Основные характеристики цвета упражнение зонтик. Восприятие дошкольников: особенности развития и диагностика. Восприятие, что это такое


Сергеева Г.С.,
заведующая детским центром
Тульской областной специальной библиотеки для слепых,
г. Тула

(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)

Работа по созданию и использованию тактильных рукодельных книг и пособий, опыт и возросшее мастерство требуют дальнейшего совершенствования и развития в соответствии с требованиями тифлопедагогической науки. Но не менее важно для развития компенсаторных навыков и сохранных анализаторов, наработки образов через чувственное познание использование тактильных дидактических пособий. Поэтому мы стали заниматься также разработкой и выпуском тактильных дидактических пособий.

Находясь в поиске, мы решили для разработки и изготовления тактильных дидактических пособий взять один предмет – зонтик. С этой целью мы провели творческий конкурс «Зонтик Мэри Поппинс» .

Итогом этого конкурса стало создание множества пособий из зонтиков и использование их в разных функциях. Умелые руки участников конкурса дали старым зонтам вторую жизнь. Зонты превратились в дидактические пособия, на удивление разные и оригинальные. Так, участвуя в конкурсе, в работе с зонтиками, каждый сделал свое маленькое открытие и смог увидеть обычный зонтик с необычной стороны.

Активно участвовали в конкурсе студенты факультета психологии Тульского педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Ими были разработаны и переданы в дошкольные учреждения очень интересные пособия из зонтиков.

В детском саду компенсирующего вида №120 использовали:

Зонтик «Зима»

Снегом служит белый синтепон. Из него получаются отличные сугробы. Под синтепоном спрятаны игрушки: белый и бурый медведи. Лед имитирован с помощью зеркала, которое оформлено в виде катка. Композиция дополнена фигурками хоккеистов, коньками. Рядом находится фигурка мальчика в шубе и шапке из искусственного меха, с варежками и шарфом из трикотажа, войлочными валенками и лыжами. Иней изображен нарезанной как бахрома гофрированной бумагой, которой обернуты ветки. На заиндевевших ветках висят изображения снежинок. Зонтик позволяет закрепить знания детей о том, какие необычные формы принимает вода в замерзшем состоянии. Это и снег, и лед, и иней.

С использованием зонтика проведены следующие дидактические игры и упражнения: игры на внимание («Найди две одинаковые снежинки», «Найди снежинку по силуэту», «Назови цвета на зонтике», «Что на зонтике такого цвета?»), «Выложи из геометрических форм снеговика, елочку, сравни формы», «Определи расположение предметов (справа, слева, вверху, внизу)», «Определи на ощупь» – развитие тактильных ощущений. Можно также поговорить с детьми о зимних видах спорта, о том, чем увлекаются они сами. Детям будет интересно узнать об устаревшей профессии – заготовщик льда. Зимой, когда реки замерзали, заготовщики вырубали из реки огромные ледяные глыбы и развозили их заказчикам, а потом опускали в специально вырытые глубокие специальные погреба. Получался необычный холодильник – ледник. Даже в жаркое лето в нем была прохлада. Такие ледники до сих пор используются в районах Сибири и Крайнего Севера.

«Зонтик «Тула»

Поможет осмыслить историю города, познакомить с великими делами многих поколений туляков, прославивших Тульский край на весь мир. Первое изображение – герб Тульской области. На красном фоне герба – рельефные скрещенные клинки, на которых лежит серебристый ружейный ствол, а вверху и внизу – золотые молоточки. Далее дети знакомятся с Тульским кремлем (фрагментом его). Вспоминают об экскурсии или знакомятся с его четырехугольными и круглыми башнями, стоящими на мощном фундаменте, который опирается на дубовые сваи. Нижние части стен выложены из тесаных белокаменных блоков тульского известняка, а верхняя – из обожженного кирпича. Дети узнают о том, что в кремле располагались дома воевод, церковнослужителей, избы военных и ремесленников.

Поворачивая зонтик, дети знакомятся с устройством самовара, который был в каждой семье. А к чаю в Туле подавались ароматные печатные пряники. В деревне Филимоново до наших дней лепят игрушку из глины «синики». Филимоновская игрушка известна более пяти веков. Далее дети ощупывают макет гармони, делятся друг с другом впечатлениями от знакомства с этим инструментом у родственников. Следующее изображение – медаль «Золотая Звезда». За героическую защиту города в Великой Отечественной войне Туле присвоено звание «Город-герой».

