Посещение классных родительских собраний – необходимость или обязанность. Обязаны ли родители посещать родительские собрания Где домашние задания отменили


Родительские собрания неотъемлемая часть школьной жизни родителей и учителей. В школе регулярно организуются встречи для педагогов и родителей, во время которых решаются многие серьёзные вопросы. Организация экскурсий, внеклассные мероприятия, общие рекомендации по усвоению учебного материала, организация питания учащихся — эти и многие другие вопросы обсуждаются на родительском собрании совместно с родителями. Необходимость таких встреч очевидна. Однако у родителей достаточно часто возникает вопрос о том, стоит ли им посещать родительские собрания в школе? Многие мамы и папы считают, что знают всё о своем ребенке, поэтому нет необходимости тратить время на посещение собраний. Родители должны помнить, что слова ребенка об успеваемости, взаимоотношениях с учителями и сверстниками могут быть не всегда объективны. Чтобы быть достоверно проинформированным о жизни своего ребенка в образовательном учреждении, необходимо систематически посещать родительские собрания и быть в контакте с классным руководителем.

Бывает, что классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Насколько это юридически обосновано рассмотрим с точки зрения Закона «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон).

Ст. 44 Закона закрепляет за родителями обучающихся права и обязанности.

В частности, родители имеют право:

1. Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка (п.4 ч.3 ст.44 Закона).

Это право родителей полностью реализуется через ознакомление с информацией на родительском собрании. Особенно это актуально при переходе с одного уровня образования на другой. Родителям первоклассников, например, важно знакомство с учителями, всегда интересна информация о программе обучения, требованиях педагога и т. д.

2. Получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования (п.5 ч.3 ст.44 Закона).

На сегодняшний день проводится множество мониторингов, которые выявляют уровень готовности детей к школе, отношение детей к образовательному процессу, уровень сформированности тех или иных компетенций и т. д.

3. Принимать участие в управлении организацией (п.6 ч.3ст.44 Закона).

По итогам каждого собрания подводятся итоги и выносятся те решения, которые принимаются всем коллективом присутствующих родителей. Такие решения нередко касаются вопросов управления образовательной организацией.

С одной стороны, родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей. С другой стороны, Закон не предусматривает посещение родительских собраний, как обязанность родителей. Родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.

Если вы по каким-то причинам не можете посетить родительское собрание, сообщите об этом учителю и договоритесь о встрече в другое время. Если родители не имеют возможности ходить на собрания, то они могут получить необходимую информацию, посещая индивидуальные консультации. У каждого педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких индивидуальных встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни ребенка, его обучения и поведения.

Приходя в школу, родители должны помнить, что они обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, уважать честь и достоинство работников образовательной организации (ч.4 ст.44 Закона).

Если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются школьной жизнью своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя. Педагог в данном случае сообщает о такой ситуации в компетентные органы.

Могут ли бабушки или дедушки посещать родительские собрания?

Нередко случается так, что родители в силу занятости на работе не могут присутствовать на собрании лично. Бабушки и дедушки часто являются активными участниками воспитания и присмотра за детьми. Юридических оснований отказать бабушке/дедушке в присутствии на родительском собрании — нет. Однако, подписи на документах, справках, анкетах, которые заполняются во время собрания, должны быть заверены родителями. Именно родители являются официальными представителями ребенка, только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения с родителями и учителем. Если родители предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет бабушка или дедушка, то это вполне возможно.

Многие вопросы, конфликтные ситуации можно разрешить благодаря разъяснениям учителя на собрании. Если собрание было организовано профессионально и грамотно, то у родителей не будут возникать вопросы относительно необходимости такой формы взаимодействия учителя и родителя в школе. Стоит помнить о соблюдении этики общения. Результатом совместной работы на собрании может стать уверенность родителей в том, что они могут в решении любых вопросов обратиться к своему учителю.

Обязаны ли родители делать домашнее задание с ребенком?

Обязаны ли родители делать домашнее задание с ребенком? Этим вопросом задаются многие родители, чьи дети посещают школу.

Родители обязаны обеспечить выполнение домашнего задания учащимся, поскольку оно оценивается и влияет на аттестацию школьника. Неисполнение этой обязанности может повлечь негативные последствия для родителей, и вот почему.

