О смысле и теоретическом статусе понятия «любовь к детям» в отечественной педагогике XX века. Любовь учителя к детям


Как любить детей Амонашвили Шалва Александрович

«Как любить детей»

«Как любить детей»

Этой радостью для меня была статья Василия Александровича Сухомлинского, опубликованная в журнале «Радянська школа» в 1967 году. Статья называлась: «Как любить детей». Я читал и перечитывал её с восторгом, с удивлением. Надо же, так просто, страстно, ясно, мудро и смело говорить о том, что является всеначальной энергией образования и что так упорно выкидывает наука за борт своего корабля!

Во мне прояснилось многое, если не всё.

Меня охватило состояние, когда восклицают: «То же самое хотел сказать, но слов не находил».

Я переписал всю статью, как песню, из которой нельзя слова выкинуть. Я делал выписки, конспектировал. Я впитал весь её смысл в себя до той степени, что она стала моей, отражением моего духа.

Сейчас я пользуюсь тогдашними выписками и конспектами и заново переживаю состояние более чем сорокалетней давности.

Идеи, изложенные в статье, были как вулканические извержения, и их мог родить в себе только человек с судьбою Василия Александровича.

Статью он начинал так: в учительской среде можно услышать дискуссию - обязательно ли, чтобы каждый педагог любил детей? «А если я их не люблю? - щеголял своей оригинальностью один учитель. - Если от их галдежа у меня головная боль? Если я только и знаю светлые минуты, когда не слышу их и не вижу? Что же, прикажете оставить школу и переквалифицироваться?» Такому учителю Василий Александрович отвечает резко: «Да, надо оставить школу и приобрести другую специальность. Или же воспитать в себе любовь к Ребёнку - третьего не дано». Это потому что «любовь к Ребёнку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к Ребёнку - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

«Нельзя познавать Ребёнка, не любя его».

«Речь идёт о мудрой человеческой любви, одухотворённой глубоким знанием человеческого, пониманием всех слабых и сильных сторон личности, - о любви, предостерегающей от безрассудных поступков и вдохновляющей на поступки честные, благородные. Любовь, которая учит жить, - такая любовь нелегка, она требует напряжения всех сил души, постоянной отдачи их».

«Мудрая любовь к детям - вершина нашей педагогической культуры, мысли и чувств. Сердечность, теплота, доброжелательность в отношении к Ребёнку, - то, что можно назвать общим словом - доброта, является результатом большой, длительной работы педагога над самовоспитанием чувств».

«Мудрая человеческая любовь к Ребёнку и детству - чувство, одухотворённое глубоким раздумьем, богатством мысли. Духовная пустота никогда не пробуждала и не питала подлинной любви».

«То, что мы вкладываем в понятие любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается… с удивления, с благоговения одного перед духовными богатствами другого и прежде всего перед богатством мысли».

«Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко - в муках».

Меня поражают сердечные откровения Василия Александровича. Посмотрите, как он пишет:

«Если бы я не познавал многогранности человеческого в Ребёнке, если бы каждый день не открывал перед собой чего-то нового в каждом Ребёнке, все дети казались бы мне похожими друг на друга - я не видел бы Ребёнка. А тот, кто не видит Ребёнка, не может и полюбить его».

«Я не могу себе представить, чтобы Ребёнок когда-нибудь надоел мне, чтобы я перестал любить его».

«В самих детях, в их оптимистическом мировосприятии - источник моей любви к ним. Мне хочется быть с детьми. Особенно сильным становится это желание тогда, когда по каким-то своим внутренним причинам я чувствую упадок духовных сил. Знаешь, что общение с детьми вдохновит бодрость, пополнит духовные силы, и потому в такие минуты больше, чем когда-либо, стремишься быть с детьми».

Василий Александрович не «из пальца высасывает» эти истины. Он описывает свою действительную педагогическую жизнь, описывает судьбы отдельных детей, которых преобразила и спасла его любовь.

«Было бы наивно, - говорит он, - представлять себе дело так, что все дети, которые приходят в школу, - красивые розы; и учителю не остаётся ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, есть и чертополох. Сколько приносят с собой дети уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское - как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед Ребёнком только открывалось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза».