Проведены дидактические игры и упражнения: «Назови предметы теплых цветов» – цветовосприятие; «Составь рассказ о достопримечательностях Тулы» , «Что лишнее?» , «Каких достопримечательностей не хватает?», «Внизу, вверху, над, под и т. д.» – учит ориентировке в пространстве; «Найди самую маленькую матрешку, какую геометрическую форму напоминает» – анализ размера и формы. Вот и использован региональный компонент на занятиях.

Зонтик «Солнечная система»

Ну а выступить в роли планетария зонтику просто предначертано. К куполу зонта прикреплены созвездия из фольги, а на кончики спиц – планеты. Дети узнают об устройстве Солнечной системы, что вокруг Солнца движутся планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Проведена беседа , посвященная Дню космонавтики, она сопровождалась обследованием планет, имеющихся на зонтике. Проведены следующие дидактические игры: «Назови планеты такого же цвета», «Найди планеты одинакового цвета», «Найди Сатурн и др., расскажи, что запомнил об этой планете», «Какие планеты дальше, какие ближе». Можно поговорить с детьми о безопасном поведении на летнем отдыхе, воздействии солнца на организм человека, об опасности злоупотребления солнечными лучами. Идет закрепление, уточнение материала, а затем опять отражение в предметно-практической деятельности. Дети находят предметы, которые могут помочь защититься от солнца: солнечные очки, панамку, зонтик, специальный защитный крем.

В рамках экологического воспитания детей в МДОУ комбинированного вида № 84 используется:

Зонтик «Наше дерево»

Дети изучали надземные и подземные части растения, знакомились с «одеждой» дерева – корой, ее разнообразием, некоторыми древесными насекомыми, древесными грибами, использованием коры человеком, народными промыслами. На занятиях формировались также основы экологически грамотного поведения (почему нельзя повреждать кору). Дети должны знать, что кора защищает дерево от холода, ветра так же, как нас одежда. Дети трогали и рассматривают кору. Обращали внимание на ее шершавость или гладкость, нюхали ее.

В игровом уголке детям предлагались картинки, изображающие схему возможной гибели дерева: «кору режут ножом – вырастает гриб-трутовик – его едят жуки-короеды – дерево погибает». Дети выкладывали картинки в правильной последовательности.

Были проведены дидактические игры и упражнения: лабиринт «Помоги дятлу добраться до жучка»; упражнение «Кто самый внимательный?». Дети находили, где спрятался жук-короед, сколько на дереве божьих коровок, как кора пахнет (можжевельник, корица в мешочках).

В саду есть возможность наблюдать за зарождением жизни дерева в почве. В группе имеется стенд, куда засыпается почва, высаживается растение, осуществляется полив, и затем дети ведут наблюдение за его развитием.

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 125»:

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 125» был проведен целый цикл занятий под названием «День Мэри Поппинс в саду», в который были вовлечены дети от 2-х до 7 лет и их родители.

Совместно воспитателем, логопедом, тифлопедагогом было проведено интегрированное занятие «Времена года» с использованием пособия из зонтика для ознакомления детей с сезонными изменениями. Закончился День веселыми песенками. Дети простились с Мэри Поппинс с надеждой на новую встречу.

Так, используя на занятиях эти яркие, привлекающие внимание детей пособия, педагоги творчески подходят к их использованию, придумывая самые разнообразные варианты занятий и игр.

Это позволяет развивать способности дошкольников, что обеспечит им успешность в различных видах деятельности; обогащает сенсорные, или перцептивные, способности, позволяющие воспринимать и осознавать окружающий мир, дифференцировать его, адекватно понимать и передавать информацию («Возьми печенье из большой желтой коробки»); способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, становлению активной творческой личности ребенка.

Накопленный опыт коррекционно-воспитательного процесса, инновационные методы и технологии профессиональной деятельности педагогов, а также опыт создания и использования тактильных дидактических пособий мы обобщаем и распространяем, включая в издаваемый библиотекой сборник «Сохраняя традиции, ищем новое». Сейчас подготовлен к изданию 4-й выпуск сборника.

