Переходный возраст советы родителям. Что делать родителям. Причины изменения поведения подростка
Многие родители с тревогой ожидают самого трудного возрастного периода в жизни их ребенка – подросткового кризиса. Они боятся, что послушный и ласковый малыш превратится в агрессивного и ненавидящего их представителя какой-нибудь молодежной субкультуры. На самом же деле бояться нужно обратного – того, что ребенок не захочет взрослеть, останется инфантильным и несамостоятельным. Что нужно знать родителям ребенка, у которого переходный возраст?
Подростковый возраст – период в онтогенезе (индивидуальное развитие организма с момента зарождения до смерти) между детством и взрослостью. Понятие «подростковый возраст» появилось в ХІХ веке, до того его называли «отрочество». В наше время это название сохранилось, но употребляется редко.
Хронологические границы подросткового возраста точно не определены, но чаще всего его относят к периоду:
- от 11 до 16 лет у девочек,
- от 12 до 18 лет у мальчиков.
Некоторые ученые называют весь подростковый возраст периодом кризиса, другие же говорят о «кризисе 14 лет», так как именно в этом возрасте чаще всего наблюдается пик кризиса. Одно можно сказать точно: наверняка предсказать начало и конец трудного периода невозможно.
Изменения,
происходящие с человеком в подростковом возрасте:
- Физиология . Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как в это же время наступает этап полового созревания. Помимо появления вторичных половых признаков, интенсивно и неравномерно увеличивается рост и вес мальчиков и девочек. Тело подростка отличается некоторой непропорциональностью, так как сначала вырастают голова, ступки, кисти рук, затем сами руки и ноги и только потом туловище.
- Психофизиология . В организме подростка вырабатывается огромное количество половых гормонов и гормонов роста, которые влияют на психику. Последствиями буйства гормонов могут быть: повышенная возбудимость, импульсивность, раздражительность, негативизм, максимализм, необоснованная агрессия, категоричность мышления.
Подростковый возраст – время яркого проявления акцентуации характера, а также период, во время которого повышен риск возникновения психического расстройства.
- Психология. Не достигнув возраста 11-14 лет, дети интересуется внешним миром, знакомятся с ним и практически взаимодействуют, после – начинается познание внутреннего мира и своего «Я». В подростковом возрасте повышается самосознание и окончательно формируется Я-концепция. Подросток четко осознает свою уникальность, стремится познать себя, раскрыть свои способности и потенциал, старается определиться с выбором профессии.
Самооценка в пубертатный период очень сильно колеблется. Отношение к себе подростка неоднозначно по причине того, что он часто сравнивает себя с другими и не делать этого не может. Все потому, что ведущая, то есть определяющая развитие, деятельность в этом возрасте – общение со сверстниками.
Общение – не просто способ провести время, а возможность самоутвердиться , заслужить доверие, уважение, любовь. Чувство принадлежности к референтной (эталонной, значимой) группе сверстников играет огромную роль в развитии личности подростка.
Не всегда осознаваемое еще половое влечение рождает новые потребности, переживания, эмоции и интересы. Личность достигает того момента в своем развитии, когда все способствует возникновению особого и неповторимого чувства – первой романтической любви.
Две формы подросткового кризиса
В отличие от всех предыдущих возрастных кризисов (новорожденности, первого года жизни, кризиса трех лет, кризиса семи лет), подростковый кризис родители не могут непрерывно наблюдать и контролировать. Если малыш трех лет устраивает истерики, то всегда при родителях, подросток либо выскажет свое негодование и уединиться, либо замкнется в себе насколько, что может даже не здороваться с родителями.
Нередко трудные подростки мечтают сбежать из дома и предпринимают попытки побега. Еще более тяжелая ситуация складывается когда у ребенка есть суицидальные мысли и намерения, о которых никто не знает. Чтобы подростковый кризис не превратился в трагедию, родители должны знать об его особенностях.
К наиболее частым проявлениям кризиса подросткового возраста относится:
Хотя вопрос о неизбежности кризиса является дискуссионным, все же многие психологи именно этот кризис считают главным в жизни человека и отмечают, что для развития личности намного лучше чтобы этот кризис проявился во всей своей красе: лучше когда ребенок бунтует, чем когда он остается тихим и послушным, как в детстве.
