Польское воспитание: семейственность и патриотизм. Положение и воспитание ребенка в польской семье Польская семья


Количество детей зависело от продолжительности брака: до конца XVIII века он длился примерно 15 лет. Поскольку в Польше умирало 30-35% новорожденных, а до взрослого возраста доживала лишь половина детей, в семьях было в среднем по шесть отпрысков. Например, жившая в XVII веке Эльжбета Друшкевичова из Порадовских (Elїbieta z Poradowskich Druszkiewiczowa) за 17 лет произвела на свет 11 детей, однако до совершеннолетия дожили лишь пятеро. Снизить младенческую смертность позволило улучшение гигиенических условий и прогресс медицины в XIX веке. В целом, в эпоху, предшествовавшую разделам Польши, женщины выходили замуж немного раньше, чем на Западе, существеннее была разница в возрасте между супругами, а в браках рождали больше детей, что было вызвано, в частности, редким использованием средств контрацепции (что не означает, что о них вообще не знали).

Историк Жан-Луи Фландрен отмечает в своей книге «История семьи», что в XVII веке во Франции при самом высоком показателе рождаемости в Европе (женщины не кормили грудью и могли быстро забеременеть вновь) наблюдалась самая высокая младенческая смертность. В Польше услугами кормилиц пользовались реже, чем во Франции, это было доступно лишь состоятельным слоям населения. Одновременно можно говорить о том, что подход родителей к детям был разным: о любви свидетельствуют лирические трены Яна Кохановского (Jan Kochanowski), надгробия и эпитафии умершим дочерям и сыновьям, а о желании избавиться от них -- практиковавшаяся магнатами отправка отпрысков на воспитание к бабушкам и дедушкам.

С XVIII века детство в семьях городских жителей заканчивалось, когда ребенок в шесть-семь лет «отрывался от юбки» матери. Детей крестьян и бедных мещан в этом возрасте отправляли работать. И это еще не все. «По данным последних исследований, в крупных польских городах бывали случаи сексуального насилия против детей, их принуждали к проституции, доходило даже до инцестов. Атмосфера агрессии, насилия, принуждения развращала несовершеннолетних и закрепляла равнодушие к подобным явлениям в обществе», -- рассказывает профессор Кукло.

Кроме того, частым явлением в Польше были убийства новорожденных и аборты. О детоубийствах упоминают уже законы XIV века, из различных документов следует, что в XVI- XVII веках в Варшаве и Львове детоубийцы составляли 10-12% от всех осужденных, а в Гданьске этот процент был еще выше. Чаще всего в убийстве младенцев обвиняли девушек из прислуги. Положение детей, рожденных вне брака (в деревнях 1-4%, в городах -- до 15%), было совсем незавидным. Поскольку работающие матери не могли заниматься ребенком, они часто сдавали его в приют (варшавская больница Младенца Иисуса в 60-е годы XVIII века принимала до 400 подкидышей в год, а в 80-90-е годы - 700-800). Судьба незаконнорожденных улучшилась только с приходом эмансипации женщин в конце XIX века.

В период позднего средневековья в Гданьске мужчины, не желавшие вступать в брак, представали перед судом и платили налог на холостяков. Церковь и государственные власти видели в браке фундаментальную ценность, поскольку он гарантировал относительную стабильность и упорядоченность жизни. Брак и дети считались также своего рода страховкой на старость. Между тем, представление о семье, состоящей из нескольких поколений и мирно живущей на одной территории, - это очередной миф.

Габриэла Пузынина писала: «Когда мои родители ждали первого ребенка, мой отец, во всем чрезвычайно систематичный, пошел к доктору Лейбошицу, прося его о подробном предписании, как содержать ребенка с точки зрения гигиены, на что Лейбуня ответил со всей серьезностью: «Сударь! Главное правило: пусть будет глупым, но здоровым». На самом деле, конечно, не это было главным принципом ухода и раннего воспитания дворянских детей.

Многое в том, что относится к рождению и воспитанию ребенка, зависело от семьи. Например, даже в отношении того, насколько радостно ждали ребенка. Количество детей, материальный достаток семьи влияли на то, насколько желанным будет ребенок. Рождение Габриэлы Пузыниной, например, принесло некоторое разочарование родителям, потому что она была третьей дочкой, которые рождались друг за другом. Правда, как она пишет, она нисколько не ощущала последствий этого разочарования. Родители Габриэлы Пузыниной часто баловали также и младшего ребенка, дочь «Бенъяминку». Вообще, как правило, у польской шляхты было по многу детей; единственный ребенок всегда в воспоминаниях отмечается как особый редкий случай.

Часто кроме родных детей в семье воспитывались (временно или постоянно) и другие дети - двоюродные братья и сестры, дети родственников, приемные дети. Это было связано с семейными обстоятельствами - родственники могли воспитывать осиротевших детей, а также с ситуациями, когда для того, чтобы ребенок получил лучшее образование, его отправляли жить в другую семью - семью родственников или знакомых. Например, Эва Фелиньская с шести лет жила постоянно в доме своих родственников - сначала у одной тетки, потом у другой - т.к. только таким образом она могла учиться - сначала у учителя, потом у гувернантки. Ее двоюродные братья жили у ее матери, своей тетки, потому что учились в гимназии в этом городе. После ареста и высылки Эвы Фелиньской ее детям, особенно младшим, тоже пришлось искать пристанища у родственников, у которых они и воспитывались. В воспоминаниях Габриэлы Пузыниной есть упоминание о том, что ее дядя заботился о воспитании сирот, оставшихся после смерти его брата.

Отец, как правило, играл в жизни ребенка гораздо меньшую роль, он был занят важными делами вне дома, гораздо меньше общался с детьми и олицетворял в семье высшую власть. Но всё же глава семьи не был чем-то совсем далеким - Феликс Фелиньский пишет, как после злоключений и скитаний во время восстания они были счастливы «после столько пережитого оказаться в объятиях любимого папы». Каждое Рождество на сам праздник и именины матери отец, Герард Фелиньский, который жил в другом городе и служил чиновником, всегда выбирался к семье и проводил с ними праздники. Некоторые отцы посвящали много времени семье - например, Габриэла Пузынина пишет о своем дяде Константине Тизенгаузе, который все свое время посвящал науке и воспитанию детей, занимался с сыном орнитологией и энтомологией. Корзон вспоминает, как отец рассказывал ему о его деде, который служил в Пятигорском полку, о знаменитых войнах и битвах прошлого, о Грюнвальде и т.д.