Тема: «Волшебные зонтики!»




Образовательная область : «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Виды детской деятельности : продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Форма организации : подгрупповая.

Цель: создание цветного изображения «зонта» на плоскости в полуобъеме в технике пластилинографии.

Задачи:
-закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок.
-активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук.
-воспитывать доброжелательное отношение к гостям, интерес к пластилинографии.

Предварительная работа : рассматривание картины О. Ренуара «Зонтики», наблюдение за дождем, за одеждой людей в дождливую погоду, беседа о признаках осени.

Материалы и оборудование:
- картон с изображением зонта, размер 1\2 А-4 см;
- набор пластилина;
- доска для лепки, влажная салфетка для рук;
- большой настоящий зонт;
- проектор, презентация.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.
- Ребята, какое время года сейчас? (Осень)
- Назовите признаки осени. (Ответы детей.)
- А о каком природном явлении эта загадка:
Он пришел, наполнил кадки.
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)

- Да, осенью часто идут холодные, неприятные дожди.
- Послушайте пословицу: «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется»
- Как, вы, понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

2. Основная часть.
- А какие предметы нужны человеку в дождливую погоду подскажет игра
«Найди нужный предмет» .
На проекторной доске появляется первый слайд с картинками предметов , дети должны выбрать и назвать предмет, необходимый человеку в дождь.
Резиновые сапоги – сандалии – валенки;
Свитер – шуба – плащ;
Сумка – зонт – солнцезащитные очки.

- Какой из названных предметов самый необходимый в дождь? Почему? (Ответы детей).
Появляется слайд с изображением «Лесовика»
- Ой, кто это к нам пришёл, поздоровайтесь, ребята!
Педагог читает:
- Добрый день, мои друзья,
К вам пришел из леса я.
Целый день идет там дождь,
Вы должны скорей помочь!
Просят жители лесные,
Подарить зонты цветные.
Нам без них никак нельзя,
Заболеем ведь, друзья!

- Поможем лесным жителям и слепим для них яркие зонты в технике – пластилинография.
- Ребята, посмотрите на мой зонтик. Какой он, опишите? (Яркий, разноцветный, пестрый, у него полукруглая крыша).
Педагог показывает зонт, дети рассматривают.

Практическая часть.
- Я раздам картон с изображение зонта, а вы придумаете свой узор и выберите цвет.
- Можно украсить зонт разноцветными полукругами, полосками, располагая их по длине зонта или в ширину. Можно закрасить крышу зонта одним цветом, а потом украсить тонкими колбасками или маленькими шариками.
Педагог напоминает алгоритм действий и показывает приемы лепки. Помогает детям в выборе цвета, узора. Напоминает, что после использования одного цвета пластилина, надо вытирать руки влажной салфеткой.
-Ручку зонта можно сделать из длинной колбаски, загнув конец полукругом или выложить из маленьких шариков.

3. Подвижная игра «Зонтики» .
На полянке мы гуляем, Дети свободно двигаются по площадке,
Землянику собираем. в центре которой лежат зонтики - на
Только туча набежала, один меньше, чем детей.
Вдруг темно и страшно стало.
Начал крупный дождик капать,
Над лесной полянкой плакать. Последние две строки произносит
педагог.
Раз, два, три, четыре, пять, На слово «взять» дети берут зонтики.
Нужно быстро зонтик взять. Ребенок, которому не хватило зонтика,
выбывает из игры.
4. Рефлексия.
- Посмотри, Лесовичок, какие чудесные зонтики мы слепили!
- А вам, ребята понравилось занятие?
- Что особенно понравилось?
- Какие узоры, вы, нарисовали на своих зонтах?
- А хотите подарить зонтики лесным друзьям? (Индивидуальные ответы детей). Почему?

Урок Изобразительного искусства

Тема : Выразительные возможности цвета.Закрепление. Зонтики Оле – Лукойе.

Цели : закрепить представление о выразительных возможностях цвета, углублять знания учащихся об основных и производных цветах, тёплых и холодных, развивать умение и навыки рисовать акварельными красками.

Оборудование : таблицы по цветоведению, детские рисунки, фотографии детей, карточки для упражнений, шаблоны, рисунок Оле – Лукойе, Котёнок, короны «карандаши», альбомные листы, краски, кисточки, палитра.

