Православный елизаветинский детский дом. Предстоятель русской церкви посетил детское паллиативное отделение и елизаветинский детский дом при марфо-мариинской обители. С направлением из соцзащиты — к батюшке


Открыт собор был самим царем. На соборе присутствовали преимущественно представители духовенства: митр. Макарий , 9 архиепископов и епископов, многие архимандриты, игумены, духовные старцы и священники.

Были и представители светской власти: в обращении к членам собора царь поименовывает свою братию, всех любимых своих князей, бояр и воинов. По своему значению это был один из важнейших соборов Московского государства.

Собор был созван главным образом ввиду того, что многие священные обычаи «поизшаталися»: многое было учинено в церкви по самовластию, прежние узаконения оказались нарушенными, божественные заповеди оставались в небрежении.

В руководство собору царь предложил сначала 37 вопросов, потом еще 32. Царские вопросы и ответы на них собора и составляют главное содержание постановлений (Стоглава). Они затрагивают следующие темы:

1) о церковном богослужении, а именно об уставности и чинности церковных служб, об исправности богослужебных книг, о правилах иконописания, о крестном знамении, о пении аллилуйя и о некоторых других церковных обрядах;

2) об упорядочении епархиального управления и суда путем учреждения новых органов надзора над духовенством, устранения светских архиерейских чиновников от вмешательства в сферу чисто духовного суда и организации контроля над их судебной деятельностью по другим делам, устранения злоупотреблений при взимании различных пошлин и поборов с духовенства и мирян;

3) об устранении злоупотреблений при управлении монастырскими имуществами и доходами и об искоренении разных пороков монашеской жизни;

4) об улучшении различных сторон мирского быта (меры против брадобрития в связи с содомским грехом, против волшебства и колдовства, скоморошества, языческих народных увеселений, игры в зернь и пр.).

Была затронуты на соборе и вопросы общегосударственные: царь возвещал собору о своих «нужах и земских нестроениях». Он предложил собору рассмотреть судебник и уставные грамоты и если в них не окажется ничего несогласного с правилами церкви и прежними законами, утвердить своими подписями (гл. 4).

Сюда же относятся постановления собора о новом общегосударственном сборе на выкуп пленных (гл. 72); о святительских и монастырских слободах и отношении их к посадам (гл. 98); о несудимых грамотах (гл. 67) и пр.

Известно также, что царь имел в виду внести на рассмотрение собора целый ряд весьма важных вопросов: о местничестве, об организации службы, о поместьях и вотчинах, о корчмах, мытах и т.д., но эти вопросы в Стоглав не включены, так что нельзя сказать, обсуждались они на соборе или нет.

Несмотря на такое обилие и разнообразие поставленных вопросов, собор дал свои ответы в сравнительно краткое время; заседания, открытые 23 февраля, закончились к началу мая, так как до 11 мая соборные постановления сообщены были на просмотр в Троицкий монастырь и возвращены оттуда.

Как в подборе материала, так и в самой постановке вопросов не могли не сказаться те бурные течения общественной мысли, какие волновали московское общество со времени возникновения ереси жидовствующих . Две борющиеся партии в среде духовенства и культурного общества – иосифляне и нестяжатели - должны были столкнуться не только на соборе, но и в период приготовлений к нему.

Созыв собора для обсуждения церковных нестроений вовсе не был в интересах иосифлянского большинства. Почин в этом деле скорее всего мог исходить или от митрополита, или из среды партии нестяжателей.

Известно, что митрополит написал царю обширный «ответ» в защиту вотчинных прав церкви. Он мог быть составлен только до собора, потому что после постановлений собора о том же предмете такое послание было совершенно излишне. Значит, возбуждались вопросы о секуляризации церковных имуществ, и к митрополиту обращались за указаниями, почему он и написал свой «ответ».

Все эти соображения говорят в пользу догадки, что почин созвания собора и его программа исходили из среды нестяжателей , которые, при помощи Избранной рады и при содействии митрополита, наметили обширный круг реформ в области церковного и государственного управления.

