Переходный возраст советы родителям. Что делать родителям. Причины изменения поведения подростка


Многие родители с тревогой ожидают самого трудного возрастного периода в жизни их ребенка – подросткового кризиса. Они боятся, что послушный и ласковый малыш превратится в агрессивного и ненавидящего их представителя какой-нибудь молодежной субкультуры. На самом же деле бояться нужно обратного – того, что ребенок не захочет взрослеть, останется инфантильным и несамостоятельным. Что нужно знать родителям ребенка, у которого переходный возраст?

Подростковый возраст – период в онтогенезе (индивидуальное развитие организма с момента зарождения до смерти) между детством и взрослостью. Понятие «подростковый возраст» появилось в ХІХ веке, до того его называли «отрочество». В наше время это название сохранилось, но употребляется редко.

Хронологические границы подросткового возраста точно не определены, но чаще всего его относят к периоду:

  • от 11 до 16 лет у девочек,
  • от 12 до 18 лет у мальчиков.

Некоторые ученые называют весь подростковый возраст периодом кризиса, другие же говорят о «кризисе 14 лет», так как именно в этом возрасте чаще всего наблюдается пик кризиса. Одно можно сказать точно: наверняка предсказать начало и конец трудного периода невозможно.

Изменения, происходящие с человеком в подростковом возрасте:

  1. Физиология . Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как в это же время наступает этап полового созревания. Помимо появления вторичных половых признаков, интенсивно и неравномерно увеличивается рост и вес мальчиков и девочек. Тело подростка отличается некоторой непропорциональностью, так как сначала вырастают голова, ступки, кисти рук, затем сами руки и ноги и только потом туловище.
  2. Психофизиология . В организме подростка вырабатывается огромное количество половых гормонов и гормонов роста, которые влияют на психику. Последствиями буйства гормонов могут быть: повышенная возбудимость, импульсивность, раздражительность, негативизм, максимализм, необоснованная агрессия, категоричность мышления.

Подростковый возраст – время яркого проявления акцентуации характера, а также период, во время которого повышен риск возникновения психического расстройства.

  1. Психология. Не достигнув возраста 11-14 лет, дети интересуется внешним миром, знакомятся с ним и практически взаимодействуют, после – начинается познание внутреннего мира и своего «Я». В подростковом возрасте повышается самосознание и окончательно формируется Я-концепция. Подросток четко осознает свою уникальность, стремится познать себя, раскрыть свои способности и потенциал, старается определиться с выбором профессии.

Самооценка в пубертатный период очень сильно колеблется. Отношение к себе подростка неоднозначно по причине того, что он часто сравнивает себя с другими и не делать этого не может. Все потому, что ведущая, то есть определяющая развитие, деятельность в этом возрасте – общение со сверстниками.

Общение – не просто способ провести время, а возможность самоутвердиться , заслужить доверие, уважение, любовь. Чувство принадлежности к референтной (эталонной, значимой) группе сверстников играет огромную роль в развитии личности подростка.

Не всегда осознаваемое еще половое влечение рождает новые потребности, переживания, эмоции и интересы. Личность достигает того момента в своем развитии, когда все способствует возникновению особого и неповторимого чувства – первой романтической любви.

Две формы подросткового кризиса

В отличие от всех предыдущих возрастных кризисов (новорожденности, первого года жизни, кризиса трех лет, кризиса семи лет), подростковый кризис родители не могут непрерывно наблюдать и контролировать. Если малыш трех лет устраивает истерики, то всегда при родителях, подросток либо выскажет свое негодование и уединиться, либо замкнется в себе насколько, что может даже не здороваться с родителями.

Нередко трудные подростки мечтают сбежать из дома и предпринимают попытки побега. Еще более тяжелая ситуация складывается когда у ребенка есть суицидальные мысли и намерения, о которых никто не знает. Чтобы подростковый кризис не превратился в трагедию, родители должны знать об его особенностях.

К наиболее частым проявлениям кризиса подросткового возраста относится:

Хотя вопрос о неизбежности кризиса является дискуссионным, все же многие психологи именно этот кризис считают главным в жизни человека и отмечают, что для развития личности намного лучше чтобы этот кризис проявился во всей своей красе: лучше когда ребенок бунтует, чем когда он остается тихим и послушным, как в детстве.