Ход урока

    Орг. Момент

II . Актуализация и мотивация

Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. А известно ли вам кто на свете больше всех знает сказок? Все те, кого вы называете, много знают сказок. Но кое – кто знает их больше. Хотите, чтобы этот кто – то пришёл к нам в гости? Для этого нужно хором сказать волшебные слова: « Крибле – Крабле – Бумс!» - Готовы.

(После этих слов открываю на доске плакат, на котором нарисован Оле – Лукойе)

Кто – нибудь из вас знает, как зовут нашего гостя?

Я вас познакомлю с ним: это – Оле- Лукойе, волшебник и знаток сказок. По вечерам он входит в комнату, и слегка прыскает детям в глаза волшебным молоком, а потом легонько дует им в затылки. От этого веки у детей начинают слипаться, головки тяжелеют, и они засыпают. Тогда Оле – Лукойе присаживается к ним на постель. Под мышками у него по зонтику: один с яркими картинками – его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся интересные, весёлые, яркие, добрые сны, чудесные сказки... А другой – тёмный, без картинок, - его он раскрывает над плохими детьми: и им снятся скучные сны, или вообще ничего не снится.

Сегодня Оле – Лукойе посмотрит на ваше поведение, активность, старание и решит с каким зонтиком он пожалует к каждому из вас вечером.

Дело в том, что Оле – Лукойе очень любит кроме сказок ещё и играть. Вы тоже любите играть, ведь правда. Вот мы сейчас и поиграем в игру «Живые цвета». А живыми цветами будете вы: каждый уже думаю, догадался, кто каким цветом. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте. Те цвета, которые я назову, подходите ко мне.(Выходят дети в коронах «карандаши».)

Назову сейчас цвета

Позову я их сюда

Они очень деловые

Потому что Основные.

Слишком уж не зазнавайтесь

И про нас не забывайте-

Возразим как всегда

Производные цвета.

Поднимите руки те цвета, которые относятся к холодной гамме.

Какие картинки вы могли бы нарисовать, холодные цвета?

Поднимите руки тёплые цвета.

А вами что можно нарисовать?

Молодцы, цвета!

Возвращайтесь на свои места.

Цвета помогают нам не только рисовать, но и отгадывать загадки. Какие загадки вы подготовили сегодня на урок? Загадайте своим товарищам.

1. Он и жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть.

    Летом - в огороде,

Свежие, зелёные.

А зимою – в бочке,

Крепкие, солёные.

    Он круглый и красный,

Как глаз светофора,

Среди овощей нет

Сочней... (помидора).

    Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

    На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост.

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил.

Молодцы! Таких загадок очень много.

Упражнение.

А вот вы ещё не знаете, что наш новый друг Оле – Лукойе любит не только рассказывать сказки и играть, но ещё и рисовать. Но вот беда: захотел он нарисовать оранжевое солнышко, а оранжевой краски у него не оказалось. Как ему помочь? (смешать красный + жёлтый).

Нарисовал Оле – Лукойе ёлочку, а зелёная краска закончилась.Как раскрасить ёлочку? (смешать синий + жёлтый). Давайте покажем Оле – Лукойе как это сделать. Раскрасьте рисунок ёлочки или солнышка, которые у вас на партах так, как вы советовали это сделать Оле – Лукойе.

(Ещё раз можно повторить по таблице: красный+жёлтый= оранжевый

Синий+жёлтый=зелёный)

Физкультминутка (под музыку)

III . Анализ детских работ

– Молодцы, вы очень хорошо работаете!

–Я думаю, что Оле – Лукойе обязательно прийдёт к вам с самым лучшим зонтиком.

А посмотрите, какие зонтики нарисовали дети. Как вы думаете, что могло бы присниться под этим зонтиком? (ответы детей)

А под таким? (ответы детей)

IV . Инструктаж

А сейчас, ребята, каждый из вас нарисует такой зонтик, с которым бы вы хотели, чтобы Оле – Лукойе пришёл к вам сегодня вечером.

Лучше расположить лист вертикально- вот так.Шляпку зонтика обведёте по шаблону, который у вас на партах, простым карандашом, ручку дорисуете сами. Подумайте, что бы вы хотели, нарисуете простым карандашом и раскрасите красками так, чтобы сны под вашим зонтиком были весёлые, яркие...

