Праздник Белого месяца (Сагаалган или Цагаан-Сар) – буддийский Новый год. Год огненной обезьяны будет удачным для настойчивых После наступления Нового года


Что такое БЕЛЫЙ МЕСЯЦ?

Представляете, как повезло бурятам — у них больше новогодних праздников, чем у русских. Спросите, каких и почему? Сейчас расскажу.

Бурятия — Республика Российской Федерации, поэтому на ее территории действуют российские законы, в отношении праздников в том числе. Поэтому Новый год, являющийся государственным праздником России, отмечается в Бурятии так же, как и во всем мире: с 31 декабря на 1 января. Буряты, русские, украинцы, белорусы и представители других национальностей(Бурятия — многонациональная республика) в едином порыве, радостно и вкусно будут встречать Новый 2016 год. Потом многие еще раз встретят уже Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января(поистине уникальный праздник). А вот 8 февраля 2016 года все жители Бурятии будут праздновать Новый год по китайскому лунному календарю, именно 8 февраля 2016 года наступит год Огненной Красной Обезьяны, а в Бурятию придет Белый месяц — Сагаалган. С 1991 года Новый год по китайскому календарю стал в Бурятии официальным праздником, этот день объявляется в республике выходным, и если он приходится на субботу или воскресенье, то выходной передвигается на следующий за ним первый рабочий день. Вот такие они везучие — у них три Новых года. Про празднование нашего общего традиционного Нового года рассказывать не буду: все, как у нас — елка, мандарины, оливье, селедка под шубой, «Голубой огонек», поздравление президента и т.д. А вот про Сагаалган надо рассказывать более подробно.

Ну, во-первых, этот праздник, олицетворяющий переход от зимы к весне и наступление Нового года, уходит своими корнями в 13 век, его установил потомок Чингисхана хан Хубилай. Название праздника Сагаалган родилось из монгольского языка, и в переводе, как Вы уже поняли, означает Белый месяц или Молочный месяц. Празднества длятся целый месяц, и в течение этого срока предпочтение в еде отдается молочным продуктам и продуктам белого цвета. Праздничная одежда также должна быть белых или светлых цветов. Белый цвет для монголоязычных народов, к которым относятся буряты, является символом чистоты, святости, благополучия и счастья. Начинается праздник накануне тем, что перед дацаном (буддийским храмом) разводят большой ритуальный костер, в который все пришедшие на богослужение бросают старые, ненужные вещи, разный хлам, таким образом символически избавляются от всего устаревшего, мешающего жить: несчастий, горя, бед; чтобы войти в Новый год обновленным, не отягощенным багажом старых мыслей, забот и печали. Родные, близкие, друзья и знакомые заранее готовят друг для друга подарки, чаще белого цвета, и на рассвете первого дня Сагаалгана обмениваются ими. Первый подарок обычно достается самому старшему и уважаемому члену своего семейства, потом обязательно дарят подарки детям. Вообще в Бурятии особо уважительно относятся к людям старшего поколения. В течение всего месяца Сагаалган продолжаются празднества, без отрыва от работы, конечно, при встрече все поздравляют друг друга, желают здоровья, благополучия, счастья, радости и удачи. В этом празднике тесно переплелись религиозные и семейные традиции и обычаи. Замечательный праздник, сближающий семьи, учащий дружбе, уважению и душевной щедрости.

С праздником Вас всех, с Новым 2016 годом!

2016-ый год по Восточному календарю верующие буддисты всего мира встретят 9 февраля. Праздник отметят и в Бурятии- центре буддизма в России. В праздничный календарь дата наступления Нового года по Восточному календарю официально дата внесена 20 лет назад - этот день является официальным выходным. О правилах встречи Сагаалгана и прогнозах на 2016 год - в нашем материале.

Изучая исторические корни праздника Белого месяца – Сагаалгана, ученые установили, что изначально праздник был народным. В восточной астрологии он традиционно праздновался в начале весны, когда природа очищается, а, как часть природы, очищается и человек. Белый цвет испокон веков у бурят считался цветом, который приносит счастье, добро, удачу, мир, говорится в пособии по проведению праздника Белого месяца. Религиозным праздник стал после распространения в мире ламаизма (самое позднее направление в буддизме).