Так как не все подростки с наступлением переходного периода превращаются в бунтарей, принято различать два возможных пути развития подросткового кризиса, две его формы :
- Кризис независимости . Эту «бунтарскую линию» поведения характеризуют: своеволие, упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, строптивость, лживость, пренебрежение правилами, обесценивание авторитета родителей, эгоизм, собственничество.
Кризис независимости имеет три стадии :
- Предкритическая. Подросток начинает отстаивать свою свободу, но несмело и осторожно.
- Кульминационная. Стадия острого конфликта. Подросток действует не задумываясь, непредсказуемо и отчаянно. Не понимает, что своим поведением и словами ранит родителей, может нанести значительный вред и самому себе. Это время когда человек «набивает шишки» и учиться на собственных ошибках.
- Посткритическая. У подростка складываются новые принципы, ценности, мировоззрение. Отношения к родителям и стиль общения изменяются.
- Кризис зависимости . Это «спокойная линия», которая нравится и устраивает родителей, но является менее продуктивной в плане развития личности подростка. Наблюдаются: примерное послушание, возврат к детским моделям поведения, интересам, играм, «детское» мышление (чрезмерное фантазирование, абстрактность, алогичность), несамостоятельность, страхи, связанные с обществом, конформизм, стремление быть «как все», неуверенность в себе, тревожность.
Зависимый от родителей подросток рискует так и не научиться быть взрослым, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои слова и поступки, формировать личное мнение, адаптироваться к жизни в обществе, справляться с трудностями, быть активным, инициативным, целеустремленным, а значит, успешным и счастливым.
Как общаться с подростком
Нужно понимать, что для подростка не столь важна возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, как признание за ним этого права родителями. Именно поэтому подростки бунтуют, когда обнаруживают несовпадение их прав с правами родителей.
Если подросток, к примеру, сомневается идти или не идти на вечеринку, то, получив от родителей строгий запрет на поход туда, он скорее примет решение «на зло», чем решит остаться дома. Подросток думает: «Почему я не могу принять решение сам, как это делают родители? Кто дал им право мною командовать?! Ведь они не спрашивают моего разрешения, когда куда-то отправляются!».
Подросток требует равенства со взрослыми, но при это продолжает нуждаться в их помощи, защите, любви. Сами юноши и девушки не осознают этого и не способны сами себе помочь.
Родителям подростка лучше придерживаться такой линии поведения :
- рассказать об особенностях подросткового возраста,
- уделить время беседе о сексе, интимной стороне жизни,
- интересоваться жизнью подростка, но не навязчиво, без расспросов и допросов,
- снизить контроль,
- не прибегать к запретам, ультиматумам, шантажу и другим формам управления и манипуляции,
- не давать навязчивых советов,
- предоставить личное время и пространство,
- конфликты разрешать путем обсуждения во время беседы,
- не отвечать агрессией на агрессию,
- спокойно реагировать на обидные слова, прощать их,
- предоставлять самостоятельность в рамках разумного,
- относиться к ребенку как к взрослому, не унижать его,
- доверять, верить в него,
- не акцентировать внимание на недостатках внешности, напротив, лучше делать комплименты,
- не отвергать и не говорить слишком резко и негативно о друзьях подростка,
- обращаться за советом, спрашивать мнение по поводу того, что касается быта, финансов и других семейных вопросов,
- привлекать к обсуждению семейных проблем,
- приходить на помощь когда подросток об этом просит,
- показывать без слов, что в случае необходимости, готовы его выслушать и поддержать,
- не отгораживаться и не игнорировать,
- быть терпеливыми!
Если подростковый кризис идет по линии зависимости , родителям придется самим «отделять» подростка от себя, отучать от старых форм поведения, способствовать повышению самоконтроля и уверенности в себе, стимулировать самостоятельность и независимость.
Родителям нужно постараться быть не авторитарными, а авторитетными для своего ребенка. С детско-родительского типа отношений нужно перейти на дружбу , иначе возникнет вражда. Чтобы ребенок доверял и был открыт к общению, нужно ослабить контроль и давление и общаться с ним как со взрослым человеком.