Располагайте шаблон чуть выше середины листа, чтобы можно было дорисовать ручку.

Помните, что рисунку не должно быть тесно на вашем листе. И,вспомните, чего не любит карандаш? (чтобы на него давить на него не давили, не брали в рот).

В конце урока над каждым из вас раскроется тот зонтик, который вы нарисуете. Можно приступать.Помните, что нужно беречь свои спинки и глазки – сидеть ровненько, не наклоняться сильно.

А чтобы зонтики получились волшебные мы позовём на помощь сказочную музыку « Крибле – Крабле – Бумс!»

V . Практическая работа

VI . Итог урока

Оформление доски – выставка работ;

Что мы сегодня повторяли вместе с нашим гостем?

На какие цвета делится спектр?

А кто запомнил, как зовут нашего нового друга?

Не забудьте завтра рассказать о том, выполнил ли ваши заявки Оле – Лукойе? Приснились ли вам такие яркие сны?

VII. Организационное окончание урока.

Уборка рабочих мест.

Комплексное занятие

Тема: « Разноцветные зонтики»

Закрепления геометрических фигур;

повторения цвета;

закрепить умения действовать по алгоритму;

развивать творческое воображение, внимание, фантазию;

активировать речь детей;

научить детей изготавливать зонтик, умения складывать прямоугольник пополам;

создать эмоциональный настрой в группе;

воспитывать доброту и отзывчивость.

Материал:

игрушка лягушонок;

зонтик с геометрическими фигурами;

иллюстрация сорокой, схема с бусами; д/и «Бусы»

иллюстрация диких и домашних животных, курицы с цыплятами,

мольберт, все для аппликации;

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель. Вы любите сказки? Я вам сейчас расскажу еще одну. А про кого вы должны сами отгадать. Я буду загадывать загадку, а вы слушайте и повторяйте движения за мной:

Здесь сидеть мне неохота (движения головой)

Лучше прыгну я в болото (прыжки на месте)

Я зеленая толстушка (хлопают)

Все зовут меня ….. лягушка.

Показываю игрушку лягушонка.

Молодцы. Отгадали. Жил – был лягушонок. Один раз он пошел гулять по берегу реки и нашел зонтик.

Лягушонок обрадовался: когда он увидел зонтик.

Чудесный зонтик! С ним можно гулять! С ним можно играть! Он раскрыл зонтик, и увидел там какие то фигуры. Ребята давайте мы расскажем лягушонку, что это за фигуры (повторение геометрических фигур по форме и величине). Лягушонку так понравилось, он поблагодарил детей и весело запрыгал дальше. Он скакал, скакал и встретил сороку. У нее были красивые бусы. Ребята, давайте и мы посмотрим какие бусы у сороки. Какого цвета бусины? (Разноцветного). Смотрите как собраны бусы: бусина – красная, бусина – зеленая, бусина – синяя, бусина – желтая. Лягушонок обрадовался:

Ква! Здравствуй, сорока! Давай играть! Я дам тебе зонтик, а ты мне бусы.

Давай, – согласилась сорока.

Дала сорока лягушонку бусы, но он не удержал их и рассыпал.

Ах, как расстроилась сорока.

Я все соберу. – сказал лягушонок.

И стал собирал бусины. Но он был такой неуклюжий, и у него ничего не получалось.

Ребята, что же делать (ответы детей.) Давайте поможем собрать лягушонку бусы.

Игра «Собери бусы».

Дети собирают бусы по схеме на ковре 2-3 ребенка.

Ребята, вы помните, какие бусы были у сороки? (ответы детей).

Молодцы, вы собрали правильно.

Воспитатель. Лягушонок отдал бусы сороке и поскакал дальше.

В это время начался дождик. Застучали капельки по листьям и травинкам: физминутка «Дождь»

Капля – раз, капля – два,

Очень медленно сперва,

Хлопки руками на каждое слово .

А потом, потом, потом-

Все бегом, бегом, бегом.

Бег .

Повторять 2 – 3 раза.

Лягушонок выглянул из – под зонта. Смотрит, а все животные перепутались. Давайте ребята мы поможем нашему лягушонку разобрать диких и домашних животных.