Бывало так, что ребенок чувствовал себя «сиротой в собственном доме» - например, когда он не был родным и просто воспитывался там. Так описывает свое состояние в доме тетки Эва Фелиньская, особенно поначалу, когда она попала одна в семью, где уже сложились определенные отношения детей и родителей, где никто не оказывал ей внимания, так необходимого ребенку. Единственной близкой душой для нее в то время была служанка, которая жалела маленькую девочку. Часто дети имели хорошие отношения со слугами - но оставаясь в рамках своего положения.

Как правило, ребенок никогда не был в центре внимания взрослых, посторонние взрослые только по доброй воле и особому складу характера проявляли внимание к детям. Часто дети были для взрослых источником определенного развлечения - те же рисунки, танцы, выступления, когда они показывали свои успехи в освоении наук и искусств. Детей ограничивали - даже в отношении еды - им нельзя было пить чай, кофе, во время еды вообще нельзя было пить. При этом дети считались частью семьи, хотя и не занимали в ней центрального места.

От того, кто ближе всего общался с ребенком и непосредственно занимался его воспитанием, зависело, от кого он воспримет важные представления о жизни, нравственные принципы, представления об отношениях между людьми и т.д. В это время, в конце XVIII-начале XIX века, во время Просвещения и романтизма, воспитанию человека уделялось большое внимание. Просветители видели в воспитании решающий фактор, определяющий характер общества, залог прогресса. Конечно, не все дворяне воспринимали, хотели и имели возможность применять эти высокие принципы в воспитании собственных детей, но это повлияло на общую тенденцию и подход к детям. Фелиньский, который много внимания уделил общим рассуждениям о воспитании детей, описал педагогические убеждения своей матери. С ее точки зрения, цель воспитания - образовать добродетельного и полезного члена общества. Следовательно, в таком случае большое значение уделялось нравственному воспитанию, формированию идеалов, религиозному воспитанию. Средства были разными, конечно, и не всегда это были поучения.

Многие мемуаристы пишут о том, что их воспитатели больше повлияли на них собственным примером, чем словами. Особая роль и место в обществе предназначалась для мужчины, совершенно отличная - для женщины. В соответствующем духе по-разному воспитывались мальчики и девочки. Назначение женщины - быть женой и матерью, поэтому все, даже - образование, которое давали девочке, было направлено на то, чтобы она стала хорошей партией для женитьбы. В психологическом плане воспитатели считали, что женщина должна выполнять пассивную роль, оставаться в тени, быть скромной, заботливой, целомудренной. «Самая счастливая женщина - та, о которой меньше всего говорят» - это была излюбленная максима моей матери», - писала Габриэла Пузынина. В будущем мужчине же главным считалось привить навыки самостоятельности, активности, даже агрессивности. Не забывались при этом и нравственные принципы, основы христианской этики, дворянский кодекс чести. Польское дворянское воспитание отличалось национализмом, особенно в условиях конца XVIII - начала XIX века, отсутствия у Польши государственности. Все эти настроения господствовали среди взрослых, а детям их помогали усвоить, кроме собственных примеров окружающих взрослых, книги, особенно исторические, рассказы, проповеди, прививаемое уважение к польскому языку, национальной литературе.

Отдельная важная тема - это наказания. Существовали и применялись телесные наказания - розги, битье по рукам (по-польски - «іapa»). К девочкам они применялись крайне редко, только в случае особых проступков, к мальчикам же - в порядке вещей, хотя не ко всем - Фелиньский пишет, что дома его били розгами только один раз (в отличие от школы). Многие пишут, что воспитатели обращали внимание на причину проступка, степень его сознательности и т.д.

Мемуаристы упоминают поучительные наказания, например, Эву Фелиньскую за то, что она поздно встает и не просыпается с первого раза наказали тем, что ее спящую, в одной ночной сорочке, вынесли вместе с одеялом во двор, где около полудня она, наконец, проснулась. Такое наказание произвело на девочку сильное впечатление. Массальский пишет о том, что за многочисленные шалости его и брата родители грозились отдать в рекруты, и один раз даже начали «исполнять» угрозу, собрали их в дорогу, надели курточки, запрягли лошадей, а потом по просьбе матери отменили наказание. Массальский пишет, что потом это пророчески сбылось с его братом после раскрытия общества филаретов, его действительно отдали в солдаты.

Встречались и избалованные дети. Габриэла Пузынина упоминает одного своего двоюродного брата, который был единственным сыном вдовы, не способной применять к нему твердость, он торговался с матерью и требовал вознаграждения даже за то, чтобы пить горькое лекарство. Удивительно при этом, что он вырос неплохим человеком, потому что от природы был добрым и впечатлительным, и такое попустительство матери не очень испортило его. Некоторые родители проявляли излишнее внимание к своим детям, даже когда те подрастали, например, та же Пузынина вспоминала комичные ситуации, когда на балу заботливая мамаша кричала своим уже взрослым детям, чтобы они не пили холодный лимонад и не ели мороженое после танцев, а то заболеют, и грозила им за это розгами.

Особого рассмотрения заслуживает вопрос религиозного воспитания. Оно прививалось в семье, с самых ранних лет. Мать, бабушка, воспитатели учили детей катехизису, рассказывали истории из Библии, житий святых. Для некоторых детей, особенно девочек, это было чем-то преобладающим, именно эти рассказы занимали все их воображение. Феликс Фелиньский вспоминал, как мать рассказывала им о загробной жизни и бессмертии души, когда во время прогулки они случайно встретили похоронную процессию - хоронили знакомую им старушку-крестьянку. Дети читали молитвы утром и перед сном, по воскресеньям и праздникам посещали храм (что интересно, многие из мемуаристов, прочитанных нами, жили в местностях, где единственным более-менее доступным храмом была униатская церковь). Бывало, что и в воскресенье детей не отвозили в церковь, а проводили домашнее богослужение. Мальчики (Фелиньский, Зан, Корзон) прислуживали на мессах. Интересно проследить религиозные взгляды маленького Тадеуша Корзона, который родился в 1839 году - году отмены церковной унии. Он пишет, что многие его родственники и знакомые болезненно восприняли это событие, хотя в быту он не помнит заметных различий православных от католиков, если и те, и те были, на его взгляд, поляками. Большое впечатление на детей оказывали службы, особенно праздничные.

