Проект дети войны по окружающему миру. Проект на тему "дети войны". оказались лицом к


Дети войны 1941-1945г.

руководитель:

Лемешко Л.М.




  • Цель проекта: исследовать факты участия детей в событиях Великой Отечественной войны. Ход исследования: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Провести опрос в среде своих сверстников в школе, что им известно об участии детей в годы Великой Отечественной войны, расспросить у взрослых. 3. Сделать выводы.

Задачи

Узнать о жизни детей в военное время.

Провести анкетирование.

Проанализировать полученную

информацию и сделать выводы.


  • Гипотеза:
  • В тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.

Пути решения задач

Составление плана действий.

Разработка анкеты для учащихся.

Сбор информации по теме проекта.




В тылу

В деревне На заводе

Девочки и мальчики выращивали хлеб, собирали урожай, стояли у станка.




Дети на войне

Сколько их маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине…


На фронте

Мальчики и девочки шли на фронт в военные части, становились сыновьями и дочерями полков.


Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Марат Казей


Шли напряженные дни и месяцы суровой партизанской жизни. Вместе с другими боевыми товарищами Леонид взрывал железнодорожные мосты, склады боеприпасов и продовольствия, уничтожал фашистские эшелоны. С группой партизан Голиков сопровождал большой обоз (250 подвод) с продовольствием из партизанского края для голодающего Ленинграда. Фронт он переходил ночью под прикрытием артиллерии. Операция прошла успешно. Партизаны благополучно вернулись в отряд с подводами, груженными оружием и боеприпасами. За доблесть и отвагу Леонид был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу», он стал бригадным разведчиком. Всего он истребил 78 фашистов, подорвал два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сжег два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами».; Отдельно в характеристике отмечался подвиг, совершенный Леонидом 13 августа 1942 г.

Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза

Лёня Голиков



Когда в городе Оболь была организована подпольная комсомольская организация "Юные мстители", Портнова стала ее членом. "Мстители" не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков. Зине удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. Чтобы избежать ареста, ей пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.

Зина Портнова


Дети Блокады

11-летняяТаня Савичева .

«28 декабря 1941 года. Женя умерла…. Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта - Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля, 10 мая - дядя Леша. Мама - 15 мая». А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».


Школьники Блокады

В осажденном городе работали 30 школ. Дети учились. Это был подвиг !


Помощь фронту

Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах…



Назови даты начало и окончания Великой Отечественной войны.

  • Дали правильный ответ – 62 человека
  • Не смогли ответить – 7 человек

Почему эта война называется Великая Отечественная?

  • Большая, долгая война- 10 человек
  • Все поднялись на борьбу с врагом – 8 человек
  • Не знают -20 человек
  • Затруднились- 38 человек

  • Смерть, голод,разруху – 59 человек
  • Затруднялись ответить – 10 человек

Какие беды принесла Великая Отечественная война?

* Смерть,голод,разруху-59 человек

*Затруднялись ответить- 10 человек

Какие герои войны тебе известны?

*Назвали- 12 человек

*Не смогли -57 челове к


Вывод

Б ольшинство учащихся знают, что такое война. Какую боль и утрату несет она собой жестокость и разрушение, страдания многих людей и в первую очередь детей.

  • Из беседы с классным руководителем мы узнали о детях, которые наравне со взрослыми сражались в Великой Отечественной войне-были связными, разведчиками, радистами в партизанских отрядах.
  • Мы считаем, что будущее невозможно без прошлого и настоящего. Мы должны знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи.

Вывод

Наша гипотеза подтвердилась. Дети внесли огромный вклад в победу над фашистами. Они помогали Советской Армии в тылу, на фронте и в партизанском подполье. Их было много, обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками, связистами, радистами и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы мы могли спокойно расти в мирное время.


Вывод

Давно отгремели военные залпы. Живем мы на мирной земле. Но помним о мужестве, Силе и братстве, Минувшей войны седине. О подвигах - стихи слагают. О славе – песни создают. “Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут!”



Информационные ресурсы

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Екатеринбург, «Урал - Советы» («Весть»), 2006
  • Энциклопедии Авантаж. История XX век.
  • Интернет – ресурс: http://ru.Wikipedia.org/ и др.

Благодарим за внимание

Благодарим за внимание!

Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 "Алёнушка"
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Дети войны"
Дата публикации: 17.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ Детский сад № 23 «Аленушка»

Педагогический

проект

детей

дошкольного

возраста

«Дети

воины»

Подготовили:

Семенович А.Э.

2018 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 1-2 недели мая.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

Образовательные области:

речевая,

социально–коммуникативная,

познавательная,

художественно–эстетическая.

Цель проекта: Ознакомление детей с историей ВОВ, с детьми-героями ВОВ,

способствовать формированию патриотических чувств.

Задачи проекта:

1. Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне.

2. Вызывать чувство эмпатии к ветеранам ВОВ и детям-героям ВОВ.

3. Организовывать совместную деятельность детей с родителями, воспитателями

по данной теме.

4. Дать представление детям о празднике День Победы.

5. Познакомить с детьми - героями ВОВ.

Предполагаемый результат:

Знания о истории ВОВ;

Естественный интерес к истории своей Родины;

Создание рукописной

книги Дети-герои ВОВ.

Воспитатели:

Создание цикла бесед

Вовлечение семьи в

образовательный

Родители:

Активные участники

образовательного

процесса.

Актуальность:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых

актуальных задач нашего времени.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с

дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе

формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного

образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения

ребенка к социально-значимым ценностям.

Социокультурная ситуация современного общества обусловливает

необходимость применять инновационные формы работы с

дошкольниками.

Реализуя образовательную программу, педагоги должны понимать, что

любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим

родителям, близким и родному городу, поэтому формировать

гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей

семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой

Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в

современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего

народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста,

потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им

по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы

Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости,

помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность

истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Подготовительный этап:

Определение проблемы, цели и задач.

Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление

эффективных связей с родителями.

Подготовка цикла бесед о ВОВ.

Основной этап:

Работа с родителями

1. Информация в родительском уголке.

2.Экскурсия к монументу Славы с детьми.

Работа с детьми

1. Чтение и обсуждение произведений о войне.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Индивидуальные беседы о войне.

5. Разучивание стихов, песен о войне.

6.Показ презентации на тему: «Дети-герои» ВОВ.

7. Создание цикла бесед «Дети-герои» ВОВ.

8. Аппликация (открытка для ветеранов).

Заключительный этап:

1. Выставка детского творчества.

2. Экскурсия к монументу Славы.

3. Выставка летописи «Дети-герои ВОВ».