Игра « Звери заблудились». Ребятки пока мы свами играли, кто – то громко закудахтал и жалобно запищал. Кто бы это мог быть? Вы узнали, ребята?

(на мольберте изображение курицы и цыплят). Наседка суетилась и старалась спрятать цыплят под крыло. Как вы думаете, почему?

Она боялась, что цыплята намокнут и простудятся.

Что же делать? Цыплят много, а зонтик у лягушонка один?

(ответы детей). Давайте сделаем зонтики для цыплят.

Дети садятся за столы.

Практическая часть.

Воспитатель. Я вам покажу, а вы посмотрите как мы будем делать зонтики.

Возьмем прямоугольник. Сложим его пополам. Одну стону закруглим. Затем давайте ее смажем клеем и приклеим. А палочку сделаем из зубочистки. Проведем кисточкой тоненькую полоску клея и приложим зубочистку. И вот наш зонт готов.

Если дождик проливной

Зонтики берем с собой.

Очень яркие большие

Желтые, красные, голубые.

Разноцветные зонты

Небывалой красоты!

Но что – то нашему зонтику скучно. Когда зонтик веселый, что он любит? Когда идет дождь. Давайте сделаем веселый разноцветный дождик.

Капельки мы будем делать из бумажных салфеток.

Скатаем шарик и приклеим на капельку клея.(после работы дети вытирают руки влажными салфетками).

Теперь нашему зонтику не скучно.

Все вы очень постарались,

Не напрасно занимались.

Получилось просто диво1

И нарядно и красиво!

И все зонтики которые мы свами сделали подарим цыплятам.

(Прикрепляем работы на мольберт).

Цыплята спрятались под нашими зонтиками, а лягушонок прыгал вокруг цыплят и играл. Они играли пока дождь не кончился и всем было весело.

Заключение.

Понравилась вам сказка? Кому помог лягушонок?

Составил: педагог – психолог
Иванова О.В

Ход занятия
Минута встречи.
Психолог:
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и накрыть стол.
Встаньте в круг, возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Затем дети складывают руки “лодочкой” и передают пожелания друг другу
Психолог говорит:
- Отправимся, ребята, в волшебную страну, где предметы оживают и могут разговаривать, где происходят чудеса. Идем цепочкой, взявшись за руки, по восьмерке под музыку.
Дети рассаживаются на ковре (в позе “фараона”: ноги чуть расставлены, стопы на полу, руки ладонями лежат на коленях, спина прямая).
Психолог:
- А вы знаете, что сказку можно изображать? Я скажу: “Дом”. А как мы его покажем? Я скажу: “Топать”. А как мы это покажем? Я скажу: “Грустный”. А как можно изобразить?

Итак, начинаем.
-В волшебной стране жил-был…Кто? Угадайте!
Если дождь припустится,
Он как цветок, распустится.
Если дождик перестанет,
Он сожмется и завянет.
Кто это такой?
Выслушиваются ответы детей.
- И был это красивый разноцветный Зонтик (психолог показывает слайд №1, или картинку). Давайте и мы с Вами постараемся изобразить зонтик.

Дети показывают, как зонтик раскрывается (руки согнуты в локтях перед собой, ладони вместе, пальцы растопырены; развести в стороны ладони, кончики пальцев сомкнуты).
-Зонтик очень любил.. Как вы думаете, что?
- Конечно же дождь. Какой? Вот такой. (Психолог показывает слайд 2, или картинку)

Психолог показывает слайд 3, или картинка.

