Профилактика вредных привычек среди школьников. Вредные привычки современного школьника и их влияние на организм


Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек. К примеру, некоторые мамы и папы «грешат» пристрастием к никотину, алкоголю, чрезмерно сладкой или жирной пище.

Для малышей раннего и дошкольного возраста характерны такие нежелательные действия, как сосание пальцев, ковыряние в носу, чавканье, кручение волос и непреодолимое желание чего-нибудь погрызть – от игрушек до ногтей.

Но если взрослые дяди и тёти хотя бы осознают свою неправоту и стараются исправить своё поведение, то ребёнок ещё не понимает, что тот или иной поступок его не красит. Какие встречаются вредные привычки у детей, что с ними делать? Ищите ответы в нашей статье.

Понятие «вредные привычки» можно считать достаточно спорным, поскольку в каждой семье есть собственные правила. Кто-то ругает ребёнка, если он часами сидит за компьютером, а другие сами нажимают на кнопку пульта, чтобы отвлечь малыша мультфильмами. Одни родители выступают против сладкой газировки и гамбургеров, а другие сами покупают эти не очень полезные продукты. Но есть группа нежелательных действий, которые никто из родителей не желал бы видеть у своих детей.

В психологии под привычками понимают непроизвольные и периодически повторяющиеся действия. Их условно подразделяют на две большие категории: патологические и непатологические.

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

  • грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);
  • сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);
  • ковыряться в пупке;
  • качать головкой;
  • накручивать или даже выдёргивать волосы;
  • манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);
  • биться головой об подушку.

Читайте также: Энурез у детей: причины, лечение, рекомендации

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста.

Зная о причинах возникновения «плохих» ритуальных поступков, вы можете предотвратить их негативные последствия. Самый простой совет – уделяйте малышу как можно больше своего внимания и времени, чаще берите его на ручки, ласкайте – кроха должен чувствовать родительскую любовь и нежность.

Кроме того, специалисты предлагают следующие меры для предупреждения нежелательного поведения у детей:

  • старайтесь подольше кормить ребёнка грудным молоком. Это полезно не только для детского иммунитета, но и для ощущения комфорта и безопасности;
  • осторожнее избавляйте малыша от соски, поскольку в дальнейшем он может выработать вредную привычку сосать палец, одеяло или волосы;
  • поддерживайте детскую гигиену, следите за тем, чтобы одежда не жала ребёнку в области паха;
  • избегайте чрезмерной строгости, которая у эмоциональных детей вызывает стресс и тревогу. Отсюда один шаг до появления «успокоительного» в виде патологического поведения.

Таким образом, профилактика вредных привычек у детей – действенный способ их предупреждения. Чтобы они не стали неотъемлемой частью детской жизни, необходимо с вниманием и заботой относиться к ребёнку, следить за малейшими изменениями в его поведении, не бояться обращения за квалифицированной помощью.

Способы устранения вредных привычек

Эта проблема требует от родителей терпения и согласованности. На избавление от привычки понадобится приблизительно столько же времени (или даже больше), сколько потребовалось для её зарождения. Однако не стоит бороться только с последствиями привычки, необходимо выявить и устранить её причину.

Читайте также: Звучание цвета или как научиться мечтать вместе с детьми!

Например, если малыш сосёт пальчик из-за отсутствия внимания, нужно с лихвой восполнить его дефицит. Чем больше вы будете играть с ребёнком, гулять и заниматься с ним, тем меньше времени останется для формирования вредной привычки.

1. Привычка грызть ногти

По мнению психологов, эта особенность является одним из главных признаков заниженной самооценки, беспокойства, тревожности и нервного перенапряжения. Ситуация усугубляется тем, что из-за привычки кусать ногти ребёнок может стать объектом для издевательств в школе, у него появятся проблемы с прикусом и речью, в организм вместе с грязью проникнут яйца глистов.

Если вы не можете своими силами установить причину возникновения стресса, обратитесь к специалисту. Скорее всего, он также посоветует занять ребёнка рисованием, лепкой, складыванием пазлов, то есть задействовать детские пальчики в двигательном процессе.