Так как не все подростки с наступлением переходного периода превращаются в бунтарей, принято различать два возможных пути развития подросткового кризиса, две его формы :

  1. Кризис независимости . Эту «бунтарскую линию» поведения характеризуют: своеволие, упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, строптивость, лживость, пренебрежение правилами, обесценивание авторитета родителей, эгоизм, собственничество.

Кризис независимости имеет три стадии :

  • Предкритическая. Подросток начинает отстаивать свою свободу, но несмело и осторожно.
  • Кульминационная. Стадия острого конфликта. Подросток действует не задумываясь, непредсказуемо и отчаянно. Не понимает, что своим поведением и словами ранит родителей, может нанести значительный вред и самому себе. Это время когда человек «набивает шишки» и учиться на собственных ошибках.
  • Посткритическая. У подростка складываются новые принципы, ценности, мировоззрение. Отношения к родителям и стиль общения изменяются.
  1. Кризис зависимости . Это «спокойная линия», которая нравится и устраивает родителей, но является менее продуктивной в плане развития личности подростка. Наблюдаются: примерное послушание, возврат к детским моделям поведения, интересам, играм, «детское» мышление (чрезмерное фантазирование, абстрактность, алогичность), несамостоятельность, страхи, связанные с обществом, конформизм, стремление быть «как все», неуверенность в себе, тревожность.

Зависимый от родителей подросток рискует так и не научиться быть взрослым, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои слова и поступки, формировать личное мнение, адаптироваться к жизни в обществе, справляться с трудностями, быть активным, инициативным, целеустремленным, а значит, успешным и счастливым.

Как общаться с подростком

Нужно понимать, что для подростка не столь важна возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, как признание за ним этого права родителями. Именно поэтому подростки бунтуют, когда обнаруживают несовпадение их прав с правами родителей.

Если подросток, к примеру, сомневается идти или не идти на вечеринку, то, получив от родителей строгий запрет на поход туда, он скорее примет решение «на зло», чем решит остаться дома. Подросток думает: «Почему я не могу принять решение сам, как это делают родители? Кто дал им право мною командовать?! Ведь они не спрашивают моего разрешения, когда куда-то отправляются!».

Подросток требует равенства со взрослыми, но при это продолжает нуждаться в их помощи, защите, любви. Сами юноши и девушки не осознают этого и не способны сами себе помочь.

Родителям подростка лучше придерживаться такой линии поведения :

  • рассказать об особенностях подросткового возраста,
  • уделить время беседе о сексе, интимной стороне жизни,
  • интересоваться жизнью подростка, но не навязчиво, без расспросов и допросов,
  • снизить контроль,
  • не прибегать к запретам, ультиматумам, шантажу и другим формам управления и манипуляции,
  • не давать навязчивых советов,
  • предоставить личное время и пространство,
  • конфликты разрешать путем обсуждения во время беседы,
  • не отвечать агрессией на агрессию,
  • спокойно реагировать на обидные слова, прощать их,
  • предоставлять самостоятельность в рамках разумного,
  • относиться к ребенку как к взрослому, не унижать его,
  • доверять, верить в него,
  • не акцентировать внимание на недостатках внешности, напротив, лучше делать комплименты,
  • не отвергать и не говорить слишком резко и негативно о друзьях подростка,
  • обращаться за советом, спрашивать мнение по поводу того, что касается быта, финансов и других семейных вопросов,
  • привлекать к обсуждению семейных проблем,
  • приходить на помощь когда подросток об этом просит,
  • показывать без слов, что в случае необходимости, готовы его выслушать и поддержать,
  • не отгораживаться и не игнорировать,
  • быть терпеливыми!

Если подростковый кризис идет по линии зависимости , родителям придется самим «отделять» подростка от себя, отучать от старых форм поведения, способствовать повышению самоконтроля и уверенности в себе, стимулировать самостоятельность и независимость.

Родителям нужно постараться быть не авторитарными, а авторитетными для своего ребенка. С детско-родительского типа отношений нужно перейти на дружбу , иначе возникнет вражда. Чтобы ребенок доверял и был открыт к общению, нужно ослабить контроль и давление и общаться с ним как со взрослым человеком.

