Особенности развития детей раннего возраста. Проблемы раннего развития детей


В наш переполненный информацией век – одни из самых неоднозначных и непростых. Мы все знакомы с поговоркой о том, что «дитя нужно воспитывать, пока оно лежит поперек лавки». Можно ли отнести эти слова не только к нравственному, но и интеллектуальному развитию ребенка?

Нужно ли мучить малыша развитием еще до того, как он научится ходить и говорить, или предоставить ему возможность самому доходить до житейских истин?

Дети не рождаются «чистыми листами» как в нравственном, так и в умственном плане. Русский перевод крылатой латинской фразы «Cum lakte nutricis suxisse» гласит: «Всосать с молоком матери». Перевод этого выражения на психологический язык означает, что наряду с врожденными способностями, передаваемыми от родителей детям с генами, многие особенности маленький человек приобретает в самом раннем развитии, еще в период грудного вскармливания. В психологической литературе врожденные физиологические особенности человека, являющиеся предпосылками формирования и развития способностей, называются задатками. Примером таких особенностей может быть своеобразие строения мозга, органов чувств и т.д. На базе задатков в процессе определенной деятельности формируются способности.

Когда же все-таки начинать развивающие занятия с ребенком? Если вы их начнете до его рождения, слушая музыку, читая вслух книгу, созерцая произведения искусств, вы нисколько не ошибетесь. Как только малыш «выходит в мир», для него становится важным эмоциональное тактильное общение с матерью. Дело в том, что согласно теории известного швейцарского психолога философа, автора множества книг по детской психологии Ж. Пиаже интеллект детей до двух лет является сенсомоторным, а это значит, что для малыша в этом возрасте очень важен чувственный опыт – возможность все увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Сенсорные ощущения как бы подготавливают почву для последующего восприятия ребенком цвета, формы, величины, качества предмета, которые являются основой развития мышления.

Общение с матерью в младенческом возрасте оказывает огромное влияние на формирование эмоциональной сферы личности малыша. Мама откликается на плач младенца ласковым голосом, теплым взглядом, нежным прикосновением. В этом случае ребенок будет открыт для принятия и проявления эмоций, доверчив и непосредствен. Дети, выросшие в доме ребенка и лишенные материнской ласки, а значит, испытывающие дефицит положительного эмоционального общения с матерью, вырастают недоверчивыми, замкнутыми.

Так нужно ли ранее развитие? Да, если мы понимаем под ним формирование у малыша способности самостоятельно мыслить, гармоничное развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей; если раннее развитие не мешает формированию нравственных ценностей, не разрушает эмоциональный мир ребенка, не превращает мимолетные мгновения дошкольного детства в унылую зубрежку или подготовку к бесконечным конкурсам. Ведь самое главное в раннем развитии – это вовсе не мифический, недостижимый в реальности «результат», а радость познания окружающего мира, которой мудрые и любящие родители могут щедро делиться со своим маленьким умничкой.

Цель раннего развития детей дошкольного возраста – не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, сделать ребенка сообразительным и добрым.

Важно помнить, что для успешного развития ребенка и раскрытия его талантов важен налаженный контакт между мамой и малышом. И не только физический, но и душевный. Ребенок должен ощущать, что он нужен маме, что ей с ним хорошо, приятно общаться. Чаще говорите с ребенком, причем о любых вещах. Избегайте сюсюканий, старайтесь говорить богатым и правильным языком, чтобы ребенок с пеленок привыкал к хорошему произношению и литературной речи. Постепенно ребенок будет все больше понимать, начнет задавать вопросы, включаться в диалог. Это поможет понять, в каком направлении движется ребенок, что ему интересно и любопытно.

Нормальному росту могут препятствовать проблемы раннего развития детей. И их, к сожалению, не так уж и мало. Среди самых основных можно обозначить следующие. Проблемы языковые, физическое развитие, поведение, когнитивные навыки и социальное взаимодействие. Все это в большой степени затрудняет адекватное развитие ребенка и в конечном итоге может спровоцировать очень серьезные проблемы во взрослой жизни.

Как известно, привычки и манера поведения закладываются в детях с самого рождения. И в некоторых случаях впоследствии ничего уже нельзя будет поделать. Если родители вмешаются в этот процесс как можно раньше, то можно будет оградить ребенка от множества проблем и комплексов прежде, чем он попадет под влияние окружающей среды.

Проблема первая: развитие речи

Среди самых серьезных проблем можно назвать языковую. Это способность и умение детей формулировать свои мысли должным образом, а также правильно говорить. Родители должны обсудить опасения по поводу способности ребенка правильно составлять предложения, понимать рецептивный язык и использовать выразительный язык эффективно с раннего детства. Если у ребенка имеются проблемы с речью, то лучше сразу же обратиться за помощью логопеда.

