Нужно ли развенчиваться после смерти супруга. Венчание
Уточните в любой церкви, на чье имя писать прошение и как правильно его оформить. Как правило, оно адресуется правящему архиерею. Сроки рассмотрения зависят от того, сколько на данный момент подобных дел рассматривается. Обычно это занимает 2-3 недели. Можно использовать следующий образец прошения. Возможно, в вашей Епархии он будет немного отличаться. Его Преосвященству От проживающего(ей) по адресу: Прошение Почтительнейше прошу благословения Вашего Преосвященства на расторжение церковного брака с Свидетельство о расторжении брака от « » года. Дата Подпись Скачать образец прошения на развенчание Чтобы разобраться в причинах, которые подтолкнули к этому шагу, священник пригласит вас на беседу, где вы и расскажете обо всем, что произошло в вашей семейной жизни.
Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания
Даже в жизни после смерти брак будет столь же законен, ведь заключен он был и перед Богом. Церемония, проведенная в ЗАГСе, устанавливает только земные супружеские отношения. Более того, венчание является начальной ступенью для построения духовной связи, единства молодоженов.
Естественные отношения перерастают уже в духовные, приближая их к Богу. Поэтому, в отличие от обычного бракосочетания, к венчанию следует быть готовым внутренне, понимать, что таинство не является простой формальностью. На супругов будет возложена духовная ответственность.
Основания для процедуры По мере ухудшения отношений между супругами, они зададутся вопросом о процедуре развенчания церковного брака. С православной точки зрения такого понятия, как «развенчание» не существует и существовать не может. Причины кроются в понимании церковью таинства венчания.
Венчались, развелись, муж умер. надо подать прошение о развенчании?
Вопрос читателя: Помогите, пожалуйста, разобраться.Венчанные супруги развелись и спустя три года один из них умирает. Другой продолжает чувствовать зависимость от него. Надо ли подать прошение на обряд развенчания? Буду благодарна за ответ. Ирина Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Таинства не имеют обратной силы и совершаются раз и навсегда, нельзя раскреститься, но можно предать Бога, оставаясь при этом крещенным.
Внимание
Нельзя развенчаться - такого понятия просто нет, это народная выдумка, слово, которого нет и не может быть в церковном обиходе - но можно по факту разрушить заключенный брак. Если один из супругов умер, второй имеет право жениться или выйти замуж и венчаться снова. А что касается зависимости, мне не очень понятно, о чем идет речь.
Если один раз венчана,то с другим мужем счастья в браке не будет?
Инфо
Как ни странно, не смотря на отсутствие такого понятия и процедуры, обряда, заявление о развенчании (о снятии венцов, о снятии благословения) есть. Образец этого заявления можно скачать по ссылке. Однако, какой формой заявления воспользоваться, лучше уточнить в той церкви, в которой вы собираетесь проходить обряд венчания повторно. В церкви вам расскажут, как и какое прошение написать, либо продемонстрируют образец, скажут, в какую епархию и на чье имя писать.
Письмо подается на имя правящего архиерея. Срок ожидания варьируется в зависимости от занятости Епархии, когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, где будет решено, можно ли развенчивать ваш брак. Прийти подавать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих необязательно. Такова процедура развенчания в церкви.
Ipc-zvezda.ru
Единственный случай повторного вступления в брак, который менее порицается церковью, это ситуация, когда бывший супруг умер. В этом случае вступление в новый брак разрешено церковными канонами. Паре, имеющей желание повторно обвенчаться, необходимо подать прошение о расторжении (не развенчании) церковного брака.
Это прошение подается в областное Епархиальное управление, после того, как свидетельство о заключении нового брака будет у вас на руках. Также потребуется паспорт и свидетельство о расторжении предыдущего брака, заключенного по светским законам. Подать прошение о повторном венчании может только один из бывших супругов, присутствие обоих обязательным не считается.
Разрешить повторное венчание батюшка в церкви не имеет права. Как только разрешение на повторное венчание будет вами получено, можно обращаться в любой храм для проведения таинства венчания.
Как развенчаться после развода в церкви?
А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин. Процедура развенчания церковного брака Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием. Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление.
Итак, как правильно развенчаться?
- На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
- Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу.
Развенчание церковного брака
Развод в современном мире - обычное явление. Люди меняют партнеров, часто даже не оформляя отношения официально. В прежние времена понятие брака было глубже и требовало большей ответственности. По старым канонам сейчас живет православная церковь и ее прихожане.
Для верующего брак, оформленный в церкви, значительно важнее брака мирского. Считается, что он заключается один раз на всю жизнь. Получить позволение на развенчание церковного брака трудно.
Прежде чем вступить в новый церковный брак, провести таинство повторного венчания, тщательно взвесьте все за и против. Что делать, если семья распалась окончательно? Как в таких случаях расторгнуть православный брак? Какие есть препятствующие обстоятельства? Содержание
- 1. Причины для развенчания церковного брака
- 2. Особенности процедуры и обряда развенчания
Под последней понимается увлечением алкоголем, наркотиками, азартными играми, измены, психические и венерические заболевания, избиение. Такие объяснения, как «не сошлись характерам» или «не поделили квартиру», церковью не принимаются. Более того, это считается предосудительным и греховным.
Особенности процедуры и обряда развенчания Как развенчаться после развода мирского? Такого документа, как свидетельство о развенчании после принятия положительного решения об этом, церковь не выдает. Особенность развенчания с бывшим супругом в том, что оно происходит, когда вы заключаете православный брак с новым мужем или женой. Вам предстоит доказать, что первый брак был безблагодатным, нехристианским, то есть не принесшим вам ничего хорошего, только горе.
Повторная процедура может быть позволена только тому супругу, кто неповинен в разводе.
Если один из супругов умер как развенчаться
Церковный развод
- За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.
Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника. Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака. Существует ли церковный обряд развенчания брака (см Церковный брак может быть расторгнут (развенчание) только в особых случаях: Если таких причин нет - не развенчивают. Если вы в будущем расторгните свецкий брак (разведетесь) и захотите сново пожениться/выти замуж с венчанием - то необходимо будет получить разрешение на второе венчание. Мухи смотрят на г.но, а пчелы на мед.
Поэтому некоторые супружеские пары подкрепляют официальный брак таинством венчания, веря в надежность своих отношений, а по прошествии некоторого времени осознают, что ошиблись. Тогда у них возникает вопрос о том, как происходит процедура развенчания. Ведь союз перед Богом расторгнуть значительно сложнее, нежели брак, оформленный в ЗАГСе.
- Сущность венчания и отличие от обычного бракосочетания
- Основания для процедуры
- Как проходит?
- Процедура без согласия одного из супругов
- Сколько раз можно венчаться в церкви?
- Заключение
Сущность венчания и отличие от обычного бракосочетания Суть церковного таинства заключается в том, что союз, признанный представителем православной церкви, закрепляет его не только на земле, но и в небесном мире.
- свидетельства о заключении брака с новым избранником;
- прочих документов, которые подтвердят ваши слова.
Причину для отмены венчания необходимо документально подтвердить, то есть предоставить такие бумаги:
- документы из медицинского учреждения об аборте, неспособности иметь детей или венерическом заболевании;
- справку из психо- и наркодиспансера о постановке на учет;
- справку о нахождении в местах лишения свободы, привлечении к уголовной ответственности;
- документ, подтверждающий пропажу без вести;
- свидетельство о смерти;
- бумаги об обращении в полицию по факту избиения жены или детей, о снятии побоев, заведении уголовного дела.
Венчание после развода во второй раз Не забудьте взять с собой официальную бумагу, которую вам выдадут в Епархии, и новое свидетельство о браке.
Если смотреть в корень проблемы, процесс развенчания полностью отличается от юридического расторжения брака. И если последний проходит быстро и без вмешательства третьих лиц, то церковный развод намного сложнее. Его главная цель – добиться благословения на повторное венчание по причине признания первого безблагодатным событием. Священники учитывают степень вины мужа или жены, и разрешают повторное венчание только тому супругу, который невиновен в разрыве. Иногда, разводящиеся пары просто забывают о том, что после официального развода, необходимо провести процедуру развенчания. Но для тех, чья вера истинна – эта проблема первостепенна. Избежать неприятных моментов в своей жизни, таких как развенчание, можно только при осознанном подходе к церемонии. В действительности не все молодые пары, венчающиеся в церкви, к этому готовы морально.
Правила развенчания в православной церкви после развода
Что нужно: какие документы, куда обращаться, сколько платить и ждать Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:
- Паспорт,
- Свидетельство о расторжении первого брака,
- Свидетельство о заключении брака церковного,
- Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.