Кризис подросткового возраста может войти в очень тяжелую стадию, когда ребенок связывается с плохой компаниям, начинает патологически врать, воровать, употреблять алкоголь, предпринимает попытки побега из дома или суицид и прочее. В таких случаях, нужно не задумываясь обращаться за помощью к психологу.

Кризис подросткового возраста, действительно, самый сложный кризис, но он является закономерным и необходимым этапом развития. Не стоит его бояться!

В помощь родителям, чьи дети переживают подростковый кризис, психологическая литература:

  1. Вадим Руденко “Переходный возраст. Разруливаем ситуации”
  2. Анна Зубова “Мама подростка. Как пережить переходный возраст”
  3. Александра Ходосова “Переходный возраст”
  4. Наталия Дмитриева “Кризисы детского возраста. Воспитание подростков”
  5. Татьяна Авдулова “Психология подросткового возраста”
  6. Мира Киршенбаум, Чарльз Фостер “Учитесь общаться с подростком. Новый взгляд на ваши отношения с детьми. Конец конфликтам!”
  7. Юлия Лемеш “Общаться с подростком. Как?”
  8. А. Пономаренко “Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов”
  9. Адель Фабер, Элейн Мазлиш “Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили”
  10. Евгений Кащенко, Анна Котенева “Как говорить с детьми о сексе. Книга для родителей о том, что волнует подростка”

По какой линии развивается кризис подросткового возраста у вашего ребенка (или развивался у Вас лично)?

Комментариев нет

Переходной период у каждой девочки проходит по-разному. Некоторые юные леди не испытывают никаких трудностей, а их родители - лишних тревог и страхов. Но есть девочки, которые переживают тяжелый стресс из-за внутренних и внешних изменений. Результатом этого может быть замкнутость или бунтарство, депрессия или повышенная активность.

В любом случае, вопрос: переходной возраст у девочек, как себя вести родителям - непростой даже для опытных психологов. Однако некоторые действующие рекомендации все-таки существуют.

Как вести себя с ребенком в переходном возрасте: правильные шаги навстречу дочери-подростку

  • 1. Плавный переход. Не нужно думать, что настанет некий час «Х», когда начнется переходный возраст у девочек, и дочь станет резко меняться. Скорее всего, это будет проявляться плавно, как в физиологическом, так и в психическом смысле. Но важно не пропустить эти моменты. Маме нужно заранее поговорить с дочерью на такие темы, как растущая грудь, менструация, угревая сыпь. Для взрослой женщины это привычные явления, а девочка может сильно испугаться, обнаружив такие признаки взросления. Также обоим родителям следует замечать, не начали ли девочка плакать по непонятным причинам, нервничать, переутомляться и т. д. Это и есть признаки начавшегося переходного возраста у девочек.
  • 2. Искренний интерес. В этот период девочка начинает даже незначительные проблемы воспринимать как . Когда-то семья вместе сможет посмеяться над этим, но не сейчас. В этот непростой период нужно искренне интересоваться желаниями и переживаниями своего ребенка.

  • 3. Поддержка и опора. Это правило вытекает из предыдущего. Зная о переживаниях и проблемах дочери, нужно подставить ей плечо, вовремя утешить, подсказать, защитить. Никто лучше родителей не сможет этого сделать. Если же такой поддержки не будет, . Тогда, нет никакой гарантии, что этим не воспользуются плохие люди.
  • 4. Собственный опыт. Нет ничего плохого в том, чтобы рассказать своей дочери о проблемах, которые беспокоили ее маму и папу в том же возрасте. Не стоит говорить: «Я в твоем возрасте такой не была». Гораздо лучше признаться: «Знаешь, ведь я был/была очень похожей на тебя…». Это поможет девочке понять, что она не одинока.
  • 5. Принятие перемен. Самим родителям нужно смириться, что их девочка уже не будет такой, как прежде. Но она не станет от этого хуже. Просто малышка . Это главное, что нужно помнить родителям во время переходного возраста их дочери.

Чего категорически нельзя делать родителям при контакте с подростком?