Цикл бесед

о Великой

Отечественной

Войне

Беседа

"Дети – герои Великой Отечественной войны"

Цель: Способствовать уважительному отношению к истории и памяти погибших

Ход беседы:

Ты знаешь, что была война,

Когда тебя на свете не было;

И сколько помнила страна –

Такой войны на свете не было.

Разрыв снаряда, пули свист,

Казалось, воздух весь наполнили;

И слово страшное “фашист”

Все дети в это время поняли.

Не возвратившихся с войны

В свои дома, в свои селения

Так много, что на три страны

Того хватило б населения

«Тяжёлый грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И

сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые

московскому времени».

Война - сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове.Мальчишки и девчонки

1941 года…

Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на

себя равную со старшими меру ответственности. В суровые годы войны рядом со

взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны,

выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи.

Тяжёлые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи

ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу. Трудные, голодные и

холодные военные годы называют

военным лихими, злыми годами.

Тяжело достались они всему

нашему народу, но особенно тяжко

пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их

отцы погибли на войне, другие

потеряли родителей во время

бомбежек, третьи лишились не

только родных, но и отчего дома,

четвертые оказались на

оккупированной врагами

территории, пятые - в плену у

Дети - слабые,

беспомощные,

оказались лицом к

лицу с жестокой,

беспощадной, злой

силой фашизма

Володя Казначеев

1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд.

Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на

Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из

Соловьяновки,

Кондратьевны

Казначеевой,

п а р т и з а н,

ш у т и т ь

перестали (Елена

Кондратьевна

была убита фашистами). В отряде

"партизанская

обуч а лись

м и н е р ы,

подрывники.

"отлично"

старшими товарищами пустил под

в о с е м ь

э ш е л о н о в.

Приходилось

прикрывать

г р у п п ы,

г р а н а т а м и

останавливая преследователей... Он

доставляя

ценнейшие

сведения;

дождавшись

расклеивал листовки. От операции к

операции

становился

искуснее.

партизана

Кзаначеева

назначили

подозревая,

отважный

противник

еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной

освобожден

фашистской

разделил

взрослыми

освободителя

Казначеев

награжден

"Партизану

Отечественной

Лара Михеенко

операцию

разведке

правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса

Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... Война

отрезала девочку от родного города:

каникулы

Печенёво

Псковской

области, а вернуться не сумела –

деревню заняли фашисты. Мечтала

п и о н е р к а

в ы р в а т ь с я

гитлеровского рабства, пробраться к

своим. И однажды ночью с двумя

старшими

подругами

деревни. В штабе 6-й Калининской

командир

Рындин вначале отказался принять

маленьких":

них партизаны! Но что же много

г р а ж д а н е! ”

Девочкам

оказалось

уд а в а л о с ь

с и л ь н ы м

мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и

как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся

по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.

Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем

Игнатово,

расстреляли.

награждении

Михеенко

Отечественной

"Посмертно".

Витя Коробков

рисовать.

каменистом

старался

запомнить её, а потом рисовал в

тетрадку

загнутыми

уголками.

рисовать

крымские

мальчишками.

художником.

б ы с т р ы й,

т о л к о в ы й,

сообразительный

родился и вырос в Феодосии. Он

два раза был поощрён путёвкой в

пионерский

“Артек”.

действовало

подполье,

Витя стал его участником. Раз Витя

подобрал

немецкий

п р о п у с к,

п р и н ё с

типографию.

были напечатаны пропуска для разведчиков. Витя гнал по улице обруч: вроде бы

играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулемёты, где и сколько разместилось

немецких

передавал

партизанам.

Расстрелян

отвагу”.

Аркадий Каманин

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем

мальчишкой.

Петрович Каманин, лётчик, участвовал в

спасении челюскинцев, за что получил

Советского

отчего загореться сердцу мальчугана. Но

говорили:

подрасти.

началась

пошёл работать на авиационный завод,

аэродром

использовался

подняться

небо. Опытные пилоты, пусть всего на

несколько

случалось,

доверяли

ему вести самолёт. Однажды вражеской

Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и

мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили

всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды

подбитый

фашистами.

сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой

самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден

Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым

орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя

пятнадцать

сражался

фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил! Прошёл всю войну.

Имеет два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени.

Валя Зенкина

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды,

рушились

крепости, и в городе Бресте. С первых

минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и

не вернулся, погиб героем, как многие

защитники

Брестской

крепости.

Валю фашисты заставили под огнём

пробираться

крепость,

передать

защитникам

требование

крепость

пробралась,

рассказала

зверствах

фашистов,

объяснила,

о р у д и я,

у к а з а л а

расположения

осталась

помогать

перевязывала

собира ла

подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить

хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода

командование

Брестской

крепости

вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец

– иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя

Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она

поклялась

продолжить

сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И

свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со

взрослыми. За отвагу и мужество награждена орденом Красной Звезды.

Валя Котик

Хмелевка

Шепетовского

Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным

вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты,

Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте

боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись

мальчику,

партизаны

доверили

разведчиком

подпольной

организации.

расположение

вражеских

наметили

карательную

операцию

партизан,

выследив

гитлеровского

возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе

с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только

исполнилось

четырнадцать

сражался

взрослыми,

освобождая

вражеских

эшелонов,

взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной

войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя

Котик погиб как герой в феврале 1944 года в городе Изяславле, защищая склад

боеприпасов. Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Нина Куковерова

Каждое лето Нину и её младших

братишку

се стрёнку

вывозила из Ленинграда в деревню

Нечеперть,

молоко... Грохот, взрывы, пламя и

обрушились

ч е т ы р н а д ц ато е

пионерки

Куковеровой.

фашистов Нина стала партизанской

разведчицей.

запоминала,

сообщала

д е р е в н е

расположился

карательный

подступы

перекрыты,

разведчикам

пробраться. Вызвалась пойти Нина.

Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали

внимания фашисты на продрогшую, усталую девочку с торбой, а от её внимания

ничто не укрылось – ни штаб, ни склад горючего, ни расположение часовых. И

когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром

как разведчица, как проводник. Взлетели в ту ночь на воздух фашистские склады,

вспыхнул штаб, пали каратели, сражённые яростным огнём. Не раз ещё ходила на

пионерка,

награждённая

"Партизану

Отечественной

Посмертно

награждена орденом Отечественной войны 1 степени.

Лёня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу

легендарное

Ильмень-озеро.

Когда его родное село захватил

враг, мальчик ушел к партизанам.

разведку,

приносил

сведения

партизанский

вражеские

рушились

горели вражеские склады... Был в

его жизни бой, который Леня вел

фашистским

генералом.

брошенная

мальчиком, подбила машину. Из

выбрался

гитлеровец

портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти

километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень

документы.

