От чего у грудного ребенка. Грудной возраст ребенка: особенности развития и нормы. Вскармливание грудного младенца


Привет, друзья! Я, Лена Жабинская, снова рада видеть Вас на страницах этого блога. Сложно представить более загадочное и чарующее явление, чем зарождение маленького человечка. С момента появления двух заветных полосок на тесте, будущую маму интересует все: как кроха развивается, растет и, самое главное, что он ощущает.

Потом малыш рождается, а мысли о его ощущениях так ее и не покидают. Важнее всего ей понять, когда новорожденный ребенок начинает видеть. Просто для того, чтобы помочь ему быстрее адаптироваться в новом окружении, наладить с ним контакт или же своевременно заметить наличие каких-либо патологий, связанных с его зрением.

Бытует мнение, что сразу после появления на свет малыш ничего не видит, однако, оно не находит научного подтверждения. Формирование глаз у плода приходится на 18 неделю беременности и длится вплоть до 7 месяца, когда у будущего ребенка появляется глазное яблоко. Вслед за этим он начинает реагировать на свет, направленный на живот маме.

Из этого следует, что способность разглядеть мир – врожденная. Другое дело – насколько хорошо дети видят сразу после своего появления. Врачи говорят, что в первые дни, а то и месяцы, зрение у крохи несколько притуплено, и это неслучайно. Таким образом, природа просто защищает его от сильных потрясений, вызванных яркими вспышками.

Впоследствии, когда он немного адаптируется и освоится, зрение нормализуется, пока же он способен различать лишь наличие или отсутствие источника света. Удостовериться в этом можно, заметив, как малыш щурится.

Через сколько времени после рождения малыш сможет хорошо видеть? Здесь все индивидуально, тем более, что усугубляют ситуацию давление на головку, проходящую по родовым путям, и его сила. Между тем, по словам специалистов, чаще всего осознанно видеть кроха может уже в 3 месяца. Однако это совсем не значит, что до этого времени мир останется для него загадкой.

Когда, что и как

Знаете ли Вы, что:


Можно ли как-то наладить контакт

Крохотный комочек – это самое дорогое, что есть у родителей. Они ждали его 9 месяцев, а может даже всю жизнь. Поэтому оттягивать время налаживания контакта с ним еще на несколько долгих недель, им вряд ли захочется. Да и нужно ли, тем более что сделать это можно чуть ли не с рождения.

Знаете, в каком возрасте Вам удастся привлечь внимание малыша? В любом, главное, правильно к нему подойти и помочь ему сосредоточиться. Известно, что в первые 60 дней от роду ребенок способен разглядывать вещи, которые находятся на расстоянии 20 – 25 см от его головки. Почему? Говорят, что именно такое расстояние разделяет его и маму при кормлении грудью.

А это значит, что если приблизиться к нему ровно на столько, есть все шансы попасть в поле его зрения. И не стоит беспокоиться о том, что в эту самую минуту он Вас четко не увидит. Специалисты говорят, что это произойдет уже к 3 месяцам.

С каждым новым днем малыш растет и развивается, а, значит, получает все больше сведений об окружающем его мире. 80% из них приходит к нему благодаря его глазам, но это совсем не значит, что нужно игнорировать важность тактильных ощущений маленького человечка.

Поглаживания, массажи и нежные мамины прикосновения, как средство налаживания контакта в том числе, никто не отменял.

Интересно знать:


Помните об этом при выборе игрушек и погремушек! А также сохраняйте статью себе на стену в социальных сетях и подписывайтесь на обновления блога!

Я, Лена Жабинская, с нетерпением жду Вас здесь снова!

Весь детский возраст разделён на периоды:

  1. Период от рождения до 28 дня называют периодом новорожденности
  2. Период от 28 дня до 1 года называют грудным периодом
  3. от 1 года до 3 лет – преддошкольный или ясельный период
  4. от 3 лет до 7 лет – дошкольный или садиковый период
  5. от 7 лет до 11 лет – младший школьный или препубертатный период
  6. от 11 лет до 15 лет старший школьный или пубертатный период

Грудной ребёнок развивается и растёт очень интенсивно, этот период очень важен т. к. именно это время во многом определяет дальнейшее умственное и физическое развитие малыша.

Косто-мышечная система

Организм грудного ребёнка совсем не похож на организм более старших детей. Костная ткань у ребёнка очень эластичная, кости более гибкие т. к. костная ткань в этом возрасте содержит больше воды, органических веществ и меньше минеральных веществ. Переломы у грудных малышей бывают редко, а если и случаются, то быстро и легко срастаются. С возрастом у ребёнка появляются точки окостенения, по этим точкам врач может определить возраст ребёнка. Позвоночник у грудного ребёнка почти прямой, физиологические изгибы появляются постепенно, когда ребёнок научится держать головку, сидеть и ходить. В этом возрасте возможны искривления позвоночника при неправильном уходе. Рёбра у малыша расположены почти горизонтально и не участвуют в акте дыхания, это можно заметить, внимательно понаблюдав за ребёнком, в этом случае говорят о брюшном виде дыхания. На костях черепа имеется небольшой родничок, который имеет размеры 1,5см – 1,5 см (иногда 2 см. – 2 см.). В норме он зарастает к возрасту 1-1,5 лет. Раннее или более позднее закрытие родничка может свидетельствовать о нарушении минерального обмена.

