Поступить если ребенок не слушается. Основные причины непослушания. Если ребенок игнорирует просьбы


Каждый первый. У всех бывают ситуации, когда дети и в 2, и в 6, и в 9 лет закатывают истерику и никак не хотят поступать «правильно», то есть так, как сказали родители. Психолог Светлана Морозова рассказала, почему ребенок не слушается и .

Светлана Морозова - сертифицированный психолог-консультант со средним медицинским и высшим психологическим образованием. Работает психологом с 2006 года. Работает с детьми. подростками, семьями.

Почему ребенок не слушается

  • Если родители обращаются к ребенку в приказном тоне. Задумайтесь, если вам говорят «быстро сложил все и вышел из комнаты», какая первая реакция у проявляется? Первая реакция на приказ — непослушание, такого рода власть родителей воспринимается как унижение и даже на подсознательном уровне ребенку неприятна.
  • Если родители игнорируют потребности ребенка и его чувства. Общение с ребенком на уровне «мне плевать чего ты хочешь, я сказала тебе сделать…» или «пить он хочет, пока не уберешь игрушки — никаких пить» формирует у ребенка ощущение ненужности и нелюбви к нему.
  • Если для ребенка не существует запретов, а именно - в воспитании не были выделены правила, нормы и запреты, без которых поведение ребенка формируется хаотично. Если ребенок растет в ситуации «вседозволенности», а родители, бабушки/дедушки и прочие родственники делают все «лишь бы ребеночек был доволен», то в один прекрасный момент случается то, что случается: ребенок никого не слушается, устраивает истерики и требует своего.
  • Если ребенок использует непослушание, как манипуляцию, то есть не слушается до того момента, пока Вы не соглашаетесь на его условия, после чего становится «шелковым» милым ребенком, который все понимает и выполняет… До нового такого момента.

Что делать, если ребенок не слушается

В первую очередь стоит помнить, что дети берут пример со взрослых, поэтому если родители «позволяют» себе не выполнять обещания или игнорировать просьбы ребенка, то он будет вести себя точно так же: обещать и не выполнять, не внимать просьбам родителей. Таким образом, если ребенок не слушается, возможно причина кроется в поведении взрослых.

  • Обращайтесь к ребенку уважительно, тоном, который скорее разъясняет, чем указывает. Повелительные нотки вызывают внутренний протест и побуждают ребенка не слушать вас. Желательно, чтобы ваши слова содержали объяснение, например, «собери свои игрушки, чтобы в комнате было больше места» или «убери с пола мячики, чтобы никто не упал». Так вы снижаете вероятность ситуаций, когда ребенок не слушается.
  • Слушайте своего ребенка, для него важно быть услышанным, важно, что вы его понимаете. Если вы не будете слушать ребенка, он не будет слушать вас, поскольку, ущемляя его права и потребности, выдвигая на первый план только свои требования к ребенку, вы провоцируете формирование отрицательного отношения ребенка к вам.
  • Запреты и правила необходимы при воспитании ребенка, они не только формируют его поведение, помогают развить дисциплинированность, ответственность и учтивость, но и структурируют время ребенка. Верное распределение времени, определенные умения и навыки позволят вам и вашему ребенку избегать конфликтов, в том числе связанных с тем, что он вас не слушается.
  • Манипуляции в нашей жизни встречаются довольно часто и «самые лучшие» манипуляторы — дети, они очень быстро понимают, что и как получить от родителей. А такая тактика, как «вести себя хорошо, чтобы получить желаемое» очень распространенная в семьях. Если родители понимают, что ребенок их слушается только для того, чтобы они выполнили его желание, то подкреплять такое поведение не стоит.

Если ребенок не слушается, обратите внимание на свое поведение и проанализируйте взаимоотношения с ребенком в семье. Сколько бы лет не было ребенку - два, десять или четырнадцать - данные рекомендации будут весьма актуальны.