партизан

немедленно

переправил

самолетом

Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный

герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая

Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под

партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. В Новгороде стоит

памятник этому юному герою.

Зина Портнова

ленинградскую

пионерку Зину Портнову в деревне

Зуя, куда она приехала на каникулы,

– это неподалеку от станции Оболь

Витебской области. В Оболи была

подпольная

комсомольско-

молодежная

организация

мстители", и Зину избрали членом

комитета.

участвовала

дерзких операциях против врага, в

д и в е р с и я х,

р а с п р о с т р а н я л а

листовки, по заданию партизанского

разведку.

д е к а б р ь

возвращалась с задания. В деревне

предатель.

схватили

партизанку,

молчание

презрение

ненависть,

решимость

бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со

стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер

пыталась

настигли

Отважная

пионерка

замучена,

последней

оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила

ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза

Витя Хоменко

Свой героический путь борьбы с

фашистами пионер Витя Хоменко

прошел в подпольной организации

"Николаевский центр". ...В школе

немецкому

" о т л и ч н о "

п о д п о л ь щ и к и

п о ру ч и л и

у с т р о и т с я

офицерскую

столовую.

случалось,

обслуживал

офицеров в зале и прислушивался

к их разговорам. В пьяных спорах

выбалтывали

сведения,

интере совали

"Николаевский

Быстрого,

смышленого мальчишку офицеры

стали посылать с поручениями, а

вскоре и вовсе сделали посыльным

при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми

читали подпольщики на явке... Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание

перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе

партизанского

движения,

доложили

обстановку

рассказали

наблюдали в пути. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам

радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5

декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков.

Среди них два мальчика – Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и

погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени – посмертно –

наградила Родина своего бесстрашного сына.

Дети войны

– самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час –

они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём

есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство было

наполнено

тяжёлыми

испытаниями,

придумай

талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в

истории нашей страны. И это не должно повториться.

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!!!

Беседа

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Цель: познакомить детей с понятием Великая Отечественная война.

родились

называют

участвовало

человек.

Вторая

мироваявойна

продолжалась

сентября

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар

неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше

Отечество) сразу на большом пространстве - от Балтийского моря до Карпатских

гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу.

Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам,

самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны

Германия

подготовила

огромную

превратить

население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел

уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России. Долгие

годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен. Великая Победа,

которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши

навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы

человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто

горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился

на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради

работать

счастливыми! В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой

Отечественной войны.

Беседа

Почему война называется Великой

Отечественной?

продолжать

знакомить

событиями

подвигами

ОТЕЧЕСТВЕННА

человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В

самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней

участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа

в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и

духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война -

справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом

поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже

дети ковали победу в тылу и на передовой. Теперь вы знаете, что одна из самых

жестоких

кровопролитных

называлась

Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне - главное событие в

Нападение

Германии

Советский

неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах

проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах

танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о

иностранных

выступил

нападении

фашисткой

Германии.

школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну,

становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии,

называли красноармейцами. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все

народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом! Но в 1941 г. народ всеми

силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди

рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в

первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов

собирались

стремились

защищать

Отечество!

масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны,

которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей.

На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй

половина

великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Беседа

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и

Фашистких

освобождение

российских

основных

является

подписание

безоговорочной

капитуляции

фашистской

Германией

странами-победителями

(Великобританией,

Советским

побежденной

Германии

торжественно

отмечают

является

государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди

работают,

поздравляют

ветеранов

празднуют.

продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт

счастливого

миллионы

сражаясь

свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто

бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не

пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами,

ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! В памяти народной

навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны. Александр

Матросов

пожертвовал

амбразуру

вражеского

Александр

Матросов

товарищам.

Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко

замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз

и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую. Юная

партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не

выдала своих боевых товарищей. Героев Великой Отечественной войны очень

много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизньза

остались,

народную

память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы

Неизвестного

мемориалы

памятники...

огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях. Никто

не забыт, ничто не забыто! Великая победа Великой войны победу Мы не должны

забывать! В боях отстояли деды Священную Родину-мать. Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей. Она помогала молитвой И праведной верой своей. В

великой войне победу Мы не должны забывать, Для нас отстояли деды И жизнь, и

людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали,

незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа

радовались

величайшей

оплакивали

погибших.

стройными

победители.

поверженного

бросали их на брусчатку древней площади. Женщины, дети, молодежь и пожилые

встречали

отважных

обнимали, поздравляли с победой. В этот день на Красной площади столицы

состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло

поистине

всенародным

торжеством!

расцветают

улыбками

радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная

памятных

Поклонной

Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-

фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги

в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными

потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми

друзьями. Торжества проходят во всех городах России! Идут годы. Вот уже

шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны

состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников

войны остается все меньше и меньше. Дорогие друзья! Будем благодарны им за

то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю

достойны

прадедов!

масштабам

человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все

войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество

людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе

Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина -

граждане нашей страны. Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей

в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945

году не только Европу, но и весь мир. В боях за свою Родину советские солдаты

проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок

празднуем

фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день

Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из

землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!»

Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из

тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши

воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного

выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к

бомбежкам,

Послушайте,

встречал

оказавшийся

недалеко

немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогда

Не выйдет в час рассветный на

для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

Старший воспитатель: Козловская Валентина Ивановна, высшая квалификационная категория,

Адрес: п. Плесецк, Архангельская область

Проектная модель гражданского воспитания дошкольников:

(Дети Великой Отечественной войны)

Ежегодно празднование знаменательной даты – 9 Мая будет проходить в иных социально-экономических и культурных условия, чем 10 или тем более 20 лет назад. За прошедшие годы изменения затронули все стороны жизни каждого человека, живущего в нашей стране. Изменилась страна, изменилось отношение граждан к идее патриотизма. Все меньше остается ветеранов, которые могут рассказать детям о той героической Победе.

В нашем мировосприятии появились новые понятия – терроризм, толерантность, культура мира; иным смыслом наполнились слова демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях с помощью взрослых, и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, фильмов, журналов. Жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, наполнилась страхом за жизнь и здоровье детей, что не могут не чувствовать сами дети.

Как помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, как научить их противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях? На этот вопрос пытаются ответить педагоги детского сада, работая над темой «Воспитание маленького гражданина» .

Мы убеждены: взрослые, педагоги и родители дошкольников, проживающие на нашей Плесецкой земле, продолжая традиции своих героических предков, а также защитников городов-героев смогут внести необходимый вклад в воспитание граждан России. Помогут детям в познании истории, культуры поселка и района.

Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни…» .

Как в прошлом, так и ныне отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают: ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности (Х. Литтон, А.В. Запорожец, С.А. Козлова и др.) . Самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый. От него зависит, каким человек войдет в жизнь из детства.

Новый подход мы видим в использовании современных гуманитарных технологий. Важно ребенку обеспечить такое образование, которое позволит ему быть субъектом деятельности. Реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития позволяет технология проектирования, ориентированная на уникальные отношения «ребенок – взрослый» , которые строятся на соучастии в деятельности.

Технология проектирования, используемая нами в решении задач гражданского воспитания дошкольника, позволит получить результаты, отличные от традиционных. Мы убеждены, что использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам.

Тип проекта:

  • по методу – информационно-исследовательский;
  • по содержанию – «Ребенок – общество и его культурные ценности» ; детско-взрослый, ребенок – субъект проектирования;
  • открытый – в ДОУ и за его пределами;
  • фронтальный; средней продолжительности.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

Проводя воспитательно-образовательную работу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поселку поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

ПРОБЛЕМА. Получить представления о военном детстве (ВОВ) , о жизни и судьбе детей войны.

ЦЕЛЬ: совершенствовать нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи, родного посёлка и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи, посёлка и страны) .

ЗАДАЧИ:

Дети:

  • уважение и гордость к людям, защищавшим свой город, поселок, деревню и внесшим свой вклад в их развитие;
  • совместно с взрослыми занимаются поиском информации о детях войны поселка Плесецк, умеют донести ее до сверстников;
  • проявление интереса к посещению музея, библиотеки поселка, общение со специалистами учреждения культуры;
  • понимание значимости этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия;
  • отражение полученных впечатлений (самостоятельно и вместе с взрослыми) в различных видах художественно-продуктивной деятельности (рисунки, рассказы, стихи) .

Педагоги:

  • ориентация специалистов учреждений культуры на психо-физические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята;
  • помощь сотрудникам музея и библиотеки в отборе информации о детях войны поселка Плесецк и Плесецкого района;
  • создание мотивации у родителей к сохранению семейных традиций и зарождению новых, в том числе гордости за свою семью;
  • ориентация родителей на приобщение детей к культуре и истории поселка.

Родители:

  • знакомство детей с интересной информацией об истории родного поселка;
  • поддержание у детей интереса к историческому прошлому, помощь в поиске необходимой информации о гражданах (в том числе родных) , переживших военное детство;
  • развитие внимания детей к эмоциональному миру человека;
  • принятие помощи педагогов и специалистов в познании истории и культуры поселка;
  • поддержание авторитета в семье;
  • помощь детскому саду в организации встреч, экскурсий в музей.

МАТЕРИАЛ:

  • иллюстрации и фотографии детей, переживших радость, интерес, страх, гнев;
  • изобразительный материал (краски, карандаши, бумага, кисти, фломастеры и т. д.) .

1 этап. Рождение проблемы

Воспитатель приносит в группу фотографии детей (цветные фото – дети мира, черно-белые – дети войны) , предваряя их рассматривание эмоциональным рассказом. Показывает детям цветные фото. Спрашивает:

«Что вы можете рассказать о детях, изображенных на цветных фотографиях? Какие чувства они переживают? Почему так думаете?» .

Дети рассматривают фотографии и дают ответы:

«Красивые дети; счастливые; нарядные; веселые; улыбчивые и т. д.» .

Для сравнения детям предлагается рассмотреть черно-белые снимки, где изображены дети в годы Великой Отечественной войны:

«Можно ли этих детей назвать счастливыми? Почему?» .

Примерные ответы детей: «Несчастливые, потому что сразу видно, что после войны. Плачущие, печальные, несчастные, грязные, голодные, напуганные. Настроение у них не солнечное. Совсем не похожи на детей на цветных фотографиях» .

Воспитатель продолжает: «Почему люди воюют?» .

Ответы: «Хотят, чтобы у них было больше земли. Потому что есть просто злые люди. Хотят показать, какие они сильные. Хотят править миром. Когда была война, немцы воевали с нами, чтобы сделать нас своими рабами? Что было с детьми?» .

Воспитатель рассказывает о родном поселке в годы войны, о страданиях и мужестве, о том, как ждали дети своих отцов, братьев с фронта. Задумывается, где можно подробнее узнать о воинах и детях войны. Размышления приводят к следующим высказываниям:

«Прочитать в газетах. Можно услышать по телевизору, мы с бабушкой уже слушали, а бабушка плакала. Попросить рассказать родителей. Можно пойти в библиотеку. Сходить в музей. Можно пригласить в детский сад взрослых, которые воевали, а также тех, кто был маленькими в годы войны» .

Воспитатель предлагает еще подумать, посоветоваться с родителями, бабушками, дедушками и сделать выбор, определить источники информации.

На следующий день вопросы к детям: «Где мы можем получить более четкую и полную информацию о воинах и детях войны? (в газетах, в музее, где работают специальные люди и про все знают. Лучше сходить в музей, в музее всегда интересно» ).

После выбора детей музея как источника знаний об истории поселка обращается за помощью к работникам музея.

2 этап. Посещение музея поселка

Встреча с директором музея.

3 этап. Отражение полученных впечатлений в образовательной деятельности

Запечатлеть в рисунках, рассказах, стихах и т. д. (по желанию обратиться за помощью к родителям) . Праздник, посвященный Дню Победы, игры.

4 этап. Подготовка к встрече с ветеранами и детьми войны

Педагог напоминает детям о том, что им предстоит встреча с ветеранами и детьми войны – главными свидетелями тех ужасных событий.

5 этап. Встреча детей с ветеранами и детьми войны

Педагог приветствует и представляет своим воспитанникам гостей – ветеранов, и детей войны, пришедших на встречу. Обращается к дошкольникам: «Откуда мы знаем о тех временах, которые были раньше?»

Дети называют:

  • смотрели фильмы;
  • слышали по телевизору;
  • рассказывали дедушки и бабушки;
  • ходили в музей, библиотеку;
  • видели памятники и надписи на них;
  • видели вечный огонь у обелиска.

Вопрос педагога: «Почему огонь вечный?» (Потому что никогда не гаснет. Потому, что люди помнят, кто погиб. Огонь любви к нашей Родине. Потому, что люди погибли в войне, а это плохо. А пока все помнят, войны не будет) .

А. Смирнов «Кто был на войне»

Дочь обратилась однажды ко мне:
- Папа, скажи мне, кто был на войне?
-Прадед Алеша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.

Дедушка Леня – военный пилот –
в небе водил боевой самолет.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил

и отвечал на вопросы мои:
- Слишком тяжелые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
жизни спасала бойцам под огнем.

Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

Приглашенные делятся воспоминаниями, впечатлениями о пережитых днях в годы войны:

  • «Когда я был маленьким, я очень любил рисовать, но у нас не было красивых красок, и мы рисовали мелком или угольком, а хорошие карандаши и ручки были только для учебы в школе. Как и все дети, мы устраивали разные игры, ходили в походы, а вечером любили собираться у костра у кого-нибудь во дворе и рассказывали разные истории.

Но однажды случилась беда, и всем в школе сообщили, что началась война. Об этом говорили и на улице прохожие, и по радио объявляли много-много раз. Мы прислушивались к разговорам старших и так узнавали разные новости. Например, что фашисты хотят завоевать столицу нашей родины Москву, а вех людей превратить в рабов. Мы тоже много говорили о войне, собирались на чердаках домов и рассказывали друг другу новости. Я ненавидел фашистов за то, что они все разрушили. Нам приходилось очень трудно, надо было доставать продукты, хлеб, варить похлебку, топить печь, мама была на работе, и мы с мальчишками из соседних домов бегали и искали еду».

  • «Всех детей, у кого погибли родители, собирали вместе и отправляли в детские дома. Там мы жили до конца войны. В детском доме я мечтал о том, что, когда кончится война и прогонят фашистов, я нарисую большую, очень большую картину, где будет изображен большой красивый город с зелеными аллеями, большим парком и в нем обязательно будут карусели, яркие клумбы с цветами» .
  • С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок –
Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы –
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.

  • Рассказ о прадедушке Шубине Н. Ф. «В период ВОВ мой дедушка участвовал в подвижной авиационной мастерской. Она ремонтировала моторы истребителей, которые дрались в небе во время Курской битвы и форсирования Днепра. Ремонтировал мотор самолета, на котором летчик в бою сбил 9 немецких самолетов» .
  • Рассказ о прадедушке Логинове П.Ф. «Воевал на Дальнем Востоке в пушечной артиллерийской бригаде. Награды: медаль «За победу над Японией» , «За доблесть и отвагу» , «25 лет Победы» , «50 лет Вооруженным силам» .
  • Рассказ о герое Советского Союза нашем земляке Птицыне А.Н. «В октябре 1943 году стрелковый полк подошел к Днепру. Предстояло переправиться на правый берег. Птицын шел с передовым отрядом. Связать плот? Но он демаскирует переправу, да и плыть на плоту небезопасно. С молодым бойцом столкнули бревно в воду. Одной рукой держась за него, а другой, гребя по воде, поплыли.

Трудно плыть одетому, к тому же и вода холодная, судороги сводят ноги, сапоги тянут вниз. Да еще течение сносит. Но и другим, плывущим на бревнах, тоже не легче. Вот ноги коснулись дна, стало спокойнее на душе: «доплыли» . А тело колотило от холода.

На рассвете фашисты обнаружили появление на правобережье Днепра красноармейцев, открыли по ним огонь из пулеметов и минометов, затем – из артиллерийских орудий. Разгорелся бой. Тяжело ранило в бою командира отделения. Поднялся Андрей Птицын. Приняв командование на себя, крикнул: «Вперед!» . Поднялось не толь отделение, а и взвод. Ворвались во вражеские окопы. Птицын лично уничтожил до десятка фашистов. Видя, как бывалый солдат храбро ведет себя в бою, не кланяясь каждой пуле, атакующие бойцы смело рвались ко второй линии вражеских окопов и выбили немцев. Андрею Николаевичу Птицыну было присвоено звание сержанта и Героя Советского Союза».

Высказывания детей:

  • «Война – это убийство. На войне стреляют, взрывают гранаты, бомбы, люди умирают. Когда нам рассказывали о войне, мне стало страшно. Я не думала, что это так страшно. Я не хочу, чтобы была война!» .
  • «Война – это когда одни люди нападают на других. Одни стреляют, бросают бомбы и хотят захватить землю. А те, на кого напали, защищают свою землю и свои границы» .
  • «Война – это плохо. Злые люди должны понять, что они поступают плохо. Если бы на них напали, им бы было плохо. Поэтому не надо делать плохо другим. На войну уходят папы, а мамы и дети остаются дома» .
  • «Война – это горе, потому что там людей убивают. У меня прабабушка была на войне. Но про войну ничего не рассказывает, говорит, что это страшно» .
  • «Война – это когда стреляют, мне мама рассказывала. Мне не нравится война, там убивают. Я бы хотела, чтобы люди жили и никогда не умирали» .
  • «Я не хочу, чтобы была война. Поиграть в войнушку можно с игрушечными пистолетами, а настоящую войну не хочу – там много людей убивают. Хочу, чтобы люди радостно жили» .
  • «Война – это грустно, там стреляют. Ребенок волнуется за маму, а мама – за ребенка, потому что они боятся, что их убьют. Я не хочу воевать, у меня тоже будет ребенок. Я бы хотела, чтобы люди жили без войны, долго и счастливо» .

РЕСУРСЫ:

Кадры (специалисты) :

  • воспитатели
  • музыкальные руководители
  • руководитель физического воспитания.

Оборудование, материалы:

  • мультимедийный проектор
  • ноутбук
  • магнитофон
  • демонстрационный материал
  • приложения к проекту.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА И КОММЕНТАРИИ К НЕМУ:

При реализации проекта дополнительные средства не требуются.

ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА:

Ф.И. О., должность, квалификация специалиста Функции, выполняемые в проекте

Козловская В.И., старший воспитатель, высшая квалификационная категория руководство подготовкой к посещению музея и встрече с ветеранами;

подготовка ИКТ

Воспитатели старших и подготовительных групп непосредственная образовательная деятельность

Друганина Н.М., Фуртикова Л.В., музыкальные руководители реализация образовательной области «Музыка»

Зыкова Л.В., руководитель физического воспитания, первая квалификационная категория реализация образовательной области «Физическая культура»

Пирожкина Ю.А., председатель родительского комитета помощь в реализации проекта (в подготовке информации, встрече с работниками музея)

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  • Повысилась активность детей.
  • Повысился уровень знания детей при подведении итогов работы на итоговых занятиях (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей) . Проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведенное исследование и анализ детских высказываний показал сформированность у детей картины войны, в которой прошлое и настоящее соединились.
  • Повысился уровень активности родителей.
  • Создан альбом с детскими рисунками «Война глазами детей» .
  • Создан видеофильм фотографий «Дети и война» .
  • Видеофильм «Праздник в детском саду, посвящённый Дню Победы» .
  • Составлен цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми «Навстречу Дню Победы» .
  • Оформлено пособие для педагогов с практическими материалами «Наш район в Великую Отечественную войну» .