Еще одна тема, которую нужно рассмотреть для полной картины домашнего воспитания - это, собственно, сам дом и округа, которые составляли почти весь детский мирок до лет 8-10, до того, как дети отправлялись в школу. Авторы мемуаров провели свое детство либо в имении, либо в городе. Почти ни у кого из них не было даже такой роскоши, как собственная комната, чаще всего они делили ее по крайней мере с еще одним ребенком, близким им по полу и возрасту, иногда с несколькими детьми, иногда с няней, иногда даже с кем-то из взрослых членов семьи. В тех шляхетских усадьбах, где дети учились дома, была специальная комната для занятий, но бывало, что дети спали, играли и занимались в одной и той же комнате. Например, Эва Фелиньская так описала «среду обитания» в Голынке: «Так называемая детская, пристроенная в углу дома в виде крыла, служила нам для учебы, и одновременно была спальней моих двоюродных сестер и гувернантки. Две железные кровати, на которых спали сестры, были отгорожены картонной ширмой с цветами чудовищных размеров на белом фоне. Кровать гувернантки стояла возле противоположной стены. Середину комнаты занимал большой деревянный стол <…> Что касается меня и детей гувернантки, то мы только днем собирались в детской для совместной учебы, а на ночь уходили в новый флигель, где мы занимали две комнаты, и там оставались под присмотром старой Понтус, которая вынянчила всех детей дяди и тети, а при них вырастила и собственных, и на старости доживала свой век на чужих хлебах».

В детской могла стоять детская мебель - шкафчик, комод или сундук с детской одеждой, шкаф с детскими книгами, какими-то детскими вещичками, игрушками. Не все дети могли похвастаться большим количеством личных вещей. Комната матери часто находилась возле детской для того, чтобы она могла лучше следить за процессом их воспитания, но так было не всегда, дети могли жить и отдельно, в каком-нибудь флигеле или на верхнем этаже. Комната главы семьи, особенно кабинет, была особой территорией, куда не положено было ходить детям, особенно маленьким. Зато в их распоряжении был двор, сад, у некоторых девочек был свой участочек земли, свой маленький садик. Можно было ходить гулять в лес, в поле, на реку. В городе дети тоже могли гулять, но, например, девочки из семьи Гюнтеров узнавали жизнь города только из окон дома или экипажа, и гуляли только с взрослыми, в парках, по аллеям, а Корзон в детстве знал каждый уголок Минска и его окрестностей, где он играл сам и с друзьями.

Таким образом, в жизни ребенка из шляхетского сословия семья играла очень важную роль. Несмотря на существование нянек, гувернанток и гувернеров, с которыми дети могли проводить большую часть времени, дети и родители все же достаточно много и тесно общались. Вполне возможны были доверительные отношения между родителями и детьми, и ребенку, как правило, уделяли внимание (хотя и не такое, как сейчас, в современном обществе). Дети, однако, никогда не были в центре внимания или на первом месте для взрослых. Их выделяли в отдельную группу, и существовали определенные правила для этого детского мирка, у детей были свои права и обязанности и свое место в этом обществе.

Патрик Кингсли

Марцин и Сильвия Баняк с дочерьми Амелией и Ольгой возле своего дома в Нова Гута, Краков. Фотограф: Дэвид Ливен

«Точно - здесь» - одной рукой Марцин держит свою четырехлетнюю дочь, а другой указывает на пустую клумбу. Я не понимаю, на что я должен смотреть. Из грязи торчат только пеньки – обрезанные ветки розовых кустов. Марцин чувствует мою растерянность и пробует ещё раз. Он оборачивается и указывает на другой бесплодный участок земли. "А может - это здесь" - говорит он.

Независимо от того, что «это» было, его там больше нет. И, как Марцин, наконец, объясняет, - с полным на то основанием. Мы стоим на улице около его дома в Нова Гута, пригороде Кракова, и где-нибудь здесь, или, возможно, там, когда-то стояла огромная статуя Ленина.

Прошлые несколько лет были эрой перемен и для города и для Баняков. Нова Гута, или "Новый Металлургический комбинат", был построен на пустом месте в 1949 году новым коммунистическим правительством. Здесь должны были жить 30 000 рабочих завода, который дал городу своё имя; в течение многих десятилетий Нова Гута, город огромных серых многоквартирных домов и широких дорог, считали символом социалистического градостроительства, вызовом соседнему религиозному, академическому Kракову. Сам металлургический комбинат назвали в честь Ленина. Центральная площадь, если смотреть на неё сверху, была распланирована в форме советской звезды. И какое-то время здесь не было ни одного костёла.

Для Марцина забавно вспоминать все это, тем более, что Польшу теперь считают успешной капиталистической страной. В старых административных корпусах завода теперь располагаются два банка - Polski и Deutsche. Стоимость квартиры, которую он и его жена Сильвия купили шесть лет назад за, приблизительно, 100 000 злотых (22 000£), утроилась. Польша была единственной страной в Европе, избежавшей спада во время глобального финансового кризиса. Та статуя Ленина была демонтирована и послана в Швецию, где она сейчас демонстрируется в тематическом китч-парке; а центральная площадь переименована в честь Рональда Рейгана. Металлургический комбинат, численность его рабочих сократилась до 2000, был приватизирован в 2003 г. И теперь есть костёлы. "Костёлов больше чем школ" шутит Марцин.

Баняки переехали сюда шесть лет назад. Тогда семья состояла из Сильвии, сейчас ей 34, клерка в местном совете, и Марцина, 33-х лет, подающего надежды музыкального критика. Два года спустя родилась Амелия, затем Ольга. Сильвия взяла длительный отпуск по уходу за детьми, но этой зимой она уже собирается вернуться на работу. Марцин, до того как он потерял работу в 2008 году, вел программу на Радио Краков. Сейчас он работает в отделе по связям с общественностью польского издательства.

Баняки согласились на то, чтобы я пожил у них четыре дня в середине марта, чтобы немножко познакомиться с жизнью в пригороде. Но только когда в субботу, я приехал к ним, я понял, насколько щедрым был этот жест гостеприимства. У них едва хватало места для четверых, а тут еще неизвестный гость.

Квартира Баняков - меньше 50 кв. м., и состоит из четырех небольших комнат – кухня, детская для детей, ванная и гостиная. Технически, у них нет спальни. Ночью они раскладывают два дивана как кровати, а во время моего пребывания, они все спали в детской. Я был удивлен, но Марцин сказал, что такая обстановка довольно обычна для семей, живущих в квартирах. Некоторые из их соседей обходятся только 30-ю квадратными метрами, польское жильё, в среднем, одно из самых маленьких в Европе. Многие семьи используют диван-кровати и, как у Баняков их ванные не всегда вмещают ванну.

