Проект для детей старшего дошкольного возраста содержание. Старший дошкольный возраст: проекты для детей. I. целевой раздел


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

Утверждаю:

Заведующая МДОУ «Детский сад №44»

Дегтярева Т. Н.

31.08.2017 г.

ПРОЕКТ

для детей старшей группы

«Умные игры»

Разработала: воспитатель Капралова Ольга Николаевна

Саранск 2016

Актуальность проекта.

Развитие математических представлений у дошкольников всегда является основой интеллектуального развития детей, а также способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Обучению дошкольников началам математики отводится важное место. На это существует много причин: огромное обилие информации; повышение внимания к компьютеризации; желание сделать процесс обучения более интенсивным, а также стремление родителей, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Главной целью, которая стоит на данный момент, считаю: вырастить детей, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни и принимать самостоятельные решения.

Основное место в жизни ребенка занимает игра, потому что это его основная деятельность. Игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Чтобы научить дошкольников любить математику, поддерживать у них постоянный интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески подходить к организации процесса обучения, а также использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Наиболее часто применяемые в практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала - это дидактические игры и игровые упражнения математического содержания. В процессе обучения дошкольников математике игра включается в занятие. Дидактические игры помогают в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в режимные моменты. Они развивают у детей логическое мышление, пространственные представления, упражняют детей в счете, вычислениях.

Работа по проекту будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий.

Цель проекта : формирование умственных способностей и математических представлений, развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта: расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП; учить планировать свои действия, предвидя результат; уметь классифицировать предметы и явления по определённому признаку; развивать сенсорные способы познания свойств и отношений, обследование, сопоставления, группировка, упорядочение, разделение; помочь освоению детьми исследовательских способов познания (воссоздания, преобразования, экспериментирования, моделирования); воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук.

Предполагаемые результаты : повышение уровня математических способностей воспитанников, знание определенного количества дидактических игр для данного возраста, внедрение инновационных технологий, создание математического уголка, активное взаимодействия с родителями, участие в изготовлении материалов к играм, повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития и возрастных особенностях математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Сроки реализации : учебный год.

Обеспечение проекта:

Программно-методическое обеспечение:

В.П. Новикова, Математика в детском саду

В.П. Новикова, Л.И.Тихонова Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях.

В.П. Новикова, Л.И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера.

Т.А. Шорыгина, Путешествие в цифроград.

Т.А. Шорыгина, Беседы о пространстве и времени.

З.А. Михайлова, Игровые занимательные задачи для дошкольников.

Материальная база:

Уголок математики.

Дидактические игры.

Наглядные материалы и пособия

Этапы реализации проекта:

Диагностический:

Подбор диагностического материала для детей. Проведение диагностики.

Подготовительный: изучение научной методической литературы по теме проекта. Подбор игр математического содержания.

План реализации:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

С детьми

С родителями

Сроки

Диагностика математических способностей детей

Цель: изучение проблемы.

Беседы на тему: «Какие игры тебе нравятся»

Цель: выявить интересы детей.

Консультация для родителей «Роль игры в подготовке к школе»

Сентябрь

Д/и «Чудесный мешочек», д/и «Узнай по описанию»

Цель: учить узнавать предметы по характерным признакам

Д/и «Встань там, где я скажу», д/и «Когда это бывает?»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени.

Оформление папки- передвижки «Математическая игротека»

Д/и «Живые цифры», д/и «Наоборот»

Цель: упражнять в счете в прямом и обратном порядке

Д/и «Пройди к флажку», д/и «Живая неделя»

Д/и «Чего не стало?», д/и «Что где находится?», д/и «Отгадай, где это?»

Цель: продолжать развивать способность концентрировать внимание.

Д/и «Сложи узор», «Монгольская игра».

Продолжать пополнять развивающую среду.

Д/и «Геометрическая мозаика», д/и «Назови скорей»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах

Д/и «Исправь ошибку», развивающая игра «Сложи квадрат».

Цель: продолжать развивать логическое мышление.

Конкурс «Придумай игру»

Цель: привлекать родителей к творческой деятельности.

Цель: закрепление счета

Д/и «Угадай, что изменилось», игра «Точечки», д/и «Составь узор»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, воображение, конструкторские способности.

Сделать папку-передвижку «Повторите с нами дома»

Д/и «Считай – не ошибись!», д/и «Помоги сосчитать»

Цель: упражнять в счете, закреплять умение проводить вычисления

Д/и «Где звенит колокольчик?»

Цель: Развивать логическое мышление.

Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий

Д/и «Пройди к флажку», д/и «Когда это бывает?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени

Игра «Танграм», Шашки.

Цель: развивать логическое мышление

Математический ринг «Кто умнее»

Цель: Закрепить весь пройденный материал

Повторная диагностика детей

Цель: оценка результатов работы.