Попробуем посмотреть на этот вопрос со стороны закона.

Правовые нормы

Статьёй 43 Конституции России установлено, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (п. 4 статьи).

Семейный Кодекс Российской Федерации конкретизирует приведенное положение Конституции РФ.

Частью 2 ст. 63 СК РФ установлена именно обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы образования и обучения с учетом мнения детей.

Согласно с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

КоАП РФ содержит статью № 5.35 где неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обучению несовершеннолетних влечет наказание — предупреждение или штраф.

Из этого можно сделать вывод о том, что неисполнение родителями обязанности по обучению детей нарушает права ребенка, гарантированные законом, что наказуемо.

Так обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми?

Но, для того, чтобы ответить на вопрос, является ли обязанностью родителя выполнение совместно с ребенком домашнего задания, необходимо понять следующее.

Нарушает ли родитель право ребенка на получение образования, отказываясь выполнять с ребенком домашнее задание?

Обеспечением получения образования можно считать действия родителей, направленные на:

  • беспрепятственное посещение учебного заведения
  • обеспечение ребенка материально-техническими принадлежностями
  • решение иных вопросов, препятствующих образованию

В тоже время, нарушением ребенка на получение образования будут именно умышленные действия, препятствующие обучению.

Время на домашнее задание

Существует приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015, касающийся порядка образовательной деятельности. Документом установлен объем домашних заданий — из выполнение не должно превышать по времени (в астрономических часах):

  • во 2 — 3 классах — 1,5 часа,
  • 4 — 5 классы — 2 часа,
  • 6 — 8 классы — 2,5 часа,
  • в 9 -11 классах — до 3,5 часа.

Учебные предметы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день. Данный приказ обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Кстати, согласно с этим приказом, в первом классе обучение проводится без оценок. Домашние же задания могут быть заданы учащимся лишь со второго класса.

Контроль успеваемости

Освоение общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Форма, периодичность и порядок проведения контроля определяются образовательной организацией самостоятельно.

Итоговая аттестация

Можно сделать следующий вывод. Именно показатели итоговой аттестации демонстрируют, осваивает ли ребенок программу общего образования. В свою очередь, итоговая аттестация определяет, переведут ли ребенка в следующий класс.

Не секрет, что результаты итоговой аттестации учитывают те отметки, которые школьник получает в ходе образовательного процесса. Ну а поскольку домашнее задание также оценивается, то его невыполнение в состоянии привести к ситуации, когда школьник может быть не аттестован.

Отсутствие аттестации в свою очередь может привести к оставлению «на второй год», выдаче справки об обучении, не являющейся аттестатом. Справка может свидетельствовать о по обеспечению детей средним образованием.

При этом, для лиц с ограниченными возможностями к обучению установлены особые правила.

Заключение

Таким образом, речь идет именно об обязанности родителей обеспечить получение детьми общего образования, в которое включается выполнение «домашки».

В данной статье речь пойдет о том, какую роль играют родительские собрания в воспитании ребенка и является ли посещение родительских собраний обязанностью родителя.

Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей, закреплены в ст. 47 Семейного кодекса РФ, которая гласит о том, что права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Это значит, что с появлением в Вашей семье ребенка у Вас возникает ряд прав и обязанностей, в том числе:

  • Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
  • Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей;
  • Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
  • Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами;
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования;
  • Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Все вышеперечисленные права и обязанности родителей закреплены законодательно в ст. 63 Семейного кодекса РФ.

В числе прочих обязанностей каждого родителя является обязанность обеспечить получение ребенку общего начального образования.

Школа – это социально значимый институт, способствующий формированию социально зрелой личности каждого ребёнка, которая играет важную роль в воспитании ребёнка.

Родительское собрание в школе прежде всего, это основная форма совместной работы родителей и учителей на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома.

Главным предназначением собраний являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Любое образовательное учреждение, является юридическим лицом (организацией) и соответственно имеет Устав. В Уставе прописываются основные цели и задачи учреждения, а также права и обязанности педагогических работников, детей, и родителей.

В числе прочих обязанностей родителей в Уставе школы может быть прописана обязанность родителя поддерживать тесную связь с администрацией школы и классным руководителем, регулярно посещать родительские собрания.