Кризис подросткового возраста может войти в очень тяжелую стадию, когда ребенок связывается с плохой компаниям, начинает патологически врать, воровать, употреблять алкоголь, предпринимает попытки побега из дома или суицид и прочее. В таких случаях, нужно не задумываясь обращаться за помощью к психологу.
Кризис подросткового возраста, действительно, самый сложный кризис, но он является закономерным и необходимым этапом развития. Не стоит его бояться!
В помощь родителям, чьи дети переживают подростковый кризис, психологическая литература:
- Вадим Руденко “Переходный возраст. Разруливаем ситуации”
- Анна Зубова “Мама подростка. Как пережить переходный возраст”
- Александра Ходосова “Переходный возраст”
- Наталия Дмитриева “Кризисы детского возраста. Воспитание подростков”
- Татьяна Авдулова “Психология подросткового возраста”
- Мира Киршенбаум, Чарльз Фостер “Учитесь общаться с подростком. Новый взгляд на ваши отношения с детьми. Конец конфликтам!”
- Юлия Лемеш “Общаться с подростком. Как?”
- А. Пономаренко “Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов”
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш “Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили”
- Евгений Кащенко, Анна Котенева “Как говорить с детьми о сексе. Книга для родителей о том, что волнует подростка”
По какой линии развивается кризис подросткового возраста у вашего ребенка (или развивался у Вас лично)?
Комментариев нет
Переходной период у каждой девочки проходит по-разному. Некоторые юные леди не испытывают никаких трудностей, а их родители - лишних тревог и страхов. Но есть девочки, которые переживают тяжелый стресс из-за внутренних и внешних изменений. Результатом этого может быть замкнутость или бунтарство, депрессия или повышенная активность.
В любом случае, вопрос: переходной возраст у девочек, как себя вести родителям - непростой даже для опытных психологов. Однако некоторые действующие рекомендации все-таки существуют.
Как вести себя с ребенком в переходном возрасте: правильные шаги навстречу дочери-подростку
- 1. Плавный переход. Не нужно думать, что настанет некий час «Х», когда начнется переходный возраст у девочек, и дочь станет резко меняться. Скорее всего, это будет проявляться плавно, как в физиологическом, так и в психическом смысле. Но важно не пропустить эти моменты. Маме нужно заранее поговорить с дочерью на такие темы, как растущая грудь, менструация, угревая сыпь. Для взрослой женщины это привычные явления, а девочка может сильно испугаться, обнаружив такие признаки взросления. Также обоим родителям следует замечать, не начали ли девочка плакать по непонятным причинам, нервничать, переутомляться и т. д. Это и есть признаки начавшегося переходного возраста у девочек.
- 2. Искренний интерес. В этот период девочка начинает даже незначительные проблемы воспринимать как . Когда-то семья вместе сможет посмеяться над этим, но не сейчас. В этот непростой период нужно искренне интересоваться желаниями и переживаниями своего ребенка.
- 3. Поддержка и опора. Это правило вытекает из предыдущего. Зная о переживаниях и проблемах дочери, нужно подставить ей плечо, вовремя утешить, подсказать, защитить. Никто лучше родителей не сможет этого сделать. Если же такой поддержки не будет, . Тогда, нет никакой гарантии, что этим не воспользуются плохие люди.
- 4. Собственный опыт. Нет ничего плохого в том, чтобы рассказать своей дочери о проблемах, которые беспокоили ее маму и папу в том же возрасте. Не стоит говорить: «Я в твоем возрасте такой не была». Гораздо лучше признаться: «Знаешь, ведь я был/была очень похожей на тебя…». Это поможет девочке понять, что она не одинока.
- 5. Принятие перемен. Самим родителям нужно смириться, что их девочка уже не будет такой, как прежде. Но она не станет от этого хуже. Просто малышка . Это главное, что нужно помнить родителям во время переходного возраста их дочери.
Чего категорически нельзя делать родителям при контакте с подростком?
- 1. Давить и критиковать. Это худшее, что могут делать родители подростков. Как бы плохо ни вела себе девочка по мнению ее мамы, папы или учителей — чрезмерным давлением и критикой добиться улучшений не удастся. Это только усугубит ситуацию и .