Вместе с этими документами вы должны подать в Епархию прошение о разрешении на проведение повторного обряда венчания. Иногда вместо него подают прошение о развенчании.
Венчались, развелись, муж умер. надо подать прошение о развенчании?
Это может быть основанием, но с точки зрения православной этики, этот поступок не является гуманным. Получается, что вы бросаете человека в беде и не хотите ему помочь; Процедура развенчания церковного брака в православной церкви: основные правила Церковь разрешает проводить только три венчания, все последующие браки не могут быть одобрены православной церковью. Что необходимо для получения благословения повторного обряда венчания помимо прошения? Подать прошение может один из супругов.
В том случае, если вы получите благословение на второе по счету венчание, то можете пойти в любой храм и обвенчаться. Прежде чем обвенчаться второй раз, следует быть уверенным в правильности решения.
Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания
В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:
- выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
- если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
- свидетельство о венчании;
- согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
- документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.
Обратите внимание, что нужно подавать только копии документов. Оригиналы всегда должны быть на руках заявителя. Можно ли провести обряд венчания после развода Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.
Ipc-zvezda.ru
Вопрос читателя: Помогите, пожалуйста, разобраться.Венчанные супруги развелись и спустя три года один из них умирает. Другой продолжает чувствовать зависимость от него. Надо ли подать прошение на обряд развенчания? Буду благодарна за ответ. Ирина Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Таинства не имеют обратной силы и совершаются раз и навсегда, нельзя раскреститься, но можно предать Бога, оставаясь при этом крещенным.
Нельзя развенчаться - такого понятия просто нет, это народная выдумка, слово, которого нет и не может быть в церковном обиходе - но можно по факту разрушить заключенный брак. Если один из супругов умер, второй имеет право жениться или выйти замуж и венчаться снова. А что касается зависимости, мне не очень понятно, о чем идет речь.
Внимание
РАЗВОДис.РУ Ответы на вопросы
- Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака
- В каком порядке необходимо действовать
- Можно ли провести обряд венчания после развода
В реальной жизни не всегда все складывается так, как хотелось бы. Распадаются семьи и супруги, еще совсем недавно любящие друг друга, становятся чужими. В современном обществе разорвать брачные узы можно, это не так трудно.
Инфо
Но ведь многие проходили процедуру венчания, а это уже совсем другое дело. Это особое таинство и испокон века именно такой брак считался навсегда, до самой смерти. Как поступить в сложной ситуации и можно ли развенчаться в церкви? Вопрос настолько актуален, что требует детального рассмотрения.
Существует ли церковный обряд развенчания брака (см.)?
Самого обряда, как такового, не существует. Обычно подаётся прошение в епархию через местного священника о самом событии развода. Но церковь далеко не всегда благословляет вторичные венчания. Для повторного брака есть повод смерти одного из супругов, то есть если просящий о венчании вдовец или вдова.
Или если один из супругов изменил, а второй не может простить. И то это всё рассматривается индивидуально. Я знакома с одной женщиной, она очень давно развелась с мужем так, как он пьёт и избивал её. Они венчаны, но второй брак её не благословили, хотя она и не однократно просила.
Живёт с ребёнком. А вот другая знакомая развелась с мужем и повенчалась с другим, так же венчанным в первом браке. Их по чему то благословили.
Можно ли развенчаться после развода и как это сделать
Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
- Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.
Обряд развенчания в православной церкви Процесс развенчания - это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения. Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов. Возложить венец могут лишь на того, кто венчается впервые. В остальном все тонкости обряда сохраняются в первозданном виде. Как развенчаться после развода После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.
Церковный развод
- За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.
Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника. Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака. Существует ли церковный обряд развенчания брака (см Церковный брак может быть расторгнут (развенчание) только в особых случаях: Если таких причин нет - не развенчивают.
Если вы в будущем расторгните свецкий брак (разведетесь) и захотите сново пожениться/выти замуж с венчанием - то необходимо будет получить разрешение на второе венчание. Мухи смотрят на г.но, а пчелы на мед.
Нужно ли развенчиваться после смерти супруга
Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания. Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза.
Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью. Можно ли развенчаться без согласия мужа или жены Так как такой процедуры, как развенчание, по факту не существует, а есть лишь благословение на повторное венчание, то приходить с бывшим мужем или бывшей женой не требуется.
Количество записей: 35
Здравствуйте, завтра будет 9 дней моему любимому жениху, умер в больнице, я хочу узнать, после моей смерти мы встретимся? И если встретимся, мы так же будем друг друга любить, или это совсем пропадет? Мне страшно подумать о том, что он не будет ждать меня, нашей встречи.
Татьяна
Дорогая Татьяна, совсем пропадет только то, что на земле утрачено. Перешедшие в тот мир не забывают родных, только реальность там другая и ждать, чтобы они думали о нас так же, как мы о них тут, невозможно. Усопший пред Богом предстает, и, конечно, все внимание его направлено на Него. Но любовь к близким от этого не пропадает. Вспомните, как на экзамене: возьмешь билет, только об ответе и думаешь. Но при этом любовь не исчезает! Молитесь за усопшего, милостыню творите по возможности, причащайтесь святых Христовых Тайн, живите церковной жизнью. И Вам, и ему это будет служить к возрастанию. Да благословит Вас Бог!
иерей Сергий Осипов
Здравствуйте! После смерти продолжаются ли семейные узы (венчанный брак), или потом, в вечности, мы не будем знать друг друга, что мы супруги?
Анатолий
Здравствуйте, Анатолий. Встретимся со всеми, обязательно, и ничего не забудем. Ни единой мелочи. Но семейных отношений уже не будет. Вот слова Христа: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22.30).
иерей Александр Белослюдов
Батюшка! Скажите мне, пожалуйста. У меня бабушка преставилась перед Богом. Я её очень сильно люблю, и после того, как придет мое время преставиться, я хочу найти её. Как Вы думаете, она будет иметь тот же облик, как и была на земле? Она будет моей бабушкой? И есть ещё один вопрос: если души рождаются или перерождаются в другое земное тело, они ведь уже принимают другой облик, и у них появляется любовь и привязанность к другим уже людям и душам? Как же мне это понять? Я так хочу потом встретится с бабулей, обнять её, увидеть и быть уже навсегда с ней! Извините меня за такой вопрос, но, пожалуйста, если Вы знаете, скажите мне. Я смогу её найти?
Марина
На небе все будут как ангелы, об этом в Священном Писании указано (Мф. 22:30); там не будет родства в том земном представлении, как мы его понимаем, однако души будут отчасти помнить друг друга. А вот идею о перерождении в души в другое тело Вы, пожалуйста, забудьте, это настолько фантастические представления, что о них и говорить-то серьезно не приходится. Я уж не говорю, что все эти буддистские идеи не имеют никакого отношения к христианству.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте, меня всегда интересовал вопрос: сказано, что после кончины мира грешники попадут в ад, а праведники в рай. А как жить ВЕЧНО?
Иван
Я не вижу здесь противоречия, Иван, все совершенно правильно: праведники навечно будут в Раю, а грешники – в аду, это и будет вечная жизнь для тех и других. Все так и будет. Не могу, правда, не оговориться, что в современном богословии присутствуют различные доктрины о конечности мук ада, о том, что и грешники, как бы очистившись через муки от грехов, будут помилованы, или о том, например, что грешники изберут для себя ад добровольно, но мы этого доподлинно знать не можем, а потому для нас разумнее доверять тексту Священного Писания, не мудрствуя лукаво.
игумен Никон (Головко)
Как известно, в Раю не будет ни утра, ни вечера, ни ночи, но всегда день. Мне кажется, утро прекрасно, сладостен вечер и хороша ночь на земле. Не будет осени и зимы, но всегда весна и лето. Я очень люблю осень, как и Пушкин, и также наслаждаюсь красотой природы зимой. Я, как и многие люди, люблю все времена года. Также люди не будут нуждаться ни в питии, ни в пище, ни в одежде. Почему так?
Ольга
Ольга, в Раю будет так красиво, что человек на земле не может не то, что представить, а даже помыслить. Я думаю, глядя на красоту райских обителей, Вы поймете, что все красоты Земли по сравнению с ними – лишь жалкая тень.
игумен Никон (Головко)
Скажите, спасутся ли только крещеные верующие люди и попадут в горний Иерусалим, а крещеные неверующие и язычники - нет? Или они будут судится по совести, и те кто жил достойно, тоже попадут в рай, но какой? Может, есть разные уровни рая? Встречаю разные точки зрения батюшек.