Организация фотовыставки «В мире математики»

Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе» .

Цель : Повышение компетентности родителей в вопросах методов подготовки детей к школе .

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре , рисовании, конструировании , танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста . В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя . Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому , надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать , тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка : «Поиграй со мной, ну пожалуйста!» . И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе , благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка , удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, – пишет Б. В. Никитин. – Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок . И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе . В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка . И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель : он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности - играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника . Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника , то игры с правилами (дидактические игры ) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать) . Многие игры с правилами , например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Вывод : играя, ребенок , познает мир, у него формируются познавательные интересы, которые необходимы для обучения, ребенок учится взаимодействовать, общаться, развиваются его познавательные процессы.

Заметим, что, играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий :

Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры ;

Занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры , проявлять интерес к действиям ребенка ;

Во время игры дать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего;

Варьировать задания и правила игры , развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

Обязательно поощрять победителя игры .

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР с блоками Дьенеша.

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развитие интереса у детей к геометрическим фигурам и умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее.

Материал: Чудесный мешочек, набор геометрических фигур разного цвета.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что сегодня утром Вини – Пух, принес им «чудесный мешочек» с посланием:

Я – чудесненький мешочек

Вам, ребята, я дружочек,

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть!

Если вы, ребята отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в «мешочке».

А вот и загадки, которые Винни – Пух положил в мешочек:

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на кружку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его?

(Квадрат)

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочешь сам.

(Треугольник)

Дети рассматривают, что лежит в мешочке, достают фигуры, определяют их форму и цвет. Затем закрывают глаза, воспитатель прячет фигуры в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называя ее.

2. Дидактическая игра «Волшебные камни»

Цель: Расположение предметов «внутри» и «вне» круга.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша, обруч.

Ход игры:

Воспитатель:

Ребята, сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем.

Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.

Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т. д.

3. Дидактическая игра «Найди клад»

Цель: Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал: 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги («клады»).

Ход игры:

Перед детьми лежат 8 квадратных блоков:

4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый).

Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если неверно – «нет». Например, ведущий спрашивает:

Клад под синим блоком?

Нет, - отвечают дети.

Под красным?

Под большим?

Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет – продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют по форме и цвету, увеличивается их количество за счет присоединения фигур оставшегося цвета.

4. Дидактическая игра «Цветок»

Цель: Классификация блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой. В каждый обруч положить карточки – символы.

Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

5. Дидактическая игра «Домино»

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: Логические фигуры или блоки.

Ход игры:

В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками.

Игроки договариваются о правилах игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета.

Один из игроков делает первый ход – кладет на стол любую фигуру. Остальные по очереди выкладывают свои фигуры в соответствии с правилами.

Тот, кто первым выложит все фигуры, становится ведущим и делает первый ход в следующей игре. Правила игры меняются: ходить фигурами другой формы или другого размера.

6. Дидактическая игра «Засели домики»

Цель: Развитие классификационных умений.

Материал: Логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков

Ход игры:

Перед детьми таблиц. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города - фигуры никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).

Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры и в каких комнатах должны поселиться.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце дети проверяют и называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире, какие они.

Упражнения повторяются. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками, а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков).

7. Дидактическая игра «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»

Цель: Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал: Карточки с логическими таблицами (табл. 2, логические фигуры.

Ход игры:

Винни - Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом.

У какой фигуры в гостях Винни – Пух и Пятачок?

Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах. Установить, чем похожи эти ряды. А затем определить какой фигуры недостает.

Затем дети находят недостающие фигуры в другой дом. От поиска одной фигуры пере ходят к поиску двух недостающих фигур.

8. Дидактическая игра «Спрячь зайчика от лисы»

Цель: развитие классификационных умений (классификация по двум признакам: форма, цвет).

Материал: Карточки разного цвета и окнами разной формы с изображением зайчика, соответствующие им по цвету и размеру геометрические фигуры.

Ход игры:

Лисичка охотится за зайчиком, нужно подобрать дверцу в норку таким образом, чтобы лисичка не заметила зайчика.

Дети самостоятельно выбирают геометрическую фигуру, которая наиболее подходит к окошку на карточке.

9. Дидактическая игра «Загадки без слов»

Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Ход игры:

(Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки).

Воспитатель: Это загадки без слов.

Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры.

Дети ищут соответствующий блок, найдя, оставляют его себе. Тот, кто допускает ошибку остается без блока. Таким образом, предъявляются по одной различные карточки – свойства.

10. Дидактическая игра «Карусель»

Цель: Развитие классификационных умений по трем признакам: форма, цвет, величина.