Добрый день.
Возникла проблема в общении с ребенком. (Мальчик 5 лет и 4 месяца). К сожалению так случилось в 1,5 года оставила с бабушкой. Приезжала раз в 2-2,5 месяца (большие расстояния). Муж раз в месяц приезжал к ребенку. В 4 года забрала к себе (появилось жилье и очередь в сад). Живем далеко от мужа. Раз - два в год видится он с ребенком.
Трудно его вытащить куда-то из дома. Ему комфортно дома.
Категоричен и упрям. Если сказал нет, то нет.
В саду сначала его обижали, было некомфортно ему, такое ощущение, что он боится всего.
В пятницу воспитатель пожаловалась, что он не слушается, по несколько раз может повторить, чтобы услышал. Кидается машинами. Говорит ему скучно. На музыке и физкультуре или ложится на пол или прячется не хочет заниматься.
Дома тоже периодически говорит мне скучно. Стараюсь чем-то занять. Но иногда готовка, уборка и мелкие рабочие моменты и он один и если не обращаешь внимание, так как занят то обижается и через время выдает протест. В последнее время проблема со сном. Во сне может присесть, уложишь сразу спит дальше. Разговаривает во сне. Трудно уложить. Вроде заснул и тут глаза открыты и по новой укладывать. Либо говорит я не хочу и не буду спать. Что делать? Как наладить отношения.
Пытаюсь и по хорошему объяснить, иногда кричу когда заводит и по попе даю. Но ничего. Ругаю себя, что сорвалась. Но все на мне и иногда не выдерживаю.
Боюсь в один момент перестанет слушать вообще и будет катастрофа.
Читала книгу про звезды и что если звезда падает, можно загадывать желания. Он сказал, что хотел, чтобы деньги падали и потом игрушки. Может из-за того что говорю что тяжело зарабатывать деньги .
Помогите советом. Хочется дружить с сыном, а не выяснять отношения

Сын 5 лет - не слушается, своеволен

Здравствуйте, Анета!
Вы правы в опасениях, что дальше может быть хуже. И хорошо, что уже сейчас хотите во всем разобраться.
Парню не хватает главного ориентира в его становящейся жизни, это конечно же отец. Особенности развития мальчиков в том, чтобы был рядом самый близкий мужчина, которому он мог бы подражать и понимать этот мир с его границами и правилами. Если некому научить этим границам, а есть только мама, которая демонстрирует неустойчивость, переменчивость характера, не умеет сказать нет и сдержать слово, то ребенок чувствует себя неуверенно, неустойчиво. Мама не должна бить мальчика, это создает у него агрессивное отношение к женщинам, дальше он может относиться к ним весьма жестоко и пренебрежительно, включая Вас в первую очередь. Я понимаю, что вы это делаете от бессилия и безысходности, но просто знайте это. Дружить с сыном тоже не получится. Правильнее строить доверительность. Это же мальчик, то есть все-таки мужчина. Он должен учиться ответственности и защите Вас от проблем и опасностей. Поэтому прививайте ему чувство собственной значимости, с уважением обращайтесь и лучше объясняйте все миллион раз вместо одного шлепка по попе. Шлепок закроет его от Вас, а объяснения и терпение рано или поздно дадут уважение. И раз уж он без папы растет, придется Вам и мужскую часть женскую в воспитании применять. Как мужчина - учите его ответственности, дисциплине, и защите мамы. Как женщина - уважайте его, спрашивайте мнения и всегда убеждайте вместо принуждения. Ведь пока он маленький, вы его сможете еще заставить что-то делать силой, но подрастет и будет сильнее Вас, и тогда уже эти аргументы не помогут, а время будет упущено. В общем, это долгий разговор, надеюсь смог вкратце объяснить Вам общие принципы. Сил Вам и понимания. С Уважением, Александр Ковальчук.
  • «Мой ребенок меня не любит». Виноват кто-то другой
  • «Все происходящее - совершенно нормально». Никто не виноват!
  • Почему ребенок балуется именно рядом с мамой
    • Рядом с мамой ребенок чувствует себя… ребенком!
    • Рядом с мамой ребенок чувствует себя безопасно
    • Рядом с мамой ребенок не знает, на кого ориентироваться
  • «Чудесная девочка: умная, спокойная, а какая послушная!» - нахваливала дочку воспитатель детского сада. Умная, спокойная и послушная девочка при этом шумно сопела, что знаменовало собой начало ужасного превращения: из крохотного белокурого ангела в ужас, летящий на крыльях ночи.

    «Да-да, она именно такая», - согласно кивала я, недоумевая: какие силы заставляют ребенка вести себя дома из рук вон плохо и моментально превращаться в сладкого пупса в детском саду?

    Как оказалось, ситуация, когда ребенок не слушается именно маму и идеально ведет себя с посторонними - отнюдь не редкость…

    Мама не виновата!

    Маме, которая не может утихомирить собственное чадо (вынуждена разговаривать с ним на повышенных тонах, а то и наказывать, призывая к порядку), довольно обидно обнаружить, что бабушка, няня, воспитательница добиваются того же играючи. Как правило, ее посещают следующие мысли.

    «Мой ребенок меня не любит». Виноват кто-то другой.

    Виновата в этом, разумеется, бабушка, воспитательница, няня - именно она коварно заняла место в сердце ребенка, предназначенное для мамы.