"Моя мечта - жить в своём доме" говорит Марцин. Он всегда жил в квартирах, даже во Влощова, маленьком сельском городке, где они с Сильвией росли. Но скоро, может быть, его мечта исполнится. В нескольких милях от Kракова, на опушке леса стоит небольшой серый незаконченный дом. Если всё сложится удачно, то, к концу года Боняки будут жить в нем. Они купили землю четыре года назад за 80 000 злотых (приблизительно 17 000£). В то время, они рассматривали свою покупку только как инвестицию; они перепродали бы участок нетронутым, после того как его стоимость выросла бы вдвое. Но цены на квартиры в Нова Гута резко выросли, 300 000 злотых за всего лишь 60 кв. м. и они поняли, что построить собственный двухэтажный дом было бы не намного дороже.

Это был тяжелый труд, и большой финансовый риск. "Мы не ездим в отпуск"- говорит Марцин -"Мы не покупаем машину". Их родители дали им немного денег, и большую часть работ семья выполняет самостоятельно.

Семья в гостиной. Фотография: Дэвид Ливен

За время моего недолгого пребывания, Сильвия приготовила множество польских деликатесов, которые заставили бы замолчать любого, у кого были какие-нибудь сомнения относительно центральноевропейской кухни: pierogi (вареники), twarog (блюдо из мягкого, сладкого сыра), barszcz (борщ, иногда с рожью [так в тексте. Примечание переводчика, perevodika .ru ] и колбасками), placki ziemniaczane (картофельные оладьи), smalec (смалец – свиной лярд), gyros (слоёный греческий салат), и rosot (куриный суп, традиционное воскресное блюдо). Но Сильвия предпочитает не фотографироваться на кухне. Она не хочет чтобы её считали типичной польской домохозяйкой. Она надеется вернуться к работе. Но большинство польских женщин не имеют такой проблемы выбора, какая мучает Баняков: многие работодатели находят кучу оправданий для того чтобы не иметь в своём штате молодых матерей. У Сильвии, в этом отношении всё хорошо, она работает на местный совет, но в частных фирмах положение более дискриминационное. " Я знаю женщин, которые боятся иметь детей, потому что они могут потерять свою работу" говорит Марцин. Одна знакомая, фармацевт, была уволена после рождения ребенка, потому что ее босс считал, что она будет слишком утомлена чтобы хорошо выполнять работу. Пособий на ребенка в Польше фактически не существует. Государство выдаёт семьям одноразовое пособие в 1,000 злотых (220£) при рождении, и плюс власти Кракова добавляют для своих жителей. Но постоянных выплат нет.

Так что Боняки считают каждый грош. Они почти никогда не ходят куда-нибудь поесть – большинство ресторанов слишком дороги, да и в супермаркете цены взлетают вверх. Амелия, Марцин и я ходим по магазинам в местном «Lidl» (сеть супермаркетов со скидками. Примечание пререводчика, perevodika .ru ), который семья посещает приблизительно три раза в неделю. На еду они тратят около трети своего семейного дохода, и Марцин немного беспокоится, потому что, как он говорит, цены на некоторые продукты выросли вдвое за последний месяц. Он берет пакет сахара, который стоит 5 злотых (1,10£). Месяц назад он стоил чуть больше 3 злотых (65 пенсов); теперь, в некоторых местах, он стоит больше 7 (1,50£). Польша избегла спада, главным образом, потому что средний класс, находящийся на стадии становления, продолжал покупать. Но Марцин задается вопросом: как долго, с ростом цен, это будет продолжаться. "Я волнуюсь, что начнутся забастовки, потому что, если цены будут продолжать расти, это будет очень тяжело для большинства людей".

Работает Марцин в Wydawnictwo Literackie, интеллектуальное издательство, связанное с такими польскими литературными гигантами, как Чеслав Милош, Рышард Капущинский и Витольд Гомбрович. Марцин наслаждается этим – "Мы поддерживаем польскую литературу, и именно поэтому мне нравится работать там", но работа в издательстве это не первое его занятие. Он был свободным музыкальным критиком и журналистом в течение нескольких лет, прежде, чем в 2006-м получил постоянную работу на Радио-Kраков, где у него была собственная программа. Но его выдавили оттуда в результате политических комбинаций. Новое центристское правительство премьер-министра Дональда Туска уже было избрано, но правая партия «Закон и Справедливость» все еще руководила государственными СМИ. И тогда Туск сделал популистский жест - сократил польский эквивалент лицензии на телевещание, Марцин говорит, что «Закон и Справедливость» попыталась привлечь внимание к финансовой стороне этой меры, уволив местных телерадиожурналистов. Марцин был одной из жертв.

Сейчас он зарабатывает 4 400 злотых в месяц (приблизительно 960£) на своей работе по связям с общественностью. Больше 300 злотых идут на налоги, около 600 - к их пенсии, и 300 - на медицинское страхование, на остальные семейные расходы остаётся 3 000 злотых (650£). Одна треть из этого идет на продукты, одна пятая - на газ и воду, большая часть оставшегося - на новый дом. Взносы за детский сад Амелии обычно составляли около 300 злотых, но недавно правительство начало субсидировать почти всю сумму. Но, как бы то ни было, Баняки волнуются по поводу правительственных планов. В настоящее время поляки платят большую часть своих пенсионных взносов в государственный фонд, а остающиеся 7 % - в частные фонды. Люди с подозрением относятся к плану перечислять ещё больше в государственный фонд. "Многие люди волнуются, что их пенсия будет ниже" говорит Марцин. "Они подозревают, что это - из-за государственного долга".

Дома Амелия и Ольга строят что-то из Playmobil. Выходные полностью крутятся вокруг детей, хотя и Сильвия и Марцин любят читать. Книжные полки в гостиной переполнены польскими переводами Дж. М. Кутзее, Джона Бэнвилла, Дорис Лессинг, Дэвида Митчелла и Кормака Маккарти, а так же книгами некоторых из клиентов Марцина: Игнацы Карповича и Яцека Дукажа. Семейная коллекция компакт-дисков - большая и разнообразная, старый полный каталог «Radiohead» занимает почетное место, а в детской висит плакат с улыбающимся Томом Йорком.

После 1989 года, Нова Гута "считалась трущобой", говорит Марцин, и когда Баняки переехали сюда, их квартира выглядела заброшенной. Сегодня, в доме есть еще надписи на стенах, но место - теперь более обжитое. Стены заново покрашены и девочки-подростки, которые имели обыкновение кучковаться на лестничных клетках, исчезли. Некоторых из них родили, говорит Марцин. "В Польше - много религиозного образования, но никакого сексуального воспитания".