- 2. Запрещать. В это время девочки склонны поступать от противного. Чем строже родители запрещают дочери курить, употреблять алкоголь и «заниматься любовью» — тем сильнее ей хочется нарушить запреты.
Гораздо лучше рассказать ей о последствиях. К примеру, поработать на выходных в приюте для наркоманов, алкоголиков или молодых одиноких матерей.
- 3. Пускать все на самотек. Но и обратное поведение не принесет плодотворные плоды. Тактика «Пусть пьет вино дома, а не в подворотне» также может привести к алкоголизму.
- 4. Подавать плохой пример. Чтобы привить ребенку полезные привычки и оградить его от всего плохого, нужно в первую очередь следить за собой. Родители не должны курить, злоупотреблять алкоголем, есть нездоровую пищу, оскорблять друг друга и детей. Тогда дочь будет иметь понятие о правильном поведении и счастливой семье.
- 5. Применять насилие. Чего бы не совершила девочка-подросток, ее ни в коем случае нельзя бить. Никогда!
Принято считать, что переходной возраст у девочек - тяжелый период в жизни ребенка и его родителей. Но, можно забыть о стереотипах и вспомнить, что это время, когда девочка превращается в женщину. Почему бы не воспринять это как очередной счастливый период в жизни семьи, когда ее взрослые члены могут оказать поддержку своему чаду, показать ему свою любовь и понимание. Не стоит сомневаться, что такое отношение вызовет положительную реакцию подростка и сгладит многие трудности.
Нередко в переходном возрасте милый ребенок превращается в замкнутого нервного подростка, который может вспылить из-за пустяка, нагрубить или замкнуться. Как найти общий язык с повзрослевшим чадом, почему оно так себя ведет, можно ли его ругать и как правильно контролировать, «АиФ»-НП» рассказала детский и подростковый психолог-психоаналитик Екатерина Козлова .
Ребенок разочаровывается в родителях
Глеб Данилов, «АиФ»-НП»: Екатерина, когда наступает подростковый возраст с точки зрения науки?
Екатерина Козлова: В разных странах и в разные эпохи было различное отношение к этому периоду. И в нашей стране было время, когда девочки в 12-13 лет выходили замуж и рожали детей. Да и сейчас много концепций и подходов к пониманию начала и окончания подросткового возраста, самый большой диапазон - от 11 лет до 19-20.
По распространенному мнению, предподростковый возраст начинается с формированием вторичных половых признаков, приблизительно в 11 лет. А сам подростковый период - в 13-15 лет, с появлением месячных у девочек и эякуляции у мальчиков.
- Почему становится тяжело общаться с подростками? Чем обусловлен кризис?
Подростковый период достаточно длительный, и на каждом году в этом периоде происходят свои процессы. Кризис наблюдается только на одном из этапов. Сначала дети предпочитают общаться только с детьми своего пола, мальчики задирают девочек, проявляют к ним агрессию. Может наблюдаться неопрятность, несобранность. Отношения с родителями спокойные. В возрасте около 12 лет в отношениях с родителями наблюдается стремление протестовать, перепады настроения. В общении со сверстниками пока преобладает интерес к своему полу, появляются собственные компании.
В 13-15 лет происходят сильные изменения как в организме, так и в психике подростка. Это и есть время так называемого кризиса. Меняются авторитеты для подростка, теперь это не родители, а сверстники. Нужно это понимать и не бороться с неизбежным. Протекание этого этапа зависит от семьи, от отношений с родителями - как они относятся к нему и к тому, что с ним происходит. Когда ребенок был маленьким, он идеализировал маму с папой. Для того, чтобы у подростка появились собственные убеждения, ему приходится отказываться от убеждений его родителей, происходит своеобразное разочарование в них. Теперь он понимает, что мама и папа не всесильны, имеют слабости и т. п. Также в этом возрасте идет активная борьба с собственными влечениями, усиливается сексуальное напряжение, и все борются с ним по-разному. Кто-то прибегает к интеллектуализации, у таких усиливается мыслительная активность, кто-то ищет острых ощущений, кто-то стремится изменить мир, уходя в группировки, секты и т. д. Подросток действительно имеет больше свободы и ответственности, чем малыш, но не все готовы к таким переменам, особенно, если до этого его чрезмерно контролировали или не давали самостоятельности. Часто в это время дети чувствуют себя одинокими, они не могут и не хотят получить внимание и заботу от родителей как раньше.