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧЕЙ И ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:

  • дан в приложении

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

Память, которой не будет конца Война не щадила никого Давным-давно была война Военное детство моего прадеда Юры (семья Щелчковых) Щелчков Юрий Николаевич Трудное детство моего прадедушки Голодное детство прадеда Воспоминания о детстве моего прадеда След войны Справка о ранении прадеда Детские годы прабабушки Нины (семья Пермяковых) Война украла наше детство Грустное детство Раненое детство С разницей в 70 лет «Дети войны»

3 слайд

Описание слайда:

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу… Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб.

4 слайд

Описание слайда:

В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории. Война! Великое оружие разрушения и трагедии... По данным Государственного архива Волгоградской области, до начала войны в нашей области проживало 194 300 детей. Угнано фашистами в рабство 1 940 детей, 431 ребенок погиб от бомбежек, расстреляно 207 детей. Война не щадила никого.

5 слайд

Описание слайда:

Шла война, но жизнь продолжалась. Дети рождались и росли, играли, учились... У нас, современных детей, первыми книжками были азбука и букварь. Можете ли вы представить себе, что осваивать азы чтения можно не по азбуке, а по газетным заголовкам? А ведь многие наши бабушки и дедушки учились читать именно так. Перенесемся в прошлое и узнаем, что было написано на страницах газет 1941-1945 года: «Наш лозунг - победа!» «Что ты сделал для фронта?» «Все женщины и подростки - в ряды бойцов трудового фронта» «В военное время работать по-военному» «Все силы на разгром врага!» «Буду работать за двоих» Мог ли ребенок что-либо сделать для фронта, скажете вы. Сегодня трудно поверить в то, что ваши ровесники, едва научившись складывать буквы в слова, начинали помогать фронту наравне со взрослыми. Работая в поле, на военном заводе, в госпитале, они приближали день Победы. Было ли детство у ваших бабушек и дедушек? Если было, то каким? В какие игры играли они в годы войны? О чем мечтали?

6 слайд

Описание слайда:

Однажды я спросила своего прадедушку: - Дедуль, а ты помнишь Великую Отечественную войну. Как на войне, страшно? - Во время войны я был маленьким и воевать мне не пришлось, но воспоминания о том как плохо нам жилось тогда, как приходилось работать для фронта и для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и возвращения фронтовиков домой, - это я запомнил на всю свою жизнь, - ответил мне дед. - Дедушка расскажи, - попросила я. - Ну, слушай. Военное детство моего прадеда

7 слайд

Описание слайда:

Я, Щелчков Юрий Николаевич, родился в1939 году. Мои детские и юношеские годы прошли в д. Малые Трубицы Богородского района, находившейся на расстоянии 7км от районного центра. Раннее детство совпало с Великой Отечественной войной. Вспоминаются отдельные более яркие эпизоды личной жизни, а также из рассказов родителей.

8 слайд

Описание слайда:

Меня заинтересовал рассказ дедушки. А как жила в то время семья бабушки? И я решила расспросить и ее о том тяжелом времени. И вот что она мне поведала в своем коротком рассказе:

9 слайд

Описание слайда:

Во время войны и долго после неё вся полученная продукция в деревне, в колхозах и личных хозяйствах изымалась государству. Главной тягловой силой были лошади. Лучшие из них забирались на фронт, оставшиеся были не способны выполнять сельскохозяйственную работу. Поэтому использовали лопату или сами женщины впрягались в плуг и тащили его. Хлеб выпекали из лебеды, торфа и хвоща. Картофель получали на личном участке. У всех были коровы, поэтому часть молока оставалась и для себя – этим и выжила деревня.

10 слайд

Описание слайда:

Без папы очень трудно было жить. Мама все время была на работе, все работы выполняли женщины. В колхозе землю пахали на лошадях и их очень берегли. А дома свой участок люди пахали сами: собирались женщины и впрягались в плуг, много их было и тащили плуг, а дедушка мой был уже старенький и он держался за плуг и направлял его. Так пахали по очереди: сначала у одного, потом у другого, и так далее. Жили дружно.

11 слайд

Описание слайда:

Потом получали зерно, мололи его сами на мельницах и пекли хлеб в печах своих. Зерна было мало, поэтому хлеб пекли с травой. Мы, дети войны, ходили на луга и собирали головки от клевера, называли их «кумушки». Их высушивали, растирали в деревянных ступах пестами или растирали руками. Еще собирали лебеду, полевой хвощ, щавель и др. Боронили колхозные поля на быках, были большие быки, им прокалывали ноздри, вставляли железное кольцо, чтобы привязать к нему вожжи.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Детские годы прабабушки Нины Я была совсем маленькая, когда отец ушел служить на действительную службу или отдать свой долг Родине. Тогда служили в армии 3 года. После армии папа вернулся домой, но пробыл дома недолго, так как началась в марте 1939 года Финская война. Папу взяли на фронт в кавалерию, и там он был ранен в ногу. Служил он в конной армии до конца Финской войны, а затем сразу попал на Великую Отечественную (Германскую) войну. Там воевал в составе Белорусского фронта.

14 слайд

Описание слайда:

«Я, Щелчкова (Пермякова) Нина Васильевна, родилась в деревне Гурино, Лобанского совета, Богородского района, Кировской области 23 февраля 1935 года. Деревня наша была маленькая, всего 21 деревянный домик, расположена на берегу речки Андык. В реке было очень много рыбы, и водяных мельниц. Для них речку запруживали и вода поднималась. В годы войны рыба в реках была большим подспорьем. В деревне было много жителей, так как в семьях было много детей.

15 слайд

Описание слайда:

Мы, маленькие дети в основном пасли скот, иногда боронили, возили навоз. Я пошла в школу в первый класс 1 сентября 1943 года. Училась я в селе Лобань – это в 4-х км от деревни Гурино. Летом мы каждый день ходили домой, а зимой ночевали прямо в школе.