Ma рцин Баняк с Амелией на мессе в деревянном костёле Св. Бартоломея, Могила, Краков. Фотограф Дэвид Ливен

Католицизм - это волнующий вопрос для Баняков и все более и более - для Польши. Во времена коммунизма церковь была местом сбора инакомыслящих. Проповеди ксендзов часто были неявно критическими по отношению к режиму. Приблизительно 95 % поляков все еще идентифицируют себя как католиков, но, говорит Марцин, их число сокращается, особенно среди молодёжи. Им не нравится способ, которым церковь участвует в политике или что она руководит реакционной радиостанцией, Радио-Maрия. Или как она проводит кампанию против презервативов и искусственного оплодотворения. Но, совершенно ясно,что церковь все еще очень популярна. В воскресенье утром Марцин берет Амелию и меня на детскую мессу в костёл, где когда-то Баняки венчались, красивую деревянную церковь в соседнем Могила (Мogila). Когда мы пришли туда, прихожане выходили из дальних дверей здания.

В их гостиной висит распятие, Сильвия религиозна, а Марцин не знает вполне, верит ли он. Он даже не хочет разговаривать об этом, из страха причинить обиду. "Церковь помогла нам выжить во времена коммунизма" говорит он дипломатично. Но, "теперь это – другая страна" – отваживается он на возражение. Он все еще очень часто водит своих детей к мессе и чувствует "большое социальное давление", чтобы делать так. "Если родители не хотят, чтобы их дети ходили в церковные классы, их считают немного странными".

Поляки, возвращающиеся из Великобритании и Ирландии, говорит он, привозят домой "другое отношение к миру", более светское в перспективе. Марчин никогда не рассматривал возможность отъезда, отчасти потому, что работа за границей, хоть и хорошо оплачиваемая, не настолько привлекательна для него. У его лучшего друга есть две учёные степени, но когда он переехал в США, он смог найти работу только кровельщика. И хотя эмиграция помогла временно сократить безработицу, говорит Марцин, здесь есть скрытые социальные издержки. Эмиграция создаёт неполные семьи: "Многие дети не знают своего отца или мать".

В понедельник утром Ольге было так плохо, что Марцин и Сильвия должны были отвести её к врачу. Здравоохранение в Польше в принципе бесплатное. "Но это не верно," говорит Марцин. Существуют длинные очереди, даже для срочных консультаций. У Сильвии недавно очень сильно болело ухо, но ей сказали, что надо будет ждать целый месяц. К счастью, друг, который работает в больнице, помог им попасть на приём к государственному врачу, а то они уже были на грани того чтобы растратиться на лечение у частника.

Вообще, тем не менее, Баняки с оптимизмом смотрят на Польшу. Историк Адам Замойский, написавший «Польша: История» (2009), описывает страну, которая страшно пострадала во время Второй мировой войны, как "ту, которая пережила многие трудные испытания и теперь выздоравливает". В течении этих двух лет, Марцин может быть волновался по поводу экономической ситуации в Польше, но сегодня он считает перспективы оптимистичными. "Это - возможно самые успешные годы нашей истории" говорит он. "Независимость, НАТО, ЕС, и теперь, возможно, евро. Это вдохновляет".

Когда Марцин впервые заговорил о международных амбициях Польши, он ограничился только одним - заслужить уважение мирового сообщества. "Я хотел бы, чтобы Польша была обычной, нормальной европейской страной. Не меньше и не больше". Но позже, он высказал ещё одно устремление - "Возможно у нас есть важная роль - соединить Западную Европу и Восток. Мы находимся между Германией и Россией. Так что мы можем быть своеобразным мостом".

Моё последнее утро с Баняками совпало с первым днем весны. У польских школьников есть традиция - чтобы отпраздновать окончание зимы, они собираются на ближайшей речке и «топят» ярко раскрашенную бумажную куклу. Воспитатели детского сада Амелии привели все 40 детей к мосту через местную речушку. Марцин и я ходим за ними по пятам. Куклу называют Maржана (в польском фольклоре, она - подруга зимы), и у одного мальчика есть специальная обязанность бросить её в воду. Он поднимает ее выше плеч, подносит к перилам моста и отпускает, позволяя ветру унести её. "Zegnaj zimo! [До свидания зима!]" поют дети, когда она касается воды. "Witaj wiosno! [Здравствуй весна!]"

«Это политически символично» - шучу я. Марцин улыбается. "Возможно"- говорит он. "Коммунизм был плохой зимой, плохими годами для нашей страны. Так что, это - прощай коммунизм. Здравствуй прекрасный новый мир".

статью прочитали: 13206 человек

Планирование семьи всегда являлось очень важным моментом, так как нужно рассчитывать на свои финансовые возможности для воспитания детей. Ведь ребенка нужно отправить сначала в школу, дать ему хорошее высшее образование и потом по возможности всячески его поддерживать.

В Польше очень тяжело планировать семью и детей, потому что в этой стране аборты запрещены законом и супругам приходится быть очень осторожными, для того чтобы не окружить себя кучей плачущих младенцев, которых нужно воспитывать, кормить и растить. На государство полагаться не приходится, потому что вся помощь от него заканчивается на одном лишь пособии на ребенка.

По причине запрета абортов польские семьи довольно многочисленны, но многие молодые люди сейчас задумываются о том, что нужно бы постараться и остановиться после рождения одного или двоих детей. Будет ли это возможно или нет, но уровень рождаемости в Польше очень высок и увеличивается каждый год все больше и больше.

Однако количество детей, рожденных вне брака, также увеличивается. Поляки всегда рады рождению ребенка, как не было сложно воспитывать и поднимать его на ноги.

Мать никогда не откажется от своего ребенка. Правда всегда может случиться непредвиденная ситуация и оставшийся без родителей ребенок попадает в детский дом. Детские дома в Польше выглядят как обычные дома, где детей окружают добрые люди, любовь и уважение, комнаты полны игрушек, вещей и дети всегда получают самое качественное и лучшее питание.

Государство Польши направляет свое внимание на детские дома и пытается увеличить количество детей, которых принимают польские семьи из этих детских домов, делает все для того, чтобы у каждого ребенка была своя семья. За усыновленным ребенком устанавливается усиленный контроль, ведется постоянное наблюдение за тем, как ему живется у приемных родителей.

Многочисленные польские семьи обычно собираются вместе на все большие праздники, к которым относится Рождество, Пасха и конечно все юбилеи, и дни рождения домочадцев. В семье поляков мужчина считается главным добытчиком, и главой семьи, независимо оттого, что жена может работать на более престижной работе и получать намного больше чем ее муж.

