Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Нетрадиционные техники рисования. Проектная деятельность, как средство художественно – эстетического развития дошкольника проект (группа) на тему Проект по художественно эстетическому воспит


Тип проекта: Творческий, практический, познавательный.

Руководитель: Шмакова Т.В.

Кадры: воспитатель, помощник воспитателя.

Район, город, представляющий проект: Серебряно-Прудский район, п. Серебряные Пруды

Адрес организации: Московская область, Серебряно-Прудский район, п. Серебряные Пруды, м-он Юбилейный, д. 12.

Место проведения: МДОУ «ЦРР - детский сад №2 «Солнышко»

Срок реализации проекта: с октября 2017 г. по май 2018 г.

Количество участников проекта: 28 детей, 1 воспитатель, 1 помощник воспитателя, родители детей.

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Форма проведения: дневная

Свободная деятельность

Режимные моменты: утренние и вечерние часы.

Цель проекта:

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности детей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи по обучению технике работы по ручному труду:

  1. Сформировать у детей интерес к видам труда.
  2. Познакомить со свойствами материалов.
  3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы.
  4. Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.
  5. Развивать общую ручную умелость.
  6. Координировать работу глаз и обеих рук.
  7. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.
  8. Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити, салфетки и т. д.)
  9. Начиная с простейших поделок, постепенно осваивать более сложные приёмы работы с различными материалами, подвести к созданию работ по собственному замыслу.

Задачи по сенсорному воспитанию:

  1. Повышать сенсорную чувствительность.
  2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.

Задачи по развитию речи:

  1. Формировать речевую деятельность.
  2. Развивать диалогическую речь.
  3. Активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства.
  4. Называть материалы, используемые для работы.
  5. Активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы.

Задачи по эстетическому воспитанию:

  1. Учить создавать выразительные образы.
  2. Развивать умение подбирать цвета.
  3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.
  4. Формировать композиционные навыки.

Задачи по нравственному воспитанию:

  1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.
  2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность.
  3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.
  4. Развивать желание детей сделать приятное для родителей.
  5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.

Этапы проведения работы:

1 этап. Подготовительный: Составление плана работы, подбор материала (конспекты занятий, материал для занятий)

2 этап. Практический этап: Занятия по плану работы.

3 этап. Заключительный: Подготовка плаката на тему «Вот какие мы таланты» (фото отчет с занятий).

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

  • беседы с детьми;
  • наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности;
  • рассматривание созданных поделок;
  • беседы с родителями;

Прогнозируемый результат:

  1. Овладение различными приемами преобразования материалов.
  2. Освоение обобщенных способов работы.
  3. Развитие конструктивных, познавательных, творческих способностей.
  4. Развитие положительного отношения к труду.
  5. Работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию.

Оформление выставки работ «Наши умелые ручки»

Награждение родителей, активно помогавших в реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Умение находить новые способы для художественного изображения;

Овладеть умениями и навыками правильного выполнения работы, соблюдая алгоритм и технику безопасности работы;

Работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию.

Актуальность проекта:

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Федеральные государственные образовательные стандарты подтверждают, что художественно-эстетическое развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, раннее развитие их творческих способностей.

Мне бы хотелось, чтобы дети обладали хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью, были коммуникабельными. Развитию всех этих качеств способствует ручной труд. Бумага, бросовый, природный материал - всё это привлекает внимание детей, вызывает желание создавать поделки. Ручной труд развивает мелкую моторику руки, приучает к терпению и упорству, создаёт благоприятный эмоциональный настрой, позволяет каждому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

Ручное творчество - вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза (сенсорика). Изготовляя поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Проект «Умелые ручки» направлен на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов в образовательной области «художественно-эстетическое развитие», создание образовательного пространства саморазвития личности, социокультурной среды, создающей оптимальные условия для развития детского творчества.