Проблема вторая: физическое развитие

Такая проблема встает у многих родителей. Современные дети действительно не дотягивают до нужного и установленного стандартами уровня физической активности. Есть определенные возрастные рамки, когда ребенок должен научиться сидеть, ползать, ходить, прыгать и бегать. Если у ребенка имеются задержки физического развития, то он будет страдать от слабого мышечного тонуса и иметь недостаток сил на выполнение адекватных движений.

Что касается мелкой моторики, то она важна не только для физического развития малыша, но и для когнитивных способностей в будущем. На первом году жизни эти проблемы можно решить с помощью физиотерапевтом и курсов массажа. Специалисты будут разрабатывать мышцы ручек и ножек малыша, «заставляя» их правильно и адекватно работать.

Проблема третья: эмоциональное и социальное развитие

Отклонения в эмоциональном и социальном развитии ребенка влияют на способности справиться с ситуацией, социального взаимодействия, эмоционального контроля, а также могут вызвать нарушения поведения в школе. Такие дети часто страдают от разочарования, когда сталкиваются с попыткой выполнять новые задачи, которые перед ними поставлены. В результате они бросают начатое из-за трудностей восприятия. Взрослые, которые столкнулись с такой проблемой, должны корректировать поведение детей с помощью сложной модели положительных высказываний и похвалы.

Проблема четвертая: психическое развитие

Проблемы в поведении в раннем детстве могут привести к трудностям в школе и кругу сверстников. Часто дети отражают непристойное поведение в ответ на то, как взрослые взаимодействуют с ними. Таким образом, взрослые, которые работают со сложными маленькими детьми, страдающими от психических отклонений разного рода, должны изменить свой принцип общения и взаимодействия с малышами.

В частности, если это дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, коих в последнее время становится все больше, то с ними необходимо проводить тщательную работу. При халатном отношении ребенок впоследствии может вырасти очень трудным подростком, у которого нет никаких ценностей. Но если направить энергию его в нужное русло, то проблем можно будет избежать. Адекватно воспитанные дети с таким диагнозом вырастают в прекрасных спортсменов, политиков и актеров.

Дискуссии

С.В. Куваева

Проблемы раннего развития и раннего обучения детей

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире при­влечено к проблемам раннего детства (ранний возраст 1-1,5 -3-3,5 дет). Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни - период наиболее интенсивного познавательно го и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

«Вирус» под названием «раннее развитие детей» поразил большинство молодых родителей крупных городов. «Моя дочь уже в 3 года читает...» - «А мой сын в 2,5 - считает», - хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями .

Необходимо пояснить, что в этом случае понятие «развитие» употребляется ошибочно, так как на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних «школах для младенцев» занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Таким родителям кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку «ранний старт», повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Дети прекрасно развиваются в раннем возрасте, поглощая умопомрачи­тельные объемы информации, если им не мешают взрослые. Независимо от того, стремятся ли родители развить ребенка или не делают этого, - он пройдет колоссальный этап развития именно в первые три года жизни, из которых особенно насыщен первый год. Это происходит просто потому, что ребенок так психически устроен. Но родители, зная об этой природной особенности ребенка и не вполне понимая, зачем она нужна, боятся чего-нибудь недодать своему чаду. Многие из них окрылены идеей развития гения, чтобы гордить­ся своими достижениями в воспитании ребёнка. Ну очень хочется маме двух­летнего малыша сказать другой маме: «А наш уже читает!» И непременно подчеркнуть - «вот чего мы достигли!», подразумевая, «какая я молодец, какая я замечательная мама» ,

Раннее обучение ребенка - это проблема родителей, а не детей. Это всегда стремление испытать гордость за свои родительские достижения, даже если мама и папа искренне уверяют, что они хотят только общения с ребен­ком, хотят дать ему только самое лучшее. Причем очень часто родители стре­мятся к этому любой ценой, и все неудачи ребенка рассматривают как лич­ное поражение, подтверждение собственной несостоятельности. Педагоги и психологи из практики знают, что если к ним пришел ребенок, прошедший школу «раннего развития», то это, прежде всего, проблемные родители, а потом уже - трудные дети.

Позитивные стороны раннего обучения

Главным аргументом приверженцев идеи раннего обучения служит генеральная особенность развития головного мозга ребенка. Способности младенцев просто невероятны. И сейчас ученые дают этому объяснение. При рождении мозг ребенка весит около 340 грамм, и в течение первых лет растет с невероятной быстротой, К концу первого года его вес достигает при­близительно 1100 граммов. А к 5 годам вес мозга ребенка составляет около 90% веса мозга взрослого человека. Многочисленные структуры мозга тоже претерпевают существенные изменения, проходя определенные стадии созревания. Наличие коры головного мозга отличает людей от животных. Вы­соким умственным способностям - мыслительной деятельности, памяти, языковым способностям, математическому мышление мы обязаны развитию коры головного мозга. У новорожденных кора не слишком хорошо развита, в отличие от подкорковых структур. Но по мере увеличения ее веса, размера и образования нервных соединений, связывающих клетки, она развивается. И именно формирование нервных соединений, связывающих каждую клетку с множеством других, влияет на развитие мозга. А формирование связей у младенцев идет с космической скоростью. Эта скорость продолжает быть большой до 6-летнего возраста (максимальна она до 2,5-3 лет), а потом замедляется. По мере взросления ребенка рост числа связей постепенно прекращается, а потом и вовсе начинается обратный процесс. Незадействованные синаптические связи атрофируются и умирают, те же связи, которые активно используют, становятся прочными и стабильными. Именно благодаря этим особенностям развития мозга, дети с рождения имеют экстраординарные спо­собности. И в возрасте до 2,5-3 лет их легко можно научить тому, чему у нас детей учат гораздо позже и с трудом (это и чтение, и математика в объеме двух классов начальной школы, и иностранные языки, и многое другое).