В семье муж выполняет чисто мужские функции, то, что обязан делать сильный мужчина. Все что касается домашнего хозяйства остается на попечении женщины. Однако воспитанием ребенка занимаются оба супруга, хотя и здесь супруг может ограничивать свои функции: он может погулять с ребенком, почитать ему книжку, поиграть с ним и даже с удовольствием искупает его. Однако накормить и одеть ребенка должна делать только женщина. К этому мужчина не касается никогда.

Следует учесть, что, несмотря на свою загруженность, польская женщина способна выглядеть прекрасно в любое время, она всегда ухожена и красива, чем бы она ни занималась. В доме у польской женщины всегда будет порядок, нигде невозможно увидеть даже малейшего признака пыли, в шкафу никогда не будет мужских рубашек с оторванными пуговицами или дырявых носков.

Родители в Польше всегда готовы придти на помощь своим детям, взять на время внуков к себе домой, и помочь по хозяйству. В общем, на бабушек и дедушек всегда можно положиться. Также, кроме того, с родителями в Польше принято советоваться по всем серьезным вопросам. Выбор имени для ребенка не может обойтись без участия бабушек и дедушек.

Тут начинается самое интересное действие, потому выбор имени всегда происходит с учетом семейных традиций, церковных обозначений имени и также, существует ряд государственных ограничений по именам. По закону имя ребенка должно полностью отображать его половой признак, нельзя давать имена, которые не могут определить точно мужской или женский пол.

Имя ребенку дают обычно во время крещения, и оно может состоять из двух частей, которые выбираются по славянским традициям и из христианских имен, которые выбираются исходя из времени рождения ребенка или дня его крещения. Выбор двух имен обусловлено тем, что по традиции ребенку дают славянское имя, но при крещении священник может попросить родителей дать малышу еще и христианское имя, поэтому оба имени выбираются заранее.

Раньше в Польше детям могли дать три и даже четыре имени, однако сейчас закон запрещает иметь больше двух имен. Имя для ребенка может быть также выбрано исходя из моды, например, малышу могут дать имя героя Польши, знаменитых людей или даже героя нашумевшего фильма.

Касаемо фамилий, то они как обычно, переходят по мужской линии, и супруга берет фамилию мужа после свадьбы. Однако это не является обязательным, жена может оставить свою девичью фамилию или же просто присоединить фамилию мужа к своей фамилии, правда в этом случае дети будут носить фамилию по мужу.

Муж в свою очередь также может присоединить к своей фамилии фамилию своей супруги. Однако фамилия не должна состоять более чем из двух частей, в противном случае женщине или мужчине придется отказаться от какой-либо дополнительной фамилии.

Выбор имени совместными усилиями является древнейшей традицией польского народа. В течение всей истории Польши для этого собиралась вся семья, и к подбору имени для младенца подходили очень серьезно. Как говорит поговорка: как корабль назовешь так он и поплывет.

Кроме выбора имени практически все семьи хранят память своих предков, и практически каждый поляк может с уверенностью сказать, что знает о своей семье все. В польских семьях хранятся семейные реликвии, различные фотографии или портреты предков, семьи всегда собираются на Рождество и празднование Пасхи всей семьей, даже если сейчас все члены семьи живут в разных городах. На такие праздники приезжают все без исключения польские родственники.

Кроме этого в польских семьях устраиваются вечера музыки, которые также являются традиционными и на такие вечера также собираются все родственники. К таким вечерам готовится ужин, состоявший из традиционных польских блюд, которые не меняются из года в год.

Фото Legion-Media.ru

Раннее детство

Рождению ребенка поляки всегда искренне радуются. Даже небогатая женщина, которая , никогда от него не откажется. В воспитании ребенка участвуют не только бабушки и дедушки, но и дяди с тетями, и прочие родственники. С момента появления в семье малыша начинаются праздники. Сначала отец должен отпраздновать рождение младенца со своими друзьями, потом, когда малыш немного подрастет, устраиваются крестины – большое семейное торжество, на котором собираются все родные.

Дошкольное образование для ребенка выбирают сами родители. Они могут воспитывать его дома самостоятельно, или отдать в сад на полный, а может укороченный день. Но в 6 лет все дети обязаны пройти «нулевой курс» обучения – дошкольную подготовку в детском саду или группе дошкольного образования. В школу они отправляются, уже умея читать и писать.

Учеба

Педагогических систем в Польше много, и каждый родитель может ознакомиться с методиками работы учителей в разных школах. Занятия в начальной школе у маленьких поляков длятся 6 лет. Там дети не только осваивают различные науки, но и . Потом 3 года школьники ходят в гимназию, по окончании которой им предстоит сдать сложные выпускные экзамены. Их отметки влияют на то, где продолжит обучение польский подросток после гимназии: в колледж, лицей или профессиональной школе.

Из лицея можно перейти в высшее учебное заведение без экзаменов. Остальным абитуриентам придется еще раз поволноваться: первый этап экзаменов принимают «свои» преподаватели, второй – незнакомые педагоги из других школ.

Что можно перенять . Польское образование считается одним из самых лучших в Европе. Одно из главных его достижений – возможность выбирать из большого количества вариантов образовательных программ. Очень важно еще и то, что детей с малых лет учат коммуникативным навыкам. Им объясняют, почему люди ссорятся, и как можно .

Отношения со взрослыми

В детях всегда воспитывают уважение к отцу, который считается основным добытчиком и главой семьи, даже если жена зарабатывает гораздо больше. В любой семье и всегда слушаются их. Не так давно в Польше вышел закон «О борьбе с насилием в семье», запрещающий телесные наказания и причинение ребенку душевных страданий.

Несмотря на то, что многие родители говорили, что не представляют себе воспитания без шлепков, выполняется закон неукоснительно. В противном случае представители правопорядка имеют право забрать ребенка из семьи. Впрочем, в большинстве польских семей агрессии нет, с ребенком занимаются все близкие. Даже такие решения, как , или выбор детского сада, принимаются на большом семейном совете.

Что можно перенять. Стараться не унижать своего супруга. Если малыш будет постоянно слышать, что его папа плохой, то у него сложится определенное представление о мужчинах и их роли в семье, которое может помешать ему в дальнейшей жизни.

А потому что патриоты

То, что Польша – самое лучшее место на свете, дети слышат постоянно. Несмотря на то, что поляки любят иногда поругать некоторые особенности национального быта, свою страну они любят искренне, гордятся своим языком и культурой, и передают этот патриотизм детям. В каждой семье хранятся семейные реликвии, портреты предков. Родители охотно рассказывают малышам об их прапрадедушках и прапрабабушках, а остальные родственники с удовольствием дополняют рассказ, слушая польскую музыку и поедая традиционные польские блюда – своей кухней поляки тоже очень гордятся.