Список детей старшей группы:

  1. Аниконов Арсений
  2. Семёнова Валерия
  3. Ломова Мария
  4. Мигунова Стефания
  5. Алясев Семён
  6. Соловьёва Маргарита
  7. Соболева Алина
  8. Кунин Виктор
  9. Анисимова Ангелина
  10. Медвидь Иван
  11. Пазлудинов Мухаммад
  12. Корнишина Алёна
  13. Роднов Варфоломей
  14. Смирнова Анастасия
  15. Абдрахманова Арина
  16. Арефьев Денис
  17. Антонов Саша
  18. Циммерман Софья
  19. Миронова Лада
  20. Птицына Лада
  21. Оленин Даниил
  22. Букатов Михаил
  23. Астахов Михаил
  24. Колганова Софья
  25. Тесликова Маргарита
  26. Танин Денис
  27. Хохлова Маргарита
  28. Абдуллаева Кистаман

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Консультация « Умные поделки».
  2. Совместная выставка родителей и детей «В стране сказок» (сказочные герои, сделанные из бросового и природного материала).
  3. Совместная выставка детей и родителей «Парад снеговиков».
  4. Итоговая выставка «Наши умелые ручки».

Материал для работы с детьми

  1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющаяся, обёрточная, обои).
  2. Картон (однослойный и многослойный).
  3. Природный материал (шишки, жёлуди, ракушки, листья, ветки, соломка, береста…)
  4. Бросовый материал (бутылочки, коробки…)
  5. Нитки (простые, капроновые, шерстяные, шпагат)
  6. Леска
  7. Пуговицы
  8. Скотч
  9. Лоскутки ткани
  10. Цветной бисер
  11. Проволока

Приемы и методы используемые в проектной деятельности:

  1. Эмоциональный настрой - использование музыкальных произведений.
  2. Практические - упражнения, игры.
  3. Словесные методы - рассказы, беседы, художественное слово, драматизация, словесные приемы - объяснение, пояснение.
  4. Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели - развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Принципы построения педагогического процесса:

  1. От простого к сложному.
  2. Системность работ.
  3. Принцип тематических циклов.
  4. Индивидуального подхода.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

  1. Начало занятия - сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
  2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
  3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
  4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
  5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
  6. Самостоятельное изготовление поделки.
  7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
  8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Изученная литература:

  1. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей» И.А.Лыкова.
  2. «Мастерим, размышляем, растём» И.М.Конышева
  3. «Сто поделок из ненужных вещей» Е.Е.Цамуталина
  4. «Твоя маленькая мастерская» Г.А.Чернуха
  5. «Поделки из шишек» Г.И. Перевертень
  6. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок» В.С.Горичёва
  7. Статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч».
  8. «Развитие художественных способностей дошкольников» Т.С. Комаров

План работы:

Октябрь

1 неделя: Тема: . «Осень золотая!»
Задачи: Формировать умение работать с цветной бумагой. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски цветной бумаги жёлтого и оранжевого цветов шириной 1 см. Цветная бумага коричневого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка.

2 неделя: Тема: «Мой сказочный мир!» (аппликация из ткани)

Задачи: Формировать умение изготавливать апликацию из ткани. Закрепить технику работы с тканью. Развивать воображение, мелкую моторику.
Материал: Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Лоскутки ткани разного цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка.

3 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Корзина грибов».
Задачи: Формировать умение изготавливать поделки из бумаги. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к занятию.
Материал: Готовое изображение плетеной корзинки. Полоски цветной бумаги длиной 20-30 см белого цвета для ножек грибов, полоски коричневого и оранжевого цветов длиной 10-15 см. Клей ПВА, кисти, клеенка.


Тема: «Горные вершины» (рисование манкой)
Задачи: Учить использовать в творчестве манку. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Тонированный лист бумаги формата А3, манка, гуашь, кисти, вода, ПВА.

Ноябрь

1 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Флаг России».
Задачи: Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, клей ПВА, кисти. Салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.

2 неделя: Тема: «Аквариум» (пластилинография)

Задачи: Формировать умение детей изображать картинку техникой пластилинография. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук.
Материал: Лист картона, пластилин, стека.