Детей постарше, особенно девочек, можно приучить на своём примере ухаживать за ногтями, вовремя состригать и следить за их чистотой. Приобретите для ребёнка маникюрный набор, специально разработанный для дошколят и младших школьников.


2. Сосание пальцев

Советы по искоренению этой вредной привычки во многом схожи с рекомендациями к предыдущей проблеме. Однако сосут пальчики чаще маленькие дети (обычно до двух-трёх лет). Кроме того, сосание пальцев (одежды или постельного белья) может быть и своеобразным снотворным.

Если малыш перед сном тащит кулачок в рот, старайтесь успокаивать его нервную систему заранее: исключите за час-два до засыпания активные игры, покупайте кроху, сделайте ему расслабляющий массаж, почитайте сказки. Не нужно хватать детей за руку, бить по пальцам – этим вы только усугубите проблему.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек;
  • развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;
  • формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье.

Подготовительная работа: За неделю объявить учащимся о классном часе и о конкурсе рисунков на тему “Скажем нет!”

Оборудование: презентация, раздаточный материал, листы красного и зеленого цветов.

Ход классного часа

Основная часть. Ребята, все вы знаете, что важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия.

Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье. (Ответы детей)

Одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности – соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

Привычка - это то, что мы неизменно повторяем изо дня в день, в отличие от наших ошибок, на которых мы учимся.

Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни - это плохие привычки Мы знаем. Что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем - привыкли!

Что такое вредная привычка? (ребята дают понятие “вредная привычка” )

Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

Вредные привычки бывают не полезны или прямо вредны. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под силу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие.

Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.

Полезными привычками мы можем назвать такие, как:

  • соблюдать режим дня,
  • делать зарядку по утрам,
  • мыть руки перед едой,
  • убирать за собой все вещи на место,
  • чистить каждый день зубы
  • правильное питаться и т.п.

Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.

К вредным привычкам можно отнести следующие действия:

Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.

Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.

Вопрос: Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

Наркомания – хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Различают позитивную привязанность - приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность - приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т.н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Курение - вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос. Почему же люди пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.

Интернет-зависимость - психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6. Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Вопрос: А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая (ответы детей)

Привычка грызть ногти. Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают.

Техномания. Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

Вопрос: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)

Самое главное - постарайтесь найти причины этой привычки.

Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Давайте наметим основные принципы избавления от непродуктивных схем поведения.

Отучать себя

  • Замотивировать себя
  • Самому самоорганизовать себя
  • Замотивировать других организовать вас (найти себе “пастуха”)

Отучать других

  • либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда,
  • чтобы он что-то не делал рядом с вами.

При этом одно дело - отучать посторонних людей, другое - близких, при этом отучать своих детей - другое, нежели отучать своих родителей.

Ведь здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Что же можно, а что нельзя, чтобы ваше здоровье сохранить?

Практическая часть. Написать на листочках свои привычки и вредные и хорошие. Хорошие привычки необходимо написать на зеленых листочках, плохие - на красных листах.

Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.

Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.

Сегодня мы с вами узнали, какие вредные привычки бывают у человека и как с ними бороться. Будьте осторожны с вредными привычками, зачастую они приводят к неблагоприятным последствиям, либо являются предвестниками серьезных заболеваний.

В итоге, ребята, хочется вам подарить схему ЗОЖ

Постарайтесь следовать этой схеме здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.


Мы можем предположить, что современная техника и ПАВ порождают собой страшные процессы в организме человека и причиняют невосполнимый вред здоровью, а уж тем более ребёнку. Поэтому необходимо проводить меры предотвращения злоупотребления ПАВ и излишнего использования современной молодежной техники.


Влияние электромагнитных излучений Оказывают биологическое воздействие на головной мозг, это может способствовать развитию лейкоза, когнитивных расстройств и даже влиять на струк­туру ДНК. Приводят к ухудшению памяти, повышению артериального давления, бессоннице и раннему старению организма. У мальчиков, носящих сотовый на поясе или в кармане брюк, снижается способность к оплодотворению и ослабляется потенция. У девушек, носящих сотовый на шнурке, может возникнуть рак груди. В момент посыла вызова предельно допустимый уровень электромагнитных излучений превышается в 6-7 раз, при этом нарушается работа быстрорастущих и делящихся клеток.