Юлия
Здравствуйте, Юлия! На этот вопрос никто не сможет дать Вам окончательного ответа. Наша посмертная участь в руках Божиих. Господь - судия всемилостивый, но и всеправедный, а суд Божий в конечном итоге есть только проявление того выбора, который сам человек уже сделал при жизни: с Богом он или нет. Подумаем, что говорит Господь: "Никто не придет к Отцу моему, кроме как через Меня". Это значит, что без Христа, вне Церкви, не может быть никакого спасения. Действительно так: без того, чтобы не узнать во Христе Сына Божия, никто не может спастись. Но это не значит, что будут строго наказаны сотни тысяч, может, миллионы людей, которые не знали о Христе и христианстве ничего. Вспомните, например, об американских индейцах до открытия Америки Колумбом, или об африканцах, или о полинезийцах, или даже о тех людях, которые, может, что-то слышали о христианстве, но никогда не имели в своей жизни опыта проповеди о нем – которую можно было бы назвать апостольской. Но если человек увидел перед собой образ Христа, и вдруг почему-то не принял и отвернулся, и, как иудеи при жизни Христа, сказал: "Нет, нет у нас царя, кроме Кесаря, не хотим с тобой быть, Христе Боже!" Кто так говорит, тому, надо полагать, нет пути ко спасению, а о судьбе прочих же будем помнить, что суд не наш, а суд Божий и суд этот справедливый и милостивый.
иерей Владимир Шлыков
Здравствуйте! Правда ли, что в Царствии Божием (когда мы умрем) , встретятся только те супруги, которые венчаны в церкви при жизни? Спасибо.
Кристина
Здравствуйте, Кристина! Сам Господь в Евангелии говорит о том, что после смерти люди не будут жениться и выходить замуж, будут как ангелы Божии на небесах. Если в жизни семьи было не только венчание, благое начало, но и пройденный путь такой, что людей соединило здесь, на земле то, что к вечности уже на земле относилось, то, что в вечности может быть продолжено, то они там и встретятся. Это будет встреча в полноте радости, которая уже никогда не прекратится, а если их на земле соединяли только общие страсти, телесные ли, или страсть к приобретению, или взаимное отталкивание от остального мира, или только совместные попечения, будь то даже попечения о детях, или просто социальная близость, чтобы выстоять в тех или иных обстоятельствах, а внутренне друг другу были чужды, то, конечно же, что здесь может быть продолжено в вечности? Реальный итог жизни, а не что-то формальное делает эту жизнь здесь, на земле, началом бытия за пределами видимого мира.
иерей Владимир Шлыков
Здравствуйте. Я с моим любимым человеком не успела вступить в брак и повенчаться. Можно ли, хоть и моего любимого уже нет в этой земной жизни, просить Господа Бога дать нам с ним быть вместе в жизни вечной? Я знаю, что это моя судьба, и молитва к Богу помогает мне каждый день. Может ли это быть не только спасением наших душ, а испытанием нашей любви? Спасибо заранее за ответ.
Анна
Здравствуйте, Анна. В вечной жизни нет супружества, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» . Вы можете совершенно не обращать внимания на мои слова, но поверьте, я желаю Вам добра. Остерегитесь мистических мечтаний и фантазий. Держитесь здравого православного учения, изложенного Святыми Отцами Восточной Церкви, и не обращайте внимания на выдумки невежд. В той жизни всё иное. Нет ни одного здешнего понятия, известного нам, которое было бы приложимо к той реальности. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» . Истина проста и всеобъемлюща, и открывается Она непосредственно, а не в умозрениях и воображении, облеченных в слова. Христос дал метод постижения Истины: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» . Это уже шестое блаженство, а прежде надо научиться смирению, сокрушению сердца, кротости, постоянной жажде правды Божией и милосердию. Это Заповеди Господни, Вы можете их осуществить, потому что идущему по ним сопутствует Бог. А судьбы вечности давайте оставим на суд Божий. Мы верим, что Бог благ и только благое творит. И для Вас приготовил самое наилучшее, исходя из того состояния души и сердца Ваших, в которых Вы пребываете сейчас. Это состояние души и сердца каждый из нас может изменить. Помоги Вам Бог.
иерей Александр Белослюдов
Здравствуйте Батюшка! Видятся ли после смерти родственники, близкие люди и близкие друзья? Или там будет каждый один?
Анатолий
Здравствуйте, Анатолий. Рано или поздно, но мы все узнаем ответ на этот вопрос лично. В одиночестве душа не останется, но, до воскресения (восстановления) душа не имеет свободы. Душа - не человек, а только душа человека. Кого-то встретит. А вот, что будет после Воскресения, даже и предположить невозможно. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1Кор.2.9)
иерей Александр Белослюдов
Батюшки благословите! У моего сына умер 7-месячный сынишка (крещеный, отпетый). Им сказали, что если забеременеть новым ребенком до 40 дня, то душа нашего малыша вселится в него и будет жить в новом чаде. Так ли это? Простите меня, грешную.
Екатерина
Да что Вы, Екатерина, какая ерунда! Кто же такое мог сказать из верующих людей?! Нужно выбросить из головы эти идеи, справить, как и положено, дни памяти по сынишке, а там уж задумываться о будущем.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте. Объясните, как христианство относится к реинкарнации души? Одна женщина, христианка, рассказывала, что в прошлой жизни она за свои преступления была в аду, и вот, когда ГОСПОДЬ спускается туда, раскаявшиеся души вопиют, и он их посылает на землю опять для исправления. Как к этому относиться и что ответить человеку, который верит, что мы проживаем не одну жизнь? Грешным делом, я раньше тоже так считала, но последнее время думаю по-другому, но объяснить не могу даже себе, ни первое, ни второе. Простите меня и помолитесь за меня, грешную.
Светлана
Светлана, переселение человеческих душ из тела в тело – вымысел человеческого ума, стремящегося в меру своих способностей объяснить непонятные аспекты бытия. Такого переселения не существует, и странно, что женщина, называющая себя христианкой, может говорить такие несуразности! Что ей можно возразить? Пусть попробует привести из Писания доказательства своей точки зрения. Их там нет!
игумен Никон (Головко)
Куда попадет человек после смерти и встретится ли он там со своими родственниками?
Женя
Женя, Писание недвусмысленно говорит о существовании Рая и ада, но куда человек попадет, зависит от самого человека. В отношении родственников – такая встреча вполне возможна, если эти родственники будут в тех же обителях, что и сам человек.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте, батюшки! Прошло довольно много времени, уже 2 года, а я до сих пор не могу смириться с потерей своего самого дорогого человека на земле, моей драгоценной мамулечки. Не было и дня, чтобы я не плакала, все мысли только о ней, ничего в жизни не радует. Есть ли у нас хоть какое-то утешение? Можно ли нам надеяться на встречу со своими близкими людьми и считать нашу разлуку временной? Ведь в жизни не может все уходить бесследно. Не знаю, что делать.
Лена
Лена, к смерти надо относиться по-христиански. Нет ни одного человека на земле, который бы жил вечно. Каждый человек приговорен к смерти. "Смертью умрешь", сказал Бог Адаму, когда изгонял его из рая. Уныние, отчаяние – грех, прекратите Бога гневить, прекратите рыдать. Вы наносите вред не только себе, но и Вашей маме, надо молиться о упокоении ее души, а Вы своими слезами мучаете ее. Смерть - это рождение в жизнь новую, иную. Душа человека не погибает, а живет вечно, только то, где она будет потом находиться, зависит от нашей жизни. "От своих дел человек оправдается или осудится", в рай пойдет или в ад. После смерти мы обязательно встретимся, но будем ли мы вместе, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь. Молитесь, кайтесь, живите по-христиански. Прекратите бесполезные слезы.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте! Я прочитала книгу "Записки живого усопшего". Автор Эльза Баркер. Там написано про загробный мир от лица уже умершего человека. И что все это реальная история. Как к этому относиться?