3 неделя: Тема: «Машина».
Задачи: Формировать умение работать с разным материалом (спичечными коробками). Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Цветная бумага, спичечные коробки по 3 штуки каждому ребенку, клей ПВА, кисточки, клеенка.

4 неделя: Тема: .«Матрёшка» (пластилинография)
Задачи: Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.
Материал: лист картона с трафаретом, пластилин.

Декабрь

1 неделя: Тема: «Ветка рябины».
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом (салфеткой), планировать свою работу. Закрепить приметы зимы. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: картон, трафарет, салфетка белая, красная, клей ПВА, кисть, клеенка.

2 неделя: «Мастерская Деда Мороза»(изготовление ёлочных игрушек)
Задачи: Формировать умение детей работать с бумагой. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: цветная бумага, клей.

3 неделя: Тема: «Снежинка».
Задачи: Учить детей работать с разным материалом (манкой). Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

4 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Елочка пожеланий».
Задачи: Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата.

Январь

2 неделя: Тема: «Рождественский подарок. Ангелочек».
Задачи: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.
Материал: картон, ватные диски, ножницы, клей ПВА, салфетка, клеенка.

3 неделя: Тема: «Овечка».
Задачи: Учить правилам безопасной работы с клеем, ватой палочки. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, ватные палочки, ножницы.

4 неделя: Тема: «Жираф».
Задачи: Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей ПВА, кисть, пшено.

Февраль

1 неделя: Тема: «В царстве рыб».
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом, дискам. Закрепить правила безопасной работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать композиционные умения, глазомер, чувство пропорций. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Цветная бумага, клей ПВА, кисточка, ножницы, салфетка, клеенка.

2 неделя: Тема: «Плот».
Задачи: Совершенствовать навыки работы с различным материалом (пробкой, ткани, зубочисткой, резинки). Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность.
Материал: пластиковые пробки (или обычные- из пробкового дерева), резинки, деревянные зубочистки, кусочек полной ткани.

3 неделя: Тема: «Фоторамка для папы».
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.
Материал: картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета.

4 неделя: Тема: «Подкова для дома»
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание

делать поделки своими руками.
Материал: пластилин, стека.

Март

1 неделя: Тема: «Веточка мимозы».
Задачи: Закрепить умение работать с салфеткой, скручивать шарики одного размера. Продолжать учить совместными усилиями создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию.
Материал: Тонированный лист бумаги формата А3. Крепированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка, ножницы, салфетка желтого цвета.

2 неделя: Тема: «Мебель для кукол».
Задачи: Закрепить умение работать разным материалом (спичечными коробками) Учить планировать ход выполнения работы. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.
Материал: спичечные коробки, клей ПВА, кусочки ткани.

3 неделя: Тема: «Одежда».
Задачи: Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Трафарет, крупы, клей ПВА, кисти, клеенка, салфетки.

4 неделя: Тема: «Мороженное».
Задачи: Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с различным материалом. Закрепить правилам безопасной работы с клеем, ватой, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Картон, трафарет, клей ПВА, кисточка, клеенка, салфетка, крупы, вата.

Апрель

1 неделя: Тема: «Ласточка»
Задачи: Учить детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: бумага белого цвета, бумага черного цвета, трафарет, клей ПВА кисть.

2 неделя: Тема: «Летающая тарелка»
Задачи: Формировать умение планировать свою работу. Развивать творческую фантазию детей, ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Одноразовые тарелки, цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть, салфетки, клеенка.

3 неделя: Тема: «Медведь».
Задачи: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: трафарет, пшено, клей ПВА, кисть, салфетка, клеенка.

4 неделя: Тема: «Цветы»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.

Май

1 неделя: Тема: «Открытка для ветеранов»
Задачи: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.

2 неделя: Тема: «Бабочка»
Задачи: Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.

3 — 4 неделя Диагностика Выставка работ.

"Пальчиковая гимнастика".

«ДОЖДИК»

Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками.