    «Я - никчемная мать». Во всем виновата я одна.

    Если получается у Марьиванны, а у меня - никак, значит, Марьиванна знает волшебные слова, которые появляются в голове у каждой женщины одновременно с рождением ребенка. Раз я не справляюсь, то со мной что-то не так.

    К сожалению, ответственные мамы редко рассматривают третий, единственно верный вариант.

    «Все происходящее - совершенно нормально». Никто не виноват!

    Такое поведение действительно совершенно нормально и свидетельствует о том, что ребенок постепенно адаптируется в обществе: от простого узнавания «свой-чужой», которое характерно для младенцев, переходит к различным моделям поведения, в зависимости от того, насколько близок ему тот или иной взрослый.

    Но все же, почему именно с мамой он балуется и безобразничает?

    Рядом с мамой ребенок чувствует себя… ребенком!

    Обычно родители морально готовятся к кризису 1 года, кризису 3 лет и настоятельным требованиям самостоятельности, автономности и суверенитета. Однако есть достаточно много малышей, которые вовсе не стремятся к «самоопределению», напротив, для спокойствия и душевного комфорта им важно закрепить статус самого маленького, беззащитного, нуждающегося в опеке. Из-за этого ребенок может дома резко «утратить» давно наработанные навыки, например, «разучиться» одеваться или есть ложкой. И учтите, это не каприз и не баловство!

    Причин такого поведения множество: и серьезный стресс (развод или смерть одного из родителей), и детская ревность (рождение младшего брата или сестры), стремление мамы форсировать развитие ребенка, к которому он не готов, наконец, некоторые малыши просто сами по себе развиваются несколько медленнее сверстников и не готовы пока дистанцироваться от мамы.

    Что делать? Ничего не делать. Если вы не замечаете тревожных признаков («плохое поведение» демонстрируется только маме, но это не становится частью процесса деградации, что указывает на заболевание), то к временному «впадению в младенчество» нужно относиться спокойно и терпеливо. Ребенок это перерастет, получив нужный объем вашего внимания.

    Рядом с мамой ребенок чувствует себя безопасно

    Когда мы, взрослые люди, позволяем себе капризничать и дурачиться? Дома, в окружении близких людей, когда мы чувствуем себя комфортно и расслабленно. Вряд ли мы будем вести себя так на совещании с бизнес-партнерами или на приеме у чиновника… Вот и ребенок воспринимает воспитательницу или приходящую няню в качестве «официальных лиц», и старается вести себя соответственно - как дипломат на сложных политических переговорах. Ни жеста необдуманного, ни слова в простоте - вдруг где проколешься… Зато с мамой можно сбросить с себя все это нервное напряжение и выплеснуть все, что накопилось за день.

    Хорошая новость - ребенок вас любит и полностью вам доверяет. Плохая новость - нет, в таком ритме жить нельзя. Это никому не на пользу, даже министру Лаврову.

    Что делать? Присмотритесь к няне, к группе детского сада, да и к порядкам, которые установлены дома у бабушки. Спросите себя: комфортно ли там вашему ребенку? Что можно сделать, чтобы он чувствовал себя там спокойно и безопасно? Возможно. Ответ придется искать вместе с психологом.

    Рядом с мамой ребенок копирует ее поведение

    Наконец, еще одна причина, по которой дети «как с цепи срываются», оказавшись наедине с мамой. Мама и сама, скажем так, не образец спокойствия! Да, возможно, вы не расписываете в красках ребенку очередную выходку коллеги-подлеца или самодура-начальника. Но если вы еще не отошли от рабочего конфликта и внутри вас все кипит и клокочет, если в голове вы все еще прокручиваете дневной разговор (и остроумные реплики, которые вы должны были произнести в ответ на замечания, но, почему-то, не произнесли), то… то даже «Репка» и «Курочка-ряба» в вашем исполнении произведет на ребенка такое же впечатление, как триллер с драками и погонями.

    Многие малыши настолько чувствительны, что «зеркалят» даже тщательно скрываемые мамины эмоции, не хуже профессиональных психологов считывая их по непроизвольной мимике.

    Что делать? Позаботиться о себе. Отдохнуть. Выспаться. Сходить в парикмахерскую. Освоить аутотренинг, чтобы уметь отключаться от самых сложных и неприятных проблем, хотя на то время, что вы проводите с ребенком.