Вера
Вера, это беллетристика, так к этому, пожалуйста, и относитесь. А на будущее – чтобы не читать что-то сомнительное, а потом не терзаться вопросами – читайте лучше, как советовал свт. Игнатий Брянчанинов, святых авторов.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте! Вопрос хотелось бы задать иеромонаху Викторину (Асееву). Отец Викторин, здесь не раз говорилось о том, когда живые родственники сильно скорбят о своих ушедших родственниках, говорилось, что надо понимать, что им там лучше, чем здесь, и Вы говорили: "иная жизнь, жизнь в Царстве Небесном - гораздо лучше, чем здесь, на земле, и если человек хоть один раз там побывает, то возвращаться обратно в этот мир, полный зла, не захочет", если маленькие дети крещеные погибают, то попадают в рай. Оставим, ладно, маленьких крещеных детей, если они всяко попадают в рай - это утешение для близких, наверное, должно быть. А что делать, если взрослый близкий человек ушел, да молишься, но ведь откуда знаешь, куда он попал? Ведь, как я понимаю, на 40й день все уже решилось, где ему быть - в раю или в аду. И то, что усопшему родственнику там лучше, чем здесь и надо вроде успокоиться и перестать лить слезы, как тут неоднократно говорилось... Ведь как же лучше, если он попал в ад? Ведь мы же не знаем, куда именно? И потом да, рай это хорошо, понятно, но как может быть хорошо, например, мамочке без своего ребенка, в котором она души не чаяла, пусть она и оказалась в раю, но ведь без своего ребенка. Батюшка, запуталась я в этих вопросах, помогите разобраться. Спасибо.
Людмила
Людмила, речь шла о младенцах. Крещеные младенцы, если по каким-то причинам умирают, то всегда попадают в рай. О взрослом человеке, когда он умирает, мы не можем конкретно сказать, куда он попадет, в рай или в ад. Можно сказать утвердительно, что человек попал в рай, только если явно видим, что он ведет святой образ жизни, или если человек совсем безбожник и явный грешник и не кается в своих грехах, тогда можем сказать, что человек погибает для Царства Небесного, и то предположительно, потому что только Бог это решает. Мы ориентируемся, исходя из Заповедей Божиих. После 40 дней происходит частный суд - это предварительное место, и это можно изменить нашими молитвами Богу, и поэтому мы всегда молимся за своих усопших. Окончательное решение будет на Страшном суде, когда уже ничего не исправить, приговор будет окончательный. Как написано в Священном писании, там человек ни о чем не спросит. Если мать попала в Царство Небесное, то она сможет вымолить и свое чадо. Молитва матери со дна моря достает. Я думаю, если при жизни у них такая сильная любовь, то и по смерти они будут вместе. Бог есть любовь. Бог любит человека и делает все для нашего спасения. Все зависит от нас самих, если мы хотим спастись вместе со своими детьми и будем все делать для этого, то, конечно, Бог нас не оставит и помилует.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте! Можно ли, по-вашему, доверять сайту, где приводятся рассказы людей, переживших клиническую смерть и тому подобное? И вообще, как относиться к таким людям, к людям, видевшим что-либо в беспамятстве? Людям, видевшим что-либо во сне? Людям, видевшим что-либо в подобных состояниях? Как быть? Заранее спасибо.
Олег
Олег, не стоит доверять подобным сайтам, как и вообще подобным "откровениям" людей, переживших клиническую смерть: в них столько всего намешано, что разобрать, где истина, а где ложь, не представляется возможным. Поэтому лучше отмести совсем этот мутный источник информации.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте, батюшки. Заранее извиняюсь за вопрос.Просто не знаю, как правильнее и деликатнее спросить, чтобы не обидеть Господа и Вас. Не хотелось бы, чтобы это выглядело, как будто из больницы выйти или срок отсидеть, поэтому неоднократно прошу прощения. Объясните, пожалуйста, если все-таки душа покойного после Суда Божьего попадает в ад, то это уже навсегда? Могут ли родные вымолить за него прощение, ежедневно молясь в домашней молитве о погибшей душе? Может ли Господь, уже после 40 дня, позже, когда нибудь простить грешника и взять к Себе, в Рай? Возможна ли такая Его милость? Где-нибудь написано именно об этом? Наверное, у меня помутнение разума, но, стыдно признаться, что мысли дурные в голове постоянно (исповедовалась в этом), хочется узнать, проверить, удостовериться. Вот и опять... Как будто я обращаюсь к адвокату. Господи, не дай сойти с ума! Еще раз простите меня, грешную. Буду очень признательна за ответ.
В 3-й день по смерти душа возносится на поклонение Богу, проходит через мытарства, где ее могут задержать за грехи. Как предстать перед Богом в этот день, в 9-й, в 40-й, если заступника и молитвенника на земле нет, а Ангел, из-за грехов смердящих, отступил?
Валерий
Валерий, Господь милостив, и способен помиловать даже, если из родственников никто не молится на земле. А вообще мы с Вами вдаемся в такие сферы, в которые доподлинно знать ничего не можем. Знать нам надобно только одно: как прожить без грехов и не попасть в адские пропасти.
игумен Никон (Головко)
Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении. Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий Медиоланский, "Смерть как благо"). Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии (только крещеных), когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих". Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. У вас неправильное понятие о загробной жизни. Там не женятся, не выходят замуж, - там жизнь бесконечная во Христе Иисусе, Господе Нашем. Выходить Вам замуж или нет - это Ваше личное решение. Апостол Павел говорит "лучше Вам оставаться как я, безбрачным, но не все это вмещают", чтобы Вам не грешить, не разжигаться плотию, лучше жениться (замуж выходить). Женатый печется, как бы угодить жене, а неженатый думает, как бы угодить Богу.
иеромонах Викторин (Асеев)
1 |
45 Я только что показал, что на Небе есть супружество. И если супружеский союз заключен в природном мире - он может длиться и укрепляться и после смерти, а может и прекратиться. Этот вопрос решается не с помощью доводов, а на опыте, какой я приобрел через содружество духов и ангелов, так что именно от меня зависит рассмотреть его таким образом, чтобы разум его воспринял. Это одна из тех вещей, о которых супруги надеются узнать и молятся о том Господу. Ибо мужья, которые любили своих жен, и жены их умерли, хотят знать, что с ними сталось, а также встретятся ли они со своими женами снова, и так же дело обстоит с женами, которые любили своих мужей. И многие супруги хотят заранее знать, будут ли они после смерти разлучены или останутся вместе. Те, кто не был меж собой согласен, желают знать, будут ли они разлучены, а те, кто был, желают знать, будут ли они жить вместе. Поскольку нижеследующее интересует весьма многих, я поместил свои сообщения в таком порядке:
(1) После смерти половая любовь каждого человека остается такой же, какой она была внутренне, то есть его внутренней потребностью и мыслью.
(2) То же относится к супружеской любви.
(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вместе. Это происходит на первом этапе, пока они находятся во внешней среде, как это было в природном мире.
(4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все наносное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привязанностъ друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно.
(5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супругами, а если не могут, они разлучаются-, либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда - друг от друга взаимно.
(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена - надлежащего мужа.
(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием так же, как это происходит в природном мире, только более богатым и счастливым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая любовь и премудрость.
46 (1) После смерти половая любовь каждого человека остается такой же, какой она была внутренне, то есть ею внутренней потребностью и мыслью. После смерти любовь пола остается такой, какой она внутренне была присуща человеку при жизни. Всякая любовь следует за человеком после его смерти, ибо любовь - это основа его жизни. Любовь сдерживающая, которая является главной из всех прочих видов любви, остается с человеком навсегда, так же, как и прочие виды любви. Они остаются потому, что любовь принадлежит к духовному в человеке, а также и к телесному - через духовное, а поскольку человек после смерти становится духовным, он уносит с собой свою любовь. Любовь- основа человеческой жизни, отсюда следует, что, поскольку после смерти человек продолжает жить как в природном мире, она остается в нем, то есть остается его сокровенным желанием и мыслью. Что до любви половой, то она является основой всякой любви, ибо при творении заложена в душу человека, откуда происходит все его естество. Половая любовь вменена ему ради умножения человеческого рода. Причина, по которой такая любовь остается, есть то, что после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина - женщиной; и в душе, разуме и теле мужчины нет ничего такого, что не было бы мужским, то же и с женщиной; и оба они созданы так, что постоянно стремятся к соединению в одно целое; и именно-стремление к половой любви порождает любовь супружескую.
А поскольку наклонность к единению начертана на всем, что касается мужчин и женщин, это означает, что эта наклонность не может уменьшиться и умереть со смертью тела.
47 Любовь половая остается у человека постольку, поскольку, когда он жил в природном мире, она была его внутренним побуждением, ибо у каждого человека есть внешнее и внутреннее. Это еще можно назвать внутренним и внешним человеком. Итак, есть внутренние и внешние воля и разум. И когда человек умирает, все внешнее отходит от него, а все внутреннее остается с ним, ибо внешнее принадлежит телу, а внутреннее - духу.