Левая начинает с мизинца, пра вая—

с большого пальца.)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу

паль чиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и

указательным пальчиками

А куда ему спешить? обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!» кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)

— Ох! (Один хлопок.)

И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.)

Газон засох.

«ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками

Хозяйка с базара домой принесла по столу.)

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу.

Ох!.. (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе — (Попеременные удары

Кто лучше, вкусней и нужней на земле, кулачками и ладонями.)

Картошка? (Загибают пальчики.)

Морковка?

Петрушка иль свекла?

Ох! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром ладони

И ножиком этим крошить начала по столу.)

Картошку, (Загибают по одному паль чику.)

Морковку,

Петрушку и свеклу.

Ох! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают

Кипели, кипели в крутом кипятке крест-накрест на столе.)

Картошка, (Загибают по одному паль чику.)

Морковка,

Петрушка и свекла.

Ох! (Хлопок.)

И суп овощной оказался не плох! (Показывают большой палец.)

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Как у нашей кошки (Загибают на обеих руках пальчики,

На ногах сапожки. по одному, начи ная с больших.)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так, («Шагают» по столу указа тельным

Вот так, и средним пальца ми обеих рук.)

Новые кроссовки.

«ПИРОГ»

Падал снег на порог. (Дети два раза медленно

опускают ла дони на стол.)

Кот слепил себе пирог. (Показы вают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки (Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега — из мук.

БУРЕНУШКА»

Дай молочка, Буренушка, (Дети показывают, как доят

Хоть капельку — на донышке. корову.)

Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из

Малые ребятки. пальчиков.)

Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному паль-

Творогу немножечко, чику на обеих руках.)

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье (Снова «доят».)

Молоко коровье.

«НАША ГРУППА»

В нашей группе все друзья. (Дети ритмично стучат

кулачками по столу.)

Самый младший — это я. (Разжимают кулачки,

Это Маша, начиная с ми зинчика.)

Это Саша,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12, город Алейск

Проект по художественно – эстетическому развитию для группы индивидуальной подготовки МБДОУ детский сад №12

Воспитатель МБДОУ детский сад №12

Целеполагание

В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного воспитания, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В.А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка развиваются в процессе общения с разными материалами.

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является работа с бумагой. Поэтому появилась потребность в создании этого проекта.

Цель проекта

Создание условий для развития ручной умелости у дошкольников через укрепление мелкой моторики рук и организацию совместного творчества детей и взрослых.

    Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

    Обучать основным приемам в аппликационной технике, умение работать ножницами;

    Обучать работать на заданном пространстве;

    Обогащать сенсорные впечатления;

    Развивать мелкую моторику, координацию движений;

    Развивать речевые навыки;

    Развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;

    Воспитывать аккуратность в работе с бумагой;

    Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

Срок реализации – 9 месяцев.

Предполагаемые итоги

    Умение детей самостоятельно создавать задуманное и доводить начатое до конца;

    Умение детей самостоятельно планировать работу и анализировать результаты своей работы;

    Умение работать с бумагой, ножницами, клеем;

    Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Формы и методы

    Игра, загадка, сказка, беседа;

    Рассматривание иллюстраций;

    Показ образца выполнения последовательности работы.

Перспективный план кружка «Мастерилки»

Сентябрь – полоски

    Волшебные свойства бумаги;

    Фантазии с листом бумаги;

    Полоска превращается в капельку;

    Полоска превращается в колечко.

Октябрь - из гармошки и кругов

    Цветок на «День пожилого человека»;

    Лягушка из кругов;

    Черепаха из кругов;

    Красная шапочка.

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Ноябрь – из кругов

    Птица на ветке;

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Декабрь – из ладошек

    Дед мороз;

    Снеговик;

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Январь – гармошка

    Осьминожка;

    Божья коровка;

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

    Валентинка;

    Открытка папе;

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Март – на ладошках

    Подснежники;

  1. Сердечко;

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Апрель – гармошка

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Май – из руки

  1. Осьминожка;

    Человечек.

Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.