Желудочно-кишечный тракт

Слизистая рта грудного ребёнка очень нежная. Пищевод имеет воронкообразную форму, сфинктеры развиты слабо, именно поэтому детские врачи советуют после кормления некоторое время осторожно держать ребёнка на руках головкой вверх. Так ребёнок может срыгнуть воздух и некоторое количество пищи. Объём желудка новорожденного около 30 мл, в 3 месяца около 100 мл., в 1 год около 250 мл. Ребёнка нужно кормить часто, но небольшими порциями. При грудном вскармливании пища находится в желудке 2-3 часа.

У грудных детей слабо развита фиксация слизистой прямой кишки, поэтому нельзя ребёнка очень долго держать на горше, это может привести к выпадению прямой кишки. У детей такого возраста часто бывают грыжи, завороты кишок и другие подобные заболевания, поэтому нужно всегда очень внимательно относиться к состоянию ребёнка. Кишечная стенка обладает повышенной всасываемостью, грудное молоко всасывается почти не перевариваясь, поэтому грудные дети подвержены аллергиям на различные продукты питания.

Вес грудного ребёнка

В первые дни жизни вес ребёнка немного падает, но затем восстанавливается. В грудном возрасте ребёнок набирает вес очень интенсивно, к 6 месяцам он удваивается, а к году он утраивается. В возрасте от рождения до 6 месяцев прибавка в весе каждый месяц составляет по 700 гр. В возрасте от 6 месяцев до 1 года ежемесячная прибавка равняется 600 гр.

Если ребёнок родился с весом 3 кг, то в норме к 3 месяцам он должен весить около 5,1 кг., а к году около 10,8 кг.

Рост грудного ребёнка

Ежемесячная прибавка в росте ребёнка, в возрасте от рождения до 3 месяцев, составляет 3 см. В возрасте от 3 месяцев до 6 месяцев ребёнок прибавляет каждый месяц по 2,5 см. В возрасте от 6 месяцев до 9 месяцев прибавка каждый месяц составляет 1,5 см. В возрасте от 9 месяцев до года ребёнок прибавляет по 1 см. ежемесячно.

Большой родничок

У ребёнка на головке существует два родничка: большой и малый. Родничок представляет собой открытый участок между костями черепа. Размеры родничков и их закрытие имеет большое значение. Малый родничок обычно закрывается вскоре после рождения малыша, обычно в первые пол года жизни, но чаще дети рождаются с практически закрытым малым родничком. Большой родничок в норме должен быть открыт у каждого новорожденного ребёнка. Этот родничок закрывается постепенно, его полное закрытие наблюдается в возрасте года до полутора лет. Слишком раннее или слишком позднее закрытие этого родничка может указывать на какую-то патологию. Особенно такие отклонения связаны с нарушением фосфорно-кальциевого обмена.

Ориентировочные предельные нормы размера большого родничка

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

Анжела 20.03.2015 01:03
Очень советую

Владимир 26.03.2012 14:57
Например кости у детей в раннем возрасте очень гибкие поэтому очень важно в период детства обращать внимание на то, как ребенок держит спину, когда жалуется на боли в ногах (может быть плоскостопие).

лейла 17.11.2011 19:36
моему ребёнку 11 мес, а родничок 4*4, это плохо? что мне делать?

радима 17.11.2011 14:24

радима 17.11.2011 14:22
моему малышу 3 месяца и у него уже закрывается радничок это плохо.

Грудной возраст считается с момента рождения и до исполнения 12 месяцев. Это период изумительных скачков (роста и развития), трудных проблем ухода (питания, чистоты) и предупреждения специфических заболеваний (рахит, анемия, инфекции).

Двигательность (мотричность). Вначале положение грудного ребенка подобно положению во время внутриутробной жизни, характеризующемуся преобладанием тонуса сгибания конечностей. Спонтанные движения имеют характер «работы педалями» и охватывают совместно или в короткой последовательности все четыре конечности. Постепенно из этого «двигательного хаоса» кристаллизуются отдельные целесообразные движения.