Влияние плееров Если каждый день по 3 часа слушать музыку через малюсенькие наушники, то через 5 лет слух ухудшится на 30%. Прослушивание музыки делает человека рассеянным: люди с плеером на шее в несколько раз чаще остальных пешеходов попадают под машину. Прослушивание музыки на холоде приводит к охлаждению органов слуха. Подросток после прослушивания музыки различной направленности становится агрессивным, нервным, неуправляемым, это влияет на психику. Прослушивание музыки на максимальной громкости ухудшает слух, приводит к головным болям, быстрой утомляемости, звону в ушах, мешает сконцентрироваться.








Употребление пива ведёт К физическому бессилию, у школьника снижается работоспособность и выносливость. К интеллектуальному торможению, при котором нарушается память и концентрация внимания. К психологической нестабильности, основными проявлениями которой являются колебания настроения и снижение уверенности в себе.


Способы правильного использования сотового телефона Желательно не пользоваться сотовыми телефонами детям и подросткам до 16 лет. Следует ограничить продолжительность одного разговора до трех минут. Максимально увеличивать период между двумя разговорами (минимальная пауза - 15 минут). Детям рекомендуется использовать модели с низким показателем удельной мощности излучения (SAR). Не носите телефон в кармане или на шнурке, а держите на столе или в сумочке, чтобы избежать раковых опухолей. Не разговаривайте по сотовому телефону в машине или автобусе. Во время сна выключайте телефон и убирайте подальше от спального места. Не прикладывайте телефон к уху в то время, когда идёт набор, а только после соединения. Во время самого разговора пользуйтесь наушниками или громкой связью.

Цель: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних посредством взаимодействия школы и родителей.

Задачи:

Рассказать родителям о влиянии вредных детских привычек на взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;

Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении вредных привычек.

Форма проведения: обучающий практикум.

Подготовительная работа: родители заполняют дома таблицу «Вредные привычки у моего ребёнка» (см. приложение №1).

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы поговорим с вами о вредных привычках, причинах, их вызывающих, а так же попробуем разобраться, как предотвратить появление вредных привычек, либо искоренить их, если они, всё-таки, уже появились у наших детей

Дома вам было предложено заполнить таблицу. Вы уже определили, есть ли вредные привычки у вашего ребёнка, каковы причины их появления и как вы с ними пытаетесь бороться.

Давайте вместе попробуем ответить на ряд вопросов.

Что такое привычка?

Какие бывают привычки?

Когда появляются привычки?

Где и как дети приобретают привычки?

(Родители высказываются, обмениваются мнениями).

Итак, привычка- это поведение, действия, ставшие для ребёнка обычными или постоянными.

Многие вредные привычки могут появиться в школьные годы. Однако, не стоит во всём обвинять учителей или сверстников. Многие привычки (плохие или хорошие) мы приобретаем в семье.

Каждая привычка имеет свои причины и требует индивидуального подхода.

2. Обучающий практикум

Давайте запишем на доске все наиболее часто встречающиеся вредные привычки.

(Учитель с помощью родителей записывает привычки на доске).

Ребёнок говорит неправду.

Ребёнок ябедничает.

Ребёнок берёт чужие вещи.

Ребёнок грызёт карандаш.

Ребёнок говорит плохие слова.

Рассматривается отдельно каждая привычка;

Родители высказывают свои мнения по поводу причины возникновения данной привычки;

Родители приводят примеры проявления данной привычки у своего ребёнка (по желанию);

Родители предлагают (делятся опытом) способы и приёмы устранения данной ошибки;

Учитель подводит итог дискуссии: обобщает всё, сказанное родителями ранее, приводит примеры из своего опыта, педагогической литературы, читает рекомендации.