Традиционный Сагаалган

Культовая часть празднования происходит в дацанах, где в преддверии праздника и после него проводятся молебны о благополучии всех живых существ на Земле. В 29-й день по лунному календарю в дацанах республики проходит обряд очищения «дугжууба». В этом году он выпал на 7 февраля. Этот обряд предполагает уничтожение злых духов в ритуальном костре. Как отмечают священнослужители Буддийской традиционной сангхи России, тем самым сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Верующие привозят в храм кусочки теста или бумаги, которыми предварительно обтирают тело. Бумагу или тесто они оставляют там, где вечером будет сжигаться сор. Во время молебна в магический трехгранный конус «Сор» с черепом на вершине и пламенеющими гранями вселяют враждебных духов всех десяти сторон света и духов, причиняющих 64 вида страданий, болезней, преждевременной смерти. Сор выносят из дацана и сжигают за пределами монастыря.

Последний день старого года – 8 февраля - называется «бүтүү үдэр». Название дословно переводится как закрытый, глухой или тёмный день. День символизирует старый год, уходящий во «тьму» времени. Накануне нужно чисто убрать свой дом, наготовить как можно больше еды и вывесить на стены изображение почитаемых в семье божеств, перед каждым из которых в день перед Сагаалганом зажигается лампада. В этот день по бурятским обычаям запрещено употреблять спиртное и мясо.

Молебны в дацанах республики продолжаются вплоть до 23 февраля. Одним из главных является хурал, посвященной богине Балдан Лхамо. Он начнется в 22 ч. 8 февраля и завершится только в 6 утра следующего дня. Считается, что тем, кто в эту ночь не спит, она дарует своё покровительство и помощь в решении самых непростых вопросов. Для того, чтобы получить благословение Лхамо можно также встать рано утром и зажечь лампаду. Хозяин дома должен первым выйти на улицу и поприветствовать восход солнца дарами от всей семьи.

После завершения всех обязательных обрядов и наступления нового года начинаются народные гуляния. Люди празднуют и ничем больше не занимаются. Отметим, что в Бурятии день празднования – 9 февраля – по традиции официально объявлен нерабочим днем. В первый день Белого месяца все ходят по гостям, поздравляют родственников и друзей.

Новогоднее приветствие у бурят – особенное. Младший протягивает старшему руки ладонями вверх, показывая тем самым что он готов принять всё хорошее от старейшего родственника. Старший же кладет свои руки на руки младшего ладонями вниз, выражая свою готовность отдать это. После этого младший дарит подарки старшему, который, в свою очередь, отвечает ему тем же. К женским подаркам относятся платки, отрезы ткани, пакетики чая, к мужским - хадак (ритуальный шелковый лоскут, лента или шарф белого) и табак.

Особое значение имеет и то, какой человек навестил твой дом первым в день наступления Нового года. Лучше всего если это будет мужчина со счастливой судьбой. По древней традиции считалось, что какой человек придет в дом в первый день нового года, таким и будет для семьи наступивший год.

Не менее важно и то, чем гостей угощать. Праздничный стол состоит и сегодня из редких для повседневности блюд. По старинным традициям почетным блюдом выступала отварная баранья голова («теелай»). Кроме этого на стол ставятся обязательно молочные продукты – сметана, молоко, творог, а также буузы, «бухэлеэр» и другие угощения. Сагаалган дословно переводится как Белый месяц. В одной из версий Саган hара также переводят как «творожный месяц», то есть месяц, когда на столах кочевников-скотоводов появлялся творог (цага). По другим версиям, в конце зимы, когда отмечается праздник, начинается массовый приплод у скота и на столе кочевников в изобилии появлялась молочная белая пища (сагаан эдеэн).

Прогнозы буддистов на 2016 год

Бурятия провожает год деревянной овцы и встречает год огненной обезьяны. Давая прогнозы, астрологи сходятся в одном – год будет похожим на его хозяйку – ярким и полным неожиданностей. Глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев назвал наступающий по лунному календарю год красной огненной обезьяны Годом больших урожаев. Делясь ожиданиями от предстоящего года, он процитировал текст ежедневного Послания Хамбо ламы Дашидоржо Итигэлова от 1 декабря 2015 года.

Учитель охарактеризовал 2016 год как год больших урожаев, но при условии приложения каждым человеком огромного усердия в создании причин всех своих будущих успехов, - сказал Аюшеев. – «Сажайте семена!» - такое напутствие дал нам Хамбо лама Этигэлов. А успех всегда приходит и придет к тому, кто бдителен, бдителен во всем. Таковы слова великого Учителя Нагарджуны.