«Разве можно всё это любить?» - ставит он вопрос и даёт такой ответ: «Я люблю Ребёнка не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. И когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах Ребёнка сияет одухотворённость красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нём - частица моей души».

Откуда такое глубокое чувство и понимание Любви?

Василий Александрович дал мне и всему учительству, всем педагогам, всем воспитателям ответ на вечный вопрос, от которого мы увиливали. Это так же, как дал человечеству ответ на вечный вопрос Иисус Христос.

Спросите у Иисуса Христа, для кого он пришёл на Землю?

И мы услышим: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников».

Спросите: кто имеет нужду во враче?

Он скажет нам: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные».

И что сделает пастух, если было бы у него сто овец, а одна из них заблудилась?

Иисус ответит: «Не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней больше, нежели о девяносто девяти не заблудившихся».

Только наивный спросит у Иисуса Христа: «Это как, Господи, всех, что ли, надо любить?»

Ибо мы имеем от Него вечную заповедь: «Возлюби ближнего своего как себя самого».

А теперь спросим у Василия Александровича: кому мы - учителя, воспитатели, педагоги - нужны, тем, которые уже воспитаны и обучены, или тем, кто в этом нуждается?

Спросим ещё: всех детей, что ли, нам любить, или тех только, которые сами уже любят нас?

Спросим по-другому: неужели любить нужно того, в сердце которого поселилось зло, и того, в глазах которого цинизм, и того, бессердечного и жестокого, бездушного и безнравственного? Любить этот «чертополох», этих духовных уродов?

Мы уже получили ответы на эти вопросы. «Да-да-да, - воскликнет Василий Александрович ещё раз, - всех, всех, всех детей нужно любить». И расскажет о том, как, любя «уродов», вылечивал их.

Вот о каком открытии читаю я в программной статье Василия Александровича:

«Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно».

«На мой взгляд, подавляющее большинство конфликтов между учителем и „неисправными“, „безнадёжными“ школьниками как раз и возникает там, где ненависть ко злу учитель переносит и на Ребёнка. Однако Ребёнок есть Ребёнок, а в том, что зло укоренилось в его сердце, виноваты взрослые».

И как же бороться со злом в душе Ребёнка?

Клин клином, что ли, вышибать?

Нет, избавить Ребёнка от зла злом нельзя.

«Обращаясь к Станиславу К., я старался забыть, - и мне удалось это величайшим напряжением духовных сил, - что в его душе царит зло. И как только мне удалось забыть об этом, мальчик впервые в жизни почувствовал, что в эту минуту обращается человек к человеку». «Я обращаюсь не к голосу зла, - скажет он далее, - а к голосу красоты человеческой, которая в Ребёнке обязательно есть, которую не заглушить ничем».

Василий Александрович предлагает ещё одну закономерность и предупреждает:

«Если вы забыли о ней, то ни вы не будете любить детей, ни дети не будут любить вас».

А закономерность такая:

«Если всё время, на протяжении которого учитель находится вместе со своими воспитанниками, считать единым целым, то две трети его должны быть непринуждённым, товарищеским, дружеским общением, в котором дети забывают, что они- воспитанники, а учитель - их воспитатель».

Василий Александрович вводит новое понятие, рождённое в недрах понятия Любви - защитное воспитание.

«Любить Ребёнка- значит защищать его от зла, которое ещё окружает многих детей в жизни (мы имеем в виду, прежде всего, семью). Ежегодно, когда школьный порог переступают первоклассники, с тревогой смотришь в глаза детям, которые несут в своём сердце открытую рану. Я хорошо знаю этих детей, знаю их родителей, знаю боли и тревоги детской души, знаю, что отдельных детей надо уже не воспитывать, а перевоспитывать. Эти дети у меня на особом учёте, их воспитание я называю „защитным воспитанием“»…

Детей надо защищать от одиночества и чувства ненужности, от обмана, нечестности, эгоизма, неуважения к людям, от телесных наказаний и насилия, от заласканности.