Проект художественно – эстетической направленности: «Книга русских народных сказок»

Воспитатель: Сорокань Виктория Александровна

МБОУ СОШ №3 г. Сураж

описание проекта художественно – эстетической направленности "Книга русских народных сказок "

Сказки на Руси известны с очень древних времен. В древней письменности уже встречаются сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Сегодня, совсем как в 60-е годы двадцатого века модно рассуждать о пользе и вреде сказки, как материала для детского чтения. Многих, особенно родителей, смущает, что сказка приводит к искаженному мировосприятию, неправильной (с точки зрения взрослого) оценке происходящих событий, приучает к излишней идеализации окружающего, безгранично развивает фантазию, а также загромождает память ненужными фактами. Но пока взрослые спорят, есть ли вред, к примеру, от Емели из сказки "По - щучьему веленью, по - моему хотенью" или от Иванушки - дурачка, дети с удовольствием читают и слушают народные и не только сказки.

А взрослым я хотела бы посоветовать, не мудрствовать особо, а вспомнить, что сказки - это наша с вами культура. И ничего нет хуже, чем человек, не помнящий своих корней. Ну а насчет вреда от сказок, насчет того, что дети вырастут неприспособленными к этому жесткому миру. Полноте! Не стоит недооценивать наших детей. Посмотрите, какие они у нас умные. Так что не лишайте их детства. Пусть они читают сказки и слушают аудио сказки, учат замечательные песенки для детей и пока они дети - пусть остаются детьми!

Проблема проекта: Как часто вы читаете детям книги? Каждый день, раз в неделю? Сейчас почти в каждом доме есть компьютер и уж точно телевизор, поэтому чтение книг становиться обременительной обязанностью для родителей. Куда проще включить детям мультики или компьютерную игру и заниматься своими делами.

Но разве вы желаете своим детям плохого? Каждый родитель мечтает, что его ребенок будет самым умным и успешным. Способствовать этому можно элементарно – надо всего лишь приучить детей читать книги.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – приобщение детей к чтению.

Проектом предусмотрен объект исследования, в качестве которого выступают условия для обеспечения дошкольников полноценным чтением. Предметом деятельности является процесс чтения художественной литературы.

Актуальность создания проекта

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и с полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

В образовательной практике, где проектный метод обучения, после забвения вновь начал применяться с 80-х годов прошлого века уже накоплен достаточно большой опыт его реализации.

В последнее десятилетие в научно-педагогической литературе уже много написано о сущности и современном прочтении метода проектов. Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, специалисты школьной ступени так же обратили внимание на метод проектов. Использование его в школьной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, т. е. нововведение, новшество.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы школьников и получить ощутимый результат.

В школьном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции в свете ФГОС (интеграция на основе единого проекта).

Особенностью проектной деятельности в школьной системе образования является то, что ребенок уже может с помощью педагогов найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно - образовательном процессе СОШ №3 проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги МБОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Характерной чертой использования метода проектов в школьной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Самая любимая книга для детей – сказочная. Сказка для ребенка – это не вымысел, не плод фантазии – это особая реальность, реальность чувств, желаний, ценностей, установок, потребностей, привычек, которая становится ощутимой в безопасном для ребенка окружении любящих его взрослых и сверстников.

Чтение вместе с близкими взрослыми еще и способ психологической защиты: книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

Сказка - это именно такой рассказ, который лучше воспринимается детьми всех возрастов. Она воспитывает и обучает, помогает с пользой провести досуг. Яркие характерные образы из сказок воздействуют на сознание и дают четкое представление ребенку о добре и зле. Все эти фантастические рассказы содержат некие стереотипы поведения в той или иной ситуации, предлагают способы решения проблем и жизненных задач.

Часто сказки повествуют о каком-либо слабом и беспомощном герое, который в результате преодоления трудностей и сложных препятствий становится сильным и мудрым. Именно это отражает суть взросления человека и делает этот процесс понятным для детей. А задачи, которые решает персонаж, учат ребенка не пасовать перед проблемами, развивают гибкость ума, бытовую смекалку и хитрость.