Следовательно, человек есть его любовь, а любовь преобладает в его духе, а это значит, что половая любовь остается с ним после смерти, так же, как прежде, - сокровенно. К примеру, если его сокровенной любовью была любовь к супружеству или целомудрию, и после смерти он продолжает любить супружество или целомудрие. А если он внутренне ощущал любовь беспорядочную, она такой останется и после смерти. Но половая любовь у одного человека вовсе не такая же, как у другого. Существует бессчетное множество ее разновидностей. И у каждого человека она остается такой, какой пребывала при жизни в его душе.
48 (2) Соответственно, супружеская любовь остается такой же, какой внутренне пребывала в природном мире, - то есть такой, какой она была во внутренней воле и помыслах человека. Я говорю о любви к противоположному полу и супружеской любви потому, что это не одно и то же. Я также утверждаю, что после смерти любовь к супружеству остается у человека, ибо она была его внутренней составляющей, пока он жил в мире. Но немногие знают разницу между любовью к противоположному полу и любовью супружеской, так что я постараюсь в начале этого раздела вкратце о ней сказать.
Любовь к противоположному полу есть любовь ко многим его представителям, в то время как супружеская любовь есть любовь лишь к одному представителю противоположного пола. Любовь ко многим есть любовь природная, она у нас такая же, как у зверей и птиц, целиком принадлежащих природе. Любовь же к супружеству есть любовь духовная, свойственная и принадлежащая только людям, ибо люди были созданы для того, чтобы стать духовными, и для этого они рождаются. То есть насколько человек отвращается от любви к противоположному полу и проникается любовью супружеской, настолько он духовен. В начале супружества любовь к противоположному полу кажется связанной с супружеской любовью, но по мере дальнейшей супружеской жизни они разделяются, а затем у людей духовных любовь к противоположному полу улетучивается, и ее заменяет супружеская любовь. С теми же, кто не духовен, все происходит противоположным образом.
Из того, что я сказал, следует, что любовь к противоположному полу относится ко многим и является природной, даже скотской в определенном смысле, а следовательно, нечестивой и нецеломудренной. А поскольку она не знает пределов, это блудная любовь. Супружеская же любовь совершенно иная. Из нижеследующего станет ясно, что супружество духовно и естественно для человека.
(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вместе. Это случается на первом этапе, когда они живут внешним, как жили в природном мире. Всего этапов, какие проходят люди после смерти, два - внешний и внутренний. Вначале они обретают свое внешнее состояние, а затем уже - внутреннее. В состоянии внешнем, если кто-либо из них умер раньше, супруги встречаются, узнают друг друга, и если они жили вместе в природном мире, они соединяются и какое-то время живут вместе. Пока они пребывают в этом состоянии, каждый из них ничего не знает о расположении к нему другого, ибо это от них сокрыто. Но позднее, когда они переходят в свое внутреннее состояние, их расположение друг к другу становится очевидным, и если они схоже мыслят и сочувствуют друг другу, они продолжают свою супружескую жизнь. Но если они пребывают в несогласии и чувства их по отношению друг к другу неодинаковы, они разлучаются.
Если у человека было несколько жен, он поочередно воссоединяется с ними, пребывая в своем внешнем состоянии. Но когда он обретает состояние внутреннее и может уже различать любовные веяния, он либо выбирает одну из жен, либо всех их оставляет, ибо в духовном мире, так же, как в природном, христианам
" В оригинальном издании 47 и 48 параграфы повторяются дважды.
дозволяется иметь лишь одну жену, иначе это подрывает и оскверняет веру.
Так же обстоит и с женщинами, у которых было несколько - мужей. Но женщины сами себе мужей не выбирают. Они лишь являются, а мужья берут их себе в жены.
Следует заметить, что мужья редко узнают своих жен, зато жены хорошо знают своих мужей. Это происходит потому, что женщины обладают внутренней любовной силой, а мужчины - только внешней.
486 (4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все наносное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привязанность друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно. Нет необходимости далее это объяснять, ибо все это вытекает из того, о чем сказано в предыдущем параграфе. Я лишь расскажу о том, как люди избавляются от всего внешнего и проникаются внутренним. После смерти каждого человека знакомят с миром, который называется миром духов и который расположен между Небом и адом. Там их приуготовляют, добродетельных - к небесам, а порочных - к аду. Целью приготовлений является то, чтобы внутренне и внешне они были меж собой согласны и едины, но не раздвоены. В природном мире внешнее и внутреннее между собой схожи лишь у людей чистосердечных. Мы знаем о том, что они несхожи у людей хитрых и лживых, особенно у лицемеров, льстецов, обманщиков и лгунов. В духовном мире недозволительно иметь такое раздвоенное сознание, а соответственно, добродетельные здесь хороши и внутренне и внешне. Действительно, после смерти каждый человек становится таким, каков он внутренне, а не таким, каков он внешне. Для этой цели он принужден жить попеременно то внешним, то внутренним. Каждый человек, даже самый злобный, во внешней жизни разумен,-то есть он хочет таковым казаться. Но внутренне злобный человек неразумен. В соответствии с изменениями, которым он в жизни подвержен, человек получает возможность видеть свою глупость и вразумляться. Но если он не вразумился в природном мире, этого с ним не случится и после смерти, ибо ему нравится собственная неразумность и он хочет всегда быть таким, и в таком случае он вовлекает свое внутреннее «я» все в те же пороки. Тогда его внутреннее и внешнее «я» соединяются, и когда это происходит, ему уже уготован ад.
С добродетельным человеком происходит обратное. Он искал Господа в природном мире и стал разумным, и тогда он внутренне делается более разумен, чем внешне, ибо привязанности и разочарования внешнего мира заставляют его временами поступать неразумно. В таком случае его внешнее приводится в гармоническое соответствие с внутренним, которое, как я уже сказал, премудро. Когда это происходит, он оказывается приуготовлен к Небу. Из этого ясно, каким образом после смерти человек освобождается от внешнего и проникается внутренним.
49 (5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супругами, а если не могут, они разлучаются: либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда - друг от друга взаимно. Разлуки случаются после смерти потому, что брачные союзы, заключаемые на земле, редко основаны на внутренней любви, но чаще - на внешней, скрывающей, что заключено внутри. Наше внешнее представление о любви своей причиной и истоком имеет такие предметы, которые относятся к любви природного мира и любви телесной. Богатство и состояние принадлежат главным образом к любви природного мира, в то время как достоинство и честь относятся к телесной любви. Сверх того, существуют всяческие соблазны, как то: красота и внешнее благонравие. Иногда соблазняет и похоть; кроме того, браки заключаются в районе, городе, селении или имении безо всякого выбора, между знакомыми семьями, обладающими сходным положением в обществе. Вот почему браки, заключенные в природном мире, суть как правило "внешние, но не внутренние, и отнюдь не внутренний союз - союз душ - является их основой. Такой брак протекает незаметно до тех пор, пока человек не начинает освобождаться от внешнего, погружаясь во внутреннее, что происходит после смерти.
Итак, в зависимости от обстоятельств после смерти супруги разлучаются, а затем заключают новые браки с теми, с кем они схожи и сродственны, если только это уже не случилось на земле. Такое случается с теми, кто с юности любил свою законную супругу и те любовные отношения, которые их связывали, дорожил ими и молил об их продлении Господа, воздерживаясь от нечестивых желаний и гнушаясь их.
(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена - надлежащего мужа. Это происходит по той причине, что ни одна супружеская чета не может попасть на Небо, если супруги не едины внутренне или если они не могут быть заодно. Ибо их на Небе величают не двумя, но одним ангелом. Господь поведал об этом в следующих словах, что они отныне «не двое, но одна плоть».
Причина, по которой их иначе не принимают на Небо, есть та, что в противном случае они не смогут там жить вместе - в одном доме, в одной спальне и в одной постели. Ибо каждый на Небе соединяется с кем-то согласно отношениям и привязанностям любви, и в соответствии с этим они живут в своих домах. Ибо в духовном мире нет пространства, но есть нечто похожее на пространство, и это зависит от условий жизни человека. А условия жизни человека зависят от условий его любви. А потому никто там не может жить иначе, как в доме, сооруженном и оборудованном в соответствии с тем, какова его любовь. В каком-либо ином месте грудь его сдавливает, и ему становится трудно дышать. А двое не могут жить вместе в одном доме, если только не подходят друг другу - если они не супруги - и не имеют взаимных наклонностей. Если же они имеют только внешние, но не внутренние взаимные наклонности, само жилище или само это место их разъединит, устранит и удалит друг от друга.
Вот почему тот, кто подготовлен к тому, чтобы пребывать на Небе, может заключить брачный союз с тем, чья душа настолько склонна к союзу с другим человеком, что хочет, чтобы у них было не две жизни, но одна. Вот почему в противном случае они разлучаются, и мужчина обязательно получает надлежащую жену, а женщина - надлежащего мужа.