В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам - на 80%. В самом деле, - это впечатляет! Но это развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, то есть серого вещества, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними, - качественного развития высшей материи. Это гово­рит о том, что задача развития головного мозга - это не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Задача накопления информации ре­шается примерно до исполнения малышу 9-10 месяцев, а затем начинается ее систематизация и, параллельно, продолжается накопление.

Зачем же ребенку нужно, чтобы к трем годам была накоплена и систематизирована большая часть информации о внешнем мире? Человек существо социальное и ему необходим развитый мозг, чтобы он мог успешно интегрироваться в социум. Для этого необходимо овладеть многими понятиями. Например, надо знать иерархию группы и общества, различные формы взаимоотношений между ее членами, запретные зоны, свое положение в группе, культурные особенности, быт и систему хозяйствования. Но кроме этого необходимо также знать и то, что позволит выжить, понять взаимосвязи с окружающим миром и уметь ориентироваться в нем. А для этого необходимо знать животный и растительный мир, атмосферные и астрономические явления, смену времени суток и времен года, и так далее. Таким образом, к моменту активной социальной адаптации (социализации), которая начинается у ребенка примерно в 3-3,5 года, он должен знать все, что поможет ему жить по законам группы и выжить в природной среде обитания. Поэтому в зависимости от сложности устройства социума и условий выживания ребенок усваивает тот или иной объем знаний и проводит взаимосвязи между полученными по­нятиями. С этой точки зрения его развитие в указанный период должно быть оптимальным, востребованным жизненной необходимостью .

Одним из парадоксов нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. Этим объяс­няется наметившаяся в современной педагогике тенденция к более раннему интенсивному обучению - в педагогической практике широко применяются методики раннего развития; в более раннем возрасте, чем прежде, начинается и школьное обучение. Поэтому попытки навязать ребенку программу раз­вития определенную не его естественным образом жизни, а рекомендациями папы или мамы, - Н. Зайцева, Г. Домана или Б. Никитина - мы неизменно вторгаемся в процесс индивидуального развития ребенка и нарушаем его.

С другой стороны, если ребёнком не заниматься, не развивать его, - он бу­дет ущербным, у него также будет много проблем, и его тоже можно будет счи­тать трудным ребёнком. Тогда встаёт закономерный вопрос: «А как заниматься развитием ребёнка?». Почему-то часто считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком 3-4 лет идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь они обе цветочки». То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать?». Вот это «заземлённое» действо и есть развитие познавательных процессов в ран­нем возрасте, по крайней мере, прежде всего.

Негативные стороны раннего обучения

Возможности раннего обучения действительно колоссальны и есть пси­хологические механизмы их задействования. В общем, это не новая и вполне доступная психолого-педагогическая информация. Авторы методик раннего обучения всегда додают эту информацию как некую диковинку, известную только им. Им кажется, что все остальные просто слепцы, которые не видят этих возможностей ребенка.

Интересен и тот факт, что подавляющим большинством разработчиков идей раннего развития являются мужчины: Глен Доман, Масару Ибука, Борис Никитин, Николай Зайцев . Однако сегодня в психологии доказано (в том числе отечественными исследователями), что в отличие от женщины, мужчина в полной мере не способен идентифицировать себя с ребенком раннего возраста. Психологическая идентификация с ребенком, это особое состояние женщины-матери, позволяющее ей точно понимать все потреб­ности малыша. Именно поэтому в древних обществах мужчина допускался к воспитанию только после исполнения ребенку 5, а то и 7 лет. В некоторых русских общинах (местностях) для мужчины считалось позором, принимать участие в воспитании детей до 3 лет. Если он совершал подобный проступок, то женщины могли его публично побить и с криками выгнать издому. Отец мог баловать маленького ребенка (ребёнка раннего возраста), но не мог вос­питывать или учить его. Известно также, что мальчики переходили на «мужскую половину» не ранее исполнения им 5-6 лет.

В этих правилах поведения заключались прекрасное знание психологии пола и многовековая мудрость - только женщина-мать может точно чувство­вать потребности маленького ребенка и не сможет ему навредить. Мужчина же стремится к нововведениям, плохо рассчитывает силу ребенка, который может стать жертвой оплошности или неудачного воспитательного эксперимента. Вот когда малыш окрепнет и подрастет, у него появится потребность расширить поле деятельности, тогда ему необходимо социальное участие мужчины.