Герой встречает на своем пути множество других действующих лиц сказки, разговаривает с ними. Дети, читая или слушая рассказ, постигают навыки общения и запоминают схемы поведения персонажей, все это развивает их и готовит к жизни в реальном мире. Взрослые, рассказывая произведение ребенку, меняют тембр голоса и интонацию, тем самым выступают в роли логопеда. Малыши буквально заглядывают в рот рассказчику, невольно запоминая его движения и мимику.

Сказки рассказывали и в древности, рассказывают и сочиняют их и сейчас. Изменились герои, изменились места действия, но одно осталось неизменным - в битве добра и зла добро всегда побеждает.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Книга русских народных сказок ».

Проект можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.) . Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Остановимся более подробно на семейных творческих проектах. Такие проекты призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества. Семейные творческие проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи. Основной целью таких проектов является вовлечение детей и взрослых в творческий процесс.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Такие проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой – дают возможность понять и почувствовать, что ты – часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. А собравшись вместе, мы можем созидать красоту и распространять ее в окружающем пространстве.

Творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и прогимназии.

Работа над проектом велась в течение 6 месяцев: 3 вводных занятия по ФЦКМ, в середине проекта 2 занятия по чтению ХК по теме: «Что за прелесть эти сказки», остальное время на других занятиях, такие как Худ.эстетическое развитие (рисование, аппликация)

Цель данной деятельности:

Способствовать формированию коммуникативных умений - способность к созданию условий для эффективной устной и письменной коммуникации в различных формах и контекстах.

1.Формировать интерес к чтению в семье, активизировать читательскую самостоятельность у родителей.

2. Поддерживать стремление участников проекта вступать в общение, высказываться, активизировать словарь, для дальнейшего развития и работой над проектом.

3. Единство семейного и общественного воспитания на протяжении работы над проектом

4.Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

5.Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

6.Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

7.Воспитание трудолюбия, аккуратности;

8.Обучение детей элементам дизайн-деятельности.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

В работе над данным проектом использовались методы:

Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение.

Эмпирические: наблюдение, изучение продукта деятельности.

Практический.

Наглядный.

Проблемно-поисковый.

План работы над проектом

Подготовительный этап. Планирование проекта

1.Постановка целей и задач.

2.Определение методов, подготовительная работа с воспитанниками и их родителями. 3.Подготовка оборудования и материала.

4.Создание информационного банка данных по проблеме проекта «Книга русских народных сказок».

5.Разработка плана мероприятий по проекту.

Ответственные

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

воспитатель - логопед

Оформление книжного уголка

воспитатель

Беседа «…да в ней намёк».

воспитатель

Чтение русских народных сказок

воспитатель, родители.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам, изучение с детьми истории возникновения первых книг, видов книг.

воспитатель

Просмотр мультфильмов «Пузыпь, соломинка и лапоть», «Лиса и кувшин», «Ворона и раск».

воспитатель

Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина «Путешествие в сказку».

воспитатель

Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

воспитатель,родители

Создание проекта «Книга русских народных сказок»»

воспитатель, родители.

5.Консультации для родителей «Чтение в кругу семьи. Цели и значимость».

6.Анализ литературы по теме проекта.

Формы работы: информационное выступление, презентация, беседа.

Результат этапа: доведена информация о конкурсе, начат сбор материала.

Основной этап.

1.Внедрение проекта в жизнь дошкольников в социуме и семье.

2.Поиск на поставленные вопросы.

3.Чтение сказок в кругу семьи, согласно списку для чтения, в соответствии с программой.

4.Изготовление эскизов книги, деталей будущей книги: вышивка гладью героев сказок, рисование маслом сюжетов произведений.

Формы работы: беседа с элементами диспута, чтение по ролям, словесное рисование, иллюстрирование. Здесь очень важна роль педагога, который должен не только организовать творческий процесс, но и поддержать любое творческое начинание, воодушевить, похвалить, деликатно и тактично отметить что-то положительное в первом литературном опыте каждого ребенка. Ведь одно из обязательных педагогических условий творческой проектной работы – это создание ситуации успеха для каждого дошкольника!