Материал: Обруч с лентами, на концах которых пришиты геометрические фигуры разной формы, величины, цвета, билеты.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Но для этого нужно приобрести билеты. Дети покупают билеты (геометрические фигуры).

Дети самостоятельно выбирают блок, соотносят ее с геометрической фигурой, висящей на обруче.

11. Дидактическая игра «Угадай Фигуру»

Цель: Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Материал: Логические фигуры и два набора карточек – свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары.

Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер).

Затем дети карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера и правильно назвать ее свойство

Сначала в играх загадывается только одно какое – то свойство фигуры, затем два (например, размер и цвет, размер и форма или цвет и форма).

12. Дидактическая игра «Волшебные цветы»

Цель: Развитие классификационных умений; уточнение знаний о геометрической фигуре – круг. Классификация по одному признаку - цвет.

Материал: круги разного цвета, полоски, соответствующих цветов.

Ход игры:

На волшебном лугу выросли разноцветные цветы, но подул сильный ветер и перепутал все бутоны. Как же вернуть красоту лугу?

Дети самостоятельно подбирают круги к геометрической фигуре – кругу, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на несколько единиц.

Оборудование: карточки с цифрами или эмблемы цифр.

Ход игры: Каждый ребенок надевает на себя эмблему с цифрой, т. е. превращается в соответствующее ей число. Если детей много, можно выбрать судей, которые будут оценивать правильность выполнения заданий.

Варианты заданий: педагог предлагает детям - «цифрами» разместиться в возрастающем (или убывающем) порядке; показывает число одним из способов (на карточках фланелеграфа, с помощью игрушек, и т. д.) - к судьям выходит ребенок с соответствующей цифрой; показывает число, а выходит ребенок с цифрой на одну единицу больше или меньше; показывает число, а выходят дети с цифрами - «соседями»; предлагает каждому числу увеличиться на одну единицу и рассказать, каким числом он станет, какой цифрой обозначится (варианты - увеличиться на 2, 3, уменьшиться на 1, 2, 3);

Задания к игре Точечки

Задание №1. Разложить квадраты по цвету. Для этого высыпьте квадраты на стол, а малышу скажите: "Давай наведем порядок в квадратах!" (лучше на фоне какой-нибудь сказочной ситуации). Для этого надо:

а) перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки;

б) собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки;

в) разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. От маленьких, не умеющих считать, не надо добиваться никакого порядка, а наоборот надо похвалить, какие красивые цветные "дорожки" у них получились.

Задание №2. Разложить квадраты чуть-чуть по порядку. Предложите ребенку разложить квадраты по цвету - желтые, зеленые, красные (как в задании №1). Затем в каждом ряду найти квадраты без точек, положить их первыми слева и затем рядом квадраты с одной точкой. Квадраты, где нет точек ("ноль точек"), узнают даже не умеющие считать, поэтому такое задание как раз для малышей, которые знают только два "числа": "один" и "много".

Задание №3. Разложить красные квадраты по порядку. Постепенно малыш раскладывает правильно квадраты от нуля до двух точек, потом до три, четыре точки и т.д. Остальные квадраты пусть следуют в беспорядке, хотя иногда дети укладывают их примерно правильно, чувствуя интуитивно, "на глаз", где больше точек и где меньше.

Задание №4. Разложить все квадраты по порядку. Когда ваш ребенок освоит счет до десяти, то ему можно предложить разложить сначала первый красный ряд с точками, затем перейти к раскладыванию второго и третьего рядов одновременно.

Задание №5. Уберите предварительно из коробки желтый квадрат без точки и два зеленых квадрата (ноль и одна точка), и пусть ребенок ответит, сколько зеленых (красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду? В каком ряду их больше? Для этого надо разложить все квадраты по порядку, а потом только считать их.

Задание №6. Сколько точек на пяти первых зеленых квадратах (на пяти желтых, красных)? Сколько точек на шести, семи, восьми, девяти квадратах?

Задание №7. Какие квадраты нужно сложить по два вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по десять точек? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.) Какие квадраты надо сложить по два, чтобы получилось по девять точек в каждой паре квадратов?

Задание №8. Сколько всех квадратов в игре? Сначала можно спросить, сколько белых квадратов, затем сколько цветных, сколько квадратов каждого цвета.

Задание №9. Сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеленом)?

Чему равна сумма чисел на квадратах с числами?

Задание №10. Сколько точек в трех рядах квадратов?

Задание №11. Что одинакового в квадратах одного ряда? Такой вопрос можно задать после обычного "разложи по порядку" и отметить себе, что заметит ребенок из имеющейся в ряду общности. (Одинакова форма всех карточек - квадраты, размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках, порядок размещения точек на карточках - по кругу, по треугольнику, по линиям и др.). Что одинакового в карточках всех четырех рядов?