1. Ребёнок говорит неправду

Наверняка это случалось и до того, как малыш пошёл в школу. Но враньё маленького ребёнка достаточно безобидно. А вот ложь, касающаяся школьных проблем, доставляет серьёзные неприятности и иногда ставит родителей в крайне неловкое положение.

Пример.

Ирина, мама восьмилетней Кати, встретила учительницу дочери. Та сочувственно посмотрела на неё и спросила: «Ну как у вас дела? Катюша рассказала о конфликте в семье. Надеюсь, всё разрешилось?» Ирина чуть сквозь землю не провалилась.

Оказалось, что никаких проблем не было. Просто дочь постоянно врала. Маме говорила, что им ничего не задают, а учительнице, что не может делать задания из-за семейных проблем.

Мало наказать ребёнка за ложь, надо построить отношение с ним так, чтобы подобная ложь впредь не повторялась.

Что делать?

Постараться понять ребёнка, в какой бы ситуации он не оказался;

Исключить жёсткие наказания;

Как можно чаще демонстрировать ребёнку свою любовь, а не воспитательные принципы;

Постараться самим, особенно при детях, ссылаться на мнимую болезнь, сильную занятость и т.п., чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей. Если ребёнок возьмёт с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.

2. Ребёнок ябедничает

В начальной школе у детей складываются первые серьёзные дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом.

Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, ребёнку не хватает внимания и общения. Поэтому он хочет казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителей, ребят.

Что делать?

Пресекайте подобные поступки или, по крайней мере, никак их не поощряйте;

Объясните ребёнку, почему людям не нравятся ябеды;

Пояснить, что жаловаться и «стучать» - не одно и то же, что рассказывать взрослым о чём-то опасном и угрожающем.

3. Ребёнок берёт чужие вещи.

Воровство - это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако, если человек крадёт чужие вещи, не обращая внимания на своё окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, значит, это уже не поступок, а болезнь. Всё же, часто дети воруют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают ребята 13 лет неблагополучных в психологическом смысле семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется, когда происходит что-то неординарное, а обделённый вниманием ребёнок рад даже наказанию или скандалу.

Что делать?

Ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничьтесь рассказом о своей и чужой собственности. Постараться объяснить ребёнку, что, даже если он в чём-то очень сильно нуждается, воровство - не способ решения проблемы.

Не осуждать его публично. Если кража произошла в классе, не стоит посвящать в это всех учителей, родителей, одноклассников - с плохой ситуацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.

Не делайте негативных прогнозов относительно будущего своего чада и не озвучивайте их ему.

Не напоминайте всё время о проступке и не уделяйте ему слишком большого внимания.

Лучше подумайте о том, как проводить с ребёнком больше времени.

4. Ребёнок грызёт карандаш.

Многие дети, когда волнуются или раздумывают над сложной задачей, любят крутить в руках или грызть карандаш, линейку, ручку. Родители часто видят в этом вредную привычку, в то время как психологи считают такое поведение первым признаком усталости или стресса.

Что делать?

Постараться не давить на ребёнка: «Ты не должен этого делать во что бы то ни стало!»

Быть гибче во всём, что касается школьных обязанностей. Вы можете помочь ребёнку сделать уроки и даже выполнить трудное задание за него, если знаете, что ему будет так спокойнее идти завтра в школу.

Даже если успехи ребёнка кажутся вам недостаточными, не делайте из этого проблему и не требуйте слишком многого.

5. Ребёнок говорит плохие слова.

Несправедливо списывать эту привычку на влияние школы: ругательства ребёнок слышит задолго до того, как идёт в первый класс. И, конечно, сам их произносит до тех пор, пока не поймёт, что это неприлично. В подростковом возрасте часто ребёнок ругается для того, чтобы почувствовать себя взрослым и независимым.

Что делать?

Не использовать в своей речи ненормативную лексику;

При каждом новом плохом слове вашего чада спокойно объяснять ему, что так говорить не стоит.

6. Ребёнок постоянно опаздывает.