муниципальное казённое образовательное учреждение
«Пионерская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс проектов
Номинация – информационный проект
Авторы проекта: учащиеся 8 класса
МКОУ «Пионерская СОШ»
Руководитель: Кадрашова Сауле
Сапаргалиевна учитель математики
1
Николаевск 2015

Руководитель проекта:
Кадрашова Сауле Сапаргалиевна, классный руководитель 8 класса

Участники проекта:
учащиеся 8 класса
администрация Левчуновского сельского поселения
Толочок Елена Александровна библиотекарь
родители 8 класса
География проекта: МКОУ «Пионерская средняя общеобразовательная школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Сроки проекта: 01.10.2014г. –01.03.2015
2

Оглавление:
1. Введение …………………………………… 4­8
2. Теоретические основы проекта ……………………………………………..
9­10
3. Механизмы и этапы реализации проекта …………………………………..
11­12
4. Результаты реализации проекта …………………………………………….
13­14
5. Практическая значимость проекта …………………………………………
15
6. Источники информации ……………… 16
7. Список приложений 17­ 27
Приложение 1 ……………
……………………………………………
Приложение 2 …………………………
3

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство­
И боль, и радость грозных лет....
Актуальность.
Введение
В 2015 году вся страна отмечает 70­летие Великой Победы, серьезный срок,
равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько
поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы
восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем
ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней
получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего
поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой
Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное
поколение мало и не очень охотно читает, а также редко имеет возможность
смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на
телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и
участники тех событий уходят из жизни. Ребенок, читающий о войне в
параграфе, заданном на дом учителем, воспринимает ее лишь как одно из
многих в бесконечной цепи историческое событие, а не как нечто чрезвычайное,
имеющее отношение ко всем и каждому и что не имеет срока давности. Из
беседы с одноклассниками выяснилось, что они имеют довольно поверхностные
знания о Великой Отечественной войне. Но самое страшное­ большинство (!)
из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из
родственников воевал, погиб или ранен, какие имел награды. Таким
образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и
трагичном событии нашей Родины и всего мира в XX веке­ Великой
Отечественной войне.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего
народа в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи
и своих односельчан. Именно поэтому в работе по патриотическому
воспитанию в школе важно показать самоотверженность и героизм нашего
народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из
4

биографий родственников, односельчан обучающихся. Время неумолимо. С
каждым годом все меньше и меньше остается очевидцев той страшной войны.
Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
Наш проект - это попытка собрать глыбы народной памяти у односельчан.
Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы.
Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников - тех, кто был, кто
знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд в ожидании
Победы.
Мы не напрасно беспокоимся,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память­наша совесть,
Она как сила нам нужна!
Таким образом, учитывая актуальность поднятой проблемы, наш класс решил
разработать проект «Дети войны». О жизни этого поколения мы тоже почти
ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так
как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла у многих
близких людей.
Под оружием фашистов сталинградцы покидают город
5

Вид проекта: исследовательский
Цель проекта:
расширить знания о Великой Отечественной войне, опираясь на рассказы и
воспоминания земляков, которые в то время были детьми;
увековечить воспоминания очевидцев войны детского возраста нашего села.
Задачи проекта:
собрать воспоминания народной памяти у односельчан обо всем пережитом
детьми в те безжалостные годы;
создать книгу о детях Великой Отечественной войны п. Пионер;
оформить композицию «Дети войны»
презентацию «Война глазами детей» и выступить с ней на общешкольном
классном часе учеников с приглашением родителей;
привлечь внимание к сохранению и изучению семейного архива и реликвий,
традиций семьи.
Объект исследования:
Жители поселка Пионер, относящиеся к категории дети Великой Отечественной
войны
Форма организации: коллективная
Основополагающие и проблемные вопросы проекта
Что помнят дети войны?
Что поняли, увидели, запомнили?
Что могут рассказать?
Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?
6

Ожидаемый результат:
Результативность реализации проекта измеряется готовностью и стремлением
приносить пользу обществу и государству, беречь и защищать Родину, гордиться
ею, знать, изучать ее историю и помнить.
Эта память­верьте, люди,­
Всей земле нужна….
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Методы:
– собеседование;
– анкетирование;
– интервью;
– эксперимент (классный час, разработанный учениками);
– сравнение полученных результатов;
– работа с дополнительными источниками с целью получения новой информации;
­ обобщение.
Виды деятельности:
уроки Мужества
урок Победы
библиотечные уроки
праздничные концерты для тружеников тыла
акция « Мы против войны»
участие в районном смотре военно­патриотических клубов
7

Теоретические основы проекта:
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя
делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не
подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово ­
война. Когда война накрыла своим черным крылом всю страну, не могли дети до
конца осознать, какое горе выпало и на их долю. У целого поколения, рожденного
с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так
называют сегодняшних 70­87­летних людей. И дело здесь не только в дате
рождения. Их воспитала война.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
(Роберт Рождественский)
Как, какими силами была одержана победа через 1418 страшных, мучительных
дней? По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн.
жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные –
старики, женщины, дети. Среди них не только воины, но и дети­ мальчишки и
девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и
взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети. Статистика молчит о том,
сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных
просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное
детство. Как внезапно ворвалась война в их детство и юность... Сколько тогда
бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся,
9

потерявших родных и близких! Они не знали, как сложится их жизнь через год,
месяц, день или час.
Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте.
Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми. Дети воевали
наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это
были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во
время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.
Война ­ самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и
утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь
детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно
трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. В исторической
памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы. Почти
каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата.
Уже 70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, что позволяет по­новому
обратиться к истокам и истории гражданско­патриотического воспитания на
примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история
нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную
державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и
уважения к закону.
У времени есть своя память­ история. И поэтому мир никогда не забывает о
трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе о жестоких войнах.
Потому что и сейчас где­то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от
снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки.
10

Механизмы и этапы реализации проекта:
Этапы
Механизмы
Сроки
реализации
11

Подготовительный Формирование групп для проведения
01.10.14­01.03.15
исследований, решения проблем, выбор
названия проекта. Постановка цели и
задач. Определение методов
исследования. Предварительная работа с
педагогами, детьми и их родителями.
Составление перспективных планов.
Подбор материала о ВОВ. Проведение
диагностики с учащимися школы разных
возрастных групп о целесообразности
выполнения проекта. Выдвижение
гипотезы: Жизнь детей в годы войны
была очень тяжелой. Даже спустя
десятилетия людям больно вспоминать
об этом.
Реализация всех направлений
деятельности по плану: выявление "Детей
войны" среди жителей поселка Пионер.
Сбор сведений о жизни детей в годы
войны (с помощью интервью, изучения
статей в газетах), обобщение собранных
сведений, подготовка презентации;
встречи и беседы с жителями села,
выяснение подробностей их жизни в годы
войны;
запись бесед воспоминаний детей войны;
оформление собранного материала в
Книгу памяти «Дети Великой
Отечественной войны»
оформление композиции «Дети войны»
02.11.14– 20.01.15
Основной
(практическая
часть)
Заключительный
Оформление проекта. Защита полученных
результатов и выводов. Проведение
внеклассного мероприятия в форме
круглого стола по результатам работы
01.03.15
12

над проектом. Презентация композиции и
книги о детях Великой Отечественной
войны
Презентация «Война глазами детей»
Раненные и избитые фашистами дети
13