  • 1. Давить и критиковать. Это худшее, что могут делать родители подростков. Как бы плохо ни вела себе девочка по мнению ее мамы, папы или учителей — чрезмерным давлением и критикой добиться улучшений не удастся. Это только усугубит ситуацию и .
  • 2. Запрещать. В это время девочки склонны поступать от противного. Чем строже родители запрещают дочери курить, употреблять алкоголь и «заниматься любовью» — тем сильнее ей хочется нарушить запреты.

Гораздо лучше рассказать ей о последствиях. К примеру, поработать на выходных в приюте для наркоманов, алкоголиков или молодых одиноких матерей.

  • 3. Пускать все на самотек. Но и обратное поведение не принесет плодотворные плоды. Тактика «Пусть пьет вино дома, а не в подворотне» также может привести к алкоголизму.
  • 4. Подавать плохой пример. Чтобы привить ребенку полезные привычки и оградить его от всего плохого, нужно в первую очередь следить за собой. Родители не должны курить, злоупотреблять алкоголем, есть нездоровую пищу, оскорблять друг друга и детей. Тогда дочь будет иметь понятие о правильном поведении и счастливой семье.
  • 5. Применять насилие. Чего бы не совершила девочка-подросток, ее ни в коем случае нельзя бить. Никогда!

Принято считать, что переходной возраст у девочек - тяжелый период в жизни ребенка и его родителей. Но, можно забыть о стереотипах и вспомнить, что это время, когда девочка превращается в женщину. Почему бы не воспринять это как очередной счастливый период в жизни семьи, когда ее взрослые члены могут оказать поддержку своему чаду, показать ему свою любовь и понимание. Не стоит сомневаться, что такое отношение вызовет положительную реакцию подростка и сгладит многие трудности.

Нередко в переходном возрасте милый ребенок превращается в замкнутого нервного подростка, который может вспылить из-за пустяка, нагрубить или замкнуться. Как найти общий язык с повзрослевшим чадом, почему оно так себя ведет, можно ли его ругать и как правильно контролировать, «АиФ»-НП» рассказала детский и подростковый психолог-психоаналитик Екатерина Козлова .

Ребенок разочаровывается в родителях

Глеб Данилов, «АиФ»-НП»: Екатерина, когда наступает подростковый возраст с точки зрения науки?

Екатерина Козлова: В разных странах и в разные эпохи было различное отношение к этому периоду. И в нашей стране было время, когда девочки в 12-13 лет выходили замуж и рожали детей. Да и сейчас много концепций и подходов к пониманию начала и окончания подросткового возраста, самый большой диапазон - от 11 лет до 19-20.

По распространенному мнению, предподростковый возраст начинается с формированием вторичных половых признаков, приблизительно в 11 лет. А сам подростковый период - в 13-15 лет, с появлением месячных у девочек и эякуляции у мальчиков.

- Почему становится тяжело общаться с подростками? Чем обусловлен кризис?

Подростковый период достаточно длительный, и на каждом году в этом периоде происходят свои процессы. Кризис наблюдается только на одном из этапов. Сначала дети предпочитают общаться только с детьми своего пола, мальчики задирают девочек, проявляют к ним агрессию. Может наблюдаться неопрятность, несобранность. Отношения с родителями спокойные. В возрасте около 12 лет в отношениях с родителями наблюдается стремление протестовать, перепады настроения. В общении со сверстниками пока преобладает интерес к своему полу, появляются собственные компании.

В 13-15 лет происходят сильные изменения как в организме, так и в психике подростка. Это и есть время так называемого кризиса. Меняются авторитеты для подростка, теперь это не родители, а сверстники. Нужно это понимать и не бороться с неизбежным. Протекание этого этапа зависит от семьи, от отношений с родителями - как они относятся к нему и к тому, что с ним происходит. Когда ребенок был маленьким, он идеализировал маму с папой. Для того, чтобы у подростка появились собственные убеждения, ему приходится отказываться от убеждений его родителей, происходит своеобразное разочарование в них. Теперь он понимает, что мама и папа не всесильны, имеют слабости и т. п. Также в этом возрасте идет активная борьба с собственными влечениями, усиливается сексуальное напряжение, и все борются с ним по-разному. Кто-то прибегает к интеллектуализации, у таких усиливается мыслительная активность, кто-то ищет острых ощущений, кто-то стремится изменить мир, уходя в группировки, секты и т. д. Подросток действительно имеет больше свободы и ответственности, чем малыш, но не все готовы к таким переменам, особенно, если до этого его чрезмерно контролировали или не давали самостоятельности. Часто в это время дети чувствуют себя одинокими, они не могут и не хотят получить внимание и заботу от родителей как раньше.