Может наблюдаться протест и желание отличаться от других людей, борьба за свою свободу, часто это выражается во внешнем облике подростка.
После 16 лет юноши и девушки стремятся отстаивать свои права и желания. Отношения с родителями могут быть не такими напряженными. Подросток готовится к новому этапу «отделения» от них, к поиску собственной пары.
Без насилия и давления
- Можно ли как-то подготовить ребенка к сложностям подросткового возраста?
Готовиться больше необходимо родителям. Смиритесь с тем, что ребенок взрослеет и придётся изменить отношения с ним, возможно, семейный уклад. Если подростковый бунт слишком сильный - значит, есть проблемы в отношениях с родителями (в том числе слишком сильная привязанность к ним). Подростковый кризис, как лакмусовая бумажка, показывает, есть ли еще какие-то нерешённые проблемы из детства, и, можно сказать, даёт последний шанс, чтобы их решить самостоятельно, без психотерапии.
- Часто подростки забрасывают учебу, перестают делать уроки. Нужно ли заставлять их учиться?
Необходимо спокойно выяснить, что произошло. Если раньше ребенок делал уроки, а сейчас перестал - значит, есть какие-то причины для этого. Если подросток будет бояться родителей, он не сможет им доверять и делиться какими-то событиями и переживаниями.
- Нужно ли наказывать за бунт? И как?
С подростком происходят колоссальные изменения, это сильнейшая нагрузка на организм и психику. В этот период важно его поддерживать, не давя. Помните закон физики? Чем больше давление - тем больше сопротивление. Это не значит отсутствие ограничений, они есть на протяжении всего процесса воспитания, только они уже должны по-другому обозначаться. Необходимо не давить властью и авторитетом (ведь его потом особо не будет), а договариваться. Если испортить отношения в этот период, это может длиться всю жизнь. Иногда наблюдаю такую ситуацию: родители гиперконтролировали ребенка, делали за него уроки, чистили ему зубы, помогали с гигиеной и т. п., а когда пришёл подростковый этап, удивляются, почему он несамостоятельный, ничем не интересуется, равнодушен, иногда груб и агрессивен.
Если отношения до этого возраста были доверительные, ребенку предоставлялась свобода, самостоятельность, то подростковый этап пройдет легче.
Некоторые думают, если загрузить ребенка дополнительными занятиями, секциями и кружками, то времени на бунтарство и выходки не останется.
Растет тенденция загружать детей уже с двух лет секциями, занятиями; расписание малыша иногда превосходит по загруженности расписание взрослого. Но это приводит к увеличению психологических проблем и даже психиатрических заболеваний. Подростка также не стоит загружать занятиями, если это не его самостоятельный выбор как способ справиться с напряжением.
Бунт нужен!
- Нужно ли контролировать подростка? Как узнать, что он попал в плохую компанию, и что делать?
- Если отношения будут доверительные, если подросток будет знать, что в любой ситуации вы на его стороне, он сам попросит о помощи. Бить тревогу нужно, если вы наблюдаете какие-то изменения в поведении подростка, изменённое состояние под действием психоактивных веществ и т. п. Опять же при сильном родительском давлении и контроле ребенок может действовать назло родителям. Важно научить его принимать ответственность за собственные действия и жизнь, собственное здоровье в целом.- Когда нужна срочная помощь психолога?
В этом возрасте может наблюдаться некий регресс, могут появиться страхи, невротические реакции (навязчивые мысли и действия, тики и т. п.). Это может пройти и само. Если не проходит или сильно выражено, следует обратиться к специалистам. Нужна помощь, когда ребенок говорит о смерти, о желании умереть. Суицидальные попытки подростков часто направлены на реакцию взрослых, но иногда связаны с подростковой депрессией. Кроме того, обратиться к психологу необходимо, если наблюдаете сильные поведенческие симптомы (постоянно подавленное состояние, агрессия, уход из дома и прочее), пищевые нарушения (анорексия, булимия), различные зависимости (компьютерные игры, интернет, алкоголь, наркотики).