Нестяжатели как бы готовились дать иосифлянам генеральное сражение, но победа осталась на стороне последних; на соборе их оказалось большинство, и по многим спорным вопросам они были поддержаны митрополитом.

Такой исход борьбы повлиял и на дальнейшую судьбу немногих влиятельных противников иосифлян: Артемий и Кассиан лишились своих мест, первый, сверх того, был судим и сослан в заточение.

Приводить в исполнение постановления собора выпало на долю тех, кто в этом был совсем не заинтересован, а митрополит без деятельной поддержки ничего не мог сделать. Естественно, что при таких условиях «почти все узаконенное собором было забыто и все пошло по старому, как бы совсем и не бывало собора, деяния которого превратились в простой исторический памятник».

Литература

  • Илья Беляев, Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г., РБ, 1858, № 4;
  • его же, Наказные списки соборного уложения 1551 г. или С., 1863;
  • И.Добротворский, Дополнительные объяснения к изданию С., ПС, 1862, ч. 3;
  • его же, Каноническая книга С. или неканоническая, ПС, 1863, ч. 1 и 2;
  • Митр. Макарий, История церкви, т. 6; И. Жданов, Материалы для истории Стоглавого собора, ЖМНП, 1876, №№ 7 и 8;
  • Л. Н., Новооткрытый рукописный С. 16 в., БВ, 1899, №№ 9 и 10; Е. Голубивский, История церкви, т. 2, стр. 771-793 и 892.

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

В феврале 1551 г. на церковном соборе в Москве Иван IV выступил с речью, в которой изложил 69 вопросов к церкви и просил дать ответы на них «по правилам Святых Отцов». Ответы деятелей церкви и составили книгу из 100 глав (Стоглав), посвященную вопросам канонической жизни. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав святого Владимира, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов. Царские вопросы можно разделить на три группы:

1) преследующие интересы государственной казны (вопросы: 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31);

2) обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни (вопросы: 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37);

3) касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21-29, 32-36).

Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Среди особенностей структуры «Стоглава» следует особо выделить наличие 101-й главы - приговора о вотчинах. Она, видимо, была составлена после окончания работы Стоглавого собора и прибавлена к основному списку в качестве дополнения.

  1. Стоглав 1551 года: основные положения.

Финансовые вопросы. Стоглав разрешил взимание ставленнических пошлин. При этом все пошлины должны были собирать поповские старосты с десятскими.

Вопросы нравственности и контроля за жизнью духовенства и мирян. Собора вводит институты поповских старост. Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось, епископами по царскому повелению. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, избирались из священников десятские. В селах и волостях избирались только десятские священники. В их обязанности входил контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и др. Собор 1551 г. вынес постановление об осуждении безбожных и еретических книг например, сборник средневековой мудрости, под названием «Аристотель и др. Также был наложен запрет на общение с иностранцами.

Вопросы богослужения. Стоглав официально узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Собор занялся вопросом об исправлении священных книг и постановил открыть в Москве типографию. Но эта типография просуществовала недолго.

Церковный суд. Стоглав отменил «несудимые» грамоты, тем самым сделав все монастыри и приходские причты подсудными своим епископам. Светским судам он запретил судить духовных лиц. Священникам было дано право участия в судах через своих выборных старост и сотских. Но при этом законодательство не определяло роль этих представителей.

Церковное землевладение. В результате стремления царя ограничить рост церковных земельных владений была издана 101 глава «Приговор о вотчинах» закрепляющий следующие основные решения: Архиепископам, епископам и монастырям запрещается покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя; Земельные вклады на помин души допускаются, оговоренных условиях и порядке их выкупа родственниками завещателя; Вотчинникам областей запрещалось продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям; Приговор не имел обратной силы, и не распространялся до своего действия на сделки; За нарушения приговора устанавливалась санкция в виде конфискации вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.

    Соборное Уложение: история создания, источники, структура.