    Рядом с мамой ребенок не знает, на кого ориентироваться

    Еще одна распространенная ситуация: ребенок отлично ведет себя с бабушкой, прекрасно проводит время с мамой, но стоит им оказаться втроем в одно время и в одном месте, как малыш начинает скандалить и капризничать. Эта ситуация особо неприятна тем, что маме, возможно, достанутся несправедливые упреки от бабушки: «Чудесные ребенок, мы прекрасно проводили время, но ты пришла, и всё стало плохо. Очевидно, ты не умеешь обращаться с ребенком, смотри, как надо…»

    Возможно, ребенок просто ощущает себя в логическом тупике. Он знает, что маму надо слушать и вести себя определенным образом. Но мама только что передала полномочия бабушке, велев слушать ее и вести себя хорошо! Почувствовав себя «под двойным управлением», особенно если мама с бабушкой дают противоречивые указания («непременно доешь кашу до конца - нет, если не хочешь, то не ешь!»), ребенок не знает, кого слушать, и не слушает в итоге никого.

    Что делать? Избегать ситуаций «двойного управления», пока ребенок не освоится в семейной иерархии. К примеру, если вы регулярно оставляете малыша с няней, тетей, бабушкой, делайте процедуру передачи простой и быстрой. Пришли, попрощались с ребенком, ушли по делам! Если же вы живете и воспитываете малыша вместе с бабушкой, то четко договаривайтесь о единой позиции по всем, даже самым незначительным вопросам.

    Что еще можно предпринять

    Чем раньше вы познакомите ребенка с его эмоциями, научите их распознавать, тем быстрее он научится ими управлять. Подскажите ребенку, что именно с ним происходит («Мне кажется, ты устал…», «Я вижу, что ты обижен»), продемонстрируйте, что понимаете и разделяете его чувства, наконец, объясните, как с ними справиться. Сохраняйте спокойный доброжелательный настрой, даже если поведение ребенка не соответствует вашим ожиданиям.

    И помните: ваш ребенок не ставит перед собой цели разозлить или расстроить вас, так что нет смысла самой злиться или обижаться на малыша. Он вас любит, правда-правда!

    Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».

    Кризисы развития ребёнка

    Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

    • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
    • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
    • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
    • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.

    Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

    Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

    Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

    Симптомы кризиса семи лет

    Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений. Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:

    • Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
    • Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
    • Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
    • Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
    • Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
    • Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
    • Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
    • Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
    • Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.

    Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

    Что делать родителям?

    • В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
    • Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
    • Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
    • Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
    • Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
      • Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
      • Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
      • Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
      • Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
    • Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
    • Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
    • Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.

    Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

    Положительные признаки кризиса

    Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

    • Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
    • Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
    • Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
    • Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
    • Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.

    Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным. Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить. Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.

    В возрасте 3,5-5 лет все дети проходят через стадию непослушания или так называемый «кризис» 3-летнего возраста. В этот период появляются первые задатки личности и характера. На фоне процесса самоосознания у ребенка возникает желание протестовать по малейшему поводу. Он чувствует острую необходимость в том, чтобы доказать свою значимость, особенно при условии недостатка внимания, любви и уважения со стороны близких. Родители удивляются таким поведением некогда спокойного малыша и начинают задаваться вопросом о том, что им делать, если ребенок в 3-4 года не слушается . Для начала нужно выявить причину (или несколько), заставляющую чадо бунтовать против мамы и папы.


    Непослушание в 4 года проявляется в кривлянии

    5 основных причин непослушания

    Почему ребенок в 3-4 года не слушается родителей, огрызается на них, постоянно закатывает истерики, если до этого возраста он вел себя иначе? Причин несколько, более того, они чаще всего они выступают в комбинации.

    Во-первых, главным фактором является то, что ребенок взрослеет и обретает собственное «я», которое ему хочется отстаивать. Во-вторых, родители не успевают перестроиться и поменять свое поведение по отношению к малышу. Нередко они позволяют себе быть грубыми или, напротив, излишне мягкими.

    Основные ошибки со стороны родителей, которые приводят к непослушанию ребенка:

    1. Испорченные отношения между собой. Если мама с папой хамят и обижают друг друга, то это непременно отражается на малыше. Ребенок чувствует происходящее острее, чем взрослый и зрелый человек. При этом, в отличие от взрослого, он не может осознать причины конфликтов между родителями. Отсюда вытекает плохое поведение ребенка , которое является защитной реакцией. Тоже самое происходит, если мама с папой разводятся, начинают жить порознь.
    2. Ложь, переменчивость мнений. Наглядная ситуация: мама говорит малышу, что он получит сладкое, когда уберется в комнате, но впоследствии она отказывается от своего обещания, мотивируя это тем, что сахар в принципе вреден. Это утрированный пример. Ложь имеет несколько форм, но каждая из них одинаково негативно влияет на отношения с ребенком . Не следует менять свое мнение, отказываться от слов, обещать то, что с великой долей вероятности не произойдет. Например, планировать поход в цирк в период безденежья.
    3. Чрезмерное желание угодить. Ребенок хочет игрушку? Он получит ее немедленно. Захотел пирожные? Вот уже мама побежала в кондитерскую. Это абсолютно неправильное поведение, провоцирующее нездоровое отношение к деньгам, к вещам и к самим родителям. Часто бывает такое, что один родитель чрезмерно балует ребенка, второй же проявляет строгость. Такая модель поведения приводит не к равновесию, а к эмоциональным «качелям». У ребенка вырабатывается алгоритм: «захотел мороженое - подошел к маме, но скрыл это от папы». В итоге маму он не слушается, а папу боится.
    4. Приуменьшение значимости и возможностей. Снова пример типичной ситуации: в семье появляется младший ребенок, на которого уходит все внимание родителей. Старший ребенок, будь он 5, 3 или 2 -летнего возраста, начинает чувствовать себя ненужным и брошенным. Еще ситуация: мама постоянно сравнивает малыша с сыном соседки, который во всем якобы лучше. Звучат фразы в духе «вот он убирается, а ты нет», «вот он помогает маме, а ты нет». В определенный момент малыш начинает бунтовать.
    5. Отсутствие разговоров. Родители покупают ребенку красивые вещи, возят его с собой на курорты, удовлетворяют его прихоти, но при этом не находят времени на разговор. В возрасте 3-5 лет у малыша просыпается интерес к окружающему миру. Первые люди, которым он хочет задать вопросы, то и дело появляющиеся в голове - это его родители.

    Из всего этого вытекает простой и понятный вывод: независимо от ситуации, первопричиной непослушания ребенка является недостаток внимания со стороны родителей. Невозможно объяснить крохе , почему мама с папой его игнорируют.

    Важно! Холодное поведение родителей сигнализирует чаду о том, что внимания нужно добиваться всеми способами, которые есть в его «арсенале». То есть криками, истериками, слезами.

    Возможно, причиной также являются частые и незаслуженные наказания, которые возникают вследствие того, что у родителей просто плохое настроение. В таком случае маме с папой необходимо полностью пересмотреть свое поведение и научиться избавляться от стресса за пределами дома.


    Физические наказания недопустимы даже за серьезные нарушения

    Способы, помогающие добиться послушания

    Знакомые могут советовать родителям «лучше воспитывать » своего ребенка. Но не совсем понятно, в чем заключается принцип лучшего воспитания. То ли в увеличении количестве наказаний, то ли, напротив, в усиленной опеке. У каждого свой обывательский взгляд на это, но, к сожалению, в большинстве случаев неправильный.

    Для начала нужно выявить причины , помогающие ответить на вопрос о том, почему ребенок в 4 года не слушается родителей. Да, их нужно искать в себе и в своем подходе к воспитанию. Но списывать со счетов определенные особенности развития психики малыша не стоит, как и проявлять завышенные ожидания к нему.

    Обратите внимание! Более того, особенности развития в психологии являются первым фактором, на который рекомендуется полагаться в процессе воспитания ребенка любого возраста. Малыши в 2, 3, 4 года различны между собой. Ребенок может начать бунтовать в возрасте 4 лет или 2,5 - это зависит только от скорости развития его мышления и восприятия окружающего мира.


    Крайнее выражение непослушания - уход из дома

    Главные правила, позволяющие добиться послушания :

    1. Проявляя требования - будьте непреклонны и последовательны. Допустим, ребенок специально сломал игрушку, в качестве наказания он был отлучен от просмотра мультиков на день. Впоследствии малыш извинился. Но его извинения или улучшение поведения не должны трактоваться родителями как посыл к тому, чтобы отменить наказание. Если наказание уже есть, то оно должно быть выполнено в полной мере.
    2. Требуйте только то, что малыш в состоянии понять и выполнить. Вместо «убери в комнате» лучше говорить «убери игрушки и заправь кровать». Чем младше ребенок, тем больше конкретики нужно вносить в свои просьбы.
    3. Показывайте на своем примере, как надо. Это важная часть, которая требует отдельного разбора. Если вкратце, то модель поведения для ребенка полностью обозначается его родителями. При этом важность представляет не только их поведение друг с другом и с малышом, но и взаимодействие с окружающим миром, с незнакомыми людьми.
    4. Рассчитывайте силу и время наказания в зависимости от величины (тяжести) проступка. Если ребенок не съел кашу, то применять к нему физическое наказание глупо и жестоко. Родители сами должны понимать, как и за что наказывать, чтобы не переусердствовать.
    5. Не применяйте в общении с ребенком слово «нельзя» . Малышу важно понимать причину возникновения тех или иных запретов и наказаний. Недостаточно просто ставить его перед фактом: «ты сделал плохо, ты наказан» или бросать сухое «нельзя» в ответ на просьбу. Ребенок в возрасте 3-4 лет воспринимает «нельзя» как повод побунтовать, нарушить запрет.