Задание №12. Можно ли разложить все цветные квадраты в стопки по десять точек в каждой? По девять точек в каждой? (Отложив в сторону лишь квадраты с десятью точками.) По пятнадцать точек в каждой? Сколько таких стопок получится?

Задание №13. Найти совпадения и различия.

а) Есть ли в игре два совершенно одинаковых квадрата?

б) Что различного в квадратах одного ряда?

в) Чем различаются квадраты с точками всех трех рядов? (Цветом каждого ряда, количеством точек в квадратах одного ряда, расположением точек на квадратах разных рядов и др.)

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Цель игры заключается в том, чтобы собирать из деталей танграма фигуры людей, животных, птиц, цифр, предметов…

Правила игры танграм:

  • В собранную фигуру должны входить все семь частей.

  • Части не должны налегать друг на друга.

  • Части должны примыкать друг к другу.

Монгольская игра – одна из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.

Игра способствует развитию

    образного мышления;

    воображения;

    комбинаторных способностей;

    формированию представлений о форме и размере;

    развивает операции мышления: анализ и синтез;

    учит сравнивать;

    развивает творчество;

    развивает смекалку и сообразительность;

    тренирует наблюдательность;

    способствует развитию интереса к интеллектуальной деятельности;

Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.


Игровая задача
Собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

Овладение игрой требует от ребёнка определённых навыков поэтому рекомендуется обучать детей игре в следующей последовательности:

1. Познакомить детей с игрой, рассказать об истории происхождения игры, рассмотреть все детали, образцы изображений.

2. Научить детей собирать в коробку квадрат по расчленённому образцу.

      1. Первый этап

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

      1. Второй этап

Через несколько уроков и игр с монгольской игрой, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру по расчленённому образцу. В этих заданиях нужно использовать все 11 элементов головоломки.

      1. Третий этап

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

Нина Румянцева
Проект для детей старшего дошкольного возраста «В гости к древним мастерам»

Проект для детей старшего дошкольного возраста .

Тема : «В гости к древним мастерам » .

Составили : воспитатели Румянцева Н. Ю., Удинская Е. И.

Участники : дети старшего возраста , воспитатели, родители.

Тип проекта : информационно - практико – ориентировочный.

Сроки реализации : краткосрочный, две недели : с15.01 -26.01.2018г.

Актуализация : Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведёт к обеднению его нравственно – патриотических чувств.

Цель проекта : развить у детей эстетический вкус , эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности.

Задачи проекта :

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;

Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;

Учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;

Продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;

Формы реализации :

Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

Рассматривание видов росписи;

Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Выполнение работ из глины;

Подвижные и малоподвижные народные игры;

Выставка детского творчества;

-работа с родителями :

Совместные работы с детьми;

Консультация для родителей;

Предполагаемый результат.

Развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;

Создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;

Умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;

-создание выставки : «Народно-прикладное искусство» .

1-ый этап. Подготовительный.

1. Ввести в игровую ситуацию :

сформулировать проблему;

определить задачи;

определить продукт проекта .

2. Подготовка демонстрационного материала для изучения темы, наглядно-дидактических пособий, изготовление шаблонов, трафаретов, глиняных игрушек, распечатывание изображений для разукрашивания.

3. Работа с родителями :

Консультация на тему : «Игрушка в жизни ребёнка. Требования к игрушке»

Организация выставки «Народно-прикладное творчество» .

2-ой этап. Основной.

Интеграция в образовательные области.

Познание : беседы на темы «Древние ремёсла на Руси » , «Знакомство с городецкой росписью» , просмотр презентаций о каргопольской игрушке, росписи посуды в стиле «Гжель» . Рассматривание фото и иллюстраций о русском народном творчестве : «Дымка» , «Золотая хохлома» , «Гжель» , «Городец» , «Жостово» , «Матрёшки» .

Речевое : чтение и заучивание потешек, пословиц и поговорок о труде, чтение стихов, сказок по теме.

Чтение художественной литературы : В. Крупин «Дымка» .

Л. Печникова «Матрёшка – подружка» , «Ванька-встанька» .

Е. Благинина «Пёстрый хоровод» .

«О хохломе» В. Боков; «Золотая хохлома» Н. Глазков, «Чаша» Ю.

П. Синявский «Есть в Подмосковье такое местечко» .

Русские народные песенки, потешки, пословицы.

Т. Дёмина «Голубая гжель» ; «Частушки о городце» И. Кодухина; Сказка «Чудо – птицы» Т. Тимофеева.

Художественное творчество :

Рисование : декоративное рисование на объёмной форме «Нарядные лошадки» (оформление вылепленных игрушек, роспись тарелочки (хохлома, декоративное рисование «Водоноски-франтихи» (дымковская роспись, декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Разделочная доска» , разукрашивание.