Соборное Уложение 1649 было составлен по итогам работы Земского Собора 1648-1649, который был созван в условиях Соляного бунта в Москве 1648. Соборное Уложение 1649 представляет собой свод правовых норм, оно состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей. Соборное Уложение впервые определяет статус главы государства - самодержавного и наследного царя. Источники Соборного Уложения 1649: Судебник 1497 и Судебник 1550, Царские указы, указные книги приказов, думские приговоры, Решения Земского собора, Стоглав 1551, священные книги, Литовское и византийское (греческое) законодательство.

В Уложении разработаны вопросы государственного, административного, гражданского и уголовного права, а также порядок судопроизводства. Особо выделялись преступления против православной церкви, а также против личности государя и царской власти в целом. В специальной главе "Суд о крестьянах" определялись меры по дальнейшему закрепощению крестьян: отменялись "урочные лета" для сыска беглых крестьян, устанавливался высокий размер штрафа за укрывательство беглых крестьян. Глава "О посадских людях" ликвидировала частновладельческие слободы в городах, предписывала обязательное возвращение жителей "белых слобод" в тягло, прикрепляло посадское население к посаду. Уложение запрещало продажу поместных земель в вотчину.

: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение , царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Баскова А.В./ ИОГиП / Стоглав 1551 г.

    ✪ Час истины - 1551од - Стоглавый Собор

    ✪ Споры о Троице и Стоглавый собор

    ✪ Баскова А.В./ ИОГиП / Судебник 1550 г.

    ✪ Баскова А.В./ ИОГиП / Воинские артикулы 1715 г.

    Субтитры

Значение Стоглава

Стоглав является не только сборником церковных правил и наставлений, но и многоплановым сводом светского права, ценнейшим источником социально-экономической и политической истории России XV-XVI веков. В нём прослеживается как борьба иосифлян и нестяжателей по поводу церковного землевладения, так и иные конфликты на Руси того времени. В Стоглаве также содержатся яркие картины из жизни русского народа, обычаи, уходящие корнями в языческую эпоху.

Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос , или не воображает крестнаго знамения , да будет проклят, святии отцы рекоша » (Стоглав 31); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий - слава тебе Боже… » (Стоглав 42).

Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви , приведшая, в частности, к следующим изменениям:

  • Замена двуперстного крестного знамения трехперстным;
  • Возглас «аллилуйя » во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая);
  • Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца , а не посолонь).

Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новообрядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы).

Проблема подлинности

В связи с полемикой о подлинности и каноническом значении Стоглава, сложностью, нечеткостью и нелогичностью его структуры и состава проблема происхождения его текста является одной из основных в исторической литературе о Стоглаве и Стоглавом Соборе. До половины XIX века в литературе господствовало мнение о Стоглаве как о не подлинном соборном уложении 1551 года . Митрополит Платон , не сомневаясь в факте созыва Собора 1551 года, усомнился, однако, в том, что положения Стоглава были утверждены на этом Соборе.

В предисловии к первому отечественному изданию Стоглава, вышедшему в 1862 году , было указано, что

эта книга (Стоглав) - составлена кем-нибудь, может быть, даже членом Стоглавого собора (1551 г.), но уже после собора, из черновых записок, бывших или приготовленных только для рассмотрения на соборе, но не рассмотренных (всецело), не приведенных в формы церковных постановлений, не утвержденных подписями и не обнародованных для руководства .

Такая точка зрения объяснялась нежеланием признать подлинными решения официального органа, которые Русская Церковь впоследствии нашла ошибочными, и которыми руководствовались «раскольники ».

Стоглав пытался решить следующие насущные вопросы:

  • укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей ,
  • унификация церковных обрядов и служб
  • полномочия церковного суда,
  • против пережитков язычества среди населения,
  • жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон , строительства церквей и т. д.

Название первой главы («В лето 7059-е месяца февраля в 23 день…»), казалось бы, дает точную дату работы Стоглавого собора: 23 февраля 7059 г. (1551 г.). Однако исследователи расходятся во мнении, является ли эта дата указанием на начало заседаний Собора или определяет время начала составления Соборного уложения. Работу Собора можно разделить на два этапа - совещание с обсуждением ряда вопросов и обработка материала, хотя возможно, что это были одновременные процессы. Это предположение подтверждается и самой структурой «Стоглава», последовательностью расположения глав и их содержанием.