«Защитное воспитание- это глубоко индивидуальное творчество педагога. Тут надо так прикоснуться к болезненному, искалеченному сердцу Ребёнка, чтобы воспитание не обернулось для него страданием. От духовного одиночества самой лучшей защитой является пробуждение чувства любви, симпатии к человеку - учителю»…

Защитное воспитание есть проявление утончённого понимания чувства любви. Понятие это открывает целое научное направление в педагогике, если считать, что педагогика есть наука; или же высшие сферы искусства, если считать, что педагогика есть искусство. Лучше сказать - и в той, и в другой сферах.

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

Нельзя любить то, чего не знаешь Во-первых, когда наш юный «музыконенавистник» делал зарядку под маршевую музыку, танцевал лирический вальс и пел песню, ему и в голову не приходило, что он «занимается музыкой». Он просто пел, просто маршировал, просто танцевал. Словом,

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Почему ребята не спрашивают, как научиться читать, любить и понимать книги? Все мы любим читать книги и начали читать их очень рано. Я уверен, что даже самый памятливый из вас и то не сможет припомнить названия и авторов всех книг, которые успел прочитать еще до того, как

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

Из книги Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии автора Банников Константин Леонардович

Из книги Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Как любить детей автора Амонашвили Шалва Александрович

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги О Нарнии автора Льюис Клайв Стейплз

Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

Расходы детей Мы уже писали выше о механизме формирования детских капиталов. Теперь мы посмотрим, как расходовались эти деньги. Поскольку период царствования Николая II оставил много финансовых документов, то мы посмотрим, как выстраивались статьи расходов детей Николая

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

Надо любить детей, чтобы защитить их Педагогическая Любовь к детям есть всемогущая творящая энергия образовательного пространства, которое без этой Любви не станет образовательным. В школе должен быть хоть один учитель, который любит детей и которого любят дети, и он в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Любить – значит страдать Идеализация русской женщины возникла в XIX столетии. По мнению Чехова, русские мужчины, будучи идеалистами, предпочитают разговаривать о высоких материях или о женщинах, причем одно сливается с другим: «Мы хотим, чтобы существа, которые рожают нас

Из книги автора

Любить – значит жалеть Слова «любить» и «жалеть» в русском языке долгое время воспринимались как синонимы. В нашу жестокую эпоху идут споры о том, является ли сострадание одним из главных признаков любви. В традиционной русской культуре это было очевидным.«Между прочим,

Из книги автора

Рождение детей Когда рождался сын, то повивальной бабке полагалось дать 1 руб. серебром. Через 3 дня по рождении ребенка клали в люльку. В этот день собирались родственники за кашей и давали ребенку имя – обычно имя умерших близких родственников.Рождение сына считалось

Любовь учителя к ребенку является очень важным условием духовно-нравственного воспитания.

Независимо от того, где работает педагог, это качество должно быть присуще каждому, кто выбрал этот путь.

Принцип такой любви можно точно раскрыт в трудах выдающегося педагога В.А. Сухомлинского.

«А кто же, собственно, хороший учитель?» Над этим вопросом неоднократно задумывался Василий Александрович. Хороший педагог — это человек, который действительно любит детей, верит в каждого, и воспринимает ее как личность. Верит в самореализации своих учеников, в его успехах. Собственно, главным в жизни для Сухомлинского и стала любовь к ребенку.

Я разделяю свое мнение, по поводу того, что хорошим учителем можно назвать человека, который действительно стремится донести до каждого ребенка определенный багаж знаний, и передать свой опыт, несмотря на нет.

На мой взгляд, учитель должен быть для ребенка авторитетом. Однако для того, чтобы завоевать данный авторитет у школьника, нужно приложить немало усилий, и при этом оставаться человеком. Педагог для ребенка должен быть таким родным человеком, как мать. Чтобы она, вспоминая школьные годы, в будущем могла с гордостью сказать, что имела когда-то человека, который, собственно, и заложила жизненный фундамент: научила различать добро и зло, хорошее и плохое.

По моему мнению, весь этот процесс должен проходить в постоянном взаимодействии с родителями, ведь ребенок находится в течение дня не в одной среде, и для закрепления этих черт, нужно чтобы родители проводили беседы дома.

В наше время, к сожалению, культ учителя уже не воспринимается так, например, 30 лет назад. На сегодня, даже само государство делает невозможным поднятие этой профессии на более высокую ступень. Поколение изменилось, и это заметно невооруженным глазом. Я лично работаю с детьми в школьном заведении, и собственными глазами вижу отношение нынешней молодежи к культу учителя. Многое зависит от родителей, от того, какая модель общения дома.