Последовательность движений дифференцируется в определенном порядке: сверху вниз и от основания к концу конечности. Рефлекторные движения, с которыми рождается ребенок, постепенно заменяются выученными, произвольными движениями. Наиболее важными этапами являются следующие:

  • в возрасте 3-4 недель: ребенок координирует движения глазных яблок; устремляет взгляд на некоторые светящиеся или на цветные двигающиеся предметы; если положить ребенка на живот, он подымает голову;
  • в возрасте 2 месяцев: лежа на животе, ребенок подымает голову и плечи;
  • в возрасте 3 месяцев: ребенок держит голову, когда его подымают вверх;
  • в возрасте 4-5 месяцев: когда лежащего на спине ребенка подтягивают за руки, он держит голову самостоятельно;
  • в возрасте 5-6 месяцев: ребенок поворачивается с живота на спину;
  • в возрасте 6-7 месяцев: ребенок сидит при минимальной опоре, протягивает руку, чтобы схватить тот или иной предмет;
  • в возрасте 7-8 месяцев: ребенок поворачивается со спины на живот;
  • в возрасте 8-10 месяцев: ребенок ползает на четвереньках, стоит на ножках при помощи опоры;
  • в возрасте 10-12 месяцев: стоит на ногах без опоры, подымается, опираясь на окружающие предметы;
  • в возрасте И-15 месяцев: делает первые шаги самостоятельно.

Восприятие

В первые недели жизни поведение грудного ребенка обусловлено удовлетворением своих основных нужд в: теплоте, тишине, сытости.

Ребенок реагирует «отрицательно» главным образом через плач, когда эти нужды не удовлетворяются, то есть когда ему холодно или он голоден, или когда его покой нарушается чрезмерно интенсивными слуховыми или зрительными возбудителями.

Глазами ребенок фиксирует и следит, рано замечает те или иные предметы и дифференцирует их от других окружающих предметов.

Важным органом познания (ориентации) является рот (лижет, сосет, кусает предметы); при помощи рта грудной ребенок познает значительную часть окружающего мира.

Руки вначале случайно касаются предметов; через некоторое время они хватают воспринятые взглядом предметы. Начинается упражнение, координированное экспериментирование: глаза-рука, рука-глаза. Таким образом ребенок учится узнавать собственное тело, отграничивать его от окружающей среды.

Помимо основных нужд возникает все увеличивающаяся потребность в движении (контакт со средой). Она удовлетворяется когда у ребенка имеется разнообразие обстановки и когда ему обеспечивается постоянное общение с окружающими взрослыми.

Речь

Начиная с 3-месячного возраста можно различать разные образы «выражения». В зависимости от природы издаваемых звуков можно делать выводы о том, как чувствует себя ребенок (после еды, после ванны). Вначале он лепечет, а к 6 месяцам произносит дифференцированные звуки, повторяет, «бормочет» со слюной, пробуя свои возможности.

В 8-9 месяцах ребенок имитирует слоги «та-та», «да-да», «на-на», «па-па», «ма-ма». Одновременно он проявляет повышенное внимание и интерес к речи. Так, например, он приостанавливает действие, когда ему говорят «нет-нет», поворачивает голову когда ему показывают какой - нибудь предмет в комнате или лицо одного из родителей, или же повторяет, когда ему говорят «па-па».

Социальный контакт

Первая положительная реакция по отношению к взрослому выражается в течение 2-го месяца жизни через улыбку. Во второй половине первого года жизни ребенок осуществляет все более активный контакт со взрослыми при помощи взгляда, звуков, жестов. Он отличает знакомые лица от незнакомых; по отношению к чужим лицам большинство грудных детей проявляет реакцию защиты и страха (страх перед чужим), нередко в сочетании со страхом расставания (ребенок кричит каждый раз, когда мать его покидает).

Он имитирует звуки и жесты взрослых. И в этом поведении ребенка выражается его потребность в деятельности, которая проявляется у него и в ритме сна-бодрствования.

Малый грудной ребенок спит около 20 часов в сутки, просыпаясь через сравнительно регулярные промежутки времени - днем и ночью - на короткое время для кормления; после 6 месяцев ребенку необходимо спать 16 часов, из которых 12 ночью и только 4 в течение дня.

В этой, стадии взрослые имеют, помимо обязанностей, связанных с уходом и заботой о ребенке, и роль стимулирующего фактора и «товарища по играм».

По истечении первого года жизни достигнута важная степень развития. Ребенок стоит на ногах, делает самостоятельно несколько шагов и активно проникает в окружающий мир. Он широко использует обе руки, чтобы орудовать различными предметами. Он понимает простые фразы, произносит простые слоги и слова, ищет общество других лиц и имитирует их жесты, может выполнять простые указания при помощи собственного мышления.

Иногда можно услышать мнение, что сразу после рождения ребенок ничего не видит и не слышит, и что развитие этих функций происходит со временем. Однако это не совсем так. В этой статье мы попытаемся разобраться, когда новорожденный начинает видеть, и как это происходит.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Особенности зрения новорожденного

1. Что видит новорожденный?

  • Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
  • из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
  • Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
  • В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
  • К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».

2. На что любит смотреть малыш?

  • Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
  • Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает ;
  • Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.

3. Как видят новорожденные дети?

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

4. Как наладить контакт?

  • Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
  • После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
  • Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
  • Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
  • Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?









2024 © rukaraoke.ru.