Дид хамбо лама Дагба Очиров в интервью ИА «Восток-Телеинформ» рассказал, что удача в наступающем году будет сопутствовать любознательным и целеустремленным людям.

Обезьяна по натуре любопытная, в разных ситуациях всегда ищет выход. Так вот, символ года будет благосклонен людям, которым присущи такие черты характера, как настойчивость и напор. Тем, кто не ищет причин своих неудач, а ищет решение проблем. Улыбнется удача и творческим людям, отличающимся любознательностью, - отмечает Очиров.- Желаю, чтобы в новом году жители республики не теряли веру и шли только вперед.

Дид хамбо лама Дагба Очиров советует всем верующим посетить хуралы Иволгинского дацана, которые будут проходить в первые 15 дней нового года по лунному календарю. По его словам, именно в это время «Будда показывал чудеса».

Богатым на урожай год предрекает и проректор буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Самдан лама, поделившийся прогнозами с изданием «Традиция». В год огненной обезьяны, по его словам, тяжело придется гневливым и злым людям, тем, кто проявляет стихию огня. Самдан-лама советует не пренебрегать очистительными процедурами, пройти обследование у врачей, особенно это касается тех, кто родился в год обезьяны. Всем верующим рекомендуется больше заниматься «делами духа» - посещать молебны и делать упражнения, связанные с дыхательной гимнастикой. Несмотря на кризис, Самдан-лама предрекает удачное время для бизнесменов и всех людей, которые умеют вовремя принимать решения. Удача будет сопутствовать, в частности, тем, кто духовно богат и твердо стоит на пути просветления.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Международный туристический проект "Сказочный Сагаалган в Бурятии-2016" начал шествие по городам республики. В нем участвуют персонажи новогоднего фольклора России, Бурятии, Монголии, Словакии и Китая. Их делегация сказочных персонажей 6 февраля посетила Кяхту, Новоселенгинск и Гусиноозерск, а на следующий день - туристический комплекс "Степной кочевник" в Заиграевском районе Бурятии и Этнографический музей Улан-Удэ, сообщает ИА UlanMedia.

Бурятский "дед мороз" Саган-Убгун. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Мероприятие "Сказочный Сагаалган" на территории нашей республики проводится уже в восьмой раз, можно сказать, что для нас оно стало традиционным. В первую очередь мы пытаемся расширить наш туристический сезон, наполнить зимний период событийными мероприятиями. Это мероприятие получило награду правительства Российской Федерации, его оценили на федеральном уровне. И конечно, мы хотели бы подарить детям кусочек сказки, чтобы к ним приехал сказочный персонаж из другой страны, чтобы в преддверии Нового года по восточному календарю в каждой семье царило праздничное настроение, - сообщила заместитель председателя комитета по туризму министерства экономики РБ Екатерина Мухина.



Словацкий Святой Микулаш. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

В этот раз в проекте участвовали следующие сказочные персонажи: бурятский "дед мороз" Саган-Убгун (Белый Старец), Байкальский Дед Мороз из Слюдянки, Святой Микулаш из Словакии, монгольский "дед мороз" Увлин Увгун в сопровождении "снегурочки" Сасан Охин, а также китайский Царь Обезьян и эвенкийская Матушка-зима. Кроме того, вместе с Микулашем приехал заместитель мэра словацкого города Бардеева Милош Микула. Напомним, что акция приурочена к Сагаалгану – новому году по восточному календарю, который наступает в ночь с 8 на 9 февраля.



Монгольский "дед мороз" Увлин-Убгун. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Первым городом праздничного маршрута стала Кяхта, в старину входившая в число городов "Великого чайного пути". Ее новогодние персонажи посетили 6 февраля, в состав делегации входили Саган-Убгун, Увлин-Убгун с Сасан Охин, Байкальский Дед Мороз и Святой Микулаш. Вначале гостям показали Кяхтинский краеведческий музей, где продемонстрировали экспонаты, потом угостили чаем, показали обстановку и традиции старинных купеческих домов. Потом новогодние персонажи выступили на праздничной ярмарке. Там их торжественно приветствовал глава Кяхтинского района Александр Буянтуев и мэр Кяхты Евгений Степанов. После этого в честь гостей выступали молодежные танцевальные коллективы, потом делегацию пригласили в юрту отведать бурятского гостеприимства, затем в одном из ресторанов города гостей ждал обед. Глава кяхтинского района произносил торжественные речи, заодно рассказав о проекте нового таможенного пункта на границе с Монголией, для которого уже найден частный инвестор.