В первой главе в общих чертах намечена программа Собора: Собор отвечает на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники Собора, как следует из текста, ограничивались высказыванием своих мнений по предложенным темам. В первой главе круг вопросов Собора излагается бегло, несколько путано, иногда приводятся ответы, иногда - нет. Составитель не имел здесь задачи целиком раскрыть содержание тех «исправлений», которыми занимался Собор. Но хотя составитель не всегда приводит ответы Собора на вопросы, он знакомит с документами, в соответствии с которыми принимались решения на Соборе. По существующим правилам Собор не имел права принять решение, расходившееся с канонической литературой. Часть памятников этой литературы упомянута в первой главе «Стоглава»: Правила святых апостолов, святых отцов церкви, Правила, установленные на Соборах духовенства, а также поучения канонизированных святых. В следующих главах этот список расширяется.

В двух главах (5 и 41) содержатся царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлек лиц из своего окружения, прежде всего членов «Избранной рады» . Двое из них имели духовный сан (митрополит Макарий и протопоп Сильвестр), и поэтому их роль была значительна.

Главы с 6 по 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах. Этот разрыв объясняется тем, что соборные прения по составлению ответов на царские вопросы, видимо, были прерваны появлением на Соборе царя. В течение дня, а может, и нескольких дней, Собор решал вопросы совместно с царем. С этим связано, видимо, возникновение так называемых «вторых царских вопросов», которые изложены в 41 главе «Стоглава». Они касаются в основном вопросов богослужения и нравов мирян . Царские вопросы можно разделить на три группы:

  1. преследующие интересы государственной казны (вопросы: 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31);
  2. обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни (вопросы: 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37);
  3. касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21-29, 32-36).

Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.

Среди особенностей структуры «Стоглава» следует особо выделить наличие 101-й главы - приговора о вотчинах . Она, видимо, была составлена после окончания работы Стоглавого собора и прибавлена к основному списку в качестве дополнения.

Основные положения «Стоглава»

Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги , Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов .

Постановления «Стоглава» касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих и других вопросов.

Финансовые вопросы

Вопросы нравственности и контроля над жизнью духовенства

Собор был вынужден признать существование известных беспорядков, порочивших русскую церковь, и даже угрожавших её будущему (эти вопросы включены во 2 и 3 группы - см. выше).

Поэтому одним из самых важных нововведений Собора является повсеместное введение института поповских старост (гл. 6). Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось особо, видимо, епископами по царскому повелению. Собор определил количество старост лишь для Москвы - семь. Этому числу соответствовало и число соборов, то есть центральных по значению в данном округе храмов. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, согласно «Стоглаву», избирались из священников десятские. В селах и волостях избирались только десятские священники. «Стоглав» зафиксировал, что в обязанности этих выборных лиц входил контроль над правильным ведением службы в подведомственных церквях, за благочинием священников.

Предписывались этические требования и к иконописцам, в которых ценилось смирение, кротость, трезвость, законопослушие (гл.43).

Собор 1551 г. вынес важное решение относительно «двойных» монастырей , в которых одновременно проживали монашествующие обоих полов: монастырям было приписано строго соблюдать обособленность полов и выполнять общежительный устав . Также критике подвергалось бесконтрольное бродяжничество и попрошайничество монахов

Обличение безнравственности мирян

Стоглав повелевает организовывать училища для обучения прихожан грамоте (гл. 26). Между тем Стоглав (гл. 40) запрещал стрижение усов и бритье бороды:

Кто браду бриет, и преставится таковой, недостоит над ним служити ни сорокоустия пети, ни просвиры, ни свещи по нем в Церковь , с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша

В соборном постановлении осуждались распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества : судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство. Другое постановление Собора касалось осуждения безбожных и еретических книг (Гл. 42). Этими книгами были объявлены: «Secreta secretorum», сборник средневековой мудрости, известный на Руси под названием «Аристотель», астрономические карты Эммануила Бена Якоба, называвшиеся у нас «Шестокрылом». Также был наложен запрет на общение с иностранцами, которые во времена Ивана Грозного стали все чаще приезжать в Россию.