(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием, так же, как это происходит в природном мире, только более счастливым и богатым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая любовь и премудрость. Супруги наслаждаются соитием так же, как они наслаждаются им в природном мире, поскольку после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина - женщиной, а потому в них вкоренено стремление соединиться. Эта наклонность передается телу через дух, и после смерти, когда люди становятся духами, это взаимное тяготение остается, и ему непременно сопутствует соитие. Ибо люди, как и прежде, остаются людьми, и ничто не отымается ни у мужчин, ни у женщин. Они остаются в тех же телесных формах, а также с теми же чувствами и мыслями. Следовательно, что может быть меж ними еще, как не соитие? А поскольку супружеская любовь целомудренна, чиста и свята, такое соитие совершенно. Более об этом сказано в параграфе 44.
Соитие здесь более счастливое и богатое, потому что когда любовь становится духовной, она делается глубже и чище, а следовательно, чувственнее. Всякая осознанная радость становится более сильной, и она усиливается до того, что человек познает от нее блаженство.
52 От небесных супружеств не бывает детей, но бывает духовное деторождение - любви и премудрости, ибо у тех, кто пребывает в духовном мире, отсутствует одна составляющая - в них нет материальности. Это способствует тому, что драгоценные сосуды заполнены духовными жидкостями. В силу такого содержания сосудов они не могут принимать физические формы, проявляющиеся в деторождении, как это происходит в природном мире. Духовное содержание как таковое порождает любовь и премудрость, которые являются следствием духовного зачатия. Я говорю «зачатие», ибо супружеская любовь порождает ангела. Эта любовь соединяет мужчину с женщиной и делает его все более человечным, ради того чтобы однажды двое супругов на Небе превратились в одного ангела. И именно через свой супружеский союз они воссоединяются с человечеством - и союз этот неизменно мудр и исполнен любви, в свою очередь наполненной премудростью.
53 (8) Так бывает с теми, кто допущен на Небо. И дело обстоит иначе с теми, кто попадает в ад. Те, кого допускают на Небо и кто становится ангелом, духовны, и между ними существует духовное, а следовательно, святое супружество, и после смерти мужчина получает надлежащую жену, а женщина - мужа, и они наслаждаются счастливым и богатым соитием, хотя у них и не рождаются дети. Это относится к тем, кто попадает на Небо.
Те же, кто оказывается в аду, остаются целиком природными людьми, а единственно природные супружества не есть супружества на самом деле, но связи, возникшие от нечестивого желания. Ниже, где речь зайдет о целомудрии и нечестии, и еще дальше, где речь пойдет о любви к похоти, я расскажу, что это за связи.
54 К тому, что уже сказано о том, что случается с супругами после смерти, необходимо добавить следующее:
а) Все браки, которые являются просто природными, после смерти недействительны. Это происходит по той причине, что в таком супружестве супружеская любовь остывает, а любовь к прелюбодеянию распаляется. И хотя после расставания такие супруги время от времени все же вступают в отношения, сходные с супружескими, через короткое время они эти отношения прерывают. Часто это случается не один раз. И в конце концов мужчине остается жить с проституткой, а женщине - с прелюбодеем. Так происходит в адовой тюрьме (см. «Апокалипсис откровенный», № 153 [Ю]). Им обоим воспрещен беспорядочный разврат.
б) Когда один из супругов духовен, а второй - нет, они также расстаются после смерти, и тот, который духовен, получает соответствующего партнера, второй же обречен присоединиться к подобным ему духам и вести распутную жизнь.
в) Те же, кто был в природном мире одинок и кто вовсе не помышлял о супружеской жизни, остаются одинокими и на Небе, если они духовны. Если же они недуховны, они становятся развратниками. Совсем иначе дело обстоит с теми, кто, оставаясь одинокими, мечтали о супружестве, особенно с теми, кто безуспешно пытался жениться. Если они духовны, их ожидает счастливое супружество, но не раньше, чем когда они попадут на Небо.
г) Люди, которые жили взаперти в монастырях, девы и мужчины, освобождаются с окончанием их монастырской жизни (после смерти она некоторое время продолжается) и получают свободу делать что пожелают, включая женитьбу и замужество. Если они этого хотят, то образуют супружеский союз. Если нет - оказываются среди одиноких, в соответствующей части Неба. Но те, которых снедает вожделение, изгоняются.
д) Одинокие находятся в определенной части Неба, поскольку атмосфера совершенного одиночества повреждает атмосферу супружеской любви, которая является атмосферой Неба. Это именно и есть атмосфера Неба, ибо она нисходит от небесного супружества Господа и Церкви.
55 Ко всему сказанному прибавлю две достопамятные истории. Первая такова. Однажды я услышал приятнейшую мелодию, нисходившую с Неба. Эту простую мелодию напевали девы и молодые женщины. Сладость их пения была сродни любовному чувству, порожденному гармонией. Небесное пение есть не что иное, как озвученная любовь, то есть чувство, выраженное модуляциями голоса. Ибо как слова выражают мысли пение выражает чувства. Исходя из ритмов и звучания ангелы могут сказать, какие чувства пение выражает.
В это время кругом меня было множество духов, и я услышал от некоторых, что им доводилось слышать эту приятную мелодию и что эта мелодия выражала любовное чувство, истоков которого они не знали. Они делали различные предположения, но тщетно. Они полагали, что песня, возможно, передает чувства жениха и невесты после помолвки. Некоторые считали, что это чувства жениха и невесты, вступающих в брак, другие же думали, что в песне говорится о чувствах мужа и жены в первую брачную ночь.
И тогда среди них появился ангел и сказал: «Они поют о целомудренной любви к противоположному полу».
Но те, которые стояли вокруг, спросили: «Что значит целомудренная любовь к противоположному полу?»
Ангел ответил: «Это любовь мужчины к девице или жене с прекрасной фигурой и приятными манерами, без каких-либо похотливых мыслей. То же относится к любви женщины к мужчине». Сказав это, ангел исчез.
Песнь продолжалась, и теперь, когда они знали, о каком чувстве в ней пелось, они слушали ее совсем иначе, каждый в соответствии со своим пониманием любви. Те, которые смотрели на женщин целомудренно, воспринимали мелодию как гармоничную и приятную. Те же, кто смотрел на женщин с вожделением, воспринимали ее как лишенную гармонии и унылую. Те же, кто смотрел на женщин с презрением, воспринимали ее как диссонирующую и грубую.
Внезапно то место, где они стояли, превратилось в театр, и они услышали голос: «Изучите эту любовь».
Тогда явились перед ними некоторые духи из различных сообществ. Среди них были ангелы в белом. И ангелы сказали: «В этом духовном мире мы рассматривали различные виды любви, не только любовь мужчины по отношению к мужчине и женщины по отношению к женщине, но и взаимную любовь мужа и жены, а также любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине. У нас была возможность посетить различные сообщества и изучить их. И единственным местом, в котором мы обнаружили эту целомудренную всеобщую любовь к противоположному полу, было место, в котором люди обладали этой неувядающей вневременной способностью благодаря их истинной супружеской любви. И они располагаются на самом высоком небе.
Мы также смогли наблюдать влияние этой любви на наши сердечные чувства. И мы ясно ощутили, что нет слаще любви, чем любовь двух супругов, чьи сердца бьются как одно. Но мы просим вас изучить эту любовь, потому что она для вас нова и вам неведома, ибо это само по себе приятно. На Небе мы называем ее небесной сладостью».
И они стали обсуждать этот вопрос.
Первыми заговорили те, кто не мог целомудренно думать о супружестве. И они высказали следующее мнение: «Какой мужчина при виде прекрасной и способной к любви молодой женщины или жены может сдержаться и очистить свои мысли до такой степени, чтобы возлюбить ее красоту и вовсе не возжелать ее? Разве это возможно? Кто сможет превратить врожденное каждому мужчине вожделение в такое целомудрие, изменить то, что есть, и при этом испытывать любовь? Когда любовь половая передается из ваших глаз в ваши мысли, разве может эта любовь удовлетвориться видом женского лица? Разве не переходит она ниже, к ее груди - и еще ниже? Нет никакого смысла в словах ангелов о том, что эта любовь может быть целомудренной и в то же время сладчайшей из всех любовей и единственно возможной у мужей, которые испытывают истинную любовь к супружеству, а следовательно, которые обладают высочайшей потенцией со своими женами. Когда они видят прекрасных женщин, разве могут они, единственные из всех людей, сохранять свои мысли на высочайшем уровне и держать их там в безопасности, в уверенности, что они не опустятся и не устремятся к тому предмету, который и производит такую любовь?»