Следует отметить, что данная обязанность родителей устанавливается школой не в целях наложить обязанность неукоснительно соблюдать устав. Устав школы принимается и утверждается его учредителем без участия родителей. Возложение обязанности на родителей соблюдать устав в части посещения родительских собраний является ни чем иным, как дополнительной мотивацией родителей к совместному участию в воспитании ребенка.

Ни Кодексом об Административных правонарушениях РФ ни Уголовным кодексом РФ, ни каким другим нормативно-правовым актом не предусмотрена ответственность за непосещение родительских собраний .

Таким образом нельзя однозначно утверждать о том, что посещение родительских собраний является обязанностью каждого родителя за неисполнение которой применяются правовые санкции.

Посещать родительские собрания или нет – это индивидуальное дело каждого родителя и зависит от степени желания родителя участвовать в воспитание и социальном развитие Вашего ребенка и скорее является правом, чем обязанностью. Но, прежде чем принимать решение посещать родительское собрание или нет, родитель должен принять во внимание, будет ли полным его представление о личности ребенка и адекватности принимаемых воспитательных мер к нему без взаимодействия с учебным заведением и информации о том, как ребенок адаптируется и ведет себя в обстановке, отличной от домашней.

Подводя итог под настоящей статьей, по моему мнению, хоть обязанность и не может быть возложена на родителя посещать родительские собрания, родители все же обязаны посещать учебное заведение, интересоваться жизнью и успеваемостью ребенка. И уже на основании этого делать выводы и принимать соответствующие меры.

Мама подростка считает, что воспитание ребенка должно быть радостью, а не «пожизненной кабалой». И приводит в пример школы в других странах мира, где домашнее задание уже отменили. Многочисленные отклики под публикацией подтверждают, что эти мысли созвучны многим другим родителям.

Зачем нужна «домашка»

Системой образования домашние задания позиционируются как способ закрепления на теории, изложенной во время уроков. На деле же выполнение домашних заданий становится делом общесемейным , за которым проходят целые вечера, и атмосфера там царит не всегда приятная.

Предприниматель Наталья Романкевич (мама троих детей 7, 9 и 16 лет) к домашним заданиям относится положительно, но выполнять на дому работу учителя, на её взгляд, неприемлемо.

Не каждый родитель владеет педагогическими знаниями и материалом по предметам. Родитель в принципе не должен заниматься не своей работой. Учить детей - это труд, который требует профессиональной квалификации. К тому же, он оплачивается. А если ребенок не может самостоятельно сделать домашнее задание по пройденному материалу, это минус учителю, который не смог донести материал ученику.

Источник фото: архив автора

Сегодня понятие «сделать уроки» в большинстве случаев включает в себя чтение параграфов, решение задач и примеров, заучивание формул. А потому воспринимается детьми как тяжкая повинность, которая напрочь отбивает желание учиться, считает Наталья. Детям нужны адекватные задания и в адекватном объёме.

Учитель должен понимать, что ребенок в младшей школе не может распечатать доклад - он может его только написать. И то в случае, если ему это интересно, и он хочет получить дополнительную оценку.

Сама Наталья за детей домашние задания не делает никогда, но проверить подготовку может в любой момент. Дети об этом знают, поэтому готовятся всегда. Или почти всегда…

Контролировать детей должна школа!

А вот семейный психолог и мать пятерых детей Наталья Таран утверждает, что роль контролёра в выполнении домашних заданий следует отдать школе. По её словам, у родителей совершенно иная функция - быть помощником.

Зачем ребёнку два контролёра? Пусть контролирует учитель, а родителям достаточно научить ребёнка учиться, то есть правильно организовать процесс. Пришёл домой, покушал, отдохнул немного (а не посидел в гаджете!), прогулялся - и за работу! Конечно, у родителей на первом этапе высок уровень тревоги за успеваемость ребёнка. Но, поверьте, вам важно знать одно: ребёнок учится. А это процесс, в котором будут свои неудачи, но и успехи обязательно придут, если мотивация будет положительной.

Вместо упреков и критики родителям стоит почаще произносить эти фразы:

«Сегодня ты справился с заданием гораздо быстрее, чем вчера…».
«На этот раз у тебя такие красивые буквы получились…».
«А в примере ты почти не допустил ошибок…»

Если ребенок подолгу сидит за уроками, это, по мнению психолога, говорит о том, что процесс обучения организован неверно.