Стоглав официально в 31-32 главах узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Соборный авторитет данных решений впоследствии стал основным аргументом старообрядчества . Закрепилось убеждение в необходимости крещения через троекратное полное погружение (гл. 17). Которое должно сопровождаться словами:

Стоглав запрещает прохождение через Царские врата служителей без риз и епитрахили (гл. 10) . Критерием освященности церкви называется антиминс , изготавливаемый либо из шерстяной, либо льняной ткани. Богослужение осуществляется после колокольного звона (гл. 7) и священник должен быть облечен в ризы и епитрахиль (гл. 8, 10, 14, 15).

Вопросы брака и венчания

Церковный суд

«Стоглав» отменил «несудимые» грамоты, тем самым сделав все монастыри и приходские причты подсудными своим епископам . Светским судам он запретил судить духовных лиц. До этого церковный суд, вверявшийся епископами боярам , дьякам , десятникам, вызывал постоянные жалобы. Но об упразднении этих должностей Собор не мог и помышлять - они ведь существовали и при митрополитах Петре и Алексее. Поэтому было решено дать священникам право участия в судах через своих выборных старост и сотских. Но при этом законодатели совершенно позабыли определить роль этих представителей.

Церковное землевладение

Видимо, этот вопрос, хотя и обсуждался на Стоглавом соборе, но не был включен в первоначальное Соборное уложение. Позже к его тексту была добавлена дополнительная 101-я глава - «Приговор о вотчинах». Приговор царя с митрополитом и другими архиереями о вотчинах отразил стремление царя ограничить рост церковных земельных владений. «Приговор о вотчинах» закрепил следующие пять основных решений:

  1. Приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя;
  2. Земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговаривается условие и порядок их выкупа родственниками завещателя;
  3. Вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям;
  4. Приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения , купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого собора;
  5. На будущее же устанавливается санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.

Примечания

  1. Мулукаев Р. С. . [Рецензия] // Вестн. Моск. ун‑та . Сер. 11, Право . - 1987. - № 1. - С. 77-79. - Рец. на кн.: ISSN 0130-0113 .
  2. Рогожин А. И. , Сафронова И. П. , Ярмыш А. Н. . [Рецензия] // Сов. государство и право . - 1986. - № 8. - С. 143-144. - Рец. на кн.: Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. . - М. : Юрид. лит., 1984. - Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного госу. -

18 мая 2014 года, по окончании в Покровском храме в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении председателя епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона и настоятельницы Марфо-Мариинской обители монахини Елисаветы (Поздняковой) посетил расположенный в стенах обители Елизаветинский детский дом, в котором проживают и воспитываются девочки, лишенные возможности жить в семье.

Обращаясь к воспитанницам детского дома, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что рад встрече с ними в праздничный день, когда в Марфо-Мариинской обители собираются священнослужители и миряне, помогающие обездоленным людям. Дети подарили Его Святейшеству картину с изображением храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители и исполнили несколько песен. Святейший Владыка раздал детям подарки и осмотрел помещения детского дома.

Затем Предстоятель посетил тяжелобольных детей в группе круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения (детский респис) при Марфо-Мариинской обители, где вручил маленьким пациентам подарки, а затем обратился к представителям СМИ.

Святейший Патриарх Кирилл положительно оценил опыт возрождения праздника «Белый Цветок». По словам Его Святейшества, этот праздник позволяет соприкоснуться с реальной церковной работой в области благотворительности большому количеству людей, которые раньше об этой работе не имели должного представления. В результате церковные проекты получают некоторую материальную и моральную поддержку.

Святейший Патриарх Кирилл отметил высокий уровень социальной работы, которая осуществляется в Марфо-Мариинской обители. «Сегодня Марфо-Мариинская обитель — это место, куда приезжают со всей нашей Церкви, чтобы посмотреть на то, как нужно работать по той или иной программе. И особенно важны съезды наших социальных работников, наподобие того, который сейчас проходит в этих стенах. Такая площадка дает возможность обменяться мнениями, услышать многие вопросы, которые не всегда доходят до Москвы. А тем, кто приезжает, это дает возможность познакомиться с опытом Церкви первопрестольного града в осуществлении социально значимых проектов», — сказал в завершение Святейший Владыка.