Итак, мужчины придумали, «на какие кнопки надо нажимать», чтобы получить вожделенный результат - маленького гения. А что же придумали женщины? А женщины оказались намного мудрее и придумали программу поощрения и поддержки грудного вскармливания, методы мягкой адаптации новорожденного к внеутробному существованию и методику спонтанного развития творческих способностей ребенка. Есть, как упоминалось выше, нейрофизиологические законы развития мозга. Нейропсихолог А.В.Семенович считает, что энергетический потен­циал мозга ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то воз­никает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направ­лена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики .

Два-три года - это период активнейшего развития сенсомоторной и эмо­циональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, счи­тать - перегружать его познавательные процессы, - то вы отбираете энер­гию, в частности, у эмоций, у чувственного развития ребёнка. И у маленького ребенка «полетят» (в развитии) все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне ве­роятно проявление каких-то психосоматических дисфункций, что-то может за­болеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого раннего «отбора психической энергии», кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда родители 6-7 летнего ребёнка начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся детские страхи, тревожность. Далее, почему «вдруг» возникают эмоциональные сры­вы в пубертате (в подростковом возрасте), «никто не понимает», почему ребе­нок «стал» чересчур агрессивным и/или гиперактивным .

Социально-психологические цели раннего обучения

Многообещающее раннее обучение ребенка, которое взрослые начинают осуществлять, чуть ли не на следующий день после родов (чтобы не опоздать), не отличается содержательным разнообразием. Если мы посмотрим, какой именно набор знаний вкладывается в понятие «раннее развитие», то мы увидим, что это чтение и счет. Еще говорят о живописи, иностранных языках и музыке, но мало. Если мы вспомним, какой объем системной информации должен на своём уровне усвоить ребенок (иерархия и культура группы, раз­личные формы поведения, объекты живого и неживого мира, атмосферные и астрономические явления и так далее). Возникают вопросы, а не обедняем ли мы его? Не сводим ли мы его поистине гениальные возможности к собствен­ным примитивным представлениям о том, что такое гениальность?

Наверное, для мамы, которая не знает иностранного языка, не умеет скла­дывать в уме трехзначные числа и не любит читать книги, высшее проявление гениальности - это умение бегло читать и считать. Но с точки зрения ребенка это совсем не так. Он готов усваивать знания по зоологии, ботанике, изучать звездное небо, рассматривать облака, познавать водный мир, мифологию пото­му, что это ему интересно. Но взрослым трудно дать ему эти знания, они про­сто не знают этого сами, зато все они, в принципе, знают алфавит и цифры.

Специфика детского восприятия состоит в том, что лучше всего они усваи­вают только то, что видят и слышат, то, что получают в непосредственном общении с взрослыми. Но видеть они должны не знаковые символы (цифры и буквы), а объекты внешнего мира и взаимоотношения в группе людей. Из многолетнего опыта воспитания детей первых лет жизни могу сказать, что они очень хорошо запоминают информацию на слух (в этом возрасте практически у всех детей сензитивный период в развитии аудиальной модальности). Трехлетний ребенок способен рассказывать наизусть сказки и стихи, которые не раз слышал от матери или бабушки в 1,5 года притом, что эти стихи ему позже больше ни разу не читали. Но малыш не может в 3 года воспроизвести стихи и сказки, которые он прочел в 2 года сам. И здесь дело не в технической стороне запоминания, а в эмоциональности восприятия. Ребенок продуктив­но воспринимает то, что передано в непосредственном общении и окрашено определённой эмоцией и множеством «взрослых» интонаций. Текст же, который малыш читает самостоятельно, не расцвечен эмоциями, потому что малыш пока не имеет опыта эмоциональной передачи информации. Этот опыт складывается у него в результате длительного ежедневного общения, в результате слушания рассказов и переживания различных событий.

Авторы различных методик исходят из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! «Волшебная палочка» для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских «брэндов»: Монтессори («Ах!»), Никитин, Зайцев, Тюленев и другие. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

Система М.Монтессори

Мария Монтессори, итальянская педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей в первой половине XX века. Она разработала упражнения со стимульным материалом, - с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующими у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети (с которыми долго индивидуально занимались) не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше своих сверстников из обычной школы. И тогда М. Монтессори предположила, что те же упражнения (развитие мелкой моторики - развитие речи и тому подобное) могут помочь и при обучении здоровых детей . Сегодня в монтессори - садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью, например, разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. Елена Смирнова, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, считает, что эта система в ее традиционном варианте «ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию». Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям .

«НУВЭРС» Никитиных

Семье Никитиных принадлежит идея «НУВЭРСа» - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и, в конечном счете, не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод раз­вития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По си­стеме Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться, чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на ре­шение интеллектуальных задач . Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное раз­витие, в ущерб эмоционально-чувственному формированию личности.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никити­ных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никити­ных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырас­тила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей, с развитым геометрическим интеллектом.