Лепка : «Лошадки» (по мотивам дымковской игрушки) .

Аппликация : «Кружка» (обрывная аппликация) в стиле гжель.

Физическое развитие : Подвижные игры :

«Горелки» , «Гори-гори ясно» .

Народная игра – хоровод «На горе-то калина» .

«Ворон» , «Подсолнухи» , «Весёлые ребята» .

Социализация : Дидактические игры :

«Назови дружную семью матрёшки» .

«Продолжи узор» .

«Собери гжельскую розу» .

«Угадай, какая роспись?»

«Составь узор» .

«Найди свой элемент» .

«Дорисуй» .

«Продолжи роспись» .

«Узнай узор по знакомым элементам» .

Сюжетно-ролевая игра :

«Магазин промыслов» .

Настольно-печатные игры :

«Домино» .

«Народные промыслы» .

3-ий этап. Заключительный.

1. Выставка рисунков и поделок по теме проекта .

2. Выставка экспонатов на тему «Народно- прикладное творчество» .

3. Презентация проекта «В гости к древним мастерам » (в электронном виде) для родителей.

Результативность.

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству, у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров , узнали, откуда пришли к нам забавные игрушки. По окончании данного проекта у детей развились такие качества как : эстетический вкус, умение узнавать предметы народных мастеров , умение создавать рисунок, используя цветовые сочетания. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции.

Проект позволил расширить и углубить знания, и использовать приобретённые навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности. Знакомство с произведениями народных мастеров , с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей .

Используемая литература :

1. Вершинина Н, Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. /Дошкольное воспитание . 2004, №6.

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006 г.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008 г.

4. «Декоративно-прикладное искусство детям» Д/в. № 3, 1997 г.

5. Л. О. Тимофеева и др. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.

6. И. А. Лыкова Изодеятельность в детском саду. Старшая группа .

7. Интернет сайт МААМ. РУ.

Публикации по теме:

«В гости к сказке». Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста В гости к сказке. Сценарий Новогоднего утренника для старшего дошкольного возраста. Дети входят в зал, встают вокруг ёлки. 1. Собрались.

Интегрированная НОД для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Морозу-Ивановичу» Интегрированный НОД (аппликация, математика) Тема: «В гости к Морозу - Ивановичу». Цели: Математика: Закрепить знания детей.

Исследовательский проект в ДОУ. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Телефон» Воспитатель Зайцева Наталья Ивановна Вид проекта - Исследовательско-познавательный, эксперимент Участники - Воспитатель, дети Продолжительность.

Конспект НОД в ОО «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста «Лесные гости» Цель: Закрепить умение детей отгадывать и составлять загадки-описания о деревьях, называть их характерные признаки, использовать различные.

Актуальность.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, мордвины, армяне, азербайджанцы, башкиры, евреи, казахи, корейцы, немцы, поляки, таджики, украинцы, цыгане и т. д, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д.

И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Проект построен на следующих принципах:

1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

2. Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

3. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.

4. Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.

Цель проекта – вызвать толерантное отношение детей разных национальностей, проживающих в нашем городе.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить ребят с особенностями культур разных народов, живущих бок о бок в нашем городе, познакомить с их обычаями, традициями, фольклором.

Воспитательные: способствовать развитию здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота; воспитывать у детей чувство толерантности, уважать культуру и традиции своего и других народов

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, креативное мышление, пополнить словарь детей словами , принадлежащих разным народам.

Тип проекта:

Исследовательский
- групповой
- средней продолжительности (1,5 месяца)

Участники проекта:

Дети
- родители
- воспитатели
- музыкальный руководитель
- Библиотека филиал №3
- инструктор по физвоспитанию
- татарский ансамбль «Туган тел»
- чувашский коллектив «Сувар»

Прогнозируемый результат:

Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознавщую культуру и традиции народов, нашего многонационального города, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Этапы работы над проектом

Литература:

1. Д/в №4 2000г.
2. Д/в №40 2000г.
3. Д/в №39 2000г.
4. Журнал «Воспитатель» №3 2007г.
5. Журнал «Воспитатель №4 2009г.
6. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Родной край».
7. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Наша Родина».
8. «Русский дом» (Самара 2000).
9. Г.Н. Данилина «Дошкольникам об истории и культуре России» (Москва 2003).
10. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Детские народные подвижные игры» (Москва 1995).
11. Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (Москва 2004).
12. Л. А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» (Москва 2010).
13. А. Я. Ветохина…» Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (Санкт –Петербург 2010).
14. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (Москва 2008).
15. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (Москва 2002).
16. Н. П.Саккулина, Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» (Москва 1982).
17. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» (Москва 2007).
18. З.А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» (Москва 1986).
19. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» (Москва 2009).
20. Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» (Москва 2006).
21. Н.С. Голицина «Перспективное планирование воспитательно–образовательного процесса в дошкольном учреждении» (Скрипторий 2010).