В этом году в съезде, посвященном вопросам помощи детям-инвалидам и взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья, приняли участие 228 представителей 128 епархий Русской Православной Церкви из России и зарубежных стран. На сегодня в России действует примерно 300 церковных организаций помощи инвалидам. За время с 2011 года было создано 37 новых церковных социальных проектов по помощи инвалидам и их семьям.

Елизаветинский детский дом

Приют-пансион постоянного пребывания для девочек при Марфо-Мариинской обители был открыт в 1999 году, а в 2011 году он обрел статус самостоятельного юридического лица и стал Елизаветинским детским домом.

В нем живут и воспитываются дети, которые лишены возможности жить в семье. Среди них есть и сироты, и дети, чьи родители попали в тяжелую жизненную ситуацию. На сегодня в детском доме живут 17 воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет: 15 девочек и 2 тяжелобольных мальчика 10 и 11 лет.

В Елизаветинском детском доме ведется совместная работа с Центром семейного устройства с кровными и приемными семьями, которая нацелена на то, чтобы каждый ребенок вернулся в кровную семью. В случае, если это невозможно, в Центре содействуют поиску приемной семьи для подопечных детского дома.

Педагоги, дефектологи, детские психологи прорабатывают индивидуальный комплексный план работы, который включает в себя разные аспекты жизни ребенка.

Девочки школьного возраста учатся в Елизаветинской гимназии, а также посещают различные дополнительные занятия. В 2013 году воспитанницы посещали занятия по конному спорту, плаванию, пению, бисероплетению, вязанию, музыке, домоводству. С конца 2013 года воспитанницы регулярно посещают бассейн.

Елизаветинский детский дом — это один из 24 социальных проектов православной службы помощи "Милосердие". Также среди них: Группа дневного пребывания для детей-инвалидов, детская выездная паллиативная служба, патронажная служба по уходу за стариками и инвалидами на дому, проект помощи больным БАС, Свято-Спиридоньевская богадельня и другие.

Группа круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения

Группа круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения в Марфо-Мариинской обители — один из проектов православной службы помощи «Милосердие», который служба планирует открыть в 2014 году.

Стационар рассчитан на 6 тяжелобольных детей, с каждым из которых сможет проживать один из родителей. Новый проект откроется в дополнение к уже существующей детской выездной паллиативной службе, в рамках которой специалисты оказывают помощь на дому тяжелобольным детям с редкими заболеваниями — синдром Дюшена, мукополисахаридоз, спинально-мышечная атрофия и др.

Группа круглосуточного пребывания (респис) обеспечит социальный уход за подопечными детьми и помощь их семьям: в то время, когда специалисты будут ухаживать за детьми, их родители смогут отдохнуть.