Мне кажется, родителям не хватает образовательной базы о том, как научить ребенка самоорганизации. Усадить, заставить, проверить, проконтролировать - вот что делает большинство родителей. Хотя достаточно просто научить ребёнка себя организовывать. Ведь в конечном итоге все родители обязаны обучить своих детей обходиться без взрослых. Такова жизнь. И выполнение домашнего задания - тоже элемент такого обучения.

Для справки:

Чтобы понять, справляется ли ваш ребенок с учебой без вреда для здоровья, разработаны временные нормы по выполнению домашних заданий. 1 класс - заданий на дом не дают; 2 класс - не более 1 часа 20 минут; 3-4 классы - 1,5 часа; 5-6 классы - 2 часа; 7-8 классы - 2,5 часа; 9-11 классы - 3 часа. При этом задания повышенной сложности даются только по желанию ученика, а на время каникул - не должно быть никаких «домашек!»

Где домашние задания отменили?

И всё же многие современные школы в Америке, Франции, Великобритании, Нидерландах считают домашние задания пережитком прошлого и смело отказываются от неё.

Взамен родителям предлагают организовать досуг своих школьников самостоятельно: кружки по интересам, совместные семейные ужины, беседы, чтение книг, прогулки на улице - вариантов масса.

При этом в нашей системе образования домашние задания нужны, считает семейный психолог Наталья Таран.

Чтобы закрепить знания по тому или иному предмету, отправить их в ячейку долгосрочной памяти и применять впоследствии на практике, их нужно повторить минимум 7 раз, а лучше - 180. Поэтому домашние задания эффективны как средство, а вот их форма их могла бы стать более современной.

Мне кажется, домашние задания со временем перестанут быть письменными, в тетрадях с полями… Они переберутся в компьютер, добавятся некие элементы творчества. Но сами они останутся, потому что эффект от них большой: они дают не только академические знания, но и дисциплинируют, воспитывают ответственность. А эти качества нашим детям во взрослой жизни непременно пригодятся.

Наталья Ленская

А вы делаете домашние задания с ребенком?

Здравствуйте!

Вы задали юристам очень важный для себя платный юридический вопрос, надеясь получить от них более полные разъяснения с ссылками на нужные нормативные акты, а не краткие ответы без ссылок на нормативные акты.

Вы задали юристам очень важный для себя платный юридический вопрос , надеясь получить от них более полные разъяснения с ссылками на нужные нормативные акты, а не краткие ответы без ссылок на нормативные акты.

Вопрос ваш юридический этот не простой.

Во-первых , если ваш удочеренный ребенок обратится именно к юристу, специализирующемуся по семейным делам, а не к юристу "широкого профиля", то он поможет ему (ребенку 20 летнему) оформить надлежащим образом иск к мировому судье на основании статьей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом положений статей 60, 80, 81, 83, 107, 113, 120 Семейного кодекса РФ.

Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.

2. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

3. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).

Статья 107. Сроки обращения за алиментами

1. Лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, если алименты не выплачивались ранее по соглашению об уплате алиментов.

2. Алименты присуждаются с момента обращения в суд.

Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.

Статья 113. Определение задолженности по алиментам

1. Взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.

2. В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.

3. Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

4. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

5. При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

6. Суммы установленного федеральным законом ежемесячного пособия на ребенка, выплаченные в период розыска его родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, в части их пятидесятипроцентного увеличения, взыскиваются с этих родителей с начислением десяти процентов с выплаченных сумм в доход бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанные требования приравниваются к требованиям об уплате алиментов.

Во-вторых , если мировой судья ее иск удовлетворит, то Вам придется забыть о положениях статьи 87 Семейного кодекса РФ в старости.

Знать свои права и обязанности, определенные нормативными актами, это хорошо, но лучше уметь пользоваться на практике ими с пользой для себя, а не наоборот.

В этом может помочь более подробно разобраться конкретный юрист, в т.ч. с этого сайта по договоренности, после получения более полной и нужной информации по юридическому вопросу и (или) копий нужных документов.









2024 © rukaraoke.ru.