«Складовые кубики» Н.Зайцева

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, «увидев» единицу строения языка не в слоге, а в так называемом складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же это одна буква. Вот эти склады Зайцев и написал каждый на отдельных гранях кубиков. Пользуясь этими складами, ребенок начинает составлять слова. Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку - их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для звонких кубиков - звуков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям интонационно почувствовать разницу между гласными и со­гласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий.

Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по «кубикам Зайцева». Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике И. Зайцева «тупость» двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется, например, буквосочетание «МА» как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много - около двух сотен, однако выучить «пару сотен» складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады (условные слоги) получаются из отдельных букв. Но впоследствии, в традиционной школе, маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать «складовое» чтение?

Так называется методика Виктора Тюленева , обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей». Он использует для домашнего образования карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения, вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно» Стены детской следует также украсить географическими картами, таблицей периодических элементов Д.И. Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной семье девочка с помощью методов В. Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть «Бородино» М.Ю. Лер­монтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв сло­ва на холодильнике. Это впечатляет! Однако, маме приходилось скрывать от окружающих способности своей дочери.

Психологи и медики утверждают, что активные образовательные экспери­менты над «младенцами» не проходят бесследно. Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на «ранообучаемых» детей: «Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит»; «Девочке 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро «накалякает» и бежит машинки катать!»; «Нам 5 лет - читает только из-под палки, только, если ремень видит».

Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему «грамотею» проще учиться в пер­вых классах, но когда приходит время заниматься, всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром зауряд­ных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил «вундеркинду» преимуществ по сравнению с однокашниками. Сторонникам раннего обучения часто прихо­дится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя ли­шать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения, зна­ний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в мла­денчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно само­стоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя. Профессор Елена Смирнова счи­тает, что, стремясь обучать 2-3-летнего ребенка чтению и счету, родители подсознательно устраняются от необходимости «опуститься» до его интере­сов и потребностей. Не всякий взрослый умеет играть с ребенком - встать на колени, ползать за машинами, говорить «за зайчика». Очень часто, не наи­гравшись досыта в раннем детстве, вундеркинды наверстывают упущенное в школе, предпочитая урокам игры под партой. Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие (излишне раннее обу­чение) - явление психолого - педагогически нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. Профессор Елена Смирнова считает, что драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, не знают особенностей восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время .

Психологи настаивают на том, что до 5 лет, без активного познавательного интереса со стороны ребёнка, усиленно обучать читать и писать - значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно «переваривать» информацию, выраженную в абстрактных для ребенка символах. Если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний. Хотя есть в «эпидемии» раннего обучения («ускоренного» обучения) и положительный аспект. Здравомыслящие родители, «переболев» новомодными педагогическими методиками, возвращают­ся к играм в «Ладушки» и сказкам про «Колобка» (у ребёнка должно быть игровое детство!). Психологи признают, что проверенные десятками поколений методы воспитания гораздо лучше (пролонгировано эффективнее) новомодных образовательных продуктов.

Итак, необходимость в раннем развитии, именно психологическом развитии, а не обучении (!) ребенка несомненна, но методы, которые пытаются для этого использовать, оставляют желать лучшего. Опережение так же пагубно, как и отсрочка. Всему свое время. Во всяком случае, не нужно торопить­ся и ставить эксперименты на собственном ребенке, тем более что никто из разработчиков этих методик не говорит о том, что происходит с гениальностью чада к исполнению ему 25-30 лет. А это очень важно, потому что только к этому возрасту можно произвести полную оценку педагогического воздействия на ребенка (на человека) за все предшествующие годы. Если после всех воздействий и воспитательных мер к 30 годам мы получим яркую личность, человека с устойчивыми нравственными понятиями, способностью к творчеству и широкими интеллектуальными возможностями, значит, мы получили хороший педагогический результат. А если нет?

Литература

1. Доман Г. Гармоничное развитие дошкольника. - М.: Аквариум, 1996.

2. Ибука М. После трёх уже поздно: пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.

3. Монтессори М. Мой метод., -М.: изд-воАСТ,-2006. .

4. Никитин Б. П. Мы, наши дети и внуки. - М.: Молодая гвардия, 1989.

5. Семенович А В. Отстаньте от детей // Школьный психолог. - 2000. - №14.

6. Смирнова О. Е. Дошкольник в современном мире; Книга для родителей. - М., 2006.

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1

Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье

В пособии рассматриваются актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи, методы диагностики и коррекции. Представлены методические разработки проведения занятий по сенсорике, развитию речи, конструированию с детьми раннего и дошкольного возраста. Раскрыта взаимосвязь с последующими периодами развития ребенка в дошкольном возрасте и проблемами его готовности к школе, адаптации к новым условиям жизни.

Книга предназначена для педагогов, психологов и родителей.