На сегодня респис работает в пилотном режиме. Помощь здесь получают дети-инвалиды — подопечные православных детских домов службы «Милосердие».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В Православную Службу Милосердия при Марфо-Мариинской обители Милосердия будут набираться кадры для работы в социальных проектах таких организаций, как: Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Православная служба Милосердия при Марфо-Мариинская обители Милосердия, Свято-Димитриевское сестричество, РОО "Милосердие, Храм святого благоверного царевича Димитрия в Первой градской больнице, Свято-Софийский и Свято-Димитриевский православные детские дома. Духовником всех Служб является Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. - Синодальный отдел Синодальный отдел миссией своей работы видит соединение эффективных современных технологий благотворительности с подлинно христианским служением ближнему. Цель церковных социальных учреждений и всей благотворительной деятельности Церкви умножение любви, приближение как подопечных, так и тех, кто оказывает им помощь, к Богу, восстановление образа Божия в человеке, измученном лишениями разного рода, страданием, последствиями грехов (как своих собственных так и всего общества). Задача церковной социальной работы не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, предложить новые технологии, новые формы работы. От Церкви должна исходить инициатива деятельной помощи, цель которой вернуть человека в общество, дать радость жизни. Православная служба Милосердие, Православная служба помощи Милосердие это крупнейшее объединение церковных социальных проектов помощи нуждающимся людям. Служба действует в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Свято-Спиридоньевская богадельня Создана в 1999 году. В ней живет 10 бабушек и два парализованных мужчины, почти все лежачие, от всех отказались родные. За ними ухаживают 6 сестер. Свято-Димитриевский детский дом Создан в 2001 году. Здесь сейчас живет 23 девочки, в том числе два ребенка-инвалида. Свято-Софийский детский дом Создан в 1993 году. Здесь сейчас живет 8 мальчиков. Патронажная служба. Создана в 1991 году. Ухаживает на дому за 47 одинокими стариками и инвалидами, а также за ВИЧ-инфицированными больными в двух московских больницах. Автобус Милосердие В холодный период автобус каждую ночь спасает от замерзания от 10 до 30 бездомных, а летом оказывает бездомным медицинскую помощь. Служба помощи бездомным в московских больницах Сотрудники службы восстанавливают бездомным документы, устраивают в приюты, связываются с родными, отправляют домой. Помогаем около 1500 бездомным в год. Помощь детям-инвалидам в 2-х московских интернатах Помощь взрослым инвалидам в одном психо-неврологическом интернате В этих интернатах сестры милосердия постоянно занимаются с самыми тяжелыми пациентами. Помощь брошенным больным в Первой градской больнице и больнице Святителя Алексия 54 сестры по уходу переворачивают, кормят, обрабатывают пролежни брошенным родными пациентам этих больниц. Димитриевская школа Общеобразовательная школа, в которой учатся 184 ребенка, одна шестая из них детдомовцы, а почти все остальные из многодетных семей. Справочная телефонная служба Милосердие (972 97 02) Работает с 8:00 до 22:00, предоставляет справочную информацию о церковной и светской социальной помощи в Москве, принимает просьбы от нуждающихся и передает профильным службам. В месяц в среднем поступает от 1600 до 2100 звонков. Сайт Милосердие. ru Это средство связи тех, кому нужна помощь, с теми, кто может ее оказать. Ежедневно обновляемый информационный ресурс о церковной и нецерковной благотворительности. На сайте ежемесячно публикуются отчеты по программе. Группа работы с просителями Служба принимает нуждающихся людей. В зависимости от содержания обращения, просителю оказывается разовая помощь лекарствами, памперсами и т. п. или объявляется сбор денег через сайт. Любая просьба, прежде чем будет оказана помощь, проходит проверку. Помощь людям, страдающим болезнью двигательного нейрона В 2011 году Православная служба Милосердие и Марфо-Мариинская обитель милосердия при участии Научного центра неврологии РАМН запустили совместный проект по оказанию помощи людям, страдающим болезнью двигательного нейрона. Детский хоспис в Марфо-Мариинской обители Детей с неизлечимыми заболеваниями в больницах часто не могут помочь. Когда диагноз поставлен и пройден курс поддерживающего лечения, их выписывают домой. Детское паллиативное отделение (хоспис) при Марфо-Мариинском медицинском центре Милосердие обители станет поддержкой для таких семей. Его особенностью будет то, что хоспис будет работать с детьми, страдающими тяжелыми неизлечимыми неврологическими заболеваниями. Кризисный центр помощи беременным Дом для мамы Это новый проект Православной службы Милосердие. Он начнет работать в конце 2011 