Как грустно! – вздыхал Зонтик. – Я лежу на вешалке и ничего не вижу, кроме одежды.
- Послушаем, как стучат капли.
Раскрывается Зонтик, дети ложатся на ковер, спрятав головы под зонт. Слушают шум дождя (аудиозапись), музыка дождя.
- Прислушайтесь! Что это за звуки? На что они похожи?
И вот долгожданные капли застучали по крыше
Давайте покажем (дети поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы можно было коснуться руками впереди стоящего.)
- Представьте, что ваши пальчики – дождинки. Приготовьте пальчики (дети показывают руки со слегка согнутыми пальчиками)
Застучал дождик по спине, по плечам всех ребят (Дети поколачивают пальчиками по спине впереди стоящего соседа.)
Пальчики-дождинки будто летают и стучат по всему телу.
А сейчас пошел дождь крупными каплями. Это ладошки захлопали по спине, по плечам ребят. (Дети похлопывают ладошками по плечам и спине соседа.)
Повернитесь в другую сторону и еще раз превратите свои пальчики в дождинки, а ладошки в крупные капли. (Повторение массажа)
Повернитесь лицом в круг. Ну что, вы вымокли до нитки? Замечательно! Давайте стряхнем с себя все капельки дождя. Сначала – с головы. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)
А теперь со всего туловища стряхиваем капельки. (Дети часто топают ногами, подпрыгивают, хлопают себя по ногам)
Давайте посушим себя. (Дети хлопают в ладоши вокруг своего тела: слева, вверху, справа, внизу)
Хорошо!
- Зонтик оживился, выглянул в окно и воскликнул:
- Как красиво кругом! Какие красивые дома, деревья, а особенно дети! Они шлепают по лужам, хлопают в ладоши и смеются. Наконец-то и я смогу погулять.
Зонтик предлагает потанцевать под дождем. Каждый выбирает, около какой лужицы будет веселиться.
На полу лужи из картона (музыка из мультфильма “Кот Леопольд”),
Дети под музыку, повторяя движения психолога, “шлепают” по лужам.
Психолог:
- Но вот дождь кончился. Какие большие лужи?
Игра “Дождливая погода”.
Девочки надевают калоши, бегут “змейкой” между “ лужами”, а мальчики держат в это время над девочками зонтик. Передают калоши и зонт следующей паре.
Зонтик закрылся и снова загрустил. Как же нам его утешить?
Садятся на стульчики.
Выслушивают предложения детей.
- Повздыхаем вместе с ним, погрустим. Может быть, пожалеть его, утешить, что-то ласковое сказать? Глажу Зонтик, говорю: “Не грусти, Зонтик. Мы тебе поможем”.
Передают зонтик по кругу. Дети выражают ему свое сочувствие.
Психолог:
- Может быть, Солнышко позвать? Оно веселое, ласковое, своими лучами согреет Зонтика и развеселит. Как позовем?

Говорят все вместе 2-3 раза (то тихо, то громко).
Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись. (слайд 4).

Дети рассматривают солнце. Солнце дотрагивается “лучами” до каждого.
- Солнышко хочет с вами поиграть.
Игра “Солнышко”.
Выбирают Солнышко по желанию детей. Встают в круг, Солнышко под песню ходит внутри круга, дотрагиваясь до каждого лучами. Останавливается с окончанием песни, дотрагивается до любого ребенка, и тот становится Солнышком.
- Посмотрите, Зонтик наш уже не грустит, немножко повеселел и раскрылся (слайд 1, или картинка)
Все садятся на стульчики.
- А вот что было дальше. Вышло Солнышко на небо, и над домами засияло огромное разноцветное чудо. Это – радуга (слайд 5, или картинка).

Релаксационное упражнение “Радуга”.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя уверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза”.
Дети подходят к столу, на котором разложена радуга, разрезанная на части (на каждой части не раскрашены две полоски).
- Ой, что такое? Видно, злая фея пошутила, стерла краски с радуги. Что же делать?
Выслушиваются предложения детей.
Может нам ее раскрасить? Выберите каждый себе друга, с которым будете радугу раскрашивать. Догадались, каких цветов не хватает? Договоритесь, кто какой цвет будет дорисовывать. Посмотрите, у вас только по одной баночке с синей и зеленой краской, поэтому нужно просить ее друг у друга.
Во время рисования звучит музыка. Раскладывают ткань на полу, составляют радугу из частей.
- Какая красивая радуга у нас получилась. Полюбуемся ею. Посмотрите, как радуется Зонтик (слайд 1, или картинка)
- Зонтик благодарит вас за то, что вы развеселили его. Нам пора прощаться с Зонтиком.
Прощаются с Зонтиком.
- И нам пора расставаться.
Упражнение – прощание “Всем-всем, до свиданья”.
Дети ставят свои кулачки в единый “столбик”, затем громко кричат: “Всем-всем, до свиданья!” и убирают кулачки.









2024 © rukaraoke.ru.