В младшей школе дети ещё не могут следить за временем и часто опаздывают. Подростки делают это, чтобы привлечь внимание окружающих и показать свою независимость.

Что делать?

- школьникам первых-вторых классов нужно помогать ориентироваться во времени, напоминать о важных делах.

3. Выступление школьного психолога (учителя)

Даже мелочи могут много значить.

Взрослые нередко совершают ошибку, не замечая тех мелочей в поведении детей, которые ведут их в правильном направлении. Вместо этого мы ждём каких-то громадных сдвигов, чтобы только потом отметить перемены. При таком отношении ждать придётся очень долго. На самом деле, большие перемены не произойдут, если игнорировать перемены маленькие.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок двигался в нужном направлении, внимательно следите за отдельными конкретными признаками того, что поведение улучшается, каким бы незначительным это улучшение не казалось. Так вы поможете ему измениться и установить хорошие отношения с другими людьми.

Привычка отдавать должное улучшению в поведении детей - это метод, который мы называем поощрением небольших перемен. Он поразительно эффективен, но обычно мало используется.

Детям нужно давать возможность порадоваться их маленьким победам. Если они ликуют по поводу небольших достижений, то потом будут проявлять настойчивость и от малых подвигов смогут перейти к большим свершениям.

Как можно вознаграждать перемены в поведении ребёнка?

Воспользуйтесь данной программой.

1) Нацельтесь на то, чтобы изменить всего один стереотип в поведении ребёнка. Например, он вовремя одевался по утрам или перестал драться с младшим братом;

2) Сформулируйте, чего конкретно вы хотите добиться, и опишите ход событий на манер сценария. Ваши пожелания должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы и ребёнок мог понять их. Не говорите: «Веди себя хорошо» или «Возьмись за ум». Этого не достаточно, чтобы объяснить, чего именно вы добиваетесь. Ваш образцовый сценарий должен давать описание активного положительного шага, которого вы ждёте от своего ребёнка. Не говорите что-то вроде: «Больше не драться». Не драться он не будет! Подумайте о том, как, по вашему мнению, должен был бы поступить ребёнок в той ситуации, когда он плохо себя ведёт.

3) Запишите ответ на такой вопрос: «Что именно может стать первым признаком перемен к лучшему в поведении моего ребёнка?» Пытаясь определить первый признак перемен, выберите наименьший из возможных заметных вам проступков. Не перехлёстывайте, не ждите слишком многого. Спокойная игра с братиком в течение двух минут или надевание одного предмета одежды каждое утро - уже маленькие примеры улучшения. Таким образом, если ребёнок надел один носок, это уже признак того, что есть движение в правильном направлении.

4) Расскажите ребёнку, чего вы добиваетесь. Сядьте рядом с ним и прямо объясните, в чём состоит проблема, какие поступки вы ждёте от ребёнка, в чём вы усматриваете первые признаки перемен. Дайте ребёнку шанс высказать своё мнение о том, что он считает первым признаком перемен. Если он предложит нечто другое, отличное от того, что вы надеялись услышать, проанализируйте его мнение. Если его идея не имеет отрицательной направленности, попробуйте с ним согласиться.

5) Понаблюдайте какое-то время и постарайтесь заметить, когда ребёнок не совершает дурных поступков и когда он делает первый шаг к намеченному позитивному типу поведения. Подтвердите, что заметили первые признаки изменений к лучшему. Например, если ребёнок сам, без напоминания, надевает какой-то предмет одежды, скажите ему: «Я вижу, ты без напоминания сам надеваешь рубашку!»

6) Говорите ребёнку, что вы обратили внимание на его успехи. Пишите небольшие записки с признанием его успехов и кладите их в коробочку для школьного завтрака или на его письменный стол. Делайте это два-три раза в день. Например, если ребёнок сделал уроки до того, как усесться перед телевизором, на следующий день положите в его портфель записку, в которой отметите это. Такие записки необходимы, так как у детей вырабатывается привычка не замечать ваши критические замечания, так что они начинают не реагировать и на положительные замечания.