Вместо предисловия

Ранний возраст - совершенно особый период - период созревания всех органов и систем. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит впервые 3 года жизни. Выдающиеся педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, C.JI. Новоселова, Д.Б. Эльконин определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных ее функций, начального формирования личности ребенка.

И нам, педагогам и родителям, важно своевременно использовать те неповторимые возможности развития, которые присущи детям этого возраста. Каковы же их особенности?

Ни в каком другом возрасте ребенок так быстро не растет и не развивается. Он рождается самым беспомощным существом по сравнению с детенышами животных и в короткие сроки в быстром темпе под воздействием окружающей среды, влияния взрослых (первая улыбка, узнавание близких, подражание их действиям, движениям, ходьба, речь) формируется его мозг.

Такой быстрый темп развития обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это связано с тем, что в коре головного мозга ребенка много незанятого поля, по сравнению с детенышами животных, поэтому имеется возможность большего влияния на развитие малыша (детеныши животных сразу встают на конечности, а ребенку требуются специальные условия и воздействия для появления ходьбы).

Также быстрый темп развития обусловлен необыкновенной пластичностью мозга ребенка. Еще Л.С. Выготский писал, что «...ранний возраст сенситивен во всем», называл этот возраст «золотой порой сенсорного развития», а о детской речи писал, что ребенок имеет особую чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению. И действительно, ребенок воспринимает новое, впитывает в себя информацию, как губка, однако это вовсе не значит, что она может быть беспредельна. Психическое развитие дошкольника имеет свои закономерности - врожденную программу прохождения этапов, периодов, стадий своего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Ребенок учится по своей программе и в процессе его развития происходит встреча двух программ - врожденной и определяемой взрослым. Причем индивидуальная программа может отражать возрастную норму, опережать ее или отставать от нее. При общении, обучении ребенка следует идти от него, вместе с ним, чуть опережая, создавая условия для дальнейшего его развития. Не следует торопить, увлекаться его возможностями. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряется тот базис, фундамент, который лежит в основе дальнейшего развития.

В связи с быстрым темпом развития для детей раннего возраста характерна их высокая ранимость. Недостаточная зрелость нервной системы, ее лабильность, быстрее подвергается нервному истощению, утомлению, существует более высокая подверженность инфекционным заболеваниям, что особенно проявляется в стрессовой ситуации.

Быстрый темп в развитии ребенка характеризуется скачкообразностью. Многочисленные исследования показывают, что периоды ретардации, когда замедляется темп развития в связи с накоплением, сменяется скачками, как в развитии отдельных функций, так и в критические периоды развития ребенка (1 год, 3 года, 6 - 7 лет, 12 - 15, 18 лет). Скачкообразно развивается и речь. Процесс ее развития - диалектический, когда в недрах старого зарождается новое качество, заменяя первоначальное качество более сложным. (Во время овладения ходьбой темп развития речи замедляется, однако ходьба способствует формированию связей с окружающим и дальнейшему развитию речи.) Для быстрого развития ребенка характерно быстрое установление связей с окружающим и медленное их закрепление. Также характерны неустойчивость, незавершенность формирующихся умений ребенка. Должна быть повторность в обучении и самостоятельной практике, поэтому при обучении малыша следует учитывать положение о том, что чем младше ребенок, тем требуется больше повторов при формировании каких-либо его умений. Так, на 1-м году жизни в течение дня необходимо совершать несколько повторов, на 2-м году - несколько раз в неделю, а на 3-м - несколько раз в месяц. Кроме того, совершенно необходима связь организованных взрослым игр и самостоятельной практики ребенка. Нужно специально подготовить условия для того, чтобы дошкольник после таких игр смог осуществить это в своей самостоятельной деятельности.

Для развития ребенка характерна гетерохронность, при которой формирование отдельных структур, функций мозга, способностей, умений, навыков идет неравномерно. Поэтому необходимо знать особенности развития на каждом возрастном этапе, обращая внимание на ведущие виды деятельности и умения, характерные для каждого возрастного периода.

Взрослым не стоит забывать, что ребенок - существо биосоциальное. Характерна четкая связь между состоянием здоровья ребенка, его физическим, психическим развитием, формированием личности и генеалогией, биологическим и социальным анамнезами. Часто наблюдаются проявления психосоматических заболеваний, что характерно для детей именно раннего возраста.

Для поведения ребенка характерна высокая ориентировочная реакция. Для развития мозга детей необходимо достаточное количество впечатлений. Малышу надо получать информацию и ее перерабатывать. Дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях (домах ребенка, детских домах), ощущают дефицит в получении информации, испытывая сенсорную депривацию. В ДОУ должна быть создана игровая среда в соответствии с возрастом и уровнем развития детей, которая изменяется время от времени, развивая познавательную деятельность ребят.