Чтобы из любой ситуации дети в старшем дошкольном возрасте смогли найти приемлемый выход, основы раннего развития незаменимы. В современном мире человек должен чувствовать себя востребованным, уметь реализовать все свои способности. Лучше, если дети научатся многому при посещении детского сада. Самостоятельность, навыки проведения даже простейших исследований, познание окружающего мира – ко всему этому дети должны проявлять внимание. Но как пробудить в них желание мыслить и действовать? На это направлены разнообразные игры, которые прививают ребенку модели необходимого поведения и личностные характеристики современного человека.

Основы продуктивного обучения

Обучение детей старшего дошкольного возраста особенно важно, поскольку в этот период идет интенсивное развитие личности. Если будут заложены необходимые основы, дальнейшая деятельность ребенка станет базой для самообучения и естественного развития. Работы над проектом заинтересуют детей и помогут выразить все творческие задумки. Как только дети младшего возраста начнут с практической стороны познавать разнообразие мира и его объектов, появится естественный интерес. Каждый этап приблизит мышление ребенка к идеям экспериментирования и самостоятельного познания мира.

Именно ради основ свободного экспериментирования, педагогам важно информировать родственников ребенка о важности процесса проектирования. Каждая консультация для родителей должна быть направлена на возможность неограниченного следования вперед по пути познания.

Если педагог отвечает на любой вопрос почемучки, то большинство мам или пап в некоторых случаях просто отмахиваются от пытливого малыша, мотивируя свой поступок нехваткой времени. Но именно такое отношение делает детей этого возраста безразличными к окружающему. Вопросы, которые задает ребенок старшего дошкольного возраста, рождаются не из простого любопытства, а в ходе долгой мыслительной деятельности. Метод самореализации детей основан не только на занятиях в группе детского сада, он происходит при интенсивном включении в этот процесс родителей.

Важно не просто отвечать на вопросы ребенка, но и просить его самого описать увиденный предмет, его свойства, сочинить историю его происхождения и составить проект исследования его свойств. Не стоит забывать о посещении цирка, музеев, театров, зоопарков. Познавательной будет экскурсия в типографию.

Нельзя убивать любознательность детей, даже если они проявляют чрезмерное внимание к каким-либо предметам или сфере деятельности. Занятия над проектом важно направлять на формирование удетей желания постоянно узнавать что-то новое о любом событии.

Преподнося материал маленькому почемучке, педагоги намеренно создают такие ситуации, при которых возникает некая проблема, а решение ее возлагают на ребенка. Часто это дело не занимает много времени, но в некоторых случаях требует детального осмысления и вмешательства взрослых.

В качестве материалов для исследований педагоги выбирают не только игры, но и весь спектр приспособлений, направленных на осуществление познавательной деятельности.

Среди них:

  • Ткани разного свойства и цветов.
  • Бумагу.
  • Элементарные приборы, с которыми каждый человек сталкивается в повседневности или модели нужных в быту вещей.
  • Природные материалы (глина, камень, песок).
  • Подручные материалы, помогающие человеку в его жизнедеятельности.

Метод интенсивного ориентирования мыслительной деятельности малыша предполагает создание уголка экспериментирования и в домашних условиях.

Экспериментальная лаборатория дома

Занятия дома и работы над проектом предполагают простые опыты в любом направлении. Усилий и финансов для этого много не надо. Важно желание, фантазия, элементарные знания законов физики и навыки работы с малышами.

Ванная. Здесь можно организовать массу экспериментов, начиная от изучения жизни водоплавающих, до испытания простейшего устройства для плавания или технического средства для передвижения по воде. Средствами эксперимента могут стать:

  • Сахар
  • Природный материал
  • Бумага

Кухня – территория массы экспериментов. Тут деятельность направлена на культуру приготовления еды, напитков. Опасные предметы и приспособления ребенку давать не стоит, а просто научить его элементарным навыкам мытья посуды или смешивания ингредиентов, можно.

Создать проект самостоятельно

Во время работы над проектом желательно давать возможность малышу мыслить самостоятельно. К примеру, во время работы над картиной или поделкой, вдруг закончился краситель. Но канцелярские магазины уже закрыты, а дома нужной краски нет. Здесь нужно применить метод концентрации внимания малыша на проблеме и попытаться вывести его на самостоятельное решение. Так же поступает и воспитатель в детском саду. Только перед ним целая группа детей, у каждого из которых свое мышление, уровень развития и логика. Тем интереснее. В группе детского сада малыши познают окружающий мир полнее и продуктивнее.

Широко применим метод проб и ошибок. Не стоит ругать малыша за оплошность, неловкость, действия по незнанию. Труд над проектом – это масса интересных этапов и преодоление довольно сложных ступеней познания.