7) Заведите дневник и отмечайте в нём положительные перемены в ребёнке. Это поможет тщательнее следить за его продвижением к цели. В этом методе продвижение к намеченному типу поведения важно разбить на такие малые шажки, которые дадут нам множество поводов отмечать улучшения в поведении. Не забывайте помечать каждый раз, когда такая перемена произошла.

Две ошибки взрослых, которые могут затруднить путь к успеху:

1. Мы не замечаем малых улучшений.

2. Мы позволяем себе реплики с подкалыванием.

(Родителям раздаются памятки «Семь шагов к хорошему поведению» (см. приложение)).

4. Подведение итогов

Учитель и психолог выслушивают вопросы родителей.

Учитель предлагает родителям проверить себя, исправить ошибки в своей таблице.

1. Определитесь со своими ценностями.

2. Хвалите за хорошее поведение.

3. Не упускайте шанса извлечь урок.

4. Следите за тем, что смотрит ваш ребёнок.

5. Говорите о последствиях.

6. Помогите вашему ребёнку взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Закономерности детского воспитания.

- Будьте нужны своему ребёнку.

Позвольте ребёнку испытать естественные последствия его поведения.

Подчёркивайте хорошее.

Учитывайте характер вашего ребёнка.

5. Решение собрания

Оказывать детям помощь и поддержку в преодолении вредных привычек.

Приложение 1

Анкета для родителей

Вредные привычки ребёнка

Причины появления

Способы искоренения привычки

Полученный результат

Говорит неправду

Ябедничает

Берёт чужие вещи

Грызёт карандаш

Постоянно опаздывает

Говорит плохие слова

Памятки для родителей

«Семь шагов к хорошему поведению»

1. Поставьте цель изменить один определённый стереотип в поведении.

2. Опишите себе поведение, которого вы добиваетесь, на манер сценария.

3. Запишите ответ на такой вопрос; «Что было бы первым признаком изменения в поведении ребёнка?»

4. Объясните ребёнку, чего вы добиваетесь.

5. Покажите, что вы заметили, что ребёнок идёт к поставленной цели.

6. Оставляйте ребёнку записки, где вы признаёте, что заметили его успехи.

7. Ведите дневник, в котором делайте записи об изменениях к лучшему.

1. Определитесь со своими ценностями (решите для себя, какие качества наиболее ценны для вас, и поступайте так, как бы вы хотели, чтобы поступили ваши дети).

2. Хвалите за хорошее поведение (акцентируйте внимание на тех поступках, которые достойны вашего одобрения, ищите, за что можно похвалить ребёнка).

3. Не упускайте шанса извлечь урок (беседуйте с детьми, разъясняйте ситуацию).

4. Следите за тем, что смотрит ваш ребёнок («Если дети бесконтрольно сидят у телевизора, видят на экране насилие и секс, у них, скорее, сложится искажённое представление о том, как строить свои отношения с людьми. Дети импульсивны по натуре, хорошие привычки не формируются сами собой»).

5. Говорите о последствиях (родители могут советоваться с детьми при выборе наказания, которое будет справедливым - к детям приходит осознание того, что их голос что-нибудь, да значит. В более взрослом возрасте дети будут готовы к ситуациям, которые потребуют от них выбора (пить алкоголь или нет, принимать наркотики или нет…).

6. Помогите ребёнку взглянуть на ситуацию с другой стороны (представить себя на месте того, кого он обидел).

«Закономерности детского воспитания»

Будьте нужны своему ребёнку!!!

1. Позвольте ребёнку испытать естественные последствия его поведения (если вы постоянно оберегаете ребёнка от падения, он никогда не научится сам подниматься).

2. Подчёркивайте хорошее (ежедневной критики должно быть по крайней мере в три раза меньше, чем позитивных действий, особенно физических проявлений ласки и любви).

3. Учитывайте характер вашего ребёнка (от характера ребёнка зависит степень его активности, умение сосредоточиться, реакция на новое и экспрессивность. Доказано, что попытки изменить вышеперечисленное - бесполезны).

Чтобы скачать материал или !







2024 © rukaraoke.ru.