Говорят, что подростковые бунты нужны, иначе они могут появиться в зрелом возрасте, и это будет гораздо хуже, потому что тогда люди могут разрушать браки.
Все возрастные вопросы должны быть решены в свое время. Подростковый бунт - значимый этап в жизни человека, когда он взрослеет, осознает свое Я, свои потребности, защищает личное пространство, устанавливает собственные законы и границы в отношениях, часто через конфликт, агрессию, раздражение. Не проживая этот период, он станет инфантильным взрослым, не умеющим отстаивать свое мнение и добиваться своих целей. Он будет жить не своей жизнью, действуя по указке родителей, пока проблемы не вскроются и он наконец не заметит, что его интересы и потребности не удовлетворены. Или другой вариант - человек будет пытаться всю жизнь бороться, протестовать, до сих как бы находясь в подростковом этапе.
Что может помочь:
- доверительные отношения с родителями;
- гибкость родителей (готовность меняться самим и менять отношения с подростком, восприятие его);
- принятие взросления ребенка;
- благополучное прохождение подростком предыдущих возрастных этапов (своевременное решение вопросов и конфликтов определенного возраста);
- отсутствие конфликтов между родителями в семье.
Что помешает:
- чрезмерный контролироль,
- физические наказания в семье,
- противоречия в воспитании (сегодня разрешают, завтра запрещают, или один родитель разрешает, другой запрещает),
- несамостоятельность подростка (вместе спал с родителями или одним из них, делал уроки вместе с родителями, несамостоятелен в быту),
- травматические ситуации (развод родителей, смерть родственника, друга и т.п.).
Книги в помощь родителям
- Бердникова Ю.Л. Воспитание и развитие ребенка.
- Бердникова Ю.Л. Если нет кнута, бей пряником?
- Дольто Ф. На стороне подростка.
- Байярд Р. , Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.
Светлана Лицкевич 23.01.2015 8704
Переходный возраст переживают не только подростки. Существует несколько этапов, которые нужно преодолеть ребенку и родителям.
Если примерный малыш вдруг стал обидчивым и непослушным, не спешите его наказывать. Возможно, он переживает свой первый переходный возраст.
Родителям важно знать, что переходный возраст – диагноз не только подростковый. В процессе взросления человек переживает несколько таких периодов. Каждый из них проходит непросто и для маленькой личности, и для его близких.
Возраст первого личностного осознания
Первый переходный возраст случается с малюткой уже в 1-1,5 года . Он пытается доказать всему миру, что уже не младенец и вырос из пеленок. Доброжелательность и открытость могут смениться обидчивостью и агрессивностью. То, с чем раньше малыш безропотно соглашался, сейчас вызывает у него раздражение и злость. Он впервые начинает ощущать себя личностью.
Возраст детского отрицания
В 2,5-3 года начинается время «нет», когда ребенок упрямится без видимых причин, и на все, о чем ни попросите, отвечает исключительно «нет». Даже если он обожает гулять на улице, может вдруг отказаться выходить из дома, а любимый прежде овощной суп так и остынет нетронутым. Он перестает делиться игрушками с ровесниками, норовит отобрать чужое. Как действовать в непростой ситуации, подскажет детский психолог Наталья Журавлева.
1. В таком возрасте внимание переключается очень быстро, а настроение меняется еще быстрее. Не хочет есть то, что всегда любил? Не заостряйте внимание на этом. Лучше соберите желуди во дворе. А когда ребенок вернется и будет увлеченно рассказывать о том, что соорудит из них, незаметно для себя слопает весь обед.
2. В общении с детьми, переживающими переходные периоды детства, самое главное – не акцентировать внимание на их несогласии.
Если взрослый не станет подчеркивать, что малыш делает что-то не то, все пройдет само собой. Ребенок забирает игрушки у детей? Не стоит бросаться возвращать их законным владельцам. Дети сами должны учиться регулировать свои взаимоотношения. И лучше всего, если вы дождетесь, пока обиженная сторона ответит на агрессию: заберет имущество назад или ударит-толкнет в ответ. Ребенок быстрее поймет свою неправоту.