Может наблюдаться протест и желание отличаться от других людей, борьба за свою свободу, часто это выражается во внешнем облике подростка.

После 16 лет юноши и девушки стремятся отстаивать свои права и желания. Отношения с родителями могут быть не такими напряженными. Подросток готовится к новому этапу «отделения» от них, к поиску собственной пары.

Без насилия и давления

- Можно ли как-то подготовить ребенка к сложностям подросткового возраста?

Готовиться больше необходимо родителям. Смиритесь с тем, что ребенок взрослеет и придётся изменить отношения с ним, возможно, семейный уклад. Если подростковый бунт слишком сильный - значит, есть проблемы в отношениях с родителями (в том числе слишком сильная привязанность к ним). Подростковый кризис, как лакмусовая бумажка, показывает, есть ли еще какие-то нерешённые проблемы из детства, и, можно сказать, даёт последний шанс, чтобы их решить самостоятельно, без психотерапии.

- Часто подростки забрасывают учебу, перестают делать уроки. Нужно ли заставлять их учиться?

Необходимо спокойно выяснить, что произошло. Если раньше ребенок делал уроки, а сейчас перестал - значит, есть какие-то причины для этого. Если подросток будет бояться родителей, он не сможет им доверять и делиться какими-то событиями и переживаниями.

- Нужно ли наказывать за бунт? И как?

С подростком происходят колоссальные изменения, это сильнейшая нагрузка на организм и психику. В этот период важно его поддерживать, не давя. Помните закон физики? Чем больше давление - тем больше сопротивление. Это не значит отсутствие ограничений, они есть на протяжении всего процесса воспитания, только они уже должны по-другому обозначаться. Необходимо не давить властью и авторитетом (ведь его потом особо не будет), а договариваться. Если испортить отношения в этот период, это может длиться всю жизнь. Иногда наблюдаю такую ситуацию: родители гиперконтролировали ребенка, делали за него уроки, чистили ему зубы, помогали с гигиеной и т. п., а когда пришёл подростковый этап, удивляются, почему он несамостоятельный, ничем не интересуется, равнодушен, иногда груб и агрессивен.

Если отношения до этого возраста были доверительные, ребенку предоставлялась свобода, самостоятельность, то подростковый этап пройдет легче.

Некоторые думают, если загрузить ребенка дополнительными занятиями, секциями и кружками, то времени на бунтарство и выходки не останется.

Растет тенденция загружать детей уже с двух лет секциями, занятиями; расписание малыша иногда превосходит по загруженности расписание взрослого. Но это приводит к увеличению психологических проблем и даже психиатрических заболеваний. Подростка также не стоит загружать занятиями, если это не его самостоятельный выбор как способ справиться с напряжением.

Бунт нужен!

- Нужно ли контролировать подростка? Как узнать, что он попал в плохую компанию, и что делать?

- Если отношения будут доверительные, если подросток будет знать, что в любой ситуации вы на его стороне, он сам попросит о помощи. Бить тревогу нужно, если вы наблюдаете какие-то изменения в поведении подростка, изменённое состояние под действием психоактивных веществ и т. п. Опять же при сильном родительском давлении и контроле ребенок может действовать назло родителям. Важно научить его принимать ответственность за собственные действия и жизнь, собственное здоровье в целом.

- Когда нужна срочная помощь психолога?

В этом возрасте может наблюдаться некий регресс, могут появиться страхи, невротические реакции (навязчивые мысли и действия, тики и т. п.). Это может пройти и само. Если не проходит или сильно выражено, следует обратиться к специалистам. Нужна помощь, когда ребенок говорит о смерти, о желании умереть. Суицидальные попытки подростков часто направлены на реакцию взрослых, но иногда связаны с подростковой депрессией. Кроме того, обратиться к психологу необходимо, если наблюдаете сильные поведенческие симптомы (постоянно подавленное состояние, агрессия, уход из дома и прочее), пищевые нарушения (анорексия, булимия), различные зависимости (компьютерные игры, интернет, алкоголь, наркотики).