Особое значение в жизни маленького человека, его развитии, обучении, формировании личности имеют эмоции. Прежде всего, это связано с их ранним формированием - улыбка родителей, комплекс оживления на обращение к малышу близких. Затем идет формирование более сложных эмоций - гнев, обида, ревность, сочувствие, чувство юмора и др. В связи с тем, что внимание детей носит непроизвольный характер, все обучение ребенка связано с умением взрослого вызвать у него интерес к объекту изучения, его ориентировочную деятельность, эмоциональное отношение к занятию. Дети эмоционально внушаемы, чувствительны к настроению взрослых, которое им передается. Даже совсем маленькие улавливают настроение матери, воспитателя в группе. Эмоциональное состояние - важнейший фактор в протекании болезни и выздоровлении, периоде адаптации и других жизненных ситуациях малыша.

Ведущую роль в формировании личности и развитии ребенка играет взрослый. Исследования М.И. Лисиной показали, что ведущий вид деятельности ребенка на 1-м году жизни - общение со взрослым, который удовлетворяет жизненно важные потребности малыша. Самый тяжелый вид депривации - дефицит общения ребенка со взрослым. В условиях общественного воспитания общение с ребенком является ведущим фактором в деятельности воспитателя. Наиболее эффективная форма общения - индивидуальная. Снижение количества общения отрицательно влияет на характер поведения ребенка.

Воспитание ребенка должно осуществляться с учетом его индивидуальных особенностей. В разных ситуациях и режимных моментах (на занятиях, при засыпании, во время игры, в периоде адаптации к новым условиям жизни) требуются совершенно различные индивидуальные подходы к детям с разными индивидуально-типологическими особенностями.

Особенности развития и воспитания детей в условиях семьи

и дошкольного учреждения

Консультативная работа в детской поликлинике и курирование дошкольных учреждений предоставили уникальную возможность выявить основные проблемы, которые возникают в развитии и воспитании детей в условиях семьи и ДОУ.

К сожалению, довольно часто о трудностях, связанных с задержкой психического развития (ЗПР) и школьной дезадаптацией, начинают думать с большим опозданием, тогда как их корни надо искать гораздо раньше - в периоде раннего детства. Известный физиолог Н.М. Щелованов рекомендовал «не запускать детей снизу».

В этой связи можно выделить три проблемы:

  • достаточно низкий уровень нервно-психического развития (НПР);
  • значительное число детей, имеющих различные отклонения в поведении;
  • адаптация к новым условиям жизни.

Подробнее остановимся на первой проблеме. Сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии РМАПО разработаны методы диагностики и оценки детей по группам развития, которые легли в основу сравнительного анализа НПР детей в условиях семьи и ДОУ по группам развития (1-я группа - норма, 2-я - первоначальная задержка на один эпикризный срок, 3-я - на два, 4-я - на три, 5-я - на четыре эпикризных срока) (рис. 1).


Из диаграммы видно, что в семье наблюдается больший процент детей с более глубокой задержкой НПР, особенно тех, которые готовятся к поступлению в ДОУ, чаще это дети из неблагополучных семей.

Анализ последних лет показывает, что если раньше дети раннего возраста воспитывались больше дома, то теперь в ДОУ поступают в большом количестве дети как из неблагополучных, так и благополучных семей, однако количество дошкольников с большой задержкой НПР достаточно высоко.

Что прежде всего задерживается у детей? Прежде всего функции, которые вновь формируются, являются новообразованием - развитие активной речи, сенсорное развитие, связанное с формированием наглядно-действенного мышления. Это не может не отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста, где также наблюдается более позднее развитие речи и мышления. Кроме этого, выявлено более позднее формирование внимания и памяти (рис. 2).


Анализ выявил недостаточно высокую готовность детей к школе. Готовы лишь 35%, не готовы - 9%, остальные дети имеют различные проблемы, поэтому их можно считать «условно готовыми».


На рис. 3 видно, что у детей также имеются проблемы в развитии наглядно-образного и логического мышления, внимания и памяти. Недостаточно представлена и мотивационная сфера. Отклонения в развитии обусловлены влиянием неблагоприятных биологических и социальных факторов. Определяя уровень психического развития, и оценивая поведение детей, необходимо обращаться к анамнезу дошкольника, так как следует учитывать систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка, включающую как биологический, так и социальный анамнез.

Анализ влияния биологического анамнеза на психическое развитие и поведение ребенка выявил следующие особенности:

  • - число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами постепенно уменьшается;
  • - дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший процент отклонений в развитии и поведении (рис. 4, 4а);



  • - развитие такого социального показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом (рис. 5). Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде становления, связана с тем, как протекали беременность и роды у мамы. Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым развитием;


  • - длительность грудного вскармливания, предполагающего необходимый интимный эмоциональный контакт малыша с матерью, также необходима для здоровья и развития ребенка. Многие дети вскармливаются до 3 месяцев. Наиболее же эффективный срок вскармливания - 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным молоком уже после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери, а вследствие этого - проблемы адаптации к ДОУ.

Немаловажное значение имеет социальный анамнез в развитии ребенка, формировании его личности.

Довольно часто в условиях семьи либо не создаются оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста. Ребенок развивается по своей программе.