Монгольская "снегурочка" Сасан Охин. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Кроме того, Кяхта установила побратимскую связь со словацким городом Бардеев.

Цель нашего визита – налаживание культурно-туристических связей Словакии и Бурятии, побратимство с вашими городами, надеемся на постоянное сотрудничество в сфере туризма, - сказал Милош Микула.



Заммэра города Бардеев Милош Микула. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Можно отметить, что история Кяхты на Великом чайном пути тоже может стать "приманкой" для туристов в Бурятии. Напомним, что в "Стратегии-2030" развитие туристической сферы считается одним из приоритетных направлений.



Байкальский Дед Мороз. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

На обратном пути "интернациональные Деды Морозы" заехали в Новоселенгинск. Там они посетили праздничный концерт в местном доме культуры, потом наведались в Музей декабристов. Там им показали экспонаты, рассказали историю ссыльных мятежников, учивших бурят грамоте, славную историю Селенгинского пехотного полка, школьники разыгрывали для них миниатюрные сценки. Например, одна из них изображала "арапа Петра Великого" Ганнибала, отбывавшего наказание в селенгинском остроге. Следующим пунктом был Гусиноозерск, где гости выступили на новогодней сцене, устроенной на одной из площадей города.



Два царя обезьян. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

На следующий день делегация сказочных персонажей посетила туристический комплекс "Степной кочевник" близ Ацагата в Заиграевском районе. Там к ним примкнули новые сказочные персонажи – два китайских "Царя обезьян". Там "Деды Морозы" тоже выступили на праздничном концерте перед посетителями комплекса. На концерте выступали этнические творческие коллективы бурят, а также "семейских" и татар.



Эвенкийская Матушка-зима. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

После этого делегация отправилась в Улан-Удэ в Этнографический музей, где к ним присоединился еще один фольклорный персонаж: эвенкийская Матушка-зима. К слову, это одно из божеств шаманского пантеона эвенков. Кстати, и "бурятский Дед Мороз" Белый Старец Саган-Убгун почитается как божество и в буддизме, и в бурятском шаманизме, где он именуется Бурхан Саган Гарбал.



У памятника Бестужеву в Новоселенгинске. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

В этнографическом музее фольклорные персонажи также должны были принять участие в новогодней развлекательной программе, также связанной с темой Великого чайного пути. Программа включала всевозможные загадки, квесты, выступления артистов.



В кяхтинском краеведческом музее. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Впечатлений о Бурятии столько, что сложно что-то выделить: это и обряды, и одежда, и традиции, это сама встреча нового года по лунному календарю. Спасибо огромное организаторам за приглашение, я буду увозить с собой в Словакию массу позитивных впечатлений, - заявил "Святой Микулаш" на хорошем русском языке, который еще освоил во время учебы еще в Советском Союзе.



В Кяхте. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Сказочные персонажи будут веселить жителей Бурятии до 9 февраля. Напомним, что это уже не первый год, когда в республику приезжают новогодние персонажи разных народов.

Необходимо заранее запастись мясомолочными продуктами, накопите сладостей для малышей, которых нельзя отпускать без угощения и вкусных подарков;

Закупите обновки себе и подарки своим старшим родственникам и гостям;

Рассчитайтесь с денежными и моральными долгами и помиритесь с теми, с кем поссорились;

Проведите не просто генеральную уборку, а непременно избавьтесь от хлама и старой одежды: на всем буддийском Востоке это означает избавиться от старых неудач;

Проведите обряд очищения - окурите благовониями всех членов семьи, дом и имеющиеся строения;

Обновите символ дома: в старину мужчины перед Сагаалганом обновляли основной символ дома - коновязь, готовили новые сбрую и седло и даже меняли ошейник и привязь собаки. Так что, если у вас нет железного коня, можете порадовать обновкой свою собаку.