Следующими заговорили те, кто были одновременно холодны и горячи. Холодны к своим женам и горячи к противоположному полу. Они сказали: «Что означает целомудренная любовь к противоположному полу? Разве сам термин «целомудренная половая любовь» не содержит в себе противоречие? И с этим противоречием чем она является, как не чем-то лишенным своих основных атрибутов? А значит, она ничего из себя не представляет. Как может целомудренная любовь к противоположному полу быть сладчайшей из любовей, когда целомудрие лишает ее сладости? Все вы знаете, в чем состоит сладость любви. Если же всякую идею, связанную с этим, изгнать, в чем тогда сладость и откуда она проистекает?»
Некоторые иные сказали так: «Мы были с прекраснейшими из женщин и не испытали никакого желания. Итак, нам известно, что такое целомудренная любовь к противоположному полу».
Но их товарищи, которые знали об их похотливости, отвечали: «Вы были неспособны в это время к соитию, а поэтому противоположный пол вас не интересовал. Это не целомудренная любовь к противоположному полу, но, напротив, конечный результат нечестивой любви».
Когда они услышали это, возмущенные ангелы попросили высказаться тех, которые стояли справа, лицом к югу. И они сказали: «Существует любовь между мужчинами, любовь между женщинами, любовь между мужчинами и женщинами. Все эти три вида любви совершенно отличны одна от другой. Любовь между мужчинами - это любовь между пониманием и пониманием, ибо человек создан, а следовательно и рожден, чтобы стать понимающим. Любовь между женщинами - приязнь к мужскому пониманию, ибо женщина создана, а затем рождена, чтобы стать любовью к мужскому пониманию. Эти виды любви: мужчин к другим мужчинам и женщин к другим женщинам не проникают глубоко в их сердца. Они остаются снаружи и лишь соприкасаются одна с другой и не соединяются внутренне вместе. Вот почему два мужчины ссорятся и противоборствуют, как два бойца. И женщины противостоят друг другу своими похотениями, как два комедианта, изображающие первую схватку. Любовь же между мужчинами и женщинами - это любовь понимания и приязни к пониманию, и эта любовь глубоко проникает в них и соединяет их вместе. Это соединение и есть такая любовь. Союз разума, но не тел в то же время, или попытка союза только разума и есть духовная, а следовательно, целомудренная любовь. Эта любовь возможна лишь у тех, кто испытывает истинную любовь к супружеству и кто обладает благодаря этому высшей потенцией, ибо целомудрие охраняет каждого от влияния на него любви ко всякому женскому телу, кроме тела жены. А поскольку они обладают этой огромной потенцией, они не могут удержаться от любви к противоположному полу и при этом противостоять нечестивым мыслям и желаниям. Итак, любовь к противоположному полу для них целомудренна. Это внутренняя, духовная дружба в собственном смысле этого слова, которая получает свою сладость от их огромной целомудренной потенции. Их сила столь велика, ибо они целиком отринули похоть и целомудренны оттого, что любят только своих жен. Итак, любовь, которую они испытывают, целомудренна, ибо она пробуждается не плотью, но духом, и она сладка, ибо женская красота воздействует и на разум по врожденному чувству».
Многие из собравшихся закрыли ладонями уши, услышав такие речи, говоря: «Эти слова причиняют нам ушную боль, а вещи, которые вы говорите, для нас бесполезны».
То были нечестивые люди. И тогда мы вновь услышали песню с небес, и она была слаще, чем прежняя. И для тех, что были нечестивы, она казалась такой какофонией, что они выбежали из театра, чтобы не испытывать страданий и не слышать этого шума. Остались лишь некоторые из тех, кто был чувствителен к целомудрию супружеской любви.
История вторая. Однажды, когда я разговаривал в духовном мире с ангелами, мне пришла в голову удачная мысль посмотреть на Храм Мудрости, который я видел однажды. И я спросил их, как можно попасть туда. Они ответили: «Следуй свету, и ты туда попадешь».
Я спросил: «Что вы имеете в виду, когда говорите «следуй свету»?» Они ответили: «Наш свет светит ярче и ярче по мере того, как ты приближаешься к храму. Так что следуй туда, где свет ярче. Наш свет исходит от Господа, как солнце, а это и есть премудрость».
Тогда, сопровождаемый двумя ангелами, я пошел по направлению к усиливающемуся свету и так восходил по крутой стезе все выше и выше на вершину холма, который был расположен в южной стороне. И там я увидел великолепные ворота. Стражник, увидев со мной ангелов, отворил их. Тут была дорога, обсаженная пальмами и лавровыми деревьями, по которой мы и преследовали.
Дорога эта петляла и привела в сад, посреди которого стоял Храм Мудрости. Когда я посмотрел вокруг, я увидел маленькие домики, подобные храму, в которых были премудрые. Мы зашли в один из них и поговорили с хозяином, стоявшим у входа. Мы объяснили ему, почему и как сюда попали. «Добро пожаловать, - сказал он, - входите, усаживайтесь. Давайте поговорим по-дружески о премудрости».
Я увидел, что внутри маленький домик был разделен на две части, но при этом помещение по-прежнему составляло одно целое: он был разделен стеной, но казалось, что все помещение - одна комната, поскольку стена была прозрачной. И стена эта была словно из чистейшего хрусталя.
«Почему это так?» - спросил я.
«Я не один, - ответил он. - Со мной моя жена, и мы вдвоем, но в то же время нас не две, но одна плоть».
Я сказал: «Я знаю, вы мудрый человек. Что же может быть общего у мудрого человека, олицетворяющего саму премудрость, с женщиной?»
На лице нашего хозяина выразилось некоторое неудовольствие. Он указующе вытянул руку, и мы увидели других премудрых людей из соседних домов, которые пришли поучаствовать в нашей беседе. Наш хозяин шутливо сказал: «Наш гость хочет знать, что может быть общего у мудрого человека, или у мудрости, с женщиной».
Все на это рассмеялись и сказали: «Как может быть мудрый человек, или мудрость, без женщины, то есть без любви? Жена - это любовь мудрого к мудрости».
Но хозяин сказал: «Давайте побеседуем о премудрости. Давайте прямо теперь поговорим о том, что есть женская красота».
И они по очереди заговорили. Первый сказал: «Вот что: Господь создал женщину ради привязанности мужчины к мудрости и ради любви к мудрости. А любовь к мудрости и есть красота».
Второй сказал: «Вот что: Господь создал женщину через мудрость мужчины, потому что Он создал ее для мужчины, и следовательно, она - воплощение мудрости, вдохновленное любовным чувством. А любовное чувство есть сама жизнь. Итак, женщина есть жизнь в премудрости, хотя мужчина и есть премудрость. И жизнь в премудрости есть красота».
Третий сказал: «Вот что: женщины могут чувствовать радости супружеской любви, и все их тело - это орган, воплощающий это
Состояние супругов после смерти
понятие. Итак, красота - это воистину дом радостей супружеской любви».
Четвертый дал такое объяснение: «Господь взял красоту и изящности жизни от мужчины и вдохнул их в женщину. Итак, без союза с жизненной красотой и утонченностью женщины мужчина дик, угрюм, сух и отталкивающ. Он проявляет мудрость исключительно ради собственной выгоды, что на деле означает глупость. Но когда мужчина соединяется со своей жизненной красотой и утонченностью, воплощенными в жене, он делается счастливым, дружелюбным, привлекательным и любезным, и таким образом - премудрым».
Пятый так изъяснил свое отношение: «Женщины созданы прекрасными не сами по себе, но исключительно ради мужчин, чтобы смягчать мужскую грубость, способствовать тому, чтобы мысли их были менее резкими и обогревать их холодные сердца. И именно это происходит, когда мужчина составляет одну плоть со своей женой».
Шестой высказал такие соображения: «Вселенная, которую создал Господь, совершенна, и ничто не может называться более совершенным, чем женщина с ее прекрасным лицом и приятными манерами. Это заставляет мужчину благодарить Господа за Его великодушие и платить Ему за это приятием Его Господней премудрости».
После того как мы выслушали все это и многое другое, через хрустальную стену стало видно, как появилась жена хозяина и сказала своему мужу: «Пожалуйста, скажи что-нибудь».
И когда он заговорил, в его суждениях была заметна жизненность премудрости, исходившая от его жены. Ибо ее любовь соответствовала тональности его голоса. И одно это уже указывало на то, что все сказанное выше было верным. После чего мы осмотрели Храм Мудрости, а также райский сад вокруг него, и, исполнившись счастья от этого зрелища, покинули это место, дошли до ворот, а затем спустились по крутой стезе, по которой пришли сюда.
