многофункциональность обычной группы в детском саду - гарантия предоставления подрастающему поколению россиян всех возможностей для развития, приобретения ими первого социального опыта, начальных исследовательских навыков.

Требования ФГОС ДО к развивающей

предметно-пространственной среде

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

1. Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно -пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно -пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно -пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно -пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

2.Особенности организации предметно-развивающей среды.

2.1. Основные требования к организации среды

Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе Монтессори), помимо

требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии

финансирования, программа может быть реализована с использованием

оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное,

соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной;

Здоровьесберегающей;

Эстетически-привлекательной.

2.2 Основные принципы организации среды.

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим

количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

Уголок для сюжетно-ролевых игр;

Уголок ряжения (для театрализованных игр);

Книжный уголок;

Зона для настольно-печатных игр;

Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

мастеров и т. д.);

Уголок природы (наблюдений за природой);

Спортивный уголок;

Уголок для игр с песком;

Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де-тей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

Игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,

тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды - это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортная среда - это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию

напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком

возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.

Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.

Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение - важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей

Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.

Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Заключение

Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Список литературы

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М., 2014

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).


Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация трансформируемой предметно - развивающей среды группы детского сада.

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Федеральные государственные требования направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; «Труд»; «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество»; «Музыка», ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Теперь мы должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

В течение 2010-11 учебного года мы в группе провели качественный анализ среды на соответствие Федеральным государственным требованиям. Анализ показал, что необходимо усовершенствовать центры развития. Мы выяснили, что необходимо обновлять игровое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей, сюжетной игры, театрализованных игр. При создании предметной развивающей среды мы старались руководствоваться следующими принципами: - полифункциональности среды : предметная развивающая среда должна открывать ребёнку множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной. --трансформируемости среды : этот принцип связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, которые позволяют, по ситуации, вынести на первый план то или иное использование пространства (мы отказались от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляло функции за определенным пространством). С этой целью был приобретён передвижной стол-модуль на колёсах, на котором разместили материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности. Мы руководствовались принципом интеграции образовательных областей. Таким образом материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей. При создании предметной развивающей среды мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду специфичным материалом для девочек и мальчиков. Также мы опирались на принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться детьми в ходе реализации других областей. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.

В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Для уединения мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха. Обращаем внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Поэтому «насильно» не привлекаем ребенка к общим действиям, играм, если он этого не желает. Психологическое состояние ребенка мы контролируем совместно с логопедом и психологом.

Развивающая среда разнообразна по оформлению центров детской деятельности и определяется также сенситивными периодами в развитии детей. В подготовительной группе это развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей дошкольников, подготовка детей к школе.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
В связи с тем, что игровые замыслы детей подготовительной группы разнообразны, весь игровой материал мы разместили так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны, которые были раньше полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Для этого мы приобрели универсальную складную ширму, стойку с штурвалом, настольную ширму-театр, кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), тематические строительные наборы (для мелких персонажей).

Мы в тесном контакте сотрудничаем с родителями. Они предложили создать в группе мини – музей часов. И сами приняли активное участие в пополнении музея экспонатами.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.


Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»

(С.Л. Новоселова).

При построении предметно-пространственной среды ДОУ педагогами учитываются нормативные документы:

Письмо Минобразования РФ «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»,

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

Постановление о «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и т.д.

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского,

П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности. Дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно- пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность :

Развивающие игры, технические устройства и игрушки,

Модели, предметы для опытно-поисковой работы,

Большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства д/с, Группы, а также территории, прилегающей к ДОУ или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ;

● в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

· учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательная деятельность;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

· исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют функцию:

Информационности - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Стимулирования. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Развивающую - сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная среда в детском саду должна:

· привлекательный вид;

· выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

· снимать утомляемость;

· положительно влиять на эмоциональное состояние;

· помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

· давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы.

Показатели оценки развивающей среды:

· Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;

· Отсутствие конфликтов среди детей;

· Наличие продуктов детской деятельности;

· Динамика развития ребенка;

· Невысокий уровень шума.

Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

· Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;

· Совсем незнакомые предметы и материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда

рассматривается

как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности;

включает

обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;

позволяет

педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

Таким образом, развивающая среда - это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.









2024 © rukaraoke.ru.