Результат: выбран лучший эскиз будущей книги, изготовлены детали.

Заключительный этап. Итоги

1. Сбор проекта «Книга русских народных сказок».

2.Инсценировка сказок.

3. Презентация и защита проекта «Книга русских народных сказок».

Формы работы: работа в группах (творческие группы проводят интервью, готовят фотоотчет), написание отзывов о проделанной работе.

Результат: подведены итоги по проекту, награждение по итогам проекта.

Работа над данным проектом на занятии ФЦКМ и ХК формирует навыки самостоятельной работы, обогащает читательский опыт. Дошкольники приобретают навыки исследования, как универсального способа освоения действительности развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируются личностная позиция.

Данный проект может быть реализован при изучении тем регионального компонента в ДОУ, а также в системе дополнительного образования.

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно – эстетического развития в ДОУ.

Одной из эффективных форм художественно – эстетического развития является проектная деятельность

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная деятельность, как средство художественно – эстетического развития дошкольника. Выполнила воспитатель Колосова Н.А.

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно – эстетического развития в ДОУ. Одной из эффективных форм художественно – эстетического развития является проектная деятельность.

Проектная деятельность: это возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач и проблем. это совместная деятельность взрослого и ребенка, когда партнеры проекта имеют общую цель на достижение общего результата в определенный отрезок времени несет как учебно – познавательный характер, так и творческий, и игровой. Может быть индивидуальной, парной, групповой, фронтальной.

Подходы к проектированию в области художественно – эстетического развития детей в ДОУ. 2. Гуманистический подход опирается на возможности ребенка к созидательному действию: рисование, лепка, аппликация, музыка и др. виды деятельности. 1. Аксиологический подход направлен на осознание художественных ценностей, эстетического восприятия олицетворения красоты произведений искусства. 3. Культурологический подход предполагает обеспечение взаимодействия и коммуникации между ребенком и взрослым, развитие личностной культуры ребенка, осознание культурных норм общества. 4. Полисубъектный подход обеспечивает объединение индивидуального опыта ребенка и общественно – исторического опыта в мировой художественной культуре, т.е. выражение ребенком своего опыта с помощью и на основе уже существующих символических художественных средств. 5. Рефлексивный подход подразумевает рефлексивную деятельность детей в интеллектуальном и эмоциональном плане.

Задачи проектной деятельности: Повышение детской самостоятельности, активности, любознательности, уверенности в себе. Повышения уровня художественно – эстетического восприятия, расширение кругозора, создание элементарных знаний о мире искусства. Стимулирование родителей к участию в проектной деятельности и совместной работе с детьми и ДОУ. Способствование развитию творческого мышления, умения: планировать свою деятельность, работать в коллективе, ориентироваться в информационном пространстве картины мира.

Этапы работы в проектной деятельности: I этап: подготовительно – организационный (тема, принятие детьми целей и задач, объединение в рабочие группы, распределение ролей) II этап: основной (работа с детьми, с родителями; оснащение развивающей предметно – пространственной среды; выполнение практической части проекта) III этап: завершающий (оценка результатов)

Структура проекта: Тема Цель Задачи Вид (содержание, продолжительность, доминирующий вид деятельности, количество участников) Участники проекта, возраст Предварительная работа Работа с детьми Работа с родителями Оснащение развивающей предметно – пространственной среды Систематизация материалов, п одведение итогов Ожидаемый результат

Используемые ресурсы: интернет портал http://www.maam.ru/ интернет портал http://сайт/ статья «Методология проектирования образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (автор – Горина Л.В. 2014 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов. В консультации раскрыто влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников, виды дидактических игр, методика использования дидактических игр в р...

Семинар-практикум для воспитателей "Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников"

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей воспитанников, педагогов начальной школы.В настоящее время многие отечественные и зарубежные произв...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида»

Города Чебоксары Чувашской Республики

Доклад

««Реализация проектов по художественно-эстетическому развитию детей»

Подготовила:

воспитатель

Никитина Н.А.