Результаты реализации проекта:
Наш проект «Война глазами детей» ­ это попытка собрать глыбы народной памяти
у односельчан. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те
безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников -
тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд
в ожидании Победы. В начале проекта мы провели анкетирование учащихся «Что я
знаю о бабушках и дедушках». Анкетирование среди 1­9 классов показало, что
детей войны­ только четыре. У Вани Нестерова ученика 1 класса есть бабушка
Нестерова Анна Ивановна 1926 года рождения, участница ВОВ, периодически
живет с ними. Но, к сожалению с ней пообщаться не удается, она тяжело больна.
Мы все же навещаем ее, поздравляем с праздниками. Эта семья переехало в наше
село год назад из города Камышина. И у Жумагазиевой Айслу ученицы 2 класса
есть бабушка, которая живет с ними Аткалиева Валентина Андреевна 1939 года
рождения. А у Карины, Батыра, Самиры, Азиза и Феликса есть одна бабушка и
один дедушка. Это Куншкалиев Кувай и Куншкалиева Уркия, оба они 1944 года
рождения. Затем обратились в Администрацию Левчуновского сельского
поселения, где уточнили списки. В нашем селе прописано 22 человека,
относящиеся к категории «Дети­войны». Из них 2 не проживают, дети забрали.
Составили таблицу по годам, кто проживает:
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
5
20
1926
1930
1932
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1944
№ Года рождения Количество
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итого:
Все мероприятия были посвящены празднованию 70­й годовщины разгрома
советскими войсками немецко­фашистских войск в Великой Отечественной войне,
что были представлены в разнообразной форме. Всего было проведено 15
мероприятий, в которых приняло участие 30 учеников, 25 родителей и 38
жителей села. В начале сентября провели акцию «Мы не хотим войны».
Участвовали учащиеся 1­9 классов. В октябре месяце с администрацией
Левчуновского сельского совета провели на базе нашей школы праздничный
концерт для жителей села «День пожилого человека», где поздравляли юбиляров,
14

наш класс принял активное участие. Мероприятие получило высокую оценку.
Были проведены классные часы, уроки Мужества, единый урок Победы, с
использованием презентаций. Проведен конкурс рисунков «Через года­ помните!»,
победители награждены грамотами, конкурс военных песен «Когда поют солдаты»,
конкурс чтецов «Война глазами детей», приняли участие в районном смотре
военно­патриотических клубов, провели ряд спортивных мероприятий.
Провели тематический вечер «Дети войны» в форме круглого стола по
результатам работы над проектом, который прошел особенно тепло и душевно.
Вели разговор о людях, детство которых выпало на трудные и жестокие военные
годы. Зрители не скрывали своих слез, слушая рассказы ведущих о детях войны
живущих и сегодня рядом с нами. О жизни этого поколения они тоже почти ничего
не знали. Были представлены композиция и книги о детях Великой Отечественной
войны и презентация «Дети войны» . А ведь именно они, дети войны, стали главной
ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла
у многих близких людей. А когда, проделав такую работу, пришли к выводу
назвать наш проект: «Война глазами детей». Тем самым мы старались показать, что
не утеряна связь поколений и сохранена память о людях переживших военное
время. Мы подтвердили старшему поколению, что история нашего края,
история нашей страны, истории отдельных судеб наших земляков не
безразличны нашей молодёжи. Мы дети XXI невольно примеряем на себя
судьбу детей войны. А как бы мы поступили, будучи их месте? Нам хочется
быть похожими на детей Сталинграда, которые любили свою Родину, свой
Сталинград, были самоотверженными и очень ответственными.
Данный проект помогает формировать эффективную систему патриотического
воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого
подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу
обществу и государству. Стремлением граждан к выполнению своего гражданского
долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием
сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым
гражданами в обеспечение потребностей, нужд своего Отечества и
соотечественников.

Практическая значимость проекта:
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили,
берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Образ воина остается
одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков
15

в период взросления. Для нормального развития мальчика необходимо, чтобы
смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя
свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были
своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда детям легче соотнести их с собой,
легче на них равняться. Такие черты, как честность, сочувствие, патриотизм,
твердость характера, нужны детям XXI века.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа
в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи и своих
односельчан.
Пусть ратные и трудовые дела и подвиги наших земляков не изучают в школах, но
мы, жители земли Николаевской, п. Пионер должны навеки запечатлеть их в нашей
памяти и передать потомкам. Считаем, что проделанная нами патриотическая
работа окажет действие на учащихся и взрослых, увековечить воспоминания детей
войны о Великой Отечественной войне. Участие в проекте еще больше сплотило
наш класс и наше село, и это измеряется готовностью и стремлением приносить
пользу обществу и государству, беречь и защищать Родину, гордиться ею, знать,
изучать ее историю и помнить. Уже 70 лет минуло с того времени, как закончилось
Великая Отечественная война. Все дальше уходят в глубь истории ее грозные,
героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из
народной памяти. Мы своей работе подтвердили гипотезу. Жизнь детей в годы
войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно
вспоминать об этом. Поэтому мы считаем, что дети войны­это живая память,
которую мы должны хранить и передавать из поколения в поколение. Мы
должны учиться преодолевать все трудности, ставить перед собой высокие цели и
достигать их. И поступки детей войны, которые в трудное время волю к жизни,
стремление помочь родной стране, людям, не утратили нравственность и душевную
красоту, должны служить нам примером.Люди, детство которых пришлось на
военные годы, выросли достойными уважения. Радует то, что наши «Герои
проекта» (дети войны) сохраняют активную жизненную позицию. Дай им бог,
здоровья!
Список использованной литературы:
16

Автор­составитель Ю.В. Кулешова. «Война глазами детей» Волгоград, 2008.
Сорокина Л.П. Дети Сталинграда. Волгоград, Ниж.­Волж. кн.изд­во,1983.
Самсонов А.М. Сталинградская битва. М: Наука, 1968.
Ржевская Е. Записки военного проводника. М.: Детская литература.1985.
Прокофьева Л.В. Незабываемое. Волгоград, 2005.
Колотилин А.С. Осколки в сердце. Волгоград, 1992.
Час Мужества. Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. Ред.
Р.Е.Данкова. – М.: Оникс. 2007 г.
Интернет ресурсы. Материалы сайтов.
http://netvoyne.ru/pioneryi/alesha­kuznetsov.html
http://fonddvov.narod.ru/deti_vov_glazami_vnukov_pobedi/
http://www.sergiev­posad.ru/gorod/history/?id=3852 – Война и дети
http://www.a­z.ru/women_cd2/4/index.htm ­ дети в период ВОВ
Первые детские улыбки









2024 © rukaraoke.ru.