    Также во многих семьях бывает такое, что ребенок в 2-4 года не просто не слушается, но еще и бьет отца или мать. Тут важно уточнить, что подобное поведение появляется по разным причинам. Ребенок либо не понимает, что это приносит боль и неприятные эмоции, либо, напротив, пытается причинить все это своим родителям.

    В первом случае следует объяснить доступным языком, что физическое насилие недопустимо, так как оно причиняет боль. Можно изобразить гримасу, отображающую неприятные эмоции, сказать «бо-бо» или больно, указав на место ушиба или провести полноценную беседу. Это зависит от возраста ребенка.

    Также следует показать более приятное действие, например, объятие или поглаживание по щекам. Грубо говоря, заместить одно другим - агрессию на нежность. Если целью ребенка является причинение боли, то в большинстве случаев это желание обусловлено соответствующим поведением со стороны родителей - грубостью, рукоприкладством. Пока родители не изменятся, не перестанут конфликтовать между собой и срываться на ребенке, малыш будет вести себя агрессивно.


    В 4 года малыш может и не понимать, что так вести себя нельзя

    Какой должна быть реакция на истерики, непослушание?

    Как правило, малыши 3-4 лет сталкиваются с агрессией со стороны родителей, когда не слушаются, закатывают истерики, дерутся . Такая реакция объяснима тем, что мама с папой не понимают, как вести себя. Некоторые родители склоняются к физическому наказанию или начинают кричать в ответ. Другие ставят ребенка в угол, бесконечно лишают его то игрушек, то мультиков. Но подобная череда наказаний редко приводит к ожидаемому результату.

    Важно! Ребенок не станет «шелковым» вследствие агрессии со стороны родителей. Своими истериками он показывает и доказывает самостоятельность , поэтому ни один из распространенных способов наказания не может его до конца усмирить. Эффект получается обратным: малыш сталкивается с противостоянием, видит в родителях врагов и проявляет еще большее непослушание

    Если ребенок в возрасте четырех лет не слушается вообще, родители усиливают наказания и увеличивают время их действия. С точки зрения психологии правильно поступать противоположным образом. С чадом необходимо постоянно говорить , увеличивая время разговора , добавляя понятные и нейтральные примеры.

    Пример в духе :

    «вот соседский малыш ведет себя лучше и слушается маму»,

    не будет понятен 3-4-летнему ребенку. Поэтому родитель должен четко обозначить границы и правила поведения для конкретных ситуаций. Если малыш кричит в магазине, просит купить игрушку, то ему нужно сказать: «сейчас у меня нет денег на эту вещь, но, если ты перестанешь себя так вести, мы купим ее, как только появится возможность». Можно поставить конкретное условие, допустим: «я куплю тебе игрушку, если ты в течение недели будешь заправлять кровать и убирать вещи в своей комнате».


    Нарушение запрета нельзя оставлять без внимания

    Пример правильной конструкции просьбы со стороны родителей: «ты (обращение к ребенку) ведешь себя спокойно в магазине, идешь рядом с нами (с родителями), а взамен мы покупаем тебе что-нибудь (начиная от конфеты и заканчивая игрушкой), если есть деньги». Еще один пример: «ты убираешь в комнате игрушки (важно добавлять конкретику), после чего смотришь мультики на протяжении энного количества времени».

    Пример неправильного поведения в ответ на непослушание: «малыш начинает буянить и плакать, мама злится и применяет к нему физическое наказание при посторонних людях» или «ребенок отказывается убирать игрушки, за что раз за разом отправляется в угол».

    Запомните! Строгие наказания и ограничения применяются только тогда, когда все позитивные и нейтральные варианты уже неоднократно были испробованы.

    Что собой представляют правильные запреты

    Запреты используются часто, поскольку являются основной формой манипуляции поведением ребенка со стороны родителей. К сожалению, мама с папой не всегда понимают, как формулировать и применять ограничения. Например, если ребенок в 4 года дерется или не слушается , родители отстраняют его от телевизора или отменяют прогулку. К вечеру они забывают об этом, спокойно включают чаду мультики или выводят на детскую площадку. В итоге малыш привыкает к тому, что все запреты условны и при определенных, непонятных для него обстоятельствах, они снимаются сами по себе.