Хотелось бы процитировать известного российского писателя Л. Толстого , который сказал, что «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывал, как сам был ребенком» Я вполне согласна с этой цитатой, ведь я понимаю, что важную роль в формировании личности играют детские годы. Именно эти годы для ребенка служат основными и базовыми для дальнейшей жизни. Любовь учителя должна проявляться в стремлении помочь не только в учебных вопросах, но и в жизненных. Именно в этом проявляется передача своего опыта младшему поколению.

Учитель должен сочетать любовь к школьнику и к своему делу. Очень много встречающихся случаев, когда педагог проявляет свою некомпетентность по отношению к детям, утверждая будто бы она приходит на работу для того, чтобы отчитать свои часы и получить деньги. То есть подчеркивает еще раз, что на дальнейшую жизнь своих учеников ей абсолютно все равно. Такое случается, когда человек бессознательно выбирает профессию, или же когда работает для улучшения своей карьеры за счет других. Я считаю, что таким людям не место в такой сфере деятельности.

По собственному опыту я знаю, что такие учителя обычно не завоевывают среди учащихся авторитета. Однако в наше время возможно этому мало кто уделяет внимание, потому что все-таки основной упор идет на финансовую сторону. Все стремятся заработать как можно больше денег, при этом забывая о некоторых моральных сторонах.

Современная жизнь набирает обороты и с каждым днем дети находят все новые интересы, идеалы. Однако для того, чтобы получить авторитет и уважение школьника, учитель не обязан разделять с ними взгляды, однако иметь представление о них хотя бы на элементарном уровне нужно. В противном случае, детям будет просто неинтересно вести беседы с педагогом. По моему мнению, равенства в отношениях между учителем и учеником не будет никогда.

Это вызвано разницей в возрасте, неодинаковостью жизненного опыта. Но равенство имеет выражаться во взаимопонимании, взаимоуважении, готовности прийти на помощь друг другу в трудные времена. Каждый ребенок в учителе ищет друга, советчика, обратившись к которому ребенок может рассчитывать, что ее выслушать, дадут ценный совет, поддержат. Семьи бывают разными: где любовь проявляется больше, где меньше. Учитель, как никто другой, должен это замечать и понимать.

Люди, которые бессознательно пришли к этой профессии редко задерживаются в такой сфере. Я уверена, что не каждый сможет стать учителем, так как эта профессия и требует изрядной кропотливого труда, большого терпения, любви к детям (что является главной чертой) и альтруистического отношения к своей профессии. Я убеждена, что высшим достижением для учителя есть результат, который он заметит в с работе. Что подчеркнет еще раз, что его старания были не напрасны.

Я считаю, что ученик должен превзойти своего учителя. Это и есть эволюция. Ведь гораздо хуже, если нет прогресса, и все твои старания приходят на нет. Не нужно отбрасывать тот факт, что общество определенным образом также влияет на развитие личности ребенка.

Поэтому учитель должен понимать, и искать индивидуальный подход к ребенку, для того, чтобы направить ее на правильный путь. Поэтому, в наше время, одной из основных проблем педагогики является взаимопонимания ученика и учителя. Решение этой проблемы возможно только в случае правильного подхода учителя к ученику, как к постоянной личности. Ведь каждый человек является личностью и нужно относиться как к индивиду со своим богатым внутренним миром.

Главный вопрос жизни ребенка в любых ситуациях, в любом возрасте: «Любите ли вы меня?» Именно от этого - и успешность развития, и оптимизм мировосприятия, и возможность самоактуализации. Недаром история педагогики - это история жизни и деятельности педагогов-практиков, любивших детей. Это история теоретиков педагогики, в основу своих учений положивших любовь к детям. Почему так? Объяснение находим у В. Франкла в его размышлениях о смысле жизни:

«Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существенные черты и особенности любимого человека, но более того, он видит потенциальное в нем. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное».

Это о любви в широком смысле слова. На этом фоне можно рассматривать и ее частный случай - «любовь педагогическую» и ее роль в воспитании (СНОСКА: См. об этом: Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1992; Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., }







2024 © rukaraoke.ru.