г. Чебоксары

2015 г.

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Современные дети находятся в огромном информационном поле, которое не всегда может обеспечить системность и глубину представлений об окружающем мире. Родители, педагоги, объединив свои усилия должны помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний, умений и навыков.

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование компьютера.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка.

Реализация различных видов проектов позволяют обеспечить интеграцию задач всех образовательных областей, интеграцию деятельности воспитателя с педагогами дополнительного образования и родителями.

Проект – специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Творческий проект на занятиях по художественно – эстетическому развитию – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Основной задачей проектной художественно – эстетической деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, активизация творческого потенциала, художественных способностей.

В проектной деятельности по художественно – эстетическому развитию ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении (проговаривании) темы проекта, рассказать (представить продукт своей деятельности).

Реализация проекта начинается с определения (формулирования) актуальной для дошкольников проблемы. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Тема для проекта инициируется воспитателем с учетом интереса детей, их возрастных особенностей - это обеспечивает мотивацию к деятельности.

Из опыта работы хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей и запросов, интересов, создание условий для самореализации активно развивает творчество.

Творчество – самый эффективный способ активного развития личности, а также средство решения проблемы выживания человека и развития человечества в современном быстро изменяющемся мире.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка , которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

·обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

·развитие познавательных способностей;

·развитие творческого воображения;

·развитие творческого мышления;

·развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте :

·ввести детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

·активизировать желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

·формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте :

·формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

·развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

·формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

·развивать желания пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

План работы воспитателя по подготовке проекта

·Постановка цели проекта.

·Разработка плана выполнения цели (воспитатель, методист обсуждают план работы с родителями).

·Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

·Подборка, изучение литературы по теме.

·Составление плана-схемы проекта.

·Сбор, накопление материала.

·Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

·Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

·Презентация проекта, открытое мероприятие, выставка итогового продукта.

·Подведение итогов. Перспективы на будущее.

Классификация проектов:

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

·по составу участников;

·по целевой установке;

·по тематике;

·по срокам реализации (по продолжительности они бывают краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочные).

Виды проектов:

· исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.;

· ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

· информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);

· творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Этапы деятельности над проектом

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Формулирует проблему (цель)
(При постановке цели определяется и продукт проекта)

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

Формулирует задачу

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию

Принятие задачи

Дополнение задач проекта

II этап

Помогает в решении задачи

Помогает спланировать деятельность

Организует деятельность

Объединение детей в рабочие группы

Распределение действий

III этап

Оказывает практическую помощь (по необходимости)

Направляет и контролирует осуществление проекта

Формирование специфических знаний, умений, навыков

IV этап

Подготавливает презентацию. Проводит презентацию

Продукт деятельности готовят к презентации

Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности

Завершается проект подведением итогов.

Примеры проектов по художественно-эстетическому развитию детей.

Ø Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Добрый сказочник Юрий Васнецов»

Цель данного проекта: Формировать интерес к книге с помощью книжной графики Ю.Васнецова.

Итоговое мероприятие: Викторина «Ю.Васнецов художник- иллюстратор»

Ø Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Неделя по приобщению детей к русскому народному творчеству»

Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству.

Итоговое мероприятие – «Весёлая ярмарка».

Ø Проект для детей среднего дошкольного возраста «Русский сувенир - Матрешка»

Цель данного проекта: Формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Итоговое мероприятие – «День рождение Матрёшки» (развлечение).

Ø Проект для детей подготовительной группы «Путешествие в прекрасное»

Цель данного проекта: Расширять и пополнять знания детей о жанрах изобразительного искусства. Отличать натюрморты, портреты, пейзажи. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Итоговое мероприятие – брейн-ринг «Умники и умницы».

Ø Проект для детей первой младшей группы: «Медведь в русских народных сказках»

Цель проекта: Представить образ медведя в русских народных сказках.

Итоговое мероприятие – мини-выставка «Медвежата».









2024 © rukaraoke.ru.