    Ребенок четко должен знать, какие запреты нарушать нельзя в любом случае

    Система запретов подразделяется на 4 типа:

    • отсутствие запрета (делай все что хочется, выбирай сам, чем заниматься и как себя вести);
    • условный запрет (ты можешь это сделать, но сначала придется выполнить условие);
    • запрет с исключением (ты сделаешь это, но только при определенных обстоятельствах);
    • полный запрет (нельзя ни при каких обстоятельствах).

    Объяснение на примере!

    Отсутствие запрета – ребенок может ложиться спать тогда, когда сам захочет.
    Условный запрет – отбытие ко сну можно передвинуть на полчаса, если малыш убрал игрушки в комнате или помог маме подмести.
    Запрет с исключением – ребенок всегда ложится в 8 часов вечера, кроме праздничных дней.
    Полный запрет – малыш укладывается в 8 часов вечера всегда, независимо от обстоятельств и своего поведения в течение дня.

    Важно непреклонно следовать этой системе, не делать никаких дополнительных исключений без веских на то причин. В противном случае ребенок привыкнет к нестабильности ограничений и будет капризничать регулярно.


    Выбор наказания - правила

    Советы на тему того, как успокоить капризного ребенка

    Примерно с 3-4-летнего возраста ребенок перестает слушаться и начинает капризничать . Зачастую своим поведением он тревожит не только маму с папой, но и незнакомых людей. Поэтому для родителей важно уметь корректировать настроение своего чада, независимо от ситуации.

    Эффективные способы, помогающие успокоить ребенка:

    1. Переключение внимания. Быстрый и действенный способ, который применим в любой ситуации. Например, ребенок капризничает в общественном транспорте. Как отвлечь его внимание? Достать смартфон и показать ему фотографии птиц, героев мультсериалов, необычных животных. Это действие нужно сопровождать завлекающей речью: «хочешь, я покажу тебе слона с огромными ушами?» или «давай я включу тебе видео со смешными котятами». Действовать нужно ситуативно.
    2. Режим собеседника. Иногда стоит только поговорить с малышом и постараться объяснить ему, почему он испытывает те или иные ощущения. При этом нужно вести себя нежно и осторожно, не повышая голоса. Плохое поведение , обусловленное недостатком внимания, легко корректируется помощи этого способа.
    3. Игнорирование. Если ребенок упорно капризничает, то есть смысл в том, чтобы начать его игнорировать. При этом важно наблюдать за его реакцией, за поведением и состоянием, не показывая своей заинтересованности. Метод игнорирования лучше всего использовать наедине с ребенком. Малыш может не успокаиваться долгое время и доставлять дискомфорт окружающим.

    Это экспресс-способы успокоить ребенка, не дать ему устроить переполох и закатить грандиозную истерику. Как правило, когда ребенок уже находится на «взводе», более мягкие или, напротив, жесткие методы перестают работать. Например, если шлепнуть малыша или припугнуть его запретом на последующий просмотр мультиков, то он, вероятно, разозлится еще сильнее.

    Почему ребенок не слушается: объяснение на примере распространенных ситуаций

    Для начала стоит разобрать ситуацию, при которой ребенок в 3-4 года не слушается маму , но робеет и ведет себя спокойно перед папой. Она является распространенной и трудно разрешаемой, поскольку требует изменения поведения всех членов семьи. По сути, дети, которые так себя ведут, не хотят слушаться никого из родителей, но папу они боятся. Потому что он строже и непреклонен в своих требованиях.


    Причины непослушания могут быть самые разные

    При возникновении такой ситуации родителям следует поговорить и найти баланс, при котором они оба смогут вести себя примерно одинаково. В здоровой семье малыш должен уважать и отца, и мать. Излишняя мягкость со стороны родительницы (как и строгость отца) приведет к формированию неправильного восприятия семьи.

    Игры со спичками

    Если ребенок проявляет небезопасное поведение (выбегает на дорогу, трогает горячие предметы, подходит к уличной собаке), то это в первую очередь говорит о том, что он не осознает факта опасности своих действий. При этом малыш наблюдает реакцию со стороны родителей (повышенное внимание, беспокойство), и она его устраивает. Соответственно, в такой ситуации мама с папой должны объяснить, почему то или иное действие является небезопасным и к чему оно приводит. Например: собака может укусить, а горячий предмет - обжечь. Важно донести до ребенка информацию в понятной для него форме.