3. Не окружайте ребенка чрезмерной опекой
. Он хочет заявить о себе как о личности – дайте ему такую возможность. Но не забывайте следить за тем, чтобы он ненароком не получил травмы.
Возраст первого обмана
Следующий сложный период случается пред школой – в 6 лет . Из открытого и доверчивого существа малыш превращается в маленького «ежика», который со всеми спорит, пытается неумело обманывать и хитрить.
Старайтесь проводить больше времени вместе. Говорите обо всем, что происходит. Особенно если заметили первые признаки обмана. Своими негативными действиями малыш «зондирует почву». И если его поступки останутся незамеченными, невскрытыми, он сделает из этого свои выводы. Поэтому обязательно проговорите с ним все негативные моменты в его поведении. Объясните, чем это плохо, какие могут быть последствия, попытайтесь привести примеры из жизни.
Когда ребенок идет в школу, поведенческие проблемы проходят сами собой. Адаптация к новым условиям требует от него больших усилий.
Возраст обидчивости
10-11 лет – возраст ранимости и обидчивости. У ребенка появляются мысли, что ему уделяют слишком мало времени, он никому не нужен. Типичные фразы: «Я ушел, если этого кого-нибудь интересует», «Я позвоню, если это кому-то надо». Лучшее, что вы сможете сделать – объяснять, что не забыли о нем. Уделяйте ребенку больше времени.
Возраст подросткового протеста
В 13-14 лет к протестным подростковым настроениям добавляется еще и гормональная перестройка. Для большинства детей имеет огромное значение, кто окажется рядом и повлияет на них в этот момент. Родителям важно держать руку на пульсе, но делать это ненавязчиво – любая опека вызывает у подростка бурный протест. Чаще говорите о том, что вы позволяете ему что-то сделать, поскольку доверяете ему и не сомневаетесь в его благоразумии. Это будет стимулировать его внутреннюю ответственность.
Любой из переходных возрастов детства – сложный период и для ребенка, и для родителей. От взрослых в эти периоды требуется огромное терпение.
Не слушается, делает все наоборот, назло родителям? В таких случаях можно услышать сакраментальную фразу: «А чего вы хотите, у ребенка переходный возраст». Надо ли ждать, пока все это пройдет само собой, или имеет смысл разобраться в ситуации, выяснить причины необычного поведения своего чада и попытаться помочь ему? Поговорим обо всем по порядку.
Что такое переходный возраст
У мальчиков период переходного возраста начинается примерно в 12-13 лет, а у девочек пораньше, примерно в 10-11 лет. Разумеется, к 15-16 годам, когда заканчивается этот самый переход, человек еще не считается взрослым в полном понимании этого слова.
Однако именно в этот период происходят весьма значительные перемены как в физиологии, так и в психологии юного индивидуума. Физиологических вопросов мы сегодня касаться не будем, а вот о проблемах, касающихся изменения характера , поведения и взаимоотношений с окружающими людьми поговорим поподробнее.
Причины изменения поведения подростка
Переходный возраст: советы родителям
Хотя мы и не станем говорить о физиологии подростков, но отметим, что главной причиной необычного поведения ребенка в этот период становится изменение гормонального фона, что оказывает сильное влияние на психику, делает ее неуравновешенной, лабильной. Интенсивный рост и заметные изменения во внешности тоже не способствуют спокойному эмоциональному фону.
К тому же молодые люди иногда подвергаются так называемым «болезням переходного возраста». К ним относятся головокружение, учащенное сердцебиение, гипоксия, потливость , повышение массы тела, усиление перистальтики кишечника, что проявляется внезапным и громким «урчанием» в животе. А про угри на лице и вовсе напоминать не стоит.
«Симптомы» переходного возраста
Переходный возраст: советы родителям
Что же могут наблюдать родители взрослеющего чада?
Эти и другие новости, новые статьи и интересная информация - на страницах нашего PDF-журнала , свежий выпуск которого вы можете скачать каждое утро.