Провожаем Старый год

Сутки перед Новым годом по-бурятски называют «бутуу удэр» - в буквальном переводе закрытый, глухой или тёмный день. По лунному календарю это тридцатый, завершающий день последнего зимнего месяца. Он символизирует старый год, уходящий в «тьму» времени. Это стык старого и нового. Потому и традиция проводов старого года называется «бутуулхэ». За день до «бутуу», т.е. 29 числа последнего зимнего месяца по лунному календарю, необходимо:

Завершить приготовления, еще раз провести уборку дома, хозяйства и окрестностей вокруг жилья;

Перетряхнуть постель и одежду;

Верующим провести обряд «бурхан дэлгээлгэ», когда празднично украшается алтарь;

Установить яства, чтобы пища освящалась божествами и на другой день ее можно есть;

Зажечь «зула» (лампады) и «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы);

Хозяйки готовят кушанья и начинают выставлять их на стол во второй половине дня;

Вечером дня «бутуу» семья в полном составе садится за стол. В эту самую тёмную ночь на стыке старого и нового нужно пить чай, застегнув все пуговицы своей одежды. Согласно древнему монгольскому обычаю, в головных уборах;

Чай сначала преподносят огню и богам, а потом хозяйка наливает хозяину дома, затем остальным домочадцам;

В этот день верующие должны постараться соблюсти пост. Крайне нежелательно есть мясо и употреблять спиртное. Это мешает полностью духовно и физически подготовиться к встрече Нового года, сосредоточиться на благих мыслях и поступках.

Дугжууба – не кульминация

Из-за красочности костра многие ошибочно считают обряд Дугжууба кульминационным моментом хуралов Белого месяца. Это в корне неверно. Именно здесь посещающие дацан допускают множество ошибок.

Нельзя: обтирать тело и бросать тесто или материю в огонь при проведении обряда «Дугжууба», поскольку сам хурал является своеобразным обрядом общего очищения. Поэтому бросать в огонь, в котором сжигается «сор», тесто и вату, содержащую нечистую телесную энергетику, не следует

Нужно: во время молебна «Дугжууба» и особенно при сжигании «сор» молиться о том, чтобы горести и невзгоды остались в уходящем году, чтобы наступающий год был светлым и радостным.

Встречаем рассвет

На самом деле более важное значение, чем Дугжууба, имеет хурал Цедор Лхамо, проводимый в последнюю ночь старого года. Именно в эту ночь желательно бодрствовать. Считается, что Лхамо (Шридэви) в канун Нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им своё благословение. Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за мертвого.

Примета наступления Нового года

Новый год и его первый день наступил, если можно различить в предрассветной светлеющей темноте пальцы рук. Тогда смело можете поздравить своих близких с наступлением Нового года.

Кого и как поздравлять первым?

В первый день первым с праздником поздравляют дети главу семейства, который желает им счастья и долголетия;

Если родителей уже нет в живых или они далеко, то навестите старших в вашем роду: дядю, тетю, брата или сестру.

Особый жест новогоднего приветствия

Младший старшему протягивает обе руки ладонями вверх, а старший, в свою очередь, кладёт свои руки сверху ладонями вниз. Должно получиться так, будто младший поддерживает старшего под локти. Это глубоко символичный жест, означающий готовность младшего всегда поддерживать старшего в жизни. А если мужчина и женщина ровесники, то женщина считается младшей.

Если вы решили до конца соблюдать веками отработанный ритуал вручения подарка, то помните, что даритель должен держать в руках хадак. Поверх него на ладонь правой руки или на соединённые ладони ставится подарок. Даритель и получатель должны обязательно быть в головных уборах и стоять лицом друг к другу. Если подарок дарят вам, то вы принимаете его сидя и обеими руками.

Чем угощать?

Праздничный стол включает блюда, редкие для повседневной пищи. По старинным традициям, почётным блюдом служила отварная баранья голова. Сейчас ее с успехом может заменить грудинка. Конечно же, готовятся буузы, хушуур, саламат, кровяная колбаса, варится бухлёр. И непременный атрибут – молочные продукты: творог, сметана.

Проверка на знание народных обычаев

Если вам подали баранью лопатку, ни в коем случае не съедайте ее полностью сами. Так поступают только жадные люди. Отрезайте мясо маленькими кусками и делите его на всех гостей. И вы в глазах хозяев щедрый человек и знаток обычаев!

«Буузы – всем карапузам»

Первые дни Сагаалгана в селах напоминают колядки без песен. В старину дети и молодёжь собирались в группы и объезжали все дворы. Их угощали в каждом доме. После этого они посещали ближайших родственников, живущих в отдалённых улусах. Соблюдайте этот принцип и сейчас! Не отпускайте своих маленьких гостей без подарков. Нет сладостей - дарите деньги.

Как не набрать вес от обильной пищи

В дни Белого месяца проводится множество весёлых подвижных игр. Раньше соревновались в стрельбе в лодыжки (шагаай харбаан), играли в шахматы и домино-дулун. В наши дни можно увидеть старинную забаву hээр шааха (сломать кость ударом кулака), посостязаться в пении (дуу буляалдаан), потанцевать зажигательный хоровод (ёхор).