Говорят, что подростковые бунты нужны, иначе они могут появиться в зрелом возрасте, и это будет гораздо хуже, потому что тогда люди могут разрушать браки.

Все возрастные вопросы должны быть решены в свое время. Подростковый бунт - значимый этап в жизни человека, когда он взрослеет, осознает свое Я, свои потребности, защищает личное пространство, устанавливает собственные законы и границы в отношениях, часто через конфликт, агрессию, раздражение. Не проживая этот период, он станет инфантильным взрослым, не умеющим отстаивать свое мнение и добиваться своих целей. Он будет жить не своей жизнью, действуя по указке родителей, пока проблемы не вскроются и он наконец не заметит, что его интересы и потребности не удовлетворены. Или другой вариант - человек будет пытаться всю жизнь бороться, протестовать, до сих как бы находясь в подростковом этапе.

Что может помочь:

  • доверительные отношения с родителями;
  • гибкость родителей (готовность меняться самим и менять отношения с подростком, восприятие его);
  • принятие взросления ребенка;
  • благополучное прохождение подростком предыдущих возрастных этапов (своевременное решение вопросов и конфликтов определенного возраста);
  • отсутствие конфликтов между родителями в семье.

Что помешает:

  • чрезмерный контролироль,
  • физические наказания в семье,
  • противоречия в воспитании (сегодня разрешают, завтра запрещают, или один родитель разрешает, другой запрещает),
  • несамостоятельность подростка (вместе спал с родителями или одним из них, делал уроки вместе с родителями, несамостоятелен в быту),
  • травматические ситуации (развод родителей, смерть родственника, друга и т.п.).

Книги в помощь родителям

  • Бердникова Ю.Л. Воспитание и развитие ребенка.
  • Бердникова Ю.Л. Если нет кнута, бей пряником?
  • Дольто Ф. На стороне подростка.
  • Байярд Р. , Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.
Светлана Лицкевич | 23.01.2015 | 8704

Светлана Лицкевич 23.01.2015 8704


Переходный возраст переживают не только подростки. Существует несколько этапов, которые нужно преодолеть ребенку и родителям.

Если примерный малыш вдруг стал обидчивым и непослушным, не спешите его наказывать. Возможно, он переживает свой первый переходный возраст.

Родителям важно знать, что переходный возраст – диагноз не только подростковый. В процессе взросления человек переживает несколько таких периодов. Каждый из них проходит непросто и для маленькой личности, и для его близких.

Возраст первого личностного осознания

Первый переходный возраст случается с малюткой уже в 1-1,5 года . Он пытается доказать всему миру, что уже не младенец и вырос из пеленок. Доброжелательность и открытость могут смениться обидчивостью и агрессивностью. То, с чем раньше малыш безропотно соглашался, сейчас вызывает у него раздражение и злость. Он впервые начинает ощущать себя личностью.

Возраст детского отрицания

В 2,5-3 года начинается время «нет», когда ребенок упрямится без видимых причин, и на все, о чем ни попросите, отвечает исключительно «нет». Даже если он обожает гулять на улице, может вдруг отказаться выходить из дома, а любимый прежде овощной суп так и остынет нетронутым. Он перестает делиться игрушками с ровесниками, норовит отобрать чужое. Как действовать в непростой ситуации, подскажет детский психолог Наталья Журавлева.

1. В таком возрасте внимание переключается очень быстро, а настроение меняется еще быстрее. Не хочет есть то, что всегда любил? Не заостряйте внимание на этом. Лучше соберите желуди во дворе. А когда ребенок вернется и будет увлеченно рассказывать о том, что соорудит из них, незаметно для себя слопает весь обед.
2. В общении с детьми, переживающими переходные периоды детства, самое главное – не акцентировать внимание на их несогласии. Если взрослый не станет подчеркивать, что малыш делает что-то не то, все пройдет само собой. Ребенок забирает игрушки у детей? Не стоит бросаться возвращать их законным владельцам. Дети сами должны учиться регулировать свои взаимоотношения. И лучше всего, если вы дождетесь, пока обиженная сторона ответит на агрессию: заберет имущество назад или ударит-толкнет в ответ. Ребенок быстрее поймет свою неправоту.
3. Не окружайте ребенка чрезмерной опекой . Он хочет заявить о себе как о личности – дайте ему такую возможность. Но не забывайте следить за тем, чтобы он ненароком не получил травмы.