Что можно перенять. Научить детей отделять действия политиков от . Рассказать, что не всеми действиями соотечественников можно гордиться, и как раз поэтому надо вести себя достойно, чтобы окружающие с уважением относились к представителям вашей национальности.

Одна из частых проблем при переезде на длительный срок или на ПМЖ в Польшу, когда только один из членов семьи получил легальный статус в стране (например, ВНЖ на сновании трудоустройства). Как забрать с собой семью и детей в Польшу и оформить для них вид на жительство по программе воссоединения? Какие для этого потребуются документы и сколько это стоит?

Воссоединение семьи — как забрать семью и детей в Польшу?

Постараемся дать подробный ответ на этот вопрос, тем более, что автор статьи несколько лет назад сам сталкивался с этой проблемой на личном опыте. Главное что надо знать — иностранец имеет право забрать членов своей семьи для совместного проживания в Польше. Но в каждом конкретном случае, будут различные обоснования для этого.

Кто может забрать семью по программе воссоединения?

Воспользоваться правом воссоединения семьи может любой гражданин Украины (России, Республики Беларусь), который легально пребывает на территории Польши в статусе:

  • ПМЖ (zezwolenie na osiedlenie się / pobyt stały) или статус долгосрочного резидента ЕС
  • ВНЖ (karta czasowego pobytu) как минимум 2 года и действующая карта выдана как минимум на 1 год
  • ВНЖ для научного сотрудника (на основании проведения научной деятельности в РП)
  • беженца
  • Голубая Карта резидента ЕС (Niebieską Kartę UE)

Кто из членов семьи проходит по программе воссоединения?

Иностранец , который легально проживает на территории Польши в статусе ВНЖ или ПМЖ (является обладателем Карты Побыта) либо иностранец — долгосрочный резидент ЕС (обладатель т.н. «Голубой Карты») или же гражданин Польши может забрать близких членов своей семьи для совместного проживания на территории Республики Польша по программе воссоединения с семьей (Połączenie z rodziną ).

Кого можно отнести к числу близких родственников:

  • Супруг (-га) иностранца. В качестве обоснования выступает свидетельство о браке, выданное польским ЗАГСом (USC) либо присяжный перевод свидетельства о браке, выданного за пределами Польши
  • несовершеннолетние дети (в возрасте до 18 лет). Приёмные дети и дети от предыдущего брака так же попадают в эту категорию
  • Родители приглашающей стороны, которые находятся на попечении приглашающей стороны или

Ваши родственники, которые прибывают по программе воссоединения претендуют на , за исключением нескольких случаев, когда они могут сразу получить ПМЖ (Карта Сталего Побыта), а именно:

  • ребенок польского происхождения ()
  • несовершеннолетний ребенок, который родился в семье, где один из родителей уже пребывает в статусе ПМЖ
  • несовершеннолетний ребенок, который родился в семье, где один из родителей пребывал в статусе ВНЖ, но в последствии получили ПМЖ (сталый побыт)

Важно! Есть более простой и быстрый способ забрать свою семью в Польшу. Иностранец, который проживает на территории Польши в статусе ВНЖ или ПМЖ имеет право выписать гостевое приглашение для близких членов своей семьи (а также для родителей своей супруги/га) на основании которого ни открывают гостевую национальную визу со сроком действия 1 год (или до конца действия Карты Побыта приглашающей стороны). Приглашение составляется в свободной форме с указанием личных и паспортных данных обоих сторон и заверяется у польского нотариуса. По прибытию семьи, можно инициировать процесс получения ВНЖ. Единственный минус этого способа — гостевая виза не дает права на трудоустройство.

Воссоединение семьи, когда один из супругов гражданин Польши

Часто встречается ошибочное мнение, что если один из супругов (членов семьи) является гражданином Польши, то остальные члены семьи (супруг, несовершеннолетние дети) получают гражданство автоматически. Это не совсем так. На автоматическое получение гражданства могут рассчитывать несовершеннолетние дети в случае:

  • условие территории — ребенок родился на территории Республики Польша, а гражданство родителей либо неизвестно либо родители не имеют никакого гражданства
  • условие крови — ребенок рожден в семье, где один из родителей уже имеет польское гражданство

Что касается супругов (или детей, которые не попадают под предыдущие условия), они могут претендовать только на получение ВНЖ сроком на 3 года. По прошествии 2 лет проживания в браке с гражданином (-кой) Польши, супруг может рассчитывать на предоставление ПМЖ, а по прошествии только 5 лет — на получение гражданства.

Во всем остальном, получение Вида на Жительство для членов семьи польского гражданина проходит по упрощенной схеме:

  • Заявитель подает в Воеводском Управлении по месту проживания
  • К анкете прилагается паспорта обоих супругов, а также свидетельство о браке (если брак заключен за пределами Польши, то дополнительно присяжный перевод свидетельства)
  • Никаких дополнительных гарантий в виде подтверждения источника дохода, наличия жилья (договора аренды) предоставлять не надо

Воссоединение семьи, если у одного из супругов ПМЖ (Сталый Побыт)

Это конкретно моя (автора) ситуация. У мужа и несовершеннолетнего ребенка на руках Карта Сталего Побыту по происхождению и стоит задача — забрать супругу по программе воссоединения. Ситуация происходила в 2014 году и усложнялась тем, что супруга находилась в Польше по шенген визе на 3 месяца (т.е. действовать надо было оперативно).

Вся процедура похожа на предыдущий случай (как в примере с супругом гражданином Польши ), однако помимо приведенных выше документов, от вас потребуется предоставить дополнительно:

  • медицинскую страховку (может быть оформлена как в Польше, так и за ее пределами). Если страховка оформлена не в Польше, потребуется дополнительно сделать ее присяжный перевод
  • наличие жилья или договор на аренду квартиры
  • прописка (zameldowania)
  • подтверждение наличия средств / источника дохода. Подтверждением может выступать как справка о доходах с места работа, так и выписка о состоянии банковского счета или же подтверждение источника доходов за пределами Польши.

Сроки рассмотрения дела — от 1 до 3 месяцев.

Как забрать семью, если муж или жена работает в Польше?