Пить или не пить?

Одно из самых распространенных заблуждений – в Сагаалган можно и даже нужно неумеренно много воздавать дань алкоголю.

Посещать дацан в нетрезвом виде недопустимо по законам любой религии и морали.

В дни после наступления Нового года в любом доме гостю поднесут рюмку-другую. Но если вам предстоит обойти несколько домов, учитывайте возможности организма.

После наступления Нового года

В первые 15 дней проводятся богослужения, посвящённые пятнадцати чудесам Будды. В это время луна «новая», растущая, считается наиболее подходящим временем для молитв и проведения обрядов на год, т.к. совершенная в это отмеченное благословением Будды время добродетель увеличивается во много крат.

Совершаются обряды «сэржэм» и «далга»;

Самое время посетить ламу-астролога (зурхайши) и узнать об особенностях года для себя и своих детей;

Астролог же и скажет, в каком положении находится ваш хий морин, символизирующий состояние вашего благополучия.

В правильном положении «крылатый конь» как бы взлетает ввысь. Если «падает» вниз головой, то у человека будет плохое настроение, упадок сил, дела будут идти очень плохо, его будут преследовать неудачи. В зависимости от года рождения хий морин имеет свою окраску. Лама читает молитву, и человек развешивает хий морин в заданном направлении.

9 февраля в Бурятии объявлен праздничным нерабочим днём в связи с празднованием Сагаалгана - нового года по лунному календарю. Соответствующий указ подписал глава республики.

Плавающая дата прихода нового года по лунному календарю ежегодно вычисляется буддийскими астрологами. Так, в 2011 году праздничным выходным днем было 3 февраля, в 2012 году - 22 февраля, в 2013 году - 11 февраля, в 2014-м - 31 января, в 2015 - 19 февраля. Из-за различий астрологических исчислений она не всегда совпадает с днём Нового года в буддийских странах Центральной и Юго-Восточной Азии. В этом году большая часть азиатских стран празднует 8-го февраля, а в Бурятии Новый год встретят рано утром 9-го февраля.

В России празднования проходят в Бурятии, Иркутской области, Забайкалья, Туве и Калмыкии.

Праздник Белого месяца - древний и один из любимых у монголоязычных народов. Ранней весной, после трудных забот о сохранности скота суровой зимой животноводы-кочевники имели короткую передышку перед летним циклом хозяйственных работ.

В дни Сагаалгана в Бурятии по традиции пройдут народные гуляния, концерты, различные развлекательные мероприятия, спортивные состязания, фестивали эстрадной песни, театрализованные представления. За три дня до наступления праздника в дацанах начнутся торжественные службы - хуралы, предшествующие и знаменующие наступление Сагаалгана.

Праздничные мероприятия запланированы в Улан-Удэ на 6-9 февраля 2016 года. В эти дни будут проводиться народные гуляния, ярмарки и, конечно, многочисленные массовые исполнения народного танца - ёхора.

Сагаалган переводе с бурятского означает «Белый месяц» - Новый год по лунному календарю, за которым следует приход весны. Своим светом он заглушает в людях обиды, злость, зависть. Он избавляет нас от всего плохого, чтобы в новом году людям светлее и благополучнее жилось.

Упоминания о Сагаалгане есть в описаниях празднования еще во времена Чингисхана, а с 1990 года празднику придан статус народного.

Культовая сторона встречи Сагаалгана начинается в дацанах. За два дня до наступления Нового года по восточному календарю проводится магический ритуал вечернего костра «Дугжууба» - обряд духовного очищения от дурных помыслов и болезней. Сжигая в костре кусочек старой одежды, ткани, салфетки, бросая в него комочек теста, которым предварительно обтирают тело - свое и домочадцев, - верующие сжигают в огне свою прошлогоднюю усталость, болезни, напасти, грехи, обиды, приобретая свежие силы для добрых дел в грядущем году. В 2016 году обряд будет проводиться 7-го февраля.

Буддийское духовенство совершает по случаю наступления Нового года специальный многодневный молебен, который продолжается во всех храмах в течение 15 дней, посвященных 15 чудесам Будды. Буддисты свято верят: чтобы год прошел благополучно, надо обязательно помолиться в эти дни.









2024 © rukaraoke.ru.