Возраст первого обмана

Следующий сложный период случается пред школой – в 6 лет . Из открытого и доверчивого существа малыш превращается в маленького «ежика», который со всеми спорит, пытается неумело обманывать и хитрить.

Старайтесь проводить больше времени вместе. Говорите обо всем, что происходит. Особенно если заметили первые признаки обмана. Своими негативными действиями малыш «зондирует почву». И если его поступки останутся незамеченными, невскрытыми, он сделает из этого свои выводы. Поэтому обязательно проговорите с ним все негативные моменты в его поведении. Объясните, чем это плохо, какие могут быть последствия, попытайтесь привести примеры из жизни.

Когда ребенок идет в школу, поведенческие проблемы проходят сами собой. Адаптация к новым условиям требует от него больших усилий.

Возраст обидчивости

10-11 лет – возраст ранимости и обидчивости. У ребенка появляются мысли, что ему уделяют слишком мало времени, он никому не нужен. Типичные фразы: «Я ушел, если этого кого-нибудь интересует», «Я позвоню, если это кому-то надо». Лучшее, что вы сможете сделать – объяснять, что не забыли о нем. Уделяйте ребенку больше времени.

Возраст подросткового протеста

В 13-14 лет к протестным подростковым настроениям добавляется еще и гормональная перестройка. Для большинства детей имеет огромное значение, кто окажется рядом и повлияет на них в этот момент. Родителям важно держать руку на пульсе, но делать это ненавязчиво – любая опека вызывает у подростка бурный протест. Чаще говорите о том, что вы позволяете ему что-то сделать, поскольку доверяете ему и не сомневаетесь в его благоразумии. Это будет стимулировать его внутреннюю ответственность.

Любой из переходных возрастов детства – сложный период и для ребенка, и для родителей. От взрослых в эти периоды требуется огромное терпение.

Не слушается, делает все наоборот, назло родителям? В таких случаях можно услышать сакраментальную фразу: «А чего вы хотите, у ребенка переходный возраст». Надо ли ждать, пока все это пройдет само собой, или имеет смысл разобраться в ситуации, выяснить причины необычного поведения своего чада и попытаться помочь ему? Поговорим обо всем по порядку.

Что такое переходный возраст

У мальчиков период переходного возраста начинается примерно в 12-13 лет, а у девочек пораньше, примерно в 10-11 лет. Разумеется, к 15-16 годам, когда заканчивается этот самый переход, человек еще не считается взрослым в полном понимании этого слова.

Однако именно в этот период происходят весьма значительные перемены как в физиологии, так и в психологии юного индивидуума. Физиологических вопросов мы сегодня касаться не будем, а вот о проблемах, касающихся изменения характера , поведения и взаимоотношений с окружающими людьми поговорим поподробнее.

Причины изменения поведения подростка

Переходный возраст: советы родителям

Хотя мы и не станем говорить о физиологии подростков, но отметим, что главной причиной необычного поведения ребенка в этот период становится изменение гормонального фона, что оказывает сильное влияние на психику, делает ее неуравновешенной, лабильной. Интенсивный рост и заметные изменения во внешности тоже не способствуют спокойному эмоциональному фону.

К тому же молодые люди иногда подвергаются так называемым «болезням переходного возраста». К ним относятся головокружение, учащенное сердцебиение, гипоксия, потливость , повышение массы тела, усиление перистальтики кишечника, что проявляется внезапным и громким «урчанием» в животе. А про угри на лице и вовсе напоминать не стоит.

«Симптомы» переходного возраста

Переходный возраст: советы родителям

Что же могут наблюдать родители взрослеющего чада?

Эти и другие новости, новые статьи и интересная информация - на страницах нашего PDF-журнала , свежий выпуск которого вы можете скачать каждое утро.









2024 © rukaraoke.ru.