А это уже самая частая ситуация, которая встречается на практике — один из супругов уехал на работу в Польшу и теперь решил забрать всю семью к себе. В такой ситуации, члены семьи могут рассчитывать на получение ВНЖ если:

  • Приглашающая сторона проживает в Польше легально в течении 2 лет и последняя Карта Побыта оформлена как минимум на 1 год

Да, не очень приятная перспектива, если супруг отправился на работу в другую страну, а вот семью он сможет забрать только спустя 2 года. Однако, не все так печально как кажется на первый взгляд.

  1. Способ решения №1 — описан в начале статьи. Супруг, проработав 3 месяца в Польше, подает документы на получение Карты Побыта и после ее оформления делает гостевое приглашение для всех членов семьи. На месте уже решается вопрос с получением ВНЖ
  2. Способ №2 — Лазейка в Законе. Оказывается, в законе о предоставлении ВНЖ по воссоединению упоминаются т.н. «другие обстоятельства», которые позволяют избежать указанных сроков.

Что же это за обстоятельства и какие факторы могут сыграть вам на руку:

  • долгосрочный договор аренды жилья или собственное жилье в Польше
  • размер зарплаты — доходы приглашающей стороны должны покрывать расходы на аренду квартиры, а также пропитание, обучение и минимальный досуг для всех членов семьи. Государство должно быть уверено, что вы сможете обеспечить свою семью самостоятельно и не потребуете дополнительной материальной помощи. Чтобы понимать, какая зарплата должна быть в реальных цифрах, стоит отталкиваться от суммы в 3000 злотых на семью из 3 человек
  • медицинская страховка на всех членов семьи. Об этом должна позаботится приглашающая сторона, так как работодатель может вписать в медицинскую страховку и членов семьи своего работника
  • контракт — идеальным решением будет именно трудовой договор и лучше если на неограниченный срок (umowa o prace na czas nieokresliony). Такой вариант подразумевает все социальные гарантии для работника. Хуже, если вы работаете на основании договора подряда (umowa zlecenia)
  • квалификация — если сотрудник квалифицированный специалист, шансы получить положительное решение значительно выше, чем у неквалифицированного работника

Как уехать в Польшу с семьей — шаг за шагом

Если вы дочитали до этого места, значит ваша ситуация попадает под один из случаев описанных выше. Что же делать дальше? Собираем необходимый пакет документов:

  • Заполняем анкету-заявление на предоставления ВНЖ членам семьи по программе воссоединение семьи. Анкета заполняется на польском языке в 2 экземплярах (Скачать бланк здесь - Wniosek o udzielenie zezwolenia na pobyt czasowy)
  • 4 фото 3,5 на 4,5 см на белом фоне
  • 3 комплекта ксерокопий актуального загранпаспорта заявителя
  • подтверждение родственной связи с приглашающей стороной - оригинал + присяжный перевод (свидетельство о браке/рождении ребенка и т.д)
  • Подтверждение легального пребывания в Польше приглашающей стороны (паспорт гражданина Польши, Карта Побыту, Голубая Карта ЕС) оригинал + копия
  • Договор аренды жилья / документ на право собственности
  • Подтверждения достаточного и постоянного источника дохода (справка о зарплате за 3 месяца,выписка с банковского счета и т.д.) В случае, если приглашающая сторона гражданин РП, подтверждения не требуется
  • Медицинская страховка — оригинал + присяжный перевод (если страховка оформлена за пределами Польши)
  • Чек об оплате гербового сбора в размере 340 PLN

Сколько рассматриваются документы? Процесс может занять от 1 до 4 месяцев.

После получения положительного решения, заявитель оплачивает 50 PLN за выпуск самой пластиковой карты и примерно в течении 1-2 недель получает готовую Карту Побыта.

У меня рабочая виза в Польшу, как забрать и перевезти семью?

Еще один частый вопрос. Человек получил рабочую визу и уехал в Польшу на работу. По прошествии некоторого времени он решает забрать семью в Польшу, но у него нет ВНЖ. Что делать?

Все зависит от того на основании какой визы человек отправился на работу. Если это годовая рабочая виза D06 (открывается на основании ) и члены его семьи предусмотрительно были вписаны в приглашение, то они имеют право получить национальную годовую визу для сопровождения, но без права работы.

Во всех остальных случаях, необходимо, чтобы человек, который находится в Польше отработал как минимум 2-3 месяца у одного работодателя, получил ВНЖ на основании трудоустройства и уже после инициировал процесс воссоединения семьи или оформлял гостевую визу для членов семьи.

У одного из супругов Карта Поляка — как забрать семью?

С 2016 года значительно упростили жизнь — они получают ПМЖ по упрощенной процедуре. Достаточно только предъявить Карту Поляка, заполнить заявление на предоставление ПМЖ и изъявить свое желание переезда на постоянное место жительства в Польшу. В зависимости от Воеводства могут потребоваться подтверждения наличия жилья и источника дохода, но чаще всего этих документов предоставлять не надо.

Сроки рассмотрения стандартные — от 1 до 4 месяцев. Плюс — владельцы Карты Поляка освобождены от уплаты гербового сбора (680 PLN).

Как быть с семьей во время оформления ПМЖ? Если вы хотите, чтобы ваша семья присутствовала с вами, вы можете оформить для них визы для сопровождения (в зависимости от Консульства могут открыть как национальные, так и Шенген визы). Если речь идет о гражданах Украины, они могут въехать спокойно в страну на 90 дней на условиях безвизового режима со странами ЕС.

Как только будет вынесено решение о предоставлении ПМЖ владельцу Карты Поляка, тут же подаем документы на предоставление членам семьи ВНЖ по программе воссоединения. Весь процесс может занять от 3 до 6 месяцев.

Что делать если отказали в воссоединении семьи?

В 14-дневный срок после получения решения об отказе, вы имеете право подать апелляцию. Стоит ли это делать? Если вы на 100% уверены, что отказ был по ошибочной причине или вы знаете в чем ошибка и исправили ее — апелляцию подавать надо. Если отказ по причине предоставления недостоверной или заведомо ложной информации — лучше не подавать апелляцию.

Если пришел повторный отказ на апелляцию, его можно также обжаловать в Административном Суде в течении 30 дней после вынесения решения.

Что можем предложить мы?

Вы планируете переехать в Польшу с семьей, но не знаете с чего начать? Вы находитесь в Польше и хотите забрать свою семью из Украины? Наша компания готова предоставить квалифицированную помощь в подготовке и оформлении необходимых документов для реализации программы по воссоединению семьи в Польше. Осуществим грамотную юридическую поддержку на всех этапах процесса.

По всем вопросам обращайтесь по телефонам указанным на сайте или пишите на почту info@сайт









2024 © rukaraoke.ru.