А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин. Процедура развенчания церковного брака Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием. Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?
- На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
- Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу.
Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания
Вопрос читателя: Помогите, пожалуйста, разобраться.Венчанные супруги развелись и спустя три года один из них умирает. Другой продолжает чувствовать зависимость от него. Надо ли подать прошение на обряд развенчания? Буду благодарна за ответ. Ирина Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Таинства не имеют обратной силы и совершаются раз и навсегда, нельзя раскреститься, но можно предать Бога, оставаясь при этом крещенным.
Внимание
Нельзя развенчаться - такого понятия просто нет, это народная выдумка, слово, которого нет и не может быть в церковном обиходе - но можно по факту разрушить заключенный брак. Если один из супругов умер, второй имеет право жениться или выйти замуж и венчаться снова. А что касается зависимости, мне не очень понятно, о чем идет речь.
Венчались, развелись, муж умер. надо подать прошение о развенчании?
Поэтому некоторые супружеские пары подкрепляют официальный брак таинством венчания, веря в надежность своих отношений, а по прошествии некоторого времени осознают, что ошиблись. Тогда у них возникает вопрос о том, как происходит процедура развенчания. Ведь союз перед Богом расторгнуть значительно сложнее, нежели брак, оформленный в ЗАГСе.
- Сущность венчания и отличие от обычного бракосочетания
- Основания для процедуры
- Как проходит?
- Процедура без согласия одного из супругов
- Сколько раз можно венчаться в церкви?
- Заключение
Сущность венчания и отличие от обычного бракосочетания Суть церковного таинства заключается в том, что союз, признанный представителем православной церкви, закрепляет его не только на земле, но и в небесном мире.
Как развенчаться после развода в церкви?
Важно
Сложности возникают при вторичном вступлении в брак При повторном браке священник обязательно проведет беседу и уточнит, что послужило причиной развода, как живет бывший супруг/супруга сейчас, есть ли дети и т.д. Однако его благословения будет недостаточно. Придется подавать прошение в областную Епархию. Никакого документа о расторжении брака церковь не выдает.
Главная цель развода в церкви – получить благословение на второе венчание, так как первое признается безблагодатным. Нужно ли развенчиваться при разводе – разломленный торт Процедура развенчания церковного брака Итак, как снимать венчание? После развода с мужем или женой получить разрешение на повторное бракосочетание непросто. Процесс и правила в православной церкви выглядят примерно так.
Подается письменное прошение в Епархиальное управление. Территориальное управление есть практически в каждом районном центре.
Правила развенчания в православной церкви после развода
Помните, что расторжение союза, заключенного в церкви, возможно только в крайней невозможности сохранить семью. Брак – это завет между мужчиной и женщиной. Они становятся одним целым, поэтому с точки зрения христианства развод недопустим. Повторное венчание без венцов Сочетание мужчины и женщины было задумано Богом, как вечный союз. Господь создал семью для двух людей на всю оставшуюся жизнь: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (от Матфея. 19, 9). Весьма ясное повеление. Развенчание в церкви не проводится. Если посмотреть статистику повторных церковных браков при живом первом супруге, она покажется весьма неутешительной – число разводов превышает 70%, а остальные пары живут не очень хорошо.
Расторжение брака после смерти супруга
Таким образом, развенчание может состояться только при благословении повторной церковной церемонии священнослужителем. Для этого преждевременно следует:
- Иметь при себе все требуемые документы:
- удостоверение личности;
- свидетельство о проведении венчания;
- документ о расторжении брака;
- в случае болезни бывшего супруга – медицинские справки, подтверждающие диагноз.
- Написать заявление за имя священнослужителя с изложенной просьбой и подать его Епархию.
- Пройти собеседование с архиереем, во время которого нужно будет предоставить веские причины (были изложены выше), которые бы могли дать Вам право на проведение второго венчания.
- При получении одобрения можно будет обвенчаться повторно.
Сама процедура может занять неопределенное время, а заявления рассматриваются по мере занятости священнослужителя.
Как развенчать церковный брак: процедура, причины, обряд
- Можно ли развенчаться в церкви после развода и нужно ли, возможные основания
- Процедура развенчания церковного брака
- Обряд развенчания в православной церкви
- Как развенчаться после развода
- Можно ли развенчаться без согласия мужа или жены
- Что нужно: какие документы, куда обращаться, сколько платить и ждать
- Сколько раз можно венчаться
Как происходит развенчание церковного брака? При каких условиях православный человек может развенчаться с бывшим супругом, существует ли такой церковный обряд? Рассказываем! Можно ли развенчаться в церкви после развода и нужно ли, возможные основания Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедура расторжения брака.
- противоестественные занятия супруга – мастурбация, скотоложство, гомосексуализм;
- покушение на жизнь или здоровье членов семьи;
- неспособность к рождению детей;
- вступление в брак против воли;
- венчание при наличии законного супруга;
- аборт;
- грех прелюбодеяния (измена мужа или жены);
- отбывание тюремного срока;
- неизлечимая болезнь психологического характера (в том числе наркологические заболевания);
- намеренное оставление одного из супругов.
Бытовые причины, к примеру, «не сошлись характерами» или «муж мало зарабатывает», не могут стать основанием для развода в церкви и возможности вступления в повторный брак Как можно доказать наличие основания? Как правило, перед вторым венчанием происходит таинство исповеди и беседа, где священнослужитель непременно задаст вопрос о причине развода.
Наследство после смерти мужа без завещания: доли детей и жены
Уточнить, куда направлять прошение и что нужно в нем указать следует в местной церкви. В Москве «развенчание» происходит в Новодевичьем монастыре. Туда же можно направить прошение. Для подачи прошения потребуется предоставить следующие бумаги:
- общегражданский паспорт;
- свидетельство о заключении нового брака;
- свидетельство о том, что брак с бывшим мужем или женой расторгнут.
Бывшему супругу ехать вместе с заявителем не обязательно, так как прошение подается о новом венчании, а не о разводе.
После того как разрешение получено, можно обращаться в любой храм с изъявлением желания обвенчаться. Сколько стоит венчание, нужно узнавать в храме. Процесс развенчания – это получение благословения на второй брак В прошении почти никогда не отказывают, если повторный брак возникает по причине вдовства. Гарантирован отказ, если причины расторжения не являются вескими.
Даже в жизни после смерти брак будет столь же законен, ведь заключен он был и перед Богом. Церемония, проведенная в ЗАГСе, устанавливает только земные супружеские отношения. Более того, венчание является начальной ступенью для построения духовной связи, единства молодоженов. Естественные отношения перерастают уже в духовные, приближая их к Богу. Поэтому, в отличие от обычного бракосочетания, к венчанию следует быть готовым внутренне, понимать, что таинство не является простой формальностью. На супругов будет возложена духовная ответственность. Основания для процедуры По мере ухудшения отношений между супругами, они зададутся вопросом о процедуре развенчания церковного брака. С православной точки зрения такого понятия, как «развенчание» не существует и существовать не может. Причины кроются в понимании церковью таинства венчания.
Нужно ли развенчиваться после смерти одного из супругов
Если смотреть в корень проблемы, процесс развенчания полностью отличается от юридического расторжения брака. И если последний проходит быстро и без вмешательства третьих лиц, то церковный развод намного сложнее. Его главная цель – добиться благословения на повторное венчание по причине признания первого безблагодатным событием.
Священники учитывают степень вины мужа или жены, и разрешают повторное венчание только тому супругу, который невиновен в разрыве. Иногда, разводящиеся пары просто забывают о том, что после официального развода, необходимо провести процедуру развенчания. Но для тех, чья вера истинна – эта проблема первостепенна. Избежать неприятных моментов в своей жизни, таких как развенчание, можно только при осознанном подходе к церемонии. В действительности не все молодые пары, венчающиеся в церкви, к этому готовы морально.
Раз это союз, заключенный перед Богом на всю жизнь для создания семьи, то расторгнут противоположной процедурой он быть не может, ведь это бы стало нарушением благословения, данного Свыше. Так можно ли развенчаться после развода в церкви? Нет, так как такого понятия не существует. Через церковь развестись будет нельзя. Тем не менее, союз перед Богом может потерять действительность, если причина для расторжения церковного брака относится к одним из оснований, установленных Поместным Собором Православной Церкви.
Вескими основаниями признаются:
- Измена одного из супругов. Является одним из грехов и признается значимым осквернением чести и чувств другого супруга.
- Иноверие.