Особого внимания заслуживают дети, имеющие недостаточную готовность к школе, которая определяется рядом факторов:

1- физиологическая готовность (уровень развития основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья);

2- социальная (к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе);

3- психологическая (личностно-мотивационная и волевая сферы), при которой дети должны иметь элементарную систему знаний, определенный уровень развития мышления, речи, внимания, памяти;

4- эмоциональная (умение регулировать импульсивность реакций, развитие эмоционально-коммуникативных умений).

У детей появляется стремление к новому социальному положению школьника, которое известный психолог А.И. Божович называет «внутренней позицией школьника», когда социальные мотивы связаны с учебной деятельностью и познавательными интересами.

Нужно ли учить ребенка до школы? Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал, что ребенок может усвоить новую программу, если она «по природе своей, своим интересам, уровню мышления... является его собственной программой». Ребенок еще всему должен «научиться учиться». Однако часто в семье, да и в дошкольных учреждениях «лепится» маленький школьник. Дети лишаются игры, общения с близкими и сверстниками, у них появляется тревога, закладывается негативизм, возникает агрессия.

В значительной степени готовность к школе зависит от уровня мотивации, которая у дошкольника должна постоянно формироваться.

Какие же могут быть уровни мотивации:

1- социальная (потому что учиться идут все, учиться важно). Дети учатся хорошо, следуют инструкции, не ищут новых способов решения задач;

2- учебно-познавательная (высокая учебная активность, связанная с интересами ребенка). Дети учатся неровно, не любят упражнений;

3- оценочная (получают хорошие отметки, ориентируясь на учителя). Дети всецело зависят от педагога, практически не имеют собственного творческого начала;

4- ориентация на внешние данные (исключительные портфель, костюм, пенал). Дети не готовы к учебной деятельности, в их сознании постоянно присутствуют слова мамы: «Только не дворником»;

5- игровая мотивация (берут с собой в школу игрушки). Дети не адекватны учебной деятельности.

Мотив предстоящего обучения в школе может формироваться через игру «в школу», чтение книг на соответствующую тематику, экскурсии в школьный класс, беседы и т.д. Говоря о социальной адаптации, не стоит забывать, как дети оценивают себя и окружающих.

Дети с завышенной самооценкой в результате бедного опыта общения с окружающими в школе часто терпят крах, так как видят свою несостоятельность (дома их захвалили, они были кумирами в семье).



Дети с заниженной самооценкой испытывают страх перед школой (например, одна девочка, которая не хотела идти в школу, мотивировала это тем, что говорила: «Я не знаю ответов на вопросы учителя»). Такие дети требуют особого внимания: поощрения, создания условий для обеспечения их успешной деятельности.

В следующих статьях предлагаются развивающие игры и занятия, формирующие психологическую готовность детей к школе.

Исследования гигиенистов, говоря об интеллектуальной готовности, обращают внимание на постепенное формирование учебно- волевых качеств, которые состоят из пяти блоков:

  • личностно-мотивационный (желание учиться);
  • принятие учебной задачи (наличие желания, интереса, произвольного внимания, памяти, уровня умственного развития);
  • представление о содержании деятельности и способах решения задач;
  • работающий информационный блок (восприятие, переработка, сохранение информации);
  • управление деятельностью (планирование, контроль, оценка своей деятельности).

Кроме того, нужно помнить, что готовность к школе совпадает с переходом ребенка на новый этап развития - критический период, который в большинстве случаев связан с проявлением негативных реакций, осознанием своего социального «Я», утратой детской непосредственности, проявлением искусственного поведения (паясничанье), осознанным отношением к себе и окружающим, желанием перейти к новому социальному положению.

Готовность к школе в большей степени предопределяет течение адаптации, которая, в свою очередь, зависит от того, как протекал кризис и закончился ли он до поступления в школу. Если дети проходят кризис до поступления в школу, они испытывают там гораздо меньше трудностей.

Своевременные диагностика и коррекция НПР и поведения детей раннего возраста и готовность к школе дают положительные результаты (рис. 6, 7). На рис. 6 видна положительная динамика детей в группе раннего возраста к началу и концу наблюдения. Так, если к началу наблюдения 1-я группа развития составляет лишь 18%, 2-я - 74, 3-й группы не было, 4-я - 8, то к концу года заметно увеличивается количество детей 1-й группы, а дети 4 й - переходят в 3-ю группу, т.е. глубина задержки сокращается. На рис. 7 отражена положительная динамика поведения детей.


Такая же положительная динамика видна и на рис. 8, отражающем положительную динамику психологической готовности к школе.

Вторая проблема связана с тем, что у детей могут наблюдаться разные отклонения в поведении (проявления упрямства, негативизма, возбудимости, двигательной расторможенности и т.д.), а третья - проблема адаптации к новым условиям жизни, в частности адаптации к ДОУ, - в последнее время приобрела особую актуальность и будет рассмотрена далее.

Переход на другие статьи методического пособия:









2024 © rukaraoke.ru.