В группе детского возраста творческий или другой проект делается по-иному, а дома в руках родителей деятельность может растянуться надолго. Это не влияет пагубно на развитие малыша. Главное, чтобы в процессе реализации идей, не было препятствий.

Проект для младшей группы

Для группы детского сада методист или воспитатель разрабатывает программу, по которой с малышами будут заниматься другие воспитатели или специальные педагоги. Часто за такую работу берется и руководитель кружка. Для начала необходимо определить цели проекта. Главная из них – тяга детей к познаниям любого плана, в каждой из сфер жизнедеятельности. Особенно это актуально для младшего возраста малышей, когда наибольшее влияние на мышление, воображение и восприятие мира, оказывает экспериментальная деятельность.

В числе задач:

  • Поиск проблем и их решение.
  • Постоянная тяга детей к познаниям.
  • Развитие таких навыков, как умение анализировать ситуации, классифицировать предметы, сравнивать и обобщать материал.
  • Умение делать умозаключения, выводы, подытоживать результаты исследований. Все это достигается в ходе обсуждения ситуаций с детьми.
  • Предоставление детям информации о способах получения данных в процессе исследований и их интерпретация.
  • Деятельность, направленная на понимание ребенком окружающего мира, любовь к природе, желание оберегать все живое.

Реализация каждого проекта проходит несколько этапов. Первая часть посвящена введению детей в курс дела, передаче нужной информации, определению темы, обсуждению деталей. Следующая ступень – организация процесса экспериментирования.

Педагог подробно рассказывает о том, что необходимо получить в итоге, к чему нужно стремиться при реализации проекта, распределяет «роли» между ребятами. Такой метод очень действенен, поскольку формирует у малышей правильное понимание и восприятие действий в группе.

Следующий шаг – сам период познания в ходе опыта. Четвертая ступень – заключительный этап. В ходе него материал обобщается, делаются выводы и прогнозы. В финале обязательно нужно похвалить каждого малыша, даже если кто-то и не принимал активного участия в процессе. Метод «пряника» не менее действенен, чем его аналог с применением «кнута». В ходе эксперимента, как в детском саду, так и дома, детей не следует ни за что наказывать. Даже если ребенок вел себя не вполне корректно. Это полностью отбивает тягу к любому виду обучения, это касается и младшего возраста, и детей постарше.

Любой проект необходимо построить на игровых компонентах. В детском саду малыши привыкли развлекаться. Воспитателю необходимо помогать участникам воплощения проекта на каждом этапе, но интенсивно вмешиваться в дело педагог не должен. Желательно, чтобы до каждого вывода дети додумывались сами. Такая деятельность наиболее оптимальный, приемлемый и поддерживаемый мировым сообществом ученых, вариант на каждом этапе познания.

По итогам воплощения проекта желательно сделать презентацию. Эта задача ложится на плечи воспитателя. Метод, которым воспользуется старший помощник, можно выбрать любой. Главное, чтобы в результате дети младшего возраста запомнили наиболее важные этапы применения проекта. В процессе подготовки презентации они должны участвовать, чтобы преподнесенный ими материал отложился в памяти и мог в любое время быть воспроизведен.

Методисты привыкли классифицировать проекты, которые имеют место в детсаду:

  • Разделение по темам из любой сферы жизни.
  • Ранжирование материала по количеству участников-исполнителей.
  • Разделение по срокам воплощения основных идей проекта.
  • Разделение по сложности воплощения.

По тематике проекты бывают творческие, сугубо исследовательские, только лишь игровые и информационные. В основе каждого стоит свой метод применения на практике.

На последнем этапе важна и оценка результатов. Каждый исполнитель должен знать, что в его действиях было правильным, а над чем следует еще поработать. Желательно, чтобы к этому процессу подключились все методические сотрудники дошкольного учреждения.

Это необходимо для обмена опытом, получения свежих мыслей и идей, адекватной и объективной оценки результатов. Для каждого детского учреждения характерны свои основы применения на практике тех или иных методик воплощения проектов. Главное, чтобы в результате каждый малыш научился мыслить по-новому.