    Истерики на публику

    Опять же, малыш не осознает того, что он ведет себя неправильно и некультурно, но он видит реакцию окружающих и пытается с ее помощью добиться желаемого от родителей. Нужно объяснить ребенку, что все люди в обществе должны соблюдать определенные правила. Также следует пояснить, почему нельзя совершать то или иное действие. Например, громкий разговор в кинотеатре мешает другим людям насладиться фильмом, из-за чего они уходят с сеанса расстроенные. Нужно сказать ребенку, что, если он будет шуметь в кинотеатре, родители не смогут брать его с собой.


    Выполнения запретов надо добиться обязательно

    Капризы или «мам, ну купи»

    Ребенок старается добиться желаемого единственным доступным и понятным для него методом - истерикой или некой формой попрошайничества. Сначала он может вести себя вежливо, потом агрессивно или плаксиво. Эта модель поведения свойственна капризным детям, поэтому ее необходимо искоренять. Можно, допустим, просто вывести ребенка из магазина и поговорить с ним дома. Также хорошим вариантом является доступное объяснение того, почему в конкретный момент родители не в состоянии чего-то купить или сделать. Ребенку необходимо понимать, что все блага и вещи достаются не просто так, а вследствие прикладывания больших усилий.

    Внутренний протест

    Мама сказала ребенку, что сегодня он пойдет в садик в желтой рубашке, а он принципиально надел синюю. Или, например, вместо осенней обуви - летнюю. В этой ситуации малыш пытался продемонстрировать свою самостоятельность. В этом возрасте все дети поступают противоположно родительским требованиям. Маме с папой необходимо проявить понимание и предоставить право выбора хотя бы в незначительных моментах (как раз таких, как выбор гардероба). Это поможет ребенку быстрее удовлетворить желание показать собственное «я».


    Непослушание - это борьба за самоутверждение

    В первую очередь психологи советуют не применять физических наказаний по отношению к ребенку. Во-первых, родители, которые используют такие методы, в какой-то момент начинают перебарщивать. Во-вторых, непослушание - это естественное явление, а не прихоть конкретного человека. Поэтому в период «кризиса» лучше проявить больше любви и заботы, а не рукоприкладства, вызывающего у ребенка непонимание и обиду.

    Важно! Если уж и применять физические наказания, то только в мягкой форме и в крайнем случае. Нельзя бить малыша при других людях, давать ему подзатыльники, шлепать и совершать прочие унижающие действия. Это вызовет волну ответной агрессии и протеста.

    Также психологи советуют подавать информацию в развлекательной манере. Из воспитания лучше сделать игру, а не пытку. Поставьте себя на место ребенка: вы игнорируете ту информацию, которая вам не интересна. Вы не стараетесь к ней прислушаться и уж тем более ее запомнить. Так почему ребенок должен это делать? В воспитательный процесс нужно вводить больше игр и объяснений, пусть даже и сказочных. Такой подход даст лучший результат.

    Что делать, если ребенок перестал доверять

    Как правило, утрата доверия у ребенка является следствием неправильного обращения, лжи и переменчивости со стороны родителей. Например, если мама с папой много обещают и мало выполняют, жестоко наказывают за маленькие проступки. Все это приводит к тому, что малыш перестает доверять родителям и начинает их игнорировать. Обычно это случается только с одним родителем, проявляющим более нетерпимое поведение.

    Вернуть доверие непросто. Нужно разработать свою воспитательную систему, обозначить запреты и поощрения. При этом «кнута» должно быть намного меньше, чем «пряника», так как в противном случае ребенок замкнется и начнет считать себя виноватым во всем. Родителям нужно увеличить количество разговоров и похвалы (даже за минимальные успехи), постоянно отвечать на вопросы, которыми задается их чадо. При таком подходе получится вернуть доверие и нормализовать поведение крохи.

    Воспитание ребенка на собственном примере


    Что делать, если ребенок не слушается - советы

    Лучший метод воспитания - собственный пример. В возрасте 3-4 лет дети склонны к подражанию близким людям, преимущественно родителям. Поэтому большую часть поведения они «подсматривают» у мамы с папой. Соответственно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок выкидывал мусор в урну - сами не позволяйте себе кидать фантики на асфальт. Желаете добиться нежности и доверительного уровня общения - покажите это в своих отношениях с супругом или супругой. Это работает неизменно и практически для всех детей. Проводите больше времени с малышом, учите его, учитесь вместе с ним и пытайтесь показать, как нужно делать. Пустые запреты никогда не дадут нужного эффекта.

    Два видео от доктора Комаровского

    Полное видео от доктора Комаровского на тему того, почему ребенок в 2-4 года не слушается:

    Версия с короткими выводами:







    

    2024 © rukaraoke.ru.