года. Приют кризисного центра сможет принять 9 женщин с детьми на срок до 3 месяцев. Центр гуманитарной помощи Центр гуманитарной помощи Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ служит для сбора и распределения гуманитарной помощи. Служба добровольцев Милосердие Служба добровольцев Милосердие это единственный проект, которому не нужна финансовая помощь. Рассказывая об этом проекте, мы предлагаем непосредственно принять участие в помощи нуждающимся. Свято-Димитриевское сестричество. Свято-Димитриевское сестричество в настоящее время объединяет более двухсот сестер, соединившихся для служения нуждающимся в помощи и утешении в духе Христова Евангелия и Предания Православной Церкви. Сестричество не является монашеской общиной, сестры не дают никаких обетов, среди них много замужних и имеющих детей. На богослужениях и при исполнении послушаний члены сестричества носят форму. Деятельность Свято-Димитриевского сестричества неразрывно связана с жизнью приходской общины храма св. блгв. царевича Димитрия. Многие прихожане принимают активное участие в работе сестричества, а сестры милосердия несут различные послушания в храме. Сестры берут на себя заботу о болящих и страждущих в больнице и на дому, оказывают нуждающимся материальную помощь, помогают детям-сиротам в домах ребенка, детских домах и интернатах, организуют занятия в воскресной школе, помогают священнику при совершении треб. Сестричеством восстановлено разрушенное здание на территории 1-й Градской больницы, в котором освящен домовый храм во имя св. прпмч. Елисаветы, размещены служебные помещения патронажной службы, просфорня и комнаты отдыха. За время существования сестричества его деятельность значительно расширилась и стала более разнообразной. Члены Свято-Димитриевского сестричества, занимаясь разносторонней социальной работой, часто встречаются со сложными проблемами современного общества. От сестер требуются особые качества: милосердие, терпение, смирение, специальная профессиональная подготовка, духовный подвиг и способность к тяжелому физическому труду для пользы ближних. Сестра милосердия должна соединить свою деятельность с памятью о том, что ее работа имеет особый духовный смысл, что она должна приближать и саму сестру, и тех, кому она служит, ко Христу. На этом трудном пути сестры духовно укрепляются, обращаясь в молитвах к Богу, они часто исповедуются и причащаются Св. Христовых Таин. На ежедневном молитвенном правиле и общих богослужениях члены общины молятся о всех тех, кого они опекают и о всех попечителях и благотворителях общины. Ежемесячно служится сестринский молебен об умножении любви и исцелении болящих, после которого проводится духовная беседа и общее собрание. Марфо-Мариинской Обители милосердия - Медицинский центр "Милосердие" при Марфо-Мариинской Обители милосердия специализируется на оказании лечебно-реабилитационной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом, в возрасте от 3-х до 23-х лет. - В Елисаветенском Детском доме, находящемся на территории Марфо-Мариинской Обители, воспитывается 13 девочек от 2 до 17 лет, Не обойтись без милосердного участия детям-сиротам, а также детям из неблагополучных семей. Каждый ребенок должен знать, что есть место на земле, где его любят, причем, любого, с недостатками и достоинствами, больного и здорового, веселого и грустного. - Самый лучший приют или детский дом не может дать ребенку то, что может дать полноценная семья. С этой целью при Елизаветинском детском доме работает центр сопровождения семьи - "Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". - В Марфо-Мариинской обители создана Группа дневного пребывания для детей-инвалидов."Если в семье рождается ребенок-инвалид, эта семья уже никогда не сможет радоваться жизни", - такой стереотип распространен среди многих современников. В Марфо-Мариинской обители не пытаются доказать обратное, но по мере сил стараются помочь, и стереотипы развенчиваются. Любую трудность, с которой сталкивается семья, сотрудник Обители пропускает через свою душу, и рождается продуманная в каждой мелочи забота. Семьям, которые воспитывают ребенка-инвалида, нужно давать возможность передышки. - Проект Марфо-Мариинской обители Солнышко в ладошках дарит особым детям и их мамам помощь в осуществлении отдыха на море, так необходимого для реабилитации больного ребенка. - При Марфо-Мариинской обители функционируют курсы для беременных женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации "Я не одна". - У людей, которые хотят посвятить свою жизнь служению ближним, часто нет навыков того, как правильно осуществлять уход за нуждающимся в помощи и сострадании. Но знания по уходу необходимы для того, чтобы правильно уметь оказывать помощь, и при этом не надорвать свои силы. Этому обучают в Школе милосердия, которая функционирует в Марфо-Мариинской обители.









2024 © rukaraoke.ru.