Образовательный проект в детском саду "Делу - время, потехе - час"

Пигалкина Юлия Сергеевна, воспитатель СП «Детский сад №70» ГБОУ ООШ №23 г.Сызрань
Описание работы: данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений детей о времени. Проект полезен для воспитателей детский садов, а также учителей начальных классов.
Вид проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный, месяц
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Актуальность темы: наша жизнь тесно связана со временем, с умением распределять и беречь его. У детей дошкольного возраста складываются неточные и неполные представления о времени, о необходимости им дорожить. Заучивание названий и последовательности времен года, дней недели, названий месяцев носит формальный характер и не отображает понятие длительности, необратимости времени.
Проблема: проблема определения времени актуальна для человечества на протяжении всей его жизни, и с этим человек сталкивается ежедневно. Несмотря на то, что время идет само, независимо от того, хотим мы этого или не хотим.
Цель проекта: формирование представлений детей о времени и его ценности.
Задачи проекта:
« Познавательное развитие»:
1.Сформировать понятие «время».
2.Показать значение времени в жизни человека.
3. Продолжать формировать представление о режиме дня.
«Речевое развитие»:
1. Продолжать формировать умение вести беседу.
2. Закрепить умение составлять рассказы по картинкам.
3. Закрепить умение составлять рассказы из собственного опыта на тему «Мой
день»
«Художественно-эстетическое развитие»:
1.Продолжать знакомить с пословицами, поговорками, стихами по теме проекта.
2. Продолжать формировать умение слушать художественные произведения, отвечать на вопросы по прочитанному;
3.Закрепить умение рисовать на заданную тему.
4. Приобщать детей к музыкальной культуре, продолжать формировать умение слушать песни, отвечать на вопросы по услышанному, делать выводы.
«Социально-коммуникативное развитие»
1. Продолжать формировать умение общаться друг с другом в совместной деятельности.
Формы организации проекта:
1. Беседы.
2. Дидактические, речевые, подвижные игры.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Рисование.
5. Подбор информации по теме проекта.

6.Составление рассказов из личного опыта и по сюжетным картинкам.
7.Ситуативные беседы.
8. Проблемные ситуации.
9. Чтение художественной литературы.
10. Слушание музыкальных произведений.
11.Отгадывание загадок.
12. Просмотр презентации.
13. ОД «Делу – время, потехе – час».
14. Консультации для родителей
Материалы и оборудование: Г.Рогинская «Книжка – часы: Минутка», Е. Карганова «Твои первые часы. Который час?», Б.Лема «Тик-так. Изучаем часы. Ориентируемся во времени», «Солнечные ступеньки. Знакомство со временем», интернет – ресурсы, презентация «Путешествие в прошлое часов», мультимедийное оборудование; картон, клей, ножницы, альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
1. Определение целей и задач.
2.Изучение методической литературы.
3.Подбор литературы по теме проекта.
4.Выбор форм работы с детьми и родителями.
5.Составление плана работы.
II этап – основной (практический):
1. Проведение бесед.
2.Дидактические и речевые игры
3. Выставка детских рисунков.
4. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
5. Чтение художественной литературы.
6. Отгадывание загадок.
7. Слушание песен по теме проекта.
8.Просмотр презентации.
9.Ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций.
10. Консультации для родителей.
III этап - заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. ОД «Делу - время, потехе – час»
По окончании проекта «Делу – время, потехе - час» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в режимных моментах и в организации самостоятельной деятельности детей, а так же в работе с родителями, так как данная проблема является актуальной в современном мире.
Работа с родителями: подбор информации по теме проекта, консультации для родителей «Как организовать время своего ребенка» «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста», памятка режима дня дошкольника, мини-библиотека книг по теме проекта.
Схема проекта
Социально-коммуникативное развитие
-Подбор информации по теме проекта.
-Беседа «Как организовать свое время»
-Изготовление альбома «Делу – время, потехе – час»
-Составление режима дня
-Проблемная ситуация «Что бы было, если бы не было часов?»
-С/р игра «Семья»
-Познавательное развитие Рассматривание циферблата часов, его частей
-Просмотр презентации «Путешествие в прошлое часов»
-Д/игры «Который час?», «Покажи время», «Ходят стрелочки по кругу», «Вчера, сегодня, завтра»
-Экспериментальная деятельность «Как наступает ночь»
-Презентация проекта ОД «Делу - время, потехе – час»
Речевое развитие
-Рассматривание сюжетных картинок по теме проекта
-Составление рассказов «Мой день»
-Беседа «Время. Его значение в нашей жизни»
-Д/игра «Что сначала, что потом», «Когда это бывает?»
Художественно - эстетическое развитие
-Чтение сказки Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
-Чтение Т. И. Ерофеева «Девочка и время»
-Подбор пословиц, поговорок, загадок, стихов о времени.
-Отгадывание загадок о времени.
-Прослушивание «Песня об обиженном времени» (из дискоспектакля «Алиса в стране чудес»)
-Рисование иллюстраций к песне, подбор рисунков о времени.
-Рисование на тему «Мое любимое время суток»
-Изготовление циферблата часов.
Физическое развитие
-П/игра «День-ночь»
Ожидаемые результаты.
Дети: У воспитанников сформируются представления о времени, желание его беречь.
Родители: Формирование активной жизненной позиции в желании и стремлении правильно организовывать свое время и время своего ребенка









2024 © rukaraoke.ru.